Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования занятости мигрантов 8
1.1 Понятие и нормативно-правовое регулирование занятости мигрантов в РФ 8
1.2 Исследование зарубежного опыта регулирования занятости мигрантов . 15
1.3 Отечественная практика формирования занятости мигрантов 26
Глава 2. Анализ формирования занятости мигрантов в РФ 37
2.1 Статистический анализ процессов миграции и трудоустройства мигрантов в РФ 37
2.2 Анализ существующих методов формирования занятости мигрантов в РФ 44
2.3 Экономические и правовые проблемы формирования занятости мигрантов в РФ 57
Глава 3. Совершенствование процессов формирования занятости мигрантов в РФ 67
3.1 Разработка предложений по улучшению процессов формирования занятости
мигрантов в РФ 67
3.2 Оценка влияния разработанных предложений на рынок труда РФ 87
Заключение 89
Список литературы
Диссертационная работа посвящена исследованию проблемы формирования занятости мигрантов в России.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что международные миграционные потоки в современных условиях оказывают существенное влияние на национальные рынки труда, в том числе и на рынок труда России. В связи с этим перед органами государственной власти стоит задача эффективного регулирования занятости международных мигрантов.
Система регулирования занятости мигрантов в России является достаточно сложной, что обусловлено различными типами мигрантов. В частности, для значительной части мигрантов в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями, не требует оформление разрешения на работу. Кроме того, часть мигрантов, прибывающая из стран СНГ, осуществляет трудовую деятельность в России на основе патента. Мигранты, прибывающие из стран дальнего зарубежья, осуществляют трудовую деятельность в России на основании разрешения на работу.
На текущем этапе система регулирования занятости мигрантов является недостаточно эффективной, что требует ее совершенствования. Наиболее значимые проблемы связаны с несовершенством системы нормативного правового регулирования занятости мигрантов. Кроме того, с каждым годом растут объемы нелегальной занятости мигрантов в народном хозяйстве России, что наносит вред отечественной экономике и рынку труда. Вместе с тем, отказ от привлечения зарубежной рабочей силы в России нецелесообразен. В частности, трудовые мигранты играют важную роль в обеспечении занятости в отраслях, которые малопривлекательны для российского населения (прежде всего, речь идет о сфере строительства, добывающих производствах). Таким образом, актуальна задача определения оптимального соотношения численности мигрантов по отраслям народного хозяйства, регионам. Привлечение трудовых мигрантов должно способствовать развитию экономики России и, вместе с тем, не ограничивать права и возможности российских граждан на рынке труда.
Объектом исследования в диссертационной работе выступает трудовая деятельности иностранных мигрантов на территории РФ.
Предметом исследования в диссертационной работе выступают социально-экономические отношения, возникающие в рамках государственного регулирования занятости мигрантов в России.
Цель диссертационной работы - проанализировать политику формирования занятости мигрантов в России на современном этапе и предложить пути ее совершенствования.
Для достижения данной цели в диссертационной работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и особенности нормативно-правового
регулирования занятости мигрантов в России;
- провести исследование зарубежного опыта регулирования занятости мигрантов;
- исследовать отечественную практику формирования занятости
мигрантов на современном этапе;
- провести статистический анализ процессов миграции и трудоустройства мигрантов в РФ;
- провести анализ существующих методов формирования занятости мигрантов в РФ;
- выделить экономические и правовые проблемы формирования занятости мигрантов в РФ;
- разработать предложения по улучшению процессов формирования занятости мигрантов в РФ;
- выполнить оценку влияния разработанных предложений по формированию занятости мигрантов на рынок труда РФ.
Теоретическую основу диссертационной работы составили монографии, публикации в периодических печатных изданиях по вопросам формирования занятости мигрантов. Следует отметить, что вопросы миграции и регулирования занятости иностранных мигрантов достаточно широко рассмотрены в литературных источниках. В частности, исследованию правовых и социально-экономических проблем формирования занятости мигрантов посвящены работы Абезгильдина Р.Р., Алексеевой Г.И., Приженниковой А.Н., Гнатюка И., Давыдовой Е.В., Зайцевой Л.В., Чукреева А.А., Катасоновой С., Коршуновой Н., Либермана К., Ломакина А., Малышева Е.А., Махмудовой М.М., Махмудова С., Егорова С.А., Игнатенко А.С., Козырева А.Б., Лютова Н.Л., Межуевой Т., Ожкало И.В., Акимова Л.Ю., Андриченко Л.В., Артемьевой Е.А., Сазоновой Н.Г., Сомовой Д., Суховской М.Г., Шуршаловой Е.С.
