Введение 3
Глава 1. Массовая культура и спорт: социокультурные аспекты взаимодействия 8
1.1 Социокультурная значимость спорта в контексте развития массовой культуры 8
1.2 Рестлинг как форма игры: теоретические подходы 18
Глава 2. Театрализованные спортивные единоборства: бум профессионального реслинга в 90-е гг. XX века 30
2.1. Историко-культурные аспекты эволюции и развития профессионального
реслинга в США 30
2.2. Анализ социокультурного фона в США в 90-е гг. XX века 41
2.3. Анализ деятельности федераций реслинга в 90-е гг. XX века 50
Заключение 67
Список использованных источников и литературы
Профессиональный рестлинг - совершенно уникальное культурное явление. В нём сочетаются элементы спортивных состязаний, акробатических представлений, театра, кино, сериалов, перфоманса, ритуала. Зародившись ещё в эпоху древности, рестлинг проделал долгий от классической борьбы до своей современной формы. На разных этапах он представлял из себя примитивнейший вид борьбы, классическую борьбу, спортивное состязание, цирковое развлечение, физическое представление, театрально-акробатическое представление с элементами повествования. Менялись и взгляды людей, находящихся за гранью этого представления. В прошлом рестлинг воспринимался как настоящее спортивное состязание, даже в тот момент его развития, когда элемент соревновательности в нём успел отмереть. Сейчас же общество видит рестлинг, как один из видов театрального и атлетического искусства - своеобразную форму культуры. В разные периоды времени общественность то одобряла рестлинг, то считала его неправильным и глупым. Эти изменения во взглядах и мнении прямо влияли на развитие и популярность рестлинга. Во второй половине 90 -х гг. ХХ века рестлинг достиг пика своей популярности. Став частью массовой культуры, профессиональный рестлинг в этот временный период имела высокое влияние на эту культуру. Данный, так называемый, «бум» произошёл в эпоху, когда развитие технологий и социокультурные фон в США развивались и изменялись с недосягаемой прежде скоростью. Следует предполагать, что этот «бум» стал результатом этих изменений. Для того, чтобы выяснить, имеют ли эти события некую связь, и как ещё условия повлияли на этот феномен, необходимо провести тщательный анализ.
Степень изученности. «Бум» рестлинга 90-х годов затронул в большей степени страну, в которой он произошёл - США. Потому тот факт, что этот феномен был изучен, в большинстве своём, именно американскими исследователями, является вполне закономерным. Такие исследователи, как Майк Чапман, Майк Мунийхам, Шон Эссел, Джеральд Мортон, Майкл Болл внесли огромный вклад в изучение истории рестлинга в тот период времени и его истории в целом.
Пожалуй, наибольший вклад в изучение этого вопроса внёс историк рестлинга Майк Чапман. Чапман написал 16 книг о рестлинге, в которых он анализирует истоки профессионального реслтинга, события, повлиявшие на его развитие и на культурное влияние, которое это действо имеет на человеческую культуру. Помимо Чапмана, истоки и древнейшую историю рестлинга изучал Майкл Болл. Интересно, что Болл в своих трудах изучает рестлинг через призму американской ритуальной драмы.
Более подробно этап 90-х годов ХХ века в рестлинге изучали Майк Мунийхам и Шон Эссел. Ими написаны работы по истории самой крупной рестлинг-компании в мире - WWE - и особенно подробно период 90-х годов. Внутри самой WWE так же есть команда историков, помогающих создавать энциклопедии и документальные фильмы по истории рестлинга. Наиболее известными из них являются Кевин Салливан, Кит Гринберг и Стив Пантелео. Нельзя и недооценить вклад основателя самого крупного журнала о рестлинге - Wrestling Observer Newsletter - историка и журналиста Дейва Мельтцера. Начиная с 1980 года Мельтцером написаны не только новостные статьи и приведена статистика рестлинга, но так же им написано большое количество статей о самом рестлинге и его значении в культуре.
