РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования коммуникативной компетентности старшеклассников 9
1.1. Коммуникативная компетентность: сущность и содержание понятия,
основные компоненты 9
1.2. Особенности проявления коммуникативной компетентности у
старшеклассников 18
1.3. Коммуникативный тренинг как средство развития коммуникативной
компетентности старшеклассников 25
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности программы коммуникативного тренинга, направленной на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников 38
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Исследование уровня развития коммуникативной компетентности
старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) 44
2.3. Реализация программы тренинга по развитию коммуникативной компетентности старшеклассников (формирующий этап эксперимента) ... 48
2.4 Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 58
Список литературы 62
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования коммуникативной компетентности старшеклассников 9
1.1. Коммуникативная компетентность: сущность и содержание понятия,
основные компоненты 9
1.2. Особенности проявления коммуникативной компетентности у
старшеклассников 18
1.3. Коммуникативный тренинг как средство развития коммуникативной
компетентности старшеклассников 25
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности программы коммуникативного тренинга, направленной на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников 38
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Исследование уровня развития коммуникативной компетентности
старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) 44
2.3. Реализация программы тренинга по развитию коммуникативной компетентности старшеклассников (формирующий этап эксперимента) ... 48
2.4 Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 58
Список литературы 62
Приложение
Актуальность исследования. Стратегия модернизации содержания образования, ее прагматическая и гуманистическая направленность образовательного процесса существенно изменили требование к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений и дали возможность переосмысления целей, задач и методов обучения в учебных заведений, не только в нашей стране, но и за рубежом. Современная ситуация развития образования также характеризуется уровневой подготовкой специалистов на основе компетентностного подхода. В современных условиях актуальность приобретают такие компетенции как: овладение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, умение выбирать пути и способы ее достижения, умение логически верно, аргументировано, ясно строить устную и письменную речь, групповая и организационная коммуникация и др. В связи с чем, к исследованию коммуникативной компетентности в условиях образовательных учреждений проявляется интерес, как ученых, преподавателей, так и работодателей, заинтересованных в молодых специалистах.
Одна из проблем, с которой современные люди разного возраста регулярно сталкиваются в своей реальной жизни, состоит в их неспособности устанавливать и поддерживать друг с другом нормальные личные и деловые взаимоотношения. Главная причина этого заключается в неумении людей общаться друг с другом. Это неумение, в свою очередь, обусловлено недостаточной коммуникативной компетентностью людей, которая естественным путем улучшается медленно и в обычных условиях жизни у большинства людей не достигает достаточно высокого уровня развития. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что коммуникативная компетентность, являющаяся основополагающей для формирования остальных ключевых компетенций старшеклассников, представляет собой необходимый уровень сформированности у учащихся коммуникативных знаний, умений и навыков, развития индивидуально-психологических качеств и способностей, обеспечивающих эффективное решение различных коммуникативных задач, возникающих в процессе учебной деятельности. В учебных заведениях до сих пор специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную компетентность удается далеко не каждому человеку. Именно из-за ее дефицита возникают многочисленные, трудно устранимые проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях.
Проблема общения, коммуникации является фундаментальной проблемой психологии и педагогики, а само понятие коммуникации является базовой категорией психологической науки. Исследование общения в отечественной психологии берет начало с работ В.М.Бехтерева [11], А.Ф. Лазурского [31], В.М.Мясищева [40]. Психологические проблемы общения нашли отражение в работах Б.Г.Ананьева [2], Л.С.Выготского [15], А.Н.Леонтьева [33], С.Л.Рубинштейна [50].
Значительный вклад в развитие теории коммуникации внесли современные отечественные психологи Г.М.Андреева [3], А.А. Леонтьев [32], Т.Н. Ушакова [54] и др.
