ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ К УЧЁБЕ И СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗНОГО ПОЛА
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Суицидальный риск и учебная мотивация личности.
1.1 Общее описание понятия суицида и суицидального риска 6
1.2 Виктимность как свойство личности 12
1.3 Мотивация как характеристика направленности личности 19
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей мотивации к учёбе и суицидального риска у старшеклассников разного пола
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки
информации 24
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 30
2.2.1. Анализ степени выраженности показателей учебной мотивации и
суицидального риска с учетом t-критерия Стъюдента для независимых
выборок в группах учащихся разного пола 31
2.2.2 Анализ корреляционных связей показателей учебной мотивации и суицидального риска в группах разного пола 35
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в исследуемых группах лиц разного пола 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 52
ЛИТЕРАТУРА 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ГЛАВА 1. Суицидальный риск и учебная мотивация личности.
1.1 Общее описание понятия суицида и суицидального риска 6
1.2 Виктимность как свойство личности 12
1.3 Мотивация как характеристика направленности личности 19
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей мотивации к учёбе и суицидального риска у старшеклассников разного пола
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки
информации 24
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 30
2.2.1. Анализ степени выраженности показателей учебной мотивации и
суицидального риска с учетом t-критерия Стъюдента для независимых
выборок в группах учащихся разного пола 31
2.2.2 Анализ корреляционных связей показателей учебной мотивации и суицидального риска в группах разного пола 35
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в исследуемых группах лиц разного пола 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 52
ЛИТЕРАТУРА 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
В современном обществе всё больше людей подвержены суицидальному риску. В особенности это касается подростков. Особое внимание психологов уделяется учащимся старших классов, так как важно замотивировать подростка на учебную деятельность и получение полного среднего образования без причинения вреда его психическому здоровью. Известно, что последние годы обучения в школе часто сопровождаются тревожностью, стрессом и страхом не сдачи экзаменов, также страхом не оправдать ожиданий близких людей. Все эти моменты в совокупности повышают уровень суицидального риска подростка. Исходя из этого обстоятельства предопределяется актуальность изучения взаимовлияния характеристик учебной мотивации старшеклассников и риска совершения суицида.
Необходимость индивидуального подхода к учащимся, требующего учета самых разных особенностей личности, а также психофизиологических различий, делает значимой тему нашего исследования, в основе которой лежит проблема зависимости учебной деятельности и характеристик суицидального риска у старшеклассников разного пола.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязей между характеристиками учебной мотивации и факторами суицидального риска у старшеклассников разного пола.
Объектом данного исследования являются характеристики учебной мотивации старшеклассников разного пола.
Предметом исследования являются особенности структуры взаимосвязей между характеристиками учебной мотивации и факторами суицидального риска.
В качестве гипотезы в данной работе выступает следующее предположение: будут наблюдаться существенные различия в структуре взаимосвязей характеристик учебной мотивации и факторов суицидального риска в зависимости от пола.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области учебной мотивации и суицидального риска личности обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики наличия и степени выраженности, исследуемых нами, характеристик учебной мотивации и суицидального риск
3. Провести сравнительный анализ результатов, и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми нами психологическими характеристиками.
Теоретико-методологическими основами данной работы являлись подходы к изучению мотивации А.К. Марковой, исследования уровня притязаний В.К. Гербачевского, Концепция уровней виктимности О.О. Андронниковой, работы А.Г. Амбрумовой в области суицидального поведения.
Методы исследования включают в себя:
1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме мотивации к учёбе и суицидального риска личности;
2. Тестирование с использованием тестов - опросников;
3. Математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Используемые методики:
1. Методика оценки уровня притязаний: опросник В. Гербачевского.
2. Методика диагностики склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой.
3. Методика диагностики суицидального риска в модификация Т.Н. Разуваевой.
4. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Теоретическая и практическая значимость
Результаты нашего исследования позволят понять механизмы взаимосвязи мотивации, виктимности, суицидального риска, что в свою очередь может стать основой для разработки эффективных методов психологической помощи старшеклассникам. В частности, усиления их мотивированности к учёбе и снижению суицидального риска за счет понижения уровня школьной тревожности.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 54 испытуемых в возрасте 16-18 лет (ученики 10-х и 11-х классов лицея .№145 города Казани). Испытуемые были поделены по половому признаку. Группы включали в себя по 26 и 28 человек соответственно, в первой группе юноши, во второй - девушки.
