Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АФФЕКТИВНО-КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ И ДРУГИХ АСПЕКТОВ ПЕРЕЖИВАНИЯ СИТУАЦИИ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА У СТУДЕНТОВ

Работа №46828

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Аффективно-когнитивная сфера и другие аспекты переживания в контексте учебного процесса 7
1.1. Переживание и познавательное состояние как психологические
категории 7
1.2. Рефлексивность как необходимое условие полноты переживаний .. 14
1.3. Мотивационный аспект переживания в учебных ситуациях 20
1.4. Самоотношение как самооценочный аспект переживания 24
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и других аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов 31
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки информации 31
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 38
2.2.1 Анализ степени выраженности характеристик аффективно
когнитивной сферы переживаний (познавательных и эмоциональных состояний) с учетом t-критерия Стьюдента у студентов женского пола в двух исследуемых ситуациях 38
2.2.2 Анализ корреляционных связей показателей аффективно
когнитивной сферы с другими аспектами переживания у студентов женского пола в двух исследуемых ситуациях 42
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в двух исследуемых ситуациях 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Приложения


Проявление аффективно-когнитивной сферы переживаний в различных ситуациях жизнедеятельности субъекта представляет интерес с позиции многих психологических подходов. Исследованию данной темы были посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем, целый ряд ее аспектов остается еще недостаточно изученным. На сегодняшний день актуальность исследования переживаний в контексте учебно-познавательной деятельности не вызывает сомнений. Большой интерес представляют познавательные состояния, связанные с усвоением и творческим преобразованием содержания научных дисциплин.
Познавательные состояния в настоящее время активно исследуются в Казанской школе психологии. Результаты этой научной работы имеют большое общепсихологическое и общепедагогическое значение. Несмотря на достаточно большое количество уже проведенных исследований, отражающих самые разные стороны проблемы переживаний и состояний в контексте различных, в том числе и учебных, ситуаций, многое еще предстоит изучить и описать. В ходе предыдущих работ было показано, что познавательные состояния теснейшим образом связаны с эмоциональной сферой человека. Именно поэтому, в рамках нашего исследования, являющегося составной частью более глобального подхода к изучению познавательных состояний человека, рассматривается проблема взаимовлияния аффективно-когнитивной сферы переживаний (эмоции и познавательные состояния) и ряда индивидуально-психологических характеристик, имеющих достаточно большое значение в учебном процессе и проявляющихся в контексте конкретной учебной ситуации как составляющие общего переживания.
Целью исследования является сравнительный анализ структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы переживаний студентов женского пола с рядом индивидуально-психологических характеристик (рефлексивностью, самоотношением и мотивационной сферой) в двух ситуациях сдачи экзамена: 1) студент не чувствует себя готовым к экзамену; 2) студент чувствует себя готовым к экзамену.
Объектом исследования является аффективно-когнитивная сфера переживаний (эмоции и познавательные состояния) в двух ситуациях сдачи экзамена.
Предметом исследования являются особенности структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и других аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов (на примере девушек - студенток третьего курса филологического факультета КФУ).
В качестве гипотезы в данной работе выступает предположение о том, что существуют достоверные взаимосвязи между показателями аффективно-когнитивной сферы и другими, рассматриваемыми в исследовании, аспектами переживания. Ожидаются различия в структуре взаимосвязей между исследуемыми характеристиками в двух изучаемых учебных ситуациях: 1) студент не чувствует себя готовым к экзамену; 2) студент чувствует себя готовым к экзамену.
Исходя из цели, были сформулированы основные задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований аффективно-когнитивной сферы и других аспектов переживания обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя из целей исследования, отобрать методики, необходимые для диагностики наличия и степени выраженности исследуемых характеристик аффективно-когнитивной сферы и других индивидуально-психологических характеристик у студентов женского пола в двух исследуемых ситуациях.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в ситуациях, когда студент не чувствует себя готовым к экзамену и когда готовым к экзамену он себя чувствует, и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми характеристиками аффективнокогнитивной сферы и другими индивидуально-психологическими характеристиками.
