ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЕ
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 7
1.1. Экономическая сущность инновационной системы региона 7
1.2. Структура и функции инвестиций 15
1.3. Обзор основных подходов к оценке влияния инвестиций на инновационную
деятельность в регионе 26
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 34
2.1. Современные тенденции инновационного развития регионов 34
2.2. Анализ инновационного развития Республики Татарстан 44
2.3. Современные проблемы привлечения инвестиций в инновационные
проекты РТ 59
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В
ИННОВАЦИОННУЮ СФЕРУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 68
3.1. Совершенствование инвестиционного климата региона 68
3.2. Перспективы повышения инновационной активности региона с помощью
инвестиций 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Актуальность темы исследования. Стратегическая цель развития региональной экономики предполагает устойчивый и долгосрочный экономический рост. Исследование проблем региональной специфики инновационного развития показывает, что сегодня в открытой и динамичной экономической системе не существует географических границ для новейших научно-технических идей и разработок. Однако, в научных работах известных исследователей проблем регионального развития Катаева А.В., Лихолетова Н.В., Усковой Т.В. и др. все чаще встречаются понятия «региональная инновационная политика», «региональная инновационная система», «региональные институты инновационного развития». Вероятнее всего, это обусловлено сохранившимися и сформированными из-за различных причин неравномерностями экономического развития отдельных территорий, различного удельного веса инновационных производств в разных регионах.
Основой управления инновационным развитием регионов является его государственное регулирование и поддержка. В настоящее время управление инновационным развитием в регионах возлагается на комитеты по экономическому развитию и инвестиционной политике, среди полномочий которых решение проблем инновационной деятельности стоят не на первом плане. Эти комитеты не имеют финансовых ресурсов для поддержки инновационного развития, но и лишены каких-либо эффективных рычагов воздействия на субъекты инновационной инфраструктуры. Функции управления в основном проявляются в разработке программных документов, которые готовятся не своевременно и не достигают запланированной реализации. При такой системе управления не стоит рассчитывать на успешное инновационное развитие регионов.
Интенсификации регионального инновационного процесса могло бы способствовать привлечение к управлению им в пределах отдельных районов и городов областного подчинения районных государственных администраций и городских советов и основания в их составе служб или отделов по вопросам инновационной деятельности. На эти структуры возлагались бы обязанности оказывать помощь субъектам инновационной инфраструктуры, координировать их деятельность, непосредственно принимать участие в создании инновационных центров, бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий. Отчетность этих органов перед вышестоящими инстанциями по вопросам инновационной деятельности, в том числе, и по выполнению мероприятий, предусмотренных среднесрочными приоритетными направлениями инновационной деятельности регионального уровня, способствовала бы систематизации процесса инновационного развития в регионах.
Эффективный инновационный процесс в регионе возможен только при условии наличия развитой инновационной инфраструктуры, на формирование и развитие которой влияют многочисленные факторы. Главным фактором в развитии инновационной инфраструктуры предназначены выступать органы региональной исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые должны применять четкие и гибкие формы управления инновационным процессом.
Степень разработанности темы. В трудах классиков пространственного развития Усковой Т.В., Ворошилова Н.В., Харина А.А. современная региональная экономика все больше становится средством реализации геоэкономических интересов конкретных государств и наднациональных образований. В этом контексте, измерение процессов регионального развития полностью перестраивает его институциональную структуру, меняет представление о приоритетах развития, об отношении между внутренней и внешней политикой, приводит к ориентации на инновационную модель развития.
