ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 6
1.1 Понятие, сущность, структура ЖКХ 6
1.2 Принципы и направления реформирования ЖКХ 11
1.3 Этапы в реформировании ЖКХ 20
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ ЖКХ РТ 33
2.1 Характеристика и анализ состояния ЖКХ Республики Татарстан 33
2.2 Анализ ценовой и тарифной политики ЖКХ 48
2.3 Проблемы системы ЖКХ в РТ 52
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РТ 63
3.1 Основные направления повышения эффективности и
совершенствования ЖКХ 63
3.2 Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. От уровня обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами зависят показатели качества жизни населения как в стране, так и в регионе. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, - управляющие и подрядные организации, поставщики ресурсов, органы регионального управления и местного самоуправления - должны действия свои согласовывать в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства в любом регионе отражает уровень и степень зрелости региональной социальной политики.
Жилье для человека - необходимое условие его существования, что придает жилищной сфере особую социальную значимость и выдвигает модернизацию жилищно-коммунальной системы на одно из приоритетных направлений социальной государственной и региональной политики.
Важнейшим аспектом является принцип конкурентоспособности, определяемый наличием конкурентных преимуществ у предприятий и организаций, предоставляющих услуги, обеспечиваемые ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКХ.
Приоритетом современного этапа экономического развития страны является создание рыночной экономики во всех отраслях. В ЖКХ формирование рынка предполагается достичь за счет внедрения механизма партнерства государства и частного бизнеса, история которого насчитывает в России лишь несколько десятилетий. Успех государственно-частного партнерства зависит от развитости его финансово-экономических механизмов, что требует существенных теоретических разработок и практических усилий, особенно в условиях экономически сильной неоднородности страны.
Целью работы является разработка предложений по реформированию и повышению эффективности жилищно-коммунального хозяйства на основе анализа состояния ЖКХ региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия жилищно-коммунальное хозяйство, его состав и функции;
- изучить принципы функционирования и реформирования ЖКХ РФ;
- рассмотреть основные этапы реформы ЖКХ в стране;
- проанализировать состояние ЖКХ в Республике Татарстан;
- рассмотреть тарифную политику ЖКХ и динамику цен в отрасли;
- выделить ключевые проблемы и болевые точки в отрасли;
- предложить основные направления повышения эффективности ЖКХ в регионе.
Объектом исследования является жилищно-коммунальный комплекс Республики Татарстан.
Предметом исследования является эффективность оказания услуг населению системой предприятий ЖКХ Республики.
Эмпирической базой исследования являются нормативно-правовые акты РФ и РТ, в т.ч. Жилищный кодекс РФ, Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 гг, статистические сборники Росстата (Татстата), материалы преддипломной практики, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Теоретической базой для исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых: Аванесян В.Р., Барциц И.Н., Болотин В.В. , Жариков В.В., Зотов В.Б., Кириллова А.Н., Косарева Н.В., Мау В., Полотовская Е.Ю. и др.
Методическую базу исследования составили следующие общенаучные и специфические экономические методы: анализ, синтез, абстрактно¬логический метод, сравнительный анализ, статистический анализ, анализ динамики, системный метод, экономический анализ и др.
Работа состоит из трёх глав, введения, заключения и списка использованных источников. Первая глава теоретическая, состоит из трёх параграфов, раскрывающих сущность ЖКХ, а также этапы его реформирования. Вторая глава аналитическая, состоит из трёх параграфов, в которых изучается состояние ЖКХ РТ, выделяются его основные проблемы. Третья глава рекомендательная, состоит из двух параграфов, в которых предлагаются основные направления решения имеющихся проблем и пути повышения эффективности ЖКХ Татарстана.
