ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1: Анализ деятельности предприятия 5
1.1 Характеристика организации и ее продукции 5
1.2 Анализ внутренней и внешней среды организации 13
1.3 Анализ ассортимента 19
Глава 2. Мероприятия, направленные на совершенствование управленческой деятельности предприятия (организации) 27
2.1 Разработка направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия 27
2.2 Мероприятия по сокращению нелекарственного ассортимента аптеки 32
2.3 Мероприятия по расширению и обновлению аптечного ассортимента 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных формирований (организаций). Каждая из них занимается торговлей либо оказанием каких-либо видов услуг.
Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные (роскошные) требования к товарам. А покупатели, в свою очередь, хотят, чтобы купленные ими товары были более удобными, красивыми и долговечными. Торговые организации вынуждены постоянно удовлетворять возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему корректировка ассортимента очень важна сегодня.
Ассортиментная политика - одно из самых основополагающих направлений деятельности маркетинга каждой организации. Это направление приобретает особую значимость в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту.
Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто максимально компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может по максимуму эффективно управлять ею. К сожалению, руководящий персонал большинства предприятий ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным. В этом состоит актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования в выпускной дипломной работе выступает аптека ООО «Мед-профи».
Предметом исследования выпускной дипломной работы является ассортиментная политика аптеки ООО «Мед-профи».
Цель выпускной квалификационной работы – разработать эффективную ассортиментную политику предприятия на рынке фармацевтических товаров.
Для достижения данной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику «ООО Мед-профи»;
- провести анализ ассортимента продукции ООО «Мед-профи»;
- разработать направления совершенствования ассортиментной политики предприятия.
Теоретической базой работы выступили учебники и учебные пособия по дисциплинам «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Планирование деятельности предприятия», «Менеджмент», «Экономический анализ» таких авторов, как Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., Сысоева С., Крок Г., Новоселова Н., Бузукова Е., Савицкая Г.В., Котлер Ф. и других. Также были использованы публикации в научных периодических изданиях, затрагивающие различные аспекты ассортиментной политики. Практическую базу работы составили результаты исследований, проведенных в рамках выполнения выпускной дипломной работы, официальные статистические данные, прайс-листы поставщиков, товарных запасов, ассортимента продукции и другие данные.
При выполнении работы применены общенаучные методы такие как: диалектический, сравнительный, графический, системного и факторного анализа, а также метод прогнозирования.
Структурно выпускная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Ассортиментная политика – это одна из важных составляющих конкурентной стратегии организации. Основной целью ассортиментной деятельности стоит рассматривать повышение уровня конкурентоспособности предприятия. Элементами управления ассортиментной деятельностью в ее «внутренней» части является производственная политика, технологическая политика, инновационная и инвестиционная деятельность, управление складскими запасами, управление снабжением. Вопросы «внешней» части являются зоной компетенции.
На построение ассортиментной политики в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и других факторов. Целесообразно выделить факторы, которые оказывают значительное влияние: действия конкурентов, изменения потребительских предпочтений, динамика цен на сырье, курс доллара (для экспортирующих предприятий), импорт, а также факторы, влияние которых незначительно: политическая ситуация за рубежом.
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.
ООО «Мед-профи» работает на рынке оптовой и розничной реализации фармацевтической продукции с 2005 г. и является малым предприятием. У предприятия есть три филиала, расположенные в Дмитровском районе. Анализ финансовой отчетности предприятия показал, что деятельности предприятия позволил выявить следующие основные проблемы:
1. Залеживание товаров на складе;
2. Снижение размера чистой прибыли;
3. Снижение показателей рентабельности;
4. Наличие, в ассортименте товаров, приносящих низкий доход.
Одной из причин выявленных проблем является неэффективная ассортиментная политика. Ввиду этого необходимо разработать рекомендации по ее совершенствованию.
В рамках данной работы при формировании ассортимента предприятия предлагаются следующие рекомендации:
1. Для оптимального формирования и управления ассортиментом ООО «Мед-профи» необходимо постоянно проводить анализ своей деятельности. Анализ неудовлетворенного спроса или дефектуры - позволяет выявить спрос на отсутствующие препараты путем фиксации спроса покупателей в учетной системе или в журнале. Одним из управленческих решений при работе с аптечным ассортиментом после его анализа является исключение товара из ассортимента.
2. Отсутствие однозначной трактовки принадлежности номенклатурных позиций к определенной товарной группе чрезвычайно затрудняет деятельность аптечных организаций и обуславливает необходимость разработки единообразных подходов к формированию товарных групп и отнесению конкретных номенклатурных позиций к определенной товарной группе на всех этапах обращения товара от разработки, производства и регистрации до его реализации конечным потребителям.
3. Для персонала ООО «Мед-профи» необходимо организовать тренинги и лекции по оптимизации комплексных продаж и «допродаж», которые помогают осознать и понять их необходимость и научиться применять на практике. Товары для допродажи обычно недорогие средства: пастилки, конфетки, салфетки, гигиеническая помада, зубные щетки или акционные товары. Сотруднику аптеки лучше поместить список товаров для допродажи в при кассовой зон.
Также в работе предлагается сделать расширение ассортимента за счет вклчюения группы «Солнцезащитные очки», что принесет предприятию 130 тыс.руб. чистой прибыли. Помимо этого рекомендуется обновить ассортимент по группе «Космтеические средства», что принесет предприятию 183 тыс.руб. чистой прибыли. Ввиду этого можно сделать вывод, что предлагаемые ркомнедации является экономически обоснованными.
1. Герасименко В.В. Маркетинг: учебник для магистрантов. - М.: МГУ им. Ломоносова, 2018.
2. Ибрагимова, М. Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений / М. Х. Ибрагимова // Проблемы современной экономики. - 2018. - № 2 (42). - С. 43.
3. Косинова Н.Н Развитие системы стратегического управления предприятиями промышленности: теория, элементы, проблемы и перспективы: монография / Н.Н. Косинова - Волгоград: ВолГУ. 2016. – с.31.
4. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. Экспресс курс : пер. с англ. / под ред. С. Г. Божук. - СПб. : Питер, 2016.
5. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер // Ф. Котлер. ООО «Альпина». – 2018. – 178 с.
6. Кучин Б.Л., Казаков С.П., Землянская Н.Б., Филипченкова С.Б. Стратегический маркетинг М.:АП «Наука и образование», 2018.
7. Лисовский, П. Планирование ассортимента: методы анализа / П. Лисовский. // Российские аптеки. — 2018. — № 4. - С. 54-62.
8. Лысак Ю. Управление товарным ассортиментом в аптеке. — Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/6982.
9. Лычковская М.Н. Эффективные инструменты формирования оптимального ассортимента в аптечных сетях [Текст] / М.Н. Лычковская // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 374-377.
10. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2016.
11. Мамонтов А.А. Практический PR: как стать хорошим PRменеджером. – Версия 3.0. – СПб.: Питер, 2019.
12. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: Учебник. – 3-е изд. стер. – М.: Кнорус, 2017. Просветов Г.И. Стратегия предприятия. Задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2018.
13. Рыночная среда в маркетинге и менеджменте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://m-arket.narod.ru/StrAn.html, свободный.
14. Стратегический менеджмент: учебное пособие / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, С. А. Широковских. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2016. – с.116.
15. Стратегическое управление: Учебник. /Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. - М.: Омега-Л, 2019.
16. Широкова М. В. Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного ассортимента аптечных учреждений [Текст] / М. В. Широкова // Молодой ученый. — 2019. — №10. — С. 867-869.