Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль олигополии в экономике России

Работа №47017

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

экономика

Объем работы29
Год сдачи2018
Стоимость1900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность олигополии 4
2. Виды и особенности ценообразования на олигополистических рынках России 8
3. Характеристика олигополии в России 12
4. Особенности регулирования олигополии в России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28



Исследованиями вопросов в области олигополии и олигополистических рынков занимаются многие ученые-экономисты. Для государства важно поддерживать конкуренцию на рынках и не допускать образования тайных сговоров, которое может, в конечном счете, привести к монополизации рынков и развитию теневого бизнеса. Данные аспекты определили актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы состоит в выявлении роли олигополии в экономике России. Поставленная цель реализуется в работе в виде решения следующих задач:
1. Рассмотреть сущность олигополии;
2. Исследовать виды и особенности ценообразования на олигополистических рынках России;
3. Дать характеристику олигополии в России;
4. Выявить особенности регулирования олигополии в России.
Объект исследования – экономика России.
Предмет исследования – олигополистические отрасли в экономике России.







Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Олигополия – такая форма рынка, когда присутствует несколько продавцов. Основной признак олигополии – наличие крупных предприятий, имеющих доступ к клиентам. Войти в рынок, конечно, можно, но для новой компании сделать это предельно сложно. Не только реализация товара, но и производственные процессы преимущественно во власти этих крупных дельцов. Альтернативное наименование такой рыночной формы – конкуренция немногих.
Отличительным признаком олигополии является доминирование нескольких довольно масштабных компаний. В некоторых случаях оно характеризуется как относительное, но возможна и абсолютная доминация рынка. Предприятия довольно крупны в силу того, что на рынке их мало. Классическая модель олигополии строится с участием от пары фирм до 15. Их возможностей полностью хватает, чтобы удовлетворить потребительский спрос.
Основной признак олигополии – возможность вхождения на рынок нового предприятия. Добиться успеха довольно сложно, при этом нужно понимать, насколько сложился рынок. Выделяют медленно растущие и динамичные (молодые) предприятия. В первом случае оказаться новым участником предельно сложно. Это в большей степени характерно для отраслей, производственные процессы которых требуют непростых технологий, оборудования, крупных масштабов производственного процесса, внушительных финансовых величин, способных стимулировать сбыт. Для такой сферы производительности можно достигнуть только расширением производственных мощностей, сокращением затрат на единицу продукции.
Рассматривая, какие признаки характеризует олигополию, особое внимание следует уделить неценовой конкуренции. Рынок при такой форме довольно жесткий, поэтому предприятия, чтобы завоевать интерес клиента, вынуждены применять все доступные методы и средства. Даже в том случае, когда компания по издержкам имеет некоторую фору, понижение цен при олигополии как форме рыночной активности – не самый лучший вариант, поэтому предпочтение стоит отдавать именно нефинансовым вариантам. Нужно учитывать, что понижение стоимости провоцирует цепную реакцию: все другие предприятия следом могут пойти на такой же шаг. Отличительная особенность применения неценовых преимуществ – сложность повторения таких подходов другими предприятиями. Следовательно, эффект значительно продолжительнее, нежели при вариации ценовой политики.
По оценкам специалистов, преимущественно именно отличительные признаки олигополии доминируют на рынках в настоящее время. По таким правилам построена большая часть промышленности в пределах нашей державы. Это и переработка нефти, металлургия, химпром. Олигополия предполагает возможность формования рынка с довольно специфическим строением, не допуская многочисленных желающих (выше уже было рассмотрено понятие барьера). Если некоторая компания заинтересована стать участником подобного «закрытого круга», нужно внимательно изучить особенность отрасли, чтобы иметь шанс быть полноценным элементом структуры.
Когда говорят о степени принадлежности рынка к олигополии, не просто считают поштучно, как много предприятий действуют в настоящий момент, но выявляют долю крупных фирм относительно общих производственных объектов. Жесткая олигополия отличается всего лишь парой масштабных предприятий, которым принадлежит до 80% всего рынка, а на остальные 20% спроса есть небольшие компании. Если складывается такая обстановка, что на рынке присутствуют лишь две фирмы, которые производят практически одинаковый товар, говорят о дуополии. При увеличении числа участников до четырех включительно наблюдают классическую олигополию. При превышении этого числа рынок становится аморфным.
Российский рынок представляет собой рынок c олигопольной конкуренцией, то есть практически в каждой из рассмотренных отраслей существует на самом деле не более 5–10 крупных компаний, которые и делят между собой рынок. Это значит, что они могут (пусть и не явно) диктовать свои условия на рынке как поставщикам, так и заказчикам.
Результаты конкурентного анализа показывают, что в состоянии олигопольной конкуренции сегодня находятся черная металлургия, информационные технологии, строительное проектирование и инжиниринг, страхование, электроэнергетика, банковский сектор, транспорт и логистика, телекоммуникации и связь, а также нефтегазодобывающая отрасль. В этих отраслях не более одного десятка ключевых компаний, имеющих ресурс для инвестирования в развитие бизнеса. Прочие компании либо неплатежеспособны, либо их инвестиционные программы, как и рыночная доля незначительны.
Для олигополии характерно вытеснение конкурентов в первую очередь через механизм банкротства. Иногда прибегают к возможностям слияния или поглощают небольшие, но перспективные предприятия. Как отмечают аналитики, далеко не всегда слияние добровольное, иногда к этому вынуждают экономические факторы. Наиболее наглядно процесс вытеснения игроков с олигополистического рынка России сейчас происходит на примере банковского сектора.




