ВВЕДЕНИЕ 3
1. Архитектура в языковой картине мира: когнитивно-семиотический аспект . 11
1.1. Архитектура как текст. Семиотический анализ архитектурного
пространства 11
1.2. Язык архитектуры 15
2. Семиотический анализ архитектуры Третьего Рейха 27
2.1. Символическое значение гитлеровской архитектуры 27
2.2. Архитектура Третьего Рейха как образ германской империи 41
2.2.1. Альберт Шпеер - главный архитектор имперской Германии 51
2.2.2. Солдатские мемориалы как символы мощи и величия Третьего рейха .... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 645
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что архитектура - наиболее цельная форма, содержащая в себе символический образ общественного устройства. Архитектура отражает уровень социально-экономического развития общества. Для претворения в жизнь, начертанной на бумаге конструкции, архитектор применяет новейшие технологии и технические средства. Кроме того, каждый памятник архитектуры отражает те процессы, которые происходят в политической жизни общества. В конструкции, декоре архитектурного сооружения находят проявление стилистические предпочтения каждой эпохи. Исследователь архитектуры Р.В. Варданян отмечает: «архитектурно-художественные формы наиболее полно отражают и длительно сохраняют представления о социально-экономическом, политическом, художественном уровне бытия того или иного народа» .
Период Третьего рейха в истории Германии это особый период, связанный с деятельностью национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Лидер партии А. Гитлер использует язык архитектуры для утверждения могущества Германии. Современное состояние развития общества показывает необходимость изучения механизма воздействия архитектуры и способов ее ментальной репрезентации в сознании человека.
Объектом исследования является архитектурная семиотика в аспекте ее исторически изменяющегося социального содержания.
Предметом исследования является архитектурная семиотика архитектуры Третьего Рейха.
Цель исследования - семиотический анализ архитектуры Германии периода Третьего Рейха.
Исходя из поставленной, цели нами определены взаимосвязанные Задачи:
• Изучить источники по теме исследования;
• Архитектура в языковой картине мира: когнитивно-семиотический аспект;
• Семиотический анализ архитектуры Германии периода Третьего Рейха.
Хронологические рамки исследования соответствую времени, когда политическое управление в Германии находилось под властью Национал- социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Начинается период с победы партии (НСДАП) на выборах 24 марта 1933, а завершается 23 мая 1945 года. В период с24.03.1933 по 23.05.1945 годов немецкое государство носило официальное название Третий рейх.
Степень изученности темы. Корпус работ, посвященных изучению базовых основ семиотики, а также исследованию архитектуры Германии периода Третьего рейха достаточно широк и многоплановый. Существует значительное количество работ российских и зарубежных исследователей.
Источниковая база исследования. В работе над исследованием был использован корпус источников, которые можно разделить на две группы по видовому признаку:
1) в процессе работы мы опирались на воспоминания ведущего архитектора Германии периода Третьего рейха, которого называли «императорским архитектором» Альберта Шпеера ;
2) к второй группе источников относятся фото материалы, отображающие виды архитектурных памятников Германии, построенные в период с 1933 по 1945 годы, а также фотографии, с изображением памятников архитектуры периода Римской империи во многом ставшие прототипами памятников Германии исследуемого периода . Кроме того, для наиболее полного понимания процессов, происходящих в Германии, указанного периода нами был использован документальный фильм . Историографическая база исследования. Общие вопросы семиотики раскрываются в исследованиях Ю.М.Лотмана, А.Ф.Лосева, А.Б.Соломоника и др.
Возрастающий интерес к архитектурно-семиотическим исследованиям способствует обращению к поиску базовых основ семиотических исследований в зодчестве и их вариаций в современной архитектурной науке. Спектр публикаций по архитектурной семиотике с 1960-х годов и по сей день демонстрирует множество совершенно разнородных и разнохарактерных, не связанных между собой подходов к адаптации общенаучного семиотического метода к нуждам зодчества.
