Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы индустрии делового туризма 11
1.1 Понятие «деловой туризм» 11
1.2 Основные принципы делового туризма, характеристика и его отличительные
особенности 16
Глава 2. Тенденции развития делового туризма в России. Проблемы развития делового туризма на примере Республики Татарстан 31
2.1 Состояние и анализ развития делового туризма в России 31
2.2 Проблемы развития делового туризма в Республике Татарстан 47
Глава 3. Перспективные направления развития делового туризма в Республике Татарстан 52
3.1 Казань как центр кластерного развития региона, роль брендинга территории 52
3.2 Определение инвестиционной привлекательности Республики Татарстан. Стратегические меры, способствующие продвижению инвестиционных возможностей региона 79
3.3 Разработка программы делового тура в г. Набережные Челны 84
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 96
Приложение
Деловой туризм является катализатором, ускоряющим экономику любой страны. Кроме того, он позволяет углубить степень интеграции страны в международный рынок и укрепить ее позиции. Благодаря деловым поездкам предприниматели, руководители и сотрудники получают вдохновение и свежие идеи, необходимые им для развития их бизнеса. Также благодаря деловым поездкам строятся новые и укрепляются имеющиеся внешнеэкономические связи.
В современном мире деловой туризм становится одной из самых прибыльных отраслей не только в России, но и в мировой индустрии туризма. По мнению экспертов, эта отрасль, согласно ее доходам, вскоре может сравниться с нефтегазовым бизнесом.
Считается, что деловой туризм составляет не менее 30% всех туристических поездок в мире. Ежегодно количество таких поездок составляет около 100 миллионов человек.
Концепция Business Travel («деловой туризм») является совершенно новой и впервые была включена в качестве отдельной и очень прибыльной формы туризма в классификации туристической деятельности в Европе и США в 70-80 годы XX-го века. Глобализация мировой экономики и «размывание границ» привели к увеличению доли делового туризма в структуре доходов всего комплекса туристических предприятий. В глобальном туристском потоке доля бизнес-туристов составляет 25-30%. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям по итогам 2016 года расходы на бизнес-поездки выросли до $1,150 трлн, а в 2017 году, по предварительным прогнозам, увеличатся на 3,7 % и достигнут $1,192 трлн. К 2026 году глобальный рынок делового туризма будет оцениваться в $1,658 трлн, ежегодный прирост составит в среднем 3,7 %.
В России, как и в любой динамично развивающейся стране, рынок бизнес - туризма набирает обороты с каждым годом. Этот бизнес уже вошел в двадцатку крупнейших туристических направлений Российской Федерации. В 2014 году 28 миллионов человек посетили нашу страну, и это девятое место в мире. Выручка от делового туризма в 2014 году составила около 11 миллиардов долларов США.
По мнению экспертов ВТО, примерно 50% от прибыли авиакомпаний, около 60% доходов гостиничной индустрии и более 70% от арендных компаний создаются, обслуживая эту категорию туристов. Эти показатели полностью оправданы, если учесть, что ежедневные расходы бизнес-туриста в командировке в три раза выше, чем у обычного туриста.
В то же время, по данным американской организации «Круглый стол делового туризма», увеличение оборота в этой области на один миллиард долларов приведет к созданию 100 тысяч новых рабочих мест. Кроме того, по результатам исследований рынка, в отличие от других видов туристических поездок, индустрия деловых поездок более устойчивая к негативным влияниям во время спадов и экономических кризисов, а в некоторых случаях даже увеличивает свои объемы. Например, появление таких событий в настоящее время, как этнические конфликты, приводит к резкому сокращению традиционного туристического движения и увеличению доли командировок международными наблюдателями, гуманитарными миссиями и официальными визитами в целях проведения переговоров и консультаций.
Деловой туризм сложный и многогранный. Более 73% занимают корпоративные поездки (так называемые corporate travel) - индивидуальные деловые поездки и участие в мероприятиях, организованных промышленными и коммерческими корпорациями. Также включают инсентив-туризм (MICE- туризм) - 8%, предназначенный для деформирования рутины бизнеса, объединяя бизнес и развлечения, он может послужить мотивационной наградой для лучших сотрудников.
