Введение 3
1 Теоретические аспекты планировочных и оформительских решений
торгового зала предприятия посредством мерчандайзинга 7
1.1 Понятие и сущность мерчандайзинга 7
1.2 Цели, задачи и функции мерчандайзинга 12
1.3 Внутренняя планировка, выкладка товаров и оформительские
решения в торговом зале 17
2 Планировочные и оформительские решения торгового зала
магазина « Эдельвейс» № 904 посредством мерчандайзинга 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина
« Эдельвейс» № 904 25
2.2 Анализ планировки и оформления торгового зала магазина
«Эдельвейс» № 904 31
2.3 Использование правил мерчандайзинга в торговом зале магазина
« Эдельвейс» № 904 39
3 Совершенствование планировки и оформления торгового зала
магазина « Эдельвейс» № 904 48
3.1 Направления совершенствования мерчандайзинга в магазине
«Эдельвейс» № 904 48
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию
планировки и оформления магазина « Эдельвейс» № 904 60
Заключение 72
Список использованных источников 79
Приложения
Специалисты называют XXI век - веком потребления товаров и услуг, что обусловлено научно-техническим прогрессом и повышением уровня жизни населения как в странах с развитой, так и с развивающейся рыночной экономикой. На первое место выходят маркетинговые стратегии, делающие акценты не на аналогичные товары различных производителей, а на услуги, которые обеспечит покупка данных товаров потребителю.
В условиях стабильного роста конкуренции мерчандайзинг завоёвывает все большее значение как новая концепция организации торговой деятельности на современном этапе.
На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю. Казалось, сделано все: создана марка, вещь оптимально соответствует критерию «цена - качество», готова упаковка, разработаны методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению. Однако остается еще один последний шанс выделить свой товар и, соответственно, заставить его лучше продаваться или продаваться вообще. Эта работа в системе маркетинговых коммуникаций называется мерчандайзингом, то есть продвижением торговых марок в розничной сети.
Мерчандайзинг получил развитие в последние двадцать пять лет, но особенно быстро развивается в последние годы. Произошло это по причине совершенствования и насыщения рынка, и, разумеется, обострения конкурентной борьбы. Особенностью российского рынка в данн ом случае является то, что мерчандайзинг получил свое развитие с приходом американских и западных мультинациональных корпораций типа Coke, Pepsi, Coca-Cola, Mars, Nestte. Отсюда же исходит и этимология данного слова. В переводе с английского «merchandising» означает « искусство торговать» в области розничной торговли.
Мерчандайзинг всегда ориентирован на определенный результат: стимулирование желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар. Его целью является увеличение объемов продаж через сети розничной торговли и привлечение новых покупателей.
Тема данной выпускной квалификационной работы актуальна в настоящее время, потому что использование принципов мерчандайзинга облегчает и стимулирует продажи в магазине, которые в свою очередь создают условия для максимального роста товарооборота и прибыли.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию планировочных и оформительских решений розничного торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели при выполнении работы необходимо решить следующие задачи:
а) изучить понятие и сущность, мерчандайзинга;
б) ознакомится с целями и функциями мерчандайзинга;
в) рассмотреть виды внутренних планировок, выкладки товаров и оформительских решений в торговом зале;
г) представить организационно-экономическую характеристику
супермаркета «Эдельвейс» № 904;
д) сделать анализ планировки и оформления торгового зала супермаркета «Эдельвейс» № 904;
е) изучить использование правил мерчандайзинга в торговом зале супермаркета «Эдельвейс» № 904;
ж) предложить направления совершенствования мерчандайзинга в супермаркета «Эдельвейс» № 904;
з) дать оценку эффективности мероприятий по совершенствованию планировки и оформления супермаркета «Эдельвейс» № 904.
Объектом выпускной квалификационной работы является изучение планировочных и оформительских решений торгового зала предприятия посредством мерчандайзинга в супермаркет «Эдельвейс» № 904.
Предмет исследования - планировочные и оформительские решения торгового зала предприятия посредством мерчандайзинга.
Решение поставленных задач и внедрение предложенных рекомендаций по применению принципов и методов мерчандайзинга в организации и технологии торговых процессов магазина по совершенствованию технологической планировки торгового зала, применению инструментов мерчандайзинга для формирования оптимальных покупательских потоков, рациональному размещению и выкладке товаров на торговом оборудовании способствуют эффективному позиционированию товаров, представленных в торговом зале. Разработанные рекомендации по совершенствованию управления продажами посредством мерчандайзинга дадут возможность выйти на качественно новый уровень в управлении продвижением товаров, а в соответствии с этим обеспечат рост интенсивности покупательских потоков, повышению товарооборачиваемости и прибыли предприятия.