Осознанию общественной значимости зодчества способствует положение У. Эко о том, что его семантика основывается на интерпретации не столько самих архитектурных кодов, не являющихся собственно таковыми, сколько кодов, используемых иными дисциплинами (лингвистикой, математикой, социологией и т.п.) , что в совокупности и составляет смысловое содержание архитектурно-пространственного символа. Также У. Эко в рамках постструктурализма разрабатывает вопросы коммуникационной функции, знаковости в семиологии архитектуры.
Г. В. Ф. Гегель относит архитектуру к символической форме искусства, при которой абстрактная идея содержит вне себя свой образ . Развитие семиотики архитектурных форм восходит к Х1Х в., к идеям Ф. де Соссюра, возникшим при аналогии между архитектурой и естественным языком, а также к структурно-антропологической концепции К. Леви-Стросса.
Философско-логический, семиотический подход используется А.Э.Коротковским, О.А.Кривцуном при анализе композиционной организации архитектурной формы в историко-генетическом аспекте . В русле философского осмысления архитектурных форм А.Габричевский пытался выстроить архитектуроведческий дискурс на основе феноменологии Гуссерля, включив в анализ вопросы функции, конструкции, материала, стиля, художественной формы, «традиции и новаторства». Архитектуру в контексте современной философии и науки рассматривает И. Добрицына в работе «От постмодернизма - к нелинейной архитектуре».
В психоаналитическом подходе и аналитической психологии (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Г. Юнг) рассматриваются структура и функционирование символа (в том числе архитектурного) на уровне индивидуального, коллективного сознания и подсознания, влияющих на все сферы психической жизни и онтологической практики человека. Сквозь призму аналитического подхода разбирает пространственные формы, художественный язык архитектуры А. Иконников, а В. Маркузон использует понятие тектоники в связи с семантической основой архитектурного языка.
Анализу архитектуры методами семиотики (Дж.К.Кениг, Ф.Шоэ) и архитектурного языка (Н.Прак, С.Хессельгрин), а также проблемам семантики архитектуры, классификации «конститутивных знаков» и т. д., посвящены в 60х гг. ХХ в. работы Р.Арнхейма, И.Гамберини, Дж.Л.Джанелли и др.
И.Гидион, на основе анализа архитектуры Европы и современных тенденций в градостроительстве Запада и США, создал концепцию «пространство - время» . В постфункционалистский период с позиции семиотики Р.Барт, Дж.Бродбент, К.Линч и др. понимали семантику города в качестве смыслосодержания архитектурных образов, взаимосвязи между организацией пространства и социальной динамикой общества.
И.Н.Страутманис попытался связать теории эстетической и символической информации с вопросами восприятия архитектурной формы, ее семантики, рассматривая синтез как основной признак и условие создания гармоничной пространственной среды . Символическому аспекту русского зодчества посвящены исследования Г.К.Вагнера, М.П.Кудрявцева, Г.Я.Мокеева и др. Т.Бургхардт исследовал характерные методы и особенности сакрального искусства и архитектуры, пяти ведущих религиозно-философских учений Востока и Запада.
В отечественных трудах современные тенденции в архитектуре - социальные, колористические, а также вопросы градостроительства и стилеобразования, преемственности форм и новаторства, вопросы теории композиции - раскрывают И.Азизян, А.Большаков, А.Гутнов, О.Железняк, И.Лежава, М.Меерович и др. Проблеме сохранения архитектурного наследия и исторического облика старинных городов уделяется внимание в исследованиях А.Жукова, В.Лепского, Н.Семиной. Характеристики национальных особенности, а также типологию знаков в архитектуре дает Ю.В.Борев . Семантику зодчества Третьего Рейха рассматривали в основном контексте историко-культурологического подхода, коммуникативную функцию архитектуры прослеживают А.В.Васильченко, Г.В.Дятлев, О.Ю.Пленков и др.
В целом, необходимо отметить недостаток исследований по семиотике архитектуры Третьего Рейха в культурологическом аспекте.
