ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Категория «психическое состояние» 9
1.2. Классификация психических состояний. Коммуникативные
психические состояния 17
1.3. Психические состояния в учебной деятельности 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
1.2. Анализ результатов исследования 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Категория «психическое состояние» 9
1.2. Классификация психических состояний. Коммуникативные
психические состояния 17
1.3. Психические состояния в учебной деятельности 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
1.2. Анализ результатов исследования 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность исследования и степень разработанности проблемы.
Учебная деятельность студентов вузов сопровождается значительной психофизиологической нагрузкой, которая подразумевает необходимость освоения значительного объема новой информации, необходимость овладения практическими навыками, что требует длительной умственной работы высокой сложности и интенсивности.
Проблема оптимизации учебной деятельности и психических состояний обучающихся является предметом внимания психологической науки.
Важное значение в вопросе продуктивности и результативности обучения имеют характеристики психического состояния обучающегося, гак как любая деятельность протекает на фоне состояний и контролируется состояниями (В. С. Агавелян [1]).
В настоящее время психические состояния являются активно изучаемой категорией психических явлений Они являются предметом исследования таких психологов, как Г. Ш. Габдреева [4,5], В. А. Ганзен [6], Ф. Д. Горбов [7] , Л. Г. Дикая [8], Е. П. Ильин [12], Л. В. Куликов[15,16,44], Н. Д. Левитов[17,18], А. Б. Леонова[19,20], Т. А. Немчин[26], А. О. Прохоров[30-43], Ю. Е. Сосновикова[46], И. И. Чеснокова[51], Л. Р. Фахрутдинова [48]и др.
Проблема психических состояний нуждается в дальнейшей научной разработке. Психические состояния, представляя собой сложные явления психики, характеризуется многоуровневостью, многокомпонентностью и полифункциональностью (В. А. Ганзен[6], А. О. Прохоров[35], Ю. Е. Сосновикова [45]). Они занимают промежуточное положение между психическими процессами с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой (В. А. Ганзен [6], А. О. Прохоров[36]).
Исследованием психических состояний учащихся в различные периоды учебной деятельности занимались Г. Ш. Габдреева[5], Г.М. Льдокова[24], А.О. Прохоров[40,42], Ю. Е. Сосновикова[46] и др, существует единичное исследование праксических состояний (О.В. Шашкова[52]), однако проблема коммуникативных состояний практически не разработана.
Коммуникативные состояния - состояния, возникающие в процессе общения и сопровождающие его (А.О. Прохоров [31]). Данная категория состояний является малоизученной, тогда как ее значимость огромна: процесс обучения в высшем учебном заведении напрямую строится на коммуникацию: лекционные, семинарские и практические занятия, в которых преподаватели стараются выстроить диалог в системе «преподаватель- обучающийся».
Учитывая недостаточную изученность коммуникативных состояний в учебной деятельности при их значимости в контексте оптимизации учебного процесса, возникает проблема исследования, которую можно сформулировать в виде вопроса: каковы особенности коммуникативных состояний в ситуациях учебной деятельности?
Цель работы: выявить особенности коммуникативных состояний в учебной деятельности.
Объект исследования: психические состояния студентов.
Предмет исследования: являются коммуникативные состояния студентов.
Гипотеза исследования: коммуникативные состояния в учебной деятельности имеют специфические особенности в зависимости от формы учебного занятия и возраста студента.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Задачи теоретической части исследования:
1. Рассмотрение категории «психическое состояние»
2. Описание коммуникативных психических состояний;
3. Анализ исследований по проблеме психических состояний в учебной деятельности.
Задачи эмпирической части исследования:
1. Выявление видов коммуникативных состояний в учебной деятельности;
2. Сравнительный анализ характеристик коммуникативных состояний студентов - психологов 1 и 4 курсов;
3. Сравнительный анализ характеристик коммуникативных состояний студентов - психологов на лекционной и семинарской формах учебных занятий;
4. Анализ причин возникновения коммуникативных состояний студентов - психологов 1 и 4 курсов.
