Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика конфликтности у подростков

Работа №46652

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
587
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение проблемы профилактики конфликтности в подростковом возрасте 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
конфликтности в психолого - педагогической литературе 9
1.2. Возрастные психолого-педагогические особенности подростков в
межличностных отношениях 16
1.3. Методы и формы профилактики конфликтности в подростковом
возрасте 22
Выводы по главе 1 35
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по профилактике
конфликтности в подростковом возрасте 37
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Формирующая программа по профилактике конфликтности в
подростковом возрасте 40
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по профилактике
конфликтности в подростковом возрасте 47
Выводы по главе II 53
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложения

В психологии ХХ столетия достаточно подробно изучался подростковый возраст, но современные подростки отличаются от ровесников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей. Среди этих особенностей можно отметить повышенную конфликтность подростков в условиях школы, а также и в педагогическом процессе.
Одной из составляющих конфликтной ситуации считается ее образ - то, как воспринимают друг друга и обстановку участники конфликтной ситуации. Свое понимание о конфликте и методах его разрешения оказывает определяющее воздействие на общение подростков, так как индивид реагирует не на реальность, а на то, как он ее себе представляет. На создание данного представления оказывают большое влияние механизмы психологической защиты. Данные механизмы будто оберегают понимание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению эмоционального гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
Помимо того, решающее воздействие на поведение ребенка в инциденте оказывают его потребности, установки, привычки, стиль мышления, психологические особенности, опыт решения трудности и модели поведения. Одним из психологических свойств личности считается конфликтность.
Разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов, рассмотрены способы разрешения конфликтных ситуаций, представлены различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль, даны разнообразные определения конфликта, понятийный аппарат его описания.
Для того чтобы рассмотреть стороны конфликтного поведения ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под словом «конфликт». Если исходить из общепринятого определения конфликта, то в толковом словаре им. С. И. Ожегова оно трактуется, как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [29].
А.Я. Анцупов [1], А.Г. Большаков [5], Н.В. Гришина [10], В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон [13], А. И. Шипилов [1] в своих работах рассматривают конфликт с разных сторон.
По мнению, А.Г. Большакова, конфликт, исходя из его психологической сущности, «является одним из типов трудных ситуаций, возникающих в жизни подростка и в его коллективе» [5]. Н.В. Гришина полагает, что «конфликт несет определённый уровень напряженности. Если рассматривать группу людей, то у каждой отдельной личности он будет разным, т. к. это зависит от устойчивости психики индивида» [10]. А в работах А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова конфликтное поведение рассматривается, как «результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и личностью» [2]. В рамках изучения конфликтного поведения в школе можно выделить несколько типов конфликта: конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником, между подростком и родителями, между подростками, между подростком и группой, между группами (классами), внутриличностный конфликт. Рассмотрим каждый из них [2]. Конфликт в процессе взаимодействия учителя с учеником возникает чаще всего игнорирования возрастных особенностей ребенка и индивидуальности, самостоятельности, способностей подростка.
Преподаватели зачастую применяют авторитарный стиль общения, не давая ребенку проявить себя и не желая понять его точку зрения — это часто приводит к обидам со стороны подростка, тем самым перерастая в конфликт. Конфликт между подростком и родителями, является одним из самых серьёзных столкновений в жизни ребенка, так как отец и мать самые родные и близкие люди. Этот спор приносит не только душевное истощение, но может привести к серьезным последствиям в поведении детей и взаимопониманиям в семье [17]. Конфликт между подростками, подразумевает отстаивание интересов своему оппоненту. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками играют огромную роль в подростковом периоде, ведь дружба — «дорогая жизни» для ребенка. Конфликт между подростком и группой и между группами подростков — это разногласия между сверстниками, отстаивающими свою точку зрения либо одному человеку, либо группе, это приводит к непониманию, нарушению коллектива и отношений в нем [32].
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между повышенной конфликтностью подростков в целях профилактики их негативных последствий и недостаточной изученностью эффективных форм и методов профилактики конфликтности в подростковом возрасте.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики конфликтности в подростковом возрасте?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику конфликтности в подростковом возрасте.
Объект: процесс профилактики конфликтности у подростков.
Предмет: содержание, формы и методы профилактики конфликтности у подростков.
Гипотеза исследования: эффективность профилактики подростковой конфликтности повысится, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «конфликтность»;
- учитывать возрастные особенности конфликтности подростков в межличностных отношениях;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы по профилактике конфликтности в подростковом возрасте «Мир без конфликтов».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «конфликт», «конфликтность».
2. Определить возрастные особенности подростков в межличностных отношениях.
3. Разработать содержание программы профилактики конфликтности у подростков «Мир без конфликтов».
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы профилактики подростковой конфликтности.
