ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Категория «психическое состояние» 9
1.2. Классификация психических состояний. Коммуникативные
психические состояния 17
1.3. Психические состояния в учебной деятельности 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
1.2. Анализ результатов исследования 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность исследования и степень разработанности проблемы.
Учебная деятельность студентов вузов сопровождается значительной психофизиологической нагрузкой, которая подразумевает необходимость освоения значительного объема новой информации, необходимость овладения практическими навыками, что требует длительной умственной работы высокой сложности и интенсивности.
Проблема оптимизации учебной деятельности и психических состояний обучающихся является предметом внимания психологической науки.
Важное значение в вопросе продуктивности и результативности обучения имеют характеристики психического состояния обучающегося, гак как любая деятельность протекает на фоне состояний и контролируется состояниями (В. С. Агавелян [1]).
В настоящее время психические состояния являются активно изучаемой категорией психических явлений Они являются предметом исследования таких психологов, как Г. Ш. Габдреева [4,5], В. А. Ганзен [6], Ф. Д. Горбов [7] , Л. Г. Дикая [8], Е. П. Ильин [12], Л. В. Куликов[15,16,44], Н. Д. Левитов[17,18], А. Б. Леонова[19,20], Т. А. Немчин[26], А. О. Прохоров[30-43], Ю. Е. Сосновикова[46], И. И. Чеснокова[51], Л. Р. Фахрутдинова [48]и др.
Проблема психических состояний нуждается в дальнейшей научной разработке. Психические состояния, представляя собой сложные явления психики, характеризуется многоуровневостью, многокомпонентностью и полифункциональностью (В. А. Ганзен[6], А. О. Прохоров[35], Ю. Е. Сосновикова [45]). Они занимают промежуточное положение между психическими процессами с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой (В. А. Ганзен [6], А. О. Прохоров[36]).
Исследованием психических состояний учащихся в различные периоды учебной деятельности занимались Г. Ш. Габдреева[5], Г.М. Льдокова[24], А.О. Прохоров[40,42], Ю. Е. Сосновикова[46] и др, существует единичное исследование праксических состояний (О.В. Шашкова[52]), однако проблема коммуникативных состояний практически не разработана.
Коммуникативные состояния - состояния, возникающие в процессе общения и сопровождающие его (А.О. Прохоров [31]). Данная категория состояний является малоизученной, тогда как ее значимость огромна: процесс обучения в высшем учебном заведении напрямую строится на коммуникацию: лекционные, семинарские и практические занятия, в которых преподаватели стараются выстроить диалог в системе «преподаватель- обучающийся».
Учитывая недостаточную изученность коммуникативных состояний в учебной деятельности при их значимости в контексте оптимизации учебного процесса, возникает проблема исследования, которую можно сформулировать в виде вопроса: каковы особенности коммуникативных состояний в ситуациях учебной деятельности?
Цель работы: выявить особенности коммуникативных состояний в учебной деятельности.
Объект исследования: психические состояния студентов.
Предмет исследования: являются коммуникативные состояния студентов.
Гипотеза исследования: коммуникативные состояния в учебной деятельности имеют специфические особенности в зависимости от формы учебного занятия и возраста студента.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Задачи теоретической части исследования:
1. Рассмотрение категории «психическое состояние»
2. Описание коммуникативных психических состояний;
3. Анализ исследований по проблеме психических состояний в учебной деятельности.
Задачи эмпирической части исследования:
1. Выявление видов коммуникативных состояний в учебной деятельности;
2. Сравнительный анализ характеристик коммуникативных состояний студентов - психологов 1 и 4 курсов;
3. Сравнительный анализ характеристик коммуникативных состояний студентов - психологов на лекционной и семинарской формах учебных занятий;
4. Анализ причин возникновения коммуникативных состояний студентов - психологов 1 и 4 курсов.
Теоретико - методологическая база исследования: субъектно-деятельностный подход и основные положения отечественной психологической парадигмы в трактовке сознания - о соотнесении психической организации человека требованиям деятельности (Л.С. Выготский [45], А.Н. Леонтьев [21], С.Л. Рубинштейн [45]); концепция психических состояний А.О. Прохорова [30-43].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: диагностическое тестирование с использованием авторской методики «Коммуникативные состояния, возникающие в процессе учебной деятельности».
Результаты методики обрабатывались с помощью критерия Стьюдента.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 100 человек: 50 студентов - психологов 1 курса и 50 студентов - психологов 4 курса КФУ.