Нельзя обойти стороной и самих рестлеров, создавших труды, позволяющие изучить феномен рестлинга. Такие как Лу Тез и Мик Фоули. Благодаря их работе можно анализировать внутреннее устройство рестлинга, которая существует за кулисами. Благодаря труду этих исследователей и писателей, можно считать, что американский сегмент рестлинга и его история, в том числе в интересуемых нас временных рамках, изучена довольно подробно.
В отечественной науке рестлинг изучен крайне слабо. По истории спортивных боевых искусств написана диссертация Олега Селиванова, в ней он даёт некоторую информацию о постановочных театрализированных боях разных народов мира . Непосредственно о самом рестлинге, какой-то научной значимостью обладает, пожалуй, только статья Веры Зверевой «Рестлинг как зрелище» . Однако данная работа имеет ряд фактических ошибок и вообще автор имеет скорее поверхностное понимание рестлинга. В описании рестлинга Зверевой прослеживается явное негативное отношение к данной форме культуры, что, безусловно, не позволяет автора провести справедливый анализ темы. В целом же, стоит заметить, что слабое изучение рестлинга в отечественной науке объясняется тем, что рестлинг для России в современном своём виде является чем-то чужим и далёким. В понимании многих россиян рестлинг является некой бессмысленной западной забавой. Хотя рестлинг имеет свои корни и в Российской Империи, да и на территории страны всё чаще появляются новые площадки рестлинга, а в интернете существуют общества отечественных фанатов рестлинга, которые насчитывают сотни тысяч человек. В связи с этим необходимо, чтобы рестлинг перестал быть чем-то неизвестным для отечественной науки.
Объект исследования — профессиональный рестлинг.
Предмет исследования — стремительный рост популярности профессионального рестлинга в США в 90-е гг. ХХ века.
Хронологические и географические рамки исследования — примерно 15300 год до н.э., когда зародилась борьба, по начало 2000-х годов. Географически исследуются все страны, где в той или иной форме существовал рестлинг.
Цель исследования — проанализировать факторы повлиявшие на рост популярности рестлинга и тот эффект, который этот рост популярности имел на массовую культуру.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Исследовать историю профессионального рестлинга и условия, в которых он зародился и развивался.
2. Определить место профессионального рестлинга в массовой культуре.
3. Исследовать хронологию событий, которые привели к тенденции роста популярности рестлинга, и определить персоналии, которые имели наибольшее влияние на эти события.
4. Определить эффект, который рост популярности рестлинга имел на американскую культуру.
Структура работы предопределена логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав (Г лава 1. Массовая культура и спорт: социокультурные аспекты взаимодействия, Глава 2. Театрализованные спортивные единоборства: «бум» профессионального реслинга в 90-е гг. XX веке.) заключения, списка использованной литературы и источников.
Методология и методы исследования. В настоящей работе использованы следующие общенаучные методы: анализ (разложение объекта на составляющие его части), синтез (объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое), классификация (соотнесение источника с существующими классификациями), аналогия (заключение о сходстве различных культурных явлений).
использовались аудиовизуальные источники. К ним относятся документальный сериал WWE: The Monday Night Wars, документальный фильм «WWE: The History of the World Heavyweight Championship», документальный фильм «The Unreal Story of Professional Wrestling», документальный фильм «Pro Wrestling’s Hold on America».
Использованная литература представляет собой широкий корпус научных исследований, который можно разделить на несколько групп: книги и статьи в периодических изданиях, посвящённые истории профессионального рестлинга, персоналиях, его природе, составляющих и свойствах.
Вторая группа позволяет анализировать социокультурных фон в США в 90-е гг. ХХ века и ранее. Литература и статьи посвященные культурных и социальным явлениям, популярной культуре, социальным и политическим тенденциям.
Третья группа позволяет установить связь профессионального рестлинга с другими явлениями культуры, будь то спортивные состязания или театральные представления. Эта группа позволяет создать теоретическую базу работы.
