Эмоциональное выгорание женщин-матерей в условиях эмиграции
|
Введение 3
Глава 1. Кросс-культурное исследование роли женщины-матери в России и во Франции 5
1.1. Гендерная роль женщины в современном мире 5
1.2. Эмоциональное выгорание матери 15
Глава 2. Личностная идентичность женщины-матери 28
2.1. Идентичность как проблема 28
2.2. Особенности личностной идентичности женщины после рождения ребенка 36
Глава 3. Эмоционально-чувственное состояние женщины-матери и социально-психологическая адаптация в условиях эмиграции 45
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Глава 1. Кросс-культурное исследование роли женщины-матери в России и во Франции 5
1.1. Гендерная роль женщины в современном мире 5
1.2. Эмоциональное выгорание матери 15
Глава 2. Личностная идентичность женщины-матери 28
2.1. Идентичность как проблема 28
2.2. Особенности личностной идентичности женщины после рождения ребенка 36
Глава 3. Эмоционально-чувственное состояние женщины-матери и социально-психологическая адаптация в условиях эмиграции 45
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Актуальность исследования. 90% молодых матерей, отмечает статистика, страдают от эмоционального выгорания, пока находятся в декрете. И сегодня эта проблема, говорят специалисты, заслуженно выходит на первый план.
Синдром эмоционального выгорания сейчас очень модная тема. Мамы (вопреки заявлениям окружающих, что «она не работает и сидит в декрете») трудятся 7 дней в неделю 24 часа в сутки. Мамы готовят, стирают, убирают квартиру, с утра до ночи возятся с детьми, и каждый прожитый ими день напоминает День сурка. Мамы очень устают, и в итоге оказываются жертвами эмоционального выгорания. Наступает оно незаметно.
Цель исследования – рассмотреть эмоциональное выгорание женщин-матерей в условиях эмиграции.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) охарактеризовать гендерную роль женщины в современном мире;
2) проанализировать эмоциональное выгорание матери;
3) рассмотреть идентичность как проблему;
4) проанализировать особенности личностной идентичности женщины после рождения ребенка;
5) охарактеризовать эмоциональное-чувственное состояние женщины-матери и ее социально-психологической адаптации в условиях эмиграции.
Методологические и теоретические основания диссертации. Теоретико-методологическая основа исследования базируется на следующих принципах: системности, детерминизма, развития и активности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, Д.И. Фельдштейн и др.); единства сознания и деятельности, единства внутреннего и внешнего плана деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.В. Акопов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); положения о личности, психической деятельности, системности ее развития (Б.Г. Ананьев, Г.В. Акопов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Карпов, Н.И. Леонов, А.Н. Леонтьев, В.Г. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теории становления личности в процессе социализации (А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, В.В. Игнатова, В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Нечаев, Е.А. Петрова, М.Г. Плохова, А.А. Реан, Ю.М. Роговской, З.И. Рябикина, Д.И. Фельдштейн, Ф.А. Фрадкин, Т.В. Черникова, Р.М. Шамионов и др.), а также многочисленных современных исследованиях поведения личности в обществе и в сложных жизненных ситуациях.
Важными для нашего исследования являются методологические принципы кросс-культурной психологии (D. Matsumoto, J.W. Berry); изучение психологических аспектов, влияющих на межэтнические отношения в России (В.В. Гриценко, С.Д. Гуриева, Н.М. Лебедева, Е.Н. Резников, Т.П. Скрипкина); исследования воздействия культурного многообразия обществ на их интеграцию (E.H. Cohen, C. Diehl, M. Gesthuizen, J. Hein, M. Savelkoul, R. Schnell, P. Bevelander); исследования социальной и этнической идентичности личности (K. Kupper, H. Tajfel, J. Turner, E. Frankenberg, R. Wagner, Т.Г. Стефаненко, Н.Л. Иванова, А.Н. Татарко); результаты эмпирических этно-психологических исследований (И.Б. Андрущак, В.М. Бызова, М.В. Григорьева, В.П. Левкович, Л.Г. Почебут, С.В. Рыжова, Е.В. Рягузова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, В.Ю. Хотинец и др.).
Синдром эмоционального выгорания сейчас очень модная тема. Мамы (вопреки заявлениям окружающих, что «она не работает и сидит в декрете») трудятся 7 дней в неделю 24 часа в сутки. Мамы готовят, стирают, убирают квартиру, с утра до ночи возятся с детьми, и каждый прожитый ими день напоминает День сурка. Мамы очень устают, и в итоге оказываются жертвами эмоционального выгорания. Наступает оно незаметно.
Цель исследования – рассмотреть эмоциональное выгорание женщин-матерей в условиях эмиграции.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) охарактеризовать гендерную роль женщины в современном мире;
2) проанализировать эмоциональное выгорание матери;
3) рассмотреть идентичность как проблему;
4) проанализировать особенности личностной идентичности женщины после рождения ребенка;
5) охарактеризовать эмоциональное-чувственное состояние женщины-матери и ее социально-психологической адаптации в условиях эмиграции.
