Введение
1. Хостел - универсальная форма гостиничных услуг в развитии внутреннего
туризма 6
1.1. Хостел — как сервисная услуга размещения 6
1.2. Эволюция хостелов в России 15
1.3. Особенности развития хостелов на рынке гостиничных услуг в Татарстане 22
2. Особенности деятельности хостелов на примере хостела Happy House г.Казань 30
2.1. Характеристика деятельности и финансирования хостела Happy House г. Казань 30
2.2. Организационно-управленческая структура хостела 34
2.3. Технология и качество обслуживания в хостеле 39
3. Разработка программы по повышению качества обслуживания хостела Happy
House г.Казань 47
3.1. Проект по повышению качества обслуживания в хостеле 47
3.2. Экономическое обоснование, программы повышения эффективности
реализации услуг, с учетом выбранного сегмента 58
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение 72
На сегодняшний день Международная Молодежная Федерация Хостелов (HI - Hostelling International), действующая под протекцией ЮНЕСКО, объединяет более 400 хостелов по всему миру. Актуальность выбора данной темы определяет возрастающее число хостелов в России, в том числе и в Республике Татарстан. По оценке экспертов, сегодня в России насчитывается около тысячи хостелов. Наиболее активное развитие средства—сервисы размещения этого формата получили в Петербурге, Москве и Казани. Во многих российских городах сегмент хостелов пока небольшой, хотя этот рынок медленно, но уверенно растет.
Данные средства размещения необходимо изучать для того, чтобы оценить их значимость и спрогнозировать дальнейшее развитие хостелов. Так как хостел - это не только интересный объект для изучения с точки зрения гостиничного хозяйства, но и весьма перспективный и набирающий обороты вид бизнеса—. Исходя из этого , необходим сбор правовых и экономических сведений о данном средстве размещения туристов. Данные сведения будут актуальными для мониторинга состояния малого бизнеса в Российской Федерации. Актуальность выбора данной темы определяет возрастающее количество хостелов, а также желание проанализировать особенности хостелов в Казани, как новой сервисной услугой в регионе.
Так как хостел - относительно новое явление для России и для мира в целом, то научных исследований по данному средству размещения крайне мало.
Изучение хостелов не входит в учебные пособия, однако имеются статьи, описывающие некоторые характеристики таких средств размещения, их функции и особенности размещения.
Так, например, И.П. Грачева в своей статье раскрыла основные направления регулирования развития социальных гостиниц в гостиничном хозяйстве. Основные направления в развитии и особенности хостелов обозначила А.В. Карельская в статье «Теоретические аспекты развития молодёжных гостиниц (хостелов)».
Некоторые авторы статей рассматривают развитие хостелов в определенных регионах России, . Например Л.Л. Духовная в своих статьях рассматривает роль и значение хостелов в процессе повышения привлекательности туристской дестинации на примере города Москвы, а Н.С. Мартышенко раскрыл проблемы международного молодежного и студенческого туризма в Приморском крае в одноименной статье, обозначив при этом ключевую роль хостелов в данных видах туризма.
Однако, нет ни одного исследования, которое было бы направлено на разработку практических мероприятий по повышению качества обслуживания в хостелах.
Объектом исследования является хостел, как относительно новая сервисная услуга.
Предметом дипломного исследования является анализ являются мероприятиям, направленные направленных на повышение качества обслуживания в хостеле (на примере хостела Happy House г. Казань) Целью дипломной работы является проанализировать эффективность эффективности мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания в хостеле (на примере хостела Happy House г. Казань).
Задачи, сформулированные для достижения цели дипломной работы , достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Описать средства размещения в индустрии гостеприимства и дать их классификацию;
2. Проанализировать историю возникновения хостелов, дать их
классификацию, обозначить функции хостела как средства размещения;
3. Проанализировать деятельность хостела Happy House в г. Казани.
4. Предложить практические мероприятия, направленные на повышение
качества обслуживания в хостеле.
5. Оценить эффективность предложенных мероприятий.
Эмпирической базой исследования являются статистические материалы комитета по туризму РТ за 2016 - 2017 гг.
Результаты данной работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях хостелов, а также материалы—исследования—они могут
использоваться в ходе чтения лекций по курсам «Гостиничное хозяйство», «Индустрия и инфраструктура туризма», «Организация бизнеса в туризме и гостиничном хозяйстве». Эмпирические материалы исследования могут быть полезны руководителям аналогичных средств размещения для выработки стратегии продвижения и совершенствования товаров и услуг хостелов города.
ИсследованиеРаботасостоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Данная дипломная работа была посвящена анализу хостелов, как средств размещения туристов. В параграфах данной работы была рассмотрена индустрия гостеприимства, дано определение данного понятия, рассмотрены её история, модели гостеприимства.
Было дано определение понятия «средство размещения туристов», обозначены основные типы средств размещения, их функции и особенности.
Более подробно обозначено место в хостелов классификации средств размещения, обозначены сильные и слабые стороны таких средств размещения, раскрыты функции, особенности и дана классификация хостелов.