Путешествия, связанные с участием в конгрессах, конференциях, семинарах под эгидой политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других организаций составляют около 16% рынка деловых поездок. Около 11% объема делового туризма заняты посещениями с целью обзора торговых и отраслевых выставок, ярмарок и участия в их работе.
Периодическая организация международных, национальных и местных деловых встреч, мероприятий и событий формирует репутацию, поддерживает позитивный имидж региона. Во многом благодаря ним научные, культурные и деловые коммуникации между регионами и странами становятся интенсивнее, что в последствии приводит к их монетизации.
В Казани значительно вырос спрос на услуги выставочно - конгрессной деятельности. Это связано с тем, что столица Татарстана регулярно становится площадкой для международных мероприятий, привлекающих гостей. Все чаще иностранные компании и солидные российские фирмы выбирают для своих мероприятий Казань, и город имеет хороший потенциал для становления региона, как международного центра делового туризма, с постоянным потоком организации мероприятий в республике, востребованностью и узнаваемостью на рынке MICE-индустрии. Для качественного проведения мероприятий в Казани имеется богатый исторический, культурный, социально -экономический опыт, а также создаются условия: отличный отельный фонд, развитая дорожная инфраструктура, наше Правительство активно поддерживает проекты туристической направленности. Однако присутствует ряд факторов, не дающих развития городу в полной мере. В данной работе предпринимается попытка выявить их все и, проанализировав, предоставить возможные пути для развития столицы Татарстана в качестве направления для проведения деловых мероприятий для туристов со всего мира.
Поэтому деловой туризм является одной из самых привлекательных областей современного туризма и охватывает довольно широкий круг путешествий. Сотрудники отправляются в деловые поездки с целью переговоров, участия в производственных встречах, презентациях, маркетинговых мероприятиях; поездки на симпозиумы, конгрессы, конференции, семинары, выставки, ярмарки, обмены; поощрительные поездки, организованные компаниями для своих сотрудников в форме бесплатной туристической поездки; поездки на соревнования спортивных команд, экскурсии по художникам; поездки официальных делегаций. В целом, главная цель делового туризма - найти новые возможности для развития бизнеса.
Актуальность выбранной темы определяется наличием в Республике Татарстан и, в частности Казани, мощного потенциала в индустрии MICE и необходимостью решения проблем, причем наиболее важным является отсутствие единой стратегии в формировании и продвижении рынка делового туризма в наш город, единый орган контроля и статистики.
Степень изученности
Данная тема изучена недостаточно. Из имеющейся литературы научный интерес в изучении теории делового туризма представляют такие авторы как Александрова А.Ю , GarrodB. ,DavidsonR., CopeB. Практическое пособие в MICE-индустрии от руководителей одного из крупнейших MICE-агентств Татьяны Спурновой и Ольги Левша. Вопросам делового туризма , относящимся к области экономики, посвящены диссертации М. А. Дыбаля «Деловой туризм как перспективное направление развития экономики региона (на примере Санкт- Петербурга)» , В.В. Рицци «Развитие и продвижение индустрии делового туризма на туристическом рынке (на примере Санкт-Петербурга)» .Старший преподаватель ИЭУиП Клиаенков статье 2010г. «Деловой туризм в Казани: реалии и перспективы» сделал акцент на связь уровня развития города по разным показателям и развитием делового туризма. Однако актуальных научных работ по данной теме нет.
