Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ К УЧЁБЕ И СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗНОГО ПОЛА

Работа №46832

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Суицидальный риск и учебная мотивация личности.
1.1 Общее описание понятия суицида и суицидального риска 6
1.2 Виктимность как свойство личности 12
1.3 Мотивация как характеристика направленности личности 19
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей мотивации к учёбе и суицидального риска у старшеклассников разного пола
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки
информации 24
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 30
2.2.1. Анализ степени выраженности показателей учебной мотивации и
суицидального риска с учетом t-критерия Стъюдента для независимых
выборок в группах учащихся разного пола 31
2.2.2 Анализ корреляционных связей показателей учебной мотивации и суицидального риска в группах разного пола 35
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в исследуемых группах лиц разного пола 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 52
ЛИТЕРАТУРА 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59



В современном обществе всё больше людей подвержены суицидальному риску. В особенности это касается подростков. Особое внимание психологов уделяется учащимся старших классов, так как важно замотивировать подростка на учебную деятельность и получение полного среднего образования без причинения вреда его психическому здоровью. Известно, что последние годы обучения в школе часто сопровождаются тревожностью, стрессом и страхом не сдачи экзаменов, также страхом не оправдать ожиданий близких людей. Все эти моменты в совокупности повышают уровень суицидального риска подростка. Исходя из этого обстоятельства предопределяется актуальность изучения взаимовлияния характеристик учебной мотивации старшеклассников и риска совершения суицида.
Необходимость индивидуального подхода к учащимся, требующего учета самых разных особенностей личности, а также психофизиологических различий, делает значимой тему нашего исследования, в основе которой лежит проблема зависимости учебной деятельности и характеристик суицидального риска у старшеклассников разного пола.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязей между характеристиками учебной мотивации и факторами суицидального риска у старшеклассников разного пола.
Объектом данного исследования являются характеристики учебной мотивации старшеклассников разного пола.
Предметом исследования являются особенности структуры взаимосвязей между характеристиками учебной мотивации и факторами суицидального риска.
В качестве гипотезы в данной работе выступает следующее предположение: будут наблюдаться существенные различия в структуре взаимосвязей характеристик учебной мотивации и факторов суицидального риска в зависимости от пола.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области учебной мотивации и суицидального риска личности обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики наличия и степени выраженности, исследуемых нами, характеристик учебной мотивации и суицидального риск
3. Провести сравнительный анализ результатов, и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми нами психологическими характеристиками.
Теоретико-методологическими основами данной работы являлись подходы к изучению мотивации А.К. Марковой, исследования уровня притязаний В.К. Гербачевского, Концепция уровней виктимности О.О. Андронниковой, работы А.Г. Амбрумовой в области суицидального поведения.
Методы исследования включают в себя:
1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме мотивации к учёбе и суицидального риска личности;
2. Тестирование с использованием тестов - опросников;
3. Математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Используемые методики:
1. Методика оценки уровня притязаний: опросник В. Гербачевского.
2. Методика диагностики склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой.
3. Методика диагностики суицидального риска в модификация Т.Н. Разуваевой.
4. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Теоретическая и практическая значимость
Результаты нашего исследования позволят понять механизмы взаимосвязи мотивации, виктимности, суицидального риска, что в свою очередь может стать основой для разработки эффективных методов психологической помощи старшеклассникам. В частности, усиления их мотивированности к учёбе и снижению суицидального риска за счет понижения уровня школьной тревожности.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 54 испытуемых в возрасте 16-18 лет (ученики 10-х и 11-х классов лицея .№145 города Казани). Испытуемые были поделены по половому признаку. Группы включали в себя по 26 и 28 человек соответственно, в первой группе юноши, во второй - девушки.
Структура дипломной работы.
Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Также присутствуют 6 рисунков, 7 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ соответствующей исследованию литературы приводит нас к мысли, что учебная мотивация тесно взаимосвязана с характеристиками суицидального риска, а также с виктимностью и школьной тревожностью, поскольку эти характеристики также могут косвенно влиять на склонность к суициду у старшеклассников. Различные взаимовлияния учебно - мотивационной сферы и сферы индивидуально-психологических факторов суицидального риска определяет успешность или, наоборот, неуспешность в учебной деятельности подростка.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей взаимосвязей взаимовлияния характеристик учебной мотивации и факторов суицидального риска у старшеклассников разного пола.
