ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АФФЕКТИВНО-КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ И ДРУГИХ АСПЕКТОВ ПЕРЕЖИВАНИЯ СИТУАЦИИ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА У СТУДЕНТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Аффективно-когнитивная сфера и другие аспекты переживания в контексте учебного процесса 7
1.1. Переживание и познавательное состояние как психологические
категории 7
1.2. Рефлексивность как необходимое условие полноты переживаний .. 14
1.3. Мотивационный аспект переживания в учебных ситуациях 20
1.4. Самоотношение как самооценочный аспект переживания 24
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и других аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов 31
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки информации 31
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 38
2.2.1 Анализ степени выраженности характеристик аффективно
когнитивной сферы переживаний (познавательных и эмоциональных состояний) с учетом t-критерия Стьюдента у студентов женского пола в двух исследуемых ситуациях 38
2.2.2 Анализ корреляционных связей показателей аффективно
когнитивной сферы с другими аспектами переживания у студентов женского пола в двух исследуемых ситуациях 42
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в двух исследуемых ситуациях 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Приложения
ГЛАВА 1. Аффективно-когнитивная сфера и другие аспекты переживания в контексте учебного процесса 7
1.1. Переживание и познавательное состояние как психологические
категории 7
1.2. Рефлексивность как необходимое условие полноты переживаний .. 14
1.3. Мотивационный аспект переживания в учебных ситуациях 20
1.4. Самоотношение как самооценочный аспект переживания 24
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и других аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов 31
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки информации 31
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 38
2.2.1 Анализ степени выраженности характеристик аффективно
когнитивной сферы переживаний (познавательных и эмоциональных состояний) с учетом t-критерия Стьюдента у студентов женского пола в двух исследуемых ситуациях 38
2.2.2 Анализ корреляционных связей показателей аффективно
когнитивной сферы с другими аспектами переживания у студентов женского пола в двух исследуемых ситуациях 42
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в двух исследуемых ситуациях 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Приложения
Проявление аффективно-когнитивной сферы переживаний в различных ситуациях жизнедеятельности субъекта представляет интерес с позиции многих психологических подходов. Исследованию данной темы были посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем, целый ряд ее аспектов остается еще недостаточно изученным. На сегодняшний день актуальность исследования переживаний в контексте учебно-познавательной деятельности не вызывает сомнений. Большой интерес представляют познавательные состояния, связанные с усвоением и творческим преобразованием содержания научных дисциплин.
Познавательные состояния в настоящее время активно исследуются в Казанской школе психологии. Результаты этой научной работы имеют большое общепсихологическое и общепедагогическое значение. Несмотря на достаточно большое количество уже проведенных исследований, отражающих самые разные стороны проблемы переживаний и состояний в контексте различных, в том числе и учебных, ситуаций, многое еще предстоит изучить и описать. В ходе предыдущих работ было показано, что познавательные состояния теснейшим образом связаны с эмоциональной сферой человека. Именно поэтому, в рамках нашего исследования, являющегося составной частью более глобального подхода к изучению познавательных состояний человека, рассматривается проблема взаимовлияния аффективно-когнитивной сферы переживаний (эмоции и познавательные состояния) и ряда индивидуально-психологических характеристик, имеющих достаточно большое значение в учебном процессе и проявляющихся в контексте конкретной учебной ситуации как составляющие общего переживания.
Целью исследования является сравнительный анализ структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы переживаний студентов женского пола с рядом индивидуально-психологических характеристик (рефлексивностью, самоотношением и мотивационной сферой) в двух ситуациях сдачи экзамена: 1) студент не чувствует себя готовым к экзамену; 2) студент чувствует себя готовым к экзамену.
Объектом исследования является аффективно-когнитивная сфера переживаний (эмоции и познавательные состояния) в двух ситуациях сдачи экзамена.
Предметом исследования являются особенности структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и других аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов (на примере девушек - студенток третьего курса филологического факультета КФУ).