Также были рассмотрены экономические и правовые аспекты развития хостеловхостелов,как средств размещения туристов.
Подробно рассмотрены особенности хостелов в городе Казани, методом анализа статистических данных средств размещения. Были учтены цена за проживание, расположение, общее количество мест размещения (номерной фонд), наличие определенных категорий номеров (двухместные, многоместные номера), а также наличие завтрака включенного в стоимость проживания.
На основе данного анализа были сделаны выводы о состоянии хостелов в городе, обозначены основные направления в развитии данных средств размещения, определены самые распространенные варианты организации хостелов, их форматы и ценовая политика.
Была дана характеристика деятельности предприятия, проведен маркетинговый анализ, анализ конкурентов, составлен SWOT - анализ. Также в первом разделе выпускной работы был проведен анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия и рассчитаны основные группы показателей экономической эффективности предприятия.
Оценка конкурентоспособности предприятия представлена на примере «Happy House». Основным видом деятельности «Happy House» являются услуги проживания и питания с предоставлением дополнительных услуг. Деятельность предприятия ориентирована на потребителя со средними и высокими доходами в возрасте от 18 до 40 лет. Работа хостела является прибыльной, ежегодно увеличивается выручка и прибыль. Однако за последние годы на рынке усиливается конкуренция между хостелами.
В данной работе проведена оценка конкурентоспособности «Happy House» и еще двух хостелов, расположенных в одном месте. Ориентация «Happy House» на обслуживание молодых людей и семей позволяет наиболее точно проводить предварительное бронирование мест и прогнозировать загрузку материальной базы.
Потребители хостела отличаются друг от друга возрастом, полом и доходами. Проведя анализ по этим сегментам, можно сделать вывод, что приезд женщин значительно увеличился, но все же не превысил количество прибывших мужчин. Основной возраст гостей это молодежный (20-34 лет) и средний (35-49 лет). А среди дохода, в «Happy House» преобладают гости со средним уровнем дохода.
Проведя анализ цен хостела со средними ценами в этой области, можно сделать вывод, что цены «Happy House» не на много завышены и являются конкурентоспособными.
У хостела «Happy House» нет четкой конкурентной стратегии. По не которым показателям он уступает лидерам на рынке. В сложившейся ситуации представляется необходимым разработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности хостела.
В виде мер по повышению конкурентоспособности предприятия были приняты следующие мероприятия:
- Введение дополнительных услуг в хостел «Happy House»;
- Совершенствование товарной политики хостела.
- Создание более комфортных условий в хостеле.
Вследствие предложенного комплекса мероприятий основные финансово¬экономические показатели деятельности улучшились, что привело к повышению конкурентоспособности «Happy House».
1. Грачева И.П. Основные направления регулирования развития социальных гостиниц в гостиничном хозяйстве региона. Сервис в России и за рубежом. 2009, №4. С. 35.
2. Клепцова О.И. Мировое гостиничное хозяйство: Учеб. пособие. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. С. 106
3. Салманова И.П. Подходы к проведению аккредитации социальных гостиниц. Сервис в России и за рубежом, 2009. №15. С. 207.
4. Алексунина В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. - 3-е изд., - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.¬2013. -с.716
5. Арбузова Н.Ю. Организация обслуживания в гостиничных и туристических комплексах: учеб. пособие. - М.: Академия, 2010. - 320с.
6. Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 65.
7. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: учебное пособие. / Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин - СПб.: Питер, 2014. - 224с.
8. Браймер—Р.А.Браймер Р.А. Основы управления в индустрии
гостеприимства. - М., 2013. - 635 с.
9. Брашнов Д. Г. Гостиничный сервис и туризм: учебное пособие / Д. г. Брашнов. - М.: Альфа МАльфа - М, ИНФРА-М, 2011. - 224 .
10. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. - М.: Дашков и К, 2011 - 440с.
11. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384 с.
12. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 210с.
13. Горович, Ж. Управление жалобами заказчиков как источник получения прибыли/Ж. Горович//Маркетинг. - 2010-№1. - С.73 -89.
14. Гостиничный менеджмент: Учебное пособие / Н.В. Дмитриева, Н.А. Зайцева, С.В. Огнева, Р.Н. Ушаков. - М.: Альфа - М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
15. Гришина Н.В. Психология конфликта. / Н.В.Гришина - СПб.: Питер, 2000 - 464с.
16. Дараховский И.С. Черноиванов И.П. Гостиничный бизнес и его эффективность. - Кишинев: «Штитница», 2013. - 228 с.
17. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. № 3 - 2007. - с. 64.
18. Дефицит номеров может спасти российский рынок от кризиса // HOTELNEWS.RU. Сайт гостиничных новостей. 2009. URL: http:// www.hotelnews.ru/2/3 5 6/9069/
19. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства.- М.: Издательский центр «Академия». 2003. - 224 с.