Изучению процесса и средств формирования коммуникативной компетенции на сегодняшний день посвящено большое количество перспективных исследований (Е.С.Антонова [4], Т.Г.Бирюкова [12], Т.К.Донская [19], В.И.Капинос [25], Т.А.Ладыженская [30], Е.И.Пассов [43] и др.). Ученые поднимают вопросы о том, что значит «свободно владеть языком» и с помощью каких методов и приемов можно способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
Диссертационные исследования последних лет посвящены различным аспектам коммуникативной компетентности. Развитию коммуникативной компетентности специалистов- педиатров, менеджеров, учителей и т.д., посвящены диссертационные исследования Н.Б. Буртовой [14], И.В. Макаровской [35], С.И. Обушак [41], Л.А.Цветковой [60].
Такие ученые как И.Р. Алтунина [1], Т. О. Губарева [17], С.В. Дель [18], С.Ю. Курилова [28], Н.А. Полторак [45], Г.П. Савиных [51], А.В. Шевкун [63] пытаются развить коммуникативную компетентность у студентов, старшеклассников, младших школьников с использованием различных средств.
Однако внимательный анализ имеющихся на данную тему публикаций показывает, что до сих пор еще понятие коммуникативной компетентности не определено достаточно точно и однозначно. Кроме того, недостаточно раскрыты вопросы развития коммуникативной компетентности у старшеклассников, нет единого мнения, с помощью каких форм и методов данный процесс эффективнее осуществлять.
Таким образом, наблюдается противоречие между социальной значимостью развития коммуникативной компетентности у учащихся, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов формирования коммуникативной компетентности, с другой стороны.
Наличие данного противоречия позволило сформулировать проблему исследования, каково содержание коммуникативного тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетенции старшеклассников.
На основе выявленного противоречия можно поставить следующую цель данного исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности программы коммуникативного тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности старшеклассников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетентности старшеклассников.
Предмет исследования: содержание коммуникативного тренинга как средства развития коммуникативной компетентности у старшеклассников.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников будет эффективным, если:
1. Опираться на сущностные характеристики понятия коммуникативная компетентность.
2. Определить особенности развития коммуникативной компетентности у старшеклассников.
3. Теоретически разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы коммуникативного тренинга «Азбука общения», ориентировать на детей старшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать сущностно- содержательную характеристику понятия коммуникативная компетентность.
2. Выявить особенности развития коммуникативной
компетентности у старшеклассников.
3. Выявить педагогический потенциал коммуникативного тренинга в развитии коммуникативной компетентности у старшеклассников.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование
эффективности содержания коммуникативного тренинга по развитию коммуникативной компетентности у старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили:
• концептуальные положения компетентностного подхода в современном образовании (В. И. Байденко, А. Г. Бермус, В. А. Болотов, Е. Н. Бондаревская, Е. В. Борзова, С. Г. Воровщиков, Ю. В. Еремин, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Е. Я. Коган, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, А. П. Тряпицина, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.);
• современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. М. Буева, С. Д. Дерябо, М. С. Каган, В. А. Кан-Калик, И. С. Кон, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. М.
Митина, A. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, Н. Б. Ромаева, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.);
• исследования коммуникативной компетентности в отечественной науке (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, С. Л. Братченко, Ю. М. Жуков, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Кудрявцева, Н. В. Кузьмина, О. В. Крючкова^. А. Лабунская, А. В. Мудрик, Л. А. Петровская, Е. В. Руденский, Г. С. Трофимова, Ю. Л. Ханин, Т. Н. Щербакова и др.);
• положения теории развития личности в старшем школьном возрасте (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, А. В. Петровский, М. М. Рубинштейн и др.).
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
1) теоретические методы: теоретический анализ психолого¬
педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
2) эмпирические методы: педагогический эксперимент, тестирование;
3) методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Выборка исследования: в эксперименте приняло участие 42 ученика 10 класса МБУДО «Центр детского творчества» г. Казани.
Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково- теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы исследования в педагогической и психологической литературе; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно- экспериментального исследования.
На втором (опытно- экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования: апробирована программа коммуникативного тренинга «Азбука общения», ориентированная на детей старшего подросткового возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: разработано содержание программы Коммуникативного тренинга «Азбука общения», ориентированной на детей старшего подросткового возраста и направленной на формирование коммуникативной компетентности.
