Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности мыслительных операций у младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР) (Педагогика, психология, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №46848

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
401
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Эмпирическое исследование было проведено на базе МБОУ «Шипицынская СОШ» с. Шипицыно Большереченского района Омской области. В исследовании приняли участие 30 детей подросткового возраста от 11 до 13 лет (15 человек – дети с ЗПР, 15 человек – нормально развивающиеся школьники).
Есть много приложение.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения операциональной стороны мыслительной деятельности………….…………………………………………..6
1.1. Исследование операциональной стороны мыслительной деятельности в отечественной и зарубежной психологии……………………………………….6
1.2. Психологическая сущность мыслительных операций………………....12
1.3. Психологические особенности мыслительных операций у подростков с ЗПР…………………………………………………………………..……………20
Выводы по первой главе…………………………………………….…………..28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мыслительных операций младших подростков с ЗПР……………………………………………………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Анализ результатов исследования особенностей мыслительных операций младших подростков с ЗПР…………………………………………………….33
Выводы по второй главе………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………41
Литература…………………………………………………………………….....44
Приложения……………………………………………………………………...48


Актуальность темы. В современных условиях преобразования и модернизации нашего общества особенно остро встает проблема роли семьи и школы в осуществлении своевременной психологически и педагогически обоснованной помощи детям, отстающим от возрастных норм развития. Задача обеспечения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно актуальна, так как такие учащиеся, закончив школу, могут широко включаться в сферу трудовых отношений на различных производствах.
В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. В настоящее время они составляют более 20 % детской популяции. Это часть той группы детей, которая в мировой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной дисфункцией мозга», а в педагогической – дети с трудностями в обучении или медленно обучающиеся. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям, не имеющим нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющимся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойкие трудности при обучении. Необходимо подчеркнуть, что понятие «задержка психического развития» является более дифференцированным, чем «трудности в обучении». Оно не включает ни педагогическую запущенность, ни специфические речевые нарушения, ни отставание в психическом развитии вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, необходимость в изучении различных аспектов особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как В.М. Астапов, Т.А. Власова, В.М. Лубовский, Н.С. Певзнер. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».
В соответствии с темой, возникает необходимость изучения мышления у подростков, так как отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов: становление избирательности, целенаправленности восприятия, становление устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирование мышления, приводя к рефлексии – способности делать предметом своей мысли саму мысль, – дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, то есть делает возможным развитие самосознания.
Исходя из актуальности, нами был определен объект исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом исследования является операциональная сторона мыслительной деятельности младших подростков.
Предметом исследования являются особенности мыслительных операций у младших подростков с ЗПР.
Целью исследования является выявление особенностей мыслительных операций у младших подростков с ЗПР.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что для младших подростков с ЗПР характерен более низкий уровень сформированности мыслительных операций, чем у нормально развивающихся детей того же возраста.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть подходы к пониманию мыслительных операций в зарубежной и отечественной литературе;
2. Раскрыть особенности мыслительных операций у младших подростков с ЗПР и детей с нормотипичным развитием;
3. Эмпирическим путем выявить особенности мыслительных операций младших подростков с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный, психодиагностический (тестирование), методы количественной и качественной обработки данных.
Эмпирическое исследование особеностей мыслительных операций у подростков осуществлялось с помощью следующих методик:
– методика «Исключение лишнего» С.Я. Рубинштейна;
– субтест «Сходство» методики Д. Векслера;
– методика «Анаграммы» А.Зак.
Эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы с. Шипицыно Большереченского района Омской области. В исследовании приняли участие 30 детей подрасткового возраста в возрасте от 11 до 13 лет (15 человек – дети с ЗПР, 15 человек – нормально развивающиеся школьники).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема особенностей мыслительных операций у младших подростков с ЗПР исследуется на протяжении длительного времени.
Представители зарубежной психологии подчеркивают роль предмета, образа в мыслительном процессе, детерминацию мыслительных процессов структурой решаемой задачи, представленной в виде особого «проблемного комплекса» с элементом незавершенности, преодоление которой и составляет результат решения. В русле направления гештальпсихологии раскрыты идеи бессознательных форм мышления, а также изучение зависимости мышления от мотивов и потребностей человека были рассмотрены в психоаналитическом направлении, что также оказало существенное влияние на решение проблем психологии.
В свою очередь представители отечественной психологии изучение мышления осуществляется на основе деятельностного подхода, а именно мышление рассматривается как особый вид познавательной деятельности.
Так понятие мышление раскрывается как процесс, обобщения и опосредованного отражения действительности, а также получение нового знания о действительности.
Среди многообразия подходов к определению мышления нами выделено понятие, наиболее отражающее его сущность: мышление - это процесс отражения связей и отношений, недоступных непосредственному чувственному восприятию, сопровождающийся переживанием чувства понятности (понимания) ситуации.
Мышление включает в себя такие виды мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Теоретический анализ позволил выявить особенности мыслительных операций у подростков с ЗПР и подростков с нормотипичным развитием. У подростков с ЗПР наблюдается значительное отставание не только в созревании эмоционально-волевой сферы, но и интеллектуальной недостаточности, что является одной из главных причин трудностей при обучении в школе. Для них характерна рассеянность внимания, повышенная отвлекаемость. Подростки с ЗПР воспринимают меньший объем информации за единицу времени по сравнению с нормально развивающимися подростками. Также у них затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, замедлен процесс формирования межанализаторных связей. У младших подростков с ЗПР имеются нарушения важнейших мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация), а также значительно снижен уровень логического мышления, наблюдается значительное отставание и своеобразие в мыслительной деятельности.
