Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №46640

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «ответственное отношение к семейной жизни» 9
1.2 Особенности представления сельской молодежи о семейной жизни 25
1.3 Формы и методы формирования ответственного отношения к семейной
жизни у сельской молодежи 35
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи.. .44
2.1 Организация и методики исследования 44
2.2 Изучение исходного уровня сформированности ответственного
отношения к семейной жизни у сельской молодежи (результаты констатирующего этапа эксперимента) 49
2.3 Педагогическое обеспечение процесса формирования ответственного
отношения к семейной жизни у сельской молодежи 56
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи 62
Выводы по главе 2 75
Заключение 77
Список литературы 81
Приложения

Актуальность темы исследования определена, что проблема становления, устойчивости семьи - одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы. Следует отметить, что поддержка, забота о семье является также важнейшим направлением социальной политики всей Российской Федерации. Актуализация проблем семьи приводит к разработке и внедрению комплексных программ, направленных на социальную, психологическую, медицинскую, педагогическую поддержку семей. Одна из проблем при разработке таких программ возникает в связи с отсутствием единого теоретического подхода к семье и происходящих в ней процессов, механизмов, обеспечивающих ее стабильность и устойчивость.
Семья есть важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. С точки зрения В.В. Розанова, семья - «ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно - это место самых горячих связей; духовно - это место совершенного идеализма..., т.е. благодати, бескорыстия» [22, с. 67].
Характер такого сложного человеческого и социального явления как семья определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи».
Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения - это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме [21].
В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.
Устойчивость семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.
Следует сказать, что психолого-педагогический аспект не совсем полностью отражает широту проблемы подготовки молодого поколения к семейным отношениям. В имеющихся исследованиях не нашла достаточно полного отражения проблема подготовки молодежи к семейной жизни в аспекте выработки у них положительных брачно-семейных представлений.
Проблема формирования ответственности молодежи сложна и многоаспектна. Понятие «ответственность» с точки зрения философии изучали Н.А. Головко [4], Р.И. Косолапов [12], Н.А. Минкина [14], А.Ф. Плахотный [25], Б.И. Сперанский [27] и другие.
Психологии рассматривали ответственность с позиции онтогенеза Л.Колберг [26], А.А. Люблинская [21], Ф. Хайдер [34]; как характеристику локуса контроля Е.Ф. Бажин [3], В.А. Петровский [15], А.А. Реан [22] и другие. Психологические механизмы ответственного поведения личности являлись предметом изучения К. Муздыбаева [31], Д. Харриет [15] и других.
Проблема формирования ответственности была в центре внимания педагогических систем А.С. Макаренко [11], В.А. Сухомлинского [14], C.E. Шацкого [25] и других. Воспитание ответственности молодежи как качества личности изучали А.И. Борисова [21], Е.П. Басова [27], Т.Т. Гаева [29], Е.М. Кнохинов [32], М.В. Панасенко [31], В.П. Прядеин [30] и другие. В работах данных исследователей рассматривается структура и уровни ответственности и ответственного отношения как сложного свойства личности.
Воспитание ответственности молодежи в семье, в том числе и сельской молодежи, исследовали Л.Н. Грядунова [4], Т.А. Куликова [12], И.С. Марьенко [23], Н.А. Минкина [14], А.В. Мудрик [16], Л.И. Новикова [22], А.М. Сизанов [29], Г.В. Пархоменко [5], М.И. Шилова [18] и другие. Однако, проведенный анализ литературы позволяет констатировать тот факт, что проблеме формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи освящен недостаточно.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия, требующее разрешения в поле нашего научного поиска, между требованиями общества к формированию у сельской молодежи ответственного отношения к семейной жизни и отсутствием программы формирования ответственного отношения к семейной жизни, отвечающей требованиям современности, предполагающей использование разнообразных форм и методов педагогического воздействия.
Данное противоречие выражается в форме научной проблемы исследования: каковы содержание, формы и методы формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи?
Исходя из актуальности, противоречия и проблемы исследования, мы сформулировали тему исследования следующим образом: «Формирование ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи».
Цель исследования - выявить и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность содержания, форм и методов формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи.
Объект исследования: процесс формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи будет более эффективным, если:
- опираться на сущность, содержание, специфику ключевого понятия исследования «ответственное отношение к семейной жизни»;
- учитывать особенности представления сельской молодежи о семейной жизни;
- на основе выявленных форм и методов разработать и в опытно - экспериментальной работе реализовать программу «Семейная жизнь».
На основе предмета, объекта исследования, поставленной цели и гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «ответственное отношение к семейной жизни».
2. Выявить особенности представления сельской молодежи о семейной жизни.