Зарубежная практика регулирования занятости мигрантов рассматривается в работах Абрамова Р.А., Войтенко Ю.И., Волошиной А.В., Трояковой Т.Г., Горян Э.В., Дроновой С.Ю., Лушникова А.М., Лушниковой М.В., Мелкоян В.А., Морозова П.Е., Сойфер В., Касумова А., Тимашовой Т., Томашевского К.Л., Трыкановой С.А. Парфенцева О.А. и Иванова Н.П. рассматривают проблему определения потребности российской экономики в иностранной рабочей силе с учетом перспектив социально-экономического развития территорий. Уткин В.А. рассматривает коррупционную составляющую в миграционных процессах. Фирсов И.В. исследует миграционные процессы в России с позиции экономической безопасности страны. Симонова С.В. рассматривает проблему воссоединения семей в рамках миграционной политики. Несмотря на большое количество публикаций по тематике работы, многие вопросы в области регулирования занятости мигрантов носят дискуссионный характер. В частности, исследователи расходятся в вопросе необходимости привлечения иностранных мигрантов на российский рынок труда. Одни исследователи говорят о необходимости привлечения мигрантов в целях устранения дефицита рабочей силы на рынке труда, необходимости устранения территориальных и отраслевых диспропорций рабочей силы. Другие авторы отмечают комплекс проблем, связанных с трудовой деятельностью иностранных мигрантов, в частности развитие нелегальной миграции, рост преступности, ограничение возможностей российских граждан в трудоустройстве на рынке труда, коррупционную проблему и др.
В рамках выполнения диссертационной работы также были изучены и проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие занятость иностранных мигрантов в России, а также международные договора РФ в сфере миграции.
Аналитическую базу диссертационной работы составили:
- официальные статистические данные Росстата по процессам миграции и трудоустройства мигрантов;
- официальные статистические данные ФМС России по миграционным процессам (до 2015 года);
- официальные статистические данные МВД России по миграционным процессам (за 2016-2017 гг.);
- официальные статистические данные ООН в части международных миграционных процессов.
В рамках выполнения диссертационной работы были использованы следующие общенаучные и прикладные методы экономических исследований: методы статистического анализа (горизонтальный, вертикальный анализ, трендовый анализ); синтез; графические методы; методы сравнения и сопоставления; методы ранжирования; метод экспертной оценки; метод личных наблюдений; контент-анализ; анкетирование, интервьюирование; методы прогнозирования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- в диссертационной работе предложено и обосновано введение в РФ единого нормативного правового акта в области миграционной политики - Миграционного кодекса РФ. В работе на основе анализа отечественного и зарубежного законодательства разработана рекомендуемая структура данного нормативного документа. Введение Миграционного кодекса РФ имеет важное значение с точки зрения систематизации миграционного законодательства и устранения противоречий в нем;
- в диссертационной работе предложены пути влияния через законодательную базу на профессионально-квалификационную и региональную структуру иностранной рабочей силы, которые в настоящее время не используются в РФ, в частности применение упрощенных миграционных процедур по отношению к иностранному мигранту, который осуществляет трудовую деятельность в дефицитных для субъекта РФ профессиональных областях, а также дифференциация стоимости патентов для иностранных мигрантов не только по субъектам РФ, но и по профессиональным сферам деятельности в рамках субъекта РФ.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- выделены проблемы рынка труда иностранных мигрантов в России на современном этапе;
- исследованы основные методы регулирования занятости иностранных мигрантов, применяемые в РФ;
- выработаны и обоснованы конкретные мероприятия по совершенствованию системы регулирования занятости мигрантов в РФ.
Структурно диссертационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, заключения, приложений.
В первой главе диссертационной работы рассмотрены теоретические аспекты формирования занятости мигрантов, исследована отечественная и зарубежная практика решения данной проблемы.