Подводя итог проведённому исследованию, можно сделать следующие выводы:
- жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры разных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан, путем предоставления им большего спектра жилищно-коммунальных услуг;
- объем деятельности и степень развития коммунального хозяйства влияют на общий уровень жизни населения;
- степень развитости экономической инфраструктуры напрямую влияет на эффективность и темпы роста экономики;
- финансирование ЖКХ осуществляется из разных источников, но преимущественно - из бюджетов субъектов Федерации;
- проблема реформирования ЖКХ очень сильно политизирована в современной России, так как затрагивает благополучие практически всего населения страны;
- реформирование и преобразования в отрасли ЖКХ проходят поэтапно, в соответствии с государственными программами;
- на конец 2016 г. жилищный фонд в Республике Татарстан составил 99756,4 тыс.кв.метров общей площади, в том числе в городских поселениях 72416,8 тыс.кв.метров (72,6% общей площади), в сельской местности - 27339,6 тыс. кв.метров (27,4% общей площади);
- в среднем по Татарстану доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составляет 72%;
- уровень благоустройства в разных населенных пунктах неодинаков: в городах он значительно выше чем в сельской местности;
- доля ветхого и аварийного жилья постепенно сокращается;
- объёмы возводимого жилья в период с 2012 по 2016 гг постоянно возрастали, однако средний размер общей площади одной квартиры уменьшался. Это связано с увеличением доли однокомнатных квартир в общем количестве сданного жилья;
- все последние годы наблюдался неуклонный рост тарифов для населения на основные виды ЖКУ;
- с 1993 г. изменение тарифов на основные виды ЖКУ шло опережающими темпами по сравнению с общим изменением потребительских цен, т.е. жилищно-коммунальные услуги становились для населения относительно дороже по сравнению с другими товарами и услугами на протяжении всего периода экономических реформ;
- тарифная политика сегодня базируется на двух критериях, граничные значения которых определяются государством: стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и предельно допустимых (максимальных) индексах изменения тарифов и надбавок на услуги ЖКХ, а также платы населения за жилье и коммунальные услуги;
- жилищному фонду Республики Татарстан свойственны в основном те же проблемы, что и большинству регионов России. К ним относятся:
1) Изношенность отдельных конструктивов жилых зданий.
2) Ресурсоемкость жилищного фонда и неэффективность учета в обеспечении жилых зданий коммунальными ресурсами (свет, тепло, вода).
3) Изношенность внутридомовых сетей и инженерного оборудования;
- актуальной проблемой для жилищных предприятий Татарстана являются неплатежи за жилищные и коммунальные услуги;
- оценка эффективности деятельности ЖКХ должна носить комплексный характер, базируясь как на количественных, так и на качественных критериях; необходимо оценивать не только экономическую, но и социальную эффективность;
- одной из основных задач реформирования ЖКХ является формирование условий, обеспечивающих вовлечение частных средств, в том числе заемных, в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкцию многоквартирного жилищного фонда;
- необходимо совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей;
- повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ;
- ключевой предпосылкой развития конкурентных отношений является обеспечение финансовой стабильности в жилищно-коммунальной отрасли. Реализация данного направления осуществляется через формирование партнерских отношений субъектов жилищно-коммунального хозяйства;
- реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений: конкуренции в сфере управления за получение заказа от собственников и конкуренции подрядных организаций за получение заказа от управляющей компании;
- возможность привлечения в жилищно-коммунальный комплекс долгосрочных инвестиционных ресурсов определяется в значительной степени тем огромным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно-коммунальный комплекс;
- в завершении работы нами предложена комплексная модель оценки эффективности деятельности ЖКХ на основе группировки и систематизации частных критериев. Благодаря предлагаемой модели можно построить разные сценарии функционирования ЖКХ региона, что весьма важно для разработки региональных программ развития сферы жилищно¬коммунального хозяйства.
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.04.2018). М.: Кодекс. 2018. - 304 с.
2. Об основах федеральной жилищной политики. Федеральный закон № 4218-1 от 24.12.1992 (ред. от 22.08.2004) // "Российская газета" от 23.08.2004 г.
3. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от30.12.2017 г. N 1710
4. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 гг. Утверждена постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 № 466)
Статистические материалы
5. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2012. - 786 с.
6. Жилищное хозяйство Республики Татарстан - 2017. Сборник. / Татстат. - Казань: 2018.
7. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан. Аналитический обзор. / Татстат. - Казань: 2017.
8. Коммунальное хозяйство Республики Татарстан-2017. Сборник. / Татстат. - Казань: 2018.
9. Улучшение жилищных условий населения Республики Татарстан. Экспресс-информация / Татстат. - Казань: 2017.
Монографии и статьи
10. Абдуллина, А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / А.
Р. Абдуллина, И. А. Владимиров // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2017 г.). -
Челябинск: Два комсомольца, 2018. - 183-185 с.
11. А. Абрамов, А. Радыгин, М. Чернова, Р. Энтов. Государственная собственность и характеристики эффективности // Вопросы экономики - 2017 - № 4. - С. 4-12.
12. Гутман Г.В. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом в условиях рыночных реформ. - Владимир: ВлГУ, 2017. - 151 с.
13. Джабиева А. В. Проблемы функционирования ЖКХ в условиях трансформационной экономики России // Вопросы экономики, 2017. - № 4. - С. 62-69.
14. Дронов, А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, 2016. -№6-7-с.48.
15. Жакиянов Г.Б. Жилищно-коммунальная реформа: механизм реализации // Регион: экономика и социол. - Новосибирск, 2016. - №3. - С. 95-105.
16. Иванов А. Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ. Альпина Паблишер 2016 г. 200 с.
17. Лимаренко, В.И. Финансово-экономические механизмы реформирования ЖКХ // ЖКХ, 2016. - № 10. - 21 с.
18. Мартусевич, P.A. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. М.: Фонд «Институт экономики города», 2016, - 116 с.
19. В.А. Межецкая. Переход на прямые договорные отношения по предоставлению коммунальных услуг. Плюсы и минусы для сторон // Финансы и Учет в ЖКХ, 2015. - №11-12.
20. В.А. Межецкая Профессиональные стандарты для работников сферы ЖКХ // Финансы и Учет в ЖКХ, 2016. - №4. - с. 35-38.
21. П.Д. Михайлов. Инвестиции в коммунальное хозяйство: процесс есть, но каков результат? // Цены и тарифы в ЖКХ, 2016. - №2. - с. 17-22.
22. П.Д. Михайлов Показатели качества, надежности и энергетической эффективности как новые критерии оценки деятельности ресурсоснабжающих организаций // Цены и тарифы в ЖКХ, 2016. - №1. - с. 48-50.
23. Морозов О.А. Финансовый аспект совершенствования системы ЖКХ // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. - СПб., 2017. - №1. - С. 93-99.
24. Сафронов Ю.М. Управление и организация работ в жилищно-коммунальном хозяйстве. М.: Стройиздат, 2016. 168 с.
25. Нефедов В.Н., Шостак О.И. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: Структура и управление. Информ.-компьютерн. системы: Аналит. Обзор / Краснояр. науч. центр Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Спец. конструкт.- технол. бюро «Наука». - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 2016. - 155 с.
26. Оленин Г.П. Анализ источников инвестирования в жилищно-коммунальном хозяйстве // Вестн. ун-та. - Гос. ун-т упр. Сер.: Финансовый менеджмент. - 2015. - №2. - С. 58-69.
27. Принципы эффективного тарифного регулирования коммунальных предприятий / Андрианов В.В., Ананькина Е.А., Хомченко Д.Ю., Щеголев А.В.; Под ред. Сиваева С.Б.; Фонд «Ин-т экономики города». - М., 2017. - 56 с. табл.
