Уголовная ответственность несовершеннолетних в РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ 7
1.1. Уголовная ответственность несовершеннолетних в дореволюционной
России 7
1.2. Уголовное законодательство об ответственности несовершеннолетних
в период с 1918 по настоящее время 12
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ 28
2.1. Несовершеннолетние лица- как субъект преступления и меры уголовно-правового характера к ним применяемые 28
2.2. Специфика освобождения несовершеннолетних от уголовной
ответственности и наказания 35
2.3. Особенности назначения наказания несовершеннолетним 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ 7
1.1. Уголовная ответственность несовершеннолетних в дореволюционной
России 7
1.2. Уголовное законодательство об ответственности несовершеннолетних
в период с 1918 по настоящее время 12
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ 28
2.1. Несовершеннолетние лица- как субъект преступления и меры уголовно-правового характера к ним применяемые 28
2.2. Специфика освобождения несовершеннолетних от уголовной
ответственности и наказания 35
2.3. Особенности назначения наказания несовершеннолетним 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г. (Пекинские правила) , ориентируют на применение принуждения к несовершеннолетним правонарушителям только в самых крайних случаях и в течение минимально необходимого времени. Более того, приоритетным признается избрание мер пресечения, не связанных с заключением под стражу и альтернативных ему (например, постоянный надзор, активная воспитательная работа, помещение в воспитательное заведение), а содержание под стражей до суда рассматривается в качестве крайней меры, которая может применяться только в течение кратчайшего периода времени (п. 13 Пекинских правил). Такой подход обусловлен в первую очередь целью ювенального правосудия обеспечение благополучия несовершеннолетнего.
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сокращалось до 2014 года: в 2005 г. в России было зарегистрировано 154 734 преступления, в 2010 г. - 78 548 преступлений, в 2014 г. - 59 549 преступлений. При этом удельный вес зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 14 до 17 лет, неуклонно снижается: с 4,4% (в 2005 г.) до 2,7% (в 2014 г.). По состоянию на 2015 год в Российской Федерации выявлено 1 063 034 лиц, совершивших преступления, из них 55 993 - несовершеннолетние. По сравнению с 2014 годом прирост составил 3%. В 2016 году снова произошло снижение преступности среди несовершеннолетних на 13,2%. Снижение было продолжено и в 2017 году на 12,5% .
Пенитенциарная статистика указывает на то, что доля впервые осужденных лиц несовершеннолетнего возраста существенно снизилась в последние годы. Указанная информация доказывает, что необходимость снижения возраста уголовной ответственности минимальна: «Если государство ставит своей целью защитить общество от общественно опасных деяний, совершаемых преступниками, то снижение возраста уголовной ответственности является не самым эффективным методом при достижении такой цели. Во- первых, как показывает статистика, доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является минимальной и количество таких преступлений с каждым годом снижается. Во-вторых, привлечение детей к уголовной ответственности может породить дальнейший рецидив, в том числе «взрослый». В-третьих, детей еще можно вернуть к нормальной жизни с помощью коррекционных методов, которые применяются в специальных образовательных учреждениях.
Актуальность настоящей дипломной работы состоит в изучении вопроса уголовной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия и выявления пробелов уголовного законодательства в области назначения наказания несовершеннолетним.
Разработанность темы исследования состоит в том, что преступность несовершеннолетних всегда волновала российскую общественность. С какого возраста целесообразно привлекать к уголовной ответственности, какие меры назначать за совершенное преступление и многие другие вопросы были не раз предметом исследования на конференциях, в монографиях и учебниках. Проблематикой уголовной ответственности несовершеннолетних, которой занимались: Скрябин М.А., Анисимов А.А., Бурлак С.А., Жадан В.Н., Иванчин А.В., Кашуба Ю.А., Клепицкий И.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И., Соктоев
З.Б., Цепелев В.Ф., Маркунцов С.А., Овсянников И.В., Скобликов П.А. и др.