Рестлинг, зародившийся ещё в глубокой древности, является особым культурным явлением, феноменом культуры и, как было установлено, частью культуры игровой. Имея состязательные корни, рестлинг следует пути развития спорта в массовой культуре и сам становится частью этой массовой культуры. Включая в себя многие элементы других культурных явлений, рестлинг развился до абсолютной уникальности.
Являясь частью игровой культуры, в то время как другие её проявления существуют по единым законам, рестлинг выходит рамки привычного. Сочетания в нём спортивных, театральных и ритуальных элементов создаёт особые свойства рестлинга в рамках игровой культуры. Являясь в самой игре чисто ребяческим, театральным представлением, агональность в рестлинге существует за рамками игры, но при этом может прямо влиять на результат в игре. Удивительно, что рестлинг одновременно изображает агональность, делая его частью поставки, при этом не исключая, а даже открывая пространство для настоящей агональности. Изображая правила внутри игры, рестлинг совсем не обязательно рушится при нарушении общих правил игровой культуры, но и даёт возможность этой нерушимостью пользоваться, чтобы добиваться успехов внутри самой игры. Подобные нестыковки с общими правила и признаками игры доказывают, что рестлинг требует подробного изучения в рамках теории игровой культуры. При этом в рестлинге сохраняется основная функция создания стиля и культуры, что будет доказано во время «бума» рестлинга 90-х годов.
История рестлинга интересна тем, что, в отличии от других культурных явлений, это занятие в своём развитии смогла полностью измениться, перенять черты других явлений культуры и обрести самобытность. Начав свой путь в качестве состязательной борьбы, рестлинг превратился в театральное представление с элементами акробатики и повествования. В своём уже сформировавшемся виде это явление переживало взлёты и падения, однако оно не прекратило своего существования, а наоборот продолжало расти.
Тот факт, что рестлинг стал настолько популярен именно в 90-е годы ХХ века становится вполне закономерным, учитывая социокультурную обстановку в США и мире в целом на тот момент времени. 90-е годы стали времени небывалого прогресса для американского общества. Экономика росла, влияние современных технологий росло, спрос на что-то новое и интересное был как никогда высок. Да и само население, особенно младшее поколение, стало намного более одобрительным и открытым. Тренды менялись с очень высокой скоростью и соответственно что-то новое быстро становилось модным. В обществе менялись моральные ориентиры и интересы. Именно в это время рестлинг идеально вписался в популярную культуру. Постоянно меняясь в угоду запросам целевой аудитории рестлинг постоянно развлекал фанатов, не давал им заскучать. А зрители, фанаты в ответ возносили рестлинг, восхваляли его, тем самым привлекая новых зрителей. Грамотный подход к рекламированию своего продукта, будь то привлечение звёзд или разыгрывание вокруг шоу скандалов, позволил рестлингу вырасти до небывалых масштабов популярности. Стоит заметить, что это происходило во времена развитого телевидения и интернета, а не во времена нескольких национальных каналов. У зрителей был огромный выбор передач, которые они могли смотреть, но многие всё же выбирали рестлинг. Тем самым, можно утверждать, что рестлинг стал популярным в тот момент, когда к этому существовали благоприятные условия, как культурные, так и технические, экономические, политические и социальные. То есть, использование в рестлинге тех же тактик привлечения внимания в настоящее время не дало бы такого же результата. И это доказывает и тот факт, что рестлинг сейчас продолжает терять своих зрителей на телевидении.
Важно отметить и тот эффект, который имел «бум» рестлинга на американскую и мировую культуру в целом. Рост популярности открыл для многих профессиональный рестлинг, помог ему занять высокое положение в массовой культуре. Именно поэтому рост популярности в 90-е годы стал одним из самых важных этапов в истории профессионального рестлинга.
1. Pro Wrestling’s Hold on America. Документальный фильм // Реж. Д. Флаэрти. — США, Студия “ESPN”, 1999. — [Фильм на англ. яз.]