Теоретико-методологической основой данной работы являются положения о сущности конфликтов (А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов); работы Л.И.Божович, В.И.Курбатова, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука, которые отражают конфликтное поведение как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком; подход К.Томаса к изучению конфликтных явлений.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование (тест - опросник Томаса), анкетирование (анкета на определение уровня конфликтности В.И.Андреева);
- методы статистической и математической обработки данных (t - критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона).
Педагогические методы исследования: беседа (групповая, индивидуальная), игра (деловые, сюжетно-ролевые), диспут, дискуссия, тренинговые упражнения, лекции и т.д.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)» Вахитовского района г. Казани. В исследовании приняли участие учащиеся 6-го «А» класса в количестве 25 человек (10 девочек, 15 мальчиков). Исследование проводилось с 9 декабря 2017 года по 12 марта 2018 года.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
Первый этап - поисково-теоретический. На данном этапе осуществлялся анализ проблемы в психологической и педагогической литературе по теме нашего исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный. Здесь проводилась проверка гипотезы исследования, а также апробировались методы и формы педагогического взаимодействия с подростками с целью профилактики конфликтности.
Третий этап - обобщающий. Проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, апробированы и обоснованы на практике сущность, формы и методы профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Мир без конфликтов».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в исследовании опытном путем подтверждена эффективность разработанной программы «Мир без конфликтов». Материалы предоставленной выпускной квалификационной работы могут применяться в воспитательной работе общеобразовательных учреждений, в работе школьной психологической службы по проблемам профилактики конфликтов, методических пособиях для преподавателей и классных руководителей, для подготовки учащихся ВУЗов к прохождению практике в школах.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, на основании проведенного исследования по теме «Профилактика конфликтности в подростковом возрасте» мы можем сформулировать следующие выводы:
Конфликт - явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты - постоянные и неизбежные составные части общественного развития. Основными стадиями развития конфликта являются: предконфликтная стадия, собственно
конфликт, стадия разрешения конфликта, послеконфликтная стадия. А конфликтность - это интегральное свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты. Это готовность личности к конфликтам, степень ее вовлеченности в развитие конфликтов.
Рассматривая вопрос о функциях конфликта в жизни человека и общества, мы выделили как позитивные, так и негативные функции.
Особенности конфликтов между подростками определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях подростков, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Существуют различные формы и методы развития способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков. В нашей работе мы подробно рассмотрели такие из них, как тренинг, метод мозгового штурма, ролевые игры, дискуссию, деловые игры, круглый стол.
Данные формы и методы позволяют подросткам учиться работать в коллективе, учат отстаивать свою точку зрения, четко отстаивать свои интересы, грамотно ставить речь, самопрезентовать себя, слушать и слышать, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, грамотно высказывать свое мнение, что в конечном итоге позволяет подростку овладеть способностью к разрешению конфликтных ситуаций.
Как показал констатирующий эксперимент, в группе испытуемых преобладает средний уровень конфликтности и составляет 48%, низкий уровень конфликтности имеют 40% испытуемых, высокий уровень - 12 % испытуемых.
Изучение выбора учащимися определенной стратегии поведения в межличностном конфликте по методике К.Томаса на констатирующем этапе привело к следующим результатам: наиболее предпочитаемая стратегия - приспособление; среднее количество выборов - компромисс, а наименее предпочитаемые - соперничество, сотрудничество, избегание.
Наблюдение за жизнедеятельностью подростков в коллективе на констатирующем этапе показало, что: в группе преобладает дружелюбие, но в то же время присутствует холодность, равнодушие, неудовлетворенность группой, непродуктивность в коллективных делах, скука и неуспешность, а также присутствовала доля агрессивности.
9. Наибольшее количество значимых достоверных связей с высоким уровнем конфликтности личности имеет стратегия соперничества, а отрицательная связь - между высоким уровнем конфликтности личности и стратегией сотрудничества. Таким образом, наше предположение о том, что выбор непродуктивных стратегий поведения в межличностном конфликте (а именно соперничества - в особенности) связан с уровнем конфликтности личности, подтвердилось.
10. На основе результатов констатирующего этапа эксперимента и теоретического осмысления проблемы нами была разработана программа «Мир без конфликтов» с использованием таких форм и методов, как ролевая игра, дискуссия, метод мозгового штурма, деловая игра, тренинг и круглый стол и т.д.
Данная программа позволила подросткам научиться работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, четко отстаивать свои интересы, грамотно ставить речь, самопрезентовать себя, слушать и слышать, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, грамотно высказывать свое мнение, что в конечном итоге позволяет старшекласснику овладеть способностью к разрешению конфликтных ситуаций.
11. В результате проверки полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента мы установили, что в группе испытуемых после проведения формирующего эксперимента произошли существенные изменения (сдвиги). Мы установили, что сдвиг является не случайным, т.е. изменения в показателях группы произошли вследствие проведенного формирующего эксперимента.
12. Экспериментальная проверка эффективности развивающей программы «Мир без конфликтов», осуществлявшейся в естественной для испытуемых обстановке, позволила прийти к выводу об ее достаточной эффективности. Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой гипотезы.



