Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №46678

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
680
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
1.1. Сущностно- содержательная характеристика понятий
«самоопределение», «профессиональное самоопределение» 9
1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников 22
1.3. Формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников 32
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионального самоопределения старшеклассников
2.1. Исследование особенностей профессионального самоопределения
старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) 43
2.2. Педагогическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников (формирующий этап эксперимента) 49
2.3. Результат констатирующего этапа: анализ и интерпретация 54
Выводы по 2 главе 59
Заключение 60
Список используемой литературы 68
Приложения

Актуальность исследования. Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования, является ориентация на старшей ступени образования на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [35]. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. И причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ, выполняя функции «свободного посетителя» социальных услуг. Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.
Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др.
Социальные опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют способами изучения индивидуальных возможностей, соответствия из избираемой профессии. Старшеклассники практически не имеют представления о психологических особенностях профессионального самоопределения [19]. Кроме того, отмечается негативная тенденция в несформированности профессиональных намерений, интересов у абитуриентов колледжей, профессиональных училищ и техникумов. В результате несформированости профессиональных интересов, отсутствия или недостаточной сформированность профессионального самоопределения обучающихся, происходит массовый отсев обучающихся уже на первых курсах, в дальнейшем такие выпускники не работают по специальности или с недостаточной профессиональной отдачей. Все это заставляет научное сообщество заниматься проблемами профориентации, формированием профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
Данной проблеме посвящены многие научные труды. Классические исследования в области профориентации принадлежат Е. А. Климову [17,18], И. С. Кону [20], А. Е. Голомштоку [10], Н. С. Пряжникову [29,30], А. Д. Сазонову [35,36], Н. Н. Чистякову [45,46].
Проблемами профессионального самоопределения занимались А.Н. Бобровская [5], Э.Ф. Зеер [12,13], Е.А. Климов [17] и др.
Вопросам профессионального самоопределения посвящены диссертационные исследования таких ученых, как А.А. Бобкова [4], В.А. Педан [25], Г.Н. Попкова [27], А.Э.Попкович [28], Ю. А. Птахина [32], Е.С.Чащина [43], Н.А. Шалимова [48], а студентов- В. А. Черниговский [44], С.Ф. Шляпина [50] и др.
Вместе с тем, можно констатировать, что данная проблема не изучены учеными в полной мере, отсутствуют единые подходы к формам и методам работы со школьниками в рамках профориентации, не разработаны единые механизмы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Актуальность исследования позволила сформулировать следующее противоречие: между необходимостью государства в специалистах со сформированными адекватными профессиональными намерениями и планами, наличием реалистического образа себя как профессионала, позитивным отношением к профессионально- трудовой среде и обязанностям, с одной стороны, и отсутствием единых форм и методов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, с другой стороны.
Исходя из выдвинутого противоречия, мы можем сформулировать проблему исследования: каковы содержание, формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы работы: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников».
Цель исследования: определить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность форм и методов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: содержание, формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования: формирование профессионального самоопределения старшеклассников будет эффективным, если:
- при организации данного процесса опираться на сущностные характеристики понятия «профессиональное самоопределение»,
- учитывать специфику формирования профессионального самоопределения старшеклассников,
- теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность содержания, форм и методов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностную характеристику понятиям «самоопределение», «профессиональное самоопределение».
2. Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Выявить эффективные формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников и разработать на этой основе программу тренинга «Выбираем профессию» .
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной программы формирования профессионального самоопределения у старшеклассников.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение научной литературы по исследуемой проблеме.
2.Эмпирические методы: тестирование, педагогический эксперимент.
3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ). Педагогический эксперимент по формированию профессионального самоопределения подростков проходил на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Вахитовского района г. Казани.
В исследовании участвовало 26 обучающихся в возрасте 15-16 лет.
Теоретико-методологические основы исследования:
-на философском уровне: о социальной сущности человека, о личности, ее целостности и возможностях самореализации; о роли труда в развитии личности; о сущности ценностей, их роли в личностном становлении и функционировании социальной сферы (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.М. Миронов, Н.З. Чавчавадзе и др.)
-на общенаучном уровне: (М.В. Богуславский, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Д.А. Новиков и др.);
-на научно-педагогическом уровне: теоретические основы профессионального становления личности (Б.Ф. Ломов, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков и др.); основы профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, идеи трудового обучения и воспитания (Е.А. Климов, В.В. Сериков,С.Н. Чистякова, К.Д. Ушинский и др.).
-на психолого-педагогическом уровне: основы личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.А. Леванова, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи психологов гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др.)
Фундаментальные исследования по проблеме профессиональной ориентации старших школьников, профессионального самоопределения отражены в исследованиях (Е.А. Климова, А.В. Полякова, Н.С. Пряжникова, Н.Ф. Родичева, А.Д. Сазонова и др.).
Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково- теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы исследования в педагогической и психологической литературе; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно- экспериментального исследования.
На втором (опытно- экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования: апробирована программа «Выбор профессии», ориентированная на детей старшего подросткового возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: разработано содержание программы тренинга «Выбираем профессию», ориентированной на детей старшего подросткового возраста и направленной на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования и подобранные формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, могут быть использованы психологами, педагогами общеобразовательных учреждений для организации профпросвещения старших подростков, формированию профессионального самоопределения, а также родителями старших подростков.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнения, поскольку научное сообщество обеспокоено проблемами профориентации, формированием профессионального самоопределения у школьников, поскольку в результате несформированости профессиональных интересов, отсутствия или недостаточной сформированность профессионального самоопределения обучающихся, происходит массовый отсев обучающихся уже на первых курсах. В дальнейшем такие выпускники не работают по специальности или с недостаточной профессиональной отдачей.
В рамках нашей работы вызывает интерес проблема психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры школьников, как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение профессионального сопровождения старшеклассников психологами в сфере в образовании. Для ее решения нами были поставлены некоторые задачи, решение которых мы осуществляли.
Первой нашей задачей стало -дать сущностную характеристику понятиям «самоопределение», «профессиональное самоопределение».
Мы выяснили, что П.Г.Щедровицкий смысл самоопределения определяет, как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную жизненную стратегию, умение постоянно переосмысливать собственную сущность.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Самоопределение понимается также как сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях.
Решая вторую задачу, мы изучили особенности профессионального самоопределения старшеклассников и выяснили следующее.
-Старший школьный возраст отличает устремленность в будущее. Идет решение жизненно важных вопросов - кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Потребность обращаться к будущему считается возрастной особенностью юношеского возраста.
-Период становления личности от 15-17 лет связан с развитием социальной активности и социальной ответственности. В этом возрасте идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к самореализации, что обостряет потребность юношества занять позицию какой - либо социальной группы, определенные гражданские позиции, обуславливая появление нового поворотного узлового рубежа социального движения - «я - общество».
-С профессиональным самоопределением непосредственно связано самоопределение личностное. Вопрос: «Кем я буду?» - обычно сливается с вопросом: «Каким я буду?». Описывая свои поиски жизненного пути, старшеклассники часто останавливаются на втором аспекте. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
-Для успешной реализации задач профессионального самоопределения учащиеся нуждаются в определенных знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях. Необходимо также умение объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личностные качества с требованиями профессионального труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности.
-Важно в работе с подростками информировать их про особенности различных профессий, но и факторы, влияющие на выбор профессии: Позиция старших членов семьи; Позиция товарищей, подруг (сверстников); Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя; Личные профессиональные планы; Способности; Уровень притязаний на общественное признание; Информированность; Склонности проявляются и формируются в деятельности.
-Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений.
-Формирование самооценки, ее полноты и адекватности - одна из задач профессиональной ориентации. Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей - все это будет способствовать формированию объективной самооценки.
-В 9 - 11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера.
-Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции». К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности психической функции планирования.
Решение третьей задачи предполагало рассмотрение основных форм и методов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Мы будем в своем исследовании придерживаться второго подхода, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку выпускника к осознанному адекватному выбору профессии, приобретению профессии и закреплению себя в ней.
В основном психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения сводится к профориентационной работе для учащихся 9-10 классов. То есть такая работа начинается в 9 классе и ведется по трем направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональное консультирование.
В нашем исследовании субъектами психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников стал психолог в сфере образования.
В процессе формирования самоопределения старшеклассников используются следующие формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессиональной самоориентации старшеклассников-лекции, беседы, Профориентационные игры с классом, Игровые профориентационные упражнения, Карточные профконсультационные методики, Активизирующие профориентационные опросники, Бланковые игры с классом, Ценностно-смысловые опросники, экскурсии на предприятия, посещения промышленных выставок, встречи со специалистами, сочинение на тему «Моя будущая профессия», ролевая игра и т.д.
Четвертой задачей нашего исследования было- осуществить опытно-экспериментальное исследование по формированию профессионального самоопределения у старшеклассников.
В исследовании участвовало 26 обучающихся в возрасте 15-16 лет : МБУДО «Центр детского творчества» Казани. В качестве диагностического материала, нами использовались следующие методики: Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, Опросник Дж. Холланда (Голланда), Анкета профессиональных склонностей.
Результаты исследования по методике Е.А. Климова говорят о том, что для школьников не характерно четко выраженное предпочтение к тому или иному виду деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Тот факт, что у школьников диагностированы предпочтения и склонности к нескольким видам деятельности, можно охарактеризовать несформированностью профессиональных интересов и склонностей у большинства обучающихся.