В трудах Коробейникова О.П. и Трифиловой А.А. отмечается необходимость разработки региональных программ инновационного развития. Такая программа должна предусматривать объединение взаимодействия науки, образования, бизнеса и властных структур региона для создания условий инновационного развития, в частности обеспечить эффективное использование интеллектуального потенциала, генерации, распространения, освоения прорывных инноваций и на основе согласованных принципов и подходов выстраивать конкурентоспособную атмосферу, которая опиралась бы на знания. Авторы исходят из того, что отдельно взятая стратегия инновационного развития отдельной отрасли региона практически не имеет шансов на реализацию. Она может выступать лишь как составная часть общего регионального инновационного процесса. При этом региональную систему инноваций Коробейников О.П. и Трифилова А.А. трактуют как совокупность взаимно связанных институций, которые действуют или способствуют процессу инноваций и технологическому прогрессу.
Цель работы - исследование инвестиций и их роли в формировании инновационной экономики региона и на этой основе разработка рекомендаций по совершенствованию региональной инвестиционной политики.
Задачи исследования:
- раскрыть экономическую сущность инновационной системы региона;
- охарактеризовать структуру и функции инвестиций;
- рассмотреть основные подходы к оценке влияния инвестиций на инновационную деятельность в регионе;
- изучить современные тенденции инновационного развития регионов;
- проанализировать инновационное развитие Республики Татарстан;
- выявить современные проблемы привлечения инвестиций в инновационные проекты РТ;
- предложить пути совершенствования инвестиционного климата региона;
- рассмотреть перспективы повышения инновационной активности региона с помощью инвестиций.
Объектом исследования является экономическая система Республики Татарстан. Предмет исследования - экономические отношения по поводу инвестиций в формирование инновационной экономики региона.
Методология исследования. В качестве методологической базы использован системный подход к изучаемым экономическим явлениям. При решении поставленных задач использованы закономерности и категориальный аппарат экономической науки. В процессе исследования применялись следующие группы методов: общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, единство логического и исторического, единство качественного и количественного анализа), статистические (группировка, ранжирование), а также табличные и графические методы визуализации результатов исследования.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Выпускная квалификационная работа включает 97 страниц, 15 таблиц, 2 рисунка, список использованных источников из 70 наименований, 3 приложения.
Инновационный тип развития национальной экономики предполагает ориентацию всех ее сфер на комплексное использование инноваций, позволяющих увеличить эффективность функционирования общественного производства, повысить степень реализации потребностей общества.
Инновационная система, являясь важнейшей составляющей инвестиционного климата региона, отражает способность территории к устойчивому развитию.
В основе региональной инновационной системы лежит сетевой принцип построения и развития, предполагающий вовлеченность участников региональной инновационной системы в различного рода сети; при этом, социальные отношения играют большую роль по сравнению с национальной инновационной системой, построенной в первую очередь на основе формальных сетей и институтов.
Все регионы имеют четкую специализацию. Невозможно добиваться успеха во всех инновационных сферах бизнеса. При этом, специализация определяется региональной спецификой, связанной со стимулирующим воздействием того или иного институционального режима, наличием необходимых инновационных способностей и ресурсов, развитостью рынков сбыта, нормами и формами межорганизационной координации инновационной деятельности, сложившимися в регионе.
Региональная инновационная система включает в себя один или несколько инновационных кластеров, которые выступают в роли системообразующих элементов и областей повышенной концентрации инновационной деятельности. Региональная инновационная система включает в себя также и инновационные сети, в том числе связанные с межорганизационным обучением и взаимодействием с институциональным и социальным контекстом.
Инвестиции - это долгосрочные вложения средств, в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства. В современных условиях инвестиции должны быть не только коммерчески эффективными, но и выполнять жизненно важные социальные функции в качестве участника рынка.
От того, насколько объективно проведена оценка эффективности инновационных проектов, зависят принятие верного решения, развитие фирмы. Объективность и достоверность оценки вложений определяются использованием современных методов экономического обоснования инновационной деятельности.
Для применения экспертных методов оценки преимущества проекта требуется группа хорошо информированных менеджеров. Такие методы, как правило, полагаются на субъективные оценки стратегических параметров (соответствие корпоративной стратегии, конкурентные преимущества, привлекательность сегментов рынка). В эту группу методов входят проверочные листы и скоринговые модели, которые базируются на отсутствии надёжных финансовых данных на ранних этапах проекта. Их наиболее целесообразно применять на этапах отбора идей.