Теоретико-методологические основы работы:
Основными методологическими принципами, на которых основывается работа, являются принцип системности и личностный принцип.
В качестве теоретической базы выступают: работы по психологии переживания Выготского Л.С., Василюка Ф.Е.; исследования психических состояний Левитова Н.Д, Ильина Е.П. и, в частности, познавательных психических состояний Прохорова А.О., публикации, раскрывающие сущность понятий «рефлексивность» и «рефлексивные механизмы переживания» Карпова А.В., Деевой Н.А., исследования мотивации Божович Л.И., Асеева В.Г., Рубинштейна С.Л.; работы по психологии самоотношения Н.И. Сарджвеладзе Н.И., Столина В.В., Пантилеева С.Р. Использованные методы:
• теоретический анализ литературы по проблемам аффективнокогнитивной сферы и иных аспектов переживания, а именно - рефлексивности, самоотношения и мотивационной сферы личности;
• анкетирование и тестирование с использованием тестов-опросников;
• математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Использованные методики: Методика определения уровня рефлексивности Карпова А.В., Пономаревой В.В.; Методика изучения рефлексивных процессов: распознавания, осознания и идентификации Прохорова А.О. и Чернова А.В.; Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта; Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Марлоу Д. и Крауна Д.; методика «Потребность в достижении» Орлова Ю.М.; методика «Мотивация успеха и боязнь неудач» Реана А.А.; Методика исследования самоотношения Пантелеева С.Р.; Методика диагностики уровня притязаний личности Гербачевского В.К.; Анкета когнитивных состояний Прохорова А.О., Юсупова М.Г. методика «Дифференциальные шкалы эмоций» Изарда К.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость данной работы заключается в дополнении представлений современной психологической науки о аффективнокогнитивной сфере переживаний и характере её взаимосвязей с другими аспектами переживания учебных ситуаций.
Практическая значимость исследования особенностей структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и иных аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов женского пола представлена возможностью использования результатов проведённого исследования психологами и педагогами-психологами в ходе написания конкретных рекомендаций для образовательных учреждений касательно повышения заинтересованности в получении знаний, правильного формирования внутренней мотивации к обучению и т.д. Также ознакомление с данной работой будет полезно и непосредственно для педагогов с целью оптимизации учебного процесса.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 50 испытуемых в возрасте 20-21 года, являющихся студентами третьего курса филологического факультета Казанского федерального университета. Все испытуемые женского пола.
Структура работы:
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и выводов, библиографического списка из 63 наименований и 7 приложений. В тексте дипломной работы содержится 4 таблицы и 4 рисунка. Общий объем работы 69 листов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, очевидно, что изучение проявления аффективно-когнитивной сферы переживаний в различных ситуациях жизнедеятельности субъекта на сегодняшний день является важным направлением в психологических исследованиях. Было проведено достаточно много исследований, в которых изучению подвергались самые разные стороны проблемы аффективнокогнитивной сферы в контексте различных ситуаций. Однако многие аспекты данной темы так и остались недостаточно изученными. Поэтому в настоящее время существует необходимость в проведении дальнейших исследований, которые помогли бы заполнить имеющиеся пробелы. Этой цели отвечает и наше исследование аффективно-когнитивной сферы переживаний и ряда индивидуально-психологических характеристик, имеющих достаточно большое значение в учебном процессе и проявляющихся в контексте конкретной учебной ситуации как составляющие общего переживания.
Результаты исследования показали, что выдвинутая нами гипотеза о том, что имеют место достоверные взаимосвязи между показателями аффективно-когнитивной сферы и другими, рассматриваемыми в исследовании аспектами переживания, а также о существовании различий в структуре взаимосвязей между исследуемыми характеристиками в двух изучаемых учебных ситуациях, когда студент не чувствует себя готовым к экзамену и когда студент чувствует себя готовым к экзамену, получила подтверждение.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Неготовность студента к экзамену провоцирует значительно более сильное, по сравнению с ситуацией готовности, проявление таких познавательных состояний и эмоций как невосприимчивость, рассеянность, сомнение, тупость и умственное напряжение, горе, отвращение, страх, стыд, виноватость. Если же студент чувствует себя подготовленным, у него преобладают состояния вдохновения, вдумчивости, заинтересованности и радость.
