Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности мотивационной сферы личности 8
1.2. Познавательные состояния личности 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация исследования 24
2.2. Результаты исследования мотивационной структуры личности
и познавательных состояний в процессе учебной деятельности 29
2.3. Анализ взаимосвязи мотивационной структуры личности
студентов с познавательными состояниями в процессе учебной деятельности 37
Заключение 43
Практические рекомендации 47
Список использованной литературы 49
Приложение 55
На протяженности всей жизни человек всегда подвержен всякими психическими состояниям. Эти психические состояния могут задавать человеку, его, поведение, реакцию на окружающую действительность или ввести в некий ступор. Но, не смотря на это, в каком бы он положении не был активности или ступоре, человеку для развития помогает познавательное состояния. В этих состояниях человеку легче познавать мир, вскрывать тайны, открывать для себя, что-то совсем новое, помогает посмотреть на вещи под другим углом.
Актуальность проблемы мотивации личности обусловлена интересом к ведущей деятельности в студенческом возрасте - учебно-профессиональной. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы деятельности студентов, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.
В психологической науке понятие мотивации определяется как стремление человека добиваться успехов в деятельности, особенно в условиях сравнения с достижениями других людей. Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Основополагающее значение для понимания проблемы мотивационной сферы личности имеют работы В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, А.Б. Орлова, Д.Н. Узнадзе, В.Д. Шадрикова и др. Основываясь на положении С.Л. Рубинштейна о том, что
мотивы составляют ядро личности, Е.П. Ильин утверждает: “...зная особенности личности, можно в значительной мере судить о мотивационной сфере человека, а изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность”.
Познавательные состояния субъекта сопутствуют процессу познания, создают позитивный настрой в обучении. В отличие от познавательных процессов, они не связаны с усвоением знаний непосредственно, их функция - регуляция познания. Частота переживания познавательных состояний и их индивидуальная динамика характеризуют субъекта учебно-познавательной деятельности как личность («любознательная», «интеллектуальная», «мыслящая» и др.).
Учебная деятельность студентов обладает рядом особенностей: высокий уровень информационной нагрузки (большой объем учебной и научной информации), дефицит времени на освоение профильных дисциплин, необходимость преодолевать внешние и внутренние препятствия при подготовке и сдаче контрольных работ, зачетов, экзаменов. Вследствие этого познавательные состояния студентов тесно связанны с эмоциональными и мотивационно-волевыми состояниями, образуют с ними единый динамический комплекс (функциональную структуру). Функциональные структуры познавательных состояний обеспечивают координацию когнитивной, волевой, эмоциональной и др. составляющих личности в зависимости от ситуаций жизнедеятельности. Изучение специфики взаимодействия данных подсистем позволит понять сущность познавательных состояний как целостных явлений психики. Комплексы отдельных состояний образуют оперативный (сек - мин.), текущий (час - день) и длительный (мес. - год) уровни функциональной структуры. На каждом из уровней доминирующим (системообразующим) выступает одно или несколько познавательных состояний, придающих переживаниям субъекта соответствующую этим состояниям эмоциональную окраску.
Составляющие функциональной структуры находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом, благодаря чему происходит развитие функциональной структуры, обеспечивающее адаптацию субъекта к информационно насыщенным ситуациям учебной деятельности. Таким образом, функциональные структуры познавательных состояний могут служить средством описания учебно-познавательной деятельности. Они позволяют представить динамику деятельности как систему взаимосвязанных психических состояний и возможных отношений между ними.
Вместе с тем, можно констатировать наличие существующих противоречий между потребностью изучения взаимосвязи мотивационной структуры личности и познавательных состояний студентов и недостаточной изученностью познавательных состояний в процессе учебной деятельности в научно-методических исследованиях.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Взаимосвязь мотивационной структуры личности студентов с познавательными состояниями в процессе учебной деятельности».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Цель исследования - изучить взаимосвязь мотивационной структуры личности студентов с познавательными состояниями в процессе учебной деятельности.