Практическая значимость. Полученные результаты можно использовать педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями в индивидуальной работе со старшеклассниками; при разработке тренинговых программ с целью формирования коммуникативной компетентности у старшеклассников.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Одна из проблем, с которой современные люди разного возраста регулярно сталкиваются в своей реальной жизни, состоит в их неспособности устанавливать и поддерживать друг с другом нормальные личные и деловые взаимоотношения. Главная причина этого заключается в неумении людей общаться друг с другом. Это неумение, в свою очередь, обусловлено недостаточной коммуникативной компетентностью людей, которая естественным путем улучшается медленно и в обычных условиях жизни у большинства людей не достигает достаточно высокого уровня развития. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что коммуникативная компетентность, являющаяся основополагающей для формирования остальных ключевых компетенций старшеклассников, представляет собой необходимый уровень сформированности у учащихся коммуникативных знаний, умений и навыков, развития индивидуально-психологических качеств и способностей, обеспечивающих эффективное решение различных коммуникативных задач, возникающих в процессе учебной деятельности. В учебных заведениях до сих пор специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную компетентность удается далеко не каждому человеку. Именно из-за ее дефицита возникают многочисленные, трудно устранимые проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях.
Проблема общения, коммуникации является фундаментальной проблемой психологии и педагогики, а само понятие коммуникации является базовой категорией психологической науки. Исследование общения в отечественной психологии берет начало с работ В.М.Бехтерева [11], А.Ф. Лазурского [31], В.М.Мясищева [40]. Психологические проблемы общения нашли отражение в работах Б.Г.Ананьева [2], Л.С.Выготского [15], А.Н.Леонтьева [33], С.Л.Рубинштейна [50].
Значительный вклад в развитие теории коммуникации внесли современные отечественные психологи Г.М.Андреева [3], А.А. Леонтьев [32], Т.Н. Ушакова [54] и др.
Изучению процесса и средств формирования коммуникативной компетенции на сегодняшний день посвящено большое количество перспективных исследований (Е.С.Антонова [4], Т.Г.Бирюкова [12], Т.К.Донская [19], В.И.Капинос [25], Т.А.Ладыженская [30], Е.И.Пассов [43] и др.). Ученые поднимают вопросы о том, что значит «свободно владеть языком» и с помощью каких методов и приемов можно способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
Диссертационные исследования последних лет посвящены различным аспектам коммуникативной компетентности. Развитию коммуникативной компетентности специалистов- педиатров, менеджеров, учителей и т.д., посвящены диссертационные исследования Н.Б. Буртовой [14], И.В. Макаровской [35], С.И. Обушак [41], Л.А.Цветковой [60].
Такие ученые как И.Р. Алтунина [1], Т. О. Губарева [17], С.В. Дель [18], С.Ю. Курилова [28], Н.А. Полторак [45], Г.П. Савиных [51], А.В. Шевкун [63] пытаются развить коммуникативную компетентность у студентов, старшеклассников, младших школьников с использованием различных средств.
Однако внимательный анализ имеющихся на данную тему публикаций показывает, что до сих пор еще понятие коммуникативной компетентности не определено достаточно точно и однозначно. Кроме того, недостаточно раскрыты вопросы развития коммуникативной компетентности у старшеклассников, нет единого мнения, с помощью каких форм и методов данный процесс эффективнее осуществлять.
Таким образом, наблюдается противоречие между социальной значимостью развития коммуникативной компетентности у учащихся, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов формирования коммуникативной компетентности, с другой стороны.
Наличие данного противоречия позволило сформулировать проблему исследования, каково содержание коммуникативного тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетенции старшеклассников.
На основе выявленного противоречия можно поставить следующую цель данного исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности программы коммуникативного тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности старшеклассников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетентности старшеклассников.
Предмет исследования: содержание коммуникативного тренинга как средства развития коммуникативной компетентности у старшеклассников.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников будет эффективным, если:
1. Опираться на сущностные характеристики понятия коммуникативная компетентность.
2. Определить особенности развития коммуникативной компетентности у старшеклассников.