Во второй главе диссертационной работы проведен анализ методов формирования занятости иностранных мигрантов, используемых в РФ на современном этапе.
В третьей главе диссертационной работы предложения мероприятия по совершенствованию формирования занятости иностранных мигрантов в России.
Результаты выполнения диссертационной работы подтвердили актуальность выбранной темы исследования - проблемы формирования занятости иностранных мигрантов играют важную роль на современном рынке труда России.
По результатам выполнения диссертационной работы решены следующие задачи:
1) рассмотрены понятие и особенности нормативно-правового регулирования занятости мигрантов в России.
Под занятостью мигрантов в диссертационной работе понимается трудовая деятельность иностранных работников, на временной или постоянной основе прибывших на территорию России в поисках лучших условий работы или жизни, направленная на удовлетворение потребностей и приносящая трудовой доход. Занятость мигрантов в России регулируется системой нормативных правовых актов, базовым из которых является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Проведенный анализ показал, что миграционное законодательство в России на современном этапе находится на стадии становления, является недостаточным, механизм реализации миграционного трудового законодательства недостаточно отрегулирован. В результате это приводит к правовым, политическим, социальным и экономическим проблемам.
2) проведено исследование зарубежного опыта регулирования занятости мигрантов.
В зарубежной практике находят применение различные методы регулирования занятости мигрантов. В США для регулирования трудовой занятости мигрантов применяются иммиграционные квоты, разрешительный порядок трудовой деятельности мигрантов, штрафные санкции по отношению к работодателям. В США применяется подход, предполагающий разделение мигрантов на пять категорий, в зависимости от степени предпочтительности. Схожий подход применяется в Японии, где мигранты разделены на три категории, для которых дифференцированы ограничения трудовой деятельности. Довольно благоприятные условия для трудовой деятельности мигрантов созданы в Испании. В стране развиты программы социальной адаптации мигрантов, предоставляются широкие возможности мигрантам в области легализации трудовой деятельности. Достаточно широкий перечень ограничительных мер по отношению к трудовой деятельности мигрантов используется в Великобритании, в частности предъявляются жесткие требования к знанию английского языка, необходимость получения официального приглашения от работодателя для въезда в страну, предельный срок пребывания мигрантов в рамках поиска работы на территории страны ограничен шестью месяцами. Особенностью миграционной политики Швеции выступает возможность обжалования любых миграционных решений в миграционном суде, а также судах высшей инстанции.
3) изучена отечественная практика формирования занятости мигрантов на современном этапе.
В отечественной практике используются различные инструменты регулирования занятости мигрантов, которые систематизированы нами на следующие группы: разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности мигрантами в России; квотирование количества рабочих мест для мигрантов; покупка патента на право осуществления трудовой деятельности; дополнительные ограничения и требования к мигрантам (предоставление полиса ДМС при трудоустройстве, представление документа о знании русского языка, истории России, основ законодательства), меры ответственности к работодателям, привлекающим к трудовой деятельности иностранных граждан. При наличии множества инструментов регулирования занятости мигрантов в России, остается нерешенной проблема нелегальной трудовой миграции, что отрицательно влияет на рынок труда.
4) проведен статистический анализ процессов миграции и трудоустройства мигрантов в РФ.
Иностранные мигранты играют существенную роль на рынке труда России. Так, трудовую деятельность в России осуществляют примерно пять миллионов иностранных мигрантов. Основная часть мигрантов прибывает в Россию в безвизовом порядке из стран СНГ. Основными видами работ, на которые привлекаются мигранты домашними хозяйствами, выступают строительство и ремонт; в предпринимательском секторе - оптовая и розничная торговля. Наиболее привлекательными регионами для мигрантов выступают Москва, Московская область, Санкт-Петербург.
5) проведен анализ существующих методов формирования занятости мигрантов в РФ.