1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 552 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. - М.: Изд-во Военного Унив-та, 2006. - 347 с.
3. Бовина И.Б. Представления об элементах процесса группового решения и выбор стратегии /И.Б.Бовина. Мир психологии. Научно - методический журнал. 1999, N 3, с. 30 - 40.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 196 с.
5. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология/ А.Г.Большаков, М.Ю.Несмелова. - М.: МЗ Пресс, 2007. - 245 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. - СПб: Питер, 2005. - 263 с.
7. Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт! /
Ф.М.Бородкин, И.М.Коряк. - Новосибирск: Наука, 2013. - 325 с.
8. Бреснева А.Г. Профилактика подростковой конфликтности в условиях современного образовательного процесса. Перспективы науки. 2012. №6 (33). С.12-14.
9. Горьковая И.А. Эффективность копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением/ И.А. Горьковая. В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения. Материалы III Международной научно¬практической конференции: в 2 томах. 2013. С.238
10. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук / Н.В.Гришина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - 234 с.
11. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук / Н.В.Гришина. - СПб: изд-во СПбГУ, 1995. - 36 с.
12. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе / Н.В.Гришина. - СПб: Питер, 2007. - 216 с.
13. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон, А.В.Петровский. - М.: Просвещение, 2009. - 386с.
14. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М.А.Джерелевская. - М.: Смысл, 2008.
15. Донцов А.И. Психология коллектива / А.И.Донцов. - М.: Изд-во МУ, 2004. - 304 с.
16. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе / А.И.Донцов, Т.А.Полозова // Вестник МУ. - № 4. - 1997. - С. 23-33
17. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4¬е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 368 с.
18. Ефремова Т. Ф.Современный толковый словарь русского языка/ Т.Ф. Ефремова. - В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
19. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов / П.Ковачик, Н.Малиева. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004. - с.222
20. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально¬психологических понятий / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - СПб: Речь, 2007. - с. 143
21. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследо-вания: Учебное пособие / А.Ф.Корниенко. - Казань: КГПУ, 2000.
22. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. - М.: Изд-во МУ, 2005. - 207 с.
23. Курбатов В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 445с.
24. Леонтьев Д.А. Шанс для творчества (конфликты и стратегии их
разрешения) // Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений на II научно-практической конференции по конструктивной психологии / Д.А.Леонтьев. - Красноярск, 1990. - С. 17-27
25. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах / Э.Э.Линчевский - СПб: изд-во Военмеха, 2007. - 256 с.
26. Меньшова В.Н. Конфликтология / В.Н.Меньшова. -
Новосибирск: изд-во СибАГС, 2006. -184 с.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психоло-гическое исследование с элементами математической статистики / Р.С.Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 632 с.
28. Нецветайлова Е.Н. Психологические аспекты профилактики подростковых конфликтов /М.: Научный альманах, 2015. С.405-407.
29. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» / С.И. Ожегов - М.: Мир и образование, 2015.
30. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Б.Д.Парыгин. - СПб: Наука, 2007 - 192 с.
31. Пищелко А.В. Личность в конфликте (влияние установки на тип
конфликтного поведения) / А.В.Пищелко. - Домодедово: Изд-во
Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России, 2006. - 126 с.
32. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект / Ю.П.Платонов. - СПб: Речь, 2007. - 184 с.
33. Подласый И.П. Педагогика / И.П.Подласый. - М.: Владос, 2006. - 458 с.
34. Потанина Г.М. Конфликт: борьба, взаимодействие,
сотрудничество / под ред. Г.М.Потанина. - Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 2007. - 342 с.
35. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс; науч. ред. Е. И. Николаева ; пер. с англ.: В. Квиткевич, Ю. Мирончик. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 814 с.
36. Робер М. - Л., Тильман Ф. Психология индивида и группы/ Робер М. - Л., Тильман Ф. —М.: Прогресс, 1988. с. 137.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 383 с.
38. Сарычев, С.В.Педагогическая психология: краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - СПб.: Питер, 2012. - 223 с.
39. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления / Д.Г.Скотт. - Киев: Внешторгиздат, 2005. - 191 с.
40. Скотт Дж. Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. - СПб: ВИС, 1994.
41. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика / Э.А.Уткин. - М.: Тандем, 2005. - 272 с.
42. Ушакова Г.Г., Бесхмельницина Е.А. Гармонизация стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков с отклоняющимся поведением/ Г.Г. Ушакова, Е.А. Бесхмельницина. В сборнике: Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 ноября 2013 г. В 7 частях. ООО «АР-Консалт». 2013. С.95-97.
43. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. / А. Фрейд. - М.: Педагогика, 1993. - 144 с.
44. Шеффер Д. Дети и подростки: Психология развития/ Д.Шеффер.- СПб.: Питер, 2003. - 727с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