Этапы исследования.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились: проверка гипотезы исследования, тестирование;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлены виды коммуникативных состояний студентов в учебной деятельности: в учебной деятельности у студентов возникают следующие виды коммуникативных состояний положительные (веселье, влюбленность) и отрицательные (смущение, смятение, обида, гнев, вина ),
- выявлена возрастная специфика коммуникативных состояний студентов: студентам 1 курса свойственны преимущественно негативные коммуникативные состояния (смущение, смятение), студентам 4 курса свойственны преимущественно положительное коммуникативное состояние (веселье);
- определено влияние форм учебных занятий (лекция, семинар) на проявления коммуникативных состояний студентов: на семинарах студенты испытывают большее число коммуникативных состояний, чем на лекциях.
На 1 курсе для семинаров характерны преимущественно негативные коммуникативные состояния (смущение и смятение) для лекций - в равной степени позитивные коммуникативные состояния (веселье, влюбленность) и негативное психическое состояние (смятение).
На 4 курсе студенты в ходе учебного процесса находятся преимущественно в положительном коммуникативном состоянии (веселье).
Теоретическая значимость. Внесен вклад в развитие категории психическое состояние, обогащены представления о понятии коммуникативного психического состояния, его характеристиках и особенностях проявления в учебной деятельности. Полученные результаты могут быть включены в лекционные курсы по психологии состояний.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что знание особенностей коммуникативных состояний обучающихся позволит преподавателям учитывать их, построить учебный процесс и коммуникации в системе «преподаватель - обучающийся» таким образом, чтобы предотвратить возникновение тех психических состояний, которые затрудняют обучение, и тем самым оптимизировать процесс обучения.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы в количестве 55 источников и приложения.
Была проведена исследовательская работа на тему «Особенности коммуникативных состояний в учебной деятельности ». Поставленные цели и задачи были достигнуты, гипотеза подтверждена, были получены следующие результаты:
1. При теоретическом анализе психолого - педагогической литературы по проблеме обнаружено, что в системе «преподаватель- обучающийся» общение играет основную роль в решении задач обучения. Коммуникативные состояния играют важнейшую роль в учебной деятельности, определяя во многих случаях ее успешность.
2. Подобраны адекватные методики исследования для достижения поставленной цели, которые позволили исследовать коммуникативные состояния с позиции частоты их встречаемости и причин, их вызывающих.
3. Обнаружено, что в учебной деятельности у студентов возникают следующие виды коммуникативных состояний: положительные (веселье, влюбленность) и отрицательные (смущение, смятение, обида, гнев, вина);
4. Проведен сравнительный анализ коммуникативных состояний студентов 1 и 4 курса. Определено, что первокурсники на семинарах чаще, чем студенты 4 курса, испытывают смятенье и вину. Студенты 4 курса чаще, чем первокурсники, испытывают на семинарах состояние.
На лекциях первокурсники чаще, чем студенты 4 курса, испытывают смятенье и влюбленность. Студенты 4 курса чаще, чем первокурсники испытывают веселье.
Проведен сравнительный анализ коммуникативных состояний студентов 1 и 4 курса на семинарах и лекциях. Обнаружено, что на первом курсе частота встречаемости смятенья, обиды, смущения, гнева, страха на семинарах выше, чем на лекциях. В свою очередь, частота встречаемости влюбленности на лекциях выше, чем на семинарах.
Влияние форм учебных занятий (лекция, семинар) на проявления коммуникативных состояний студентов на первом курсе так же выражено в том, что на семинарах студенты испытывают большее число коммуникативных состояний, чем на лекциях. Это обусловлено тем, что семинар является активной формой учебной деятельности и в большей степени предполагает построений коммуникаций между студентов между собой и в системе «преподаватель-обучающийся».
В группе студентов 4 курса важно, что на лекциях и семинарах преобладает положительное коммуникативное состояние - веселье, при этом семинары и лекции различаются по частоте встречаемости следующих коммуникативных психических состояний: смятенье, обида, смущение, гнев. Это означает, что на 4 курсе студенты на семинарах, кроме веселья испытывают обиду и смущение, на лекциях, кроме веселья, - гнев и смятение.
5. Причины коммуникативных состояний на первом курсе связаны с низкой адаптированностью к учебной деятельности. Первокурсники не научились распределять время, чтобы оно оставалось на подготовку к занятиям, не привыкли усваивать большой объем информации в короткие промежутки времени, опасаются публичных выступлений и плохого знания материала, что приводит к возникновению таких коммуникативных состояний как смущение и смятение.