В России используются различные методы формирования занятости мигрантов. В отношении иностранных мигрантов, прибывающих в России в визовом порядке, основным методом регулирования выступает разрешительной порядок осуществления трудовой деятельности, а также квотирование рабочих мест (по профессиям и субъектам РФ). В отношении иностранных лиц, прибывающих в Россию в безвизовом порядке (граждане стран СНГ), применяется патентная система. Кроме того, граждане отдельных стран, с которыми РФ заключены межгосударственные соглашения, практически не имеют ограничений при трудоустройстве. Современный этап развития методов регулирования трудовой деятельности зарубежных мигрантов в России характеризуется минимальными возможностями воздействия на профессионально-квалификационную структуру занятости мигрантов - квотирование рабочих мест осуществляется только для мигрантов из дальнего зарубежья, доля которых минимальна (на уровне 10 %). Государством в России также используются такие методы регулирования, как определение допустимой доли мигрантов, которую может использовать работодатель в рамках определенного вида экономической деятельности. Кроме того, устанавливаются дополнительные требования, связанные с необходимостью подтверждения мигрантами знаний русского языка, культуры, законодательства. Также, иностранным мигрантом должен быть приобретен полис добровольного медицинского страхования, либо заключен договор с медицинской организацией на медицинское обслуживание.
6) выделены экономические и правовые проблемы формирования занятости мигрантов в РФ.
В работе диагностирован комплекс проблем, связанных с занятостью мигрантов в России, в частности проблемы нормативно-правового регулирования, экономические проблемы, коррупционные проблемы, проблемы высокой преступности иностранных мигрантов.
7) разработаны предложения по улучшению процессов формирования занятости мигрантов в РФ.
В рамках развития нормативной правовой базы в работе предложены следующие мероприятия:
- систематизация миграционного законодательства, устранение разрозненности и противоречивости нормативной базы;
- введение на территории России единого нормативного правового акта в миграционной сфере - Миграционного кодекса РФ. В диссертационной работе на основе анализа нормативных правовых актов, действующих в России и зарубежного опыта, сформирована предлагаемая для реализации структура разделов Миграционного кодекса РФ;
- доработка и принятие Федерального закона «Об адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ»;
- разработка государственных программ адаптации и интеграции
иностранных мигрантов;
- приведение российских трудовых отношений с мигрантами в
соответствии с международными требованиями;
- усиление ответственности мигрантов, юридических лиц, должностных лиц за нарушения миграционного законодательства;
- выработка механизмов влияния через законодательную базу на профессионально-квалификационную и региональную структуру иностранной рабочей силы;
- разработка и реализации программ, направленных на стимулирование к переезду на постоянное место жительства в Россию высококвалифицированных мигрантов;
- отработка в законодательстве механизмов привлечения физическими лицами иностранных мигрантов для работы в личном, домашнем хозяйстве;
- создание законодательной базы для повышения миграционных возможностей образовательной системы РФ.
В диссертационной работе также систематизированы мероприятия, направленные на борьбу с нелегальной миграцией, а также на развитие системы адаптации и интеграции мигрантов. Кроме того, обобщен зарубежный опыт в исследуемой сфере и предложены направления его использования с учетом специфики российских условий.
8) выполнена оценка влияния разработанных предложений по формированию занятости мигрантов на рынок труда РФ.
Реализация предложенных мероприятий по формированию занятости мигрантов в совокупности будет способствовать достижению следующих важнейших эффектов:
- повышению прозрачности и понятности отечественного миграционного законодательства, устранению противоречий в данной сфере нормативно-правового регулирования;
- сокращение объемов нелегальной трудовой деятельности иностранных мигрантов;
- улучшение профессионально-квалификационной структуры
иностранной рабочей силы, а также ее распределения по отраслям и регионам России;
- переориентации с временного характера использования иностранной рабочей силы на переезд и закрепление квалифицированных мигрантов в РФ.
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
3. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) «О беженцах»//СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
4. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 30.12.2015) «О вынужденных переселенцах»//СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
5. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) //СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
6. Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 (ред. от 20.10.2017) «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу»//СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
7. Указ Президента РФ от 22.06.2006 N 637 (ред. от 07.12.2016) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»//СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
8. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) //СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
9. Приказ Роструда N 40, ФМС РФ N 66 от 03.04.2007 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.05.2007 N 9420)//СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
10. Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4//СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
11. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999"О создании Союзного государства"//СПС «Консультант Плюс», версия от 16.11.2017
12. Абезгильдин Р.Р. Правовые и социально-политические проблемы трудовых мигрантов в Российской Федерации // Миграционное право, 2016, N 3. - с. 18 - 21
13. Абрамов Р.А. Особенности управления в рамках ЕС // Успехи современного естествознания. - Пенза: Издательский Дом "Академия Естествознания", 2014. №12-5. - с. 41
14. Алексеева Г.И., Приженникова А.Н. Проблемы трудовой миграции в России: юридические и бухгалтерские аспекты // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014, N 22. - с. 33 - 42.
