Введение 3
Глава I . Теоретические основы методики обучения письму на уроках английского языка
1.1. Критический анализ исследований методики обучения письменной речи и письму в отечественной и зарубежной литературе 8
1.2. Письменная речь как продуктивный вид деятельности 11
1.3. Цели и задачи проблемы обучения письму 18
1.4. Особенности обучения письменной речи на среднем этапе 22
Выводы по I главе 25
Глава II. Опытно - экспериментальная часть по обучению письму личного характера на уроке английского языка на среднем этапе 26
2.1. Методы формирования навыков письменной речи на уроках английского языка 26
2.2. Эмпирическое исследование методов и форм обучения письму
личного характера в формате ОГЭ 30
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования. 45
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение 58
Глобальные изменения, произошедшие в современном мировом обществе, включая нашу страну, определили новую роль иностранного языка в нашей жизни. Долгое время, будучи базовым школьным предметом сферы образования, он стал важным элементом современной системы образования, а именно, средством реализации профессиональных достижений личности.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта определило главную цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, т.е. способность учащихся осуществлять всестороннее общение на иностранном языке.
Важной составляющей иноязычного общения является овладение письменной речью. В связи с этим раздел «Письмо» является обязательной частью как ОГЭ, так и ЕГЭ по английскому языку.
Актуальность письменного общения в современной жизни определяется интенсивным ростом и развитием интернет - технологий, с возросшим количеством туристических поездок, а также необходимостью английского языка, как для поступления, так и дальнейшего профессионального обучения. Все это мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, необходимого для активного общения, навыков и умений для заполнения анкет, написания заявлений и резюме и т.д.
Формирование любого языка происходит как в устном, так и письменном общении. В последнее время ученые отдают предпочтение точке зрения о том, что письменной речи принадлежит особое значение и потенциал. Поэтому при изучении иностранных языков необходимо уделять пристальное внимание обучение письменной речи. В течении долгого времени большая часть содержания обучения иностранному языку приходилась на развитие навыков устной речи. Все это привело к тому, что не смотря на большую работу в обучении устной речи, в ней прослеживались
явные пробелы и недостатки, так как отсутствовала взаимосвязь с письменной речью, которая представляет собой значимую информационную структуру. Ошибочным является мнение, что письменная речь служит всего лишь средством для развития личности в языковом плане, письменная речь является эффективным средством, оказывающим влияние на всестороннее и гармоничное развитие учащихся.
Неизменным остается факт, что на всем протяжении обучения письменной речи она остается видом деятельности, который представляет определенную сложность. Как правило, эти сложности возникают не только и из - за лексических и грамматических проблем, но и из-за не умения сформулировать свои мысли в письменном виде. Особую сложность вызывают у учащихся творческие или полутворческие задания.
Грамотное письменное высказывание определяет необходимость знания и соблюдения структуры письма, его логического построения. Кроме этого, необходимо использовать такие стилистические средства, которые позволяют выразить мысль в более эмоциональном и выразительном тоне, раскрыть свои чувства и доминирующие мысли. Особенно это актуально для учащихся в подростковом периоде, когда в силу своих возрастных особенностей они стесняются выражать свои мысли и истинные чувства.
Отдавая предпочтение письменному виду общения, необходимо понимать, что под этим подразумевается как формирование своего письменного высказывания, так и понимание чужого. Иноязычное письмо обладает своей специфичной культурой, под которым понимание и формирование письменного текста едино и тесно взаимосвязано. Начиная составлять письменное высказывание, автор знает кому оно будет адресовано, какова его основная цель. Все это подразумевает собой восприятие иноязычного высказывания, его анализ, трансформацию и порождение. Данные последовательные этапы позволяют создать упражнения необходимые для развития культуры иноязычного письма.
Актуальность данного исследования определяется тем, что на сегодняшний день в методике преподавания иностранных языков обучение письму является одной из актуальных проблем, требующей особого подхода к разрешению. Сегодня письмо является эффективным средством развития коммуникативной деятельности учащихся. На протяжении долгого времени обучение письму в школе имело лишь незначительный, второстепенный характер. Письму отводилась роль помощника, который обеспечивал усвоение языкового материала в других видах деятельности. В то время письмо было всего лишь средством контроля, используемого для оценки навыков и умений учащихся в речевых высказываниях. В школах с углубленным изучением языка обучение письменной речи велось на постоянной основе, так как это входило в их базисный план обучения.