Экономические модели являются традиционными инвестиционными методами и включают:
- оценку периода окупаемости проекта;
- анализ точки окупаемости проекта;
- рентабельность инвестиций;
- методы дисконтирования: чистый дисконтированный доход; внутренняя норма доходности; дисконтированный срок окупаемости инвестиций; индекс доходности.
О недостаточном развитии инновационной деятельности в регионах Российской Федерации свидетельствуют статистические данные об уровне инновационной активности организаций промышленного производства и сферы услуг. Инновационная активность организаций в большинстве федеральных округов характеризовалась отсутствием устойчивой динамики. Принципиально новые технологии используют не более 10% инновационноактивных организаций страны.
Татарстан занимает первые места в рейтингах инновационного развития субъектов РФ. Закон «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» принят в 2010 году, и сегодня ему отводится ключевая роль в формировании нормативной правовой базы региональной модели государственного регулирования инновационной сферы. Принят инновационный меморандум Республики Татарстан - документ, определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов.
По результатам Национального рейтинга 2017 года Республика Татарстан второй год подряд объявлена регионом-лидером, обеспечившим наиболее благоприятные условия для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.
На сегодняшний день инновационная инфраструктура республики включает в себя целый ряд элементов.
1. Две особые экономические зоны - промышленно-производственного типа «Алабуга» и технико-внедренческого типа «Иннополис». Иннополис - город, который входит в Казанскую агломерацию. Он спланирован архитекторами из Сингапура и рассчитан на 150 тысяч жителей. В городе расположены одноименные университет и особая экономическая зона. Идею создания в пригороде Казани инновационного центра впервые озвучил Президент Татарстана Р.Н. Минниханов в 2010 году.
2. Технополис «Химград» - современный индустриальный парк, расположенный в Казани, его площадь составляет 131 гектар, а площадь зданий и сооружений превышает 500 тысяч квадратных метров. Резидентами площадки являются компании малого и среднего бизнеса, занятые в области малотоннажной химии, переработки полимеров, нанотехнологий, ресурсосбережения и энергоэффективности, медицинских технологий.
3. Сеть технопарков, наиболее значимыми из которых являются инновационно-производственный технопарк «Идея», технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк», технопарк АО «КНИАТ».
4. Индустриальные парки, самый крупный из которых - камский индустриальный парк «Мастер».
5. Центр нанотехнологий Республики Татарстан.
Анализ инвестиционной деятельности в Республике Татарстан показал, что политика, которая проводится в настоящее время, имеет положительную динамику движения инвестиционных ресурсов, реализуются перспективные инвестиционные проекты.
Проблемы развития человеческого потенциала, как составляющего элемента инновационного развития Республики Татарстан имеют резко негативные последствия для развития регионального инновационного потенциала. Так, имеет место низкий уровень инновационной активности людей, сокращение инженерно-технических, предпринимательских и прочих возможностей развития региональной экономики, оторванность науки и образования от интересов промышленности и рынков.
Несмотря на все достигнутые успехи, имеет место отставание по технологической инфраструктуре.
Актуальными остаются вопросы расширения возможностей использования кредитных ресурсов для финансирования инновационных преобразований в Республике Татарстан.
Итак, для увеличения инвестиционной привлекательности и привлечения бо'льшего количества инвесторов на территорию Республики Татарстан необходимо осуществить следующие мероприятия.
1. Развитие государственно-частного партнерства.
2. Создание результативной системы мер влияния на инвестиционную привлекательность Республики Татарстан с учетом возможностей в развитии отдельных территорий: муниципальных образований в республике.
3. Осуществление на территории Республики Татарстан инвестиционных мегапроектов.