Цель выпускной работы
Цель магистерской работы заключается в изучении рынка MICE в Республике Татарстан, а также выявлении проблем ее развития и выработке рекомендаций по их устранению для увеличения данного сегмента туризма и привлечению большего числа корпоративных организаций, а также инвестиционная привлекательность других значимых городов региона на международном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- уточнить понятийный аппарат делового туризма, историю его развития и определить характеристики рынка делового туризма;
- выявить роль индустрии делового туризма для экономики;
- провести анализ состояния MICE-индустрии в мире и России;
- провести анализ состояние MICE-индустрии в Республике Татарстан;
- исследовать развитие Казани как бизнес-направления с точки зрения разных игроков делового туризма;
- рассмотреть и разработать механизмы рекламно-маркетингового обеспечения развития и продвижения индустрии делового туризма в г. Казань с учетом роли брендинга территории;
- разработать рекомендации по развитию инфраструктуры делового туризма в Республике Татарстан;
- сформулировать концепцию развития делового туризма в Республики Татарстан на основе и определить ее главные недостатки.
- проанализировать уровень инвестиций в другие районы республики, выявить основные направления развития в сфере туризма.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является индустрия делового туризма и, в частности, MICE-туризм. Предметом исследования выступают общественные и бизнес отношения, возникающие в процессе развития, продвижения рынка индустрии встреч в Республике Татарстан и г. Казань.
Теоретическая база исследования
Источниками, на основании которых написана магистерская работа являются:
- нормативно-правовые документы ;
- монографии ;
- диссертации ;
- материалы периодической печати: новости и аналитические статьи, касающиеся развития MICE-рынка;
- интернет-ресурсы;
- иностранные материалы.
Методология исследования
В основу исследования был положен системный подход, позволивший рассмотреть индустрию делового туризма в России и Республике Татарстан как совокупность многообразных фактов и различных мнений, составляющий образ делового туризма. Основной для этого послужил метод анализа. Одновременно были изучены периферийные территории региона, где использовался метод научного прогноза для определения направленности развития. Проведенный в рамках исследования SWOT-анализ позволил выявить предпосылки, препятствия, возможности и угрозы на пути инвестиционного развития региона.
Выпускная квалификационная работа выполнена на основе всестороннего изучения имеющихся фактов, литературных и иных источников и процессов с последующим их обобщением и выявлением тенденций и закономерностей с соблюдением принципов научности и объективности.
Новизна и научно-практическая значимость.
Новизна исследования определяется малой степенью изученности проблемы. Положения и выводы данного исследования могут быть привлечены для выявления и решения актуальных задач, для дальнейшего развития данной сферы путем внедрения их в практику. Содержащийся в исследовании материал может в дальнейшем использоваться для составления рефератов, написания научных работ, разработки учебных пособий, монографий по MICE-индустрии и деловому туризму в регионах.
Выпускная квалификационная работа содержит в себе введение, 3 главы, которые, в свою очередь, разбиты на пункты для более конкретного разбора раскрываемой темы, а также заключения и списка используемых в исследовании источников.
В исследовании были изучены теоретические основы выставочного рынка, детально проанализированы статус-кво мировой конвенции и выставочной индустрии, России и, в частности, Республики Татарстан, были предложены идеи и перспективы развития этой области.
Проанализировано общее развитие делового туризма. Он зародился как явление еще в древнем веке. Традиционный термин был сформирован в XIX веке, когда люди вступили в экономические связи. С развитием транспортной инфраструктуры значительно расширился географический охват делового туризма. Он приобрел бесконечность с появлением гражданской авиации. В 1970-х и 1980-х годах он был идентифицирован как отдельный вид туризма и определялся именно как деловой туризм.
В ходе теоретических исследований было установлено, что общепризнанного определения «коммерческого туризма» нет. Однако наиболее распространенная формулировка в России такова: деловой туризм — это вид туризма, который ведется коммерческими организациями и коммерческими представителями от имени компаний и организаций или посредством ведения предпринимательской деятельности. Деловой туризм объединяет 2 сектора и рода деятельности: MICE (индустрия встреч) и CorporateTravelIndustry (корпоративную трэвел индустрию)/ BusinessTravel. В свою очередь, основным рынком MICE являются корпоративный сектор и ассоциации. В работе рассматривается направление MICE. Аббревиатура используется для определения делового туризма через цели поездки, так как расшифровывается как Meetings (корпоративные встречи, презентации, переговоры), Incentives(поощрительные или мотивационные туры и программы, тимбилдинги, корпоративные праздники), Conferences(конференции, конгрессы, съезды, форумы, семинары), Exhibitions(выставки, имиджевые мероприятия, PR-события и пресс- туры).Корпоративный сектор, ориентированный на работу, включает компании, которые мотивированы проводить собрания коммерческим путем: встречи по маркетингу и продажам, запуск новых продуктов, вопросы персонала и так далее.