Современный образ кардинально изменил потребность в письменной речи на иностранном языке, что в результате оказало влияние на пересмотр содержания обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Сегодня обучение письменной речи на уроках иностранного языка отражено на всех этапах его изучения.
Трудно представить современную жизнь без использования письменных высказываний, они окружают нас повсюду, как в бытовой, так и рабочей сфере. Если в бытовой сфере грамматической, лексической и стилистической стороне высказывания не придается особого значения, то в профессиональной сфере особое значение приобретают знание и соблюдение всех принятых языковых норм. Все это подчеркивает актуальность овладения навыками и умениями письменной речи, что достижимо в случае продуктивного ее изучения с начальной ступени.
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является исследование и критический анализ методов и форм обучения письму личного характера на среднем этапе изучения английского языка в средней школе.
Объектом изучения в данной работе является исследование методики формирования навыков письменной речи на уроках английского языка.
Предметом исследования являются особенности формирования навыков письменной речи, включая письмо личного характера на уроке английского языка у учащихся средних классов.
Научная гипотеза: обучения учащихся письму личного характера на английском языке занимает одно из важнейших мест в формировании навыков письменной речи школьника при обучении английскому языку на среднем этапе обучения.
Исходя из всего этого, были поставлены следующие задачи:
1. изучить особенности письменной речи;
2. ознакомиться с актуальными проблемами обучения письменной
речи;
3. исследовать методы формирования письменной речи и дать критический анализ;
4. провести эмпирическое исследование влияния предложенных методов и средств на обучение письму личного характера в формате ОГЭ;
5. сделать обобщающие выводы по результатам проделанной работы.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в
том, что представленный в ней материал направлен на обоснованное использование предложенных упражнений на обучение письму личного характера.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материал работы посвящен изучению особенностей обучения письменной речи, а также целей и задач данного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предоставлен обзор наиболее актуальных и приемлемых для средней ступени упражнений, направленных на обучение письму личного характера в формате ОГЭ, которые могу быть использованы как учителями английского языка на уроках, так и в качестве дополнительного материала во внеурочной деятельности.
В соответствии с объектом и предметом научной работы, а так же ее целью были определены следующие методы исследования:
1) критический анализ литературных источников, поднимающих проблему обучения учащихся средних классов письму личного характера на английском языке;
2) изучение и анализ педагогического опыта работы по обучению письму на английском языке;
3) методический эксперимент, определивший роль предложенных упражнений на обучение письму личного характера;
4) педагогическое наблюдение для определения значения письма в обучении иностранному языку;
5) метод статистической обработки полученных данных;
Методическую основу для написания работы составили труды таких
ученых как: А.А.Леонтьев, Е.И.Пассов, Е.Г Рогова, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова и многих других, а так же статьи из периодических изданий, интернет - ресурсы.
Структура выпускной квалификационной работы заключается в введении, двух главах, выводах по главам, заключении, списка использованной литературы и приложения.
Обучение письму является одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков. На протяжении долгого времени отечественные и зарубежные методисты исследовали проблему обучения письменной речи, давая письму то или иное определение, связывая данный процесс как с психическими особенностями учащихся, так и непосредственно с используемыми методами и средствами.
Наиболее ярко и красиво определяют письмо М.Паррот, Г.И.Рогова,
А.Н.Леонтьев, которые подчеркивают, что любое письменное послание находит определенный его автором эмоциональный отклик. В свою очередь письменная речь определяется, как умение сочетать слова в письменном виде, выражая при этом свои мысли в соответствии с потребностями.
Совершенствование навыков письменной речи тесно связано с развитием устной речи, что объясняется практически одинаковым их становлением. Однако по своему психологическому содержанию процесс обучения письменной речи значительно отличается от устной речи. В отличии от устой речи, которая по своей природе практически всегда спонтанна, письменная речь - это осмысленный запланированный процесс, рассчитанный на неоднократное прочтение текста, а также его зрительное восприятие.
