Введение 4
Глава первая. Общая характеристика преступлений против военной службы .... 8
§ 1. Ответственность за воинские преступления в истории отечественного уголовного законодательства 8
§ 2. Ответственность за воинские преступления по зарубежному уголовному законодательству 15
§3. Понятие и общественная опасность преступлений против военной службы 24
§ 4. Классификация составов преступлений против военной службы по УК РФ 29
Глава вторая. Юридический анализ составов преступлений против военной
службы 41
§1. Объективные признаки составов преступлений против военной службы.... 41
§2. Субъективные признаки преступлений против военной службы 49
§3. Квалифицированные виды составов преступлений против военной службы 62
Глава третья. Наказание за преступления против военной службы 67
§ 1. Общие виды наказаний за преступления против военной службы и особенности их назначения военнослужащим 67
§2. Специальные виды наказаний, применяемые к военнослужащим 71
Заключение 87
Список использованной литературы 91
Конституция Российской Федерации закрепляет основные права и свободы граждан. Военнослужащие, являясь гражданами Российской Федерации, наделены теми же правами и свободами, однако исходя из особенностей федеральной государственной службы, на них законодательством возложены дополнительные обязанности, а в понятие статуса, согласно ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужащих", включена и их ответственность. Уголовная ответственность среди прочих видов ответственности занимает особое место. Опираясь на понятие преступления, в том числе против военной службы, можно прийти к выводу о существующей тесной взаимосвязи прав, обязанностей и ответственности военнослужащих, которые определяют их конституционно-правовой статус.
Правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция Российской Федерации, а именно ст. 59, которая провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина Российской Федерации. Данное требование налагает запрет гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим - нарушать установленный порядок ее прохождения.
Вне зависимости от воинского звания и занимаемой должности, военнослужащие несут уголовную ответственность на одинаковых для всех граждан основаниях. Но вместе с тем, учитывая особенности правового положения данной категории лиц, они могут привлекаться к ответственности за совершение не только общеуголовных преступлений, но и особых, а именно воинских преступлений.
Понятие преступлений против военной службы создает необходимую правовую базу для борьбы с такими посягательствами и для развития законодательства в соответствии с изменениями, которые происходят в нашей стране в экономической, военной, политической, и других сферах общественной жизни. Воинское преступление представляет угрозу военной безопасности государства, его общественная опасность выражается в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности государства.
Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы заключается в том, что данные преступления нарушают не только определенный уголовно-правовой запрет, но и правила несения военной службы, возложенные на военнослужащих обязанности, которые закреплены в других законах, воинских уставах и иных нормативно-правовых актах. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только путем проведения анализа определенных военно-правовых норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
В настоящее время укрепление законности является одним из важнейших направлений развития и становления военной организации государства, и прежде всего это касается Вооруженных Сил Российской Федерации. Верная, точная квалификация преступлений против военной безопасности государства- важное требование законности.
Из материалов практики военных судов можно увидеть, что большое количество следственных и судебных ошибок порождено неверной квалификацией совершенных воинских преступлений. Согласно УПК РФ 2001 г. квалификационные ошибки, допускаемые органами военной юстиции во время предварительного расследования, в стадиях судебного разбирательства часто невозможно исправить. Это относится к тем случаям, когда содеянное было квалифицировано по более мягкому закону. Данная процедурная особенность действующего уголовного судопроизводства заметно повышает значимость правильной квалификации рассматриваемых преступлений на всех стадиях процесса, и прежде всего, на досудебных.
В настоящее время опубликовано большое количество работ, которые охватывают вопросы теории квалификации (свыше 20), также много трудов написано по квалификации отдельных видов преступлений. Однако в специальной литературе, которая освещает теоретические вопросы военно-уголовного законодательства (их свыше 1800), можно найти лишь одну общую работу по квалификации воинских преступлений, созданную профессором кафедры уголовного права Военного университета в 1977 г Х.М. Ахметшиным .
Правила квалификации преступлений против военной службы не являются постоянными, неизменными. Содержание этих правил зависит как от самого уголовного закона, так и от развития теории уголовного права. Например, принятие Уголовного Кодекса Российской Федерации 1996 г. и большого количества военных правовых актов, которые учитывались при квалификации преступлений против военной безопасности государства, а также судебная практика их применения привели к изменению отдельных из этих правил. Помимо этого, появились новые правила квалификации преступлений против военной безопасности государства.