В ходе исследования выявлены особенности направления делового туризма и сферы MICE, отличающие его от традиционной туристической индустрии.
1. Всесезонность. Мероприятия проводятся круглый год.
2. Массовость поездки.
3. Прогнозируемость. Многие мероприятия вовсе носят цикличный регулярный характер.
4. Специфическая инфраструктура. Особые требования выставляются в первую очередь к гостиницам.
5. Деловые мероприятия проходят зачастую именно в рабочее время, что противоречит понятию туризма.
6. Возмещение затрат с деловых поездок в форме оплачиваемых расходов за служебные командировки с места выезда.
7. Деловой туризм относится к Ь2Ь рынку.
8. Ориентированность делового туриста на достижение целей с позиции предпринимательской деятельности.
В третьем параграфе первой главы определена роль развития MICE-индустрии для экономики. Современный рынок MICE является одним из наиболее быстроразвивающихся секторов экономики как внутри страны, так и за рубежом. По экспертным оценкам, делегат международного конгресса в среднем тратит $346 в день, в то время как расходы обычного туриста составляют от $100 до $200 в сутки. Более того, следует учитывать, что инвестиции в выставочно - конгрессный туризм дают 5-7 кратный сопряженный экономический (мультипликационный) эффект в смежных секторах, как транспорт, рестораны, полиграфия, культура, создает десятки тысяч рабочих мест. Доходы от этого вида туризма поступают в бюджет государства через налоги. Более того, качественное и успешное проведение делового мероприятия высокого уровня позитивно влияет на имидж России в целом и конкретного региона в частности, повышает инвестиционную привлекательность, а это способствует региональному экономическому развитию.
Во второй главе анализируется развитие рынка делового туризма в мире, особенно в России и проблемы его развития в регионе. Бизнес-туризм во многих странах мира является важной отраслью сферы услуг и важным элементом дохода. Выставочная индустрия активно развивается в 115 странах мира, а в лидеры в ряде международных конференций стабильно входят США, Китай, Германия, Испания, Франция и Великобритания. Париж признан лидером международного конференционного рынка. Если мы рассмотрим, в чем секрет успеха, мы можем сделать вывод, что это связано с совместными усилиями мэрии, Торговой палаты, делового сообщества, а также удобным географическим расположением, хорошо развитой транспортной инфраструктурой, высокоуровневыми услуг и грамотных маркетинговых стратегий.
Наблюдается переориентация россиян с зарубежных площадок на российские. Так, до 2015 года более 80% бизнес-мероприятий российские компании проводили за рубежом, а в 2015 году этот показатель снизился до 20%. Несмотря на то, что в нашу страну стали реже посещать деловые туристы из Европы и США, показатели въезда в Россию представителей бизнеса из Азии и Ближнего Востока стали возрастать. Однако до сих пор одним из сдерживающих факторов развития рынка индустрии встреч в России является недостаточное понимание роли конгрессов в экономической жизни со стороны государственных органов.
В Казани значительно вырос спрос на услуги выставочно-конгрессной деятельности. Это связано с тем, что столица Татарстана регулярно становится площадкой для международных мероприятий, привлекающих гостей со всего мира. Республика Татарстан и город Казань, в частности, имеют хороший потенциал для становления региона, как международного центра делового туризма. Если говорить о нынешних возможностях, то из площадок под MICE- потребности используются в первую очередь отели, которых в городе насчитывается около 110, и способны они принять одновременно более 9000 человек, это, например, Корстон, Казанская Ривьера, CenterHotelKazanKremlin, RamadaKazanCityCenter, ParkInnbyRadissonKazan и другие. Внеотельные площадки, которые используются для организации деловой части мероприятия: стадион «Казань Арена», Казанская ратуша, Международный Информационный Центр, объекты города высоких технологий Иннополис, Ипподром, ВЦ «Казанская ярмарка», культурно-развлекательный комплекс «Пирамида», стадион «Татнефть арена», ИТ-парк, культурно-спортивный комплекс КФУ «Уникс», город-курорт «Свияжские холмы».