3. Теоретически разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы коммуникативного тренинга «Азбука общения», ориентировать на детей старшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать сущностно- содержательную характеристику понятия коммуникативная компетентность.
2. Выявить особенности развития коммуникативной
компетентности у старшеклассников.
3. Выявить педагогический потенциал коммуникативного тренинга в развитии коммуникативной компетентности у старшеклассников.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование
эффективности содержания коммуникативного тренинга по развитию коммуникативной компетентности у старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили:
• концептуальные положения компетентностного подхода в современном образовании (В. И. Байденко, А. Г. Бермус, В. А. Болотов, Е. Н. Бондаревская, Е. В. Борзова, С. Г. Воровщиков, Ю. В. Еремин, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Е. Я. Коган, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, А. П. Тряпицина, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.);
• современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. М. Буева, С. Д. Дерябо, М. С. Каган, В. А. Кан-Калик, И. С. Кон, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. М.
Митина, A. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, Н. Б. Ромаева, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.);
• исследования коммуникативной компетентности в отечественной науке (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, С. Л. Братченко, Ю. М. Жуков, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Кудрявцева, Н. В. Кузьмина, О. В. Крючкова^. А. Лабунская, А. В. Мудрик, Л. А. Петровская, Е. В. Руденский, Г. С. Трофимова, Ю. Л. Ханин, Т. Н. Щербакова и др.);
• положения теории развития личности в старшем школьном возрасте (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, А. В. Петровский, М. М. Рубинштейн и др.).
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
1) теоретические методы: теоретический анализ психолого¬
педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
2) эмпирические методы: педагогический эксперимент, тестирование;
3) методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Выборка исследования: в эксперименте приняло участие 42 ученика 10 класса МБУДО «Центр детского творчества» г. Казани.
Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково- теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы исследования в педагогической и психологической литературе; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно- экспериментального исследования.
На втором (опытно- экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования: апробирована программа коммуникативного тренинга «Азбука общения», ориентированная на детей старшего подросткового возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: разработано содержание программы Коммуникативного тренинга «Азбука общения», ориентированной на детей старшего подросткового возраста и направленной на формирование коммуникативной компетентности.
Практическая значимость. Полученные результаты можно использовать педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями в индивидуальной работе со старшеклассниками; при разработке тренинговых программ с целью формирования коммуникативной компетентности у старшеклассников.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что коммуникативная компетентность, являющаяся основополагающей для формирования остальных ключевых компетенций старшеклассников. В учебных заведениях до сих пор специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную компетентность удается далеко не каждому человеку. Именно из-за ее дефицита возникают многочисленные, трудно устранимые проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. Целью нашего исследования стала теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности программы коммуникативного тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности старшеклассников.
Достижение данной цели происходило в ходе решения ряда задач. Далее остановимся на представлении результатов, которые мы получили в ходе опытно-экспериментальной работы.
Первой задачей нашего исследования было: дать сущностно-содержательную характеристику понятия коммуникативная компетентность. Решая данную задачу, мы выяснили, что коммуникативная компетентность - это совокупность способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения». Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов, или составляющих: 1) коммуникативная способность; 2) коммуникативное знание; 3) коммуникативные умения.
Решая вторую задачу- выявить особенности проявления коммуникативной компетентности у старшеклассников, мы установили следующие особенности. Подростковый возраст представляет собой переходный этап онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности. Одной из наиболее сложных проблем в развитии подростков является проблема межличностного взаимодействия, обусловленная спецификой подросткового возраста.
Коммуникативная компетентность старшеклассника рассматривается как интегративное качество личности, в котором находит проявление совокупность лингвистического, психологического и социального компонентов, являющаяся результатом психолого-педагогического взаимодействия обучающихся и педагогов в условиях личностно¬развивающей образовательной среды, ориентированной на реализацию эффективных моделей межличностного и межколлективного общения, построение индивидуальных программ личностного развития на основе принципов гуманистической культуры и нравственности.