Военная безопасность государства охраняется прежде всего статьями главы 33 УК РФ. Они охватывают так называемые преступления против военной службы в узком смысле, а именно предусматривают ответственность военнослужащих за деяния, которые непосредственно посягают на военную безопасность. Этим преступлениям свойственен особый характер общественной опасности, поскольку они нарушают порядок прохождения военной службы, и тем самым снижают уровень боевой готовности войск. Они либо имеют исключительно воинскую направленность (то есть специально воинские преступления; например, дезертирство - ст. 338 УК РФ), либо являются относительно воинскими и схожи с некоторыми общеуголовными преступлениями, но представляя повышенную опасность в условиях военной службы (например, насильственные действия в отношении начальника - ст. 334 УК РФ).
Воинские квалифицированные преступления - преступления, за совершение которых военнослужащие могут быть наказаны строже, чем обычные граждане (например, драки между солдатами). В случае совершения военнослужащими общих преступлений к ним должны были применяться общие уголовные законы .
Произошло много изменений в уголовном законодательстве Российской Федерации в связи с принятием в 1996 году нового Уголовного кодекса. Это ставит перед правоведами, практическими работниками актуальные задачи проведения теоретических исследований в этой отрасли права.
Таким образом, представляется актуальным исследование системы преступлений против военной службы по уголовному законодательству современной РФ.
Целью данной работы является анализ понятия, системы преступлений против военной службы и особенностей наказания за данный вид преступлений. Из цели работы исходят задачи:
- определить понятие и особенности составов преступлений против
военной службы;
- установить особенности признаков составов преступлений против
военной службы;
- выявить особенности наказания за совершение преступлений против военной службы.
Источниками, используемыми при написании данной работы явились законодательство Российской Федерации, судебная практика, различные учебные пособия, а также монографии и статьи по указанной теме.
Магистерская диссертация состоит из девяти параграфов, объединенных в три главы.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что современное военное
законодательство отличается от прежнего более гибкой структурой, а также
уточненными понятиями. Общественная опасность данной категории
преступлений выражается в нарушении установленного порядка прохождения
военной службы. Социальную опасность представляют не сами по себе
нарушения военно-служебных отношений, а те вредные последствия, которые
могут наступить из-за допущенных нарушений.
Любое воинское преступление так или иначе ослабляет готовность армии
к вооруженной борьбе с возможным противником, ограничивает достижения
главных целей военной безопасности государства, а именно предотвращение,
локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.
Необходимо отметить, что законодательство о воинских преступлениях
отражает связь уголовного законодательства с военным строительством, его
направленность на обеспечение боевой готовности войск уголовно-правовыми
средствами, возможность применить его в условиях военного времени и боевой
обстановки, и особый статус лиц – а именно субъектов преступлений против
военной службы с особенностями их ответственности за совершение
преступлений. Понятие преступлений против военной службы создает
правовую базу для борьбы с данного рода посягательствами и для развития
законодательства в соответствии с изменениями, которые происходят в
политической, военной, экономической и других сферах общественной жизни.
Военно-уголовное право в России берет свое начало с давних времен.
Еще со времени правления Ивана Грозного преступления против военных
карались как более тяжкие, чем такие же преступления против гражданских
лиц.
Военно-уголовное право развивается и на сегодняшний день. Карательная
политика, которой придерживается современный УК РФ отвечает принципам,
существовавшим еще до XX в., но при этом при этом появляются новые88
тенденции укрепления воинского правопорядка в современных условиях.