Объект исследования - мотивационная структура личности и познавательные состояния в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования - взаимосвязь мотивационной структуры личности студентов с познавательными состояниями в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
- определить понятие мотивационной структуры личности;
- описать проявление познавательных состояний в процессе учебной деятельности;
- организовать и провести эмпирической исследование мотивационной структуры личности студентов и познавательных состояний в процессе учебной деятельности;
- проанализировать взаимосвязь мотивационной структуры личности студентов с познавательными состояниями в процессе учебной деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что существует взаимосвязь мотивационной структуры личности студентов с познавательными состояниями в процессе учебной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования:
- исследования таких авторов как А.О.Прохоров, Левитов Н.Д., Ильин Е.П., В.А.Ганзен и В.Н.Юрченко Л.П.Гримак и В.А. Пономаренко, Л.Г.Дикая и В.В.Семикин и др., в изучающие психические состояния человека.
- труды отечественных и зарубежных ученых: Д.Б. Эльконина, А. К. Марковой, Л.И. Божович, М.В. Матюхиной, А. Х. Маслоу, исследовавшие мотивационную структуру личности.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе - теоретическом - осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке взаимосвязи мотивационной структуры личности студентов с познавательными состояниями в процессе учебной деятельности, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
На втором этапе - теоретико-проектировочном - проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике психологических исследований, изучались основные показатели и критерии мотивационной структуры личности и познавательных состояний в процессе учебной деятельности, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс исследовательских заданий.
На третьем этапе - опытно-формирующем - проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы.
На четвертом этапе - уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
В данной работе рассматривались метакогнитивные основания психических состояний. Предложена концепция познавательных психических состояний. Анализ структурно-функциональной организации познавательных состояний позволил раскрыть специфику этих состояний по отношению к психическим состояниям других классификационных групп (эмоциональных и волевых). Она заключается в том, что данные состояния по своей сути являются «метакогнитивными состояниями», основная функция которых заключается в активизации, организации и регуляции познавательной деятельности. Выявлены типичные познавательные состояния студентов в зависимости от мотивационной структуры личности. Показано, что качество и интенсивность познавательных психических состояний, переживаемых студентами, зависят от форм мотивационной структуры личности. Исследования структурно-функциональной организации показали, что ведущая функция познавательных состояний - метакогнитивная регуляция деятельности.
Мотивационная сфера личности динамична, она тесно связана с эмоциями и влияет на них. И наоборот, эмоции могут обусловливать силу, длительность и устойчивость мотивации. Мотивационная сфера определяет волю человека, и взаимоформирует эмоционально-волевую сферу его личности.
Механизмом формирования мотивационной сферы личности является: осознание потребности, ее стимула - трансформирование потребности в мотив - осознание мотива. Сила мотива является показателем непреодолимых стремлений личности. Она оценивается по глубине осознания потребностей и по интенсивности мотива.
Анализ особенностей мотивационной сферы личности студентов позволяет понять причины их поведения, выделить те мотивы, которые необходимо развивать для обеспечения эффективности учебной и будущей профессиональной деятельности, наметить пути развития мотивационной сферы личности будущих педагогов.
Показано, что структура познавательных состояний существенно интегрирует индивидуальные качества личности, включая мотивационную структуру личности, тем самым они выступают в качестве личностных психических состояний.
Продуктивность учебно-познавательной деятельности зависит от множества факторов, среди которых существенную роль играют субъективные, связанные с различными характеристиками субъекта деятельности.
Познавательные состояния влияют на эффективность деятельности и играют важную роль в процессе формирования личности специалиста. В проведенном исследовании рассматривалась взаимосвязь мотивационной структуры личности студентов с познавательными состояниями в процессе учебной деятельности.
В частности установлено следующее:
- студенты, которые ставят перед собой реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех, они склонны к разумному расчетливому риску, при этом привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности, в учебной деятельности проявляют такие познавательные состояния, как вдохновение, заинтересованность, недоумение, интуиция и не проявляют тупость.
- студенты, которые склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий, в учебной деятельности проявляют такие познавательные состояния, как вдумчивость, задумчивость, когнитивный диссонанс, размышление (раздумье), рассеянность, скука.
- студенты, которые озабочены только собственным благополучием, стремлением к личному первенству, престижу, в работе видят, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, в учебной деятельности проявляют такие познавательные состояния, как рефлексия, сомнения, умственное напряжение.
- студенты, которые направлены на взаимодействие, которое имеет место тогда, когда поступки респондентов определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по учебе или работе в учебной деятельности проявляют такие познавательные состояния, как вдохновение, вдумчивость, недоумение, одурелость, сосредоточенность и не проявляют тупость.
- студенты, которые проявляют направленность на задачу, которая отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками в учебной деятельности проявляют такие познавательные состояния, как вдумчивость, сомнение, сосредоточенность, умственное напряжение.
