Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Работа №46741

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения психических состояний в учебной деятельности студентов
1.1 Проблема психических состояний в психологической литературе и их
специфика в учебной деятельности студентов 7
1.2 Психофизиологические состояния 18
1.3 Эмоциональные состояния 21
1.4 Мотивационно-волевые состояния 25
1.5 Познавательные состояния 29
Выводы к Главе 1 31
Глава 2. Функциональные структуры познавательных состояний в учебной деятельности студентов
2.1 Организация и методы исследования функциональных структур
познавательных состояний в учебной деятельности студентов 32
2.2 Функциональные структуры текущих познавательных состояний
студентов 36
2.3 Функциональные структуры оперативных познавательных состояний в
учебной деятельности студентов 41
Выводы 50
Заключение 52
Список литературы 54



Современное развивающееся общество все чаще прибегает к необходимости поддержания и развития своей жизнедеятельности. Для этого необходима определенная степень гибкости психики, которая и решает день за днем различного рода задачи. Успешное решение задач обуславливает и эффективное выполнение деятельности, в которых психические состояния играют главную роль.
Особое значение психическим состояниям придается во время учебного процесса, когда все усилия студентов направлены на успешное решение задач.
Проблемой данного исследования является поиск взаимосвязей познавательных состояний и субъектно-личностных характеристик во время учебного занятия студентов.
Актуальность выбранной темы такова что, проблема познавательных состояний - одна из не исследуемых в психологии и педагогике. Являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, она содержит очень сложные процессы взаимосвязи психофизиологических, биологических и социальных условий.
Цель исследования - выявить взаимодействие функциональных комплексов познавательных состояний с индивидуально-личностными характеристиками студентов в учебной деятельности.
Объектом исследования является учебная деятельность студентов.
Предметом исследования являются функциональные структуры познавательных состояний в учебной деятельности студентов.
Гипотеза исследования: существует специфика взаимосвязи функциональных структур познавательных состояний с субъектноличностными характеристиками на различных этапах учебных занятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) Изучить психологическую и методическую литературу, обобщить и систематизировать материал по проблеме исследования.
2) Проанализировать содержание таких понятий как: психические состояния, психофизиологические состояния, эмоциональные состояния, мотивационно-волевые состояния и познавательные состояния.
3) Изучить особенности функциональных структур, текущих познавательных психических состояний, переживаемых студентами во время различных ситуаций учебной деятельности: на лекции, на семинаре и на экзамене.
4) Опытно-экспериментальным путем проверить состоятельность гипотезы о взаимосвязи функциональных комплексов познавательных состояний с субъектно-личностными характеристиками студентов в учебной деятельности.
Методологическая основа исследования
Системный подход В.А. Ганзена, субъектно-деятельностный подход Б.Г. Ананьева, теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Теоретической основой исследования явились теории: психических состояний и их классификации А.О. Прохорова.
Методы и методики, используемые в исследовании:
• Методика психических состояний А.О. Прохорова;
• Диагностика уровня «эмоционального интеллекта» Н. Холла [23];
• Тест «Социальный интеллект» Д. Гилфорда [24];
• Методика «Коммуникативные и организаторские способности» В.В Синявского, В.А. Федорошина [20];
• Диагностика состояния агрессии Басса-Дарки [18];
• Тест темперамента В.М. Русалова [19];
• Пятифакторный личностный опросник (Bigfive) (Р. МакКрае, П. Коста) [25];
• Методика диагностики направленности личности В. Смекала- Кучера [21];
• Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник А.В. Карпова [22];
• Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера [22];
• Методика «Смысло-жизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [19];
• Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и к неудаче Элерса [19];
• Тест «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова [19];
• Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфол [22].
Для решения вышеперечисленных задач были использованы такие методы как:
- теоретические - анализ и синтез психологической и методической литературы, включающий в себя теоретические подходы разных авторов;
- эмпирические - наблюдение, эксперимент, тестирование и ряд общенаучных методов (метод сравнения и обобщения, логический и статистический метод), а также методы статистической обработки (коэффициент корреляции Пирсона).
Эмпирическую базу исследования на первом этапе исследования составили студенты 1-х курсов (51 человек), 2-х курсов (25 человек) и 3-х курсов (35 человек). Всего - 111 человек. На втором этапе в исследовании приняли участие студенты 3 курса в количестве 41 человек и студенты 4 курса в количестве 22 человека в возрасте от 20-22 лет.
