Педагогический мониторинг формирования навыков самообслуживания у старших дошкольников (Нижневартовский Государственный Университет)
|
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя и 20 родителей.
В приложениях методики.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования педагогического мониторинга формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сущность понятия «педагогический мониторинг» в дошкольной образовательной организации 7
1.2. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 10
1.3. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга сформированности 23
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 35
Приложения 38
В приложениях методики.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования педагогического мониторинга формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сущность понятия «педагогический мониторинг» в дошкольной образовательной организации 7
1.2. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 10
1.3. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга сформированности 23
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 35
Приложения 38
Актуальность исследования. Трудовое воспитание в детском саду это важнейшая составляющая развития и формирования. Систематическое обучение самообслуживанию детей дошкольного возраста способствует активному развитию воображения, мышления, усидчивости, формирует внимание и настойчивость. Согласно ФГОС ДО, положительная установка к работе и желанию помочь окружающим тесно связана также с базовыми навыками безопасного поведения в окружающем мире, в быту.
Методически грамотно организованный труд – источник вдохновения и практических знаний, ценнейший эликсир полнокровной жизни, верный способ найти дорогу к самому себе и реализоваться в жизни. В процессе такого труда, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познаёт самого себя и окружающий мир, всесторонне развивает собственную личность. Каждый ребёнок с удовольствием продемонстрирует собственноручно выращенный урожай, с восхищением расскажет своим близким, что делал на огороде или в уголке природы. Труд – основа человеческой жизнедеятельности, поэтому является одним из основных элементов воспитательной работы в ДОУ.
Актуальность исследования обусловлена тем, что работа в детских образовательных дошкольных учреждениях по формированию навыков самообслуживания у дошкольников проводится согласно требованиям ФГОС ДО. Педагоги самостоятельно встраивают систему и содержание воспитательной работы, выбирают оптимальные средства и методы реализации поставленных задач с учетом особенности возраста дошкольников. Однако, на современном этапе в практической деятельности воспитателей ДОУ не всегда используются разные формы работы по формированию навыков самообслуживания у старших дошкольников.
Степень разработанности проблемы. Проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста представлена в научных трудах В.И. Логиновой, Т.А. Марковой, Я.З. Неверович и др. Сущность понятия «самообслуживание» раскрыто в исследованиях Р.И. Прушицкой, С. Теплюк и др. Т.А. Власова, С. А. Козлова, Л. В. Крайнова и др. определили основные методы и приемы формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста. А.А. Любавина, Ю.А. Рыленко и др. обосновали педагогические условия формирования навыков самообслуживания у старших дошкольников.
В настоящее время можно выделить ряд противоречий:
- между необходимостью формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием специальных методик по организации трудового воспитания в ДОУ;
- между требованиями ФГОС ДО к уровню сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием в работе воспитателей ДОУ определенной системы в формировании указанных навыков.
Проблема исследования: как формировать навыки самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг формирования навыков самообслуживания у старших дошкольников».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: навыки самообслуживания наиболее эффективно формируются у детей старшего дошкольного возраста, если:
- разработаем модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- создадим специальные педагогические условия: учет индивидуального развития дошкольников, учет потребностей и интересов детей и т.д.;
- будем применять в работе со старшими дошкольниками комплекс методов и приемов по формированию навыков самообслуживания.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать проект формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (октябрь – ноябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (декабрь 2018 г..). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – И.Т. Левенковой, Н.Е. Щурковой и др.;
- методика формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста – В.И. Логиновой, Т.А. Марковой и др.;
- подходы к формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста – Р.И. Прушицкой, С.В. Чебровской и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя и 20 родителей.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателям в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.
