ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВИАПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ПАССАЖИРАМ
|
Введение 3
1. Общая характеристика гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика 6
1.1. Правовое регулирование гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика . 6
1.2. Виды ответственности авиаперевозчика 18
2. Некоторые особенности гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за
вред, причиненный пассажирам 21
2.1. Особенности ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный жизни и
здоровью пассажиров 21
2.2. Особенности ответственности авиаперевозчика за утрату или повреждение багажа 26
2.3. Особенности компенсации морального вреда после авиакатастроф 37
3. Проблемы правового регулирования гражданско-правовой ответственности
авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам, и пути их решения 46
3.1. Проблемы страхования гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за
вред, причиненный пассажирам 46
3.2. Повышение безопасности полетов на воздушном транспорте 52
3.3. Совершенствование правового регулирования гражданско-правовой
ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам 57
Заключение 78
Список использованных источников и литературы
1. Общая характеристика гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика 6
1.1. Правовое регулирование гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика . 6
1.2. Виды ответственности авиаперевозчика 18
2. Некоторые особенности гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за
вред, причиненный пассажирам 21
2.1. Особенности ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный жизни и
здоровью пассажиров 21
2.2. Особенности ответственности авиаперевозчика за утрату или повреждение багажа 26
2.3. Особенности компенсации морального вреда после авиакатастроф 37
3. Проблемы правового регулирования гражданско-правовой ответственности
авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам, и пути их решения 46
3.1. Проблемы страхования гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за
вред, причиненный пассажирам 46
3.2. Повышение безопасности полетов на воздушном транспорте 52
3.3. Совершенствование правового регулирования гражданско-правовой
ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам 57
Заключение 78
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования не вызывает вопросов. Во-первых, воздушный транспорт сейчас является одним из самых популярных средств массовых перевозок пассажиров в мире. При этом авиакомпании несут ответственность, причем не только в случае задержки рейса, повреждения, утраты багажа, но и в случае телесных повреждений и смерти пассажира. Во- вторых, 3 апреля 2017 года был подписан Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок». Тем самым в скором времени вступят в силу изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Объектом исследования выступают нормы российского и международного законодательства в области гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Новизна исследования обусловлена тем, что в настоящее время мало работ, посвященных ответственности авиаперевозчика, еще меньше тех, которые учитывают скорые изменения законодательства. В данном исследовании попытаемся рассмотреть новшества законодательства в данной области.
Транспортная деятельность является самостоятельным видом хозяйственной деятельности, имеющий особый порядок регулирования. И, исходя из этого, перемещение пассажиров воздушным видом транспорта является одним из самых востребованных перевозок к мировой транспортной системе. Положительным моментом перемещения воздушным транспортом является в первую очередь высокая скорость перевозки пассажиров и багажа. В сфере пассажирских перевозок воздушный транспорт предоставляет наиболее высокий по сравнению с другими транспортными средствами уровень сервиса.
Несмотря на то, что воздушный транспорт на своей сути является одним из самых безопасных видов перевозок, зачастую возникают случаи причинения вреда жизни и здоровью гражданина, повреждения или утраты багажа.
Проблема ответственность перевозчика до сих пор является одной из самых значимых в современном мире и, пожалуй, не до конца разрешенных. Это подтверждается, прежде всего, тем, что ответственность транспортных предприятий, напрямую затрагивает интересы пассажиров. Качество перевозки пассажиров зависит от ответственности перевозчика. Ведь чем выше будет ответственность, тем комфортнее и спокойнее будут чувствовать себя пассажиры.
Объект исследования составляют правовые отношения, складывающиеся по вопросам ответственности перевозчика. Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих гражданско-правовую ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам.
Цель работы заключается в исследовании гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. рассмотреть правовое регулирование гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика,
2. охарактеризовать виды ответственности авиаперевозчика,
3. выявить особенности ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров,
4. проанализировать особенности ответственности авиаперевозчика за утрату или повреждение багажа,
5. определить особенности компенсации морального вреда после авиакатастроф,
6. исследовать проблемы страхования гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам,
7. изучить вопросы повышения безопасности полетов на воздушном транспорте,
8. раскрыть вопросы совершенствования правового регулирования гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам.
Правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее отечественное гражданское и страховое законодательство, международные правовые акты.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных научных результатов вносит существенный вклад в развитие науки гражданского права, поскольку за счет устранения пробелов в системе гражданско-правовых знаний в области ответственности перевозчика и ее критериев.