Практическая значимость. Результаты исследования позволят осуществить широкий подход к проблеме взаимосвязи познавательных состояний и субъектно-личностных свойств. Результаты исследования могут быть использованы для преодоления (предупреждения) барьеров учебного взаимодействия преподавателей со студентами.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами исследовались функциональные структуры познавательных состояний, их динамика, взаимосвязь с личностными характеристиками.
Были изучены особенности функциональных структур, текущих познавательных состояний, переживаемых студентами во время различных ситуаций учебной деятельности: на лекции, на семинаре и на экзамене. Каждой из ситуаций учебной деятельности (лекция, семинар, экзамен) соответствует состояние, которое наиболее часто переживается студентами.
Опытно-экспериментальным путем нами была показана динамика функциональных структур познавательных состояний, переживаемых студентами в ходе учебного занятия, а также взаимосвязи функциональных комплексов познавательных состояний с субъектно-личностными характеристиками студентов в учебной деятельности. Таким образом, познавательные состояния студентов тесно связаны с эмоциональными и мотивационно-волевыми характеристиками.
Перспектива дальнейших исследований с использованием уже полученных результатов состоит в создании методов и методик для преодоления (предупреждения) барьеров учебного взаимодействия преподавателей со студентами. В разных ситуациях учебной деятельности (лекция, семинар, экзамен), а также на разных этапах занятия (в начале, середине, конце) преподаватель может организовать более эффективную работу с учетом тех состояний, которые переживаются студентами на каждом этапе и в разных ситуациях учебной деятельности. Так, грамотный преподаватель, произвольно влияя на состояние студентов, может актуализировать у них мобилизующие психические состояния, мотивировать студентов к обучению, создавать рабочую атмосферу, которые будут сохранять или даже повышать уровень работоспособности и качество выполнения студентами учебных задач от начала до конца занятия. Также преподаватель, будучи хорошо осведомленным о личностных характеристиках студентов, может эффективно применять различные методы стимуляции, регуляции, коррекции для активизации работы студентов, что будет способствовать достижению ими лучших результатов.



1. Васильев, И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций [Текст] / И.А. Васильев // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979. - С. 86 - 98.
2. Васильев, И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности [Текст] / И.А. Васильев //Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 4. - С. 49-60.
3. Горбов, Ф.Д. Детерминация психических состояний [Текст] / Ф.Д. Горбов //Вопросы психологии. - 1971. - № 5. - С. 45 - 61.
4. Дорофеева, Н.В. Учет психофизиологических и психодинамических особенностей студентов в образовательном процессе [Текст] / Н.В. Дорофеева // Пед. образование и наука. - 2011. - № 11. - С. 86-88.
5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2002.; 678с.
6. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов.
- М., 1964. - 343 с.
7. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. - М.: Мир, 1970
8. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов.
- М., 2009. - 343 с.
9. Немов, Р.С. Общая психология: Краткий курс [Текст] / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
10. Мясищев, В.Н. Психические состояния и отношения человека [Текст] / В.Н. Мясищев //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - М., 1996. - № 1 - 2. - С. 8 - 14.
11. Прохоров, А.О., Чернов, А.В., Юсупов, М.Г. Влияние напряженности учебной ситуации на структурно-функциональную организацию познавательных состояний субъекта // Учен.зап. Казан.ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2013. - Т. 155, кн. 6. - С. 185-196.
12. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции / А.О. Прохоров. - Казань, 1994. - 168с.
13. Психология состояний [Текст]: хрестоматия / сост. Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров; под ред. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ: СПб.: Речь, 2004. - 608с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 2002. - 520 с.
15. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст] / Ю.Е. Сосновикова. - Горький, 1975. -117 с.
16. Спилбергер, Ч.Д. Подходы к изучению стресса и тревоги в спорте [Текст] / Ч.Д. Спилбергер //Стресс и тревога в спорте /Под ред. Ю.Л. Ханина. - М., 1983. - С. 12-24.
17. Чебыкин, А. Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность [Текст] / А.Я. Чебыкин //Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 4. - С.135-142.