2. The Unreal Story of Professional Wrestling. Документальный // Реж. К. Мортенсен. — США, Студия “A & E Home Entertainment”, 2000. — [Фильм на англ.яз.]
3. WWE: Monday Night Wars. Сер.1. // WWE: Monday Night Wars.
Документальный сериал. / Реж. Д. Лоулер. — США, Студия “WWE Studios”, 2014. — [Сериал на англ. яз]
4. WWE: Monday Night Wars. Сер.2. // WWE: Monday Night Wars.
Документальный сериал. / Реж. Д. Лоулер. — США, Студия “WWE Studios”, 2014. — [Сериал на англ. яз]
5. WWE: Monday Night Wars. Сер.3. // WWE: Monday Night Wars.
Документальный сериал. / Реж. Д. Лоулер. — США, Студия “WWE Studios”, 2014. — [Сериал на англ. яз]
6. WWE: Monday Night Wars. Сер.8. // WWE: Monday Night Wars.
Документальный сериал. / Реж. Д. Лоулер. — США, Студия “WWE Studios”, 2014. — [Сериал на англ. яз]
7. WWE: Monday Night Wars. Сер.12. // WWE: Monday Night Wars.
Документальный сериал. / Реж. Д. Лоулер. — США, Студия “WWE Studios”, 2014. — [Сериал на англ. яз]
8. WWE: Monday Night Wars. Сер.13. // WWE: Monday Night Wars.
Документальный сериал. / Реж. Д. Лоулер. — США, Студия “WWE Studios”, 2014. — [Сериал на англ. яз]
9. WWE: Monday Night Wars. Сер.14. // WWE: Monday Night Wars.
Документальный сериал. / Реж. Д. Лоулер. — США, Студия “WWE Studios”, 2014. — [Сериал на англ. яз]
10. WWE: Monday Night Wars. Сер.15. // WWE: Monday Night Wars. Документальный сериал. / Реж. Д. Лоулер. — США, Студия “WWE Studios”, 2014. — [Сериал на англ. яз]
11. WWE: Monday Night Wars. Сер.18. // WWE: Monday Night Wars. Документальный сериал. / Реж. Д. Лоулер. — США, Студия “WWE Studios”, 2014. — [Сериал на англ. яз]
12. WWE: Monday Night Wars. Сер.20. // WWE: Monday Night Wars. Документальный сериал. / Реж. Д. Лоулер. — США, Студия “WWE Studios”, 2014. — [Сериал на англ. яз]
13. WWE: The History of World Heavyweight Championship. Документальный фильм. // Реж. Кевин Данн. — США, Студия “WWE Studios”, 2009. — [Фильм на англ. яз]
Литература
1. Асмус В. Ф. Немецкая Эстетика XVIII века / В. Ф. Асмус, // М.: Искусство, 1963. — 312 с.
2. Гайл В. В. Краткая история физической культуры и спорта [Текст] / В.
B. В. Гайл, // Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 72 с.
3. Григорович Е. С. Всемирная история физической культуры и спорта / Е.
C. Григорович // М.: Издательство Советский Спорт, 2012. — 254 с.
4. Григоревич Е. С. Физическая культура [Текст] / Е. С. Григоревич, В. А. Переверзев // Минск: Вышэйшая школа, 2008. — 223 с.
5. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э / А. И. Зайцев, Л. Я. Жмудь, // Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2000. — 320 с.
6. Зверева В.В. Рестлинг как зрелище // Неприкосновенный запас. — 2002.
— № 6. — С. 39 - 48.
7. Селиванов Олег Иванович. Спортивные единоборства как феномен современной культуры: трансформация идеалов: Автореф... дис. канд. философ. наук (24.00.01) / Селиванов Олег Иванович; Южный федеральный университет. - Ростов н/Д, 2017. — 166 с.