Показателями сформированности коммуникативной компетентности старшеклассников выступают: овладение способностями анализа коммуникативной ситуации, приемами целеполагания и планирования коммуникативной деятельности; владение разными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением, письмом), использование в полном объеме выразительных средств речевого высказывания; владение навыками межличностного и межколлективного взаимодействия, умениями верно интерпретировать получаемую устную и письменную информацию (основную и дополнительную); способность к объективной оценке собственной коммуникативной деятельности и ситуаций коммуникативного взаимодействия через интеллектуальную и личностную рефлексию.
Основными критериями сформированности коммуникативной компетентности личности старшеклассников также является рефлексия; сформированость умения устанавливать связь с собеседником; анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения; использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов); направленность на парное или групповое взаимодействие подростков; эмпатия.
Коммуникативная компетентность подразумевает владение подростков средствами коммуникации: владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление т др.), письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформление текста, умение работать с текстом и др.), продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Третья задача нашего исследования состояла в выявлении педагогического потенциала коммуникативного тренинга в развитии коммуникативной компетентности у старшеклассников. Коммуникативный тренинг является разновидностью социально-психологического тренинга, целью которой является изучение членами группы понятия «коммуникация» и выработка у них коммуникативных навыков, т.е. повышение их коммуникативной компетентности. Главными достоинствами коммуникативных тренингов являются: сплочение участников посредством совместной работы, лучшее понимание особенностей друг друга. Кроме того, сохраняется однородность обучаемых. Не имея разницы в статусе, участникам тренинга, выполняя практические упражнения, легче отрабатывать усвоенные коммуникативные умения и навыки. Это повышает эффективность развития данной компетенции в ходе коммуникативного тренинга можно развить такие коммуникативные умения и навыки как умение правильно воспринимать и оценивать людей, умение психологически правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать в соответствии с ней, умение предотвращать и эффективно разрешать конфликтные ситуации, находить способы конструктивного выхода из сложившейся ситуации, развивать эмпатические способности, интеллектуальные коммуникативные способности.
Психотехнические игры, тренинговые занятия, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога.
При освоении технологий эффективных коммуникаций большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке приемов конструктивного разрешения конфликтов как в повседневном деловом, так и в личностном общении.
Реализация четвертой задачи- провести опытно-экспериментальное исследование по развитию коммуникативной компетентности у старшеклассников, предполагало работу со старшеклассниками. Всего на констатирующем этапе были привлечены к диагностике 42 подростка в возрасте 16-17 лет, обучающиеся в МБУДО «Центр детского творчества»..
Нами были отобраны следующие методики исследования:
«Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2), «Тест коммуникативных умений» (Л. Михельсон); «Методика исследования социального интеллекта» (Дж. Гилфорда и М. Салливена, адапт. Михайлова (Алешина) Е.С.).
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что по всем методикам старшеклассники показали результаты на среднем и ниже среднего уровне. Поэтому мы отобрали таких подростков, у которых результаты по всем методикам были представлены на среднем и ниже среднего уровнях. Вместе с ними была организована развивающая работа с применением коммуникативного тренинга. Тренинговая программа «Азбука общения» состояла из 9 занятий и была направлена на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников.
Повторная диагностика показала, что у старшеклассников произошли положительные изменения по всем диагностическим показателям. Достоверность различий проверялась с помощью методов статистического анализа. Это подтверждает, что наша гипотеза подтвердилась.
Достижение данной цели происходило в ходе решения ряда задач. Далее остановимся на представлении результатов, которые мы получили в ходе опытно-экспериментальной работы.
Первой задачей нашего исследования было: дать сущностно-содержательную характеристику понятия коммуникативная компетентность. Решая данную задачу, мы выяснили, что коммуникативная компетентность - это совокупность способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения». Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов, или составляющих: 1) коммуникативная способность; 2) коммуникативное знание; 3) коммуникативные умения.
Решая вторую задачу- выявить особенности проявления коммуникативной компетентности у старшеклассников, мы установили следующие особенности. Подростковый возраст представляет собой переходный этап онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности. Одной из наиболее сложных проблем в развитии подростков является проблема межличностного взаимодействия, обусловленная спецификой подросткового возраста.
