Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования коммуникативной компетентности старшеклассников 9
1.1. Коммуникативная компетентность: сущность и содержание понятия,
основные компоненты 9
1.2. Особенности проявления коммуникативной компетентности у
старшеклассников 18
1.3. Коммуникативный тренинг как средство развития коммуникативной
компетентности старшеклассников 25
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности программы коммуникативного тренинга, направленной на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников 38
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Исследование уровня развития коммуникативной компетентности
старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) 44
2.3. Реализация программы тренинга по развитию коммуникативной компетентности старшеклассников (формирующий этап эксперимента) ... 48
2.4 Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 58
Список литературы 62
Приложение
Актуальность исследования. Стратегия модернизации содержания образования, ее прагматическая и гуманистическая направленность образовательного процесса существенно изменили требование к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений и дали возможность переосмысления целей, задач и методов обучения в учебных заведений, не только в нашей стране, но и за рубежом. Современная ситуация развития образования также характеризуется уровневой подготовкой специалистов на основе компетентностного подхода. В современных условиях актуальность приобретают такие компетенции как: овладение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, умение выбирать пути и способы ее достижения, умение логически верно, аргументировано, ясно строить устную и письменную речь, групповая и организационная коммуникация и др. В связи с чем, к исследованию коммуникативной компетентности в условиях образовательных учреждений проявляется интерес, как ученых, преподавателей, так и работодателей, заинтересованных в молодых специалистах.
Одна из проблем, с которой современные люди разного возраста регулярно сталкиваются в своей реальной жизни, состоит в их неспособности устанавливать и поддерживать друг с другом нормальные личные и деловые взаимоотношения. Главная причина этого заключается в неумении людей общаться друг с другом. Это неумение, в свою очередь, обусловлено недостаточной коммуникативной компетентностью людей, которая естественным путем улучшается медленно и в обычных условиях жизни у большинства людей не достигает достаточно высокого уровня развития. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что коммуникативная компетентность, являющаяся основополагающей для формирования остальных ключевых компетенций старшеклассников, представляет собой необходимый уровень сформированности у учащихся коммуникативных знаний, умений и навыков, развития индивидуально-психологических качеств и способностей, обеспечивающих эффективное решение различных коммуникативных задач, возникающих в процессе учебной деятельности. В учебных заведениях до сих пор специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную компетентность удается далеко не каждому человеку. Именно из-за ее дефицита возникают многочисленные, трудно устранимые проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях.
Проблема общения, коммуникации является фундаментальной проблемой психологии и педагогики, а само понятие коммуникации является базовой категорией психологической науки. Исследование общения в отечественной психологии берет начало с работ В.М.Бехтерева [11], А.Ф. Лазурского [31], В.М.Мясищева [40]. Психологические проблемы общения нашли отражение в работах Б.Г.Ананьева [2], Л.С.Выготского [15], А.Н.Леонтьева [33], С.Л.Рубинштейна [50].
Значительный вклад в развитие теории коммуникации внесли современные отечественные психологи Г.М.Андреева [3], А.А. Леонтьев [32], Т.Н. Ушакова [54] и др.
Изучению процесса и средств формирования коммуникативной компетенции на сегодняшний день посвящено большое количество перспективных исследований (Е.С.Антонова [4], Т.Г.Бирюкова [12], Т.К.Донская [19], В.И.Капинос [25], Т.А.Ладыженская [30], Е.И.Пассов [43] и др.). Ученые поднимают вопросы о том, что значит «свободно владеть языком» и с помощью каких методов и приемов можно способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
Диссертационные исследования последних лет посвящены различным аспектам коммуникативной компетентности. Развитию коммуникативной компетентности специалистов- педиатров, менеджеров, учителей и т.д., посвящены диссертационные исследования Н.Б. Буртовой [14], И.В. Макаровской [35], С.И. Обушак [41], Л.А.Цветковой [60].
Такие ученые как И.Р. Алтунина [1], Т. О. Губарева [17], С.В. Дель [18], С.Ю. Курилова [28], Н.А. Полторак [45], Г.П. Савиных [51], А.В. Шевкун [63] пытаются развить коммуникативную компетентность у студентов, старшеклассников, младших школьников с использованием различных средств.
