Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ» (ДЛЯ МУЗЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Работа №46747

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
436
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИ- КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.
1.1 Музейная педагогика: история, основные понятия 10
1.2 Современный зарубежный и отечественный опыт в сфере музейной педагогики 24
ГЛАВА 2. МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ»: КОНЦЕПЦИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ.
2.1 Музей истории государственности Татарстана: история и развитие 38
2.2 Музейно-педагогическая программа «Путешествие между Западом и
Востоком»: особенности составления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


В последние годы разработка музейно-педагогических программ становится всё более популярной среди отечественных и зарубежных музеев. Активно берутся во внимание вопросы, касающиеся анализа укоренившихся концепций деятельности музея. Практические и теоретические основы музейной педагогики, а также формирование современных идей в данной сфере, вызывает значительный интерес, как среди музейных работников, так и среди музейных посетителей.
В наши дни потребность в разработке проекта музейно-педагогической программы в музеях с различными профилями становится очень популярной. Многопрофильность музеев позволяет выбрать направление, с помощью которого предстоит воздействовать на посетителей. В музее истории государственности Татарстана разрабатываются программы, которые помогают в той или иной степени пробудить в посетителях дух патриотизма, а также, пробуждают интерес к какому-либо древнему ремеслу. На основе этих принципов можно проследить тенденции в эволюции музея - от музея- храма к музею, в котором есть место для модернизированных методов привлечения публики.
Актуальность данной темы. В XX веке основной функцией музеев являлось собирание, формирование и экспонирование собственных музейных предметов. На данный момент ситуация кардинально изменилась, у музеев появляются новые функции, они становятся местом проведения научных конференций, литературных встреч, незаметно интегрируют в пространство для различных экспериментов, нововведений, открытий. Музей истории государственности Татарстана является наглядным примером современного культурно-образовательного учреждения, находящегося в историкоархитектурном и культурном музее-заповеднике Казанский Кремль. Особое внимание в музее уделяется функции общения и взаимодействия музейной
среды с разной классификацией музейной аудитории, а также, поиску новых методов усовершенствования этой коммуникативной функции, которая поднимет уровень посещаемости музея. На сегодняшний день, не только в музее-заповеднике Казанский Кремль, но и по всему миру, музеи обитают в тесной конкурентной среде друг с другом. Все музеи прошли через оцифровку музейной экспозиции, внедрение новых информационных технологий и этим со временем становится всё сложнее и сложнее привлечь посетителей. Именно поэтому посетители становятся всё более требовательнее, а музеям приходится создавать новые формы культурно - образовательных программ, чтобы оставаться актуальными и востребованными. Таким образом, обратив внимание на применение различных музейно-педагогических программ в отечественных и зарубежных музеях, можно прийти к выводу, что они вызывают неподдельный интерес среди разновозрастной аудитории. Разработка музейно -педагогической программы для музея истории государственности Татарстана "Путешествие между Западом и Востоком" для группы посетителей дошкольного и младшего школьного возраста рассчитана на повышение культурного самосознания и визуальных образов ребенка, воспитание патриотизма в подрастающем поколении, мотивацию в изучении истории государственности своего края и развитие креативности и творческих начал. Также, данная программа посодействовала бы музею в привлечении детской аудитории.
Степень изученности темы. Изучением данной темы ранее занимались многие ученые, среди которых главенствующую позицию занимают: Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей»1 - это своего рода путешествие по музею. Автор рассказывает об отечественных музейно-педагогических программах, экскурсионных методах, о взаимодействии музея со школой в России и за рубежом, и об образовательных музеях; Столяров Б.А. «Педагогическая деятельность музея» - книга дает представление об образовании как процессе роста и развития личности, знакомит читателя с рождением и развитием темы «Музейная педагогика» не только на материале отечественной истории, но и рассматривая ее в мировом культурном контексте. Медведева Е.Б. «О значении термина "музейная педагогика" в теории и практике современной деятельности российских музеев» ; Ванслова Е.Г. «Музейная педагогика» : в их работах раскрываются наиболее сложные вопросы, связанные с основами формирования концепции современной музейной педагогики.