3. Изучить формы и методы формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность содержания, форм и методов формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды: Е.П. Басовой [27], А.И. Борисовой [21], Н.А. Головко [4], Л.Н. Грядуновой [4], Л.Колберга [26], Р.И. Косолапова [12], Т.А. Куликовой [12], А.А. Люблинской [21], И.С. Марьенко [23], Н.А. Минкиной [14], А.В. Мудрика [16], Л.И. Новиковой [22], Г.В. Пархоменко [5], В.А. Петровского [15], А.Ф. Плахотного [25], А.А. Реан [22], А.М. Сизанова [29], Б.И. Сперанского [27], Ф. Хайдера [34], М.И. Шиловой [18] и другие.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент;
- методы количественного и качественного анализа данных; методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Среднедевятовского сельского дома культуры Лаишевского района, в опытно-экспериментальной работе приняли участие молодежь в количестве 30 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с сельской молодежью с целью формирования у них основ ответственного отношения к семейной жизни.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены и научно обоснованы формы и методы формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи, разработана и реализована на практике программа формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи «Семейная жизнь».
Результаты исследования были апробированы и опубликованы в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и психологии»: Выпуск 20, под ред. Р.А. Валеевой в 2017 году.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа «Семейная жизнь» может использоваться в практике образовательных учреждений психологами и социальными педагогами с целью формирования ответственного отношения к семейной жизни у молодежи.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам прийти к следующим выводам:
1. Для анализа понятия «ответственное отношение молодежи к семейной жизни» мы опирались на понятие «ответственное отношение», трактуемое как сознательное, избирательное, созданное на опыте свойство личности, способствующее формированию ответственности.
2. Ответственному отношению присущи такие признаки как заданная субъектом избирательность, установка на оценку (позитивная, негативная, безличная), предрасположенность и готовность к определенному образу действия. В нашем исследовании объектом ответственного отношения является семья молодого человека в независимости от ее состава (полная, неполная).
3. Учитывая, что семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, под ответственным отношением молодежи к семейной жизни понимаем интегральное свойство личности, направленное на осознанное молодым человеком действие в отношении семьи в соответствии с традициями, задачами и установками общества.
4. Особенности представления молодежи о семейной жизни состоят в том, что семья все больше для них становится в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Но представления молодежи о семье вариативны и соответствуют нескольким основным моделям семейной жизни, рассматриваемым в современной психологической науке: «традиционной», «детоцентрической», «супружеской», «социоцентрической» и «встречающейся». Ориентирами представлений молодежи о семье служат следующие социально¬педагогические источники: семья родителей (прародителей), семья знакомых или друзей, художественная и публицистическая литература, семья популярного человека, мнение друзей. Семья старшего поколения, в целом, является для современной молодежи приоритетным ориентиром в становлении представлений о будущей семье. Общей тенденцией содержания представлений старших подростков о семье является выделение двух главных векторов: один связан с представлениями о семье как о социальном институте, другой - с представлениями о семье как о психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности становятся приоритетными для современной молодежи.
5. Представления молодежи о семейной жизни в целом стихийно согласуются с научно-психологическими знаниями, но в них нет достаточной взаимосвязи и соотнесенности между сферами семейной жизни и разными моделями семьи. Таким образом, достаточно облегченное представление о браке и у городских, и у сельских молодежи тесно связано с упрощенным идеалом мужа/жены, и наоборот, более сложный идеал супруга имеют в своем сознании понимающие трудности и ответственность семейно-брачных отношений.
6. Нами были рассмотрены различные формы и методы формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи: тренинг
- метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Ролевые игры
- игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия. Классные часы - это школьное мероприятие, направленное на организацию воспитательной работы с детьми. Классный час можно проводить по-разному: читать лекции, устраивать диспуты или беседы, организовывать игры, конкурсы, викторины, тестирования и пр. Беседа - это организованная, целенаправленный разговор педагога с учащимися по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Дискуссия - обеспечивает активное включение молодежи в поиск истины; создает условия для открытого выражения своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
7. Как показали результаты констатирующего эксперимента, у сельской молодежи, участвовавшей в нашем исследовании, некоторые показатели семейных ценностей оказались невысоким. Протестировав молодежи по методике изучения ценностей личности Шварца, мы определили направленность ценностной сферы респондентов. Наивысшую значимость имеют шкалы универсализм, самостоятельность, безопасность.
В ходе анкетирования мы определили выраженность когнитивного компонента критерия сформированности ответственного отношения к семейной жизни. Нашей задачей было выяснить уровень знаний респондентов о семье, ее функциях, традициях, обычаях. Мы выяснили, что у ребят имеются не достаточные знания о семье, таким образом, когнитивный компонент полностью не сформирован. В анкету также были включены вопросы, ответы на которые позволяют сделать вывод, что у ребят сформирован позитивно-эмоциональные представления о семье. Метод экспертных оценок проводился с целью определения выраженности поведенческого компонента критерия сформированности ответственного отношения к семейной жизни. Из полученных данных, можно подвести итоги, что молодежь доверяет своим родным, тесно общается с ними, уважает и любит старшее поколение семьи и соблюдает семейные традиции обычаи.