В качестве гипотезы в данной работе выступает предположение о том, что существуют достоверные взаимосвязи между показателями аффективно-когнитивной сферы и другими, рассматриваемыми в исследовании, аспектами переживания. Ожидаются различия в структуре взаимосвязей между исследуемыми характеристиками в двух изучаемых учебных ситуациях: 1) студент не чувствует себя готовым к экзамену; 2) студент чувствует себя готовым к экзамену.
Исходя из цели, были сформулированы основные задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований аффективно-когнитивной сферы и других аспектов переживания обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя из целей исследования, отобрать методики, необходимые для диагностики наличия и степени выраженности исследуемых характеристик аффективно-когнитивной сферы и других индивидуально-психологических характеристик у студентов женского пола в двух исследуемых ситуациях.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в ситуациях, когда студент не чувствует себя готовым к экзамену и когда готовым к экзамену он себя чувствует, и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми характеристиками аффективнокогнитивной сферы и другими индивидуально-психологическими характеристиками.
Теоретико-методологические основы работы:
Основными методологическими принципами, на которых основывается работа, являются принцип системности и личностный принцип.
В качестве теоретической базы выступают: работы по психологии переживания Выготского Л.С., Василюка Ф.Е.; исследования психических состояний Левитова Н.Д, Ильина Е.П. и, в частности, познавательных психических состояний Прохорова А.О., публикации, раскрывающие сущность понятий «рефлексивность» и «рефлексивные механизмы переживания» Карпова А.В., Деевой Н.А., исследования мотивации Божович Л.И., Асеева В.Г., Рубинштейна С.Л.; работы по психологии самоотношения Н.И. Сарджвеладзе Н.И., Столина В.В., Пантилеева С.Р. Использованные методы:
• теоретический анализ литературы по проблемам аффективнокогнитивной сферы и иных аспектов переживания, а именно - рефлексивности, самоотношения и мотивационной сферы личности;
• анкетирование и тестирование с использованием тестов-опросников;
• математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Использованные методики: Методика определения уровня рефлексивности Карпова А.В., Пономаревой В.В.; Методика изучения рефлексивных процессов: распознавания, осознания и идентификации Прохорова А.О. и Чернова А.В.; Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта; Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Марлоу Д. и Крауна Д.; методика «Потребность в достижении» Орлова Ю.М.; методика «Мотивация успеха и боязнь неудач» Реана А.А.; Методика исследования самоотношения Пантелеева С.Р.; Методика диагностики уровня притязаний личности Гербачевского В.К.; Анкета когнитивных состояний Прохорова А.О., Юсупова М.Г. методика «Дифференциальные шкалы эмоций» Изарда К.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость данной работы заключается в дополнении представлений современной психологической науки о аффективнокогнитивной сфере переживаний и характере её взаимосвязей с другими аспектами переживания учебных ситуаций.
Практическая значимость исследования особенностей структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и иных аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов женского пола представлена возможностью использования результатов проведённого исследования психологами и педагогами-психологами в ходе написания конкретных рекомендаций для образовательных учреждений касательно повышения заинтересованности в получении знаний, правильного формирования внутренней мотивации к обучению и т.д. Также ознакомление с данной работой будет полезно и непосредственно для педагогов с целью оптимизации учебного процесса.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 50 испытуемых в возрасте 20-21 года, являющихся студентами третьего курса филологического факультета Казанского федерального университета. Все испытуемые женского пола.
Структура работы:
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и выводов, библиографического списка из 63 наименований и 7 приложений. В тексте дипломной работы содержится 4 таблицы и 4 рисунка. Общий объем работы 69 листов.