Теоретико - методологическая база исследования: субъектно-деятельностный подход и основные положения отечественной психологической парадигмы в трактовке сознания - о соотнесении психической организации человека требованиям деятельности (Л.С. Выготский [45], А.Н. Леонтьев [21], С.Л. Рубинштейн [45]); концепция психических состояний А.О. Прохорова [30-43].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: диагностическое тестирование с использованием авторской методики «Коммуникативные состояния, возникающие в процессе учебной деятельности».
Результаты методики обрабатывались с помощью критерия Стьюдента.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 100 человек: 50 студентов - психологов 1 курса и 50 студентов - психологов 4 курса КФУ.
Этапы исследования.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились: проверка гипотезы исследования, тестирование;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлены виды коммуникативных состояний студентов в учебной деятельности: в учебной деятельности у студентов возникают следующие виды коммуникативных состояний положительные (веселье, влюбленность) и отрицательные (смущение, смятение, обида, гнев, вина ),
- выявлена возрастная специфика коммуникативных состояний студентов: студентам 1 курса свойственны преимущественно негативные коммуникативные состояния (смущение, смятение), студентам 4 курса свойственны преимущественно положительное коммуникативное состояние (веселье);
- определено влияние форм учебных занятий (лекция, семинар) на проявления коммуникативных состояний студентов: на семинарах студенты испытывают большее число коммуникативных состояний, чем на лекциях.
На 1 курсе для семинаров характерны преимущественно негативные коммуникативные состояния (смущение и смятение) для лекций - в равной степени позитивные коммуникативные состояния (веселье, влюбленность) и негативное психическое состояние (смятение).
На 4 курсе студенты в ходе учебного процесса находятся преимущественно в положительном коммуникативном состоянии (веселье).
Теоретическая значимость. Внесен вклад в развитие категории психическое состояние, обогащены представления о понятии коммуникативного психического состояния, его характеристиках и особенностях проявления в учебной деятельности. Полученные результаты могут быть включены в лекционные курсы по психологии состояний.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что знание особенностей коммуникативных состояний обучающихся позволит преподавателям учитывать их, построить учебный процесс и коммуникации в системе «преподаватель - обучающийся» таким образом, чтобы предотвратить возникновение тех психических состояний, которые затрудняют обучение, и тем самым оптимизировать процесс обучения.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы в количестве 55 источников и приложения.
Учебная деятельность студентов вузов сопровождается значительной психофизиологической нагрузкой, которая подразумевает необходимость освоения значительного объема новой информации, необходимость овладения практическими навыками, что требует длительной умственной работы высокой сложности и интенсивности.
Проблема оптимизации учебной деятельности и психических состояний обучающихся является предметом внимания психологической науки.
Важное значение в вопросе продуктивности и результативности обучения имеют характеристики психического состояния обучающегося, гак как любая деятельность протекает на фоне состояний и контролируется состояниями (В. С. Агавелян [1]).
В настоящее время психические состояния являются активно изучаемой категорией психических явлений Они являются предметом исследования таких психологов, как Г. Ш. Габдреева [4,5], В. А. Ганзен [6], Ф. Д. Горбов [7] , Л. Г. Дикая [8], Е. П. Ильин [12], Л. В. Куликов[15,16,44], Н. Д. Левитов[17,18], А. Б. Леонова[19,20], Т. А. Немчин[26], А. О. Прохоров[30-43], Ю. Е. Сосновикова[46], И. И. Чеснокова[51], Л. Р. Фахрутдинова [48]и др.
Проблема психических состояний нуждается в дальнейшей научной разработке. Психические состояния, представляя собой сложные явления психики, характеризуется многоуровневостью, многокомпонентностью и полифункциональностью (В. А. Ганзен[6], А. О. Прохоров[35], Ю. Е. Сосновикова [45]). Они занимают промежуточное положение между психическими процессами с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой (В. А. Ганзен [6], А. О. Прохоров[36]).