15. Барковец В. "Порядок приема на работу беженцев такой же, как и российских граждан..." [Интервью с Н. Самковой] // Упрощенка, 2014, N 11. -с. 4 - 12.
16. Войтенко Ю.И. Использование биополитики и биометрических технологий во внешней политике государств в борьбе с незаконной миграцией: российский и зарубежный опыт//Сборник тезисов докладов и статей Международной научно-практической конференции. - М.: ИД «Третьяков», 2015. - с. 36
17. Волошина А.В., Троякова Т.Г. Регулирование трудовой миграции в
России: возможности использования зарубежного опыта. URL:
http: //www.ojkum.ru/arc/2013 03Z2013 03 09.html(дата обращения: 16.11.2017)
18. Гнатюк И. Новые правила осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами // Кадровая служба и управление персоналом предприятия, 2015, N 3. - с. 11-21.
19. Горян Э.В. Международно-правовой и национальные механизмы обеспечения прав занятых в домашнем хозяйстве женщин-мигрантов // Международное право и международные организации, 2016, N 3. - с. 355 - 370
20. Давыдова Е.В. Про иностранных работников в 2017 году // Отдел кадров коммерческой организации, 2017, N 4. - с. 15-24.
21. Джабаров В.М. Некоторые приоритеты миграционной политики // О состоянии миграционной политики в Российской Федерации и путях ее совершенствования // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2012, № 6 (449). - с. 5
22. Дронова С.Ю. Особенности миграционной политики Испании//Сборник тезисов докладов и статей Международной научно-практической конференции. - М.: ИД «Третьяков», 2015. - с. 70
23. Зайцева Л.В., Чукреев А.А. Частные агентства занятости и заемный труд в России: сравнительно-правовое исследование // Вестник Пермского университета. Юридические науки, 2017, N 1. - с. 84 - 94.
24. Казакова Т.В. Правовое регулирование миграционных процессов: проблемы и перспективы развития // Юридический мир, 2014, N 5. - с. 33-37
25. Карсетская Е.В. Принимаем на работу иностранца // Экономико-правовой бюллетень, 2014, N 9. - 160 с.
26. Катасонова С. Иностранцы в России: прием на работу // Кадровик.ру: электрон. журн. 2015. N 1. URL: http://www.kadrovik.ru(дата обращения: 16.11.2017)
27. Коллективные трудовые конфликты: Россия в глобальном контексте: монография / П.В. Бизюков, П. Бирке, А.Ф. Вальковой и др.; под ред. Ю.П. Орловского, Е.С. Герасимовой. - М.: КОНТРАКТ, 2016. - 320 с.
28. Королева Л.П. Мигранты, работающие по патенту: недооцененный источник доходов // Финансы, 2014, N 3. - с. 40 - 46.
29. Коршунова Н. Прием на работу мигранта из Украины // Расчет, 2014, N 10. - с. 60- 61
30. Либерман К. Ответственность за нарушение правил миграционного законодательства // Кадровый вопрос: электрон.журн., 2013, N 11. - с. 114 - 120
31. Ломакин А. Некоторые вопросы привлечения к труду иностранных работников // Трудовое право, 2014, N 12. - с. 13-24.
32. Лушников А.М., Лушникова М.В. Генезис евразийской региональной модели международно-правового регулирования труда // Трудовое право в России и за рубежом, 2017, N 2. - с. 58 - 61.
33. Малышев Е.А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика: монография. - М.: Юстицинформ, 2017. - 240 с.
34. Махмудова М.М. О современном состоянии миграционных процессов в российской экономике // Экономика и предпринимательство, 2015, №2. - с. 96-98.