Также, в данной работе был использован комплекс источников, касающихся истории Татарстана: Хузин Х.Ф., Гилязов И.А., Пискарев В.И., Султанбеков Б.Ф., Харисова Л.А., Иванов А.А., Галлямова А.Г. «История Татарстана» ; Сергеева Е.В. «Музей истории города Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия.» ; Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» .
Однако, касательно основательных и глубоких исследований по музейно-педагогическим программам не имеется, а имеются лишь отдельные статьи, в которых музейно-педагогическая программа рассматривается, как составная часть музейной педагогики:
Тимофеева Л.С. «Музейная педагогика или педагогика музея: формирование понятийно-категориального аппарата» - в статье анализируется процесс создания музейно-педагогических принципов, разбирается значение пришедших в музейную педагогику терминов и понятий, а также, разбирается взаимосвязь расширения функций музея;
Шухман Л.П. «Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга» ;
Шилова Н.А. «Музейно-педагогические технологии в развитии визуальной креативности у младших школьников» - в статье изучается вопрос о музейно-педагогических технологиях как ресурсе развития визуальной креативности в младшем школьном возрасте, представлен проект развития визуальной креативности;
Черныш А.Т. «Формирование личностных и профессиональных качеств учащихся средствами музейной педагогики» ;
Следзевский И.В. «Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия» ;
Макарова Н., Чичканова Т., «Образовательная среда в музее? - да, если этот музей детский» .
В зарубежной практике музейно-педагогические программы начали использоваться намного раньше - это можно проследить в следующих работах:
Стронг Р. «Музей и коммуникация» ; Юхневич М.Ю. «Музейная педагогика за рубежом. Работа музеев с детской аудиторией » ; Фернандес М., Бенльоч М. «Интерактивные экспозиции: реакция посетителей » ; Кабрал М. «Показ истории и общества в исторических домах-музеях» .
Также, в основу исследования данного проекта вошел отчет о культурно-образовательной деятельности Музея истории государственности за 2017 год.
Объектом исследования данной работы является Музей истории государственности Республики Татарстан.
Предмет исследования - специфика разработки и реализации проекта музейно - педагогической программы «Путешествие между Западом и Востоком».
Цель исследования. Создание проекта музейно-педагогической программы, направленного на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Формирование притягательной и комфортной среды, располагающей к творческой работе и возникновению у посетителей потребности в постоянном контакте с музейным предметом.
В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:
-Дать определение основным понятиям и истории «музейной педагогики»;
-Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт в сфере музейной педагогики;
-Ознакомиться с историей развития Музея истории государственности РТ;
-Разработать музейно-педагогическую программу для Музея государственности РТ.
Хронологические и территориальные рамки музея истории государственности Республики Татарстан охватывает двухтысячелетний период истории татарского народа и его предков, от создания первого государственного образования до событий новейшей истории республики.
Методы исследования:
1. Описательно-повествовательный (использовался при описании и изложении истории и основных понятий музейной педагогики);
2. Сравнительно-исторический (использовался при изучении и сравнении опыта отечественных и зарубежных музеев в музейной педагогике);
3. Анализ и синтез (использовался при сравнении, исследовании, анализировании и обобщении исторических фактов о музее истории государственности Татарстана);
4. Включенного наблюдения (В музее истории государственности Татарстана была проведена апробация мастер-класса «Казанский сапожок»).
Практическая значимость исследования. Разработана начальная база возможной к применению музейно-педагогической программы «Путешествие между Западом и Востоком» для Музея истории государственности РТ, которую впоследствии можно расширить и усовершенствовать, в зависимости от её реализации.