Познавательные состояния в настоящее время активно исследуются в Казанской школе психологии. Результаты этой научной работы имеют большое общепсихологическое и общепедагогическое значение. Несмотря на достаточно большое количество уже проведенных исследований, отражающих самые разные стороны проблемы переживаний и состояний в контексте различных, в том числе и учебных, ситуаций, многое еще предстоит изучить и описать. В ходе предыдущих работ было показано, что познавательные состояния теснейшим образом связаны с эмоциональной сферой человека. Именно поэтому, в рамках нашего исследования, являющегося составной частью более глобального подхода к изучению познавательных состояний человека, рассматривается проблема взаимовлияния аффективно-когнитивной сферы переживаний (эмоции и познавательные состояния) и ряда индивидуально-психологических характеристик, имеющих достаточно большое значение в учебном процессе и проявляющихся в контексте конкретной учебной ситуации как составляющие общего переживания.
Целью исследования является сравнительный анализ структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы переживаний студентов женского пола с рядом индивидуально-психологических характеристик (рефлексивностью, самоотношением и мотивационной сферой) в двух ситуациях сдачи экзамена: 1) студент не чувствует себя готовым к экзамену; 2) студент чувствует себя готовым к экзамену.
Объектом исследования является аффективно-когнитивная сфера переживаний (эмоции и познавательные состояния) в двух ситуациях сдачи экзамена.
Предметом исследования являются особенности структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и других аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов (на примере девушек - студенток третьего курса филологического факультета КФУ).
В качестве гипотезы в данной работе выступает предположение о том, что существуют достоверные взаимосвязи между показателями аффективно-когнитивной сферы и другими, рассматриваемыми в исследовании, аспектами переживания. Ожидаются различия в структуре взаимосвязей между исследуемыми характеристиками в двух изучаемых учебных ситуациях: 1) студент не чувствует себя готовым к экзамену; 2) студент чувствует себя готовым к экзамену.
Исходя из цели, были сформулированы основные задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований аффективно-когнитивной сферы и других аспектов переживания обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя из целей исследования, отобрать методики, необходимые для диагностики наличия и степени выраженности исследуемых характеристик аффективно-когнитивной сферы и других индивидуально-психологических характеристик у студентов женского пола в двух исследуемых ситуациях.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в ситуациях, когда студент не чувствует себя готовым к экзамену и когда готовым к экзамену он себя чувствует, и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми характеристиками аффективнокогнитивной сферы и другими индивидуально-психологическими характеристиками.
Теоретико-методологические основы работы:
Основными методологическими принципами, на которых основывается работа, являются принцип системности и личностный принцип.
В качестве теоретической базы выступают: работы по психологии переживания Выготского Л.С., Василюка Ф.Е.; исследования психических состояний Левитова Н.Д, Ильина Е.П. и, в частности, познавательных психических состояний Прохорова А.О., публикации, раскрывающие сущность понятий «рефлексивность» и «рефлексивные механизмы переживания» Карпова А.В., Деевой Н.А., исследования мотивации Божович Л.И., Асеева В.Г., Рубинштейна С.Л.; работы по психологии самоотношения Н.И. Сарджвеладзе Н.И., Столина В.В., Пантилеева С.Р. Использованные методы:
• теоретический анализ литературы по проблемам аффективнокогнитивной сферы и иных аспектов переживания, а именно - рефлексивности, самоотношения и мотивационной сферы личности;
• анкетирование и тестирование с использованием тестов-опросников;
• математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Использованные методики: Методика определения уровня рефлексивности Карпова А.В., Пономаревой В.В.; Методика изучения рефлексивных процессов: распознавания, осознания и идентификации Прохорова А.О. и Чернова А.В.; Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта; Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Марлоу Д. и Крауна Д.; методика «Потребность в достижении» Орлова Ю.М.; методика «Мотивация успеха и боязнь неудач» Реана А.А.; Методика исследования самоотношения Пантелеева С.Р.; Методика диагностики уровня притязаний личности Гербачевского В.К.; Анкета когнитивных состояний Прохорова А.О., Юсупова М.Г. методика «Дифференциальные шкалы эмоций» Изарда К.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость данной работы заключается в дополнении представлений современной психологической науки о аффективнокогнитивной сфере переживаний и характере её взаимосвязей с другими аспектами переживания учебных ситуаций.