Структура дипломной работы.
Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Также присутствуют 6 рисунков, 7 таблиц.
Необходимость индивидуального подхода к учащимся, требующего учета самых разных особенностей личности, а также психофизиологических различий, делает значимой тему нашего исследования, в основе которой лежит проблема зависимости учебной деятельности и характеристик суицидального риска у старшеклассников разного пола.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязей между характеристиками учебной мотивации и факторами суицидального риска у старшеклассников разного пола.
Объектом данного исследования являются характеристики учебной мотивации старшеклассников разного пола.
Предметом исследования являются особенности структуры взаимосвязей между характеристиками учебной мотивации и факторами суицидального риска.
В качестве гипотезы в данной работе выступает следующее предположение: будут наблюдаться существенные различия в структуре взаимосвязей характеристик учебной мотивации и факторов суицидального риска в зависимости от пола.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области учебной мотивации и суицидального риска личности обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики наличия и степени выраженности, исследуемых нами, характеристик учебной мотивации и суицидального риск
3. Провести сравнительный анализ результатов, и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми нами психологическими характеристиками.
Теоретико-методологическими основами данной работы являлись подходы к изучению мотивации А.К. Марковой, исследования уровня притязаний В.К. Гербачевского, Концепция уровней виктимности О.О. Андронниковой, работы А.Г. Амбрумовой в области суицидального поведения.
Методы исследования включают в себя:
1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме мотивации к учёбе и суицидального риска личности;
2. Тестирование с использованием тестов - опросников;
3. Математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Используемые методики:
1. Методика оценки уровня притязаний: опросник В. Гербачевского.
2. Методика диагностики склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой.
3. Методика диагностики суицидального риска в модификация Т.Н. Разуваевой.
4. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Теоретическая и практическая значимость
Результаты нашего исследования позволят понять механизмы взаимосвязи мотивации, виктимности, суицидального риска, что в свою очередь может стать основой для разработки эффективных методов психологической помощи старшеклассникам. В частности, усиления их мотивированности к учёбе и снижению суицидального риска за счет понижения уровня школьной тревожности.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 54 испытуемых в возрасте 16-18 лет (ученики 10-х и 11-х классов лицея .№145 города Казани). Испытуемые были поделены по половому признаку. Группы включали в себя по 26 и 28 человек соответственно, в первой группе юноши, во второй - девушки.
Структура дипломной работы.
Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Также присутствуют 6 рисунков, 7 таблиц.
Анализ соответствующей исследованию литературы приводит нас к мысли, что учебная мотивация тесно взаимосвязана с характеристиками суицидального риска, а также с виктимностью и школьной тревожностью, поскольку эти характеристики также могут косвенно влиять на склонность к суициду у старшеклассников. Различные взаимовлияния учебно - мотивационной сферы и сферы индивидуально-психологических факторов суицидального риска определяет успешность или, наоборот, неуспешность в учебной деятельности подростка.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей взаимосвязей взаимовлияния характеристик учебной мотивации и факторов суицидального риска у старшеклассников разного пола.
Анализ теоретических аспектов заявленной темы, и результатов проведенного нами эмпирического исследования позволили сделать ряд выводов:
1. В группе девушек намного более выражены такие характеристики учебной мотивации, как состязательный мотив, готовность мобилизовать силы. Также в большей степени проявляется беспомощность, аффективность, социальный пессимизм, школьная тревожность. У девушек значительно выше показатель антисуицидального фактора.
2. Поиск нормативов, оправдывающих самоубийство у девушек не зависит от большинства характеристик учебной мотивации. Выявлено - чем более высокие результаты по окончании учебы ожидаются, тем больше интереса к культу самоубийства.
3. У юношей интерес к культу самоубийства зависит, в отличие от девушек, опосредованно от многих характеристик учебной мотивации и непосредственно от внутреннего мотива в учебе и от оценки своего потенциала. Чем более выражены эти характеристики мотивации, тем больше интерес к культу самоубийства.