Практическая значимость исследования выражается в том, что полученные автором в результате проведенного исследования теоретические выводы и практические рекомендации, а также иные материалы могут быть использованы:
- в законотворческом процессе при дальнейшем совершенствовании норм гражданского законодательства;
- в учебном процессе высших юридических учебных заведений, юридических факультетов университетов при преподавании курсов гражданского права.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Объектом исследования выступают нормы российского и международного законодательства в области гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Новизна исследования обусловлена тем, что в настоящее время мало работ, посвященных ответственности авиаперевозчика, еще меньше тех, которые учитывают скорые изменения законодательства. В данном исследовании попытаемся рассмотреть новшества законодательства в данной области.
Транспортная деятельность является самостоятельным видом хозяйственной деятельности, имеющий особый порядок регулирования. И, исходя из этого, перемещение пассажиров воздушным видом транспорта является одним из самых востребованных перевозок к мировой транспортной системе. Положительным моментом перемещения воздушным транспортом является в первую очередь высокая скорость перевозки пассажиров и багажа. В сфере пассажирских перевозок воздушный транспорт предоставляет наиболее высокий по сравнению с другими транспортными средствами уровень сервиса.
Несмотря на то, что воздушный транспорт на своей сути является одним из самых безопасных видов перевозок, зачастую возникают случаи причинения вреда жизни и здоровью гражданина, повреждения или утраты багажа.
Проблема ответственность перевозчика до сих пор является одной из самых значимых в современном мире и, пожалуй, не до конца разрешенных. Это подтверждается, прежде всего, тем, что ответственность транспортных предприятий, напрямую затрагивает интересы пассажиров. Качество перевозки пассажиров зависит от ответственности перевозчика. Ведь чем выше будет ответственность, тем комфортнее и спокойнее будут чувствовать себя пассажиры.
Объект исследования составляют правовые отношения, складывающиеся по вопросам ответственности перевозчика. Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих гражданско-правовую ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам.
Цель работы заключается в исследовании гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. рассмотреть правовое регулирование гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика,
2. охарактеризовать виды ответственности авиаперевозчика,
3. выявить особенности ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров,
4. проанализировать особенности ответственности авиаперевозчика за утрату или повреждение багажа,
5. определить особенности компенсации морального вреда после авиакатастроф,
6. исследовать проблемы страхования гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам,
7. изучить вопросы повышения безопасности полетов на воздушном транспорте,
8. раскрыть вопросы совершенствования правового регулирования гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам.
Правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее отечественное гражданское и страховое законодательство, международные правовые акты.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных научных результатов вносит существенный вклад в развитие науки гражданского права, поскольку за счет устранения пробелов в системе гражданско-правовых знаний в области ответственности перевозчика и ее критериев.
Практическая значимость исследования выражается в том, что полученные автором в результате проведенного исследования теоретические выводы и практические рекомендации, а также иные материалы могут быть использованы:
- в законотворческом процессе при дальнейшем совершенствовании норм гражданского законодательства;
- в учебном процессе высших юридических учебных заведений, юридических факультетов университетов при преподавании курсов гражданского права.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
На основании проведенного исследования гражданской ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный пассажирам, в конце работы можно сделать следующие выводы:
Во-первых, увеличение размера компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. В настоящее время Воздушным кодексом РФ регламентировано, что перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. При этом размер данной компенсации не может превышать два миллиона рублей.
Монреальская конвенция закрепляет иной подход к определению размера компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, применяя искусственное платежное средство, а именно специальные права заимствования (СПЗ). На момент написания настоящей статьи курс СПЗ составлял 78 российских рублей.
Также Конвенция устанавливает двухуровневую систему ответственности воздушного перевозчика. Первый уровень закрепляет объективную ответственность в случае смерти или телесного повреждения пассажира не более 113 100 СПЗ независимо от вины авиаперевозчика. Второй уровень устанавливает, что авиаперевозчик может нести ответственность в той мере, в какой вред превышает 113 100 СПЗ, если не докажет свою невиновность.
Таким образом, Монреальская конвенция повышает пределы ответственности воздушного перевозчика. Так, в случае смерти или телесного повреждения пассажиров размер компенсации равен примерно 8,8 миллионам рублей, в пределах которого перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность. Кроме того, в случае смерти или телесного повреждения у пассажира появляется возможность предъявить иск об ответственности к воздушному перевозчику в стране, в которой на момент происшествия пассажир имел основное и постоянное место жительство.