Однако внимательный анализ имеющихся на данную тему публикаций показывает, что до сих пор еще понятие коммуникативной компетентности не определено достаточно точно и однозначно. Кроме того, недостаточно раскрыты вопросы развития коммуникативной компетентности у старшеклассников, нет единого мнения, с помощью каких форм и методов данный процесс эффективнее осуществлять.
Таким образом, наблюдается противоречие между социальной значимостью развития коммуникативной компетентности у учащихся, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов формирования коммуникативной компетентности, с другой стороны.
Наличие данного противоречия позволило сформулировать проблему исследования, каково содержание коммуникативного тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетенции старшеклассников.
На основе выявленного противоречия можно поставить следующую цель данного исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности программы коммуникативного тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности старшеклассников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетентности старшеклассников.
Предмет исследования: содержание коммуникативного тренинга как средства развития коммуникативной компетентности у старшеклассников.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников будет эффективным, если:
1. Опираться на сущностные характеристики понятия коммуникативная компетентность.
2. Определить особенности развития коммуникативной компетентности у старшеклассников.
3. Теоретически разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы коммуникативного тренинга «Азбука общения», ориентировать на детей старшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать сущностно- содержательную характеристику понятия коммуникативная компетентность.
2. Выявить особенности развития коммуникативной
компетентности у старшеклассников.
3. Выявить педагогический потенциал коммуникативного тренинга в развитии коммуникативной компетентности у старшеклассников.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование
эффективности содержания коммуникативного тренинга по развитию коммуникативной компетентности у старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили:
• концептуальные положения компетентностного подхода в современном образовании (В. И. Байденко, А. Г. Бермус, В. А. Болотов, Е. Н. Бондаревская, Е. В. Борзова, С. Г. Воровщиков, Ю. В. Еремин, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Е. Я. Коган, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, А. П. Тряпицина, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.);
• современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. М. Буева, С. Д. Дерябо, М. С. Каган, В. А. Кан-Калик, И. С. Кон, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. М.
Митина, A. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, Н. Б. Ромаева, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.);
• исследования коммуникативной компетентности в отечественной науке (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, С. Л. Братченко, Ю. М. Жуков, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Кудрявцева, Н. В. Кузьмина, О. В. Крючкова^. А. Лабунская, А. В. Мудрик, Л. А. Петровская, Е. В. Руденский, Г. С. Трофимова, Ю. Л. Ханин, Т. Н. Щербакова и др.);
• положения теории развития личности в старшем школьном возрасте (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, А. В. Петровский, М. М. Рубинштейн и др.).
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
1) теоретические методы: теоретический анализ психолого¬
педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
2) эмпирические методы: педагогический эксперимент, тестирование;
3) методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Выборка исследования: в эксперименте приняло участие 42 ученика 10 класса МБУДО «Центр детского творчества» г. Казани.
Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково- теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы исследования в педагогической и психологической литературе; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно- экспериментального исследования.
На втором (опытно- экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования: апробирована программа коммуникативного тренинга «Азбука общения», ориентированная на детей старшего подросткового возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: разработано содержание программы Коммуникативного тренинга «Азбука общения», ориентированной на детей старшего подросткового возраста и направленной на формирование коммуникативной компетентности.
Практическая значимость. Полученные результаты можно использовать педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями в индивидуальной работе со старшеклассниками; при разработке тренинговых программ с целью формирования коммуникативной компетентности у старшеклассников.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что коммуникативная компетентность, являющаяся основополагающей для формирования остальных ключевых компетенций старшеклассников. В учебных заведениях до сих пор специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную компетентность удается далеко не каждому человеку. Именно из-за ее дефицита возникают многочисленные, трудно устранимые проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. Целью нашего исследования стала теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности программы коммуникативного тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности старшеклассников.
Достижение данной цели происходило в ходе решения ряда задач. Далее остановимся на представлении результатов, которые мы получили в ходе опытно-экспериментальной работы.