Сравнительный анализ особенностей мыслительных операций у подростков с ЗПР и подростков с нормотипичным развитием отражает особенности операционной стороны мыслительной деятельности младших подростков с задержкой психического развития: особенности операций абстрагирования, анализа, синтеза, обобщения, сравнения и конкретизации,
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что в группе детей с нормотипичным развитием результаты теста выше в сравнении с группой детей с ЗПР. Для подростков с ЗПР характерны затруднения в выделении общих признаком предметов и неумение их называть, в основном они не указывают на лишний предмет и не могут объединить оставшиеся в группу, они нуждаются в помощи со стороны взрослого. При определении сходства предметов дети с ЗПР приводят неуместные обобщения или устанавливают различия в зависимости от ситуации, в которой они когда-то встречали рассматриваемые предметы или придумывают ситуацию с данными предметами, иногда они определяют сходство, но не по общему, а по единичному или несущественному признаку. Младшие подростки с ЗПР испытывают серьезные затруднения при выделении букв в анаграмме, сочетании букв парами и установлении закономерности в составлении слова, в основном они пользуются методом проб и ошибок в построении слова.
Ребенок с ЗПР затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. Подростки с ЗПР затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что для младших подростков с ЗПР характерен более низкий уровень мыслительных операций, чем у нормально развивающихся детей того же возраста, следовательно гипотеза исследования верифицирована и подтверждена с помощью критерия U Манна-Уитни.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2008. – 672 с.
2. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Проспект, 2014. – 459 с.
3. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие школьников с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80 с.
4. Битина Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б.П. Битина // Педагогика. – М., 2010. – №6. – С.61.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: Энас, 2003. – 230 с.
6. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: Вэст, 2006. – 324 с.
7. Болонана В.В. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ / В.В. Болонана, Е.А. Дугинова, И.А. Еремина. – Новокуйбышевск, 2010 – 203 с.
8. Васильева Т.Н. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Т.Н. Власова, Е.Е. Дмитриева. – СПб, 2008. – 304 с.
9. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова. – М., 2008. – 143 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2011. – 640 с.
11. Гудкова Т.В. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие / Т.В. Гудкова. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 188 с.
12. Долгобородова Д.А. Особенности обучения школьников с задержкой психического развития / Д.А. Долгобородова, В.А. Варенцов // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2017. – С.52-54.
13. Капитанец Е.Г. Исследование особенностей мышления школьников с задержкой психического развития / Е.Г. Капитанец, И.С. Хохлова // Концепт. – 2016. – С.9-14.
14. Коробейников И.А. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения подростков с легким психическим недоразвитием / И.А. Коробейников, Е.Л. Иденбаум // Дефектологи. – 2009. – №5. – С.22-28.
15. Коробейников И.А. Специальный стандарт образования - на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / И.А. Коробейников // Дефектология. – 2012. – №1. – С.10-17.
16. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011. – 940 с.
17. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – №3. – С.15-27.
18. Лубовский В.И. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития / В.И. Лубовский, Г.Р. Новикова, В.Ф. Шалимов // Дефектология. – 2011. – №5. – С.17-26.
19. Лубовский В.И. Специальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
20. Марковская И.Ф. Задержка психического развития / И.Ф. Марковская. – М., 2008. – 235 с.
21. Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 28-34.
22. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2011. – 544 с.
23. Медникова Л.С. Особенности вербализации представлений об окружающем у дошкольников с задержкой психического развития / Л.С. Медникова // Дефектология. – 2013. – №1. – С.40-48.
24. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М., 2007. – 365 с.
25. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т.Г. Неретина. – М.: Флинта, 2008. – 376 с.
26. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. – М., 2004. – 126 с.
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. –М.: Юрайт, 2010. – 323 с.
28. Овчинников Н.Ф. Новый взгляд на мышление / Н.Ф. Овчинников. – Ростов н/Д: РостИздат, 2008. – 167 с.
29. Петрова Н.П. Развивающие программы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова как фактор изменения мотивации и креативности школьников / Н.П. Петрова. – СПб., 2000. – 19 с.
30. Петровский А.В. Психология и время / А.В. Петровский. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
31. Пожар Л.С. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л.С. Пожар. – М., 2008. – 188 с.
32. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / В.Г. Алямовская, Е.Н. Васильева, Е.Е. Дмитриева. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
33. Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с ЗПР / Т.Д. Пускаева // Дефектология. – М., 2009. – № 3. – С.21-22.
34. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология /
Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
35. Самохвалов Д.С. Историческая психология. Основы историко-психологических исследований / Д.С. Самохвалов. – Минск: БГУ, 2016. – 95 с.
36. Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Н.В. Середина, Д.А. Шкуренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с.
37. Симонова И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития / И.А. Симонова // Дефектология. – М., 2008. – №3. – С. 19-20.
38. Слепович Е.С. Специальная психология: учебное пособие / Е.С. Слепович. – Минск: Высшая школа, 2012. – 511 с.
39. Специальная психология: учебное пособие для пед. вузов дефектол. фак. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
40. Шкуратов В.А. Историческая психология. Введение в историческую психологию / В.А. Шкуратов. – М.: Кредо, 2015. – 244 с.
41. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Д. Б. Эльконин. – Красноярск, 2002. – 243 с.
42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 2001. – 530 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