В выпускной квалификационной работе широко используются научные труды таких ученых как, Эстерлинг С., Флоттман Э., Джерниган М., Маршалл С, Майкл Леви, Бартон А. Вейтц, Корборн Роберт. Варлей Розмари, Веллхофф Алан, Массой Жан-Эмиль, и отечественных ученых в этой области таких, как Канаян К., Канаян Р., Миргородская О. Н., Парамонова Т. Н., Рамазанов И. А. Проблема эффективности деятельности торгового предприятия изучена в трудах Панкратова Ф. Г., Памбухчиянца В. К., Арустамова Э. А., Валигурского Д. И., Дашкова Л. П., Братина Л. А., Бурмистрова В. Г., Данько Т. П.
Работа состоит из введения, трех основных глав и заключения, включает 82 лист, 10 таблиц, 8 рисунков, 4 приложения, 40 литературных источников информации.
Введение раскрывает актуальность работы, определяет цели и задачи, которые должны быть решены. В первой главе проблема исследуется на основе теоретических источников; определяются основные понятия и категории, связанные с темой работы. Во второй - аналитической части, согласно принципам, которые изложены в теоретической части работы, проводится анализ использования мерчандайзинга в розничном торговом магазине «Эдельвейс» № 904; выявляются тенденции текущего положения и проблемы развития мерчандайзинга в компании. В третьей главе изложены рекомендации по совершенствованию мерчандайзинга в розничном магазине «Эдельвейс» № 904, а также дана оценка эффективности оптимизации планировки и оформления супермаркета «Эдельвейс» № 904. В заключение подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Мерчандайзинг был вызван к жизни, востребован в силу объективных причин, так как акт продажи многопланов. В нем присутствуют: притягательность упаковки и её дизайна, достоверность и наглядность маркировки, оценка и выбор товаров, сопутствующих предметов, выбор и оценка формы, метода и стиля продажи товаров, контакт с покупателем, усилия по привлечению потенциальных покупателей.
Мерчандайзинг - составляющая маркетинга, деятельность, сосредоточенная на обеспечении максимально эффективного продвижения продукции на уровне розничных продаж путем стимулирования.
Мерчандайзинг основывается на следующих принципах:
а) экспозиция (продукция хорошо заметна покупателю);
б) воздействие (продукция привлекательно выглядит и видом убеждает в покупке);
в) презентация цены (покупатель должен понимать пользу покупки);
г) удобство (продукцию можно взять руками).
Любое предприятие ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для его функционирования и развития. Наибольшее распространения в практике отечественного ритейла получили следующие виды целей:
а) стимулировать сбыт в магазине;
б) создать конкурентное преимущество магазина и отдельных марок;
в) сформировать приверженность к магазину; увеличить число лояльных покупателей и завоевывать новых;
г) совершенствовать рекламно-комуникационную политику предприятия;
д) совершенствовать торгово-технологические процессы в магазине;
е) влиять на поведение потребителей.
Задачи мерчандайзинга следующие:
а) организация и управление торгово-технологическими процессами в розничной торговле;
б) информирование покупателя о месте нахождении товара;
в) предоставление максимально полной информации о сути товара и цене;
г) привлечение максимального внимание к конкретному месту выкладки товара;
д) воздействие на покупателя с целью убеждения его сделать покупку немедленно, «Здесь и сейчас!»;
е) предотвращение наступления товара-конкурента методами повсеместного брэндирования;
ж) управление сбытом: продажа дополнительных инвестиций
з) коммуникационная политика;
и) управление поведением потребителей: увеличение средней суммы покупки.
Для осуществления данных функций используются такие инструменты, как:
а) организация эффективного запаса;
б) эффективное расположение точек продаж в зале и выкладка товаров;
в) эффективное представление продвигаемых товаров.
Весь мерчандайзинг построен на психологических особенностях человека, поэтому повысить эффективность выкладки товара позволяет знание особенностей психологии покупателей. Двигаясь вдоль стеллажей, покупатель хуже замечает товары, находящиеся в конце ряда, значит, на таких полках должны находиться товары в яркой, обращающей на себя внимание упаковке, а также наиболее ходовой товар. Здесь же целесообразно разместить рекламную информацию на плакатах, выложить красочные буклеты, листовки и тому подобное.
Таким образом, главной целью мерчандайзинга является повышение рентабельности торгового предприятия за счёт увеличения товарооборота и прибыли через совершение импульсных покупок.
