Введение 3
Глава 1. Общая характеристика права на обращение граждан в государственные органы 6
1.1. Понятие, сущность, содержание права граждан на обращение в
органы государственной власти 6
1.2. Становление и развитие в России института обращений
граждан 16
1.3. Законодательные основы права граждан на обращение в органы
государственной власти в Российской Федерации 28
Глава 2. Механизм реализации права граждан на обращение в органы государственной власти 31
2.1. Система органов государственной власти, обеспечивающих право
граждан на обращение 31
2.2. Формы реализации права на обращение в государственные органы
и их виды 49
2.3. Гарантии реализации права 65
Заключение 70
Список используемой литературы 73
Конституционной целью развития публичной власти в Российской Федерации на современном этапе является формирование демократического правового государства. Традиционно, демократическим признается такое государство, в котором источником власти является народ, и, кроме этого, основные права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, определяют смысл и содержание деятельности органов публичной власти. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что «ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан» .
Важнейшее место в системе основных прав и свобод человека и гражданина принадлежит праву на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, закрепленному в статье 33 Конституции РФ. Это объясняется тем, что указанное право служит, с одной стороны, способом доведения до власти интересов и потребностей народа, а также способом участия в управлении делами государства, а с другой - средством защиты прав и свобод человека и гражданина.
До 2006 года регулирование реализации права граждан на обращения в органы публичной власти осуществлялось множеством подзаконных нормативно-правовых актов. Принятие 2 мая 2006 г. федерального закона № - 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской
Федерации» (далее ФЗ от 02.05.2006 № 59) явилось фактором, стимулирующим дальнейшее развитие данного права и, соответственно, обуславливающим его последующее научное изучение. Однако принятым законом не учтены некоторые современные тенденции в сфере исследуемых отношений: прежде всего это относится к регулированию реализации коллективных форм права на обращения, которые выступают легитимными механизмами оказания воздействия на власть. Кроме того, остались обойденными вниманием законодателя отдельные аспекты реализации права на обращения в органы публичной власти. Так, например, в законе отсутствуют положения о возможности реализации права на обращение через представителя, не проводится дифференциация сроков рассмотрения обращений, не предусмотрены конкретные виды ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан .
Значимость права граждан на обращения в органы публичной власти и проблемы в нормативно-правовом регулировании его реализации, а также развитие данного института и популяризация его среди населения предопределили выбор темы исследования.
Проблемы права граждан на обращение неоднократно анализировались отечественными и зарубежными учеными — юристами. Попытки анализа этого института предпринимались как специалистами, так и учеными.
Общетеоретической основой исследования права граждан на обращения в РФ послужили работы таких отечественных ученых правоведов как: М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Ю.А. Дмитриев, Е.И. Козлова, В.В. Комарова, О.Е. Кутафин, Г.И. Тункин, С.В. Черниченко, В.Е. Чиркин и другие. Вопросы, связанные с правом граждан на обращение все более актуализируются. Им посвящено множество публикаций в журналах, газетах, интернет-сайтах. В этой связи следует отметить работы А. Н. Аринина, О.Н. Булакова, В.В. Голубева, А.П. Любимова, Э.А. Памфиловой, Н.Ю. Хаманевой и многих других.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации права граждан на обращения в органы публичной власти.
Предмет исследования составили закономерности, определяющие содержание юридических норм, регулирующих реализацию конституционного права граждан на обращения в органы публичной власти, а также проблемы теории и практики реализации данного права.
Целями работы являются: комплексный анализ права граждан на обращения в органы публичной власти и механизма его реализации; выявление и разрешение актуальных теоретических и практических проблем, возникающих в процессе реализации данного права.
Исходя из указанных целей, были поставлены следующие теоретические и научно-практические задачи:
• исследовать становление и развитие права граждан на обращения в органы публичной в России;
• рассмотреть сущность и содержание права граждан на обращения в органы публичной власти, а также его понятие и признаки;
• проанализировать действующее законодательство, регулирующее реализацию права граждан на обращения в органы публичной власти;
• рассмотреть механизм правового регулирования реализации права граждан на обращения в органы государственной власти;
• исследовать правовые формы реализации права граждан на обращения в органы публичной власти;
• рассмотреть данные о тенденции обращений граждан в государственные органы за последний год по данным государственных органов власти.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что рассмотрение темы «Право на обращение в органы государственной власти» является актуальным в условиях становления правового государства, а также повышения сознательности гражданского общества. Однако, несмотря на увеличение процента активности граждан, которые желают участвовать в управлении государством, рычаги воздействия, а именно, институт права на обращение , не имеют достаточной развитости, а также не обладают необходимыми гарантиями за неисполнение. Это происходит из-за того, что Российская Федерация далека от формально продекларированного демократического государства. Ведь представляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.