По методике Дж.Холланда, мы получили, что в данной группе у подростков преобладает интеллектуальный тип личности - 30,8%. У 26,9 % старшеклассников диагностирован артистический тип. К социальному и реалистическому типам личности относятся равное количество обучающихся (19,2%). 15,4 % обучающихся относится к конвенциональному типу, относятся к предприимчивому типам (11,5%) старшеклассников.
Вызывает тревогу тот факт, что у некоторых детей выражены несколько типов социальной направленности, что также говорит о неустойчивом отношении к выбору профессии у старшеклассников.
Для определения интересов обучающихся к учебным предметам и склонностям к определенным видам деятельности, было проведено анкетирование по третьей методике. В данной группе у подростков различные предпочтения к тому или иному выбора профессии. Причем предпочтения и интерес к предметам никак не связан с будущей профессией.
Поскольку профессиональное самоопределение в данной группе не сформировано, нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения старшеклассников. Психолого¬педагогическое сопровождение предполагало: выявление интересов и склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики; участие в проведении занятий с учащимися программы тренинговых занятий «Выбираем профессию».
В нашем исследовании субъектами психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников стал психолог в сфере образования, который реализовывал нашу программу тренинговых занятий.
Цель программы состоит в формировании у школьников готовности к выбору профессии, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей, анализу профессий и принятию решения на основе сопоставления этих двух типов знаний и сознательного выбора профиля обучения в старшей школе.
Основные задачи: актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить системой сведений о мире современных профессий; развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Программа ориентирована на широкое применение активных форм проведения занятий: лекции, беседы, профориентационные игры с классом, игровые профориентационные упражнения, активизирующие
профориентационные опросники, карточные профконсультационные методики, ролевая игра. Их использование помогает школьникам боле глубоко усвоить теоретические знания, получить первый опыт применения своих знаний при проведении практических работ и тренингов, облегчает и ускоряет освоение данного предмета.
Данный тренинг профессионального самоопределения включает три блока:
• Первый блок рассчитан на формирование образа-Я участников группы путем самоанализа и получения обратной связи;
• Второй блок посвящен расширению представлений учащихся о мире разнообразных профессий, о требованиях к личности представителей той или иной профессии;
• Третий блок предназначен для соотнесения собственных личностных качеств, образа-Я участников группы с различными профессиями, для профессионального самоопределения учащихся.
Первый блок включает первые три занятия, второй - следующие два занятия и третий блок - последние три занятия.
Контрольный этап исследования начался с повторной диагностики по тем же методикам, о которых было заявлено ранее.
Так по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)» мы получили позитивные изменения в профессиональных предпочтениях обучающихся. Если до формирующего этапа школьники склонялись к нескольким видам деятельности, соответствующих разным типам профессии. То после формирующего этапа у школьников интерес к будущему типу профессии стал более выражен, т.е. у каждого школьника стала проявляться склонность только к одному типу профессии. Больше всего старшеклассников -38,5 %, чьи профессиональные предпочтения связан с типом профессии Человек- человек. 34,7 старшеклассников склоняются к типу Человек- техника, 19,2 %- человек- художественный образ.
По второй методике также произошли позитивные изменения. Результаты, представленные на диаграмме, говорят о том, что обучающиеся стали больше проявлять социальный и реалистические типы.
Мы можем констатировать, что произошли количественные изменения в предпочтениях к школьным предметам по третьей методике. Результаты говорят о том, что учащиеся стали интересоваться тем учебным предметом, который коррелирует с их типом профессии и профессиональными склонностями. Например, старшеклассники, у которых диагностирована склонность типу профессии «человек-человек» и социальный тип, согласно результатам по третьей методике стали интересоваться педагогикой и всем, ч о касается сферы обслуживания.
Старшеклассники, склонные к типу профессии «человек- техника» и относящиеся к реалистическому типу, стали интересоваться такими предметами, как математика, техника.
Далее, результаты исследования подвергались статистической обработки при помощи углового преобразования Фишера. Были выявлены достоверные различия по таким показателям как: «интеллектуальный тип» фэмп =3,78 (р=0.01); «социальный тип» фэмп =1,9 (р=О.05); «склонность к группе профессий типа человек-человек» фэмп =3,97 (р= 0.01), «склонность к группе человек- знаковая система» фэмп = 3, 842 (р= 0.01). По остальным показателям достоверных различий не было выявлено.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась полностью.



1. Алтенова Г. С., Тодышева Т. Ю. Психолого-педагогическое
сопровождение профессионального самоопределения старших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 868-871. — URL
https://moluch.ru/archive/103/23779/(дата обращения: 15.04.2018).
2. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении// Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
4. Бобкова А. А. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников гимназии: автор. дис. ... кан. пед.наук : 13.00.02. - Москва, 2012. - 23 с.