Главные направления, а также формы и методы механизма противодействия
социально-правовым девиациям зависят не только от видов и интенсивности
отклонений, но и, безусловно, от социальной природы общества, от
существующих в нем политических, правовых взглядов, уровня культуры,
экономических возможностей. Механизм правового регулирования в этой
сфере должен включать деятельность правоохранительных и других органов,
общественности не только на сегодняшний день, но и планирование в
ближайшее время, и в более отдаленной перспективе; учитывать
существующие разногласия и процессы, которые существуют в обществе,
поддерживающие различные виды социально-правовых отклонений;
определять борьбу с социально-правовыми девиациями в целом, а также по
конкретным видам; не только формулировать цели, средства и методы борьбы с
социально-правовыми отклонениями, но и предусматривать организационные и
всевозможные другие меры, способы перестройки и интенсификации всей
деятельности, направленной на профилактику, борьбу с девиациями; постоянно
и непрерывно совершенствоваться, быть динамичным; следует изыскивать
новые возможности противодействия социально-правовым девиациям. УК РФ
содержит изменения ответственности за воинские преступления: а именно
уточнены отдельные признаки воинских преступлений, введены новые составы
преступлений, декриминализированы некоторые деяния, которые раньше
признавались преступными. То есть наблюдается гуманизация уголовного
законодательства.
Кроме того, можно сделать выводы о том, что:
1. Мотив и цель являются обязательными, неотъемлемыми признаками
субъективной стороны преступлений.
2. Мотивы и цели обусловливаются как внешними (то есть
объективными), так и внутренними (то есть субъективными) факторами.
3. Мотивы и цели прямо усматриваются из норм УК РФ.89
4. Мотивы и цели кроме общих, могут выполнять также специальные
функции. Общая функция выражается в том, что мотивы и цели являются
основой волевого поведения субъекта. Специальные функции выражаются в
том, что мотив и цель могут влиять на конкретный объект уголовно-правовой
охраны, а относительно преступлений против военной службы - на порядок
несения воинской службы и ее отдельные виды; уменьшать либо увеличивать
характер общественной опасности и влиять на уголовно-правовую оценку
содеянного; помогать разграничивать воинские преступления от правомерного
поведения и от других правонарушений, квалифицировать преступления
против военной службы, разграничивать их между собой, а также с
общеуголовными и иными преступлениями; влиять на степень общественной
опасности содеянного, на характеристику личности преступникавоеннослужащего, на смягчающие и отягчающие ответственность
обстоятельства, на решение вопросов об ответственности и наказании;
обусловливать содержание способа совершения преступления как признака
объективной стороны; помогать устанавливать причины и условия совершения
преступлений.
5. В главе 33 Уголовного Кодекса Российской Федерации мотив и цель
отражаются различными способами, то есть в одних случаях они приведены в
статьях УК в качестве основных признаков составов преступлений (например
ст. ст. 334, 336, 338, 339); в других же случаях - признаки мотива и цели прямо
не указываются, однако предусматриваются в качестве основных признаков
названных составов воинских преступлений (например ст. ст. 332, 333, 340, 341,
346).
6. Мотивы и цели влияют на характер и степень общественной опасности
содеянного, выступают в качестве обстоятельств, смягчающих либо
отягчающих ответственность, учитываются при решении вопроса об
индивидуализации наказания.
7. Полное, достоверное и объективное исследование мотивов и целей
содеянного военнослужащими окажет положительное влияние на качество90
работы следственных, судебных и иных правоохранительных органов, а также
будет иметь предупредительное, будет способствовать противодействию
преступности как в армии, так и на флоте.
Работа над созданием системы военно-уголовного законодательства
Российской Федерации на сегодняшний день еще не завершилась. Согласно ч.3
ст.331 УК РФ ответственность за преступления против военной службы,
совершенные в военное время или в боевой обстановке, определяется
законодательством Российской Федерации военного времени. Таким образом,
военно-уголовное законодательство Российской Федерации должно включать
также самостоятельную группу норм, которая будет регламентировать
ответственность за воинские преступления военного времени, или
совершенные в боевой обстановке в мирных условиях. Данная категория
преступлений представляет особую опасность. Однако в действующем сегодня
уголовном законодательстве нет составов преступлений, совершаемых в
военное время или в боевой обстановке.
Военно-уголовное законодательство ставит своей задачей защиту
боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил, других войск и воинских
формирований в целях обеспечения военной безопасности Российской
Федерации, личности военнослужащих, их прав и свобод, воинской
дисциплины и всего порядка прохождения военной службы от преступных
посягательств. Охраняя общественные отношения в области военной
деятельности от преступных посягательств, военно-уголовное законодательство
оказывает регулирующее воздействие на порядок воинских отношений,
способствует предупреждению этих преступлений, воспитанию
военнослужащих в духе строгого соблюдения Конституции РФ, законов и
воинских уставов, добросовестного выполнения воинского долга, уважения
норм общечеловеческой морали и нравственности.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//Российская газета. 1993. 25
декабря. N 237.