Во-вторых, установление иных пределов ответственности в случае уничтожения, утери и повреждения багажа. В настоящее время Воздушным кодексом РФ закреплено, что размер компенсации за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа не может превышать 600 рублей за 1 килограмм веса багажа и 11 000 рублей для вещей, находящихся при пассажире (ручной клади), в случае невозможности определения их стоимости. Согласно Монреальской конвенции, в случае уничтожения, утери и повреждения багажа, как зарегистрированного, так и незарегистрированного, включая личные вещи пассажира, ответственность воздушного перевозчика ограничена суммой, равной 1131 СПЗ или примерно 88 000 рублей, в отношении каждого пассажира.
В-третьих, более детальная регламентация ответственности воздушного перевозчика за задержку при воздушной перевозке. В соответствии с Воздушным кодексом РФ за просрочку доставки пассажира и багажа перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более пятидесяти процентов провозной платы. Монреальской конвенцией установлены конкретные пределы ответственности за вред, происшедший вследствие задержки. Так, в отношении каждого пассажира ответственность перевозчика ограничивается суммой 4 694 СПЗ, что составляет примерно 366 132 рубля.
Таким образом, положения Монреальской конвенции по сравнению с нормами, закрепленными в Воздушном кодексе РФ, расширяют пределы ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, происшедший при международной воздушной перевозке. Приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции обеспечит адекватный уровень возмещения вреда, создаст единый правовой режим ответственности перевозчика при осуществлении международной воздушной перевозки, что существенно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок.
Во-первых, увеличение размера компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. В настоящее время Воздушным кодексом РФ регламентировано, что перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. При этом размер данной компенсации не может превышать два миллиона рублей.
Монреальская конвенция закрепляет иной подход к определению размера компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, применяя искусственное платежное средство, а именно специальные права заимствования (СПЗ). На момент написания настоящей статьи курс СПЗ составлял 78 российских рублей.
Также Конвенция устанавливает двухуровневую систему ответственности воздушного перевозчика. Первый уровень закрепляет объективную ответственность в случае смерти или телесного повреждения пассажира не более 113 100 СПЗ независимо от вины авиаперевозчика. Второй уровень устанавливает, что авиаперевозчик может нести ответственность в той мере, в какой вред превышает 113 100 СПЗ, если не докажет свою невиновность.
Таким образом, Монреальская конвенция повышает пределы ответственности воздушного перевозчика. Так, в случае смерти или телесного повреждения пассажиров размер компенсации равен примерно 8,8 миллионам рублей, в пределах которого перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность. Кроме того, в случае смерти или телесного повреждения у пассажира появляется возможность предъявить иск об ответственности к воздушному перевозчику в стране, в которой на момент происшествия пассажир имел основное и постоянное место жительство.
Во-вторых, установление иных пределов ответственности в случае уничтожения, утери и повреждения багажа. В настоящее время Воздушным кодексом РФ закреплено, что размер компенсации за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа не может превышать 600 рублей за 1 килограмм веса багажа и 11 000 рублей для вещей, находящихся при пассажире (ручной клади), в случае невозможности определения их стоимости. Согласно Монреальской конвенции, в случае уничтожения, утери и повреждения багажа, как зарегистрированного, так и незарегистрированного, включая личные вещи пассажира, ответственность воздушного перевозчика ограничена суммой, равной 1131 СПЗ или примерно 88 000 рублей, в отношении каждого пассажира.
В-третьих, более детальная регламентация ответственности воздушного перевозчика за задержку при воздушной перевозке. В соответствии с Воздушным кодексом РФ за просрочку доставки пассажира и багажа перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более пятидесяти процентов провозной платы. Монреальской конвенцией установлены конкретные пределы ответственности за вред, происшедший вследствие задержки. Так, в отношении каждого пассажира ответственность перевозчика ограничивается суммой 4 694 СПЗ, что составляет примерно 366 132 рубля.
Таким образом, положения Монреальской конвенции по сравнению с нормами, закрепленными в Воздушном кодексе РФ, расширяют пределы ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, происшедший при международной воздушной перевозке. Приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции обеспечит адекватный уровень возмещения вреда, создаст единый правовой режим ответственности перевозчика при осуществлении международной воздушной перевозки, что существенно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок.
Подобные работы
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Договор воздушной перевозки груза, пассажиров и багажа
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019