2. Обнаружено, что в ситуации неготовности к экзамену рефлексия прошлой, настоящей и будущей деятельности никак не связана с изучаемыми познавательными состояниями и эмоциями. Рефлексия общения в этой ситуации напрямую связана с переживанием эмоции вины. Переживание подготовленности к экзамену приводит к тому, что рефлексия общения напрямую связана с познавательным состоянием «сосредоточенность».
3. Мотивации достижения и успеха не входят в структуру взаимосвязей исследуемых показателей если студент не готов к экзамену, в то время как у подготовленных студентов существуют: прямая связь мотивации достижения с восприимчивостью информации, обратная с мечтательностью и прямая связь между мотивацией успеха и интересом к экзаменационному процессу.
4. Выявлено, что ослабление внутреннего мотива получения образования в целом ведет к снижению возможности переживания вдохновения на экзамене в первой ситуации, в то время как во второй ситуации снижение внутреннего мотива получения образования ведет к усилению переживания умственного напряжения на экзамене.
5. Снижение познавательного мотива в процессе учебы в целом приводит к уменьшению переживания страха в ситуации неготовности к экзамену, во второй ситуации снижение познавательного мотива ведет к уменьшению состояния сосредоточенности.
6. Обнаружено, что в зависимости от неготовности или готовности к экзамену, в общую структуру взаимосвязей включаются разные характеристики самоотношения. Так, при неготовности к экзамену в систему встроены: самоуверенность, саморуководство, самопринятие, внутренняя конфликтность. В случае готовности к экзамену - встроены закрытость и самоценность.
Данная работа может послужить отправной точкой для дальнейшего исследования взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и иных аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов. Она дополняет имеющиеся на сегодняшний день знания по психологии переживания и психологии психических состояний.
Практическая значимость нашего исследования представлена возможностью использования результатов проведённого исследования психологами и педагогами-психологами в процессе их работы (консультирование родителей и детей по проблемам, связанным с учебной деятельностью ребенка; написание рекомендаций для преподавателей школ и т.п.). Также ознакомление с данной работой будет полезно и непосредственно для педагогов с целью оптимизации учебного процесса.



1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.
Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 158с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
3. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка /Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - 1972. - С.22-29
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления
критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
5. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. - 1988. - №5. - С. 27-37.
6. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва: опыт общепсихологического исследования / Ф.Е. Василюк. - М.: Смысл, 2005. - 190 с.
7. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. - Чебоксары: Чуваш, ун-т, 2008. - 308 с.
8. Вересов Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации / Н.Н. Вересов // Культурно-историческая психология. - 2016. - Т. 12. № 3. - С. 129-148.
9. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты / В.К. Вилюнаса, под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 342 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Учение об эмоциях/ Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 394 с.
12. Выготский Л.С. Лекции по педологии / Л.С. Выготский. - Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1996. - 296 с.
13. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Апрель пресс: Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с.
14. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: дис. ... канд. психол. наук. - Омск, 2005. - 187 с.
15. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания: роль в
жизнедеятельности человека и методика исследования / Н.А. Деева // Общество и право. - 2005. - № 1 (51). - С. 275-280.
16. Дильтей В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 129-143.
17. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 73-79.
18. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина и др. - М.: AcademiA, 2001. - 368 с.
19. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2001. - 560 с.
20.Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. / В.П. Зинченко. - М.: Языки славянских культур, 2010 - 592 с.
21. Изард Кэррол Э. Эмоции человека. / Кэррол Э. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980 - 440 с.
22. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. / Кэррол Э. Изард. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.
23. Изотова Е.И., Марцинковская Т.Д. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст / Е.И. Изотова, Т.Д. Марцинковская // Культурно-историческая психология. -2016. - Т. 12. № 4. - С. 4-13
24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
25. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с
26. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. № 5. - С 48.
27. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. / А.В. Карпов - М.: ИП РАН, 2004. - 424 с.
28. Карпов А.В. Общая психология / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2005. - 232 с.
