Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИМВОЛИЗМ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ А.Н. МЕЩЕРЯКОВА

Работа №46824

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
458
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Особенности формирования и развития японской культуры
1.1 Культура страны восходящего солнца: этапы становления, характеристика 9
1.2 Культура Японии и ее место в буддо - конфуцианском культурном ареале 14
Глава II. А.Н. Мещеряков и его методология в исследовании культуры Японии 23
2.1 Творческая биография А. Н. Мещерякова 23
2.2 Символизм японской культуры в концепции А. Н. Мещерякова: фигура императора 29
2.3 Символизм японской культуры в концепции А. Н. Мещерякова: образ японского сада 8
Заключение 45
Список используемых источников 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51


Актуальность темы исследования. Распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июля 2017 года №236 - рп «О проведении Года России в Японии и Года Японии в России» было установлено, что в целях дальнейшего развития российско-японских отношений провести в 2018 году Г од России в Японии и Год Японии в России .
Принимая во внимание данный документ, можно сделать вывод, что и для России, и для Японии важно двустороннее взаимодействие во всех сферах.
Япония - восточная страна со своеобразной культурой. Она известна как страна восходящего солнца, сами японцы называют ее «Нихон» («Ниппон»), что в переводе с японского означает «источник/родина Солнца». Япония ввиду своего географического расположения и исторически сложившейся изолированности, открывшаяся миру всего лишь полтора века назад, обладает уникальной культурой.
Современная культура Японии весьма специфична и разнообразна. В ней причудливым образом сочетаются ее исконно традиционные элементы с элементами западной культуры, образуя при этом нечто особенное и уникальное.
Культура Японии сегодня восхищает европейцев своей оригинальностью. Она достигла небывалых высот в области технического прогресса и одновременно сохранила устойчивую приверженность к духовным традициям своего прошлого. В современном мире, возможно, это единственная страна, где цивилизованность, традиционализм и тонкая духовность слиты воедино.
Начиная со второй половины XIX в. наблюдается скачок в изучении истории, процессов, жизни Японии. Все это является результатом того, что в конце века страна восходящего солнца стала открытой миру. Она заявила о себе на мировой арене, тем самым дав начало новому витку развития общемировой истории.
Для всего мира стало загадкой, как страна, которая появилась совсем не давно, стала на одну линию развития с передовыми странами США, Англия. В связи с этим, образовалась большая исследовательская группа, которая начала изучать страну восходящего солнца. К ним относятся Дж. Мёрдок , И.И. Гофман .
Особое место в японистике занимают труды следующих советских ученых Л.И. Мечников , В.Н. Горегляд , И.Л. Иоффе , В.В. Овчинников , А.Н. Мещеряков.
На данный момент Япония не просто занимает ведущую позицию на мировом рынке, но и привлекает своими традициями, верованиями, искусством. Именно сочетание западных (технический прогресс) и восточных (почитание природы) элементов вызывают большое количество вопросов, на которые исследователи стараются ответить в своих трудах.
В настоящее время А.Н. Мещеряков является одним из ведущих российских специалистов по Японии. В исследованиях большое значение он придает символам, огромным количеством которых наделена японская культура. Во всех своих книгах А.Н. Мещеряков пытается показать, что нет никакой абстрактной Японии на все времена, нет никаких японцев. Есть страна, есть люди в конкретный исторический промежуток, и эти люди, эта страна довольно сильно меняются, и люди по - другому оценивают, казалось бы, незыблемые вещи, такие, например, как размер территории своей страны.
Авторские тексты он дополняет приложениями - переводами из классической и современной японской литературы. С помощью этого хода, он пытается продемонстрировать, как японцы относились к вещам, показать их точку зрения на предмет, показать какой смысл или символ скрыты в нем.
Объектом исследования в данной работе является японская культура.
Предметом стало осмысление культуры Японии в творческом наследии А. Н. Мещерякова.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить вклад А.Н. Мещерякова в изучение японской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Выделить характерные черты культуры Японии;
- Рассмотреть культуру Японию в контексте цивилизационного подхода;
- Охарактеризовать творческий путь Мещерякова;
- Представить особенности методологического подхода А.Н. Мещерякова;
- Проанализировать интерпретацию отдельных, наиболее знаковых символов японской культуры А.Н. Мещеряковым.