Теоретическая значимость дипломного исследования состоит в изучении научных трудов отечественных ученых по уголовному, уголовно - исполнительному, гражданскому праву, возрастной психологии и педагогики. При исследовании отдельных вопросов темы использовались материалы периодических изданий и средств массовой информации.
Практическая значимость дипломной работы проявляется в прикладном характере предложенных рекомендаций, внедрение которых позволит привести в соответствии уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, в том числе, подзаконные нормативные правовые акты.
Содержащийся в работе теоретический материал, аналитические разработки представляют интерес для дальнейших научных исследований проблем реализации изучаемого вида наказания.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблема привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста и назначения наказания несовершеннолетним преступникам является недостаточно изученной.
Цель исследования заключается в исследовании института уголовного и уголовно-исполнительного законодательств РФ, судебной практики в сфере привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1) изучить историю развития института уголовной ответственности несовершеннолетних в России, в частности исследовать:
- уголовную ответственность несовершеннолетних в дореволюционной России;
- уголовное законодательство об ответственности несовершеннолетних в период с 1918 по настоящее время;
2) выявить особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, а именно проанализировать:
- несовершеннолетних лиц- как субъектов преступления и мер уголовно¬правового характера к ним применяемых;
- специфику освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания;
3) рассмотреть особенности назначения наказания несовершеннолетним, в том числе:
- сущность, цели и принципы наказания несовершеннолетних;
- виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним;
- особенности применения наказания несовершеннолетним.
Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой исследование, посвященное рассмотрению актуальных проблем, возникающих при правоприменительной практике в отношении несовершеннолетних.
Методологическую основу настоящего исследования, учитывая многогранность предмета изучения, составили общенаучные и специальные методы, дополняющие друг друга: метод комплексного анализа, метод сравнительного правоведения, формально-юридический, логический, историко¬правовой и другие методы познания.
Основные положения исследования.
1. Изучение проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних в ее историческом аспекте позволяет сделать вывод, что введение обязательного заключения в уголовном законодательстве России в части, касающейся уголовной ответственности несовершеннолетних, начиная с первых упоминаний, прослеживается двоякое отношение к подросткам, совершившим преступления: с одной стороны устанавливался минимально низкий возраст, необходимый для привлечения к уголовной ответственности, который в разные периоды развития Российского государства обосновывался по-разному, с другой - проявляется более мягкий подход к подросткам, совершившим преступления.
2. Учитывая особенности преступности несовершеннолетних, характер совершаемых ими преступлений, необходимо создание бесплатных, доступных молодежи муниципальных центров молодежи, спортивных секций при них, секций по интересам, организации досуга и занятости подростков.
3. Исследование показало, что в качестве контрмеры против массовой дезинформации подрастающего поколения видеопродукцией с высокой насыщенностью насилием и сюжетами противоправного поведения, можно рекомендовать для школьников, возможно в рамках предмета ОБЖ, организацию плановых экскурсий в учреждения ФСИН - следственный изолятор, воспитательную колонию, тюрьму; и другие места лишения свободы, что, безусловно, останется в сознании подростка навсегда и будет способствовать правильной ориентации в принятии решений в различных жизненных ситуациях, в особенности связанных с выбором криминальной и некриминальной линии поведения.
4. Необходимо создание централизованной службы для работы с несовершеннолетними правонарушителями, способной реализовать их насущные проблемы и осуществлять постоянное динамическое наблюдение за их статусом, - службы пробации. По-видимому, она может стать органом, способным ускорить процесс принятие решений социальных проблем несовершеннолетних, как приоритетного контингента, в том числе, на восстановительном этапе, после отбытия наказания, а также в семьях, где родители лишены родительских прав.
5. В законодательной части следует отметить определенную смысловую «шероховатость» ч. 3 ст. 20 УК РФ, посвященной, так называемой, «возрастной невменяемости», которая предусматривает прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления вследствие «отставания в психическом развитии не связанном с психическим расстройством у подростка, который во время совершения ООД не мог в полной мере осознавать общественную опасность своих действий либо руководить ими».