Методически грамотно организованный труд – источник вдохновения и практических знаний, ценнейший эликсир полнокровной жизни, верный способ найти дорогу к самому себе и реализоваться в жизни. В процессе такого труда, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познаёт самого себя и окружающий мир, всесторонне развивает собственную личность. Каждый ребёнок с удовольствием продемонстрирует собственноручно выращенный урожай, с восхищением расскажет своим близким, что делал на огороде или в уголке природы. Труд – основа человеческой жизнедеятельности, поэтому является одним из основных элементов воспитательной работы в ДОУ.
Актуальность исследования обусловлена тем, что работа в детских образовательных дошкольных учреждениях по формированию навыков самообслуживания у дошкольников проводится согласно требованиям ФГОС ДО. Педагоги самостоятельно встраивают систему и содержание воспитательной работы, выбирают оптимальные средства и методы реализации поставленных задач с учетом особенности возраста дошкольников. Однако, на современном этапе в практической деятельности воспитателей ДОУ не всегда используются разные формы работы по формированию навыков самообслуживания у старших дошкольников.
Степень разработанности проблемы. Проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста представлена в научных трудах В.И. Логиновой, Т.А. Марковой, Я.З. Неверович и др. Сущность понятия «самообслуживание» раскрыто в исследованиях Р.И. Прушицкой, С. Теплюк и др. Т.А. Власова, С. А. Козлова, Л. В. Крайнова и др. определили основные методы и приемы формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста. А.А. Любавина, Ю.А. Рыленко и др. обосновали педагогические условия формирования навыков самообслуживания у старших дошкольников.
В настоящее время можно выделить ряд противоречий:
- между необходимостью формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием специальных методик по организации трудового воспитания в ДОУ;
- между требованиями ФГОС ДО к уровню сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием в работе воспитателей ДОУ определенной системы в формировании указанных навыков.
Проблема исследования: как формировать навыки самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг формирования навыков самообслуживания у старших дошкольников».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: навыки самообслуживания наиболее эффективно формируются у детей старшего дошкольного возраста, если:
- разработаем модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- создадим специальные педагогические условия: учет индивидуального развития дошкольников, учет потребностей и интересов детей и т.д.;
- будем применять в работе со старшими дошкольниками комплекс методов и приемов по формированию навыков самообслуживания.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать проект формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (октябрь – ноябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (декабрь 2018 г..). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – И.Т. Левенковой, Н.Е. Щурковой и др.;
- методика формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста – В.И. Логиновой, Т.А. Марковой и др.;
- подходы к формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста – Р.И. Прушицкой, С.В. Чебровской и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя и 20 родителей.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателям в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.
В настоящее время педагогический мониторинг в системе образования приобретает все большее значение, поскольку, как показал анализ психолого-педагогической литературы, педагогический мониторинг связан с постановкой цели, анализом, коррекцией, диагностикой, оценкой и контролем учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. Данные столь разноплановые понятия, выступая структурными компонентами педагогического мониторинга, свидетельствуют о том, что данное понятие не имеет точного, однозначного толкования. В связи с чем, педагогический мониторинг является сложным педагогическим явлением.
Процесс обучения навыкам самообслуживания должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
В ходе проведенной диагностики было установлено, что у 10% старших дошкольников диагностируется высокий уровень самостоятельности в самообслуживании. Однако, также было установлено, что для достаточно большой группы детей – средний уровень самостоятельности в самообслуживании – 10 дошкольников (50%) и низкий уровень самостоятельности в самообслуживании – 8 детей (40%).
На основании результатов диагностики были разработаны рекомендации по формированию у старших дошкольников навыков самообслуживания.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Процесс обучения навыкам самообслуживания должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
В ходе проведенной диагностики было установлено, что у 10% старших дошкольников диагностируется высокий уровень самостоятельности в самообслуживании. Однако, также было установлено, что для достаточно большой группы детей – средний уровень самостоятельности в самообслуживании – 10 дошкольников (50%) и низкий уровень самостоятельности в самообслуживании – 8 детей (40%).
На основании результатов диагностики были разработаны рекомендации по формированию у старших дошкольников навыков самообслуживания.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Формирование ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022



