Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста 9
1.1 Сущностная характеристика понятия «эмпатия» в психолого-педагогической
литературе 9
1.2 Особенности проявления эмпатии у детей младшего подросткового
возраста 19
1.3 Социально-психологический тренинг как средство развития эмпатии у детей
младшего подросткового возраста 30
Выводы по главе 1 43
Глава 2 Педагогическое обеспечение процесса развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста средствами социально-психологического тренинга 47
2.1 Организация и методики исследования 47
2.2 Изучение особенностей развития эмпатии у детей младшего подросткового
возраста на констатирующем этапе исследования 51
2.3 Реализация социально-психологического тренинга по развитию эмпатии у
детей младшего подросткового возраста 60
2.4 Анализ результатов психолого-педагогического исследования по проблеме
развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста 70
Вывод по главе 2 84
Заключение 86
Список литературы 89
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения новых ценностей, поэтому особую актуальность приобретает формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-человек».
В отечественной психологии накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (В.К. Вилюнас [12], Ю.Б. Гиппенрейтер [16], А.В. Запорожец [40], А.Н. Леонтьев [24], М.И. Лисина [25], С.Л. Рубинштейн [38], П.М. Якобсон [48] и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и рассматривается, как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [1].
Способность к эмпатии понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость и внимание к другим людям, их горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою уникальность, она становится более чувствительной и способной принять уникальность и индивидуальность других [12].
Развитие эмпатии является важной психологической и социальной проблемой, от решения которой зависит развитие творческой и гуманистической основы человека на пороге третьего тысячелетия. Наличие эмпатии оказывает глубокое воздействие на общее развитие личности: развивается эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, повышаются адаптивные и коммуникативные возможности, человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
В зарубежной и отечественной психологии содержание понятия эмпатия трактуется неоднозначно и рассматривается под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие [16].
Психологи различных направлений выделяют аффективный, когнитивный и поведенческий аспекты эмпатического взаимодействия.
A. Валлон показывает эволюцию эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства взрослых и детей: ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. Такого рода связь описывается как потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей [10].
B. К. Вилюнас рассматривает эмпатию как способность индивида познавать внутренний мир другого человека, как взаимодействие познавательных, эмоциональных и моторных компонентов. Эмпатия осуществляется через акты идентификации, интроекции и проекции [12].
Развитие эмпатии обусловлено социальными влияниями и системой воспитательных воздействий.
Исследователями эмпатии в зарубежной психологии (В.К. Вилюнас и др.) выявлены две ее важнейшие функции: эмпатия выступает как детерминанта альтруистического поведения; эмпатия как эмоциональная форма познания [12].
Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев [6; 7], Т.Р. Каштанова [7], Т. Рибо [37] и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович [8], Л.Н. Джерназян [17], О.И. Цветкова [42], А.Э. Штейнмец [43] и др.).
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста остаются не достаточно изученными. В основном имеющиеся исследования посвящены изучению эмпатических тенденций. Необходимость создания программ развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста очевидна. Современная школа должна помочь каждому ученику в определении себя как ответственной, свободной в своем творческом выборе, чуткой, гуманной, эмпатийной личности. Это вызывает необходимость изучения и разработки средств повышения эффективности учебно-воспитательной работы по развитию эмпатии у детей младшего подросткового возраста. Одним из таких средств на наш взгляд, является социально-психологический тренинг. Вопросы влияния социально-психологических тренингов на личность рассматривались в работах Г.С. Абрамовой [2], Л. Анн [5], В.Ю.Большаковой [9], Ю.Н. Емельянова [18], Г.Л. Лэндрет [27], А.С. Прутченкова [35; 36] и др.
При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития затрудняется и искажается [3], а недооценка развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей со сверстниками. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью общества в эмпатийных, доброжелательных, чутких, гуманных, сопереживающих людях и недостаточным использованием в практической работе социально-психологического тренинга как средства развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Социально-психологический тренинг как средство развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста».
Проблема исследования: каков воспитательный потенциал социально-психологического тренинга в развитии эмпатии у детей младшего подросткового возраста?
Объект исследования - процесс развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования - социально-психологический тренинг как средство развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Цель исследования - выявить и экспериментально доказать эффективность социально-психологического тренинга как средства развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста будет более эффективным и успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «эмпатия»;
- учитывать возрастные особенности развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста;
- разработать и реализовать программу социально-психологического тренинга по развитию эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования мы ставим следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущностную характеристику понятия «эмпатия» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности проявления эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
3. Выявить потенциал социально-психологического тренинга как средства развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
4. Провести психолого-педагогический эксперимент по проверке эффективности социально-психологического тренинга как средства развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
Методологической основой исследования явились теоретические положения отечественных психологов. Исследование опиралось на деятельностный подход, в деятельностном подходе рассматривается развитие эмпатии как развитие определенной способности в целостной структуре личности и индивидуальности (А.А. Бодалев [6; 7], Л.И. Божович [8], Л.С. Выготский [13], М.И. Лисина [25] и др.); исследование опиралось на системный подход (А.Н. Леонтьев [24], Б.Ф. Ломов [26], С.Л. Рубинштейн [38] и др.), в контексте которого эмпатия рассматривается в рамках основных признаков системности: целостности и динамичности.