Объектом исследования является основания и порядок привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные уголовным законодательством Российской Федерации.
В качестве предмета исследования выступают теоретические конструкции, уголовное законодательство, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, доктрина, судебная практика в исследуемой области.
Нормативную базу исследования составляют Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовный исполнительный кодекс РФ, иные нормативные правовые акты рассматривающие вопросы привлечения несовершеннолетних лиц к уголовной ответственности и назначения им наказания.
Структура дипломной работы обусловлена указанными выше целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сокращалось до 2014 года: в 2005 г. в России было зарегистрировано 154 734 преступления, в 2010 г. - 78 548 преступлений, в 2014 г. - 59 549 преступлений. При этом удельный вес зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 14 до 17 лет, неуклонно снижается: с 4,4% (в 2005 г.) до 2,7% (в 2014 г.). По состоянию на 2015 год в Российской Федерации выявлено 1 063 034 лиц, совершивших преступления, из них 55 993 - несовершеннолетние. По сравнению с 2014 годом прирост составил 3%. В 2016 году снова произошло снижение преступности среди несовершеннолетних на 13,2%. Снижение было продолжено и в 2017 году на 12,5% .
Пенитенциарная статистика указывает на то, что доля впервые осужденных лиц несовершеннолетнего возраста существенно снизилась в последние годы. Указанная информация доказывает, что необходимость снижения возраста уголовной ответственности минимальна: «Если государство ставит своей целью защитить общество от общественно опасных деяний, совершаемых преступниками, то снижение возраста уголовной ответственности является не самым эффективным методом при достижении такой цели. Во- первых, как показывает статистика, доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является минимальной и количество таких преступлений с каждым годом снижается. Во-вторых, привлечение детей к уголовной ответственности может породить дальнейший рецидив, в том числе «взрослый». В-третьих, детей еще можно вернуть к нормальной жизни с помощью коррекционных методов, которые применяются в специальных образовательных учреждениях.
Актуальность настоящей дипломной работы состоит в изучении вопроса уголовной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия и выявления пробелов уголовного законодательства в области назначения наказания несовершеннолетним.
Разработанность темы исследования состоит в том, что преступность несовершеннолетних всегда волновала российскую общественность. С какого возраста целесообразно привлекать к уголовной ответственности, какие меры назначать за совершенное преступление и многие другие вопросы были не раз предметом исследования на конференциях, в монографиях и учебниках. Проблематикой уголовной ответственности несовершеннолетних, которой занимались: Скрябин М.А., Анисимов А.А., Бурлак С.А., Жадан В.Н., Иванчин А.В., Кашуба Ю.А., Клепицкий И.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И., Соктоев
З.Б., Цепелев В.Ф., Маркунцов С.А., Овсянников И.В., Скобликов П.А. и др.
Теоретическая значимость дипломного исследования состоит в изучении научных трудов отечественных ученых по уголовному, уголовно - исполнительному, гражданскому праву, возрастной психологии и педагогики. При исследовании отдельных вопросов темы использовались материалы периодических изданий и средств массовой информации.
Практическая значимость дипломной работы проявляется в прикладном характере предложенных рекомендаций, внедрение которых позволит привести в соответствии уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, в том числе, подзаконные нормативные правовые акты.
Содержащийся в работе теоретический материал, аналитические разработки представляют интерес для дальнейших научных исследований проблем реализации изучаемого вида наказания.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблема привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста и назначения наказания несовершеннолетним преступникам является недостаточно изученной.
Цель исследования заключается в исследовании института уголовного и уголовно-исполнительного законодательств РФ, судебной практики в сфере привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1) изучить историю развития института уголовной ответственности несовершеннолетних в России, в частности исследовать:
- уголовную ответственность несовершеннолетних в дореволюционной России;
- уголовное законодательство об ответственности несовершеннолетних в период с 1918 по настоящее время;
2) выявить особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, а именно проанализировать:
- несовершеннолетних лиц- как субъектов преступления и мер уголовно¬правового характера к ним применяемых;
- специфику освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания;
3) рассмотреть особенности назначения наказания несовершеннолетним, в том числе:
- сущность, цели и принципы наказания несовершеннолетних;
- виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним;
- особенности применения наказания несовершеннолетним.
Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой исследование, посвященное рассмотрению актуальных проблем, возникающих при правоприменительной практике в отношении несовершеннолетних.
Методологическую основу настоящего исследования, учитывая многогранность предмета изучения, составили общенаучные и специальные методы, дополняющие друг друга: метод комплексного анализа, метод сравнительного правоведения, формально-юридический, логический, историко¬правовой и другие методы познания.
Основные положения исследования.
1. Изучение проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних в ее историческом аспекте позволяет сделать вывод, что введение обязательного заключения в уголовном законодательстве России в части, касающейся уголовной ответственности несовершеннолетних, начиная с первых упоминаний, прослеживается двоякое отношение к подросткам, совершившим преступления: с одной стороны устанавливался минимально низкий возраст, необходимый для привлечения к уголовной ответственности, который в разные периоды развития Российского государства обосновывался по-разному, с другой - проявляется более мягкий подход к подросткам, совершившим преступления.
2. Учитывая особенности преступности несовершеннолетних, характер совершаемых ими преступлений, необходимо создание бесплатных, доступных молодежи муниципальных центров молодежи, спортивных секций при них, секций по интересам, организации досуга и занятости подростков.
3. Исследование показало, что в качестве контрмеры против массовой дезинформации подрастающего поколения видеопродукцией с высокой насыщенностью насилием и сюжетами противоправного поведения, можно рекомендовать для школьников, возможно в рамках предмета ОБЖ, организацию плановых экскурсий в учреждения ФСИН - следственный изолятор, воспитательную колонию, тюрьму; и другие места лишения свободы, что, безусловно, останется в сознании подростка навсегда и будет способствовать правильной ориентации в принятии решений в различных жизненных ситуациях, в особенности связанных с выбором криминальной и некриминальной линии поведения.
4. Необходимо создание централизованной службы для работы с несовершеннолетними правонарушителями, способной реализовать их насущные проблемы и осуществлять постоянное динамическое наблюдение за их статусом, - службы пробации. По-видимому, она может стать органом, способным ускорить процесс принятие решений социальных проблем несовершеннолетних, как приоритетного контингента, в том числе, на восстановительном этапе, после отбытия наказания, а также в семьях, где родители лишены родительских прав.
5. В законодательной части следует отметить определенную смысловую «шероховатость» ч. 3 ст. 20 УК РФ, посвященной, так называемой, «возрастной невменяемости», которая предусматривает прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления вследствие «отставания в психическом развитии не связанном с психическим расстройством у подростка, который во время совершения ООД не мог в полной мере осознавать общественную опасность своих действий либо руководить ими».
Объектом исследования является основания и порядок привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные уголовным законодательством Российской Федерации.
В качестве предмета исследования выступают теоретические конструкции, уголовное законодательство, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, доктрина, судебная практика в исследуемой области.
Нормативную базу исследования составляют Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовный исполнительный кодекс РФ, иные нормативные правовые акты рассматривающие вопросы привлечения несовершеннолетних лиц к уголовной ответственности и назначения им наказания.
Структура дипломной работы обусловлена указанными выше целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В заключении отметим, что все перечисленные проблемы требуют своего разрешения. Очевидно необходим комплекс государственных и ведомственных мер для изменения ситуации, так как дети, подростки - это будущее страны. По-видимому, есть необходимость изменить статус брака в РФ: усложнить процедуру брака и развода, повысить ответственность мужчин в браке, судам при разводе передавать право на имущество в большей его части женщинам, в особенности - при наличии ребенка, но при этом учитывать моральный облик обоих родителей и передавать ребенка на воспитание более достойному родителю.