Для инновационного развития регионального рынка, уменьшения импорта и формирования инновационного предпринимательства в Республики Татарстан регионам необходимо:
- прежде всего, проводить стратегию регионального устойчивого инновационного развития для муниципальных районов-лидеров (первая группа) и в дальнейшем для второй группы, а в перспективе подтянутся и последние группы;
- проводить стратегию инновационного прорыва, особенно в тех отраслях, в которых РТ всегда была лидером и одним из главных экспортеров (например, сельское хозяйство, нефтехимия и др.).
Реализация предложенных мероприятий позволит повысить инвестиционную привлекательность и инновационное развитие Республики Татарстан; обеспечит стабильное развитие, гарантируя выполнение основных показателей надежности и безопасности; обеспечит выход республики на принципиально новый уровень развития.
1. Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в виде капитальных вложений: федер. закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons.
2. Об инновационной деятельности в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 10.08.2010 г. №63-ЗРТ [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/917039314 (дата обращения: 07.04.2018).
3. Послание Президента Российской Федерации от 04.12.2014 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.kremlin.ru/news/47173 (дата обращения: 05.04.2018).
4. Указ Президента Республики Татарстан от 5 июля 2012 г. №УП-538 «Об образовании Инвестиционного совета Республики Татарстан» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //base.consultant.ru/cons.
5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №1079 от
29 декабря 2017 года «Об утверждении Инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2018 год» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //mert.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1096994. htm (дата обращения:
15.04.2018).
Статистические материалы
6. Наука России в цифрах: 2016. Стат. сб. - М.: ЦИСН, 2016. - 256 с.
7. Сборники Росстата России за 2013-2017 гг. «Регионы России. Социально-экономические показатели» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications(дата обращения: 05.04.2018).
8. Регионы России: социально-экономические показатели. 2016.
Статистический сборник. - М.: Росстат, 2016. - 990 с.
Монографии, учебники и научные статьи
9. Аникина М.И. Передовые методики оценки инвестиционной привлекательности регионов России // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. 7 (29). - Новосибирск: СибАК,
2016. - С. 144-151.
10. Балдин К.В. Инвестиции в инновации: учебное пособие. - М.: ИТК «Дашков и К», 2014. - 238 с.
11. Балдин К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: учебное пособие. - М.: ИТК «Дашков и К», 2014. - С. 13-18.
12. Безрукова Т.Л. Формирование инвестиционной привлекательности в процессе управления инновационным проектом // Современная экономика: проблемы и решения. - 2016. - № 9. - С. 27-30.
13. Боджаева В.В. Инновационная среда как ключевая характеристика развития региона // Вестник КалмГУ. - 2015. - № 2 (14). - С. 122-127.
14. Гаджиев М.М. Проблематика управления инновационным развитием регионов // региональная экономика и управление. - 2018. - № 1. - С. 3-8.
15. Галушко Е.С. Перспективы эффективности повышения инвестиционного потенциала в условиях рынка: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.02.02. - М., 2015. - 23 с.
16. Гладилин А.В. Методические подходы по разработке программных мероприятий повышения устойчивости развития региональных систем // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6 (35). - С. 166-170.
17. Гретченко А.А. Роль государства на пути к инновационной экономике // Экономические науки. - 2015. - № 68. - С. 62-66.
18. Гришина И.В. Методология исследования и опыт оценки инвестиционной привлекательности регионов России // Федерализм. - 2016. - № 1. - С. 39-56.
19. Гудкова А.А. Инновационное развитие регионов Российской Федерации: тенденции, перспективы роста // Инновационное развитие. - 2017. - № 9. - С. 52-56.
20. Дзгоев В.Д. Инновационные системы регионов России // Бюджет. -
2017. - № 3. - С. 19-25.
21. Зекох А.А., Мартыненко Е.Д. Функциональное содержание механизма формирования инновационной региональной политики // Новые технологии. -
2015. - № 1. - С. 118-121.