Методы исследования. Представленная к защите выпускная квалификационная работа является исследованием, посвященным культурологическому анализу архитектуры Германии периода Третьего Рейха. При этом было проведено комплексное изучение материала и применены следующие аналитические методы:
- при рассмотрении особенностей развития архитектуры Германии периода Третьего Рейха применен системно-комплексный анализ;
- культурно-исторический метод, позволивший исследовать этапы становления и развития архитектуры Германии указанного периода;
- дескриптивный и описательный методы способствовали анализу и описанию архитектурных памятников;
- применение семиотического подхода позволил изучить архитектуру Германии исходя из понимания культуры как текста, как символической системы;
- аксиологический (ценностный) подход позволил определить, как архитектура Германии периода Третьего Рейха, соотносится с человеком, его потребностями и интересами;
- биографический, который помог реконструировать историю развития архитектуры Германии периода Третьего Рейха.
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы для подготовки учебных курсов на факультетах архитектуры, написании учебных пособий по культурологии и искусствоведению, истории архитектуры.
Структура исследования состоит из Введения, двух глав, каждая из которых разделена на параграфы (в первой главе - два параграфа, во второй - четыре), Заключения, Списка использованных источников литературы, а также Приложения в виде фото иллюстраций, изображающих памятники архитектуры Германии периода Третьего рейха, а также
Во Введении поставлены Цель и определены задачи исследования, объект и предмет исследования, дан анализ литературы, используемой в работе.
В первой главе «Архитектура в языковой картине мира» автор в первом параграфе представляет архитектуру как текст, выявляет три основные части архитектурной семиотики. Второй параграф посвящен анализу языка архитектуры.
Во второй главе на конкретных примерах дается анализ памятников архитектуры Германии периода Третьего рейха. Определяется роль архитектуры как инструмента для представления образа имперской власти. В первой части второго параграфа второй главы автор исследует деятельность одного из ведущих архитекторов Германии изучаемого периода.
В Заключении автор делает выводы, которые соответствуют поставленным задачам. В Приложении представлены фото иллюстрации памятников, описание которых дано в работе.
Итак, в данном исследовании перед нами стояли следующие задачи: рассмотреть архитектуру в языковой картине мира в когнитивносемиотическом аспекте; провести семиотический анализ архитектуры Третьего Рейха.
В первой главе, рассматривая отдельные композиционные приемы в архитектуре разных эпох, было возможно выявить специфические социокультурные связи между архитектурной формой (означающим) и ее содержанием (означаемым) на уровне культурных смыслов и идей, которые вкладывались зодчими в их творения. Между архитектурными формами и порождающими их социально-историческими условиями, между архитектурой и культурой общества в целом существует тесная и образная взаимосвязь. Архитектурная семиотика состоит из трех основных частей: семантики, занимающейся смысловой стороной архитектуры; синтактики, отвечающей за отношения частей архитектурной формы между собой и по отношению к целому; и прагматики, занимающейся отношениями между архитектурной формой, архитектором - ее создателем и «потребителями» архитектуры - людьми, которым эта архитектура адресована. Опыт исследования семиотической стороны архитектурной формы на протяжении всего развития человечества показывает, что только те из архитекторов добивались настоящего успеха (а их архитектура - действительно заслуженного мирового признания), которые рассматривали архитектуру как высочайшее искусство, а не ремесло.
У архитектуры и языка есть разного рода аналогии, и если оперировать терминами свободно, можно говорить об архитектурных «словах», «фразах», «синтаксисе» и «семантике».
Архитекторы, воскрешавшие формы прошлого, оправдывали, по крайней мере, свой выбор стиля с точки зрения его соответствия, пригодности, что придавало некоторую логичность их формальным предпочтениям. До тех пор, пока мы ясно видим различия между элементами, не слишком важно, каковы эти различия, потому что привычка и употребление сначала помещают их в одном семантическом пространстве, а затем перемещают в другое. Например, если говорить очень приблизительно, понятие государственной власти обозначалось последовательно воскрешением римских форм, греческим неоклассицизмом, готикой (по крайней мере, здание парламента), итальянским Высоким Возрождением, высокой викторианской готикой, и, в конце концов, в 1870-х годах стилем Второй империи. В этой эволюции проявлялось общее стремление ко все большей и большей напыщенности и артикуляции, которые являются понятными метафорами власти; но внезапно эта семантическая система перевернулась. Оказалось, что простота может стать выражением могущества, как это было в неоклассике и в «международном стиле». Нет ничего, что могло бы удержать наш век от инвертирования семантического пространства своих предшественников.