Возможно введение обязательного заключения генетических консультаций о целесообразности брака и письменном отказе от государственной помощи в случае предвиденного рождения ребенка с генетической патологией. Необходимо возродить детские и подростковые общественные организации, систему поручительства трудового коллектива за подростка-правонарушителя, товарищеские суды, народную дружину.
Необходимо создание бесплатных, доступных молодежи муниципальных центров молодежи, спортивных секций при них, секций по интересам, организации досуга и занятости подростков. В качестве контрмеры против массовой дезинформации подрастающего поколения видеопродукцией с высокой насыщенностью насилием и сюжетами противоправного поведения, можно рекомендовать для школьников, возможно в рамках предмета ОБЖ, организацию плановых экскурсий в учреждения ФСИН - следственный изолятор, воспитательную колонию, тюрьму; и другие места лишения свободы, что, безусловно, останется в сознании подростка навсегда и будет способствовать правильной ориентации в принятии решений в различных жизненных ситуациях, в особенности связанных с выбором криминальной и некриминальной линии поведения.
Можно создать серию специальных документальных фильмов по заказу Минобразования совместно с Минюстом «Преступление и наказание» для демонстрации ученикам в школах и их информированности в правовых вопросах. Можно организовывать экскурсии несовершеннолетним правонарушителям, наказание которых не связано с лишением свободы, в места лишения свободы взрослых преступников с целью деромантизации преступного образа жизни.
Эти мероприятия могут также помочь снизить частоту и выраженность так называемого «пенитенциарного стресса», который наблюдается у значительного числа несовершеннолетних правонарушителей, впервые попавших в места лишения свободы. В качестве одной из основных мер предлагал как можно более раннее, буквально с первых классов школы информирование детей в вопросах права и законов страны, а также о наказания: за совершение преступлений.
Необходимо создание централизованной службы для работы с несовершеннолетними правонарушителями, способной реализовать их насущные проблемы и осуществлять постоянное динамическое наблюдение за их статусом, - службы пробации. По-видимому, она может стать органом, способным ускорить процесс принятие решений социальных проблем несовершеннолетних, как приоритетного контингента, в том числе, на восстановительном этапе, после отбытия наказания, а также в семьях, где родители лишены родительских прав.
Поведение каждого подростка после отбытия наказания зависит не только от результатов карательно-воспитательного воздействия, но и от влияния факторов: пост пенитенциарной адаптации.
Установлено, что около 70 % освобожденных подростков попадают в прежние, до пенитенциарные кризисные условия. Необходимо разработать стандартные апробированные реабилитационные программы для коррекционно-лечебного воздействия на Несовершеннолетних
правонарушителей с высокой степенью агрессивности, аутоагрессии (суицидальность), хроническим алкоголизмом, наркоманиями. Рекомендуется предусмотреть в системе ФСИН России специализированные учреждения (колонии), предназначенные для лечения алкоголизма и наркоманий, обеспечивающие подросткам не только амбулаторное, но и стационарное лечение в полном объеме. Данные пациенты после прохождения курса лечения в полном объеме обязаны будут подлежать переводу в колонии общего типа для продолжения отбывания наказания.
Необходимо обеспечить обязательную изоляцию подростков, страдающих ВИЧ и туберкулезом легких от остального контингента на весь период исполнения наказания, отдельные учреждения ФСИН, предназначенные для их одновременного лечения и исполнения наказания. Рекомендуется также обеспечить раздельное содержание подростков с отчетливыми установками на исправление, впервые отбывающие наказание, ситуационных преступников и лиц со стойкими криминальными установками, рецидивистов. В воспитательных колониях желательно предусмотреть наличие общежитий, расположенных за пределами колоний, без охраны, но под надзором администрации, предназначенных для длительных свиданий заключенных подростков, находящихся на облегченных условиях, а также для воспитанников, переведенных из условий общего режима на облегченные условия, как этап реабилитации.