Раньше основная доля покупок совершалась в киосках и на рынках, которые занимали значительную долю рынка в объеме продаж товаров постоянного спроса. В настоящее время в связи с возрастающим приоритетом розничных сетей и сетей магазинов самообслуживания ситуация изменилась полностью наоборот. Для мерчандайзинга данная ситуация вызывает особый интерес с точки зрения понимания поведения покупателей в розничной торговле. Охват социальных, физических и временных параметров среды, которые воздействуют на каждого человека в отдельности или в сочетании друг с другом, весьма велик: ширина прохода в магазине, размер магазина, планировка торгового зала, температура воздуха, запахи, музыкальное сопровождение и тому подобное. Возникает необходимость анализировать источники воздействия на выбор потребителя, то есть факторы ситуации и места, местоположения и физического окружения. Такими источниками в мерчандайзинге служат внутренняя планировка торгового зала, выкладка товаров и оформительские решения в торговом зале.
Существуют следующие виды технологической планировки торгового зала в зависимости от системы расстановки оборудования:
а) линейная (решетка);
б) боксовая планировка (трек или петля);
в) смешанная планировка;
г) выставочная планировка;
д) свободная планировка.
Обычно до 40% площади торгового зала занимает торговое оборудование, которое располагается в зависимости от формы помещения предельно выгодно. Примерно 60% площади торгового зала необходимо оставлять для движения потребителей с целью предоставления возможности чувствовать себя удобно и комфортно. Также следует учитывать правила техники безопасности и пожарной безопасности при планировки торгового зала.
Перед тем как выкладывать товар в торговом зале, необходимо рассчитать уровень проходимости и направления движения покупательского потока.
Существует несколько вариантов выкладки:
а) вертикальное или горизонтальное размещение на полках;
б) корпоративное размещение;
в) дисплейное размещение;
г) напольное расположение.
Специалисты по маркетингу серьезно подходят к изучению и составлению технологии выкладки товара. Основу составляют исследования известных специалистов и психологические особенности поведения покупателей.
Наиболее часто применяются следующие правила:
а) «лицом к лицу»;
б) « основные марки»;
в) «полки в приоритете»;
г) правило « нижних полок»;
д) правило «верхних полок»;
е) «по размеру упаковки»;
ж) расположение «среди конкурентов».
Целью наружнего оформления является поиск места продажи, выделения маршрута движения, указания на локализацию места, установку указателя на конкретную продукцию. Здесь широко применяется яркое оформление фасада и витрин, крышные установки, панель - кронштейны, вывески, торцевые брандмауэры, тротуарная графика, выносные конструкции - штендеры, урны, пепельницы, щиты и прочее отдельно расположенное оборудование. Не менее эффективно, чем наружнее оформление, планировку торгового зала, выкладку товаров, можно использовать воздействие цвета и запаха, а также влияние музыки.
В выпускной квалификационной работе представлена организационно - экономическая характеристика магазина «Эдельвейс» № 904, сделан анализ планировки и оформления торгового зала супермаркета, изучено использование правил мерчандайзинга в торговом зале магазина, предложены направления совершенствования мерчандайзинга в магазине «Эдельвейс» № 904, а так же дана оценка эффективности совершенствования планировки и оформления магазина «Эдельвейс» № 904.
В качестве объекта для исследования был выбран супермаркет «Эдельвейс» № 904, находящийся по адресу город Казань, улица Юлиуса Фучика, дом 30А.
Супермаркет «Эдельвейс» - это магазин в Казани с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, товаров для здорового питания, а так же продукцией собственного производства.
Проанализировав данный магазин было ясно видно, что целью торговой точки «Эдельвейс» является - ярко заявить о себе, вызвать интерес и завоевать в дальнейшем доверие и любовь покупателя, а также обеспечить удобство покупки. Они заботятся о том, чтобы посещение супермаркета доставляло всем покупателям только положительные эмоции.
Коммерческая деятельность супермаркета «Эдельвейс» достаточно успешная. Важнейшим показателем эффективности работы магазина является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия и как видно из таблицы 2.1.3 данный показатель увеличивается с каждым годом.
Планировка торгового зала супермаркета «Эдельвейс» № 904 соответствует торгово-эксплуатационным требованиям, расстановка оборудования выполнена в соответствиями с требованиями мерчандайзинга. Площадь магазина используется эффективно, коэффициент установочной площади оптимальный. В данной торговой точке используются различные виды торгово-технологического фирменного оборудования, которое позволяет ускорить процесс продажи товаров, а также сохранить свежесть и привлекательный вид продукции. Магазин «Эдельвейс» имеет внешнюю и внутреннюю рекламу и обладает визуальными особенностями, которые служат критерием запоминаемости торговой точки.
