ПРОЕКТ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ» (ДЛЯ МУЗЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИ- КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.
1.1 Музейная педагогика: история, основные понятия 10
1.2 Современный зарубежный и отечественный опыт в сфере музейной педагогики 24
ГЛАВА 2. МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ»: КОНЦЕПЦИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ.
2.1 Музей истории государственности Татарстана: история и развитие 38
2.2 Музейно-педагогическая программа «Путешествие между Западом и
Востоком»: особенности составления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИ- КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.
1.1 Музейная педагогика: история, основные понятия 10
1.2 Современный зарубежный и отечественный опыт в сфере музейной педагогики 24
ГЛАВА 2. МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ»: КОНЦЕПЦИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ.
2.1 Музей истории государственности Татарстана: история и развитие 38
2.2 Музейно-педагогическая программа «Путешествие между Западом и
Востоком»: особенности составления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В последние годы разработка музейно-педагогических программ становится всё более популярной среди отечественных и зарубежных музеев. Активно берутся во внимание вопросы, касающиеся анализа укоренившихся концепций деятельности музея. Практические и теоретические основы музейной педагогики, а также формирование современных идей в данной сфере, вызывает значительный интерес, как среди музейных работников, так и среди музейных посетителей.
В наши дни потребность в разработке проекта музейно-педагогической программы в музеях с различными профилями становится очень популярной. Многопрофильность музеев позволяет выбрать направление, с помощью которого предстоит воздействовать на посетителей. В музее истории государственности Татарстана разрабатываются программы, которые помогают в той или иной степени пробудить в посетителях дух патриотизма, а также, пробуждают интерес к какому-либо древнему ремеслу. На основе этих принципов можно проследить тенденции в эволюции музея - от музея- храма к музею, в котором есть место для модернизированных методов привлечения публики.
Актуальность данной темы. В XX веке основной функцией музеев являлось собирание, формирование и экспонирование собственных музейных предметов. На данный момент ситуация кардинально изменилась, у музеев появляются новые функции, они становятся местом проведения научных конференций, литературных встреч, незаметно интегрируют в пространство для различных экспериментов, нововведений, открытий. Музей истории государственности Татарстана является наглядным примером современного культурно-образовательного учреждения, находящегося в историкоархитектурном и культурном музее-заповеднике Казанский Кремль. Особое внимание в музее уделяется функции общения и взаимодействия музейной
среды с разной классификацией музейной аудитории, а также, поиску новых методов усовершенствования этой коммуникативной функции, которая поднимет уровень посещаемости музея. На сегодняшний день, не только в музее-заповеднике Казанский Кремль, но и по всему миру, музеи обитают в тесной конкурентной среде друг с другом. Все музеи прошли через оцифровку музейной экспозиции, внедрение новых информационных технологий и этим со временем становится всё сложнее и сложнее привлечь посетителей. Именно поэтому посетители становятся всё более требовательнее, а музеям приходится создавать новые формы культурно - образовательных программ, чтобы оставаться актуальными и востребованными. Таким образом, обратив внимание на применение различных музейно-педагогических программ в отечественных и зарубежных музеях, можно прийти к выводу, что они вызывают неподдельный интерес среди разновозрастной аудитории. Разработка музейно -педагогической программы для музея истории государственности Татарстана "Путешествие между Западом и Востоком" для группы посетителей дошкольного и младшего школьного возраста рассчитана на повышение культурного самосознания и визуальных образов ребенка, воспитание патриотизма в подрастающем поколении, мотивацию в изучении истории государственности своего края и развитие креативности и творческих начал. Также, данная программа посодействовала бы музею в привлечении детской аудитории.
Степень изученности темы. Изучением данной темы ранее занимались многие ученые, среди которых главенствующую позицию занимают: Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей»1 - это своего рода путешествие по музею. Автор рассказывает об отечественных музейно-педагогических программах, экскурсионных методах, о взаимодействии музея со школой в России и за рубежом, и об образовательных музеях; Столяров Б.А. «Педагогическая деятельность музея» - книга дает представление об образовании как процессе роста и развития личности, знакомит читателя с рождением и развитием темы «Музейная педагогика» не только на материале отечественной истории, но и рассматривая ее в мировом культурном контексте. Медведева Е.Б. «О значении термина "музейная педагогика" в теории и практике современной деятельности российских музеев» ; Ванслова Е.Г. «Музейная педагогика» : в их работах раскрываются наиболее сложные вопросы, связанные с основами формирования концепции современной музейной педагогики.
Также, в данной работе был использован комплекс источников, касающихся истории Татарстана: Хузин Х.Ф., Гилязов И.А., Пискарев В.И., Султанбеков Б.Ф., Харисова Л.А., Иванов А.А., Галлямова А.Г. «История Татарстана» ; Сергеева Е.В. «Музей истории города Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия.» ; Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» .