Не вызывает сомнений и спора огромная значимость института обращений граждан в системе публичного управления. Комплекс осуществляемых данным институт функций важен и незаменим. Но для нормального и эффективного функционирования административного производства по обращениям граждан необходимо создать и развивать целую систему гарантий. Особое место в этой системе отводится юридическим гарантиям.
Широкий спектр проблем, связанных с реализацией конституционного права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, требует комплексного подхода. Только принятие системных мер способно поднять институт обращений граждан на качественно более высокий уровень, обеспечивающий удовлетворение современных потребностей и отвечающий современным правовым стандартам и требованиям. Поэтому принятие Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является важным и значимым шагом, но далеко недостаточной мерой для разрешения комплексной проблематики института обращений граждан. Федеральный законодатель, к сожалению, отказался от юридической преемственности разработок советского законодательства и достижений советской юридической мысли. Это, в свою очередь, дало право заключить, что упомянутый закон носит преимущественно декларативный характер. Закон № 59-ФЗ практически не содержит действенных правовых механизмов, являющихся юридическим гарантиями института обращений граждан, обеспечивающих его правое качество.
Указанная выше ситуация в нормативно-правовой сфере регулирования общественных отношений, связанная с реализацией конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, заставила уделить особое внимание в работе направлениям совершенствования административно-процедурного механизма обращений граждан.
Юридическая ответственность за нарушение законодательства в сфере реализации права граждан на обращение -важная правовая гарантия действенности рассматриваемого института. Разработка и установление механизма юридической ответственности за нарушение в сфере производства по обращениям граждан — очевидное направление модернизации института.
Наличие общих потребностей граждан, а также данные органов власти по количеству обращений и тенденции к росту обращений граждан в государственные органы, создаёт почву для возникновения идеи о возможности и целесообразности составления общероссийских отчётов по работе с обращениями граждан, необходимых для выработки национальной политики, принятия консолидированных мер и решений, направленных на эффективное решение насущных социальных проблем.
Однако думается, что ключевая проблема производства по обращениям граждан состоит в исполнении принятого по обращению решения. К сожалению, об этом фактически ничего не говорится в специальной юридической литературе. Следовательно можно говорить о новизне даже самой постановки вопроса. Колоссальное значение именно механизма исполнения решения по обращению обусловлено тем, что граждане, в конечном итоге, всё-таки нуждаются в конкретном результате, а не просто в мотивированном ответе. Представляется, что создание указанного механизма - весьма перспективное направление совершенствования процедурной составляющей института обращений граждан.
Таким образом, в настоящее время институт обращений граждан характеризуется широким спектром научных и практических проблем, требующих комплексного подхода и неотложного решения. Следует признать, что важную роль в обеспечении эффективности работы производства по обращениям граждан играет система гарантий данного института. При этом одной из базовых юридических гарантий выступает регламентированный порядок разрешения обращений. Однако институт гарантий не является идеальным, имеются весьма большие пробелы в данном вопросе.
1. «Всеобщая декларация прав человека» (Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. - 1995. 5 апреля.
2. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1994. - № 12.
3. Нормативные правовые акты
4. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Законами
Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства Российской
Федерации», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
5. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1- ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации""Российская газета" от 5.5.2006 г. , N 95
6. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре
Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
7. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г. , N 19 , ст. 2060
8. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации "Российская газета" от 5.5.2006 г., N 95
9. Федеральный Закон от 08.05.1994 № З-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 21.07.2005) «О статусе члена совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12.07.1999. № 28. Ст. 3466.
10. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-П ГД «О регламенте государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16.02.1998. №7.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая. С. 4-6.
12. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 07.06.2004. № 23. Ст. 2313.
13. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 07.06.2004. № 23. Ст. 2313.
14. Приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 120 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2007. № 3.
15. Закон города Москвы от 18 июня 1997 г. № 25 «Об обращениях граждан» // Ведомости Московской Думы. № 7. 1997.
16. Закон Республики Татарстан от 24 июля 2014 года №75-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об обращениях граждан в Республике Татарстан // СПС «Консультант.