Необходимо расширить практику отбывания наказания до 60% продолжительности назначенного судом срока с последующим переводом подростков в общежития, что может стимулировать интерес к учебе и последующему трудоустройству. В качестве мер воспитательного воздействия можно шире использовать труд подростков в коммунальной сфере (озеленив, уборка снегоочистка тротуаров, дорог, уничтожение следов молодежного вандализма и т. п.). Работающим подросткам можно предоставить возможность отрабатывать дополнительное время на рабочем месте или дополнительные рабочие дни.
В законодательной части следует отметить определенную смысловую «шероховатость» ч. 3 ст. 20 УК РФ, посвященной, так называемой, «возрастной невменяемости», которая предусматривает прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления вследствие «отставания в психическом развитии не связанном с психическим расстройством у подростка, который во время совершения ООД не мог в полной мере осознавать общественную опасность своих действий либо руководить ими».
Психиатрия различает отставание умственного развитие и задержку умственного развития. Под отставанием психического развития понимаются те или иные степени олигофрении, которая никогда не возникает вследствие психического расстройства, а возникает по иным причинам (генетические нарушения, инфекции, интоксикации, родовая травма и т.п.), отставание умственного развития при этом носит стойкий характер, мало поддающийся лечебным воздействиям.
Конечно, законодатель имел в виду задержку умственного развития, не связанную с психическим расстройством и чаще всего обусловленную неправильностями воспитания, стрессами и т.п., то есть «возрастную незрелость психики». Поэтому в тексте ч. 3 ст. 20 УК вместо «но в следствии отставания в психическом развитии не связанном с психическим расстройством», можно поместить текст «но вследствие возрастной незрелости психики во время совершения ООД» и т.д.
Конечно же «возрастная незрелость психики» - это не только медицинское, но и правовое понятие и для определения ее наличия в каждом конкретном случае требуется проведение судебно-психиатрической экспертизы.
Возможно введение обязательного заключения генетических консультаций о целесообразности брака и письменном отказе от государственной помощи в случае предвиденного рождения ребенка с генетической патологией. Необходимо возродить детские и подростковые общественные организации, систему поручительства трудового коллектива за подростка-правонарушителя, товарищеские суды, народную дружину.
Необходимо создание бесплатных, доступных молодежи муниципальных центров молодежи, спортивных секций при них, секций по интересам, организации досуга и занятости подростков. В качестве контрмеры против массовой дезинформации подрастающего поколения видеопродукцией с высокой насыщенностью насилием и сюжетами противоправного поведения, можно рекомендовать для школьников, возможно в рамках предмета ОБЖ, организацию плановых экскурсий в учреждения ФСИН - следственный изолятор, воспитательную колонию, тюрьму; и другие места лишения свободы, что, безусловно, останется в сознании подростка навсегда и будет способствовать правильной ориентации в принятии решений в различных жизненных ситуациях, в особенности связанных с выбором криминальной и некриминальной линии поведения.
Можно создать серию специальных документальных фильмов по заказу Минобразования совместно с Минюстом «Преступление и наказание» для демонстрации ученикам в школах и их информированности в правовых вопросах. Можно организовывать экскурсии несовершеннолетним правонарушителям, наказание которых не связано с лишением свободы, в места лишения свободы взрослых преступников с целью деромантизации преступного образа жизни.
Эти мероприятия могут также помочь снизить частоту и выраженность так называемого «пенитенциарного стресса», который наблюдается у значительного числа несовершеннолетних правонарушителей, впервые попавших в места лишения свободы. В качестве одной из основных мер предлагал как можно более раннее, буквально с первых классов школы информирование детей в вопросах права и законов страны, а также о наказания: за совершение преступлений.
Необходимо создание централизованной службы для работы с несовершеннолетними правонарушителями, способной реализовать их насущные проблемы и осуществлять постоянное динамическое наблюдение за их статусом, - службы пробации. По-видимому, она может стать органом, способным ускорить процесс принятие решений социальных проблем несовершеннолетних, как приоритетного контингента, в том числе, на восстановительном этапе, после отбытия наказания, а также в семьях, где родители лишены родительских прав.