Оценив планировку магазина «Эдельвейс», можно сделать вывод, что магазин использует рациональное расположение товарных групп по периметру. Товары повседневного спроса располагаются по внешнему периметру торгового зала, а именно сюда входят: хлебобулочные изделия, мясо, рыба, молочные изделия, яйца, а также овощи и фрукты. Данное расположение объясняется с тем, что эти группы товаров пользуются наибольшим спросом и большинству покупателей вынуждено обойти весь магазин по периметру.
Таким образом, в ходе анализа мерчандайзинга торгового предприятия были выявлены недостатки при выкладки некоторых видов товаров, также замечено, что магазин использует минимально количество POS-материалов. В связи с этим для совершенствования мерчандайзинга рассматриваемого торгового предприятия стоит разработать ряд мероприятия, которые позволят создать более благоприятную атмосферу в торговом зале и расположить посетителей к более долгому пребыванию в магазине, а также увеличить число покупок, и, наконец, повлиять на желание повторного посещения супермаркета «Эдельвейс» № 904.
Рассмотрев состояние мерчандайзинга в супермаркете «Эдельвейс», были предложены мероприятия по его совершенствованию.
Для более эффективных рекомендаций по совершенствованию мерчандайзинга в супермаркете «Эдельвейс» № 904 было проведено анкетирование в декабре 2017 года в течение четырёх дней среди посетителей магазина. В опросе приняло участие 347 человек, из них 70% — женщины, 30 % — мужчины. На основе анкетирования были сделаны выводы и даны рекомендации по совершенствованию мерчандайзинга.
Основные рекомендации:
а) для увеличения оценки потребителей и решения проблемы актуальности люминесцентного освещения, а также для создания уютной атмосферы и расслабленности рекомендуется заменить люминесцентные светильники на светодиодные;
б) для формирования образа опрятного и чистого магазина необходимо отслеживать за чистоту полок и продукции, не допускать образование пыли и песка на товаре, так как это может отрицательно сказаться на желании покупателя приобрести товар, вследствие чего могут магазин может потерять потенциальных и постоянных клиентов;
в) установить различные вывески и указатели;
г) применить аромаркетинг продаж;
д) усовершенствовать выкладку некоторых видов товаров;
е) использовать влияние звука для увеличения продаж.
Общий товарооборот супермаркета «Эдельвейс» № 904 за 2016 год составил 6 995 000 рублей. Сопоставив затраты на совершенствование мерчандайзинга магазина, которые составили 711 130 рублей, с общим товарооборотом магазина за год, можно сделать вывод, что предложенные мероприятия будут эффективны, а уровень затрат незначительный для супермаркета. Все мероприятия можно будет реализовать в течение года. Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию мерчандайзинга супермаркета «Эдельвейс» № 904 позволят магазину создать такую атмосферу, которая будет способствовать совершению покупок, увеличению количества покупателей и товарооборота магазина.
Супермаркет «Эдельвейс» № 904 имеет достаточно высокие шансы и хорошие возможности для повышения эффективности организации и увеличения продаж, используя правила мерчандайзинга. Предложенные мероприятия позволят занять лидирующие позиции на рынке и привлечь новых покупателей, а воспользовавшись услугами опытного мерчандайзера можно в совершенстве исполнить концепцию мерчандайзинга.
1) Аракелова И.В. Причины и условия институционализации партнерских отношений в малом и микробизнесе / Аракелова И.В. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». - 2013. - 259 с.
2) Бабенко А.А. Анализ различных методов оценки потребительской лояльности // Вопросы экономики и управления. - 2016. - 301 с.
3) Бланк И.А., Торговый менеджмент. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Эльга: Ника-Центр, 2016. - 780 с.
4) Брагин Л.А. Организация и управление торговым предприятием: учеб. для вузов / под ред. Л.А.Брагина, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 303 с.
5) Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и
управление. Учебник. - Ростов н/Д: Феникс - 2013. - 365с.
6) Вельхофф А. Мерчендайзинг. Эффективные инструменты и управление товарными категориями. /А. Вельхофф, Ж.Э. Масон. - М.: И. Д Гребенникова, 2014 - 260с.
7) Вертоградов В.Н. Управление продажами / В. Вертоградов. - М.: Олма - Прессинвест, 2013 - 128с.