29. Колышко A.M. Психология самоотношения: Учеб. Пособие / А.М. Колышко. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.
30. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
31. Крылов А.А. Психология: учебник (2-е издание) / А.А. Крылов. - М.: Проспект, 2005 - 474 с.
32. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
33. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С. 118-129.
34. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1972. - № 6. - С. 168-173.
35. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. -
С. 108-124.
36. Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания. Райская птичка. О важном / Р.Д. Лэйнг. - Львов: Инициатива, 2005. - 352 с.
37. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / А. Лэнгле. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 332 с.
38.Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии / И.В. Орлова. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.
39. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. -100 с.
40. Погодин И.А. Переживание в этиологии психической травмы / И.А. Погодин // Психическая травма и переживание: гештальт-терапия кризиса: сб. статей. - 2008 - № 7. - C. 6- 16.
41. Посохова С.Т. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Л. Соловьева. - М.: АСТ: Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - 671 с.
42. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции / А.О. Прохоров. - Казань: КГПИ, 1994. - 168 с.
43. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния в контексте интеллектуальной активности студентов / А.О. Прохоров, М.Г. Юсупов // Ученые записки Казанского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 156. № 6. - С.189-198.
44. Прохоров А.О. Методика диагностики рефлексивных процессов: распознавания, осознания и идентификации / А.О. Прохоров, А.В. Чернов // Психология психических состояний: сборник материалов по итогам 9 Международной зимней школы по психологии состояний, 26-27 февраля. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - Вып. 5. - С. 122126.
45. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ- М», 2001. - 672 с.
46. Реан А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., - 1999. - 288 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
48. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 204c.
49. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин - М.: Издательство Московского Университета, - 1983. - 284 с.
50. Тарабрина Т.Б. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов технических вузов / Т.Б. Тарабрина // Вестник Самарского государственного технического университета. - Серия: Психологопедагогические науки. - 2011. - № 2 (16). - С. 142-149.
51. Тарабрина Т.Б. Мотивационный аспект самообразовательной деятельности студентов / Т.Б. Тарабрина // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 4 (71). - C. 176-178.
52. Фахрутдинова Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: автореферат дис. ... доктора психологических наук. - Казань, 2012. - 41 с.
53. Шаров А.С. Психология переживания: природа, механизмы,
феномены /А.С Шаров // Мир психологии. - 2004. - № 1. - С. 214-226
54. Daniels H. Vygotsky and research / H. Daniels. - New York: Routledge,
2008. - 216 p.
55. Dienstbier R.A., Bernstein D. Gender and Motivation / R.A. Dienstbier, D. Bernstein. - Kalamazoo, MI: University of Nebraska Press, 1988. - 248 p.
56. Ekman P., Davidson R.J. The Nature of Emotion: Fundamental Questions / P. Ekman, R.J. Davidson/ - New York: Oxford University Press, 1994. - 512p.
57. Goldie P. The Emotions: A Philosophical Exploration / P. Goldie. - Oxford: Clarendon Press, 2000. - 271p.
58. Gorman P. Motivation and Emotion / P. Gorman. - London: Routledge, 2004. - 184 p.
59.O'Neil H.F., Drillings M. Motivation: Theory and Research / H.F. O'Neil, M. Drillings. - Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1994. - 344p.
60. Мотивация и духовность личности / К.О. Меджидова. URL: http://aurora-group.eu/library_get_pdf.php?id=18276 (дата обращения
26.03.2018)
61. Переживания и отношения в структуре смысловой детерминации психический состояний / А.О Прохоров Р.И. Гильфанов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivaniya-i-otnosheniya-v-strukture- smyslovoy-determinatsii-psihicheskih-sostoyaniy (дата обращения
12.04.2018)
62. Принцип развития в современной психологии / А.Л. Журавлев, Е.А.
Сергиенко. URL: https://www.litres.ru/kollektiv-avtorov-
4340152/princip-razvitiya-v-sovremennoy-psihologii/chitat-onlayn (дата обращения 18.04.2018)
63. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/samootnoshenie-v- strukture-psihologicheski-zdorovoy-lichnosti (дата обращения
10.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