Основное содержание работы. Данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и приложения. Первая глава является теоретической базой на основе которой разработана музейно-педагогическая программа «Путешествие между Западом и Востоком» для музея истории государственности Татарстана. В первой главе рассматриваются история и основные понятия музейной педагогики, а также опыт зарубежных и отечественных музеев в применении музейно-педагогических программ.
Вторая глава включает в себя историю развития музея истории государственности Татарстана, а также, содержит авторскую разработку музейно-педагогической программы. Приложения включают в себя: фотоматериалы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части дипломной работы изучались:
- Музей истории государственности Республики Татарстан, как исключительный и несравненный музейный центр по всему Татарстану, важнейшей миссией которого служит истолкование важных сторон образования традиций и обрядов государственности татарского народа и Татарстана на различных исторических стадиях, и как один из главных комплексов государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Казанский Кремль. Изучение особенностей формирования его истории, создания и развития, а также, анализ его культурно-образовательной деятельности;
- Музейная педагогика как интерактивная форма постижения ценностей истории и культуры и особенности музейно-педагогических программ как формы культурно-образовательной деятельности современного музея.
Главным итогом данного исследования явилась разработка проекта музейно-педагогической программы «Путешествие между Западом и Востоком», участие в мастер-классе «Казанский сапожок» на Ночи в музее, а также, возможность изучить подробно историю музея и его культурно - образовательную деятельность.
Ход исследования привел к следующим выводам:
- Уделив внимание вопросам, касающимся современному опыту музейной педагогики в зарубежных и отечественных музеях, а также роли ее использования в системе образования, можно сказать о том, что основное внимание в современной музейной педагогике уделяется детской аудитории.
- Необходимо развитие тенденции обращения к приемам интерактивности и театрализации, то есть, творческого подхода в создании диалога с музейной аудиторией.
- Для восприятия музейной информации ребенку требуется вовлечение в музейный процесс, прямое взаимодействие с музейными предметами, участие в какой-либо деятельности.
Музейная педагогика и её перспективы в России и за рубежом до конца не изучены, и постоянно находятся в стадии развития, что позволяет исследователям и ученым каждый раз открывать что -то новое в жизни музеев.



1. Культурно-образовательная деятельность музея истории государственности Татарстана. Отчет о проделанной работе. 2017. - 20 с.
II. Литература:
2. Артемов Е.Г. Социальные функции современного музея исторического профиля. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX - XXI веков. - М.: 2001. - 105 с.
3. Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. - М.: Арка, 2007. - 189 с.
4. Бартрам Н.Д. Игрушка. Её история и значение // Сборник статей. - М.: Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 246 с., с ил.
5. Бируни. Избранные сочинения, T. V, ч. 1 и 2. — Ташкент: Фан, 1973. - 509 с.
6. Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: учебное пособие. - М.: 2007. - 169 с.
7. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. - М.: Профиздат, 1985. - 196 с.
8. Валицкая А.П. Музей в пространстве культуры // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. - СПб. - 1999. - №5. - С. 31.
9. Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства. - СПБ.: 2015. - 212 с.
10. Ванслова Е.Г. Модель развития музейной педагогики в регионе // Внешкольник, - 1999. - №7-8. - С. 15-16.
11. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика // Воспитание школьника, - 2000. - №4. - С. 11-14; №5. - С.4-6.
12. Васичева Э. В. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы. - Методист. - № 7. - 2007.- С. 53-59.
13. Гагин И. А. Токтамыш-Хан в истории Среднего Поволжья (к вопросу о битве на реке Кондурча в 1391 году) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук: журнал. — Самара. 2009. — Т. 11, № 2. — С. 711.
14. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: Музей - культура - общество. - М., 1992. - С.7.
15. Кабрал М. Показ истории и общества в исторических домах-музеях // Museum, № 210 (№ 4, 2001). - С.18-20
16. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. СПб.: СпецЛит, 1998. С. 6-15.