Исследованием психических состояний учащихся в различные периоды учебной деятельности занимались Г. Ш. Габдреева[5], Г.М. Льдокова[24], А.О. Прохоров[40,42], Ю. Е. Сосновикова[46] и др, существует единичное исследование праксических состояний (О.В. Шашкова[52]), однако проблема коммуникативных состояний практически не разработана.
Коммуникативные состояния - состояния, возникающие в процессе общения и сопровождающие его (А.О. Прохоров [31]). Данная категория состояний является малоизученной, тогда как ее значимость огромна: процесс обучения в высшем учебном заведении напрямую строится на коммуникацию: лекционные, семинарские и практические занятия, в которых преподаватели стараются выстроить диалог в системе «преподаватель- обучающийся».
Учитывая недостаточную изученность коммуникативных состояний в учебной деятельности при их значимости в контексте оптимизации учебного процесса, возникает проблема исследования, которую можно сформулировать в виде вопроса: каковы особенности коммуникативных состояний в ситуациях учебной деятельности?
Цель работы: выявить особенности коммуникативных состояний в учебной деятельности.
Объект исследования: психические состояния студентов.
Предмет исследования: являются коммуникативные состояния студентов.
Гипотеза исследования: коммуникативные состояния в учебной деятельности имеют специфические особенности в зависимости от формы учебного занятия и возраста студента.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Задачи теоретической части исследования:
1. Рассмотрение категории «психическое состояние»
2. Описание коммуникативных психических состояний;
3. Анализ исследований по проблеме психических состояний в учебной деятельности.
Задачи эмпирической части исследования:
1. Выявление видов коммуникативных состояний в учебной деятельности;
2. Сравнительный анализ характеристик коммуникативных состояний студентов - психологов 1 и 4 курсов;
3. Сравнительный анализ характеристик коммуникативных состояний студентов - психологов на лекционной и семинарской формах учебных занятий;
4. Анализ причин возникновения коммуникативных состояний студентов - психологов 1 и 4 курсов.
Теоретико - методологическая база исследования: субъектно-деятельностный подход и основные положения отечественной психологической парадигмы в трактовке сознания - о соотнесении психической организации человека требованиям деятельности (Л.С. Выготский [45], А.Н. Леонтьев [21], С.Л. Рубинштейн [45]); концепция психических состояний А.О. Прохорова [30-43].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: диагностическое тестирование с использованием авторской методики «Коммуникативные состояния, возникающие в процессе учебной деятельности».
Результаты методики обрабатывались с помощью критерия Стьюдента.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 100 человек: 50 студентов - психологов 1 курса и 50 студентов - психологов 4 курса КФУ.
Этапы исследования.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились: проверка гипотезы исследования, тестирование;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлены виды коммуникативных состояний студентов в учебной деятельности: в учебной деятельности у студентов возникают следующие виды коммуникативных состояний положительные (веселье, влюбленность) и отрицательные (смущение, смятение, обида, гнев, вина ),
- выявлена возрастная специфика коммуникативных состояний студентов: студентам 1 курса свойственны преимущественно негативные коммуникативные состояния (смущение, смятение), студентам 4 курса свойственны преимущественно положительное коммуникативное состояние (веселье);
- определено влияние форм учебных занятий (лекция, семинар) на проявления коммуникативных состояний студентов: на семинарах студенты испытывают большее число коммуникативных состояний, чем на лекциях.
На 1 курсе для семинаров характерны преимущественно негативные коммуникативные состояния (смущение и смятение) для лекций - в равной степени позитивные коммуникативные состояния (веселье, влюбленность) и негативное психическое состояние (смятение).
На 4 курсе студенты в ходе учебного процесса находятся преимущественно в положительном коммуникативном состоянии (веселье).
Теоретическая значимость. Внесен вклад в развитие категории психическое состояние, обогащены представления о понятии коммуникативного психического состояния, его характеристиках и особенностях проявления в учебной деятельности. Полученные результаты могут быть включены в лекционные курсы по психологии состояний.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что знание особенностей коммуникативных состояний обучающихся позволит преподавателям учитывать их, построить учебный процесс и коммуникации в системе «преподаватель - обучающийся» таким образом, чтобы предотвратить возникновение тех психических состояний, которые затрудняют обучение, и тем самым оптимизировать процесс обучения.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы в количестве 55 источников и приложения.