17. Письмо Общественной Палаты Российской Федерации от 14 апреля 2006 г. № ОП-1/161 // СПС «Консультант*».
Специальная юридическая литература
18. Алистратов Ю.Н. Право граждан на обращения в органы публичной власти и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России: СПб., 1997. Дворак A.A. Реализация конституционного права граждан на обращения в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
19. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2005. С.244; Хаманева Н.Ю. Защита прав человека в сфере
20. Беляков П.А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // «Законность», 2014, № 4.
21. Ванеева Л. А. Реализация конституционного права граждан СССР на судебную защиту в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис.... д-ра. юрид. наук. Л., 1988.
22. Васильева С.В. Право граждан и организаций на обращения: нормативная модель и практика реализации // Законодательство и экономика 2005. № 5.
23. Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 17.
24. Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 19.
25. Верт Н. История Советского государства. М., 1996.
26. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права, значительно перераб. 6-е изд. Киев. .1909.
27. Гритчина Н. И. Юридическая ответственность органов
государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за нарушение положений Федерального Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации // Закон и право, 2012, № 4
28. Желязнякова Е.В. Проблемы законности и ее гарантий в деятельности органов местного самоуправления: Авореф. дис.... канд. юрид. наук. Волгоград. 2006.
29. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. Изд. 2-е. М., 1924.
30. Иванов В.Д. Русь изначальная. М., 1986; Рыбаков Б.А. Киевская Русь и Русские княжества. М., 1993
31. Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992.
32. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. М., 1998.
33. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. M., 1998..
34. Крыжантовская Т.И. Представительная и непосредственная демократия развитого социалистического общества: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1982.
35. Кутафин O.E. Конституционное право России. М., 1999.
36. Лисицын - Светланов А.Г. двадцать лет Конституции Российской Федерации: Монография.- М.: Норма: НИЦ ИНФРА - М, 2013.
37. Лория. В. А. Роль административных жалоб в охране прав граждан // Правоведение. 1984. №5.
38. Любимов А.П. Гражданский лоббизм: процедуры и технологии обращения граждан. М., 1998.
39. Миронов М.А. Власть и народ: обратная связь. М., 1999. С. И.
40. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1988.
41. Пилипенко А.Н. Административная юстиция в зарубежных государствах // Законодательство и экономика. 1996. № 3-4; Брэбан Г. Французское административное право. М., 1998.
42. Подъячев К. В. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма гражданского участия: автореф. дис. на соиск. степени канд. полит. наук. Москва.:ВШЭ, 2007 г
43. Пономарев Б.Н.. Конституция СССР: политико-правовой
комментарий. М., 1982. С.163.
44. Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма// Отв. ред. А.Г. Маньков. М., 1986.
45. Руденко В.Н. «Народное вето» как институт непосредственной демократии // Государство и право.
46. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления. Конституционно- правовые институты. Екатеринбург. 2003.
47. Румянцева В.Г. Институт обращений граждан в органы
государственной и местной власти: понятие, сущность,
содержание.//История государства и права, № 14, 2008 г.,
48. Рябцев В.П. Прокурорский надзор: Курс лекций. М., 2006.
49. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право.Москва,2006,
50. Суворов В.Н. Конституционные формы непосредственной демократии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984.
51. Теория государства и права: Учебник / Под ред. P.A. Ромашова, автр гл. 23 Ромашов P.A. (в соавторстве). СПб., 2005. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 130; Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2006.
52. Фарберов Н.П. Демократия развитого социалистического общества. М., 1975.
53. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев. М., 1983.
54. Экштайн К.А.Основные права и свободы:по российской Конституции и по Европейской Конвенции.Москва,2004
Электронные ресурсы
55. Интернет ресурс: официальный сайт Федерального Собрания РФ http: // www.council.gov.ru/citizensсведения об обращениях за 2018 г.
56. Интернет ресурс: официальный сайт Президента России
http: //letters. kremlin. ru/digests/199
57. Интернет ресурс: официальный сайт Правительства России
http ://services. government .ru/overviews/32581/
58. Данные ВЦОМ // http:// wciom.ru/21.06.2006 Бюрократия и власть.
59. Интернет ресурс: официальный сайт Правительства России
http://services.government.ru/overviews/32581/
60. Поручение Президента Российской Федерации от 3 марта 2006 года № Пр-331 http: //www.kremlin.ru/pmail/report/2006/12/116107.shtml.
61. Интернет ресурс: официальный сайт Государственной Думы РФ
http://duma.gov.ru/services/factions schedule/