8) Г аджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних спец. уч. заведений.-5-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2015.- 408с.
9) Г олубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс / Е.П. Голубков - М.: Юрайт, 2016. - 248 с.
10) . Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов высших учебных заведений / Л. П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2014 - 593 с
11) Дихтль, Е.; Хершген, Х. Практический маркетинг; М.: Высшая школа, 2013. - 255 с.
12) Джоан Магретта. Ключевые идеи. Майкл Портер — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 272 с.
13) Завьялов, П.С.; Демидов, В.Е. Формула успеха: маркетинг; М.: Международные отношения, 2013. - 416 с.
14) Зырянов А. В., Коммерческая посредническая деятельность на товарном рынке: учебное пособие; под. ред, А.В. Зырянова. - Екатеринбург, 2013 - 416с.
15) Латынцев А.В. Расчет убытков в коммерческой деятельности /А.В. Латынцев, О.В. Латынцева. - М.: Декс-гаига, 2011.- 238 с.
16) Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: Проспект, 2014 - 320с.
17) Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Дж. Сондерс. - 5-е европейское издание. - М.: ИД Вильямс, 2016. -752 с.
18) Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л.И. Кравченко. - М.: Новое знание, 2013.- 544 с.
19) Кузнецов К.С. Конкурентные закупки: торги, тендеры, конкурсы / К.Кузнецов. - СПб:Питер, 2013.-368 с.
20) Малышев А.А., Ткаченко А.А. Влияние эмоциональных стимулов на поведение потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2015. - № 2. - с. 119.
21) Миротин Л.Б. Логистика: обслуживание потребителей / Л.Б. Миротин, М.Э. Ташбаев A.T. Касенов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 190 с.
22) Молчанова Н.Н. Маркетинг инноваций : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.Н. Молчанова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. - 528 с.
23) Никишин В.В. Маркетинг розничной торговли. Теория и методология / В.В. Никишин. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2014. - 210 с.
24) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. - М.: «Маркетинг», 2014. - 390 с.
25) Платонов В.Н. Организация торговли: учеб. пособие для вузов / В.Н. Платонов. - Мн.: БГЭУ, 2016. - 287 с.
26) Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА-М., 2014. - 489 с.
27) Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: Учебник/Секерин В. Д. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 237 с.
28) Скобелев Р.М. Повышение эффективности деятельности предприятия малого бизнеса с использованием маркетинговых инноваций/ дисс канд.экон. наук, 2009. - 145 с.
29) Снегирева, В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.
30) Стивен Силбигер. МВА за 10 дней: Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира. — М.: Альпина Паблишер, 2014. - 390 с.
31) Тётушкин В.А. Маркетинг и качество в сервисе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 43.03.01 (100100.62) «Сервис» / Тётушкин В. А. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 127 с.
32) Шальнова О.А. Технологии формирования потребительской лояльности в розничной торговле: Монография / О.А. Шальнова, М.В. Зинцова, Н.В. Ребрикова; под ред. Шальновой О.А. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 107 с.
33) Шаховская Л.С. Общественные ресурсы экономического развития: потенциал общества или потенциал бизнеса? / Л.С. Шаховская, И.В. Аракелова // Известия ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)". Вып. 12 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2013. - № 14.
34) Шаховская Л.С. Программы лояльности как форма социальной ответственности бизнеса перед обществом: монография / Шаховская Л.С., Морозова И.А., Джин-джолия А.Ф., Решетникова И.И., Аракелова И.В., Сергеев А.А.; ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - 132 с.
35) Шуклина З.Н. Инерция и динамика социально-экономической ценности клиента в холистическом маркетинге инноваций // коллективная монография «Социальное-экономическое развитие на современном этапе: проблемы и направления». - М.: «Перо», Научно-издательский центр «Апробация», 2015.-160с.
Электронные ресурсы
36) Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Воронежский Гос. университет. - Электрон. журн. - ВГУ, 2014. - Режим доступа: http://www.vestnik. vsu. ru/content/econ/index ru. asp.
37) Категорийный мерчендайзинг - ничего сложного! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/73699/
38) . Макашов Д. Мерчендайзинг. Искусство сбыта товара
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-
portal.ru/article/merchandayzing-iskusstvo-sbytatovara.
39) Миллер Т. Мерчендайзинг как метод продвижения товара. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
prclub.com/assets/files/pr_lib/pr_root/Mil-Merch.doc.
40) Сидоров Д.В. Энциклопедия маркетинга. - [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ru/libmm/btl/merchandising effectiveness.htm?printversion.