Была проведена исследовательская работа на тему «Особенности коммуникативных состояний в учебной деятельности ». Поставленные цели и задачи были достигнуты, гипотеза подтверждена, были получены следующие результаты:
1. При теоретическом анализе психолого - педагогической литературы по проблеме обнаружено, что в системе «преподаватель- обучающийся» общение играет основную роль в решении задач обучения. Коммуникативные состояния играют важнейшую роль в учебной деятельности, определяя во многих случаях ее успешность.
2. Подобраны адекватные методики исследования для достижения поставленной цели, которые позволили исследовать коммуникативные состояния с позиции частоты их встречаемости и причин, их вызывающих.
3. Обнаружено, что в учебной деятельности у студентов возникают следующие виды коммуникативных состояний: положительные (веселье, влюбленность) и отрицательные (смущение, смятение, обида, гнев, вина);
4. Проведен сравнительный анализ коммуникативных состояний студентов 1 и 4 курса. Определено, что первокурсники на семинарах чаще, чем студенты 4 курса, испытывают смятенье и вину. Студенты 4 курса чаще, чем первокурсники, испытывают на семинарах состояние.
На лекциях первокурсники чаще, чем студенты 4 курса, испытывают смятенье и влюбленность. Студенты 4 курса чаще, чем первокурсники испытывают веселье.
Проведен сравнительный анализ коммуникативных состояний студентов 1 и 4 курса на семинарах и лекциях. Обнаружено, что на первом курсе частота встречаемости смятенья, обиды, смущения, гнева, страха на семинарах выше, чем на лекциях. В свою очередь, частота встречаемости влюбленности на лекциях выше, чем на семинарах.
Влияние форм учебных занятий (лекция, семинар) на проявления коммуникативных состояний студентов на первом курсе так же выражено в том, что на семинарах студенты испытывают большее число коммуникативных состояний, чем на лекциях. Это обусловлено тем, что семинар является активной формой учебной деятельности и в большей степени предполагает построений коммуникаций между студентов между собой и в системе «преподаватель-обучающийся».
В группе студентов 4 курса важно, что на лекциях и семинарах преобладает положительное коммуникативное состояние - веселье, при этом семинары и лекции различаются по частоте встречаемости следующих коммуникативных психических состояний: смятенье, обида, смущение, гнев. Это означает, что на 4 курсе студенты на семинарах, кроме веселья испытывают обиду и смущение, на лекциях, кроме веселья, - гнев и смятение.
5. Причины коммуникативных состояний на первом курсе связаны с низкой адаптированностью к учебной деятельности. Первокурсники не научились распределять время, чтобы оно оставалось на подготовку к занятиям, не привыкли усваивать большой объем информации в короткие промежутки времени, опасаются публичных выступлений и плохого знания материала, что приводит к возникновению таких коммуникативных состояний как смущение и смятение.
Причины коммуникативных состояний на 4 курсе так же связаны с учебной деятельность, но с ее положительными моментами (например, веселье вызвано смешными определениями в контексте занятия, шутками преподавателя). Кроме того, небольшой процент негативных состояний - гнев, обида, связаны с уверенностью в своих знаниях и несправедливостью преподавателя, в отличие от смущения и смятенья на 1 курсе, которые вызваны неуверенностью в своих знаниях.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что знание особенностей коммуникативных состояний обучающихся позволит преподавателям учитывать их, построить учебный процесс и коммуникации в системе «преподаватель - обучающийся» таким образом, чтобы предотвратить возникновение тех психических состояний, которые затрудняют обучение, и тем самым оптимизировать процесс обучения.
Следует отметить, что данная работа имеет перспективы для дальнейшего исследования. Перспективой исследования может стать более подробное изучение коммуникативных состояний в учебной деятельности при помощи расширенного числа методик, а так же в зависимости от параметров успешности учебной деятельности.
