Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие креативности детей младшего школьного возраста

Работа №46676

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
826
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития креативности детей младшего школьного возраста
1.1. Сущностно - содержательная характеристика понятия «креативность» 7
1.2. Возрастные особенности развития креативности у младших школьников 17
1.3. Методы и формы развития креативности у детей младшего школьного возраста 30
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития креативности детей младшего школьного возраста
2.1. Организация и методика исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента 46
2.3. Описание формирующего этапа и анализ результатов контрольного
этапа эксперимента 51
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложение 


В истории психодиагностики проблема творчества и креативности всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были креативные личности, так как они определяют прогресс человечества и всегда существовала проблема измерения творческих способностей. Младший школьный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому развитие креативности - одна из главных задач воспитания.
Говоря о специфике детской креативности, следует заметить, что в настоящее время в среде отечественных педагогов и психологов креативность рассматривается как создание человеком (ребенком) нового, значимого только для конкретного лица продукта. Именно субъективность детской креативности является его отличительной чертой.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества [17; 62; 71].
Анализ состояния данной проблемы в педагогической теории и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью развития личности младшего школьника, обладающего высоким креативным, творческим потенциалом, и недостаточной разработанностью форм и методов развития креативности.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития креативности младших школьников?
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания форм и методов развития креативности младших школьников.
На основе представленной цели мы выбрали тему исследования: «Развитие креативности детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: процесс развития креативности младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы, методы развития креативности учащихся младших классов.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития креативности младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «креативность»;
- учитывать возрастные особенности развития креативности младших школьников;
- выявить основные формы и методы развития креативности младших школьников;
- разработать и апробировать развивающую программу по развитию креативности младших школьников «Студия творчества».
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические характеристики понятия «креативность».
2. Выявить особенности развития креативности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать формы и методы развития креативности младших школьников.
4. На основе выявленных форм и методов разработать содержание программы развития креативности младших школьников и проверить в опытно-экспериментальной работе её эффективность.
Методологическую основу исследования составили: психологические и педагогические концепции в отечественной, зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие концептуальные положения творческого, дивергентного, креативного мышления (Я.А. Пономарев, А. Рошка, Р. Томпсон) [57; 64; 65], развитие креативности в младшем школьном возрасте (Е.И. Банзелюк, Л.Ф. Обухова, М.С. Семилеткина, М.И. Фидельман, В.С. Юркевич) [6; 56; 66; 73; 81], методические приемы и формы развития креативности младших школьников (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов) [ 33; 41; 55].
Методы исследования:
1) теоретические методы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция;
2) эмпирические методы: эксперимент, тестирование (первый, второй, третий субтесты фигурной батареи тестов творческого мышления Э.П. Торренса);
3) статистические методы: меры центральной тенденции (Md, Me, хср), параметрический критерий t- Стьюдента для независимых и зависимых выборок, критерий знаков G.
Опытно-экспериментальная база исследования: Автономная не коммерческая общеобразовательная организация "Образовательный центр "Лобачевский" г. Казани. В эксперименте приняли участие две группы 2 класса в количестве 26 человек, возраст - 9-10 лет. Количество учеников и в контрольной, и в экспериментальной группе составило - 13 человек. Исследование проводилось с 9 декабря 2017 года по 12 марта 2018 года.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях школы, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и методической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с младшими школьниками с целью развития у них креативности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилось систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития креативности младших школьников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике образовательных учреждений учителями начальных классов в профессиональной деятельности.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив проблемы развития креативности в отечественной и зарубежной психологии, можно отметить, что конкретного определения креативности нет. Рассмотрев концепции различных авторов на определение сущности креативности, мы констатируем следующее: креативность - это один из видов мышления, который характеризуется созданием субъективно нового продукта и разнообразной деятельностью по его созданию; креативность - это способность продуцировать новые идеи и находить необычные способы решения задач.
В нашей научно-исследовательской работе мы придерживаемся параметров креативности, предложенных Э.П. Торренсом: беглость (легкость) - скорость выполнения заданий теста; оригинальность - минимальная частота встречаемости предложенного ответа в однородной группе; разработанность - способность добавлять новые детали в созданный творческий продукт; гибкость - способность переключаться от одного класса объектов к другому в ходе выполнения заданий.
Креативность является источником новых технологий, новых индустрий, новых ресурсов преуспевания и многих других экономических благ, поэтому ее ценят все выше и стараются поощрять и использовать при помощи различных приемов. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, опорой на исследовательскую деятельность учащихся, способных самостоятельно принимать нестандартные решения, обуславливает необходимость обратить особое внимание на формирование креативности в процессе обучения.
На сегодняшний день в методической и педагогической литературе можно выделить немало форм, методов и приемов развития креативности учащихся младших классов. Но также нельзя не заметить, что нет достаточного количества специально разработанных программ по развитию креативности младших школьников. Нами была разработана и апробирована программа, которая является решением данной проблемы, в которой использованы такие методы, приемы и формы как игры (сюжетно¬ролевые, дидактические), упражнения, приемы ТРИЗ (составление творческих рассказов с точки зрения какого-либо объекта).