Методологические и теоретические основания диссертации. Теоретико-методологическая основа исследования базируется на следующих принципах: системности, детерминизма, развития и активности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, Д.И. Фельдштейн и др.); единства сознания и деятельности, единства внутреннего и внешнего плана деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.В. Акопов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); положения о личности, психической деятельности, системности ее развития (Б.Г. Ананьев, Г.В. Акопов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Карпов, Н.И. Леонов, А.Н. Леонтьев, В.Г. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теории становления личности в процессе социализации (А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, В.В. Игнатова, В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Нечаев, Е.А. Петрова, М.Г. Плохова, А.А. Реан, Ю.М. Роговской, З.И. Рябикина, Д.И. Фельдштейн, Ф.А. Фрадкин, Т.В. Черникова, Р.М. Шамионов и др.), а также многочисленных современных исследованиях поведения личности в обществе и в сложных жизненных ситуациях.
Важными для нашего исследования являются методологические принципы кросс-культурной психологии (D. Matsumoto, J.W. Berry); изучение психологических аспектов, влияющих на межэтнические отношения в России (В.В. Гриценко, С.Д. Гуриева, Н.М. Лебедева, Е.Н. Резников, Т.П. Скрипкина); исследования воздействия культурного многообразия обществ на их интеграцию (E.H. Cohen, C. Diehl, M. Gesthuizen, J. Hein, M. Savelkoul, R. Schnell, P. Bevelander); исследования социальной и этнической идентичности личности (K. Kupper, H. Tajfel, J. Turner, E. Frankenberg, R. Wagner, Т.Г. Стефаненко, Н.Л. Иванова, А.Н. Татарко); результаты эмпирических этно-психологических исследований (И.Б. Андрущак, В.М. Бызова, М.В. Григорьева, В.П. Левкович, Л.Г. Почебут, С.В. Рыжова, Е.В. Рягузова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, В.Ю. Хотинец и др.).
Синдром эмоционального выгорания женщины-матери в условиях эмиграции наступает на фоне физического и психического истощения, его профилактика и терапия состоят в том, чтобы в первую очередь восстановить эти функции. Это требует следующих этапов работы:
1. Изменение имеющейся модели материнства. Осознание своей позиции, запросов и ресурсов относительно деятельности материнства. Обсуждение направленности материнских функций и результатов деятельности. Критичное отношение к мнению других и правильная оценка своего материнского труда. Повышение материнской компетентности и уверенности в себе. Осознание потребности в компенсации своих детско-родительских отношений и при необходимости проработка этой проблемы. Формирование адекватной модели своего материнства и реального образа «хорошей матери» для своего ребенка, а не для окружающих.
2. Перестройка семейных отношений и построение эффективной модели распределения заботы о ребенке для формирования адекватной формы привязанности, профилактики и коррекции проблем сепарации и индивидуации.
3. Восстановление физического ресурса матери. Оптимизация питания, физической нагрузки (занятия спортом, прогулки), полноценный сон, обязательный личный отдых.
4. Выделение личного времени матери с возможностью делать то, что хочется, общаться с друзьями, заниматься хотя бы частично профессиональной деятельностью или хобби.
5. Выделение времени на супружеское общение, совместный досуг.
6. Овладение приемами медитации и аутотренинга для регуляции эмоционального состояния и восстановления ресурсов.
Конечно, все это требует серьезной и планомерной психологической работы с мотивацией, семейными отношениями и организацией семейного уклада. Однако, в целом в психологии и психотерапии все эти приемы хорошо разработаны, их только надо переориентировать на задачи оптимизации деятельности родительства. Такой «коучинг материнства» может осуществляться в индивидуальном и семейном консультировании и терапии и в тренинговой форме. И, конечно, он должен гибко модифицироваться для разных типов уклада семьи, реальной жизненной ситуации и личностных особенностей матери.
1. Изменение имеющейся модели материнства. Осознание своей позиции, запросов и ресурсов относительно деятельности материнства. Обсуждение направленности материнских функций и результатов деятельности. Критичное отношение к мнению других и правильная оценка своего материнского труда. Повышение материнской компетентности и уверенности в себе. Осознание потребности в компенсации своих детско-родительских отношений и при необходимости проработка этой проблемы. Формирование адекватной модели своего материнства и реального образа «хорошей матери» для своего ребенка, а не для окружающих.
2. Перестройка семейных отношений и построение эффективной модели распределения заботы о ребенке для формирования адекватной формы привязанности, профилактики и коррекции проблем сепарации и индивидуации.
3. Восстановление физического ресурса матери. Оптимизация питания, физической нагрузки (занятия спортом, прогулки), полноценный сон, обязательный личный отдых.
4. Выделение личного времени матери с возможностью делать то, что хочется, общаться с друзьями, заниматься хотя бы частично профессиональной деятельностью или хобби.
5. Выделение времени на супружеское общение, совместный досуг.
6. Овладение приемами медитации и аутотренинга для регуляции эмоционального состояния и восстановления ресурсов.
Конечно, все это требует серьезной и планомерной психологической работы с мотивацией, семейными отношениями и организацией семейного уклада. Однако, в целом в психологии и психотерапии все эти приемы хорошо разработаны, их только надо переориентировать на задачи оптимизации деятельности родительства. Такой «коучинг материнства» может осуществляться в индивидуальном и семейном консультировании и терапии и в тренинговой форме. И, конечно, он должен гибко модифицироваться для разных типов уклада семьи, реальной жизненной ситуации и личностных особенностей матери.
Подобные работы
- Кросс-культурное исследование роли женщины-матери в России и во Франции
Курсовые работы, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - Гендерная роль женщины в современном мире
Курсовые работы, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2018 - Матери в эмиграции
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