Выделяется слабое использование потенциала делового туризма; неразвитость культуры гостеприимства среди жителей Казани и низкая обеспеченность туристрического рынка квалифицированными кадрами. А согласно программе развития внутреннего и въездного туризма РФ (2011-2018гг), деловой туризм относят к одному из наиболее перспективных видов туризма, развитие которых может дать серьезный толчок повышения конкурентоспособности регионального туристического продукта. Более об интересующем нас виде туризма и как его развивать не сказано, также как и в стратегии развития туризма в Стратегии развития туризма в РФ до 2020г.
Конгресс-бюро, целью которого - объединение в себе комплекса функций и механизмов, решающих выявление препятствия, будет способствовать устойчивому развитию MICE-индустрии Казани и в Республике Татарстан в целом. Ближайшее мероприятие данного органа управления - TIDA BUSINESSCUP 2018. Это коммуникационный проект, который устанавливает партнерские отношения посредством целей развития бизнеса и дружеской атмосферы в спортивных мероприятиях. Турнир будет проводиться в г. Иннополис на стадионе во время проведения 1/4 финала Чемпионата Мира 2018 в Казани.
Для формирования положительных тенденций в области развития и продвижения регионального делового туризма необходимо осуществить комплексное решение проблем путем разработки и реализации соответствующей стратегии, направленной на создание благоприятной правовой, экономической и организационной среды, обеспечивающей эффективное управление данным процессом.
Выявлено, что территориальный брендинг является одним из ключевых направлений работы по привлечению деловых мероприятий в Казани. Он направлен на улучшение имиджа региона, на создание в мыслях ее гостей и жителей необходимых положительных ассоциаций и образов для дальнейшей качественной ретрансляции. Если говорить о Казани, то город является примером того, как толчком к началу работы по маркетингу территории послужило ожидание крупного спортивного события. В 2014 году презентовали официально разработанный бренд республики «Наследие Татарстана», недавно презентовали программу «VisitTatarstan» со слоганом «Татарстан - 1001 удовольствие». Также Казань является городом-организатором крупнейшего мероприятия страны этого года: «Чемпионат мира по футболу 2018». Город ожидает дополнительный приток денег от оказанных гостям города различных услуг, а также популяризацию дестинации, так как будут проводиться прямые трансляции по всему миру. Сейчас важно представить Казань не только как столица спортивных мероприятий, но и деловых, в рамках существующего бренда.
Одна из проблем, тормозящих развитие делового туризма в России, - это не столь высокий уровень открытого и профессионального бенчмаркинга, то есть сравнения эффективности своих бизнес-процессов с эталонными показателями. Во всем мире компании решают такую проблему, участвуя в отраслевых выставках. Они - мощный инструмент бенчмаркинга, важнейшая артерия общения специалистов.
Активизация туризма на территории в связи с проведением форума или конгресса, вызывающим туристские потоки, является, по нашему мнению, основой возникновения кластера делового туризма. Однако, необходимо понимать, что кластер может быть эффективным только тогда, когда группы предприятий осознают, что они находятся во взаимосвязи друг с другом и понимают не только свою принадлежность к этой общности, но и то, что для повышения своей конкурентоспособности существует необходимость объединения в кластер.
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы// URL: http://base.garant.ru/70644226/
2. Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в республике Татарстан на 2014-2020 годы»// URL: http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?pub_id=255669
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в
субъектах Российской Федерации URL:
http ://dustercenter.ru/wpcontent/uploads/2011/11/mjetod_rjekomjendacii.doc
4. Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года// URL: http://docs.cntd.ru/document/446400472
5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года// URL: http://docs.cntd.ru/document/420200177.