4. Антисуицидальный фактор входит в состав целостных плеяд и у юношей, и у девушек, но непосредственно связан с разными аспектами учебной мотивации. У юношей необходимость затрачивать волевые усилия способствует демонстративности поведения, аффективности и максимализму, и антисуицидальности. У девушек антисуицидальный фактор тем интенсивнее, чем в меньшей степени результаты учебы признаются как закономерные, заслуженные.
5. Обнаружено, что у девушек повышение значимости результатов учебы в школе (к концу 11-го класса) значительно усиливает школьную тревожность, в то время, как у юношей школьная тревожность возрастает с ростом мотива смены деятельности, то есть с желанием уйти из школы как можно быстрее. Причем, возрастание осознанного желания покинуть школу ведет к снижению уровня максимализма.
6. У юношей обнаружена прямая зависимость между готовностью затрачивать усилия всякого рода, в том числе и волевые усилия, ради улучшения результатов учебы и склонностью к некритичному (иррациональному) поведению. У девушек готовность затрачивать больше усилий в учебе, наоборот, делает поведение более рациональным.
Таким образом, наша гипотеза о существовании значимых различий в структуре взаимосвязей характеристик учебной мотивации и факторов суицидального риска в зависимости от пола, получила подтверждение.
Данные нашей работы могут быть использованы в практической психологии - для оказания психологической помощи, также для разработки психокоррекционных методов работы с подростками, которые находятся в группах риска. Они, также, могут быть полезны и в педагогической деятельности - для эффективной работы учителей со школьниками, с целью повышения интереса к учебной деятельности, также в получении новых знаний и, одновременно, для снижения риска проявления у учащихся депрессивных и суицидальных наклонностей.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей взаимосвязей взаимовлияния характеристик учебной мотивации и факторов суицидального риска у старшеклассников разного пола.
Анализ теоретических аспектов заявленной темы, и результатов проведенного нами эмпирического исследования позволили сделать ряд выводов:
1. В группе девушек намного более выражены такие характеристики учебной мотивации, как состязательный мотив, готовность мобилизовать силы. Также в большей степени проявляется беспомощность, аффективность, социальный пессимизм, школьная тревожность. У девушек значительно выше показатель антисуицидального фактора.
2. Поиск нормативов, оправдывающих самоубийство у девушек не зависит от большинства характеристик учебной мотивации. Выявлено - чем более высокие результаты по окончании учебы ожидаются, тем больше интереса к культу самоубийства.
3. У юношей интерес к культу самоубийства зависит, в отличие от девушек, опосредованно от многих характеристик учебной мотивации и непосредственно от внутреннего мотива в учебе и от оценки своего потенциала. Чем более выражены эти характеристики мотивации, тем больше интерес к культу самоубийства.
4. Антисуицидальный фактор входит в состав целостных плеяд и у юношей, и у девушек, но непосредственно связан с разными аспектами учебной мотивации. У юношей необходимость затрачивать волевые усилия способствует демонстративности поведения, аффективности и максимализму, и антисуицидальности. У девушек антисуицидальный фактор тем интенсивнее, чем в меньшей степени результаты учебы признаются как закономерные, заслуженные.
5. Обнаружено, что у девушек повышение значимости результатов учебы в школе (к концу 11-го класса) значительно усиливает школьную тревожность, в то время, как у юношей школьная тревожность возрастает с ростом мотива смены деятельности, то есть с желанием уйти из школы как можно быстрее. Причем, возрастание осознанного желания покинуть школу ведет к снижению уровня максимализма.
6. У юношей обнаружена прямая зависимость между готовностью затрачивать усилия всякого рода, в том числе и волевые усилия, ради улучшения результатов учебы и склонностью к некритичному (иррациональному) поведению. У девушек готовность затрачивать больше усилий в учебе, наоборот, делает поведение более рациональным.
Таким образом, наша гипотеза о существовании значимых различий в структуре взаимосвязей характеристик учебной мотивации и факторов суицидального риска в зависимости от пола, получила подтверждение.
Данные нашей работы могут быть использованы в практической психологии - для оказания психологической помощи, также для разработки психокоррекционных методов работы с подростками, которые находятся в группах риска. Они, также, могут быть полезны и в педагогической деятельности - для эффективной работы учителей со школьниками, с целью повышения интереса к учебной деятельности, также в получении новых знаний и, одновременно, для снижения риска проявления у учащихся депрессивных и суицидальных наклонностей.