Практическая часть нашего исследования проводилась в двух группах учащихся 3 классов АНО ОЦ «Лобачевский» в количестве 26 человек. Возраст учеников - 9-10 лет, в каждой выборке - 13 человек.
Исследование было проведено в три этапа.
На констатирующем этапе нами были определены исходные значения исследуемых показателей с помощью теста креативности Э.П. Торренса, которая представляет собой задания «Нарисуйте картинку», «Закончи рисунок» и «Повторяющиеся линии». Нами были использованы меры центральной тенденции и параметрический t-критерий Стьюдента для независимых выборок, с помощью которых мы доказали, что обе выборки имеют нормальное распределение и не имеют отличий по результатам.
Второй этап - формирующий эксперимент - был направлен на развитие креативности младших школьников. Для реализации поставленной цели нами была разработана развивающая программа под названием «Учимся волшебству», которая включает в себя 20 занятий. В ходе реализации программы было замечено, что произошли качественные изменения не только в развитии креативности. Дети стали более активно участвовать в занятиях, перестали бояться проявлять себя в работе. Также было замечено развитие памяти, воображения, внимания у детей.
На третьем этапе нами проводился количественный анализ развития креативности младших школьников с помощью параметрического t- критерия Стьюдента для зависимых выборок: сравнивались результаты исследования в контрольной и экспериментальной группы до и после реализации развивающей программы. Согласно итогам, достоверный сдвиг наблюдается в экспериментальной группе по шкалам «оригинальность» и «разработанность». По шкале «гибкость» есть незначительные изменения. В контрольной группе не было доказано развитие параметров креативности. По шкале «беглость» у обеих групп высокие показатели, но из- за того что этот критерий не является специфическим, мы можем говорить лишь о частичном подтверждении гипотезы исследования.
Разработанная и апробированная нами программа развития креативности младших школьников «Студия творчества» может использоваться учителями во внеклассовых занятиях.



Айбатыров К.С. Современные научно-педагогические представления о креативности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - №2. - С. 57-62.
Айбатыров К.С., Харченко Л.Н. Моделирование занятия со студентами, ориентированного на формирование креативности / Известия ВГПУ. - 2014. - №4 (89). - С. 76-80.
Айбатыров К.С., Айбатырова М.А. Динамика креативности преподавателя вуза в профессиогенезе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - №1. - С.50-57.
Алейников А.Г. О креативной педагогике / Вестник высшей школы. - 1989.- №12. - С. 29-34.
Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб.: Питер, 2006. - 268 с.
Банзелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет / Е.И. Банзелюк // Вопросы психологии - №3 май-июнь 2008.- С. 55-61.
Бегалиева С.Б. О креативности как об устойчивой характеристике личности / Успехи современного естествознания. - 2015. - №1- 5. - 847- 849 с.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
Беляева Е.Н. Развитие креативности в сензитивный период / /КПЖ. - 2009.
- №4. - С. 65-71.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
Большова А.Ю. Креативность в интерпретации поэтического текста // Educatio. - 2015. - №6(13)-3. - С. 58-61.
Боровинская Д.Н. Экономические и культурные основания креативности // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2014. - №388. - С. 47-53.
Боровинская Д.Н. Зарубежный опыт исследований креативности в XX в. // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011. - №348. - С. 42-46.
Боровинская Д.Н. К вопросу о классификации теорий креативности // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2014. - №385. - С. 50-56.
Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. -
Волгоград: Перемена, 2001. - 181с.
Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2002. - С. 15.
Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 390 с.
Годфруа Ж. Психология. - М.: Мир, 1992. - 436 с.
Голованова А.А. К проблеме диагностики социальной креативности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - №1. - С. 7-12.
Горбанева Л.В. Развитие профессиональной креативности будущих учителей физики // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7 (19). - С. 174-178.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер, 2008. - 456 с.
Дегтярев С.Н. Креативность и интуиция в аспекте развивающего обучения // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №5. - С. 125-129.
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб: Питер, 2011. - 512 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учеб. для вузов. - М.: Норма, 2005. - 624 с.
Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. - 2014. - №1. - С. 42-47.
Зайнуллин Ф.Н. Формирование креативности у старших школьников // СИСП. - 2012. - №10 (18). - С. 30.
Зорин С.С. Изобразительное искусство в школе // Искусство и образование. - 2006. - №3(4). - С. 28-29.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - .: Питер, 2009. - 434 с.
Канащенкова В.В. Подходы к исследованию феномена художественное мышление // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - 3 (6). - С. 143-146.
Канащенкова В.В. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - 2 (5). - С. 104-108.
Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Киреенко - М.: АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
Клементьева М.В. Предпосылки развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказочных текстов: дис. канд. психол. наук. - М. 2004. - 217 с.
Куриленко И.В. Диагностика креативности в современном образовании // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №15. - С. 67-69.