20. Дихтиль Е., Хершкен X.. Практический маркетинг: Учеб.пособ. под ред. И.С. Минко, - М.: Высш. шк.: ИНФРА. - М., 2012. - 358 с.
21. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. / А.В.Дмитриев - М.: Альфа, 2013. - 336с.
22. Дурович, А.П. Реклама в туризме: учеб. пособие / А.П. Дурович. - Мн.: Новое знание, 2011. - 254 с.
23. Европейский гостиничный маркетинг: Учеб. пособие: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 224 с.
24. Зайцев А.К. Социальный конфликт. / А.К.Зайцев - М.: Academia, 2010. - 464c.
25.Закон РФ «О защите прав потребителей» Х234-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2009 г.).
26. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия. Р-н-Д: Феникс, 2013. - с.346
27. Израэл М.Кирцнер. Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001.
28. Кабалкин А. Ю. Гражданско-правовые договоры в России. Общие
положения: Курс лекций. - М.: Академия, 2012. - 224 с.
29. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебное пособие. - Минск: ООО «Новое знание», 2012. - 287 с.
30. Каретников Т.М., Каретников М.В. Конкурентоспособность фирм. - Челябинск: «ЧГТУ», 2012. - с.284
31. Кнышова Е.Н. Менеджмент гостеприимства = Рекомендовано Ученым советом Института туризма и развития рынка Г осударственного университета управления в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» специализации «Социально¬культурный сервис и туризм» и «Туризм» : Учебное пособие - М. : ФОРУМ ; : ИНФРА-М, 2011. - 511 с.
32. Козер Л. Функции социального конфликта. / Л.Козер - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2010. - 208с.
33. Круль Г. Я. Основы гостиничного дела. - К.: Центр учебной литературы, 2011. - 368 с.
34. Кусков А.С. Гостиничное дело. - М.: Академия, 2014. - 256с.
35. Лесник А.Л. Методика проведения маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе. - М.: ООО «САС ПЛЮС», 2012. - 690 с.
36. Лесник А.Л. Организация управления гостиничным бизнесом: Учебник. - М.: Интел Универсал, 2013. - 336 с.
37. Линн Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес. Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2012. - с.342
38. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт, 2013. - с.352
39. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 780 с.
40. Мастенбрук В. Исторические перспективы организационных новшеств: изменения как двойственность управления // Управление персоналом. 1999. № 7. С. 49-58.
41. Морозов М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебник. - 4-е изд. - М.: Академия, 2011. - 240 с.
42. Немцев А. Д. Стратегия формирования конкурентоспособности. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. - с.100
43. Новикова В.Г., Адзянов А.А., Апухтин А.В. Сценарный подход к проблеме развития гостиничных предприятий / Научные труды V международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права». - М.: 2012. - с.14-18.
44. Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения: приказ Федер. агентства по туризму от 21.07.2005 №86: прошел гос. Регистр. в Министерстве юстиции РФ отРФ от9.09.2005 №6991. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 38. 6 с.
45. Организация и управления гостиничным бизнесом. Учебник. / Под.ред. А.Л. Лесника, И.П. Мацицкого, А.В. Чернышева. - М.: Интел универсал, 2013. - с.322
46. Организация и управления гостиничным бизнесом. Учебник. / Под.ред. А.Л. Лесника, И.П. Мацицкого, А.В. Чернышева. - М.: Интел универсал, 2013. - с.322
47. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов.-конкурентов. -3-е изд.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.- с.453
48. Потапова С.А. Гостиничная индустрия: Учебно-методические
материалы. - М.: МИЭМП, 2013. - 32 с.
49. Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы
преодоления/ Э.Регнет - Х.: изд-во Институт прикладной психологии
«Гуманитарный Центр», 2015. - 396с.
50. Роглев Х.И. Некоторые мысли по поводу развития гостиничного бизнеса // Ресторанный и гостиничный бизнес - 2013 - № 1. - с.64.
51. Семенов И.Маркетинг и стратегия организации // Маркетинг, № 2. - 2010. - с. 11-14
52. Скобкин С.С.Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ): учеб. Пособие. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 431 с.
53. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: учебное
пособие. — М.: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2015. — 288 с.
54. Туризм в цифрах. 2013: Стат. сб. / ИИЦ «Статистика России, Федеральное агентство по туризму. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2013. - 430с.
55. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие / ред. Л. П. Шматько.
- 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 352 с.
56. Туристские услуги. Туристское обслуживание: сборник нормативно - правовых и информационных материалов / сост. В. С. Сенин, А. Д. Чудновский.
- М.: Финансы и статистика, 2010. - 224 с.
57. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 176 с.
58. Чернышев А.В. Геоэкономические аспекты формирования конкурентоспособности гостинично-туристского комплекса - М: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2001 -151 с.
59.Экономика гостиничного предприятия: учебное пособие/ Н.И. Малых, Н.Г. Можаева. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
60. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство РДЛ, 2011. - 120с.
61. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/Под ред. В.С.Янкевича. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 416 с.