8. Armstrong P. Capitalism since 1945 / P. Armstrong, A. Glyn // NY: Blackwell, 1991. — 352 p.
9. Foley M. Have a nice day / M. Foley // Stamford: WWE Books, 1999. — 544
p.
10. Hackenschmidt G. The Way to Live / G. Hackenschmidt, A. Pearce // NY: CreateSpace, 1908. — 197 p.
11 . Howe N. Rising the Next Great Generations / N. Howe. W. Strauss // NY: Vintage Books, 2000. — 452 p.
12. Lindamen M. The Wrestling’s hold on the Western World before The Great War / M. Lindamen // Houston: Old Glory, 1923. — 120 p.
13. Lister J. History of British Wrestling/ J. Lister // London: Bell Press, 1989.
— 420 p.
14. M. Mooneyhame Sex, Lies and Headlocks / M. Mooneyhame, S. Assael // Portland: Broadway Books, 2004. — 266 p.
15. Tranter N. Sports, Economy and society in Britain / N. Tranter // Cambridge: Cambridge University Press, 2010. — 128 p.
16. Thezs L. The HOOKER // L. Thezs, K. Bauman // Scot Teal: Crowbar Press, 1990. — 318 p.
17. Huizinga J. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. / Пер. с гол. Д. В. Сильвестрова. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 416 с.
18. Meltzer D. Wrestling news block montly // Wrestling Observer Newsletter. 1995. — № 84. — P. 10-15.
19. Meltzer D. Wrestling news block monthly // Wrestling Observer Newsletter. 1998. — № 145. — P. 8-16.
20. Meltzer D. Wrestling news block mothly // Wrestling Observer Newsletter.
1998. — № 146. — P. 5-15.
21. Meltzer D. Wrestling news block weakly // Wrestling Observer Newsletter.
1999. — № 152. — P. 10-14.
Электронные ресурсы
1. Шипилов Р.В. История возникновения и развития спортивных
сооружений. — Режим доступа:
https://izvestija.kgasu.ru/files/2 2009/Shipilov 36 42.pdf / дата обращения: 07. 04. 2018.
2. Ленк Х. Этика спорта как культура честной игры. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2004/35/lenk21.html / дата обращение: 10. 04. 2018.
3. А^ш 1896. — Режим доступа: https://www.olympic.org/athens-1896 / дата обращения: 12. 05. 2018
4. Крыласов А. Religia atletae или культурно-религиозная сущность олимпизма. — Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/785b1307-b86e-4baf- 87bb-d2f2b1b95c1d/print / дата обращения: 12. 05. 2018.
5. Замышляев В. И. Транснационализм и коммерциализация спорта в
условиях глобализации. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/transnatsionalizm-i-kommertsializatsiya- sporta-v-usloviyah-globalizatsii / дата обращения: 13. 05. 2018.
6. Сараф М. Возникновение спорта. — Режим доступа:
http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=721 / дата обращения: 10. 05 2018.
7. Definition of Professional Wrestling. — Режим доступа:
https://en.oxforddictionaries.com/definition/professional wrestling / дата обращения: 07. 04. 2018.
8. Skudenis J. Mongolia. — Режим доступа: https://www.sfgate.com/travel/article/MONGOLIA-Wrestling-archery-and- horse-racing-2720305.php / дата обращения: 07. 04. 2018.
72
9. Roots and history of Olympic wrestling. — Режим доступа: https://web.archive.org/web/20111011195312/http:/fila- official.com/index.php?option=com content&view=article&id=14&Itemid =100246&lang=en / дата обращения: 08. 04. 2018
10. Klara R. 5 reasons marketers largely overlooked Generation X. — Режим
доступа: https: //www.adweek.com/brand-marketing/5 -reasons-marketers-
have-largely-overlooked-generation-x-170539/ / дата обращения: 12. 05. 2018
11. Howe N. Generation X. — Режим доступа: https: //www. forbes. com/sites/neilhowe/2014/08/27/generation-x-once- xtreme-now-exhausted-part-5-of-7/#233c41625d2a / дата обращения: 14. 04. 2018
12. McCrindle Generations defined. — Режим доступа: http://mccrindle.com.au/resources/whitepapers/McCrindle-Research ABC- 01 Generations-Defined Mark-McCrindle.pdf / дата обращения: 14. 04. 2018.