Кузин B.C. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школы: пособие для учителя / В.С. Кузин, Э.И.
Кубышкина, Т. Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1988. - 108 с.
Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. - М.: Просвещение, 1971. - 144 с.
Кыштымова И.М. Креативность школьников: психосемиотический подход : автореф. дис. д-ра псих. наук. - М., 2009. - 44 с.
Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст «развитие». - Ульяновск, 2004. 194 с.
Левин И.Л. Систематизация принципов креативного образования // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 5 (24).
Леман Г. Возраст и творчество. - М.: Наука, 1953. - 327 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд. - М.:
Политиздат, 1977. - 304 с.
Леонтьева Т.В. Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - №1 (26). - С. 127.
Леонтьева Т.В. Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков // Вестник казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №2. - С. 62- 65.
Леонтьева Т.П. Опыт и перспективы применения видео в обучении иностранным языкам // Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе: материалы респ. конференции. - Минск, 1995. - С. 78.
Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление / Хрестоматия общей психологии. Психология мышления: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Издательство Московского университета, 1981.- 56-70 с.
Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -182 с.
Ломов С.П. Изобразительное искусство. 3 класс. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2010. - 148 с.
Любард Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности: Пер. с фр. - М.: Когито- Центр, 2009. - 215 с.
Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Питер, 1999. - 432 с.
Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Альпина
Диджитал, 2011. - 590 с.
Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества /
Перевод с английского. — Львов: Инициатива; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001 — 128 с.
Мороз В.В. Креативность междисциплинарный феномен человекознания // Вестник ОГУ. - 2012. - №2 (138). - С. 155-160.
Ободникова И.А. Психолого-педагогические подходы к определению креативности // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - №1-1. - С. 125-127.
Обухова Л. Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного
мышления в детском возрасте: учебное пособие. - М.: Изд-во Московского университета, 1994. - 80 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 2000. - 757 с.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М: Академия, 2007. - 576 с.
Плевако С.В. Феномен креативности в современном коммуникативном пространстве // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2010. - №3. - С. 193-195.
Пономарёв Я.А. Психология творчества - М.: Наука, 1976. - 304 с.
Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общ ред. В.Н Дружинина. СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
Реут Д.В. Сладкое проклятие креативности / Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001): труды 1-й междунар. конф. Москва, 11-12 октября 2001 г. Т. 3. - М.: Институт проблем управления РАН. - 91-123 с.
Ручкова Н.А., Тугушев И. Психолого-педагогические технологии формирования креативности в сфере общения // Science Time. - 2015. - №5 (17). С. 388-392.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.:
Прогресс, 1994. - 480 с.
Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990 - №1. - С. 164-168.
Рошка А. Творческое мышление. Пути его определения и развития - М.: Наука, 1971. - 335 с.
Свеницкий А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2011.
- 512 с.
Семилеткина М.С. Исследования особенностей мотивационно смысловой сферы детей с различным уровнем креативности: Автореф. дис. ... канд. наук. М., 1998.
Степанов А.А. Креативность и концепции научно-технического творчества // Вестник ТГПУ. - 2012. - №2. - С. 231-234.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 704 с.
Сырникова Н.А. Интеллект, креативность и специальные способности // Вестник НовГУ. - 2014. - №79. - С. 103-106.
Сырникова Н.А. К вопросу о механизмах интеллекта // Психологические исследования интеллекта и творчества: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А.Пономарева и В.Н.Дружинина, ИП РАН, 7—8 октября 2010 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 35-37.
Теплов Б.М. Способности и одаренность / Теплов Б.М. Избр. труды: Т.1. - М.: Педагогика, 1985. - 536 с.
Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ.; Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. - М.: Прогресс, 1990. - 718 с.
Фидельман М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. .канд. наук. - М., 1994. - 16 с.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 840 с.
Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-XXI, 2005. - 421 с.
Хомутова Н.Н. «Креативность» и «Творчество» личности в обществе инноваций // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - №3. - С. 92-97.
Цибулина К.Ю. Развитие креативности будущих учителей математики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №7-3. - С. 10-12.
Черкасова Л.Л. Сферы креативности и индивидуальные ценности Ш. Шварца // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №2. - С. 15.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология):учеб. пособие под ред. Н.А. Баранова/ И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
Шило Т.Б. Особенности развития вербальной креативности у школьников // ЧиО. - 2014. - №2 (39). - С. 157-161.
Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности / Основные современные творчества и одаренности. - М., 1997.
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинт, 1997. - 224 с.
Ярыгин О.Н., Рудаков С.С. Креативность в аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №2. - С. 347-352.
Barron F. Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge, 1988. - Р. 76- 98.
Guilford J.P., The nature of human intelligence, - 1967.
Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity //The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge, 1988. - Р. 99-124.
Torrance tests of creative thinking. // Normstechnical manual. -Lexington, 1974.
Wallach M.A. Creativity // Carmichael’s Manual of Child Psychology. - N.Y.: 1970. P. 1211-1272.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