Анализ теоретических аспектов заявленной темы, и результатов проведенного нами эмпирического исследования позволили сделать ряд выводов:
1. В группе девушек намного более выражены такие характеристики учебной мотивации, как состязательный мотив, готовность мобилизовать силы. Также в большей степени проявляется беспомощность, аффективность, социальный пессимизм, школьная тревожность. У девушек значительно выше показатель антисуицидального фактора.
2. Поиск нормативов, оправдывающих самоубийство у девушек не зависит от большинства характеристик учебной мотивации. Выявлено - чем более высокие результаты по окончании учебы ожидаются, тем больше интереса к культу самоубийства.
3. У юношей интерес к культу самоубийства зависит, в отличие от девушек, опосредованно от многих характеристик учебной мотивации и непосредственно от внутреннего мотива в учебе и от оценки своего потенциала. Чем более выражены эти характеристики мотивации, тем больше интерес к культу самоубийства.
4. Антисуицидальный фактор входит в состав целостных плеяд и у юношей, и у девушек, но непосредственно связан с разными аспектами учебной мотивации. У юношей необходимость затрачивать волевые усилия способствует демонстративности поведения, аффективности и максимализму, и антисуицидальности. У девушек антисуицидальный фактор тем интенсивнее, чем в меньшей степени результаты учебы признаются как закономерные, заслуженные.
5. Обнаружено, что у девушек повышение значимости результатов учебы в школе (к концу 11-го класса) значительно усиливает школьную тревожность, в то время, как у юношей школьная тревожность возрастает с ростом мотива смены деятельности, то есть с желанием уйти из школы как можно быстрее. Причем, возрастание осознанного желания покинуть школу ведет к снижению уровня максимализма.
6. У юношей обнаружена прямая зависимость между готовностью затрачивать усилия всякого рода, в том числе и волевые усилия, ради улучшения результатов учебы и склонностью к некритичному (иррациональному) поведению. У девушек готовность затрачивать больше усилий в учебе, наоборот, делает поведение более рациональным.
Таким образом, наша гипотеза о существовании значимых различий в структуре взаимосвязей характеристик учебной мотивации и факторов суицидального риска в зависимости от пола, получила подтверждение.
Данные нашей работы могут быть использованы в практической психологии - для оказания психологической помощи, также для разработки психокоррекционных методов работы с подростками, которые находятся в группах риска. Они, также, могут быть полезны и в педагогической деятельности - для эффективной работы учителей со школьниками, с целью повышения интереса к учебной деятельности, также в получении новых знаний и, одновременно, для снижения риска проявления у учащихся депрессивных и суицидальных наклонностей.



1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид, как феномен социально-психологической дезадаптации личности. //Актуальные проблемы суицидологии. В сб.: Труды Московского НИИ психиатрии МЗ РФ. - М., 1978, С.6-28.
2. Амбрумова А. Г., Постовалова Л. И. Мотивы самоубийств//Социол. Исследов. - 1987. - №6 - С. 52-60.
3. Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // В сб.: Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии - М., 1989. -С.8-24
4. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства. // Медицинская помощь. № 3, 1994. - С. 15-18.
5. Асеев В.Г. Мотивационные резервы человека // Психологический журнал. - 1987. - №5. - С. 9-13.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - С.422
7. Богатырев, В.С. Исследование состояния здоровья студентов / В.С. Богатырев // Материалы Сателлитного симпозиума XX Съезда физиологов России «Экология и здоровье» / Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2007. - С.14-17.
8. Вартанова И. И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 4. - С.33-41.
9. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием: М.: Изд-во. МГУ. - 1991 - С.3-144.
10. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной
психологии. -
URL:http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop dokume/mezhdunaro/nauchnye m/ra zdel 2 p/gerasimova.html (дата обращения 1.06.2018).
11. Гилинский Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии // Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. — СПб. Академия. - 2003. — С.291.
12. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004. - С.288.
13. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; Академия, 2006. С.336.
14. Давыдов А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение // Социологические исследования. 1991. № 5. — С.253.
15. Дмитриева, Т.Б. Социальные и клинические проблемы суицидологии в системе мер по снижению преждевременной смертности и увеличению продолжительности жизни населения / Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий // Вестник РАМН. 2006. - № 8. - С. 18-22.
16. Дьяченко А.А. Актуальные вопросы виктимологической профилактики преступлений в области половых преступлений // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. Иркутск: 1988. С. 84-91
17. Жезлова Л.Я. Сравнительно-возрастные аспекты суицидального поведения у детей и подростков // «Актуальные проблемы суицидологии» / Л. Я. Жезлова. — М.: ИС РАН, 2012. — С.275.
18. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — С.512.
19. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния /Е.П. Ильин. - М., 1978. - С.325-346.
20. Касымова П.В. Влияние семейного стиля воспитания на агрессивное поведение людей / В.П. Касымова / Психология и педагогика: методика и проблемы. Изд-во: Тверская государственная сельскохозяйственная академия, 2010. — С.365.
21. Кирсанов В.М. Ведущие мотивы обучения и структура мотивационно- потребностной сферы студентов различных профилей обучения // Современные исследования социальных проблем. - 2012. -№2. - С.32-37.
22. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Тхостов А.Ш., Савина О.Ф. Структурно-иерархическая организация самооценки у аномальных (психопатических) личностей в кризисной ситуации. Мысль: Вопросы психологии, №3. - 1991. - С.57-67, С.57-59.
23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах - М.,1983 - С.320.
24. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. - С.679.
25. Малкина Пых И.Г. Справочник практического психолога Текст. / И. Г. Малкина-Пых. -М.: Эксмо, 2010. - С.402.
26. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. - С.96.
27. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителей/ — М.: Просвещение, 1990. - С.192
28. Матанцева Т. Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С.74-81. - URL: http://ekoncept.ru/2016/56124.htm. (дата обращения 1.06.2018).
29. Мельникова Э.В. Дети и подростки - жертвы негативных явлений. М.: 2005. - С.156.
30. Методы профилактики суицидального поведения Под ред. Г.В. Акопова, Н.И. Мельченко, О.И. Ефимовой. - Самара, Изд-во Самарского гос. пед. ун-та, 1998. - С.372.
31. Михайлина М.Ю. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги: / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - С.155.
32. Михайлюк Е.Б. Социально-психологические факторы виктимного поведения несовершеннолетних / Е.Б. Михайлюк // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2001. - № 9/1.
33. Морозова Н.Б. Психические расстройства и их роль в виктимном поведении детей и подростков. М.: Просвещение. 2003. - С.227.
34. Морозова Н.В. Психологические особенности школьной адаптации учащихся старших классов // М.: Изд-во Московского государственного педагогического университета. 1996 г. URL:
http: //www.childpsy.ru/dissertations/id/ 19167.php (дата обращения
01.06.2018) .
35. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. - С.308.
36. Мягер В.К. Профилактика суицидов при пограничных состояниях // Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1983. - С. 143-146.
37. Прокопенко Ю.И. Системные риски здоровью. - Издательские решения. - 2015. - C.202
38. Репецкая А.Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. - Иркутск, 1994. - С.151.
39. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. СПб.: 2000. - С.332.
40. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в
профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. — М. Генезис. 2012. URL: https://psyfactor. org/lib/suicide3.htm1 (дата
обращения 01.06.2018)
41. Середа Н. Настолько широко, что даже и не видно //Насилие и социальные изменения. №2. Под ред. Писклаковой М., Синельникова А. М., 2000. - С.34
42. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - С.213.
43. Смолякова Т.В. Особенности профессиональной идентичности студентов творческих вузов. Психологические исследования. - 2012. -С.343.
44. Соломатин С.А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф — СПб.: Реноме, 2011. — С.89.
45. Стрижиус Е.И. Динамика тревожности в старшем школьном возрасте.
автореф. дисс. М., 2013. URL:
http://dibase.ru/article/24022014_157331_strizhius/1 (дата обращения:
01.06.2018) .
46. Фельдман Д.В. Теоретико-методологические основы изучения социально-психологических условий влияния стратегии жизни на уровень виктимности молодежи // Социальная политика и социология. - 2012. - № 8. - С.236-254.
47. Фоминых Е. С. Психологические механизмы виктимности / Е.С. Фоминых // Концепт. - 2014. - № 05. - С.62-74.
48. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. - Душанбе, 1972 - С.262-264.
49. Холыст Б. Факторы, формирующие виктимность // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1984. - № 41. - С.73-74.
50. Шигашов Д.Ю. Предиспонирующие факторы в развитии виктимного поведения подростков при насилии в семье / Д.Ю. Шигашов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - №3 - С.97-103.
51. Maltsberger Buie, Dan H., and Maltsberger J. T. The Practical Formulation of Suicide Risk. Cambridg, MA, published by the authors, printed by Firefly Press.
52. Maltsberger J. T. Suicide risk: The formulation of clinical judgment. New York: New York University Press, 1986.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