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические методы: наблюдение, формирующий эксперимент, тестирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Исследование проводилось в МОУ «Гимназия № 40» Приволжского район города Казани. Исследованием было охвачено 47 человек, учащихся 6-х классов.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проверялась эффективность социально¬психологического тренинга как средства развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в исследовании доказана эффективность социально-психологического тренинга как средства развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста, определена сущность понятия «эмпатия».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный социально-психологический тренинг может быть использован в работе педагогов-психологов в общеобразовательных учреждениях при организации воспитательной работы с детьми младшего подросткового возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по следующим направлениям: определение качественной природы эмпатии (Т.П.Гаврилова, Ю.Б.Гиппенрейтер, Р.Б.Карамуратова, М.М.Муканов, Н.Н.Обозов, А.Б.Орлов, Н.И.Сарджвеладзе и др.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А.Бодалев, Л.П.Выговская, О.В.Дашкевич, С.А.Ершов, Г.Ф.Михальченко, В.А.Микаелян, А.А.Рояк, Л.П.Стрелкова, О.П.Санникова, И.М.Юсупов и др.); исследование процессуального характера эмпатии (В.С.Агеев, С.Б.Борисенко, А.Г.Ковалев, М.И.Пашукова, Л.П.Стрелкова и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
Отечественные психологи неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В связи с этим в работах многих исследователей эмпатия рассматривается под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.
2. Анализ исследований позволил нам определить эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому.
3. Эмпатия у подростков может проявляться по отношению не только к реально существующим, но и вымышленным персонажам, что говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком имеется определенное представление; эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум; для успешного общения ключевое значение имеет способность понять себя и понять других людей по их невербальному поведению, предвидение поведения другого человека может быть достигнуто путем понимания его ; подростки с развитой способностью к эмпатии, быстрее смогут достичь взаимопонимания при общении, а значит более гармонично входят в социум; эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в подростковом периоде, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма.
4. Мы определили понятие социально-психологический тренинг - это форам специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно развивается эмпатия, терпимость, сопереживание. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Как правило, в ходе тренинга у большинства из них происходит переосмысление или смена внутренних установок. Участники пополняют свои психологические знания, у них появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Также нами были рассмотрены принципы организации тренинговой работы, правила групповой работы, формы и роли тренера в проведении социально-психологического тренинга.
5. Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной группе до эксперимента доминирующим является низкий уровень эмпатических тенденций и составляет 29,2%, высокий и средний уровень составили 25%, в экспериментальной группе присутствует и очень низкий уровень эмпатических тенденций и составляет 20,8%.
В контрольной группе до эксперимента доминирующим является низкий уровень эмпатических тенденций и составляет 30,5%, высокий уровень составляет 21,7%, средний уровень эмпатических тенденций составляет 26,1%, в контрольной группе присутствует и очень низкий уровень эмпатических тенденций и составляет 21,7%.
В обеих группах наблюдаются низкие уровни в развитии различных компонентов эмпатии: эмпатия с родителями: утверждения; эмпатия к животным; эмпатия со стариками; эмпатия с детьми; эмпатия с героями художественных произведений; эмпатия со знакомыми и малознакомыми людьми.
В экспериментальной группе испытуемых до эксперимента доминирующим является низкий уровень эмпатии и составляет 37,5%, у 16,7% испытуемых экспериментальной группы наблюдается очень низкий уровень эмпатии, 20,8% испытуемых имеют средний уровень эмпатии, 8,3% испытуемых имеют очень высокий уровень развития эмпатии.
В контрольной группе испытуемых до эксперимента доминирующим является низкий уровень эмпатии и составляет 43,5%, у 13% испытуемых контрольной группы наблюдается очень низкий уровень эмпатии, 26,2% испытуемых имеют средний уровень эмпатии, 4,3% испытуемых имеют очень высокий уровень развития эмпатии.
6. На основании анализа литературы мы посчитали, что наиболее эффективным средством развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста является социально-психологический тренинг, который мы решили разработать, основываясь на различные теории тренинговых работ, на собственный опыт и обеспечить его эффективную работу.
7. Контрольное обследование детей показало динамику развития эмпатии в экспериментальной группе испытуемых.
Очень высокий уровень повысился с 8,3% до 16,7%, высокий уровень развития эмпатии после эксперимента повысился с 16,7% до 25%, средний уровень повысился с 20,8% до 29,1%, низкий уровень понизился с 37,5% до 16,7%, очень низкий уровень понизился с 16,7% до 12,5%.