Хронологические рамки работы охватывают период с середины 70-х гг. XX в. по настоящее время, на которые приходится научная деятельность А.Н. Мещерякова.
Степень изученности темы. Япония и японская культура привлекают огромное количество исследователей. В настоящее время существует довольно много работ, как отечественных, так и зарубежных исследователей, посвященных отдельным сферам японской культуры: философские воззрения, религия, японская литература, живопись, история и т.п.
Источниковая база исследования представлена трудами самого А.Н. Мещерякова. Его творческое наследие насчитывает более 300 трудов. Главными источниками стали в первую очередь те работы А.Н. Мещерякова, которые дают представление о его взглядах на символизм японской культуры - «Книга японских символов» (2003), «Символика числа 8 в японской официальной культуре VII-VIII вв.» (1999), «Символы Японии: птицы и звери» (2002). Сюда также относятся интервью, данные А.Н. Мещеряковым различным периодическим изданиям и касающиеся японской культуры - «Издательский дом «ПостНаука» (2012), интернет журнал «Русский репортер» (2013), журнал «Arzamas» (2016).
Историографическая база исследования. На данный момент исследование творчества А.Н. Мещерякова представлено лишь небольшими рецензиями на его монографические работы. Это объясняется тем, что А.Н. Мещеряков - ныне здравствующий исследователь, однако являясь автором оригинального подходе к культуре Японии, его творчество уже сейчас заслуживает пристального внимания.
Для того, чтобы понять специфику исследовательского метода А.Н. Мещерякова необходимо представить срез российской японистики и определить место концепции А.Н. Мещерякова в ней. Поэтому используемая в работе литература может быть сгруппирована, исходя из рассматриваемых ею проблем истории и культуры Японии. В первую группу выделены исследования как зарубежных, так и российских авторов, затрагивающие различные вопросы японской культуры. После «открытия» Японии миру начали появляться новые труды, которые были направлены на изучение истории, религии и культуры Японии, взаимодействия различных культурных компонентов японского мира, отдельных сфер духовной культуры и искусства и т.д.
А.Н. Мещеряков занимается проблемами историко-культурного развития Японии в цивилизационном ключе, поэтому весьма важным оказалось посмотреть эволюцию отношения к Японии как к особому цивилизационному типу в уже известных цивилизационных концепциях культуры. Вторая группа представлена работами известных историков культуры, разработавших в разное время цивилизационные теории. Среди них - Н.Я. Данилевский «Россия и Европа», О. Шпенглер «Закат Европы», А. Тойнби «Исследование истории» Т.1, Т.2, П. Сорокин «Человек. Цивилизация. Общество».
Особое место в творчестве А.Н. Мещерякова занимает рассмотрение отдельных феноменов японской культуры. Следовательно, третью группу составили публикации российских исследователей, которые также обращались к этим культурным феноменам, но уже в рамках своих методологических подходов - Т.Г. Сила - Новицкая «Культ императора в Японии», Н.С. Николаева «Японские сады», Л.А. Лебедева «Феномен камня в культуре Японии», Е.В. Голосова «Японский сад: история и искусство»
К последней, четвертой группе, отнесена литература справочного характера: энциклопедии, словари, справочники.
Методы исследования.
Наряду с традиционными методами исследования, такими как анализ, сопоставление, описание, использовались специальные культурологические методы:
• Метод компаративного анализа, который подразумевает определение места подхода А.Н. Мещерякова в российской японистике, а также сравнительно-исторический анализ состояния символизма японской культуры и современной оценки символизма и традиций;
• Структурно - функциональный метод использовался при анализе категории «император» и «японский сад» и в выявлении функциональных взаимосвязей этих категорий в историческом и современном культурном контексте;
• Системный метод позволил рассмотреть творчество А.Н. Мещерякова как последовательно сложившуюся систему и символы «император» и «японский сад» как культурообразующие элементы японской культуры;
• Аксиологический метод помог проанализировать позицию А.Н. Мещерякова на предмет сохранения/изменения основных символов в культуре Японии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы.