22. Кашапова П.Х. Институты развития как эффективная модель на региональном уровне (на примере Республики Татарстан) // Крымский научный вестник. - 2017. - № 2. - С. 38-45.
23. Косенко А.П. Формирование инвестиционного климата // Экономика и управление. - 2014. - № 5. - С. 42.
24. Коробейников О.П., Трифилова А.А. Роль инноваций в процессе формирования экономической стратегии регионы // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 45-49.
25. Ксенофонтова О.Л. Промышленные кластеры как фактор развития
региона: теоретический аспект // Современные наукоемкие технологии.
Региональное приложение. - 2015. - № 4. - С. 66-71.
26. Курманова Л.Р. Управление инвестиционной активностью регионов // Экономические науки. - 2016. - № 2 (111). - С. 22-28.
27. Кучерук Г.Ю., Вовк А.Н. Методические положения оценки инвестиционного потенциала предприятия // Экономика и управление. - 2014. - № 4. - С. 52.
28. Лапин Е.В. Экономический потенциал предприятия: монография. СПб., 2015. - С. 26-29.
29. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: Либроком, 2016. - С. 69-76.
30. Лисин Б.К. Межгосударственное социально-экономическое исследование инновационного потенциала // Инновации. - 2016. - № 7. - С. 62¬68.
31. Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и
инвестиционный климат региона: монография. - М.: Финуниверситет, 2014. - 116 с.
32. Мирошниченко П.И. Активизация инвестиционного потенциала региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Донецк, 2007. - С. 8.
33. Михеенко О.В. Механизм формирования инновационной среды региона: Диссертация на соискание ученой степени. - Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2016. - 194 с.
34. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул, Б.М. Карпов. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2013. - 606 с.
35. Новикова И.В., В. Верба Методические рекомендации по оценке инвестиционного потенциала региона / // Проблемы науки. - 2013. - № 3. - С. 22-31.
36. Парфенова Е.Н. Повышение инвестиционной привлекательности
региона: проблемы и направления // Энергосбережение. Энергетика.
Энергоаудит. - 2015. - № 6. - С. 43-49.
37. Петерс И.А., Шмырева И.А. Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 466-470.
38. Плотников В.А. Институциональные аспекты формирования инвестиционного климата в Российской Федерации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2015. - Т. 1. № 185. - С. 135-143.
39. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 715 с.
40. Пыткин А.Н., Баландин Д.А., Ионова И.Г. Управление инновационным развитием региона в конкурентной среде: монография. - Пермь: изд-во ПГУ, 2014. - 228 с.
41. Рагулина Ю.В. Отраслевые особенности инвестиционного процесса // Вестник Академии (Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы). - 2015. - № 4. - С. 49-54.
42. Российский инновационный индекс / под ред. Л.М. Гохберга. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 301 с.
43. Садков В.Г. Стратегии комплексного развития регионов России и повышение эффективности регионального менеджмента. - М.: Прогресс, 2014. - С. 59.
44. Скопина И.В. Инвестиционный климат территории: мировой и национальный взгляды // Управление экономическими системами. - 2013. - №
6. - С. 61-69.
45. Современные тренды инновационного развития экономики: Коллективная монография/ Я.В. Коженко, А.В. Катаев, Т.М. Катаева, Н.В. Лихолетова, Е.Л. Макарова, Л.В. Шаронина; Под ред. Я.В. Коженко. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. - 108 с.
46. Ускова Т.В., Ворошилов Н.В., Гутникова Е.А., Кожевников С.А., Социально-экономические проблемы локальных территорий: монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. - 196 с.
47. Федосова Р.Н. Методология разработки региональной
инвестиционной стратегии с учетом социальных приоритетов // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 11. - С. 18-23.
48. Фесенко И.А. Инвестиционная привлекательность региона: монография. - М., 2015. - 106 с.