В контрольной группе испытуемых динамики не выявлено.
8. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс развития эмпатии будет эффективным, если: опираться на сущностные характеристики понятия «эмпатия»; учитывать возрастные особенности развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста; реализовать программу социально-психологического тренинга по развитию эмпатии у детей младшего подросткового возраста. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-психологический тренинг является эффективным средством развития эмпатии у детей младшего подросткового возраста.
1. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства //Вопросы психологии / В.В.Абраменко. - 1986. - № 4. - С.27-35
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С.Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 224 с.
3. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. - М.: Просвещение, 1980. - 335 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б.Г.Ананьев. - М.: Просвещение, 1980. - Т.1. - 230 с.
5. Анн Л. Психологический тренинг с подростками / Л.Анн. - СПб.: Питер, 2003. - 215 с.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А.Бодалев.
- М.: Просвещение, 1982. - 199 с.
7. Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии /Под ред. Б.Д.Карвасарского, В.А.Музеренко. - Л., 1975. - С. 11-19
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 435 с.
9. Большакова В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю.Большакова. - Спб.: Социально-психологический центр, 1996. - 380 с.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М.: Сфера, 2011.
- 256 с.
11. Василкж Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е.Василкж. - М.:
Педагогика, 1987. - 200 с.
12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - М.: Просвещение, 1976. - 142 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 4. - 432 с.
14. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Просвещение, 1981. - 324 с.
15. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П.Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-155
16. Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии //Вопросы психологии / Ю.Б.Гиппенрейтер, Т.Д.Корягина, Е.Н.Козлова. - 1993. - № 4. - С. 61-68
17. Джерназян Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях / Л.Н.Джерназян: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Тбилиси, 1984. - 16 с.
18. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение /
Ю.Н.Емельянов. - СПб: Речь, 2012. - 166 с.
19. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В.Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга. -1995. - 347 с.
20. Ковалев А.Г. Воспитание чувств / А.Г.Ковалев. - М.: Варгус, 1998. - 94 с.
21. Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г.Ковалев. - Спб.: Питер, 2000. - 390 с.
22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 321 с.
23. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. ... канд. псих. наук / В.П.Кузьмина. - Н. Новгород, 1999. - 137с.
24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М.:
Просвещение, 1965. - 574 с.
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 384 с.
26. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии / Б.Ф.Ломов. - 1975. - №2. - С. 31-45
27. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л.Лэндрет. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
28. Макаренко А.С. Собр. соч. в 5-ти томах. т.4 / А.С.Макареноко. - М.: Правда, 1971. - 432 с.
29. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения // Прикладная психология / Ю.А.Менджерицкая. - №4. - 1999. - С. 54-63
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова. - М.: Феникс, 1996. - 374 с.
31. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии / А.Б.Орлов, М.А.Хазанова. - 1993. - № 4. - С. 68¬73
32. Пашукова Т.Н. Мотивирующая функция эмпатии / Т.Н.Пашукова. - Новосибирск, 1984. - 267 с.
33. Пашукова Т.Н. О механизмах эмпатии и некоторых ее психологических коррелятах //Вопросы психологии межличностного познания и общения / Т.Н.Пашукова. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1983. - С. 89-92
34. Петровский А.В. Психология о каждом из нас / А.В.Петровский. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. - 332 с.
35. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С.Прутченков. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 640 с.
36. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе / А.С.Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.
37. Рибо Т. Психология чувств / Т.Рибо. - Киев: Южнорусское книгоиздательство Ф.А.Иогансона, 1997. - 378 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2007. - 688 с.
39. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В.Симонов. - М.: Просвещение, 1981. - 215 с.
40. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З. Неверовича. - М.: Педагогика, 1986. - 345 с.
41. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А.Сухомлинский. - М., 1946. - 590с.
42. Цветкова О.И. Эмпатия как профессиональная характеристика деятельности психолога дошкольного учреждения. Дисс. канд. психол. наук / О.И.Цветкова. - Тверь, 1997. - 208 с.
43. Штейнмец А.Э. Развитие эмпатии в подготовке учителя // Вопросы психологии / А.Э.Штейнмец. - 1983. - № 2. - С. 79-83
44. Юсупов И.М. Вчуствование. Проникновение. Понимание / И.М.Юсупов. - Казань, 1993. - 199 с.
45. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания / И.М.Юсупов. - Казань: Татарское книжное издательство, 1991. - 192 с.
46. Юсупов И.М. Эмпатия как условие эффективного педагогического общения // Психологические условия повышения эффективности обучения в педвузе / И.М.Юсупов. - М., 1992. - С. 105-115
47. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. (Развитие
нравственных оценок у школьников) / П.М.Якопсон. - М.:
Просвещение, 1961. - 216 с.
48. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М.Якопсон. - М.: Просвещение, 1966. - 292 с.