18. Прохоров, А.О. Методика «Диагностика состояния агрессии» (А. Басс, А. Дарки) / А.О. Прохорова // Практикум по психологии состояний: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - С. 163-167.
19. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов/. - Минск: Соврем.шк., 2007. - 496с.
20. Батаршев, А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное
самоопределение личности: практическое руководство по
психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. - С. 88-90.
21. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. -
С. 270-275.
22. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учебное пособие. - Самара: БАХРАХ, 1998. - С. 288-297.
23. Тихомиров, O.K. Психология мышления: учебное пособие для студ. высших учебных заведений / О.К.Тихомиров. — М.: Академия, 2002. — 288с.
24. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н.Узнадзе / под ред. И.В.Имедадзе; пер. с грузинского Е.Ш.Чомахидзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413с.
25. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л.Фестингер. — СПб.: Речь, 2000.-320с.
26. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп.
— М.: Республика, 2001. 719с.
27. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В.Я.Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 1989. 240с.
28. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой. — М.: Педагогика, 1982. — 216с.
29. Хакен, Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам / Г.Хакен. — М.: Мир, 1991. — 240с.
30. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности / Г.Хакен. — М.: ПЕР СЭ, 2001. - 351с.
31. Хакен, Г. Синергетика, межуровневые нейронные сети и когнитивные
карты / Г.Хакен, Дж.Португалии // Синергетика и психология: Тексты. Вып. 3: Когнитивные процессы / под ред. В.И.Аршинова,
И.Н.Трофимовой,
32. BM. Шендяпина. — М.: Когито-Центр, 2004. С.129-154.
33. Хакен, Г. Синергетика: иерархии неустойчивостей в
самоорганизующихся системах и устройствах / Г.Хакен. — М.: Мир, 1985.
— 423с.
34. Холодная, М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие / М.А.Холодная. М.: ПЭР СЭ, 2002. - 304с.
35. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А.Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272с.
36. Хомская, Е.Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты / Е.Д.Хомская // Вопросы психологии. 2002. - №4. - С.50-62.
37. Чайнова, Л.Д. Исследование смысловых образований в структуре функциональных состояний / Л.Д.Чайнова, В.И.Батов, М.В.Ермолаева // Психологический журнал. 1982. - №6. - С.66-72.
38. Чайнова, Л.Д. Функциональное состояние и функциональный комфорт / Л.Д.Чайнова // Проблемы функционального комфорта. Тезисы докл. Всесоюзной конференции по эргономике, 17-20 мая, 1977. Ереван, 1977. —1. C.3-7.
39. Чеснокова, И.И. О тенденции исследования состояний личности в советской психологии / И.И.Чеснокова. // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987. - С.19-23.
40. Шавалиева, Г.Т. Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов: автореф.. дис. канд. психол. наук / Г.Т. Шавалиева. Казань, 2003. — 19с.
41. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д.Шадриков. М.: Логос, 1994.-320с.
42. Шадриков, В.Д. Мир внутренней жизни человека / В.Д.Шадриков. М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 392с.
43. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б.Эльконин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д.ИФельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 157-173.
44. Якунин, В.А. О связи психических состояний и свойств личности / В.А.Якунин // Экспериментальная и прикладная психология: межвузовский сборник. Вып. 10. - Психические состояния. - Л.: Ленинградский университет, 1981. — С.17-23.
45. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е.Кемерова. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2004. — 864 с.
46. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р.Солсо — СПб.: Питер, 2002. — 592с.
47. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учебное пособие / В.Ф.Сопов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2005. — 128с.
48. Сосновикова, Ю.Е. Определение уровня диагностики, гипотеза об общем интегративном показателе психических состояний человека / Ю.Е.Сосновикова // Психология состояний. Хрестоматия / сост. Т.Н.Васильева, Г.Ш.Габдреева, А.О.Прохоров / под ред. проф.
49. АО. Прохорова. -М.: ПЭР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С.95-96.
50. Bower, G.H. Emotional mood and memory / G.H.Bower // American Psychologist. 1981.-Vol. 36.-P.129-148.
51. Eiche, E. Mood, cognition and memory / E.Eiche, J.P.Forgas // Handbook of psychology. Vol. 4. - Experimental psychology. - New Jersy: John Wiley and Sons Inc., 2003. -P.61-83.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