Цельным объектом для исследований культура Японии становится лишь в конце XIX - начале XX вв. Все это связано эпохой правления Мэйдзи, благодаря деятельности которого страна стала открытой для всего мира. Культура Японии являет собой сочетание традиций, новшеств и заимствований. В основе картины мира японцев лежит мифология синтоизма, на которую, впоследствии, наложились некоторые черты буддизма и конфуцианства. Также стоит заметить, что практически каждый элемент культуры несет в себе символическое объяснение, которое порой удивляет представителей европейской культуры.
Вплоть до конца 30-х гг. XX в. теории цивилизационного подхода Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера воспринимали японскую культуру как ответвление китайской культуры, отказывая ей в самобытности и уникальности. И только в цивилизационной концепции П. Сорокина Япония явила собой самостоятельную культурную единицу.
Российская культурологическая мысль обратила серьезное внимание на культурный миря Японии во второй половине XX в. Несмотря на то, что Япония стала одним из важнейших регионов для историко-культурных исследований, изучение японской культуры шло неравномерно, фрагментарно. Одно из целостных исследований японской культуры принадлежит А.Н. Мещерякову.
Более 30 лет А.Н. Мещеряков посвятил изучению различных аспектов истории, культуры и религии Страны восходящего солнца. Его научное творчество можно разделить на три самостоятельных этапа, на протяжении которых происходит становление его отношения к японской культуре. В результате он выработал собственный методологический подход, который близок структурно-семиотическому анализу культуры.
Основными объектами исследований А.Н. Мещерякова являются различные символы японской культуры. Особое место занимают символы, определяющие саму суть японского мировоззрения - «император» и «японский сад».
«Император» раскрывается в книгах автора не просто как правитель государства, который несет в себе только правительственные функции, но и является носителем глубинных ментальных смыслов. До сих пор в Японии император есть носитель сакральной силы, переданной ему от божественных предков. Новаторство А.Н. Мещерякова состоит в том, что он первым предпринял попытку сравнения японского императора и русского царя. Он выделил ряд характерных черт, среди которых особую важность играют ритуальный и сакральный статус японского императора.
В мировоззрении японцев природа занимает главную роль. В их понимании человек является частью природы. Он ее не преобразует, он под нее подстраивается. Данный факт объясняет популярность сада в японской культуре. В работе рассмотрена последовательность изменений сада под влиянием исторических аспектов, представленная А.Н. Мещеряковым. Выделены типы сада и ряд их характерных черт. Японский сад в концепции А.Н. Мещерякова стал особым местом: «средой обитания», т.к. неразрывно был связан с человеком и «средой воображения», поскольку отражал в себе представление о мироустройстве и являлся сосредоточием других глубинных символов японской культуры.



1. Мещеряков, А.Н. Terra Niponica: Среда обитания и среда воображения/ А.Н. Мещеряков. - М.: Издательский дом Дело, 2014. - 423 с.
2. Мещеряков, А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины/ А.Н. Мещеряков. - М.: Издательство Наука, 1988. - 234 с.
3. Мещеряков, А.Н. Древняя Япония: культура и текст/ А.Н. Мещеряков.
- М.: Наука, 1991. - 223 с.
4. Мещеряков, А.Н. Император Мэйдзи и его Япония/ А.Н. Мещеряков. - М.: Издательство Наталис, 2013. - 735 с.
5. Мещеряков, А.Н. История древней Японии/ А.Н. Мещеряков, М. В. Грачев. - СПб.: Гиперион, 2002. - 510 с.
6. Мещеряков, А.Н. История как метаязык японской словесности/ А. Н. Мещеряков// Дискуссионные проблемы японской истории. - 1991. - С.112-126.
7. Мещеряков, А.Н. Книга японских обыкновений/ А.Н. Мещеряков. - М.: Издательство Наталис, 2006. - 399 с.
8. Мещеряков, А.Н. Книга японских символов. /А.Н. Мещеряков. - М.: Издательство Наталис, 2004. - 225 с.
9. Мещеряков, А.Н. Одежда и сад: две линии обороны японского тела/ А.Н. Мещеряков// Теория моды. - 2014. - №1 (30). - С.91-112.
10. Мещеряков, А.Н. Традиционная Япония: обязанности взрослых и радости старцев/ А.Н. Мещеряков// Отечественные записки. - 2014. - №5.
- С.103-116.