17. Коссова И.М. Музей в культурной жизни края. - М.: Сов. Россия, 1989. - 118 с.
18. Крейн А.З. Жизнь музея. - М.: Сов. Россия, 1979. - 259 с. с ил.
19. Кузнецова Н. Развитие художественного восприятия в системе "школа - вуз - музей" // Искусство в школе, - 2007. - № 2. - С.28-30.
20. Куприянова Л.Л. Русский фольклор в общеобразовательной школе // Русский фольклор в современных образовательных структурах. - Кемерово: Кузбассвузиздат. 1996. - 102с.
21. Лысикова Н. Музейная андрагогика // Мир музея. - 2007. - №3. - С.28-
30.
22. Макарова Н., Чичканова Т., Образовательная среда в музее? - да, если этот музей детский // Народное образование. - 2002. - №2. - С. 133-140.
23. Медведева Е.Б. О значении термина "музейная педагогика" в теории и практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. - М.: 1999. - С.48-52.
24. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб.
трудов творческой лаборатории "музейная педагогика" кафедры музейного дела. - М.: 1997. - С.43-48.
25. Никишин Н. А. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века. - М.: Прогресс - Традиция, 1999. - 216 с.
26. Новоселова А.С. Музейная педагогика как средство саморазвития личности. - Пермь: 2001. - 155 с.
27. Остапец-Свешникова А.А. Педагогика и психология туристскокраеведческой деятельности учащихся - М.: ЦДЮТиК, 2001. - 45 с.
28. Прасолова К. Музейная педагогика: гуманитарная парадигма // Высшее образование в России. - 2000. - №1. - С.75-77.
29. Размустова Т. Требуется личность... (Музейный лидер - острая проблема дальнейшего развития отечественных музеев) // Советский музей. - 1991. - № 3. - С. 2.
30. Решетников Н.И. О некоторых аспектах музейной педагогики // Комплексный подход к массовой идейно-воспитательной работе исторических и краеведческих музеев. - М.: 1984. - С.44-50.
31. Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. История Татарстана с древнейших времен до наших дней. Казань: 2009. - 436 с.
32. Саварина Г.П. От образовательных программ - к успешной реализации жизненных притязаний // Воспитательное пространство города: проблемы и перспективы взаимодействия. Часть II. Материалы региональной научно - практической конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003. - С.53-54.
33. Сазонов Е. Музейная педагогика // Военные знания. - 2003. - №10. - С.31 - 32.
34. Сарафанникова Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев // Народное образование - 1982. - № 5. - С.14
35. Сергеева Е.В. Музей истории города Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия. // Игры в музейной педагогике. - Набережные Челны.
2008. - С. 173 - 174.
36. Следзевский И.В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 7. - С. 10-15.
37. Спиридонова Е. Музейная педагогика в школе // Искусство в школе. - 2007. - №31. - С.49-51.
38. Столяров Б.А. Педагогическая деятельность музея // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - С.66-71.
39. Стронг Р. Музей и коммуникация. // Museum. - 1983. - №138. - С.23-30.
40. Тимофеева Л.С. Музейная педагогика или педагогика музея: формирование понятийно-категориального аппарата // Филология и культура. - 2012. - №2. - С. 287-291.
41. Тимофеева Л.С. Музейная педагогика: методическое пособие. - Казань: изд-во казан. ун-та. - 2015. - 26 с.
42. Туманов В.Е. К методике собирательской работы школьных музеев // Кружковая работа по истории и обществоведению: Сб. статей. - М.: Просвещение, 1984. - С.129-148.
43. Фернандес М., Бенльоч М. Интерактивные экспозиции: реакция посетителей // Museum, № 208 (№ 2, 2001). - С.16-18
44. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. - 2001. - №3. - С.7 - 9.
