Методические основы проблемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности (Нижегородский Государственный Университет)
|
База исследования: Филиал МКОУ «Сарсинская СОШ» Татарско-Еманзельгинского детского сада, дети старшей группы «Колокольчики» в количестве 10 человек.
В приложениях результаты исследования.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Методы и приемы развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Анализ программного содержания работы по развитию выразительности речи дошкольников и организации театрализованной деятельности 12
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ 19
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи у старших дошкольников 19
Интерпретация результатов проведения констатирующего этапа 25
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
В приложениях результаты исследования.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Методы и приемы развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Анализ программного содержания работы по развитию выразительности речи дошкольников и организации театрализованной деятельности 12
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ 19
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи у старших дошкольников 19
Интерпретация результатов проведения констатирующего этапа 25
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования. Развитие правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач в единой системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Дошкольник с хорошо развитой речью свободно вступает в контакт с другими людьми: он способен четко выразить собственные мысли и желания, задать вопрос, договориться с ровесниками о совместной игре. И наоборот, непонятная речь дошкольника создает препятствия в выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми и часто негативно отражается на его характере.
Процесс развития выразительности речи выступает перед ребенком дошкольного возраста в качестве особой сферы объективных взаимоотношений, которую он познает в ходе практического использования языка, в какой-то мере, система языка берется дошкольником из речи других людей. Выразительность представляет собой качественную характеристику речи, показатель высокого уровня самостоятельного, осмысленного применения языка.
То, что ребенок обладает эмоциональной впечатлительностью и чуткостью к явлениям языка самостоятельно не могут гарантировать того, что его речь будет выразительной. Целесообразно этот процесс организовывать специальной педагогической работой. Выразительность речи гарантирует результативность коммуникации, содействует донесению значения выражения до окружающих людей. Уместное и оправданное внедрение средств речевой выразительности готовит старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым членом различных видов деятельности, исполняет привлечение внимания взрослых и сверстников. Старший дошкольник с хорошо развитой выразительностью речи чувствует себя более непосредственно и уверенно в любой обстановке, поскольку имеет потенциал адекватно выразить мысли и чувства, продемонстрировать собственную творческую оригинальность. Выразительность речи разрешает старшему дошкольнику ярче выразить себя в различных видах деятельности, преимущественно, в игровой и художественной.
Игра является наиболее доступным и интересным для ребенка способом переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Из вышесказанного следует актуальность исследования: необходимость развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, способствующий развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методы и приемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Произвести анализ программного содержания работы, направленной на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и провести диагностику уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические – изучение и анализ научно – методической литературы по исследуемой проблеме;
- практические – диагностика уровня развития связной монологической речи; разработка комплекса мероприятий, направленного на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Методологические основы проектировочной работы: психолого- педагогические концепции развития речи детей (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (М. М. Алексеева, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др.; лингвистические учения о литературном языке как языке нормированном и основах культурной речи (Д. Э. Розенталь, Л. И. Скворцов, Б. Н. Головин и т. д.).
База исследования: Филиал МКОУ «Сарсинская СОШ» Татарско-Еманзельгинского детского сада, дети старшей группы «Колокольчики» в количестве 10 человек.
Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.
Процесс развития выразительности речи выступает перед ребенком дошкольного возраста в качестве особой сферы объективных взаимоотношений, которую он познает в ходе практического использования языка, в какой-то мере, система языка берется дошкольником из речи других людей. Выразительность представляет собой качественную характеристику речи, показатель высокого уровня самостоятельного, осмысленного применения языка.
То, что ребенок обладает эмоциональной впечатлительностью и чуткостью к явлениям языка самостоятельно не могут гарантировать того, что его речь будет выразительной. Целесообразно этот процесс организовывать специальной педагогической работой. Выразительность речи гарантирует результативность коммуникации, содействует донесению значения выражения до окружающих людей. Уместное и оправданное внедрение средств речевой выразительности готовит старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым членом различных видов деятельности, исполняет привлечение внимания взрослых и сверстников. Старший дошкольник с хорошо развитой выразительностью речи чувствует себя более непосредственно и уверенно в любой обстановке, поскольку имеет потенциал адекватно выразить мысли и чувства, продемонстрировать собственную творческую оригинальность. Выразительность речи разрешает старшему дошкольнику ярче выразить себя в различных видах деятельности, преимущественно, в игровой и художественной.
Игра является наиболее доступным и интересным для ребенка способом переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Из вышесказанного следует актуальность исследования: необходимость развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, способствующий развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методы и приемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Произвести анализ программного содержания работы, направленной на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и провести диагностику уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические – изучение и анализ научно – методической литературы по исследуемой проблеме;
- практические – диагностика уровня развития связной монологической речи; разработка комплекса мероприятий, направленного на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Методологические основы проектировочной работы: психолого- педагогические концепции развития речи детей (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (М. М. Алексеева, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др.; лингвистические учения о литературном языке как языке нормированном и основах культурной речи (Д. Э. Розенталь, Л. И. Скворцов, Б. Н. Головин и т. д.).
База исследования: Филиал МКОУ «Сарсинская СОШ» Татарско-Еманзельгинского детского сада, дети старшей группы «Колокольчики» в количестве 10 человек.
Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.
Выразительность является качественной характеристикой речи именно поэтому, она рассматривается в данной работе, как важный показатель речевой культуры личности старшего дошкольника. В ходе исследования было отмечено, что работа над формированием выразительно чтения является необходимой для старших дошкольников вцелом, поскольку умение говорить грамотно, выразительно, эмоционально, четко и полно является залогом успешного обучения, а также установления межличностных отношений.
Театрализованная деятельность для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность. Старший дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Дошкольники пятого-шестого жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.
Театрализованная деятельность является одним из средств развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Театрализованная деятельность в детском саду – это не просто игры в театр, исполнение каких-либо ролей, это, прежде всего организованный педагогический процесс, направленный на воспитание детей, с целью становления творческой личности ребёнка. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в развитии уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
Театрализованная деятельность близка и доступна детям. Ведь она заложена в самой их природе: любую выдумку и впечатление из окружающей обстановки старший дошкольник стремится трансформировать в живой образ. Воспитанники старшей группы с удовольствием участвуют в спектаклях, любят облачаться в яркие костюмы, управлять куклами, говорить от их имени. Такие действия помогают всестороннему развитию ребёнка, чересчур подвижному и эмоциональном – наоборот, преодолеть застенчивость и неуверенность
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Таким образом, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития выразительности речи детей, а также способностей распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место другого человека в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, а значит и навыков речи, навыков общения.
Театрализованная деятельность для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность. Старший дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Дошкольники пятого-шестого жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.
Театрализованная деятельность является одним из средств развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Театрализованная деятельность в детском саду – это не просто игры в театр, исполнение каких-либо ролей, это, прежде всего организованный педагогический процесс, направленный на воспитание детей, с целью становления творческой личности ребёнка. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в развитии уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
Театрализованная деятельность близка и доступна детям. Ведь она заложена в самой их природе: любую выдумку и впечатление из окружающей обстановки старший дошкольник стремится трансформировать в живой образ. Воспитанники старшей группы с удовольствием участвуют в спектаклях, любят облачаться в яркие костюмы, управлять куклами, говорить от их имени. Такие действия помогают всестороннему развитию ребёнка, чересчур подвижному и эмоциональном – наоборот, преодолеть застенчивость и неуверенность
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Таким образом, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития выразительности речи детей, а также способностей распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место другого человека в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, а значит и навыков речи, навыков общения.