35. Махмудова М.М. К вопросу о регулировании трудовой миграции в экономике России//Вопросы управления, 2016, № 3. - с. 32
36. Махмутов Ф. Особенности расторжения трудового договора с иностранными работниками: советы экспертов // Трудовое право, 2013, N 12. - с. 37 - 64.
37. Межотраслевая координация правового регулирования труда в корпоративных организациях: монография / С.А. Егоров, А.С. Игнатенко, А.Б. Козырева и др.; под ред. Н.Л. Лютова. - М.: Буки Веди, 2016. - 196 с.
38. Межуева Т. Прием на работу иностранца // Кадровый вопрос: электрон. журн., 2015, N 6. - с. 20 - 37.
39. Мелкоян В.А. Миграция рабочей силы в Соединенные штаты Америки на современном этапе//Интернет-журнал «Науковедение», 2016, том 8, № 5.
40. Морозов П.Е. О понятии и предмете миграционного права стран Евразийского экономического союза // Миграционное право, 2016, № 1. - с. 3 - 6
41. Ожкало И.В. Проблемы правового регулирования миграции в РФ и перспективы их решения // Административное право и процесс, 2017, № 1. - с. 80 - 83.
42. Парфенцева О.А., Иванова Н.П. Определение потребности российской экономики в рабочей силе с учетом перспектив социально-экономического развития территорий // Вестник БФУ им. И. Канта. - Калининград : Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2011.- № 3.
43. Работодатели должны уведомлять ФМС о найме и увольнении абсолютно всех мигрантов // Главная книга, 2015, № 3. - с. 11.
44. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2015. - 928 с.
45. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017 - 511 с.
46. Сазонова Н.Г. Как принять на работу иностранца по новым правилам // Упрощенка, 2015, N 8. - с. 28-35
47. Сазонова Н.Г. Что нужно знать, принимая на работу безвизового иностранца // Упрощенка, 2014, N 10. - с. 40 - 49.
48. Симонова С.В. Воссоединение семей как вектор современной
миграционной политики: проблемы внедрения и перспективы
совершенствования // Актуальные проблемы российского права, 2016, N 4. - с. 53 - 61
49. Сойфер В., Касумов А. Трудовая миграция в странах СНГ: формальные преграды - реальные проблемы // Кадровик. Трудовое право для кадровика, 2013, N 2. - с. 17 - 23.
50. Сомова Д. Особенности приема и увольнения иностранных работников // Кадровый вопрос: электрон. журн., 2013, N 10. - с. 86 - 109.
51. Суховская М.Г. Памятка к уведомлению ФМС о найме и увольнении безвизовых мигрантов // Главная книга, 2015, N 11. - с. 85 - 86.
52. Тимашова Т. Канада в контексте международной иммиграции // Мировая экономика и международные отношения, 2008, N 1. - с. 104 - 112.
53. Томашевский К.Л. Унификация трудового законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства // Актуальные проблемы российского права, 2017, N 1. - с. 151 - 158
54. Трыканова С.А. Компаративный анализ эффективности политико-правовых механизмов регулирования международной миграции в России и странах Европейского союза // Миграционное право, 2012. N 3. - с. 37-39
55. У работодателей иностранцев стало меньше "уведомительных" обязанностей // Главная книга, 2015, N 1. - с. 8 - 9.
56. Уткин В.А. Миграция и коррупция как системная проблема во взаимоотношениях России со странами СНГ // Безопасность бизнеса, 2016, N 3. - с. 60 - 63.
57. Фирсов И.В. Международная трудовая миграция и ее влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации //Миграционное право,2012, № 1. - с. 48
58. Чхутиашвили Л.В. Проблемы трудовой миграции в современной России // Миграционное право, 2015, N 2. - с. 36 - 39
59. Шуйская К.Г. Внутренняя трудовая миграция // Делопроизводство и кадры, 2015, N 1. -с. 14
60. Шуршалова Е.С. Конституционно-правовые проблемы реализации права вынужденных мигрантов на труд в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал, 2014, N 3. - с. 110 - 117.
61. International Migration Report 2015: Highlights // United Nations. Department of Economic and Social Affairs. Population Division. New York. 2016. P. 1-36.
62. Выборочное федеральное статистическое наблюдение труда мигрантов 2014. -http://www.gks.ru/free doc/new site/imigr/index.html