2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-
ФЗ//СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-
ФЗ//СЗ РФ. 2001. N 52.Ст. 4921.
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ//СЗ РФ. 1996. N
25. Ст. 2954.
5. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (с изм.
от 26 июля 2017 г.) // СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2017. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.
6. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе» (с изм. от 26 июля 2017 г.) // СЗ РФ. 1998. N 13.
Ст. 1475; 2017. N 49. Ст. 5746.
7. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих» (с изм. от 16 ноября 2017 г.) // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331;
2017. N 49. Ст. 572.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г.
N 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений»//БВС
РФ. 2002. № 1.
9. Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 «Об
утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества» (в редакции приказов Минюста
России от 17 августа 2005 г. N 134, от 13 января 2006 г. N 1) // Российская
газета. 2005.11 мая.
10. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об
утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива92
их штатной численности» (в редакции постановления Правительства РФ от 20
февраля 1999 г. N 199) // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947.
Специальная литература
1. Ахметшин Х.М. Квалификация воинских преступлений: Учеб.
пособие. М., 1977.
2. Ахметшин Х.М. Основные вопросы теории советского военноуголовного законодательства и практики его применения: Дис. ... д-ра юрид.
наук. М., 1974. С. 78.
3. Ахметшин Х.М. Преступления против военной службы (военноуголовное законодательство Российской Федерации) / Х.М. Ахметшин, Н.А.
Петухов, А.А. Тер-Акопов, А.Т. Уколов. М., 2009.
4. Ахметшин Х.М., Петухов Н.А., Тер-Акопов А.А., Уколов А.Т.
Преступления против военной службы: Учебник для вузов. М.: Норма, 2012. С.
55.
5. Баранов В.М., Чуманов Е.В. Классификация в российском
законодательстве: Монография. Н. Новгород, 2011. С. 119 - 120.
6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 2010. С. 11
- 12.
7. Боков А.В. Преступления против военной службы // Уголовное
право России. Практический курс / Под общ. ред. Р.А. Адельханяна; Под науч.
ред. А.В. Наумова. М., 2004. С. 563.
8. Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов.
М., 2000. С. 475.
9. Воинские преступления. М., 1970. С. 38 - 48; Уголовное право
Российской Федерации. Воинские преступления. М., 1993. С. 11; и др.
10. Волкова Т.Н. Уголовное право Российской Федерации. Особенная
часть: Учебник / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, проф. А.И. Рарога,
А.И. Чучаева. М., 2012. С. 667 - 669.93
11. Гравина А.А. Преступления против военной службы // Уголовное
право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. В.П. Кашепов. М., 2009. С.
525 - 526.
12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4-х т. –
М., 1989. – Т. 1. –С. 67-68.
13. Зателепин О.К. Военно-уголовное право: Учебник / Под ред. Х.М.
Ахметшина и О.К. Зателепина. М., 2009. С. 98.
14. Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной
безопасности государства: монография. Серия «Право в Вооруженных Силах -
консультант». М.: За права военнослужащих, 2009. Вып. 106. – С. 139.
15. Зателепин О.К. Объект преступления против военной службы:
Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8 - 13.
16. Иванов В.Д. Преступления против военной службы // Уголовное
право. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Петрашева. М., 1999. С.
563.
17. Кильчицкий И.Ф. Должностные насильственные преступления,
совершаемые в сфере военно-служебных отношений: анализ судебной
практики // «Право в Вооруженных Силах», N 2, февраль 2013 г.
18. Кислицин М.К. Военно-уголовное законодательство. М., 2012. С.
20.
19. Комиссаров А.Н. Преступления против военной службы //
Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. проф. Б.В.
Здравомыслов. М., 1996. С. 499 – 500.
20. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М.,
1972. С. 8.
21. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 2012. С. 134.
22. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по
специальному курсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. и
предисл. акад. В.Н. Кудрявцева. М., 2007. С. 1894