Однако, касательно основательных и глубоких исследований по музейно-педагогическим программам не имеется, а имеются лишь отдельные статьи, в которых музейно-педагогическая программа рассматривается, как составная часть музейной педагогики:
Тимофеева Л.С. «Музейная педагогика или педагогика музея: формирование понятийно-категориального аппарата» - в статье анализируется процесс создания музейно-педагогических принципов, разбирается значение пришедших в музейную педагогику терминов и понятий, а также, разбирается взаимосвязь расширения функций музея;
Шухман Л.П. «Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга» ;
Шилова Н.А. «Музейно-педагогические технологии в развитии визуальной креативности у младших школьников» - в статье изучается вопрос о музейно-педагогических технологиях как ресурсе развития визуальной креативности в младшем школьном возрасте, представлен проект развития визуальной креативности;
Черныш А.Т. «Формирование личностных и профессиональных качеств учащихся средствами музейной педагогики» ;
Следзевский И.В. «Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия» ;
Макарова Н., Чичканова Т., «Образовательная среда в музее? - да, если этот музей детский» .
В зарубежной практике музейно-педагогические программы начали использоваться намного раньше - это можно проследить в следующих работах:
Стронг Р. «Музей и коммуникация» ; Юхневич М.Ю. «Музейная педагогика за рубежом. Работа музеев с детской аудиторией » ; Фернандес М., Бенльоч М. «Интерактивные экспозиции: реакция посетителей » ; Кабрал М. «Показ истории и общества в исторических домах-музеях» .
Также, в основу исследования данного проекта вошел отчет о культурно-образовательной деятельности Музея истории государственности за 2017 год.
Объектом исследования данной работы является Музей истории государственности Республики Татарстан.
Предмет исследования - специфика разработки и реализации проекта музейно - педагогической программы «Путешествие между Западом и Востоком».
Цель исследования. Создание проекта музейно-педагогической программы, направленного на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Формирование притягательной и комфортной среды, располагающей к творческой работе и возникновению у посетителей потребности в постоянном контакте с музейным предметом.
В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:
-Дать определение основным понятиям и истории «музейной педагогики»;
-Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт в сфере музейной педагогики;
-Ознакомиться с историей развития Музея истории государственности РТ;
-Разработать музейно-педагогическую программу для Музея государственности РТ.
Хронологические и территориальные рамки музея истории государственности Республики Татарстан охватывает двухтысячелетний период истории татарского народа и его предков, от создания первого государственного образования до событий новейшей истории республики.
Методы исследования:
1. Описательно-повествовательный (использовался при описании и изложении истории и основных понятий музейной педагогики);
2. Сравнительно-исторический (использовался при изучении и сравнении опыта отечественных и зарубежных музеев в музейной педагогике);
3. Анализ и синтез (использовался при сравнении, исследовании, анализировании и обобщении исторических фактов о музее истории государственности Татарстана);
4. Включенного наблюдения (В музее истории государственности Татарстана была проведена апробация мастер-класса «Казанский сапожок»).
Практическая значимость исследования. Разработана начальная база возможной к применению музейно-педагогической программы «Путешествие между Западом и Востоком» для Музея истории государственности РТ, которую впоследствии можно расширить и усовершенствовать, в зависимости от её реализации.
Основное содержание работы. Данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и приложения. Первая глава является теоретической базой на основе которой разработана музейно-педагогическая программа «Путешествие между Западом и Востоком» для музея истории государственности Татарстана. В первой главе рассматриваются история и основные понятия музейной педагогики, а также опыт зарубежных и отечественных музеев в применении музейно-педагогических программ.
Вторая глава включает в себя историю развития музея истории государственности Татарстана, а также, содержит авторскую разработку музейно-педагогической программы. Приложения включают в себя: фотоматериалы.
В наши дни потребность в разработке проекта музейно-педагогической программы в музеях с различными профилями становится очень популярной. Многопрофильность музеев позволяет выбрать направление, с помощью которого предстоит воздействовать на посетителей. В музее истории государственности Татарстана разрабатываются программы, которые помогают в той или иной степени пробудить в посетителях дух патриотизма, а также, пробуждают интерес к какому-либо древнему ремеслу. На основе этих принципов можно проследить тенденции в эволюции музея - от музея- храма к музею, в котором есть место для модернизированных методов привлечения публики.