1. Абрамов А.Е. Экономический рост и развитие. М.: ПКФ "Экаунт", 2014. 157 с.
2. Воронова Н. В. Необходимость развития экономической культуры // Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2011. 155 с.
3. Григорьев Н.О. Регулирование экономики. М.Юрайт, 2012. С. 2—14.
4. Гришин О.Е., Жильцов С.С. Проблема политической науки. М.,2014. 164 с.
5. Дмитров Р.П. Государство и экономика. М.: ПКФ "Экаунт", 2013. 150 с.
6. Егоров А.В. Экономика государства российского. М.: ПКФ "Экаунт", 2011. 310 с.
7. Илышев А.М., Шубат О.М. Финансы и кредит (СПО). М.: КноРус, 2015. 320 с.
8. Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили. Экономическая безопасность государства и регионов: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ, 2015. 351 с.
9. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: Юрайт, 2015. 538 с.
10. Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 687 с.
11. Купцов М.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: ИЦ РИОР. 2015. 144 с.
12. Лаптев С.В. Основы теории государственных финансов: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 240 с.
13. Мельник М.В., Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 543 с.
14. Никулина Н.Н. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 136 с.
15. Павлов П.В. Финансы: Учеб. пос. М.: Омега-Л., 2015. 302 с.
16. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Старостина Е.С. Финансы и кредит: Практикум. М.: ИЦ Академия. 2013. 224 с.
17. Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. М.: ЮНИТИ. 2014. 559 с.
18. Подъяблонская Л.И., Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. и практикум. Люберцы: Юрайт, 2016. 333 с.
19. Потемкин С.А., Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учеб. пос. М.: Проспект, 2016. 240 с.
20. Потемкин С.А. Финансы и кредит (для ссузов). М.: КноРус, 2014. 320 с.
21. Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н. Финансы и кредит (для бакалавров). М.: КноРус, 2015. 360 с.
22. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учеб. Люберцы: Юрайт, 2015. 627 с.
23. Седов В.В. Макроэкономика: Учеб. пос. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. 761 с.
24. Слепов В. А., Арсланов А.Ф., Бурлачков В.К. и др. Финансы: Учеб. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 336 с.
25. Слепов В.А., Шуба В.Б., Чалова А.Ю. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пос. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». 2014. 268 с.
26. Алиева А. В. Рынок и социализм: анализ теоретических воззрений // Современная экономическая мысль: электронный научно-практический журнал. 2013. № 1. С.19-30.
27. Головачев А. Экономика: проблемы и пути их решения. Директор. 2012. № 5. С.13-17.
28. Ерофеев К.А.Экономическое развитие современного мира // Вестник. 2015. № 16. С.5-15.
29. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит. В 2 т.: Учеб. Люберцы: Юрайт. 2015. 627 с.
30. RAEX (РАЭКС-Аналитика) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raexpert.ru/rankingtable/top_companies/top10_2018, свободный.





Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