Первой задачей нашего исследования было: дать сущностно-содержательную характеристику понятия коммуникативная компетентность. Решая данную задачу, мы выяснили, что коммуникативная компетентность - это совокупность способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения». Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов, или составляющих: 1) коммуникативная способность; 2) коммуникативное знание; 3) коммуникативные умения.
Решая вторую задачу- выявить особенности проявления коммуникативной компетентности у старшеклассников, мы установили следующие особенности. Подростковый возраст представляет собой переходный этап онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности. Одной из наиболее сложных проблем в развитии подростков является проблема межличностного взаимодействия, обусловленная спецификой подросткового возраста.
Коммуникативная компетентность старшеклассника рассматривается как интегративное качество личности, в котором находит проявление совокупность лингвистического, психологического и социального компонентов, являющаяся результатом психолого-педагогического взаимодействия обучающихся и педагогов в условиях личностно¬развивающей образовательной среды, ориентированной на реализацию эффективных моделей межличностного и межколлективного общения, построение индивидуальных программ личностного развития на основе принципов гуманистической культуры и нравственности.
Показателями сформированности коммуникативной компетентности старшеклассников выступают: овладение способностями анализа коммуникативной ситуации, приемами целеполагания и планирования коммуникативной деятельности; владение разными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением, письмом), использование в полном объеме выразительных средств речевого высказывания; владение навыками межличностного и межколлективного взаимодействия, умениями верно интерпретировать получаемую устную и письменную информацию (основную и дополнительную); способность к объективной оценке собственной коммуникативной деятельности и ситуаций коммуникативного взаимодействия через интеллектуальную и личностную рефлексию.
Основными критериями сформированности коммуникативной компетентности личности старшеклассников также является рефлексия; сформированость умения устанавливать связь с собеседником; анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения; использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов); направленность на парное или групповое взаимодействие подростков; эмпатия.
Коммуникативная компетентность подразумевает владение подростков средствами коммуникации: владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление т др.), письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформление текста, умение работать с текстом и др.), продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Третья задача нашего исследования состояла в выявлении педагогического потенциала коммуникативного тренинга в развитии коммуникативной компетентности у старшеклассников. Коммуникативный тренинг является разновидностью социально-психологического тренинга, целью которой является изучение членами группы понятия «коммуникация» и выработка у них коммуникативных навыков, т.е. повышение их коммуникативной компетентности. Главными достоинствами коммуникативных тренингов являются: сплочение участников посредством совместной работы, лучшее понимание особенностей друг друга. Кроме того, сохраняется однородность обучаемых. Не имея разницы в статусе, участникам тренинга, выполняя практические упражнения, легче отрабатывать усвоенные коммуникативные умения и навыки. Это повышает эффективность развития данной компетенции в ходе коммуникативного тренинга можно развить такие коммуникативные умения и навыки как умение правильно воспринимать и оценивать людей, умение психологически правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать в соответствии с ней, умение предотвращать и эффективно разрешать конфликтные ситуации, находить способы конструктивного выхода из сложившейся ситуации, развивать эмпатические способности, интеллектуальные коммуникативные способности.
Психотехнические игры, тренинговые занятия, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога.
При освоении технологий эффективных коммуникаций большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке приемов конструктивного разрешения конфликтов как в повседневном деловом, так и в личностном общении.
Реализация четвертой задачи- провести опытно-экспериментальное исследование по развитию коммуникативной компетентности у старшеклассников, предполагало работу со старшеклассниками. Всего на констатирующем этапе были привлечены к диагностике 42 подростка в возрасте 16-17 лет, обучающиеся в МБУДО «Центр детского творчества»..
Нами были отобраны следующие методики исследования:
«Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2), «Тест коммуникативных умений» (Л. Михельсон); «Методика исследования социального интеллекта» (Дж. Гилфорда и М. Салливена, адапт. Михайлова (Алешина) Е.С.).
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что по всем методикам старшеклассники показали результаты на среднем и ниже среднего уровне. Поэтому мы отобрали таких подростков, у которых результаты по всем методикам были представлены на среднем и ниже среднего уровнях. Вместе с ними была организована развивающая работа с применением коммуникативного тренинга. Тренинговая программа «Азбука общения» состояла из 9 занятий и была направлена на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников.