6. Мастер план развития туризма в Татарстане// URL: http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_234256.pdf.
Монографии:
7. Аленинская О. А. Конвеншн-бюро и MICE направления как ключевой драйвер экономического развития сервисной деятельности региона/О.А. Аленинская// Непроизводственная сфера в новой экономике России. Коллективная монография. - Тамбов:Общество содействия образованию и просвещению "Бизнес - Наука - Общество", 2015. - С. 8-14.
8. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник/ А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
9. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Учебное пособие / Мн.: Новое знание, 2001. - 216 c.
10. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. Учебное пособие/ А.Т. Кириллов, Волкова Л.А. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - 225 с.
11. Писаревский Л.Е. Основы туризма / Л.Е. Писаревский. - М.: Федеральное агентство по туризму. - 2014. - 384 с.
12. Папирян Г.А. Деловой туризм/ Г.А. Папирян// Маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2011. -Гл.4. - С. 100-108.
13. Спурнова Т. В. Всё это MICE: иллюстрированная рабочая тетрадь/ Т. Спурнова, О. Левша. - М.: Жар-книга, Maxmedium, 2015. - 96 с.
Диссертации:
14. Дыбаль М.А. Деловой туризм как перспективное направление развития экономики региона на примере Санкт-Петербурга: дис. ... канд.эк.наук: 08.00.05/ М.А. Дыбаль; С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - Санкт-Петербург, 2011. - 185 с.
15. Смирнова О. А. Территориальная структура делового туризма в мире: дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24/ О. А. Смирнова; МГУ. - Москва, 2006 - 185 с.
16. Рицци В.В. Развитие и продвижение индустрии делового туризма на туристическом рынке на примере Санкт-Петербурга: дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05/ В. В. Рицци; - Балт. акад. туризма и предпринимательства. - Санкт- Петербург, 2009. - 172 с.
Статьи:
17. Алгафри М. А., Мохаммад М. А. Деловой туризм в России // Молодой
ученый. — 2016. — №10. — С. 588-591. — URL
https://moluch.ru/archive/114/30198/ (дата обращения: 05.05.2018).
18. Бердникова О.А., Иванов С.Е. Анализ и динамика показателей развития туристской отрасли на примере Республики Татарстан. / О.А. Бердникова, С.Е. Иванов// Век качества. - 2015. - №1. - С.73-76.
19. Билецкая И. Деловой туризм в контексте развития международного туризма // Журн. европ. экономики. - Тернополь, 2011. - Т. 10, № 2.
20. Зайкова О. Когда Москва станет лидером конгрессной индустрии в мире?/ О. Зайкова// CongressTime. - 2016. - №3. - С. 19-22.
21. Загер А. Деловой заплыв/А. Загер// Business Travel - 2017. - №3 -С.4-6.
22. Попов А. Заседание в бассейне/ А. Попов/ZBusiness Travel. - 2017. - № 3. - C. 22.
23. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма./ И.В. Зорин,
B. А.Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 368с.
24. Клиаенко Т.И. Деловой туризм в Казани: реалии и перспективы/Т.И. Клиаенко// Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - № 2. - С. 15-18.
25. Кривошапко Ю. Не нужен нам берег заморский./ Ю. Кривошапко/ Российская газета - Федеральный выпуск. - 2016. - №7092 (224) - С. 10-12.
26. Маклашина Л.Р. Деловой туризм - инструмент продвижения индустрии туризма. По материалам международной научной конференции "Актуальные вопросы экономических наук"// Уфа: Лето, 2011. - С.122 - 125.
27. Очирова Т.Б. Формирование и развитие делового туризма (MICE) в России / Т. Б. Очирова// Журнал правовых и экономических исследований. - 2010. - №1. - С. 83-85.