49. Харин А.А. Инновационная деятельность как важнейшая составляющая региональной научно-технической политики: монография. - М.: изд-во Всемирного технологического университета, 2014. - 216 с.
50. Харитонов Н.М. О повышении инвестиционной привлекательности российских регионов // Современные производительные силы. - 2013. - № 1 (2). - С. 83-85.
51. Шарп У. Инвестиции. - М.: Инфра-М, 2013. - С. 45.
52. Doloreux D. Regional innovation systems in the periphery: the case of the Beauce in Quebec (Canada). //International Journal of Innovation Management. - 2003. - № 7 (1) - С. 67-94.
Электронные материалы
53. Ежегодная встреча инвесторов / X Международный экономический
саммит «Россия - Исламский мир: KazanSummit» 10-12 мая 2018 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://kazansummit.ru/news/ezhegodnaya-vstrecha-investorov/(дата обращения: 07.04.2018).
54. Жихарев К.Л. Содержание и сущность концепции региональной инновационной системы [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.e-rej.ru/Articles/2011/Zhiharev248.pdf (дата обращения: 07.04.2018).
55. Инвестиционная инфраструктура / Агентство инвестиционного
развития [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.invest.tatar.ru/ru/guide/investment-infrastructure/ (дата обращения: 07.04.2018).
56. Инновационный проект «Организация производства цемента низкой водопотребности в РТ» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://minstroy.tatarstan.ru/rus/1.htm (дата обращения: 15.04.2018).
57. Колесов С.В. Инновационно-инвестиционный потенциал как экономическая категория и его роль в обеспечении жизнедеятельности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://interactive-plus.ru/e-articles/conf-1/conf-1-2154.pdf (дата обращения: 15.04.2018).
58. Концепция проекта «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России» // Эксперт РА [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://raexpert.ru/ratings/regions/concept/ (дата обращения: 07.04.2018).
59. Минуллина: в портфеле Татарстана 150 инвестпроектов на 764 млрд. рублей // РИА Новости [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://ria.ru/interview/20151204/1335739415.html (дата обращения: 07.04.2018).
60. Минниханов объяснил инвестиционную привлекательность
Татарстана [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://tatcenter.ru/news/minnihanov-obyasnil-investitsionnuyu-privlekatelnost- tatarstana/ (дата обращения: 02.04.2018).
61. Моногорода сдерживают приток инвестиций в Татарстан
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/5a434c659a7947169a505095 (дата обращения: 02.04.2018).
62. Основные социально-экономические показатели РТ // Официальный
сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/ (дата обращения:
02.04.2018).
63. Отраслевая стратегия «Инвестиционное развитие Республики
Татарстан» на 2017-2021 годы и на период до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tida.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1154855.pdf (дата
обращения: 05.04.2018).
64. Сайт ГК «Меррико» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mirrico.ru/innovation/#oil-and-gas(дата обращения: 15.04.2018).
65. Сайт Инвестиционно-венчурного фонда РТ [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.ivfrt.ru/about/ (дата обращения: 15.04.2018).
66. Сайт Фонда развития промышленности (ФРП) [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://frprf.ru/proekty-i-zayavki/proekty/ooo-organik-park/ (дата обращения: 15.04.2018).
67. Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах, млрд. рублей) [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf (дата обращения: 02.04.2018).
68. Центр кластерного развития. Инвестиционная привлекательность Татарстана [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.cluster- rt.ru/INVESTMENTS/privlekatelnost_tatarstana/(дата обращения: 07.04.2018).
69. Шелихова А.В., Гладкая А.Д., Андреева А.Ю. Анализ методических
подходов к оценке потенциала предприятий строительного комплекса
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://donnasa.ru/publish_house/journals/esgh/2017-1/05_schelihova_gladkaya_andreeva.pdf (дата обращения: 15.04.2018).
70. Standard and Poor’s. Risk Metrics - Technical Document [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.standardandpoors.com (дата обращения: 07.04.2018).