Готовность воспитателей ДОО применять здоровье сберегающую технологию в практике педагогической деятельности (Нижневартовский Государственный Университет)
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали 20 молодых воспитателей.
Есть приложение (Анкета на тему «Готовность педагогов ДОО к внедрению практику работы здоровьесберегающих технологий»).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИМЕНЯТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ ТЕХНОЛОГИЮ В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность готовности воспитателей ДОО применять здоровье сберегающую технологию в практике педагогической деятельности 6
1.2 Готовность педагогов ДОО к применению в практике работы здоровьесберегающих технологий как психологическое условие профессиональной деятельности 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО К ВНЕДРЕНИЮ В ПРАТИКУ РАБОТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 18
2.1 Процедура и методика исследования 18
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 19
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества возрастает актуальность формирования в образовательных организациях здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего приобщение детей, подростков и молодежи к ценностям и практикам здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Здоровье каждого индивида и общества в целом имеет невероятную ценность. Это тот дар, который мы получаем с рождения. Здоровье лишь можно восстанавливать, сохранять, приумножать и оберегать. Особенную актуальность приобретает проблема готовности педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
Степень разработанности проблемы. Проблема здоровья и здорового образа жизни как главной ценности современного общества имеет междисциплинарный характер и раскрыта в научных трудах Р.А. Касимова, Д.А. Кольцова, И.В. Журавлевой, Ю.В. Науменко и др. Сущность понятия и показатели готовности педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий охарактеризованы в исследованиях В.Г. Игнатович, Е.И. Казаковой, Т.Ю. Мысиной, М.А. Павловой и др.
В настоящее время в педагогической науке наблюдается достаточно противоречивая картина в сформированности готовности у педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях созданы условия для использования здоровьесберегающих технологий, с другой стороны – наблюдается низкий уровень сформированности готовности педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, возникают противоречия:
– между необходимостью в использовании в практике работы педагогов ДОО здоровьесберегающих технологий и неготовностью педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий;
– между уровнем готовности педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий и отсутствием практики методической работы с педагогами ДОО по формированию готовности к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
Проблема исследования: какова готовность педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
Цель исследования – изучить особенности готовности педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
Объект исследования – процесс внедрения в практику работы педагогов ДОО здоровьесберегающих технологий.
Предмет исследования – готовность педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
Гипотеза исследования: у педагогов ДОО уровень готовности к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий противоречив, с одной стороны, педагоги знают методику применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста, с другой стороны, у них наблюдается низкий уровень готовности к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования у педагогов ДОО готовности к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
2. Определить особенности готовности педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
3. Проанализировать уровень сформированности готовности педагогов ДОО готовности к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий в экспериментальном исследовании.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и синтез психологической литературы; эмпирические методы – анкетирование математические методы – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2018 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме готовности педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (ноябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме готовности педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий; подбирался материал для экспериментального исследования.
На третьем этапе (январь 2019 г.) осуществлялся анализ результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к определению понятий «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии» – Э.М. Казина, И.М. Новиковой и др.;
- подходы к готовности педагогов ДОО к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий – Т.Ю. Мысиной, Т.М. Резер и др.
Практическая значимость состояла в том, что результаты экспериментального исследования могут быть использованы в работе с педагогами ДОО по формированию готовности к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали 20 молодых воспитателей.
Теория здорового образа жизни носит комплексный, междисциплинарный характер. Следовательно, научное представление о здоровом образе жизни можно получить, опираясь на всю систему знаний, различая физиологические, психологические и анатомические процессы организма. Здоровый образ жизни – потребность человека. Она обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, ЗОЖ является способом адаптации человека к нервно-психическим, эмоциональным, информационным и др. перегрузкам, во-вторых, ЗОЖ является средством защитных сил организма, то есть средством, повышающим общую сопротивляемость организма ко всем болезням, в-третьих, концепция ЗОЖ – теоретическое обоснование принципа профилактики многих заболеваний.