Учебники и учебные пособия
28. Боголюбов В.С., Васильева Н.В. Совершенствование
экономических отношений в жилищной сфере: Учеб. пособие. - СПб.: С. - Петерб. гос. инж.-экон. акад., 2016. - 127 с., схем.
29. Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 255 с., схемы. - (Высшее образование).
30. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. - М.: Дело, 2016. - 127 с., схем.
31. Гаврилов А.И. Управление жилищно-коммунальным комплексом территорий: опыт, проблемы, пути совершенствования. Учебное пособие. — Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2015. - 263 с.
32. Каменева, Е.А. Реформа ЖКХ, или теперь мы будем жить по- новому: учеб. пособие / Е.А. Каменева. М.: Изд-во Феникс, 2016. - 352 с.
33. Кондратьева, М.Н. Организация и управление жилищно¬коммунальным хозяйством: учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Ульяновск: УлГТУ, 2016. - 160 с.
Электронные ресурсы
34. Алушкин В. Концессия и тариф: единство и борьба
противоположностей // Контроль ЖКХ. [Электронный ресурс] 05.05.2017 16:11:24https: //communal-control .ru/blo g/100
35. Бородина Т. Электронные технологии и дырявые сети // «Эксперт
Сибирь» №22-23 (495 [Электронный ресурс]https://communal-
control .ru/blo g/231
36. Вашурин И. А. К вопросу о реформировании системы управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/archive/176/45998/(дата обращения: 16.04.2018).
37. Девятов Г. ЖКХ: от общего к частному // Эксперт Сибирь № 28-34(497), 24.07 - 27.08.2017 [Электронный ресурс]
38. Ивакина А. М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 537-539. — URL https://moluch.ru/archive/88/17301/(дата обращения: 26.04.2018).
39. Иванов А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ): проблемы и пути их решения // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. [Электронный ресурс]
40. Как справиться с дебиторской задолженностью населения в ЖКХ? // Контроль ЖКХ. [Электронный ресурс] 07.03.2017 15:39:54
41. Кириллова Д. И. Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 162¬163. — URLhttps://moluch.ru/archive/73/12461/(дата обращения: 22.04.2018).
42. Мартынец А. В РТ при почти 100 % собираемости платежей долги
за ЖКУ растут. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
https://kazned.ru/news/8306
43. Общая задолженность по ЖКХ в России достигла 1,3 трлн рублей
[Электронный ресурс] // Коммерсант. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3360852(дата обращения 19.07.2017)
44. Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. // [Электронный ресурс] // URL: http://www.minregion.ru/(дата обращения 15.03.2018).
45. Проблемы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения // Городское хозяйство и ЖКХ. - 2017. - № 8. - С. 37-51. - URL:https: //www. gkh.ru/article/101883-problemy-v-sfere-j ilishchno-kommunalnogo-hozyaystva (дата обращения: 18.04.2018).
46. Рогоцкий В. А. Реформировать нельзя оставить // Контроль ЖКХ. [Электронный ресурс] https://communal-control.ru/blog/10826.07.201715:30:09
47. Социально-экономическое положение Республики Татарстан. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tatstat/resources/b7d4a20040eea611803085a3e1dde74c/i030034r.pdf
48. Федеральная служба государственной статистики Ветхий и аварийный жилищный фонд. // [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/jil-f/ikli42.htm (дата обращения 04.12.2017).
49. Чуприна А., Хафизова Л. Война с трущобами: победители и
аутсайдеры [Электронный ресурс] / Чуприна А. // Реальное время. - Режим доступа: URL: https://realnoevremya.ru/articles/45179(дата обращения
9.03.2018)
50. Чуприна А., Хафизова Л. Аварийное и ветхое жилье в Татарстане:
опыт республики распространят на всю страну [Электронный ресурс] / Чуприна А. // Реальное время. - Режим доступа: URL:
https://realnoevremya.ru/articles/45356(дата обращения 12.03.2018)
51. https://www.business-gazeta.ru/news/374486