1. При теоретическом анализе психолого - педагогической литературы по проблеме обнаружено, что в системе «преподаватель- обучающийся» общение играет основную роль в решении задач обучения. Коммуникативные состояния играют важнейшую роль в учебной деятельности, определяя во многих случаях ее успешность.
2. Подобраны адекватные методики исследования для достижения поставленной цели, которые позволили исследовать коммуникативные состояния с позиции частоты их встречаемости и причин, их вызывающих.
3. Обнаружено, что в учебной деятельности у студентов возникают следующие виды коммуникативных состояний: положительные (веселье, влюбленность) и отрицательные (смущение, смятение, обида, гнев, вина);
4. Проведен сравнительный анализ коммуникативных состояний студентов 1 и 4 курса. Определено, что первокурсники на семинарах чаще, чем студенты 4 курса, испытывают смятенье и вину. Студенты 4 курса чаще, чем первокурсники, испытывают на семинарах состояние.
На лекциях первокурсники чаще, чем студенты 4 курса, испытывают смятенье и влюбленность. Студенты 4 курса чаще, чем первокурсники испытывают веселье.
Проведен сравнительный анализ коммуникативных состояний студентов 1 и 4 курса на семинарах и лекциях. Обнаружено, что на первом курсе частота встречаемости смятенья, обиды, смущения, гнева, страха на семинарах выше, чем на лекциях. В свою очередь, частота встречаемости влюбленности на лекциях выше, чем на семинарах.
Влияние форм учебных занятий (лекция, семинар) на проявления коммуникативных состояний студентов на первом курсе так же выражено в том, что на семинарах студенты испытывают большее число коммуникативных состояний, чем на лекциях. Это обусловлено тем, что семинар является активной формой учебной деятельности и в большей степени предполагает построений коммуникаций между студентов между собой и в системе «преподаватель-обучающийся».
В группе студентов 4 курса важно, что на лекциях и семинарах преобладает положительное коммуникативное состояние - веселье, при этом семинары и лекции различаются по частоте встречаемости следующих коммуникативных психических состояний: смятенье, обида, смущение, гнев. Это означает, что на 4 курсе студенты на семинарах, кроме веселья испытывают обиду и смущение, на лекциях, кроме веселья, - гнев и смятение.
5. Причины коммуникативных состояний на первом курсе связаны с низкой адаптированностью к учебной деятельности. Первокурсники не научились распределять время, чтобы оно оставалось на подготовку к занятиям, не привыкли усваивать большой объем информации в короткие промежутки времени, опасаются публичных выступлений и плохого знания материала, что приводит к возникновению таких коммуникативных состояний как смущение и смятение.
Причины коммуникативных состояний на 4 курсе так же связаны с учебной деятельность, но с ее положительными моментами (например, веселье вызвано смешными определениями в контексте занятия, шутками преподавателя). Кроме того, небольшой процент негативных состояний - гнев, обида, связаны с уверенностью в своих знаниях и несправедливостью преподавателя, в отличие от смущения и смятенья на 1 курсе, которые вызваны неуверенностью в своих знаниях.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что знание особенностей коммуникативных состояний обучающихся позволит преподавателям учитывать их, построить учебный процесс и коммуникации в системе «преподаватель - обучающийся» таким образом, чтобы предотвратить возникновение тех психических состояний, которые затрудняют обучение, и тем самым оптимизировать процесс обучения.
Следует отметить, что данная работа имеет перспективы для дальнейшего исследования. Перспективой исследования может стать более подробное изучение коммуникативных состояний в учебной деятельности при помощи расширенного числа методик, а так же в зависимости от параметров успешности учебной деятельности.
Подобные работы
- Психические состояния в учебной деятельности студентов различных курсов обучения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Обучение младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности коммуникативной
компетентности студентов-психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных умений у младших школьников
посредством групповой учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных умений у младших школьников посредством групповой учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



