Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогический мониторинг формирования навыков самообслуживания у старших дошкольников (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №46986

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы42
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
407
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя и 20 родителей.
В приложениях методики.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования педагогического мониторинга формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сущность понятия «педагогический мониторинг» в дошкольной образовательной организации 7
1.2. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 10
1.3. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга сформированности 23
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 35
Приложения 38


Актуальность исследования. Трудовое воспитание в детском саду это важнейшая составляющая развития и формирования. Систематическое обучение самообслуживанию детей дошкольного возраста способствует активному развитию воображения, мышления, усидчивости, формирует внимание и настойчивость. Согласно ФГОС ДО, положительная установка к работе и желанию помочь окружающим тесно связана также с базовыми навыками безопасного поведения в окружающем мире, в быту.
Методически грамотно организованный труд – источник вдохновения и практических знаний, ценнейший эликсир полнокровной жизни, верный способ найти дорогу к самому себе и реализоваться в жизни. В процессе такого труда, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познаёт самого себя и окружающий мир, всесторонне развивает собственную личность. Каждый ребёнок с удовольствием продемонстрирует собственноручно выращенный урожай, с восхищением расскажет своим близким, что делал на огороде или в уголке природы. Труд – основа человеческой жизнедеятельности, поэтому является одним из основных элементов воспитательной работы в ДОУ.
Актуальность исследования обусловлена тем, что работа в детских образовательных дошкольных учреждениях по формированию навыков самообслуживания у дошкольников проводится согласно требованиям ФГОС ДО. Педагоги самостоятельно встраивают систему и содержание воспитательной работы, выбирают оптимальные средства и методы реализации поставленных задач с учетом особенности возраста дошкольников. Однако, на современном этапе в практической деятельности воспитателей ДОУ не всегда используются разные формы работы по формированию навыков самообслуживания у старших дошкольников.
Степень разработанности проблемы. Проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста представлена в научных трудах В.И. Логиновой, Т.А. Марковой, Я.З. Неверович и др. Сущность понятия «самообслуживание» раскрыто в исследованиях Р.И. Прушицкой, С. Теплюк и др. Т.А. Власова, С. А. Козлова, Л. В. Крайнова и др. определили основные методы и приемы формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста. А.А. Любавина, Ю.А. Рыленко и др. обосновали педагогические условия формирования навыков самообслуживания у старших дошкольников.
В настоящее время можно выделить ряд противоречий:
- между необходимостью формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием специальных методик по организации трудового воспитания в ДОУ;
- между требованиями ФГОС ДО к уровню сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием в работе воспитателей ДОУ определенной системы в формировании указанных навыков.
Проблема исследования: как формировать навыки самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг формирования навыков самообслуживания у старших дошкольников».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: навыки самообслуживания наиболее эффективно формируются у детей старшего дошкольного возраста, если:
- разработаем модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- создадим специальные педагогические условия: учет индивидуального развития дошкольников, учет потребностей и интересов детей и т.д.;
- будем применять в работе со старшими дошкольниками комплекс методов и приемов по формированию навыков самообслуживания.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать проект формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (октябрь – ноябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (декабрь 2018 г..). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – И.Т. Левенковой, Н.Е. Щурковой и др.;
- методика формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста – В.И. Логиновой, Т.А. Марковой и др.;
- подходы к формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста – Р.И. Прушицкой, С.В. Чебровской и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя и 20 родителей.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателям в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время педагогический мониторинг в системе образования приобретает все большее значение, поскольку, как показал анализ психолого-педагогической литературы, педагогический мониторинг связан с постановкой цели, анализом, коррекцией, диагностикой, оценкой и контролем учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. Данные столь разноплановые понятия, выступая структурными компонентами педагогического мониторинга, свидетельствуют о том, что данное понятие не имеет точного, однозначного толкования. В связи с чем, педагогический мониторинг является сложным педагогическим явлением.
Процесс обучения навыкам самообслуживания должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
В ходе проведенной диагностики было установлено, что у 10% старших дошкольников диагностируется высокий уровень самостоятельности в самообслуживании. Однако, также было установлено, что для достаточно большой группы детей – средний уровень самостоятельности в самообслуживании – 10 дошкольников (50%) и низкий уровень самостоятельности в самообслуживании – 8 детей (40%).
На основании результатов диагностики были разработаны рекомендации по формированию у старших дошкольников навыков самообслуживания.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алиева, Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания / Л.В. Алиева // Внешкольник. – 2006. – № 11. – С. 56-59.
2. Буре, Р.С. Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада [Текст] / Р.С. Буре // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.
3. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде: дис. … канд. пед. наук / Т.А. Власова. – Екатеринбург, 2010. – 245 с.
4. Воротилкина, И.М. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей и молодежи: монография / И.М. Воротилкина. – М.: МПГУ, 2015. – 232 с.
5. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2010. – 874 с.
6. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности / В.Г. Горб // Стандарты и мониторинг. – 2010. – № 5. – С. 41-44.
7. Каргина, З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования / З.А. Каргина // Внешкольник. – 2006. – № 11. – С. 63-66.
8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
9. Крайнова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду / Л.В. Крайнова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №4. – С. 35-39.
10. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Куцакова. – М. Издательство «Совершенство», 2013. – 135 с.
11. Левенкова, И.Т. Педагогический мониторинг в ДОО / И.Т. Левенкова // Менеджмент в образовании. – 2015. – №4. – С. 77-81.
12. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И. Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 1978. – №10. – С. 56-63.
13. Любавина, А.А. Воспитание самостоятельности у детей / А.А. Любавина // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 2. –С.24 – 26
14. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Т.А. Маркова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2011. – 112 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – СПб.: Питер, 2013. – 563 с.
16. Неверович, Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста / Я.З. Неверович // Открытая школа. – 2013. – №4. – С. 28-33.
17. Прушицкая, Р.И. Политехническое воспитание в дошкольном возрасте / Р.И. Прушицкая // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 9–14.
18. Рохлева, М.А. Мониторинг в образовании / М.А. Рохлева // Менеджмент в образовании. – 2017. – №2. – С. 75-79.
19. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 352 с.
20. Рыленко, Ю.А. Мониторинг образовательного процесса в ДОО / Ю.А. Рыленко // Молодой ученый. – 2015. – №17. – С. 565-568.
21. Соколова, Е.Е. К вопросу о понятии «самостоятельность» / Е.Е. Соколова // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 54-58
22. Теплюк, С. Истоки самостоятельности / С. Теплюк // Вопросы психологии. – 2011. – № 7 – С. 67-69
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обучения (ФГОС ДО). – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
24. Щуркова, Н.Е. Педагогика / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
25. Чебровская, С.В. Самостоятельность дошкольников в оценке современных исследователей: статья / С.В. Чебровская // Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях: сб. материалов научно-практического семинара: Биробиджан, 12-13 ноября 2009: в 2 ч. – Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. – Ч. 2. – С. 199-208.
26. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 28-29.
27. Юрчик, Р.О. Факторы воспитания самостоятельности / Р.О. Юрчик // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 36-39.
28. Ярмольник, Т.И. Методы организации трудового воспитания в ДОУ / Т.И. Ярмольник // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 74-77.
29. Яцекова, Д.О. Воспитание самостоятельности и ответственности у старших дошкольников / Д.О. Яцекова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 76-78.
30. Яцук, М.С. Трудовое воспитание старших дошкольников / М.С. Яцук. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 75 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