Коммуникативная компетентность старшеклассника рассматривается как интегративное качество личности, в котором находит проявление совокупность лингвистического, психологического и социального компонентов, являющаяся результатом психолого-педагогического взаимодействия обучающихся и педагогов в условиях личностно¬развивающей образовательной среды, ориентированной на реализацию эффективных моделей межличностного и межколлективного общения, построение индивидуальных программ личностного развития на основе принципов гуманистической культуры и нравственности.
Показателями сформированности коммуникативной компетентности старшеклассников выступают: овладение способностями анализа коммуникативной ситуации, приемами целеполагания и планирования коммуникативной деятельности; владение разными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением, письмом), использование в полном объеме выразительных средств речевого высказывания; владение навыками межличностного и межколлективного взаимодействия, умениями верно интерпретировать получаемую устную и письменную информацию (основную и дополнительную); способность к объективной оценке собственной коммуникативной деятельности и ситуаций коммуникативного взаимодействия через интеллектуальную и личностную рефлексию.
Основными критериями сформированности коммуникативной компетентности личности старшеклассников также является рефлексия; сформированость умения устанавливать связь с собеседником; анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения; использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов); направленность на парное или групповое взаимодействие подростков; эмпатия.
Коммуникативная компетентность подразумевает владение подростков средствами коммуникации: владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление т др.), письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформление текста, умение работать с текстом и др.), продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Третья задача нашего исследования состояла в выявлении педагогического потенциала коммуникативного тренинга в развитии коммуникативной компетентности у старшеклассников. Коммуникативный тренинг является разновидностью социально-психологического тренинга, целью которой является изучение членами группы понятия «коммуникация» и выработка у них коммуникативных навыков, т.е. повышение их коммуникативной компетентности. Главными достоинствами коммуникативных тренингов являются: сплочение участников посредством совместной работы, лучшее понимание особенностей друг друга. Кроме того, сохраняется однородность обучаемых. Не имея разницы в статусе, участникам тренинга, выполняя практические упражнения, легче отрабатывать усвоенные коммуникативные умения и навыки. Это повышает эффективность развития данной компетенции в ходе коммуникативного тренинга можно развить такие коммуникативные умения и навыки как умение правильно воспринимать и оценивать людей, умение психологически правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать в соответствии с ней, умение предотвращать и эффективно разрешать конфликтные ситуации, находить способы конструктивного выхода из сложившейся ситуации, развивать эмпатические способности, интеллектуальные коммуникативные способности.
Психотехнические игры, тренинговые занятия, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога.
При освоении технологий эффективных коммуникаций большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке приемов конструктивного разрешения конфликтов как в повседневном деловом, так и в личностном общении.
Реализация четвертой задачи- провести опытно-экспериментальное исследование по развитию коммуникативной компетентности у старшеклассников, предполагало работу со старшеклассниками. Всего на констатирующем этапе были привлечены к диагностике 42 подростка в возрасте 16-17 лет, обучающиеся в МБУДО «Центр детского творчества»..
Нами были отобраны следующие методики исследования:
«Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2), «Тест коммуникативных умений» (Л. Михельсон); «Методика исследования социального интеллекта» (Дж. Гилфорда и М. Салливена, адапт. Михайлова (Алешина) Е.С.).
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что по всем методикам старшеклассники показали результаты на среднем и ниже среднего уровне. Поэтому мы отобрали таких подростков, у которых результаты по всем методикам были представлены на среднем и ниже среднего уровнях. Вместе с ними была организована развивающая работа с применением коммуникативного тренинга. Тренинговая программа «Азбука общения» состояла из 9 занятий и была направлена на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников.
Повторная диагностика показала, что у старшеклассников произошли положительные изменения по всем диагностическим показателям. Достоверность различий проверялась с помощью методов статистического анализа. Это подтверждает, что наша гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ РУКОВОДЯЩЕГО ЗВЕНА ГПС МЧС РОССИИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Театральным кружок «Маска» как средство развития коммуникативном компетентности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности коммуникативной
компетентности студентов-психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ФИНАНСИСТОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