Практическая значимость исследования особенностей структуры взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и иных аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов женского пола представлена возможностью использования результатов проведённого исследования психологами и педагогами-психологами в ходе написания конкретных рекомендаций для образовательных учреждений касательно повышения заинтересованности в получении знаний, правильного формирования внутренней мотивации к обучению и т.д. Также ознакомление с данной работой будет полезно и непосредственно для педагогов с целью оптимизации учебного процесса.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 50 испытуемых в возрасте 20-21 года, являющихся студентами третьего курса филологического факультета Казанского федерального университета. Все испытуемые женского пола.
Структура работы:
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и выводов, библиографического списка из 63 наименований и 7 приложений. В тексте дипломной работы содержится 4 таблицы и 4 рисунка. Общий объем работы 69 листов.
Итак, очевидно, что изучение проявления аффективно-когнитивной сферы переживаний в различных ситуациях жизнедеятельности субъекта на сегодняшний день является важным направлением в психологических исследованиях. Было проведено достаточно много исследований, в которых изучению подвергались самые разные стороны проблемы аффективнокогнитивной сферы в контексте различных ситуаций. Однако многие аспекты данной темы так и остались недостаточно изученными. Поэтому в настоящее время существует необходимость в проведении дальнейших исследований, которые помогли бы заполнить имеющиеся пробелы. Этой цели отвечает и наше исследование аффективно-когнитивной сферы переживаний и ряда индивидуально-психологических характеристик, имеющих достаточно большое значение в учебном процессе и проявляющихся в контексте конкретной учебной ситуации как составляющие общего переживания.
Результаты исследования показали, что выдвинутая нами гипотеза о том, что имеют место достоверные взаимосвязи между показателями аффективно-когнитивной сферы и другими, рассматриваемыми в исследовании аспектами переживания, а также о существовании различий в структуре взаимосвязей между исследуемыми характеристиками в двух изучаемых учебных ситуациях, когда студент не чувствует себя готовым к экзамену и когда студент чувствует себя готовым к экзамену, получила подтверждение.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Неготовность студента к экзамену провоцирует значительно более сильное, по сравнению с ситуацией готовности, проявление таких познавательных состояний и эмоций как невосприимчивость, рассеянность, сомнение, тупость и умственное напряжение, горе, отвращение, страх, стыд, виноватость. Если же студент чувствует себя подготовленным, у него преобладают состояния вдохновения, вдумчивости, заинтересованности и радость.
2. Обнаружено, что в ситуации неготовности к экзамену рефлексия прошлой, настоящей и будущей деятельности никак не связана с изучаемыми познавательными состояниями и эмоциями. Рефлексия общения в этой ситуации напрямую связана с переживанием эмоции вины. Переживание подготовленности к экзамену приводит к тому, что рефлексия общения напрямую связана с познавательным состоянием «сосредоточенность».
3. Мотивации достижения и успеха не входят в структуру взаимосвязей исследуемых показателей если студент не готов к экзамену, в то время как у подготовленных студентов существуют: прямая связь мотивации достижения с восприимчивостью информации, обратная с мечтательностью и прямая связь между мотивацией успеха и интересом к экзаменационному процессу.
4. Выявлено, что ослабление внутреннего мотива получения образования в целом ведет к снижению возможности переживания вдохновения на экзамене в первой ситуации, в то время как во второй ситуации снижение внутреннего мотива получения образования ведет к усилению переживания умственного напряжения на экзамене.
5. Снижение познавательного мотива в процессе учебы в целом приводит к уменьшению переживания страха в ситуации неготовности к экзамену, во второй ситуации снижение познавательного мотива ведет к уменьшению состояния сосредоточенности.