Поведение каждого подростка после отбытия наказания зависит не только от результатов карательно-воспитательного воздействия, но и от влияния факторов: пост пенитенциарной адаптации.
Установлено, что около 70 % освобожденных подростков попадают в прежние, до пенитенциарные кризисные условия. Необходимо разработать стандартные апробированные реабилитационные программы для коррекционно-лечебного воздействия на Несовершеннолетних
правонарушителей с высокой степенью агрессивности, аутоагрессии (суицидальность), хроническим алкоголизмом, наркоманиями. Рекомендуется предусмотреть в системе ФСИН России специализированные учреждения (колонии), предназначенные для лечения алкоголизма и наркоманий, обеспечивающие подросткам не только амбулаторное, но и стационарное лечение в полном объеме. Данные пациенты после прохождения курса лечения в полном объеме обязаны будут подлежать переводу в колонии общего типа для продолжения отбывания наказания.
Необходимо обеспечить обязательную изоляцию подростков, страдающих ВИЧ и туберкулезом легких от остального контингента на весь период исполнения наказания, отдельные учреждения ФСИН, предназначенные для их одновременного лечения и исполнения наказания. Рекомендуется также обеспечить раздельное содержание подростков с отчетливыми установками на исправление, впервые отбывающие наказание, ситуационных преступников и лиц со стойкими криминальными установками, рецидивистов. В воспитательных колониях желательно предусмотреть наличие общежитий, расположенных за пределами колоний, без охраны, но под надзором администрации, предназначенных для длительных свиданий заключенных подростков, находящихся на облегченных условиях, а также для воспитанников, переведенных из условий общего режима на облегченные условия, как этап реабилитации.
Необходимо расширить практику отбывания наказания до 60% продолжительности назначенного судом срока с последующим переводом подростков в общежития, что может стимулировать интерес к учебе и последующему трудоустройству. В качестве мер воспитательного воздействия можно шире использовать труд подростков в коммунальной сфере (озеленив, уборка снегоочистка тротуаров, дорог, уничтожение следов молодежного вандализма и т. п.). Работающим подросткам можно предоставить возможность отрабатывать дополнительное время на рабочем месте или дополнительные рабочие дни.
В законодательной части следует отметить определенную смысловую «шероховатость» ч. 3 ст. 20 УК РФ, посвященной, так называемой, «возрастной невменяемости», которая предусматривает прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления вследствие «отставания в психическом развитии не связанном с психическим расстройством у подростка, который во время совершения ООД не мог в полной мере осознавать общественную опасность своих действий либо руководить ими».
Психиатрия различает отставание умственного развитие и задержку умственного развития. Под отставанием психического развития понимаются те или иные степени олигофрении, которая никогда не возникает вследствие психического расстройства, а возникает по иным причинам (генетические нарушения, инфекции, интоксикации, родовая травма и т.п.), отставание умственного развития при этом носит стойкий характер, мало поддающийся лечебным воздействиям.
Конечно, законодатель имел в виду задержку умственного развития, не связанную с психическим расстройством и чаще всего обусловленную неправильностями воспитания, стрессами и т.п., то есть «возрастную незрелость психики». Поэтому в тексте ч. 3 ст. 20 УК вместо «но в следствии отставания в психическом развитии не связанном с психическим расстройством», можно поместить текст «но вследствие возрастной незрелости психики во время совершения ООД» и т.д.
Конечно же «возрастная незрелость психики» - это не только медицинское, но и правовое понятие и для определения ее наличия в каждом конкретном случае требуется проведение судебно-психиатрической экспертизы.
Подобные работы
- Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Уголовная ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве, проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых
отношений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Уголовная ответственность несовершеннолетних по Российскому уголовному праву
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Уголовная ответственность несовершеннолетних
Прочее, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних по УК РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Уголовная ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве и праве иных государств: сравнительно-правовой аспект
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