Повторная диагностика показала, что у старшеклассников произошли положительные изменения по всем диагностическим показателям. Достоверность различий проверялась с помощью методов статистического анализа. Это подтверждает, что наша гипотеза подтвердилась.
1. Алтунина И. Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей: с помощью видеотренинга: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.07.-Москва, 1999.- 213 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - 3-е изд. - М.: Питер, 2010. - 282 с.
3. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.:Просвещение, 1987.- 297с.
4. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие.— М.: КНОРУС, 2007. - 464 с.
5. Асадчих В. Ю. Управление процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников: дисс. ... кан. пед. наук: 13.00.01; [Место защиты: Кур. гос. ун-т].- Курск, 2009.- 218 с.
6. Бабина П.А.Тренинговые технологии в формировании
коммуникативной компетентности будущих менеджеров. Дис. ...канд. пед.наук.-СПб, 2006.-198с.
7. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном
образовании//Высшее образование в России. - 2004. - №11.-С.23-25.
8. Баранников, А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход / А.В. Баранников. - М.; ГУ ВШЭ, 2002. - 51с.
9. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. -364с.
10. Белл Р.Т. Социолингвистика: Пер. с англ. / Под ред. д-ра, филол. наук проф. А.Д. Швейцера. - М.: Международные отношения, 1980. — 320с.
11. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. Ответственные редакторы: Г.С. Никифоров, Н.Л. А Коростылева. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. — 284 с.
12. Бирюкова Т. Г. О культурно-речевой подготовке старшеклассников// Русский язык в школе. - 2001. - № 3. - С. 16-23.
13. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции специалиста в условиях глобализации экономики//Вестник «ТИСБИ». - 2006. - № 4.-С.6-13.
14. Буртовая Н. Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов- будущих педагогов-психологов: дисс. ... кан. псих. наук: 19.00.01 Томск, 2004.- 176 с.
15. Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6-ти т. /Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского; [Послесл. и коммент. М. Г. Ярошевского, Г. С. Гургенидзе]. - М. : Педагогика, 1982. - 487 с.
16. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе, 1985, №2.- С. 17 - 24.
17. Губарева Т. О. Формирование коммуникативной компетентности
учащихся гимназии: дисс... кан. пед. наук: 13.00.01.-Оренбург, 2007.- 225 с.
18. Дель С. В. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с заиканием в процессе комплексной коррекции: дисс... кан.пед. наук: 13.00.03. - Екатеринбург, 2005. - 198 с.
19. Донская Т. К. Методические основы развивающего обучения русскому языку: дисс... док. пед. наук: 13.00.02.-Ленинград, 1990.-416 с.
20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПБ.: издат. центр «ПИТЕР», 1995.- 362 с.
21. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции. Дис... докт. психол. наук. - Л., 1990. - 403 с.
22. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
23. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. - 480с.
24. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.:ИЦПКПС, 2004. —38 с.
25. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.-191 с.
26. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Выс.школа, 1990. - 195с.
27. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. -544 с.
28. Курилова С. Ю. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2011. - 22 с.
29. Кустов В.Н. Развитие коммуникативной компетентности менеджеров коммерческих организаций по оптовым продажам.Дис.канд. псих. наук. - М. 2007.-172с.
30. Ладыженская Т.А. Речевые секреты.- М.: Просвещение, 1992. - 144 с.
31. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / А. Ф. Лазурский; Коммент., примеч. и прил. Е. В. Левченко; Отв. ред.: Г. С. Никифоров, Л. А. Коростылева. - СПб. : Алетейя, 2001. - 191с.
32. Леонтьев А.А. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации; АН СССР. Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1974. - 146 с.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
34. Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессионального образования. - М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000.-193с.
35. Макаровская И. В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: дисс. ... кан. псих. наук: 19.00.07.- Санкт-Петербург, 2003.¬195 с.
36. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.:Просвещение, 1996. — С. 34—35.
37. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
38. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002.¬368 с.
39. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика. - 1990. - №8.
40. Мясищев В.Н. Психология отношений.-М.: МПСИ, 2005. -158 с.