Во второй главе был проведен на основе многочисленных примеров семиотический анализ архитектуры Третьего Рейха.
Нацистская архитектура была инструментом нацистской партии для создания культурного и духовного возрождения Германии в рамках Третьего рейха. Адольф Гитлер был поклонником имперского Рима и считал, что древние немцы были потомками римлянам ранней Арийской империи. Он подражал их архитектуре в оригинальном стиле — был поклонником неоклассицизма и ар-деко. Желание Гитлера быть основателем тысячелетнего Третьего рейха были в гармонии с вечным Колизеем — они связаны вечностью. Таким образом, тяга Гитлера установить свой контроль над миром, выразилась в архитектуре задолго до того, как он выразил свою цель словами.
Архитектура — это платформа культуры. Культура нации и эпохи очень непосредственно отражает обычаи, практику и идеологию общества в архитектуре. Более того, не только крупные города, но и маленькие деревни должны были выразить достижения и характер немецкого народа. Казалось, что практикуемая архитектура того времени должна была произвести изменения во владычестве Германии. Новый стиль предназначался для остального мира и непревращенных немцев, чтобы объявить им — эпоха тысячелетнего рейха началась.
Нацистская архитектура Германии в установлении нового порядка имела Театральное, Символическое и Дидактическое значение. Театральное: под партийные мероприятия, первомайские празднества, парады и митинги создавались огромные пространства — залы, площади, стадионы. Символическое: символизм, графика и побудительные надписи были заметной формой нацистской архитектуры. Дидактическое: большинство зданий были просто попыткой реконструировать прошлое. Гитлер видел архитектуру как способ конкретных сообщений — «Слова в камне». Нацисты выбрали стиль прошлого для большинства зданий их архитектуры. Это было стремление использовать аспекты прошлого, чтобы связать прошлое в целом с арийским прошлым. Неоклассическая архитектура и архитектура эпохи Возрождения были прямыми представлениями об арийской культуре. Volkish архитектура как бы была та же арийская, но германской природы. Это должно было подчеркнуть важность арийской культуры и оправдать действия нацистов в настоящем. Архитектура, как книга — должна быть учителем, как никакой другой вид искусства.
Нацисты и римляне использовали архитектуру колоссальных размеров, чтобы вызвать благоговение и запугать. Обе культуры возводили памятники, чтобы ознаменовать свои победы: триумфальные арки (крупнейшие в мире будут построены на берлинской оси север-юг), колонны, трофеи, а также культовые зрелища — всё связано с покорением других народов. Нацисты считали, их архитектура сыграла ключевую роль в создании нового порядка. Архитектура имеет особое значение для политиков, стремящихся влиять на все аспекты человеческой жизни.
Главенствующим стилем Третьего рейха был неоклассицизм с его монументальными формами, прекрасно подходившими для пропагандистских целей. Он выразился в строительстве помпезных дворцов и парадных зданий, предназначенных для государственных и партийных нужд. Для строительства рекомендовалось употреблять только отечественные материалы (гранит, дерево, тесаный камень) с сохранением народных традиций (фелькише), к которым сам Гитлер относился с легким презрением. Парадная архитектура Третьего рейха использовала разработки «нордического классицизма» конца XVIII — начала XIX векапримером тому служат многочисленные сооружения, в том числе «коричневый» орденский замок Фогельзанг, здание Имперской канцелярии и Олимпийский стадион в Берлине.