- студенты, которые стремятся получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности, проявляют потребность в саморазвитии, в психолого-педагогическом самообразовании, в учебной деятельности проявляют такие познавательные состояния, как вдохновение, вдумчивость, недоумение, предвосхищение (интуиция), сосредоточенность и не проявляют тупость.
- студенты, которые имеют высокий уровень общеобразовательных, методологических знаний и умений, в учебной деятельности проявляют такие познавательные состояния, как вдумчивость, озадаченность, сомнения, умственное напряжение.
- студенты, которые внутренне мотивированы на деятельность, всегда бодры, не устают от дел, не отвлекаются от выполнения поставленной задачи, в учебной деятельности проявляют такие познавательные состояния, как заинтересованность, рефлексия, сомнения, умственное напряжение.
Таким образом, в ходе исследования доказана гипотеза о том, что существует взаимосвязь мотивационной структуры личности студентов с познавательными состояниями в процессе учебной деятельности.
1. Андреева, Д.А. Проблемы активности студентов / Д.А. Андреева. - Ростов н/Д.: Эдема, 2012 - 159 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2006. - 158 с., с. 23.
3. Афанасьева Н.В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9-11 лет). Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
4. Белова, Е. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры / Е. Белова // Директор школы . - 2006. - №1. - С. 37-41.
5. Бодалев А.А. Мотивация и личность. Сборник научных трудов. - М., 2007.
6. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 7 - 44.
7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 285 с., с. 37.
8. Гнездилов М. А. Использование технологий стимулирования
способностей обучающихся в целях повышения их учебной мотивации // Концепт. 2015. № 9. С. 116-120. Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2015/15322.htm (дата обращения: 11.06.2018).
9. Дмитриева Т.В. Формирование мотивационной сферы личности и учебный процесс // Труды ДВГТУ. - 2010. - № 126. - С. 242-249.
10. Дубовицкая Т. Д.. К проблеме мотивации учебной деятельности. - Вопросы психологии №1, 2005.
11. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении №9. 2002. с. 123.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Питер, 2013. - 253-261, 227-239 с.
13. Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. 1984. №6. С.87-94. (дата обращения: 11.06.2018).
14. Карпова Е. В. Структура и генезис мотивационной (сферы личности | в учебной деятельности: монография / Е. В. Карпова. - Ярославль, 2007. - 570 с.
15. Ковалева Е.Б., Харченко В.Д. Мотивация учения школьников: диагностика и форматирование. Учебно-методическое пособие. - Иркутск, 2007.
16. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр “Академия”, 2011. - 176 с.
17. Козырева Е.В. Формирование мотивации учения//Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №2(59). - С.148-151.
18. Котов С. С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся в новых социально- экономических условиях: дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2003. 138 с.
19. Кузина В. М. Мотивы обучения как психолого-педагогическая проблема // Мотивация учения в профессиональном образовании: сущность, особенности, развитие: коллективная монография / под ред. В. И. Сахаровой. М.; Кемерово: КРИРПО, 2007. C.6-44.
20. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001.
21. Левитес, Д.Г. Потребностно-мотивационный подход в обучении / Д.Г. Левитес. - Воронеж, 1998. - 92 с.
22. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2014 - С.20.
23. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия,
2005.
24. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и сознание // Мотивы и
сознание в поведении человека: XVIII Международный конгресс
психологов. Симпозиум 13. М., 2011. C.5-12.
25. Лидере А. Г. В. Хеннинг. Мотивы учения у школьников // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 161-166. Режим доступа:
http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801161.htm (дата обращения:
11.06.2018) .
26. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. Народное образование №8 2011 с. 77.
27. Лысиченкова С. А. Организация учебно-издательской деятельности учащихся как средство развития познавательной мотивации современных школьников: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2013. 257 с.
28. Манукян С.П. Стимулы, мотивы и цели субъектов целепорождающего обучения. - «Зангак-97», 2005, 359с.
29. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М., 2010. - 212 с.
30. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 156 с.
31. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 2007, № 5.
32. Немов Р.С. Психология. Москва ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С.Грибоедова 2011.
33. Общая психология: Учебное пособие / Под общ. ред. Б.С. Алишева. - Казань:КГУ,2008. - 378с.
34. Прохоров А.О., Уразметова Э.И., Чернов А.В., Юсупов М.Г. Сравнительный анализ понятия «состояние» в отечественной и зарубежной психологии / Психология психических состояний: сб.статей / под ред. А.О. Прохорова. - Казань: Казан, ун-т, 2011. - Вып. 8. - С.74-87.