Актуальность данной темы. В XX веке основной функцией музеев являлось собирание, формирование и экспонирование собственных музейных предметов. На данный момент ситуация кардинально изменилась, у музеев появляются новые функции, они становятся местом проведения научных конференций, литературных встреч, незаметно интегрируют в пространство для различных экспериментов, нововведений, открытий. Музей истории государственности Татарстана является наглядным примером современного культурно-образовательного учреждения, находящегося в историкоархитектурном и культурном музее-заповеднике Казанский Кремль. Особое внимание в музее уделяется функции общения и взаимодействия музейной
среды с разной классификацией музейной аудитории, а также, поиску новых методов усовершенствования этой коммуникативной функции, которая поднимет уровень посещаемости музея. На сегодняшний день, не только в музее-заповеднике Казанский Кремль, но и по всему миру, музеи обитают в тесной конкурентной среде друг с другом. Все музеи прошли через оцифровку музейной экспозиции, внедрение новых информационных технологий и этим со временем становится всё сложнее и сложнее привлечь посетителей. Именно поэтому посетители становятся всё более требовательнее, а музеям приходится создавать новые формы культурно - образовательных программ, чтобы оставаться актуальными и востребованными. Таким образом, обратив внимание на применение различных музейно-педагогических программ в отечественных и зарубежных музеях, можно прийти к выводу, что они вызывают неподдельный интерес среди разновозрастной аудитории. Разработка музейно -педагогической программы для музея истории государственности Татарстана "Путешествие между Западом и Востоком" для группы посетителей дошкольного и младшего школьного возраста рассчитана на повышение культурного самосознания и визуальных образов ребенка, воспитание патриотизма в подрастающем поколении, мотивацию в изучении истории государственности своего края и развитие креативности и творческих начал. Также, данная программа посодействовала бы музею в привлечении детской аудитории.
Степень изученности темы. Изучением данной темы ранее занимались многие ученые, среди которых главенствующую позицию занимают: Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей»1 - это своего рода путешествие по музею. Автор рассказывает об отечественных музейно-педагогических программах, экскурсионных методах, о взаимодействии музея со школой в России и за рубежом, и об образовательных музеях; Столяров Б.А. «Педагогическая деятельность музея» - книга дает представление об образовании как процессе роста и развития личности, знакомит читателя с рождением и развитием темы «Музейная педагогика» не только на материале отечественной истории, но и рассматривая ее в мировом культурном контексте. Медведева Е.Б. «О значении термина "музейная педагогика" в теории и практике современной деятельности российских музеев» ; Ванслова Е.Г. «Музейная педагогика» : в их работах раскрываются наиболее сложные вопросы, связанные с основами формирования концепции современной музейной педагогики.
Также, в данной работе был использован комплекс источников, касающихся истории Татарстана: Хузин Х.Ф., Гилязов И.А., Пискарев В.И., Султанбеков Б.Ф., Харисова Л.А., Иванов А.А., Галлямова А.Г. «История Татарстана» ; Сергеева Е.В. «Музей истории города Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия.» ; Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» .
Однако, касательно основательных и глубоких исследований по музейно-педагогическим программам не имеется, а имеются лишь отдельные статьи, в которых музейно-педагогическая программа рассматривается, как составная часть музейной педагогики:
Тимофеева Л.С. «Музейная педагогика или педагогика музея: формирование понятийно-категориального аппарата» - в статье анализируется процесс создания музейно-педагогических принципов, разбирается значение пришедших в музейную педагогику терминов и понятий, а также, разбирается взаимосвязь расширения функций музея;
Шухман Л.П. «Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга» ;
Шилова Н.А. «Музейно-педагогические технологии в развитии визуальной креативности у младших школьников» - в статье изучается вопрос о музейно-педагогических технологиях как ресурсе развития визуальной креативности в младшем школьном возрасте, представлен проект развития визуальной креативности;
Черныш А.Т. «Формирование личностных и профессиональных качеств учащихся средствами музейной педагогики» ;
Следзевский И.В. «Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия» ;
Макарова Н., Чичканова Т., «Образовательная среда в музее? - да, если этот музей детский» .
В зарубежной практике музейно-педагогические программы начали использоваться намного раньше - это можно проследить в следующих работах:
Стронг Р. «Музей и коммуникация» ; Юхневич М.Ю. «Музейная педагогика за рубежом. Работа музеев с детской аудиторией » ; Фернандес М., Бенльоч М. «Интерактивные экспозиции: реакция посетителей » ; Кабрал М. «Показ истории и общества в исторических домах-музеях» .
Также, в основу исследования данного проекта вошел отчет о культурно-образовательной деятельности Музея истории государственности за 2017 год.
Объектом исследования данной работы является Музей истории государственности Республики Татарстан.
Предмет исследования - специфика разработки и реализации проекта музейно - педагогической программы «Путешествие между Западом и Востоком».
Цель исследования. Создание проекта музейно-педагогической программы, направленного на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Формирование притягательной и комфортной среды, располагающей к творческой работе и возникновению у посетителей потребности в постоянном контакте с музейным предметом.
В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:
-Дать определение основным понятиям и истории «музейной педагогики»;
-Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт в сфере музейной педагогики;
-Ознакомиться с историей развития Музея истории государственности РТ;
-Разработать музейно-педагогическую программу для Музея государственности РТ.