45. Хузин Х.Ф., Гилязов И.А., Пискарев В.И., Султанбеков Б.Ф., Харисова Л.А., Иванов А.А., Галлямова А.Г. История Татарстана: учебное пособие. Казань: ТаРИХ, 2001. - 309 с.
46. Черныш А.Т. Формирование личностных и профессиональных качеств учащихся средствами музейной педагогики // Воспитательная работа и воспитывающая среда. Профессиональное образование - 2017. - №1. - С. 46
51.
47. Чумалова Т. Музейная педагогика сегодня // Искусство. - 2003. - №8,. - С.14.
48. Шилова Н.А. Музейно-педагогические технологии в развитии визуальной креативности у младших школьников. СПб.: 2015. - С. 140 - 150.
49. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга // Краеведение Сибири. История и современные проблемы: Тезисы региональной научно-практической конференции, посвященной 70- летию Кемеровской областного краеведческого музея. Кемерово, 6-8 октября 1999г. - С.101-103.
50. Юренева, Т. Ю. Музееведение: учебник. М.: 2003. - 560 с.
51. Юхневич М.Ю. Для детей и вместе с ними // Мир музея. - 2004. - №7. - С.45 - 47.
52. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика за рубежом. Работа музеев с детской аудиторией / М.Ю.Юхневич - Ин-т культурологии - М., 1997. - 73 с.
53. Юхневич М.Ю. Три условия // Мир музея. - 2004. - №9. - С.22 - 25.
54. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие. М.: 2001. - 223 с.
Электронные ресурсы
55. Дворцовая (Введенская) церковь. [Электрон. ресурс] // Сайт cds-
kazan.ru - всё о Казани. URL: http://www.cds-
kazan.ru/index.php?option=com content&view=article&id=57:2009-05-08-06-43- 40&catid=16:2009-03-29-16-35-27&Ttemid=77 (дата обращения: 23.05.2018г.)
56. Музеи Татарстана. [Электрон. ресурс] // Сайт komanda-k.ru - команда
кочующих краеведов. URL: http://komanda-
k.ru/%D0%A2%D0%B0%D 1%82%D0%B0%D 1 %80%D 1%81%D 1%82%D0%B 0%D0%BD/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B8-
%D 1%82%D0%B0%D 1 %82%D0%B0%D 1%80%D 1 %81%D 1%82%D0%B0%D 0%BD%D0%B0 (дата обращения: 23.05.2018г.)
57. Музей истории государственности Татарстана. [Электрон. ресурс] // Сайт kazan-kremlin.ru - официальный сайт Казанского Кремля. URL: http://kazan-kremlin.ru/museums/muzei-istorii-gosudarstvennosti-tatarstana/ (дата обращения: 20.05.2018г.)
58. Музей истории государственности Татарстана. [Электрон. ресурс] // Сайт vk.com/club9098030 - официальная группа музея истории государственности Татарстана в Вконтакте. URL: https://vk.com/club9098030 (дата обращения: 20.05.2018г.)
59. Озерова Е.Д. Современные формы работы с посетителями музеев Германии и России. [Электрон. ресурс] // Сайт vestnik.org - новости культуры. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/novye Issledovaniy/14 5/ (дата обращения: 23.05.2018г.)
60. Чижкова О. Музей государственности татарского народа в Казанском
Кремле. [Электрон. ресурс] // Сайт turizm.sputnik.ru - спутник вокруг страны. URL: http://turizm.sputnik.ru/items/muzey-gosudarstvennosti-tatarskogo-naroda-
v-kazanskom-krem 1e (дата обращения: 31.05.2018г.)
61. Щукина О.И. Татарский национальный костюм. [Электрон. ресурс] // Сайт e-osnova.ru - творческий подход к одежде. URL: http://www.e- osnova.ru/PDF/osnova 20 25 10535.pdf (дата обращения: 26.05.2018г.)
Справочные и энциклопедические издания
62. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. - Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. - 416 с.: илл., т.1.
63. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2000. - 1456 с.: ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