28. Рудская Е. Н., Скабарова А. А. Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы /Е.Н. Рудская, А.А. Скабарова// Молодой ученый - 2015. - №8. —
C. 639-646.
29. Серебровская Н., Зейналова А. Зачем городу создавать конгрессное бюро?/ Н.Серебровская, А. Зейналова// CongressTime. - 2016. - №3. - С. 29-31.
30. Силаева А.А., Чхиквадзе Н.А. Маркетинг как инструмент управления конкруентноспособностью на туристическом рынке: сб. науч. Статей 11 Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервича». М.: ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2010.
31. Таранова Ю.В. Формирование имиджа региона в условиях глобализирующегося сетевого общества// Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012.- №1. - С. 113-126.
32. Хорева Л. В., Федорова Е.В.Конгрессное бюро как инновационный метод/ Л.В. Хорева, Е.В. Федорова// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - №1- С.39-45.
Интернет-ресурсы:
33. АБТ-ACTE Russia и ЦРТ РТ объявили о сотрудничестве. По материалам Российской Ассоциация бизнес-туризма, июнь, 2014 г. URL: http://www.businesstravelrussia.ru/news/news-abt/abt-acte-russia-i-tsrt-rt-obyavili-o- sotrudnichestve/.
34. Бикбов А., Саримова Л. Программа развития туризма в Казани: долго,
трудно, на свои// Реальное время от 16.02.2016. -
URL: https ://realnoevremya.ru/ analytics/23 869.
35. В Казани будут развивать паломнический, медицинский и деловой туризм.// Prokazan - URL: http://prokazan.ru/news/view/95539.
36. В Казани предлагают развивать деловой туризм и готовить кадры по запросу туротрасли.// Официальный портал органов местного самоуправления города Казань - URL: http://www.kzn.ru/news/53410-kazani-predlagayut-razvivat- delovoj-turizm-i-gotovit-kadry-po-zaprosu-turotrasli.
37. Виды деловых мероприятий// Styleproject - URL: http://styleproject.ru/blog/vidy-delovih-meropriyatiy.
38. В Казани утверждена программа развития туризма на 2016-2018 годы.// Официальный портал органов местного самоуправления города Казань - URL: http://www.kzn.ru/news/52452-v-kazani-utverzhdena-programma-razvitiya- turizma-na-2016-2018-gody.
39. Главный туристический портал Республики Татарстан// http://visit- tatarstan.com/
40. Ильсур Метшин заявил о желании Казани войти в список крупнейших туристских центров мира/ Информационное агентство Татар-Информ от 20.04.2017 - URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2017/04/20/549459/
41. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2016 год// http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_857409.pdf
42. «Казань Экспо»: достояние республики или окно для международного бизнеса?/ Expotory - URL: http://expotory.com/delovoj-turizm/
43. Казань может стать центром делового туризма для Турции// Казань inform от 21.06.2015 - URL: http://kazan2013.ru/otdyh/402-kazan-mozhet-stat-centrom- delovogo-turizma-dlya-turcii.html
44. Мягченко О. Деловые путешественники предпочитают Петербургу Сочи и
Казань/ О. Мягченко// Деловой Петербург» от 12.01.2017 - URL:
https://www.dp.ru/a/2017/01/12/Delovoj_turizm_v_Sochi_ras
45. Основатель ГК "Аэроклуб" о том, какие три "волшебные" отрасли экономики вообще не замечают кризиса//Деловой Петербург» - URL: https ://www.dp.ru/a/2017/05/01 /V_krizis_vazhno_chuvstvovat
46. Отели в Казани теряют звезды, а число хостелов увеличилось вдвое/ZProhotel - URL: http://prohotel.ru/review-219659/0/
47. Официальный сайт American Marketing Association - URL: https://www.ama.org
48. Официальный сайт международной выставки IMEX// http://www.imex- frankfurt.com/
49. Официальный сайт международной выставки EIBTM//
http://www.ibtmworld.com
50. Официальный сайт международной выставки ITB//http://itbberlin.ru/
51. Официальный сайт международной выставкиCITM//
http://www.expochina.pro
52. Поволжье — центр деловой активности. По материалам информационный интернет-проекта по поиску и бронированию залов для проведения различных деловых мероприятий/ZURL: http://www.conference.ru/articles/77/
53. Портал Ассоциации бизнес-туризма АБТ-ACTE Russia//
http://www.businesstravelrussia.ru/
54. Соловьева О. Деловой туризм расцветает в кризис/О. Соловьева// Независимая газета от 23.09.2016 - URL: http://www.ng.ru/economics/2016-09- 23/4_tourism.html.