Использование здоровьесберегающих технологий дает возможность сформировать сознательное отношение к своему здоровью, первичные знания об основах здорового образа жизни, развить у детей представление о строении собственного тела, назначении органов человеческого организма, обучить детей уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Чтобы дошкольники были здоровы, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью, воспитать потребность у каждого ребенка к здоровому образу жизни, продолжать создавать условии для охраны жизни и укрепления здоровья подрастающего поколения. Все это возможно благодаря тесному сотрудничеству педагогического коллектива детского сада и семей воспитанников. Реализация работы по формированию привычки к здоровому образу жизни у дошкольников осуществляется режим дня, через занятия, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
С целью определения особенностей готовности педагогов ДОО к внедрению практику работы здоровьесберегающих технологий было организовано и проведено экспериментальное исследование с 20-ю молодыми педагогами ДОО разных возрастных групп. Средний возраст педагогов ДОО составил 25 лет.
Проведенное исследование показало, что 100% педагогов ДОО владеют здоровьесберегающими технологиями. Было установлено что, подавляющее большинство опрошенных педагогов знакомы с понятием ЗОЖ и считают необходимым использование его элементов в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста. Вместе с тем, выявлена группа педагогов, которая оценивает свою готовность к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий как низкую.
Вцелом, результаты опроса показывают, что необходимо с данной группой воспитателей продумать специальную работу по формированию у них готовности к внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Бардиер, Г. Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г. Т. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – Санкт-Петербург : ДОРВАЛЬ, 2013. – 96 с.
2. Буре, Р. С. Детский сад : некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса [Текст] / Р. С. Буре // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 33-35.
3. Волкова, Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности [Текст] / Т. Г. Волкова // Современная психология : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 1-4.
4. Гавриш, Т. Здоровый образ жизни. Синоним – безопасный тип поведения [Текст] / Т. Гавриш // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2015. – С. 52–56.
5. Егорова, Э. Формирование позитивного отношения к здоровью и безопасности : опыт отечественного и зарубежного образования [Текст] / Э. Егорова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2017. – № 11. – С. 10–12.
6. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст] / И. В. Журавлева. – Москва : Наука, 2016. – 238 с.
7. Зайцев Н. К. Стратегия понимания здорового образа жизни у педагогов [Текст] / Н. К. Зайцев, В. В. Колбанов // Валеология : Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – Вып. 3. – Владивосток : Дальнаука, 2001. – С. 148–153.
8. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст] / Под ред. Т. С. Яковлевой. – Москва : Школьная пресса, 2016. – 48 с.
9. Здоровьесберегающее пространство ДОУ [Текст] / Под ред. Н. И. Крыловой. – Москва : ТЦСфера, 2009. – 218 с.
10. Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни [Текст] / В. Г. Игнатович // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С. 45-47
11. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике [Текст] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург .: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
12. Казакова, Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении : метод. пособие [Текст] / Т. Казакова // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3–30.
13. Казин, Э. М. Социально-педагогические подходы к здоровью как базовой адаптивной и социальной ценности [Текст] / Э. М. Казин // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №9. – С. 30 – 36.
14. Касимов, Р. А. Подходы к единому понятию здорового образа жизни [Текст] / Р. А. Касимов // Ярославский педагогический вестник – 2010. – № 2. – С. 48-53.
15. Кольцов, Д. А. Здоровый образ жизни как ценность современного педагога ДОУ [Текст] / Д. А. Кольцов // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2014. – № 4. – С. 27-31.
16. Мысина, Т. Ю. Формирование у студентов педагогических вузов готовности к использованию здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т. Ю. Мысина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия : Психология. –2011. – №2. – С. 46 – 57.
17. Науменко, Ю. В. Здоровьеформирующее образование : идеи и основные понятия [Текст] / Ю. В. Науменко // Вестник Московского университета. Серия 20 : Педагогическое образование. – 2015. – №3. – С. 52-66.
18. Новикова, И. М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей [Текст] / И. М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 8. – С. 52-55.
19. Павлова, М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
20. Резер, Т. М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Т. М. Резер // Педагогика. – 2016. – №5 – С. 29 – 34.
21. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н. А. Рыжова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 52-55.
22. Соколовская, О. К. Становление профессиональной позиции студента в процессе обучения в вузе [Текст] : дисс. … к. психол. н. / О. К. Соколовская. – Ярославль, 2010. – 187 с.
23. Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. С. Туманян. – Москва : Академия, 2016. – 336 с
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
25. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития [Текст] / Г. А. Цукерман. – Москва: Интерпракс, 2015. – 288 с.
26. Якунчев, М. А. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию [Текст] / М. А. Якунчев, С. П. Голышенков // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 2. – С. 21-28.