13. Pew Resercheach: Nones of the Rising. — Режим доступа: http: //www.pewforum.org/2012/10/09/nones-on-the-rise/ / дата обращения:
15. 04. 2018.
14. Gini index by year. — Режим доступа: https://fred.stlouisfed.org/series/SIPOVGINIUSA / дата обращения: 02. 04. 2018.
15. Hampson R. How the overshadowed 90’s our world. — Режим доступа: https://www.usatodav.com/storv/news/nation/2014/06/29/lewinsky-clinton- nineties/9969185/ / дата обращения: 10. 04. 2018.
16. Friedman M. Crime trends 1996-2005. — Режим доступа: https://www.brennancenter.org/publication/crime-trends1990-2016 / дата обращения: 03. 04. 2018.
17. Mcgee A. Pop-culture. — Режим доступа: https://www.theguardian.com/music/musicblog/2008/ian/03/thegoldenageof hiphop / дата обращения: 10. 04. 2018.
18. Batey A. Hip-Hop Heritage. — Режим доступа: https://www.theguardian.com/music/2010/oct/07/hiphop-heritage-public- enemy-krs-one / дата обращения: 12. 04. 2018.
19. Eddy C. Nirvana killed rock music. — Режим доступа: https://www.spin.com/2009/11/myth-no-2-nirvana-killed-hair- metal/?aggr node=55990 / дата обращение: 12. 04. 2018.
20. Hurst J. Country story. — Режим доступа: https://www.vanderbilt. edu/acorn-chronicle/2012/06/i ack-hurst-donates- country-music-history/ / дата обращения: 12. 04. 2018.
21. 90’s fashion style. — Режим доступа:
https: //www. retrowaste. com/1990s/fashion-in-the- 1990s/ / дата обращения:
13. 04. 2018.
22. 90’s greatest trends. — Режим доступ: https://www. complex. com/style/the- 90-greatest-90s-fashion-trends/body-piercings / дата обращения: 13. 04. 2018.
23. Dirks T. History of Film in the 1990s. — Режим доступа: http: //www.filmsite.org/90sintro2 .html / дата обращения: 13. 04. 2018.
24. Иванова К. Влияние интернета на общение между современными
людьми. — Режим доступа:
https://lunchonthegrass.liveioumal.com/411697.html / дата обращения 22. 04. 2018.
25. Hall S. The Story behind Hulk Hogan’s Shocking heelturn at Bash at the Beach’96. — Режим доступа: https://prowrestlingstories.com/pro- wrestling-stories/the-story-behind-hulk-hogans-shocking-heel-turn-at-bash- at-the-beach-96/ / дата обращения: 23. 04. 2018.
26. Wilson C. Wrestlemania XIV. — Режим доступа: https://ringthedamnbell.wordpress.com/2013/04/03/wrestlemania-14-the- one-where-vince-found-what-he-was-looking-for/ / дата обращения: 23.04. 2018.
27. Lavalle A. Atttitude era mistreated women in service of ratings. — Режим обращения: https://www.bitchmedia.org/article/turning-20/wwe-attitude- era-sexism / дата обращения: 23. 04. 2018.
28. Pacitti A. 10 things that Killed WCW. — Режим доступа: http://whatculture.com/wwe/10-ridiculous-decisions-that-killed-wcw / дата обращения: 23. 04. 2018.
29. Gavanarapu A. 10 Highest rated episodes of Raw. — Режим доступа: https://www.sportskeeda.com/wwe/top- 10-highest-rated-episodes-in-raw- history / дата обращения: дата 24. 04. 2018.