6. Обнаружено, что в зависимости от неготовности или готовности к экзамену, в общую структуру взаимосвязей включаются разные характеристики самоотношения. Так, при неготовности к экзамену в систему встроены: самоуверенность, саморуководство, самопринятие, внутренняя конфликтность. В случае готовности к экзамену - встроены закрытость и самоценность.
Данная работа может послужить отправной точкой для дальнейшего исследования взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и иных аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов. Она дополняет имеющиеся на сегодняшний день знания по психологии переживания и психологии психических состояний.
Практическая значимость нашего исследования представлена возможностью использования результатов проведённого исследования психологами и педагогами-психологами в процессе их работы (консультирование родителей и детей по проблемам, связанным с учебной деятельностью ребенка; написание рекомендаций для преподавателей школ и т.п.). Также ознакомление с данной работой будет полезно и непосредственно для педагогов с целью оптимизации учебного процесса.
Результаты исследования показали, что выдвинутая нами гипотеза о том, что имеют место достоверные взаимосвязи между показателями аффективно-когнитивной сферы и другими, рассматриваемыми в исследовании аспектами переживания, а также о существовании различий в структуре взаимосвязей между исследуемыми характеристиками в двух изучаемых учебных ситуациях, когда студент не чувствует себя готовым к экзамену и когда студент чувствует себя готовым к экзамену, получила подтверждение.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Неготовность студента к экзамену провоцирует значительно более сильное, по сравнению с ситуацией готовности, проявление таких познавательных состояний и эмоций как невосприимчивость, рассеянность, сомнение, тупость и умственное напряжение, горе, отвращение, страх, стыд, виноватость. Если же студент чувствует себя подготовленным, у него преобладают состояния вдохновения, вдумчивости, заинтересованности и радость.
2. Обнаружено, что в ситуации неготовности к экзамену рефлексия прошлой, настоящей и будущей деятельности никак не связана с изучаемыми познавательными состояниями и эмоциями. Рефлексия общения в этой ситуации напрямую связана с переживанием эмоции вины. Переживание подготовленности к экзамену приводит к тому, что рефлексия общения напрямую связана с познавательным состоянием «сосредоточенность».
3. Мотивации достижения и успеха не входят в структуру взаимосвязей исследуемых показателей если студент не готов к экзамену, в то время как у подготовленных студентов существуют: прямая связь мотивации достижения с восприимчивостью информации, обратная с мечтательностью и прямая связь между мотивацией успеха и интересом к экзаменационному процессу.
4. Выявлено, что ослабление внутреннего мотива получения образования в целом ведет к снижению возможности переживания вдохновения на экзамене в первой ситуации, в то время как во второй ситуации снижение внутреннего мотива получения образования ведет к усилению переживания умственного напряжения на экзамене.
5. Снижение познавательного мотива в процессе учебы в целом приводит к уменьшению переживания страха в ситуации неготовности к экзамену, во второй ситуации снижение познавательного мотива ведет к уменьшению состояния сосредоточенности.
6. Обнаружено, что в зависимости от неготовности или готовности к экзамену, в общую структуру взаимосвязей включаются разные характеристики самоотношения. Так, при неготовности к экзамену в систему встроены: самоуверенность, саморуководство, самопринятие, внутренняя конфликтность. В случае готовности к экзамену - встроены закрытость и самоценность.
Данная работа может послужить отправной точкой для дальнейшего исследования взаимосвязей аффективно-когнитивной сферы и иных аспектов переживания ситуации сдачи экзамена у студентов. Она дополняет имеющиеся на сегодняшний день знания по психологии переживания и психологии психических состояний.
Практическая значимость нашего исследования представлена возможностью использования результатов проведённого исследования психологами и педагогами-психологами в процессе их работы (консультирование родителей и детей по проблемам, связанным с учебной деятельностью ребенка; написание рекомендаций для преподавателей школ и т.п.). Также ознакомление с данной работой будет полезно и непосредственно для педагогов с целью оптимизации учебного процесса.