5. Бобровская А. Н. Профессиональное самоопределение
старшеклассника в проектной деятельности : автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01 / Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2006. - 24 с.
6. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия.- М.: Знание, 1991.- 80 с.
7. Бурцева И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой образования// Народное образование. - 2004. - №4. - С. 136-142.
8. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие. - М.; Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального института: МОДЭК, 2004.
- 463 с.
9. Винокурова Г.А., Яшкова А.Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения// Молодежь и общество. - 2006. - №3.
- С. 78-123.
10. Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитат. концепция проф. ориентации.-М.:Педагогика, 1979.- 160с.
11. Думенко Г.А. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема [Электронный документ]//http://science.ncstu.ru
12. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - [5-е изд., перераб., доп.]. - Москва : Акад. проект: Мир, 2008. - 329 с.
13. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 192 с.
14. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи// Народное образование. - 2007. - №6. - С. 239-242.
15. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века).- СПб.: "Петербург - XXI век", совместно с ЗАО "Пресс- Атташе", 1997. - 160 с.
16. Карацуба Т. Профессиональные ориентации единственных детей в семье// Прикладная психология. - 1998. - №5-6. - С. 60-67.
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. - 512 с.
18. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983.- 96 с.
19. Климов Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы.- 2-е издание, дополненное и доработанное. - Москва: Просвещение, 1990. - 159 с.
20. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 336 с.
21. Кондратьев П.В. Психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения учащихся в условиях предпрофильной подготовки [Электронный документ] //http://www.sch675.edusite.ru
22. Концепция модернизации российского образования на период до 2020. //http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocs/%D0%9A%D0%BE%D0%BD %D 1 %86%D0%B5%D0%BF%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F%20%D 1 %80%D0%B 0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1 %82%D0%B8%D 1 %8F%20%D0%BE%D0 %B1 %D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0 %B8%D1%8F%20%20%D0%A0%D0%A4%20%D0%B4%D0%BE%202020%2 0%20%D0%B3.pdf
23. Лернер П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся// Народное образование. - 2007. - №5. - С. 86-92.
24. Павличенко Е. Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса// Воспитание школьников. - 2006. - №1. - С. 33¬36.
25. Педан В.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2017. - 27 с.
26. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: Высш. шк.,1989 - 272 с.
27. Попкова Г. Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: автореферат дис.... кан. пед. н.: 13.00.01.
- Улан-Удэ, 2013. - 25 с.
28. Попович А. Э.Профессиональное самоопределение старшеклассников
в педагогическом процессе общеобразовательной школы: автореферат дис. ...
д. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2012. - 48 с.
29. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2006. - 288 с.
30. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.— 400 с.
31. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. - 8-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
32. Птахина Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений : автореферат дис... кан.пед. н.:13.00.01. - Кемерово, 2016. - 22 с.
33. Рассказова Е., Цыганов С. Ориентация на профориентацию// Здоровье детей. Первое сент. - 2007. - №2. - С. 34-36.
34. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: ВЛАДОС - Пресс, 2003. - 333 с.
35. Сазонов А.Д., Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: Высшая школа, 1989.- 272 с.
36. Сазонов А. Д. Теория и практика профессиональный ориентации школьников : дис.... д. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 1978. - 425 с.
37. Симонян Р., Кобелева, Л. Профессиональное самоопределение учеников малокомплектной школы// Народное образование. - 2007. - №7. - С. 96-97.
38. Словарь по профориентации и психологической поддержке [Электронный документ] //http://vocabulary.ru
39. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 - 800 с.
40. Современный психологический словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490 с.
41. Соловцова Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность// Народное образование. - 2006. - №8. - С. 189-192.
42. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 / Под ред. проф. Д. Ушакова. - М.: ТЕРРА, 1996. - 752 с.
43. Чащина Е. С. Комплексное сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: на примере сельской профильной школы: автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.0. - Чита, 2008. - 22 с.
44. Черниговский В. А. Профессиональное самоопределение студентов технического университета: дис.... кан. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2006. - 155 с.
45. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения// Педагогика. - 2005. - №1. - С. 19-23.
46. Чистякова С., Родичев Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению// Народное образование. - 2006.- №9. - С. 152-156.
47. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.-М.: Педагогика, 1981. - 96 с.
48. Шалимова Н. А.Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях старшей школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.0. - Кострома, 2012. - 26 с.
49. Шамбарова И., Митина, Т. Профориентационная работа в гимназии// Воспитание школьников. - 2004. - №4. - С. 33-37.
50. ШляпинаС.Ф.Педагогическое сопровождение профессионального само определения студентов вуза: автореферат дис... кан. пед. наук: 13.00.01. - Тюмень, 2008. - 25 с.
51. Шубочкина Е. Профильное обучение: как решаются проблемы профессиональной ориентации школьников// Народное образование. - 2007.- №1. - С. 152-154.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