Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкального мышления детей старшего дошкольного возраста (Алтайский Государственный Университет)

Работа №46970

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы32
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ ДС № 253 «Жемчужинка», г. Барнаула, подготовительная группа. Численность воспитанников группы 22 человек: 10 девочек, 12 мальчиков. Группа исследования составила 10 детей.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития мышления детей дошкольного возраста 5
1.1 Особенности развития мышления в дошкольном возрасте 5
1.2 Специфика развития музыкального мышления у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр 8
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи музыкально-дидактических игр и развития музыкального мышления дошкольников 16
2.1 Диагностика определения уровня сформированности музыкального мышления дошкольников 16
2.2 Формирующий этап исследования 21
2.3 Результаты исследования 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Дошкольное детство – короткий, но весьма важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, формирует определённое отношение к людям, труду, вырабатывает навыки, привычки правильного поведения, в это время складывается характер.
Музыка представляет собой совершенно особенный, ничем не заменимый путь познания различных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, настроений, переживаний, выступая одновременно и инструментом осмысления, познания и освоения прекрасного в окружающей действительности, глубины и красоты человеческих отношений и чувств.
Активное восприятие музыки способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях. Одновременно с этим, в процессе восприятия музыки могут удовлетворяться эстетические потребности, практически невыполнимые в современных условиях жизни.
Актуальность исследования обусловлена тем, что игра является ведущим видом деятельности детей с самого раннего возраста. С помощью музыкально-дидактических игр ребенок познает окружающий его мир, учится общению, готовится к социуму, развивает слух и музыкальное мышление.
Цель исследования – выявить влияние применения в воспитательном процессе музыкально-дидактических игр на формирования музыкального мышления у старших дошкольников.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
 рассмотреть теоретические основы мыслительной деятельности дошкольников;
 изучить специфику музыкального мышления старших дошкольников;
 провести экспериментальное исследование на тему формирования музыкального мышления в группе детей старшего дошкольного возраста;
 проанализировать полученные результаты;
 выработать направление образовательной и воспитательной деятельности по формированию музыкального мышления в детском коллективе посредством музыкально-дидактической игры.
Объектом исследования является развитие музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования является развитие музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Теоретическая изученность темы обусловлена психологическими исследованиями многих отечественных и зарубежных ученых, таких как: Б.В. Асафьев, Т.С. Бабаджан, С.Н. Беляева-Экземплярская, А. Бине, Д. Векслер, Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, Ю.А. Двоскина, А.В. Кенеман, Е.М. Кершнер, Н.А. Метлов, Р.С. Немов, М.А. Румер, Т. Симон, С. Степанов, Н.М. Сеченов, А.Э. Симановский, Б.М. Теплов, Г. Уоллес, В.Н. Шацкая, В. Штерн и многих других.
Методологической база исследования являются различные общенаучные методы исследования, такие как: диалектический, аналитический, формально-логический, структурно-функциональный, сравнительный, теоретический анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования; а также констатирующий, формирующий эксперименты.
База исследования: МБДОУ ДС № 253 «Жемчужинка», г. Барнаула, подготовительная группа. Численность воспитанников группы 22 человек: 10 девочек, 12 мальчиков. Группа исследования составила 10 детей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании была изучена научная сущность восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, определены психолого-педагогические основы содержания восприятия музыки.
В ходе экспериментальной работы были выявлены особенности развития музыкального мышления у детей исследуемой группы, а также разработана и апробирована серия музыкально-дидактических игр по развитию музыкального мышления дошкольников. На контрольном этапе исследования была проведена контрольная диагностика, результаты которой свидетельствовали об эффективности методики, разработанной и проведенной на формирующем этапе.
Следует также отметить, что музыку дети полюбят и примут лишь тогда, когда она войдет в их жизнь просто, не в виде чего-то, навязанного взрослыми с воспитательными, дисциплинарными или развивающими их детский ум и чувства целями, а в виде необходимой и приятной лично им вещи.
Кроме того, в рамках данного исследования выявлена роль музыки, как основы личностного становления ребенка, способствующей эмоционально-эстетическому развитию и определены потенциальные возможности музыкального искусства как педагогического фактора формирования музыкального восприятия.
Музыка способствует развитию эмоциональной сферы. Ведь эмоциональная отзывчивость на музыку представляет собой одну из важнейших функций музыкального мышления. Она взаимосвязана с развитием эмоциональной отзывчивости и в повседневной жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Проанализировав результаты, можно сделать выводы о том, что на контрольном этапе исследования педагогическая технология эффективно повлияла на результаты обучения детей, у детей произошли значительные изменения в развитии музыкального мышления.
В ходе практического исследования выявлено следующее: анализ результатов группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию музыкального мышления детей посредством музыкально-дидактических игр; специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий, дают вполне ощутимый положительный результат; сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец исследования позволяет увидеть, что уровень развития музыкального мышления значительно повысился.
Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза подтвердилась, цель достигнута. Поставленные в исследовании задачи разрешены.



1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. – 5-е изд. – М.: Высшая школа, 2014. – 329 с.
2. Авдулова Т.П. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академия, 2014. – 329 с.
3. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. – М.: Академия, 2015. – 108 с.
4. Богат, В. Развивать творческое мышление /В. Богат // Дошкольное воспитание. – 1/2014. – С. 17-19.
5. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. – СПб.: Невский, 2013. – 440 с.
6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Знание, 2014. – 248 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2015. – 398 с.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений. – Т.3. – М.: Высшая школа, 2013. – 441 с.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. – Т.4. – М.: Высшая школа, 2013. – 413 с.
10. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2013. – 322 с.
11. Гуревич П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Инфра-М, 2015. – 330 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Спб.: Питер, 2015. – 464 с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер Ком, 2013. – 368 с.
14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – 5-е изд., доп. – СПб.: «Питер», 2015. – 321 с.
15. Ежкова Н.С. Дошкольное Образование С Позиции Возрастных Ценностей / Н.С. Ежкова. – М.: ИЛ, 2017. – 357 c.
16. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 99 с.
17. Ильина М.В. Развитие воображения дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 176 с.
18. Ключева М.А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник / М.А. Ключева. – М.: Форум, Неолит, 2014. – 400 c.
19. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник Г.М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010. – 744с.
20. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2015. – 448 с.
21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 421 с.
22. Козлова А.М. Дошкольное образование / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. – М.: ЦГЛ, 2017. – 958 c.
23. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 2015 – 275 с.
24. Кудрявцева Е.И Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей. – Волгоград, 2014. – 123 с.
25. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. – М.: Генезис, 2013. – 315 с.
26. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 41-42
27. Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: КноРус, 2014. – 718 с.
28. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Знание, 2014. – 324 с.
29. Питер Л. Бэнсон 900 практических советов родителям и детям / Питер Л. Бэнсон, Джуди Галбрайт, Памела Эспеланд. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. – 256 c.
30. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 436 с.
31. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / О.П. Радынова, Л.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – М.: Академия, 2016. – 215 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Невский, 2014. – 425 с.
33. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Время, 2014. – 367 с.
34. Фатихова Л. Диагностика наглядного мышления дошкольника // Дошкольное воспитание. – 8/2016. – С. 93-99.
35. Цаплина О.В. Технологии развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 1. – С. 44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