Причины коммуникативных состояний на 4 курсе так же связаны с учебной деятельность, но с ее положительными моментами (например, веселье вызвано смешными определениями в контексте занятия, шутками преподавателя). Кроме того, небольшой процент негативных состояний - гнев, обида, связаны с уверенностью в своих знаниях и несправедливостью преподавателя, в отличие от смущения и смятенья на 1 курсе, которые вызваны неуверенностью в своих знаниях.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что знание особенностей коммуникативных состояний обучающихся позволит преподавателям учитывать их, построить учебный процесс и коммуникации в системе «преподаватель - обучающийся» таким образом, чтобы предотвратить возникновение тех психических состояний, которые затрудняют обучение, и тем самым оптимизировать процесс обучения.
Следует отметить, что данная работа имеет перспективы для дальнейшего исследования. Перспективой исследования может стать более подробное изучение коммуникативных состояний в учебной деятельности при помощи расширенного числа методик, а так же в зависимости от параметров успешности учебной деятельности.
1. Агавелян, В.С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний / В.С. Агавелян. - Москва-Санкт-Петербург // Психология состояний: хрестоматия: учебное пособие / ред. А.О. Прохоров. - М.: Пер Сэ,
2004. - С. 153-164.
2. Василюк, Ф.Е. Фрустрация// Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т.Н.Васильева, Г.Ш.Габдреева, А.О.Прохоров / Под ред. проф. А.О.Прохорова. -М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С.432-436
3. Видюк, Ю.Н. Психические состояния курсантов
образовательных учреждений пограничного профиля в ходе учебного процесса и методы их оптимизации: авторефф...дисс.канд. психол наук: 19.00.01 [Электронный ресурс] - Москва, 2009. - 156 с. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya- 19-00-01/dissertaciya-psihicheskie- sostoyaniya-kursantov-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-pogranichnogo-profilya-v- hode-uchebnogo-protsessa-i-metody#ixzz5INEukF4B
4. Габдреева, Г.Ш. Изменение психического состояния при напряженной умственной деятельности / Г.Ш. Габдреева // Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977. - С. 208-224.
5. Габдреева, Г.Ш. Управление психическими состояниями и его роль в совершенствовании учебного процесса / Г.Ш. Габдреева // Психологическая служба в вузе. Сборник статей. Казань, 1981. - С. 105-174
6. Ганзен, В. А Системно-понятийное описание психических состояний человека /В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко // Вестн. ЛГУ. 1976. № 5. С. 97—102.
7. Горбов, Ф.Д. Детерминация психических состояний / Ф.Д. Горбов // Вопросы психологии. 1971. - № 5. - С. 20-28.
8. Дерябина, Е. А. Исследование особенностей саморегуляции
функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / Е.А. Дерябина // Историческая и социально - образовательная мысль, - 2016. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-samoregulyatsii-
funktsionalnyh-sostoyaniy-studentov-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki
9. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход)/ Л.Г. Дикая — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - 318 с.
10. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения.
Методические аспекты. / Ю.К. Бабанский. М., 1982. - 245 с.
11. Будиленко, В. Г. Педагогический такт в воспитании состояний уравновешенности школьников-подростков / В.Г. Будиленко // Очерки психологии педагогического такта. Саратов, 1965. - с. 148—159.
12. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека/ Е.П. Ильин СПб.: Питер, 2005. -412 с.
13. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект)/ О.А. Конопкин //Вопросы психологии, 1995.- № 1. - с. 5—12.
14. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития/ О.А. Конопкин //Вопросы психологии,- 2004.- №2.= с.128-135.
15. Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний Вступительная статья / Л.В. Куликов //Психические состояния - СПб., Питер. -2000. -с. 11-42.
16. Куликов, Л.В. Классификация психических состояний//
Психология состояний. Хрестоматия / Составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. -М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. -С. 65-68
17. Левитов, Н.Д. Классификация психических состояний//
Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т.Н. Васильева, Г.Ш.Габдреева, А.О.Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. -С. 51-54.
18. Левитов, Н.Д. Определение психического состояния //
Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т.Н.Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. -С. 31-34.
19. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний
человека / А.Б. Леонова.- М.: МГУ, 1984.
20. Леонова, А.Б. Структурно-интегративный подход к анализу
функциональных состояний человека/ А.Б. Леонова //Вестник МГУ, серия 14, Психология, 2007, №1.-С.87-103.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. 2-е изд., стер. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. -352 с.
22. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека // В.И.Моросанова, И.В.Плахотникова, Е.А.Аронова и др.; под ред. В.И.Моросановой. М.: Психологический ин-т РАО, 2006.- 320 с.
23. Ловягина, А.Е. Психические состояния человека: учеб. пособие/ А.Е. Ловягина - СПб: СПбГУ, 2014. - 120 с.
24. Льдокова, Г.М. Психические состояния студентов в усложнённых
условиях учебной деятельности [Электронный ресурс] / Г.М. Льдокова, А,Н. Панфилов// Журнал «Концепт», 2013. - №1. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-sostoyaniya-studentov-v- uslozhnennyh-usloviyah-uchebnoy-deyatelnosti
25. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/Автор и составитель А.О.Прохоров. ПЕР СЭ, 2004. - 176 с.
26. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин JI.: Изд-во Ленинградского унив-та, 1983. - 167 с.
27. Панов, В.И. Психические состояния как объект и предмет психологического исследования / В.И. Панов // Мир психологии. - 1998. - № 2 (14). - С.20-35.
28. Платонов, К. К. Психические состояния / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев // Психология. М., 1977. С. 98—110.
29. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /под ред. Проф. А.О. Прохоров, 2004.
30. Прохоров, А.О. Интегрирующая функция психических состояний/ А.О. Прохоров // Психологический журнал, 1994. -Т.15.- № 3. -с. 136—146.
31. Прохоров А.О. Классификация психических состояний // Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т.Н.Васильева, Г.Ш.Габдреева, А.О.Прохоров / Под ред. проф. А.О.Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С.69-73.
32. Прохоров, А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ А.О. Прохоров - М.:ПЕР СЭ, 2009.
33. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции/ А.О. Прохоров, Казань, 1990.
34. Прохоров, А.О. Модель регуляции психических состояний/ А.О. Прохоров Серия «Психология». - Нижнекамск, 2002.
35. Прохоров, А.О. Определение понятия «психическое состояние// Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С. 34-39.
36. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции/ А.О. Прохоров, Казань, 1994.
37. Прохоров, А.О. Системно-функциональная модель регуляции психических состояний//Психология психических состояний: Сб.статей. Вып. 4. /Под.ред. проф. А.О.Прохорова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. - С.6-24.
38. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний:
феноменология, механизмы, закономерности/ А.О. Прохоров, М.: ПЕР СЭ,
2005. — 352 с.
39. Прохоров, А.О. Функциональная структура регуляции психических состояний/ А.О. Прохоров //Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. М., 2002. -Т. 9.- Вып. 2.
40. Прохоров, А.О. Психические состояния учителя и продуктивность урока [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1989/896/896049.htm
41. Прохоров, А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе взаимодействия на уроке [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/906/906068.htm
42. Прохоров, А.О. Особенности психических состояний младших
школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] / А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг - Режим доступа:
http://www.voppsy.ru/issues/1998/984/984042.htm
43. Прохоров, А.О. Рефлексивная регуляция психических состояний студентов в повседневных и напряженных ситуациях учебной деятельности [Электронный ресурс]/ А.О. Прохоров, А.В. Чернов - Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F1017660087/Statya.v.Grodno.2013.pdf
44. Психические состояния / (Хрестоматия) Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова, СПб., Издательство «Питер», 2000. - 512 с.
45. Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия // Сост. И. В. Герасимова. - Владивосток: ДВГМА, 2001.- 104
46. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Пособие для студентов и учителей / Ю.Е. Сосновикова -Горький: Издательство Горьковского госуд. института, 1975. 118 с.
47. Ставер, Т.Г. Особенности переживания студентами трудных
психических состояний в учебной деятельности [Электронный ресурс] / Т.Г. Ставер- Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2012/Psihologia/7_110451 .doc.htm
48. Фахрутдинова, Л.Р. Рефлексивный и бытийный слои психического состояния / Л.Р. Фахрутдинова, А.О. Прохоров // Журнал «Ученые записки Казанского университета». - Казань: Изд-во Казанского университета 2009. - т. 151, кн. 5, часть 1. - С. 227-239.
49. Чебыкин, А. Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность / А.Я. Чебыкин // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 4. - С. 135-141.
50. Чернов, А.В. Влияние рефлексии на психические состояния: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01.- Казань, 2013.- 184 с.
51. Чеснокова, И.М. К проблеме психических состояний личности / И.М. Чеснокова // Проблемы диагностики и управления состояниями человека-оператора. Тезисы науч. сообщ. Всесоюзной конф. М., 1984. - С. 111-113.
52. Шашкова, О.А. Особенности проявлений праксических
состояний студентов в учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] - Самара, 2007.- Режим доступа: http://nauka- pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-osobennosti-proyavleniy- praksicheskih-sostoyaniy-studentov-v-uchebnoy-deyatelnosti
53. Щербатых, Ю.В. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов/ Ю.В. Щербатых, А.Н. Мосина, Казань, 2008.
54. Юсупов, М.Г. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов: дис. . канд. психол. наук: 19.00.01. - Казань, 2009.- 187 с.
55. Яворовская, Л.Н. Проблема адаптации студентов-первокурсников к процессу обучения в вузе/ Л.Н. Яворовская - Харьков, 2003. - с.106-107.