35. Прохоров, А. О. Психические состояния и их функции [Текст] / А.О. Прохоров - Казань: КГПИ, 2014.
36. Прохоров, А. О. Связь черт характера и психических состояний педагогов [Текст] / А.О. Прохоров, Т.Н.Васильева // Вопросы психологии. - 2011. - №3. - С. 57
37. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. - Казань: КГУ, 1991. - 167 с.
38. Прохоров, А.О., Чернов, А.В., Юсупов, М.Г. Влияние напряженности учебной ситуации на структурно-функциональную организацию познавательных состояний субъекта // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2013. - Т. 155, кн. 6. - С. 185-196.
39. Прохоров, А.О., Юсупов, М.Г. Взаимосвязь метапознания и психических состояний в ситуации экзаменов // Образование и саморазвитие. - № 1 (39). - 2014. - С. 22-27.
40. Прохоров, А.О., Юсупов, М.Г. Организация познавательных состояний студентов с различным уровнем осмысленности жизни // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2015. - Т. 157, кн. 4. - С. 236-244.
41. Прохоров, А.О., Юсупов, М.Г. Познавательные состояния в контексте интеллектуальной активности студентов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 156, кн. 6. - С. 189-198.
42. Прохоров, А.О., Юсупов, М.Г. Познавательные состояния в учебной деятельности студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2014. - № 4 (13). - С. 98-109.
43. Прохоров, А.О., Юсупов, М.Г. Феноменологические особенности познавательных состояний студентов различных курсов обучения // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 3 (45). - С. 39-46.
44. Психологический словарь: под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с., ил. ISBN 5-7155-0720-0.
45. Психология психических состояний: Сборник статей. Вып.6 / Под ред. Проф. А.О.Прохорова. - Казань: КГУ им.В.И.Ульянова-Ленина,2006. - 578с.
46. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - М.:Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624с.
47. Реан А.А., Бордовская. Н.В. Педагогика. Учебник для вузов СПб:
Издательство «Питер», 2000. 304 с. - (Серия «Учебник нового века»).
48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2011.
49. Савонько Е. И. Мотивация как внутренний фактор повышения эффективности обучения // Научные труды МГПИИЯ. 1981. Вып. 179. С.30-39.
50. Сафонов, В.К. Психическое состояние [Текст] / В.К. Сафонов // Психология: учебник / под ред. А.А. Крылова. М., 2014. - С. 274.
51. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 2008.
52. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2009. 288 с.
53. Талызина, Н.Ф. Пути формирования учебной мотивации / Н.Ф. Талызина. - М.: Педагогическая психология, 2009. - 24-26 с.
54. Тараносова, Г.Н. Формирование социокультурной идентичности в процессе вузовского гуманитарного образования / Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого - педагогические науки», № 4 (24), 2014 (декабрь). - С. 240-248.
55. Уразлин Р.Р. Познавательные психические состояния - Психология
психических состояний: сборник материалов по итогам IX
Международной зимней школы по психологии состояний, 26-27 февраля.
- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - Вып. 5. - С.162-165.
56. Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. / А.А. Файзуллаев - Ташкент, 2017.
57. Хекхаузен. Х. Мотивация и деятельность - СПб.: Питер, 2003.
58. Хомская, Е. Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты / Е.Д. Хомская // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 50.
59. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд.
- СП. : Питер, 203. - 608 с. : ил.
60. Чеботарёв С.С. Мотивационные ресурсы профессионально- личностностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе. - Диссертация ...канд. психол. наук: 19.00.07. - Белгород, 2002. - 196 с., с. 74
61. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности: Учеб. пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 51 с., с. 7-8
62. Щукина Г.И. (ред.) Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2014. — 176 с.
63. Юсупов, М.Г. Феноменология познавательных психических состояний студентов // Образование и саморазвитие. - №3 (41). - 2014. - С. 59-64.
64. Grant A.M. Rethinking Psychological Mindedness: Metacognition, Selfreflection, and Insight // Behavior Change. 2001. Vol. 18. № 1. P. 8-17.
65.Izard C.E. The Psychology of Emotions. New York: Plenum Press, 1991. 451 p.
66.Storbeck J., Clore G.L. On the interdependence of cognition and emotion // Cognition and Emotion. 2007. Vol. 21. P. 1212-1237