41. Обушак С. И. Коммуникативная компетентность как составляющая профессионального образования менеджера: дис....кан.пед. наук: 13.00.08 Санкт-Петербург, 2006.- 153 с.
42. Ожегов, С.И. Словарь русского языка : ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М. : Рус.яз., 1984. - 797 с.
43. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
44. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально¬
психологический тренинг. - М., 1989 - 216 с.
45. Полторак Н. А. Языковая коммуникативная компетентность российской учащейся молодежи в контексте профессиональной социализации: социокультурный аспект: дисс...кан.соц. наук: 22.00.06.- Ростов-на-Дону, 2014.- 198 с.
46. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы/Дж.Равен; пер. с анг. И.Ю. Багровой.-М.:Кагито-Центр, 2001.-223с.
47. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, разви-тие и реализация: Пер. с англ./Д. Равен - М.: Когито-Центр, 2002. - 396с.
48. Раньге В. Психотехническая подготовка учителей за рубежом (обзор литературы)/В.Раньге//Московский психотерапевтический журнал. -1993. - №2.-С.34-38.
49. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
50. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. - М.: Питер, 2009. - 705 с.
51. Савиных Г. П. Инновационный подход к формированию коммуникативной компетентности старших школьников: дис... канд. пед. наук: 13.00.01.- Киров, 2006.-186 с.
52. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2007. - 208 с.
53. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. - 2004. - №3. - С. 20 - 26.
54. Ушакова Т.Н. Психолингвистика: учебник для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 415 с.
55. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, 2000. - 1280с.
56. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов//Высшее образование сегодня. - 2004. - №8.-С.19-23.
57. Харина Н.А. Развитие коммуникативной компетентности будущих психологов-практиков УИС в ходе учебного процесса в вузе: Монография.- Рязань:Академия ФСИН России, 2015. - 170 с.
58. Хасан Б.И. Границы компетенции: педагогическое вменение и возрастные притязания. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практ. конф. / Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2003. -С. 23 - 32.
59. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология
конструирования//Народное образование. - 2003. - №5.-С.18-24.
60. Цветкова Л. А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: дисс... кан. псих. наук: 19.00.05.- Санкт-Петербург, 1994.-168 с.
61. Чумак К. Ю. Развитие коммуникативной компетенции старшеклассников при работе над проблемным очерком: дисс... канд. пед.
наук: 13.00.02; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского]. - Иваново, 2011. - 188 с.
62. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход//Высшее образование сегодня. - 2004. - №8.- С.11-17.
63. Шевкун А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса: дисс... канн. пед. наук: 13.00.01.-Екатеринбург, 2007.-195 с.
64. Ширшов В.Д. Педагогические факторы формирования
комуникативности у студентов педагогических институтов:Автореф. Дисс. .. ,канд.пед.наук.-Челябинск:ЧПИ, 186.-16с.
65. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация. Теоретические основы: автореф.дисс.. .доктора пед.наук-Челябинск, 1995.-С.78-86.
66. Шкатова Л.А.Речевой тренинг менеджера:Методические указания к изучению программы «Экспресс-менеджер».-М.:Москов. ин-т нар. хоз-ва, 1991.-32 с.
67. Шкатова Л.А. Проблемы подготовки специалистов в сфере профессиональной коммуникации/Современные языковые системы и совершенствование учителей словестников.Тезисы докл.-Воронеж:ВГПУ, 1996.-Ч.2., С.87-88.
68. Энциклопедия профессионального образовании. В 3-з томах/Под ред. С.Я.Батышева.-М.:АБО, 1999.-Т.1.-568с.-Т.2.-440с.-Т.3.-448с.
69. Юсупов И.М. Психология взаимодействия.-Казань:Татарское кн.изд- во, 1991.-192с.
70. Юсупов С.А. Развитие коммуникативной компетентности государственных служащих в работе со средствами массовой информации. - М.6-МГУ, 2002.-234с.
71. Яценко Т.С., Гришин В.В., Семилет Н.В. Результативность активного
социально-психологического обучения//Вопросы психологии
межличностного познания и общения.-Краснодар, 1995.-С.176-185.
72. Hornby A.S., Oxford advanced Learning dictionary of current English ( 7th Edition), Oxford University press. 2005.-P.307.