Сделать сооружение более пафосным помогала и такая особенность нацистского строительства, как изолированность. Здания часто возводились на значительном расстоянии друг от друга, и это усиливало впечатление, которое оказывала на зрителя помпезная нацистская архитектура. Громадные массивные стены, облицованные каменными плитами; достаточно редкие, но глубокие оконные проемы; тяжелые прямые углы и почти полное отсутствие декоративных элементов — все это создавало ощущение силы и мощи. Мощь и долговечность парадных нацистских сооружений подчеркивал гранит, из которого вытачивали облицовочные плиты. Этот прочный камень не только воплощал вечность архитектуры Третьего рейха, но и был символом неразрывной связи с древней немецкой землей. Торжественные и статичные, неоклассические строения нацистов были призваны подавлять все стоящее рядом и внушать гражданам мысль о величии и вечности Третьего рейха. Значимое место в архитектурной концепции национал-социалистов Германии отводилось сооружениям, установленным в честь погибших воинов. С помощью этих величественных и грозных монументов, которые назывались «тотенбурген» («замки смерти», «замки мертвых»), нацисты не только отдавали дань памяти павшим, но и демонстрировали миру мощь и величие Третьего рейха. «Замки смерти», возведенные на захваченных землях, стали своего рода пограничными столбами, не случайно сами нацисты, говоря о них, использовали такие слова, как «напоминание» и «предостережение».
Архитектура считалась частью «немецкой революции», смыслом которой был приход к власти фюрера. Именно она, наряду с возведением памятников, являлась для нацистов самым политическим и наиболее достойным внимания искусством. По мнению фюрера и его соратников, архитектура лучше всего могла служить воспитательным целям и оказывать необходимое психологическое воздействие на массы. Именно этим объяснялась особенность архитектуры Третьего Рейха, величие и монументальность которой подчеркивали мощь и силу германской империи.
1. Шпеер Альберт. Воспоминания. - М.: Захаров, 2010. - 134 с.
2. Сто цветных фотографий Третьего рейха [Электронный ресурс] http://www.lookatme.ru/flow/posts/photo-radar/66222-100-tsvetnvih-fotografiv- tretego-reyha (Дата обращения 15.05. 2018)
3. Документальный фильм «Великие империи мира. Третий рейх» [Электронный ресурс] https://voutu.be/GEvSalo1uRQ (Дата обращения 12.04. 2018)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Андреева, В. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / авт.-сост. В. Андреева и др. - М.: Астрель, 2004. - 556 с.
5. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Мифологии. □ М.: Изд-во имени Сабашниковых, 2000. □ С. 239
6. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря [Электронный ресурс]. URL: http: //www.vehi. net/berdyaev/carstvo. html.
7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. □ М.: «Добросвет», 2000. □ С. 273.
8. Бодрийяр Ж. Система вещей. □ М.: «Рудомино», 2001.
9. Бореев, Ю. Б. Эстетика / Юрий Борев. - М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. - 829 с.
10. Варданян, Р. В. Мировая Художественная культура. Архитектура / Р.В.Варданян. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
11. Васильченко А. В. Имперская тектоника. Архитектура в Третьем рейхе. - М.: Вече, 2010.
12. Ватлин А. Ю. Германия в XX веке. - М.: РОССПЭН, 2002.
13. Вачьянц, А. М. Мировая Художественная культура. Древняя Греция. Древний Рим. Вариации прекрасного / А. М. Вачьянц. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 232 с.
14. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М: 1988. Kiatojfaii Architekturceamiotik // Werk. 1971. № 4. S. 246-255.
15. Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А. Основы семиотики. □ М.: Флинта, 2012. - С. 207.
16. Камочкин Г.А. Семиотические основания изучения архитектурной деятельности // Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 4 - Том I (Гуманитарные науки). С.255- 259.
17. Козолупенко Д.П. Мифопоэтическое мировосприятие. -□ М.:
«Канон+», 2009. □
18. Коновалова Т. А. Архитектура в языковой картине мира: когнитивносемиотический аспект // Академический вестник Уралниипроект РААСН. - 2011. - № 4. - С.40-45.