11. Мещеряков, А.Н. Япония, данная нам в символах, флоре и фауне, людях и ощущениях/ А.Н. Мещеряков// Восточная коллекция. - 2002. - №3 (10). - С. 44-59.
12. Мещеряков, А.Н. Японский император и русский царь/А.Н. Мещеряков. - М.: Издательство Наталис, 2004. - 252 с.
13. Алпатов, В. М. Языковеды, востоковеды, историки/ В. М. Алпатов. - М.: Языки славянских культур, 2012. - 376 с.
14. Алпатов, В.М. История и культура Японии/ В.М. Алпатов. - М.: ИВ РАН - КРАФТ +, 2002. - 287 с.
15. Баранов, А.П. Роль науки в культуре современности/ А. П. Баранов. - М.: Инфра, 2007. - 247 с.
16. Бенедикт, Рут Хризантема и меч/ Рут Бенедикт. - СПб.: Наука, 1946. - 324 с.
17. Гараев, А.П. Развитие культуры/ А. П. Гараев. - М.: Инфра, 2007. - 354 с.
18. Главева, Д. Г. Традиционная японская культура: специфика
мировосприятия/ Д.Г. Главева. - М.: Вост. лит., 2003. - 264 с.
19. Главева, Д.Г. Человек и культура Востока. Исследования и переводы/ Д. Г. Главева. - М.: ИДВ РАН, 2008. - 260 с.
20. Горегляд, В. Н. Япония: идеология, культура, литература/ В. Н. Горегляд, В. С. Гривнин. - М.: Наука, 1989. - 197 с.
21. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа/Н.Я. Данилевский. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 816 с.
22. Долин, А. А. Культ самурайских воинских искусств в современной Японии/А. А. Долин. - М.: Наука, 1989. - 180 с.
23. Иофан, Н.А. Культура древней Японии/ Н. А. Иофан. - М.: Наука, 1974. - 264 с.
24. Каган, М.С. Философия культуры/ М. С. Каган. - М.: ПРИОР, 2004. - 205 с.
25. Кравченко, А.И. Культурология: Словарь/А. И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2003. - 496 с.
26. Лебедева, А. Японский сад/ А. Лебедева. - М.: Вече, 2002. - 320 с.
27. Лотман, Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том 1. Статьи по семиотике и типологии культуры /Ю. М. Лотман. - Таллин: Александра, 2002. - 472 с.
28. Николаева, Н.С. Японские сады/ Н. С. Николаева. - М.: Арт - Родник,
2005. - 208 с.
29. Овчинников, В.В. Ветка сакуры/ В. В. Овчинников. - М.: Издательство АСТ, 2003. - 509 с.
30. Осипова, Н. О. Семиотика культуры/ Н. О. Осипова. - М.: Экспибрис,
2011. - 406 с.
31. Панов, А.Н. Институт императора и его место в государственной
системе современной Японии/ А. Н. Панов: URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/institut-imperatora-i-ego-mesto-v- gosudarstvennoy-sisteme-sovremennoy-yaponii (Дата обращения:
28.05.2018) .
32. Попов, К.М. Япония: очерки развития национальной культуры и
мысли/ К.М Попов. - М.: Мысль, 1964. - 640 с.
33. Сила - Новицкая, Т.Г. Культ императора в Японии/ Т. Г. Сила -
Новицкая. М.: Наука, 1990. - 205 с.
34. Снитко, Т.Н. К вопросу о сецифике организации японского культурного пространства/Т. Н. Снитко. - М.: Наука, 2002. - 269 с.
35. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество/ П. Сорокин/пер. с англ. Союмонов А.Ю. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
36. Сэнсом, Дж.Б. Япония: краткая история культуры/Дж.Б. Сэнсом. -
СПб.: Евразия, 1999. - 576 с.
37. Тойнби, А. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации/А. Тойнби, С. Хантигтон/пер. с англ. Черемушкина П., Новикова Ю., Жаркова Е. - М.: Алгоритс, 2016. - 288 с.
38. Шпенглер, О. Закат Европы/О. Шпенглер/ пер. с нем. под ред. А. А. Франковского. - Новосибирск: Наука, 1933. - 592 с.
39. Эйдус, Х. Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. Краткий очерк/ Х. Т. Эйдус. - М.: Наука, 1968. - 223 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