Целью обучения письменной речи на уроке английского языка в средней школе является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, которая определяется владением нормами письменных знаков, орфографии, знанием основных правил грамматики и лексики, композиционной особенностью письменных текстов, умелым выражением мысли в письменном виде. Владение навыками письменной речи подразумевает умелое создание различных типов письменных высказываний, начиная с самых простых до самых сложных.
Итоговой оценкой обучения письму в средней школе является
успешное выполнение письменной части ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку. Задачей раздела этих двух экзаменов является проверка умения использовать навыки письменной речи для решения коммуникативно- ориентированных задач.
Данная работа посвящена теоретическому и практическому исследованию проблемы развития письменной речи на уроке английского языка на среднем этапе обучения. В рамках опытно- экспериментальной части проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение влияния предложенных упражнений на развитие навыков написания письма личного характера.
Проделанная работа позволяет сделать следующие обобщающие выводы:
1) Письменная речь является продуктивным видом речевой деятельности, конечным продуктом которой является текст. Овладение письмом долгий последовательный процесс, особенностью которого является формирование коммуникативной письменной речи;
2) Основной целью обучения письменной речи учащихся является способность изложения своих мыслей и высказываний в письменном виде, в соответствии с принятыми языковыми нормами, соблюдения лексических, грамматических, орфографических правил.
3) Обучение письменной речи на среднем этапе изучения английском языку предполагает использование различного рода тренировочных упражнений и заданий. На среднем этапе обучения характерной чертой подобных упражнений является креативность, использование мультимедийных средств;
4) Эмпирическое исследование, проведенное на базе МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Казани Республики Татарстан в 9 «а» классе (28 человек) указывает на эффективность использованных упражнений, направленных на обучение письму личного характера, что
подтверждается значительным улучшением результатов учащихся на
контрольном этапе исследования.
Все вышесказанное доказывает выдвинутую гипотезу, что обучение учащихся письму личного характера на английском языке занимает одно из важнейших мест в формировании навыков письменной речи школьника при обучении английскому языку на среднем этапе обучения.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты.
1. Азарова О. Н. « Я Вам пишу...» Деловые и личные письма по- английски и по-русски / О.Н. Азарова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 336 с.
2. Бабинская П.К., Т.П.Леонтьева. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева. - Минск.:Тетра Системс, 2006. - 288 с.
3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: пособие для преподавателей и студентов / Б.В. Беляев. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Москва: Просвещение, 1965. - 227 с.
4. Бенедиктов Б.А. Психология овладения иностранным языком / Б.А.Бенедиктов.- Минск: Сфера 2014. - 320 с.
5. Ваулина Ю.Е., Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Учебнометодический комплект для учащихся 9 классов общеобразовательных школ « Английский в фокусе» / Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко,
В. Эванс. - М.: Просвещение, 2012. - 153 с.
6. Воронова Е.Г. Готовимся к ЕГЭ: по английскому языку / Е.Г. Воронова // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 3. - 98 с.
7. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-ов и фак. ин. яз. высш. пед. учебных заведений / Н.Д.Гальскова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 336 с.
8. Голубев А.Б. ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку / А.Б.Голубев. -М.: ГИС,2014. - 67 с.
9. Горина Н.Ю. Трудности обучения письменной англоязычной речи / Н.Ю.Горина. - URL.: https://multiurok.ru/files/trudnosti-obuchieniia-pis- miennoi-riechi-i-puti-ik.html ( дата обращения 12.05.2019)
10. Иванова А.М. Обучение письменной речи на английском языке / А.М. Иванова. - М.: Просвещение, 1981. - 200 с.
11. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения письму на иностранном языке / С.А. Искрин. -2014. - 99 с.
12. Колесникова И.Л., О.А.Долгина. Англо- русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М.: Просвещение, 2008. - 431 с.
13. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб.: Академия, 2008. - 367 с.
14. Концепция образования по иностранным языкам в школе в 12-летней в школе // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 6. - С. 11- 20 .
15. Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 120 с.
16. Комков М.Ф. Методика преподавания иностранных языков / М.Ф.Комков. - Минск, 2015. - 78 с.
17. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - М.: Дрофа, 2018. - 223 с.
18. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам:
продуктивные образовательные технологии: учебное пособие /
Н.Ф.Коряковцева. - М.: Академия, 2010. - 201 с.
19. Кузьмина Л.Г. Критерии оценки уровня сформированности умений письменной иноязычной речи / Л.Г. Кузьмина // Опыт билингвального образования средствами родного и иностранного языков в России. - М.: «Еврошкола»,1999 - 145 с.
20. Кузьмина Л.Г. Пособие по развитию культуры письменной речи / Л. Г. Кузьмина. - М.: «Еврошкола»,1998 - 98 с .
21. Ляховицкий М.Ф. Методика преподавания иностранных языков / М.Ф.Ляховицкий. - М.: Наука, 2000. - 120 с.
22. Леонтьев А.А.Общая методика обучения иностранным языкам / А.А.Леонтьев. - М.: « Русский язык», 2011. - 360 с.
23. Маслыко Е.А., Бабинская П.К и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А.Маслыко, П.К. Бабинская. - Мн.: Высшая школа, 2004. - 522 с.
24. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / под. ред. И.В.Кошелевой. - М.: Каро, 2008. -224 с.
25. Мильруд Р.П. Методика обучения письменной речи на иностранном языке / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 1. -
С.15 -16.
26. Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 3. - С.9- 8.
27. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2013. - 256 с.
28. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения английскому языку / Р.К. Миньяр - Белоручев. - М.: Просвещение,2006. - 230 с.
29. Обучение письму на иностранном языке: назревшая необходимость / под.ред. В.В.Бондарева. - М.: Наука, 2016. -211 с.
30. Паррот М. Задания для учителей английского языка / М.Паррот. - М.: CUP, 1993. - 345 c.
31. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И.Пассов, Н.Е.Кузовлева. - М.: Просвещение, 2007. - 638 с.
32. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2012. - 312 с.
33. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова.- М.: Софтиум,2011. - 400 с.
34. Романова Л.И. ЕГЭ. Английский язык. Письмо / Л.И.Романова. -М.: Сфера, 2015. - 209 с.
35. Самойлов А.В. Рекомендации по обучению написания сочинения и эссе на английском языке / А.В. Самойолов. - М.: Университет, 2014. - 134 с.
36. Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост.
Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2017. - 231 с.
37. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2012. - 320 с.
38. Соловова Е.Н. Английский язык: ОГЭ- 2016. Типовые тестовые задания / Е.Н. Соловова. - М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2016. - 111 с.
39. Соловова Е.Н., Маркова Е.С. Английский язык: ОГЭ - 2015.
Типовые тестовые задания / Е.Н. Соловова. - М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2015. - 111 с.
40. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под.ред. Л.Г.Кузьминой. - М.: Экзамен, 2014. - 320 с.
41. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - 320 с.
42. Симкин В.Н. Оценка качества выпускников школы по английскому языку / В.Н. Симкин. - М.: Дрофа, 2012. - 211 с.
43. Синицына Ю.А. Межкульурная коммуникативная компетенция : требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования / Ю.А.Синицына // Иностранные языки в школе. - 2014. - №1. - С.13 - 15
44. Сысоева Е.А. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам / Е.А. Сысоева // Иностранные языки в школе. -2017. - № 5. -С. 15 - 16.
45. Трусова А.Г. Обучение письму личного характера на английском языке / А.Г. Трусова // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 2. -
С. 9-12.
46. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В.М.Филатова. - Ростов - на - Дону.: Издательство « Феникс», 2007. - 232 с.
47. Утробина А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка /А.А.Утробина. - М.: Приор - издат, 2016. - 212 с.
48. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования по предмету « Иностранный язык» утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г.
49. Федеральный портал Российского образования. - URL.: http://www.edu.ru/ ( дата обращения 12.05.2019)
50. Шувалова А.В. Трудности при обучении письму и пути их преодоления на уроках английского языка / А.В. Шувалова / Иностранные языки в школе. - 2018. - №7. - С.23 -24.
51. Шувалова А.В. Обучение письму на уроках английского языка / А.В. Шувалова // Иностранные языки в школе. - 2019. - №2. - С.33 -34.