Хронологические и территориальные рамки музея истории государственности Республики Татарстан охватывает двухтысячелетний период истории татарского народа и его предков, от создания первого государственного образования до событий новейшей истории республики.
Методы исследования:
1. Описательно-повествовательный (использовался при описании и изложении истории и основных понятий музейной педагогики);
2. Сравнительно-исторический (использовался при изучении и сравнении опыта отечественных и зарубежных музеев в музейной педагогике);
3. Анализ и синтез (использовался при сравнении, исследовании, анализировании и обобщении исторических фактов о музее истории государственности Татарстана);
4. Включенного наблюдения (В музее истории государственности Татарстана была проведена апробация мастер-класса «Казанский сапожок»).
Практическая значимость исследования. Разработана начальная база возможной к применению музейно-педагогической программы «Путешествие между Западом и Востоком» для Музея истории государственности РТ, которую впоследствии можно расширить и усовершенствовать, в зависимости от её реализации.
Основное содержание работы. Данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и приложения. Первая глава является теоретической базой на основе которой разработана музейно-педагогическая программа «Путешествие между Западом и Востоком» для музея истории государственности Татарстана. В первой главе рассматриваются история и основные понятия музейной педагогики, а также опыт зарубежных и отечественных музеев в применении музейно-педагогических программ.
Вторая глава включает в себя историю развития музея истории государственности Татарстана, а также, содержит авторскую разработку музейно-педагогической программы. Приложения включают в себя: фотоматериалы.
В теоретической части дипломной работы изучались:
- Музей истории государственности Республики Татарстан, как исключительный и несравненный музейный центр по всему Татарстану, важнейшей миссией которого служит истолкование важных сторон образования традиций и обрядов государственности татарского народа и Татарстана на различных исторических стадиях, и как один из главных комплексов государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Казанский Кремль. Изучение особенностей формирования его истории, создания и развития, а также, анализ его культурно-образовательной деятельности;
- Музейная педагогика как интерактивная форма постижения ценностей истории и культуры и особенности музейно-педагогических программ как формы культурно-образовательной деятельности современного музея.
Главным итогом данного исследования явилась разработка проекта музейно-педагогической программы «Путешествие между Западом и Востоком», участие в мастер-классе «Казанский сапожок» на Ночи в музее, а также, возможность изучить подробно историю музея и его культурно - образовательную деятельность.
Ход исследования привел к следующим выводам:
- Уделив внимание вопросам, касающимся современному опыту музейной педагогики в зарубежных и отечественных музеях, а также роли ее использования в системе образования, можно сказать о том, что основное внимание в современной музейной педагогике уделяется детской аудитории.
- Необходимо развитие тенденции обращения к приемам интерактивности и театрализации, то есть, творческого подхода в создании диалога с музейной аудиторией.
- Для восприятия музейной информации ребенку требуется вовлечение в музейный процесс, прямое взаимодействие с музейными предметами, участие в какой-либо деятельности.
Музейная педагогика и её перспективы в России и за рубежом до конца не изучены, и постоянно находятся в стадии развития, что позволяет исследователям и ученым каждый раз открывать что -то новое в жизни музеев.
- Музей истории государственности Республики Татарстан, как исключительный и несравненный музейный центр по всему Татарстану, важнейшей миссией которого служит истолкование важных сторон образования традиций и обрядов государственности татарского народа и Татарстана на различных исторических стадиях, и как один из главных комплексов государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Казанский Кремль. Изучение особенностей формирования его истории, создания и развития, а также, анализ его культурно-образовательной деятельности;
- Музейная педагогика как интерактивная форма постижения ценностей истории и культуры и особенности музейно-педагогических программ как формы культурно-образовательной деятельности современного музея.
Главным итогом данного исследования явилась разработка проекта музейно-педагогической программы «Путешествие между Западом и Востоком», участие в мастер-классе «Казанский сапожок» на Ночи в музее, а также, возможность изучить подробно историю музея и его культурно - образовательную деятельность.
Ход исследования привел к следующим выводам:
- Уделив внимание вопросам, касающимся современному опыту музейной педагогики в зарубежных и отечественных музеях, а также роли ее использования в системе образования, можно сказать о том, что основное внимание в современной музейной педагогике уделяется детской аудитории.
- Необходимо развитие тенденции обращения к приемам интерактивности и театрализации, то есть, творческого подхода в создании диалога с музейной аудиторией.
- Для восприятия музейной информации ребенку требуется вовлечение в музейный процесс, прямое взаимодействие с музейными предметами, участие в какой-либо деятельности.
Музейная педагогика и её перспективы в России и за рубежом до конца не изучены, и постоянно находятся в стадии развития, что позволяет исследователям и ученым каждый раз открывать что -то новое в жизни музеев.