19. Лежава И.Г. Функция и структура формы в архитектуре. // Автореф. дис. ... д-ра арх. М., 1987.
20. Лосев А.Ф. Диалектика мифа [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/library/losef/dial_myth.html.
21. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Изд-во
политической литературы, 1991. □ С. 35
22. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб: Искусство-СПб, 2000. - 704 с.
23. Маркин Ю. Искусство Третьего рейха. Архитектура. Скульптура. Живопись. - М.: РИП-Холдинг, 2012. - 384 с.
24. Маркин Ю. Ю. Искусство Третьего рейха // Декоративное искусство СССР. - 1989. - № 3.
25. Мишучков А.А. Специфика и функции мифологического сознания // Альманах Восток. - 2004. - № 7 (19) [Электронный ресурс]. URL: http: //www,sitation.ru/app/j_art_500. htm.
26. Моссе Джордж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал- социализма. - М.: Центрполиграф, 2003.
27. Пищальникова В.А. Исследование языковой картины мира в отечественной лингвистике // Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание. - М., 2009. С. 335-448.
28. Пленное О. Ю. Третий рейх. Арийская культура. - СПб.: Нева, 2005.
29. Россинская Е.И. Семиотика и проектирование. Идеи штуттгартской школы // Методологические и теоретические аспекты организации архитектурно-градостроительного проектирования. М., 1990.
30. Семиотика и язык архитектуры: сб. науч. тр. // Всесоюз. ин-т теории архитектуры и градостроительства. Под ред. Е.И. Россинской. - М., 1991.
31. Соломоник А.Б. Парадигма семиотики. - М.: ЛКИ, 2011. - С. 130.
32. Флад К. Политический миф. □ М.: «Прогресс-Традиция», 2004. □ С32.
32. Щигел Мариуш. Готтлэнд. - М.: Новое литературное обозрение, 2009.
33. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Умберто Эко; перевод с исп. А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 с.
34. Энциклопедия Третьего рейха / С.Воропаев; предисловие, общая редакция, подбор иллюстраций, дополнения: А.Егазаров. - М.: ЛОКИД-МИФ, 1996.
35. BaczynskiA.Semiologia architekturu. Arata Isozaki // Architektura. 1981. № 1. S. 69-72.
36. Beniowski S. Socjopsychologiczn e aspektyspolecznego uzutkowania i organizacji przestrzeni // Architektura. 1978. № 9-10. S. 44-61.
37. Bonta J. Hotee for a theory of Meaning in Design // Signs, Symbols and Architecture. 1979.
38. Cislo M., Zielonka J. Projektowanie, przestrsen, Kultura // Architektura. 1978. № 375-376. S. 28-46.
39. Eco U. Function and Sign: The semiotic of Architecture // Signs, Symbols and Architecture. 1980. P. 27.
40. Environmental Interaktion. Psychologica Aproaches to our Physical Surroundings. N. Y., 1976.
41. Hansei Th. Der Arcyitekturraum als Erlebnisraum fur Nutzer. Stuttgart,1977.
42. Herman M. Socjosemiotyka architekturu. Jorg Glusberg // Architektura. 1982. № 2. S. 37.
43. Jenclca Ch. The Architectural Sign // Sign, Symbols and Arhitecture. N. X., Wiley, 1980, P. 11-71.
44. Lienartowicz K. Czjtanie Krampena // Architektura and Town Planning Quarterlj. T. 30, № 1. Warszawa, 1985. S. 85-91.
45. Norberg-Schulz Chr. Heideggera mysli o architekturze //Architektura. 1985. № 1. S. 18-21.
46. Norberg-Schulz Chr. O zamiecszkiwaniu // Architektura. 1984. № 5. S. 43-47.
47. Suntax des Raum. Baumeister. 1984. № 12. S. 28—37.
48. The city and the sign in Introduction to urban semiotic /ed. by Gottdiner, M.A. Ph. Lagopoulos. N. Y., 1986.
49. The Meaning in Arcitecture. Lnd. Jenlcig, 1969. P. 251-253.