Введение 3
1 Понятие «одаренность», виды одаренности 5
2 Условия развития одаренности детей 7
3 Показатели одаренности ребенка 9
4 Приемы работы с одаренными детьми 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Приложение А 15
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Есть дети с более развитым интеллектом, чем их сверстниками, которые отличаются способностями к творчеству, способностью классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно ищут ответы на свои вопросы, любопытны, проявляют независимость, активны.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у воспитателей и родителей одаренных детей в наше время.
Цель работы: выявить формы и методы работы с одаренными детьми в детском дошкольном учреждении.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
-раскрыть сущность понятия «одаренность», «одарённые дети»;
-изучить показатели одаренности детей;
-рассмотреть формы и методы работы с одаренными детьми.
Объект исследования: образовательный процесс в детском дошкольном учреждении.
Предмет исследования: формы и методы работы с одаренными детьми в детском дошкольном учреждении.
Контрольная работа состоит из введения трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Изученная литература позволяет сделать следующие выводы: одаренным детям нужен особый подход. Основными направлениями работы с ними являются индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора в соответствии с уровнем знаний и способностей. Творческие начала человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако могут быть созданы условия для их развития. В результате многолетней работы по созданию методов, концепций, систем развития одаренности накоплен важный опыт, который следует использовать в педагогической практике и дальнейших исследованиях.
В педагогической литературе существует множество определений одаренности. Каждый ребенок одарен по-своему, и невозможно разработать подход в рамках общей теории, которая гарантирует сто процентный успех в работе с одаренными детьми. В данной работе были даны основные определения одаренности с использованием психолого-педагогической литературы, раскрыта сущность понятия одаренности, представлены классические методы и концепции, используемые при работе с одаренными детьми, а также наиболее перспективные формы и методы работы с одаренными детьми.
Несомненно, основным требованием для учителей одаренного ребенка является безусловное понимание и уважение его личности. Главная задача учителя - привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учитель должен всегда помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко уязвимы. Поэтому от учителя требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и профессиональный «багаж» необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
1.Антонова, И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова. Одар. ребенок. - 2013. - № 1. - С. 46-51.
2.Афанасьева, В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев. Одар. ребенок. - 2012. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
3. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
4.Бордовская Н.В. Педагогика. - СПб.: Питер, 2009.
5.Вульфов Б.З. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2008.
6.Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская. Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.
7. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. - 192 с.
8.Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова. Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.