55. Франция занимает первое место в Европе по развитию инфраструктуры
MICE. По материалам Ассоциации Бизнес Туризма
//http://www.businesstravelrussia.ru/news/interview/frantsiya_zanimaet_pervoe_mest o_v_evrope_po_razvitiyu_infrastruktury_mice_906/
56. 10 тенденций развития MICE. Опубликованы итоги исследования 355 международных конференц-центров// http://hotelier.pro/news/item/374-mice/374- mice
57. Business Travel Year Book - исследование рынка делового туризма// Business Travel - 2016. - №1-2 - С. 15.
Иностранные материалы:
58. Aaker D.Measuring brand equity across products and markets,1996. - California Management Review . - P. 103.
59. Beaverstock J., Derudder B. Witlox F.International Business Travel in the Global
Economy: setting the context/ J.Beaverstock, B. Derudder, F. Witlox.- Farham: Ashgate Publishing. - 2010. -
URL:http://www.academia.edu/3054345/International_business_travel_and_the_glob al_economy_setting_the_context.
60. Business Travel Seen Growing in 2011 // The Wall Street Journal, January. -
2011.
61. Cai L. Cooperative branding for rural destinations./ Cai L.// Annals of Tourism Research, 2002. - P. 720-742.
62. Davidson R., Cope B. Business Travel: Conferences, Incentive Travel,
Exhibitions, Corporate Hospitality and Corporate Travel / R. Davidson, B. Cope - L.: Prentice Hall - 2003. - URL:
https://books.google.ru/books?id=PYl6UqbJx1wC&pg=PA8&hl=ru&source=gbs_toc _r&cad=3#v=onepage&q&f=false
63. Garrod B. Business tourism./B. Garrod// Peter Robinson. Tourism: The Key
Concepts. -L.: Routledge. - 2012. -
URL :https://books.google.ru/books?id=5u5CKtoe09wC&pg=PA21&redir_esc=y#v= onepage&q&f=false
64. Global Business Travel Spend Topped Record-Breaking $1.2 Trillion USD in 2015, Will Reach $1.6 Trillion by 2020// URL: http://www.gbta.org/foundation/pressreleases/Pages/rls_0711162.aspx
65. Global Report on the Meeting Industry/ Yolanda Perdomo, Madrid: World
Tourism Organization (UNWTO), - 2014. - 64 p. - URL:
http://www.imexexhibitions.com/media/350548/UNWTO_meetingsindustry_am_rep ort%20(2).pdf
66. Kaplanidou, K. and Vogt, C.Destination branding: Concept and
measurement.,2003. - Travel Michigan and Michigan State University, Department of Park, Recreation and Tourism ResourcesWorking Paper. - P. 1-7.
67. Kropinova E.G. Approaches to the assessment of the contribution of tourism into the regional surplus product / E.G. Kropinova, N.A. Zaitseva, M. Moroz // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - №3. - P. 275-282.
68. Rogers, T. Conferences and conventions: a global industry./ T. Rogers - L: Butterworth-Heinemann, 2008. - 400p.
69. Zaitseva N.A. Features and Prospects in the Development of the Services Provided in the Field of Travel Insurance / N.A. Zaitseva // East Journal of Scientific Research. - 2013. - Vol. 14. - №3. - Р. 328-334.
70. Yearbook of Tourism Statistics, Data 2011 - 2015 (2017 Edition)
// URL:http://www.e-unwto.org/doi/book/10.18111/9789284418428