8. На основе результатов констатирующего эксперимента и теоретического осмысления проблемы, нами с опорой на разработки практикующих педагогов и психологов, была составлена и реализована в программа формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи.
9. После реализации данной программы мы еще раз замерили у ребят показатели сформированности ответственного отношения к семейной жизни. Протестировав их по методике изучения ценностей личности Шварца, мы определили, что изменилась направленность ценностной сферы молодежи.
Наивысшую ранги заняли шкалы универсализм, доброта, самостоятельность. Чтобы определить произошли ли изменения по показателю семейных ценностей в части когнитивного компонента, мы провели анкетирование. Итоги анкетирования показали, что после формирующего эксперимента произошли положительные сдвиги по показателю семейных ценностей в части когнитивного компонента.
Анкетирование позволило измерить эмоционально-ценностный компонент критерия ответственного отношения к семейной жизни. У молодежи было сформировано эмоционально-позитивное представление о семейной жизни, собственной роли в ней, будущем супруге, детях, родственниках, следовательно, реализация программы «Семейная жизнь» положительно повлияла на формирование ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи.
10. Для проверки достоверности произошедших изменений мы провели статистическую обработку данных и установили, что полученные данные о повышении показателей сформированности ответственного отношения к семейной жизни у молодежи оказались не случайными. Значит, мы можем утверждать, что программа формирования ответственного отношения к семейной жизни у сельской молодежи в совокупности дала положительные результаты.



1. Адлер А. Родительское влияние / А. Адлер // Наука жить. - К: Port-Royal, 2009. - 220 с.
2. Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек /Л.А Арутюнова. - М.: Дрофа,2009. - 305 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 329 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад.
- М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 123 с.
5. Богданович Л.А, Борман Р. Молодежь и любовь / Л.А. Богданович, Р. Борман. - М.: Наука,2012. - 160 с.
6. Бордовская Н.В. Воспитание и самостановление школьников / Н.В. Бордовская. - М: Просвещение, 2012. - 160с.
7. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии / И.В. Вачков. - М.: Академия, 2010. - 257 с.
8. Гликман И.З. Теория и методика воспитания /И.З. Гликман. - М.: Дрофа, 2009. - 168 с.
9. ГолодС.И. Семья и брак: историко-социологический анализ/ С.И.Голод. - СПб.: Петрополис, 2012.- 335 с.
10. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р.Г. Гурова - М.: Педагогика, 2011. - 176 с.
11. Девятых С.Ю. Семья и родительство в структуре жизненных целей юношей и девушек / С.Ю. Девятых. - СПб.: Перспективы науки, 2010. - 312 с.
12.Золотухина М.В. Мир американской семьи / М.В. Золотухина. - М.: Наука, 2009. - 318 с.
13. Каган В.Е. Стереотипы мужественности, женственности, образа «Я» у подростков / В.Е.Каган - СПб.: Петрополис,2009. - 245 с.
14. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. - М.: Педагогика, 2011.
- 256 с.
15. Каган В.В. Что мы знаем о половом воспитании? / В.В. Каган. - М.: Просвещение, 2009. - 196 с.
16. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта/ М.В. Кларин. - М.: Педагогика, 2010. - 253 с.
17. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2011. - 690 с.
18. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику / Н.Е.Ковалев, М.В.Матюхина, К.Т.Патрина. - М.: Просвещение, 2009. - 455 с.
19. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании / Д.В. Колесов. - М.: Педагогика, 2010. - 156 с.
20. Коломинский Я.Л. Мальчики и девочки. Знание сила / Я.Л. Коломинский.
- М.: Просвещение,2009. -С.33-36
21. Кон И.С. Половые различия и дифференциация половых ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / Под ред. В.М.Банщика. - М.: Просвещение,2009. - С. 763-776
22. Кон И.С. Юность школьная. Российская педагогическая энциклопедия, т.
2. / И.С. Кон. - М.: Педагогика, 2009. - 525 с.
23. Куприянов Б.В. Ролевая игра в загородном лагере: Методика проведения игровой тематической смены / Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко.
- М.: Владос, 2010. - 263с.
24. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY) / Уильям Г. Мастерс, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. - М.: Мир, 2008. - 692 с.
25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2003. - 564 с.
26. Ричардсон С. Исторический лексикон: XVIII век / С. Ричардсон. - М.: Знание, 2009. - 800 с.
27. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе/ М.М. Рыбакова. - М.: Сфера, 2009. - 256 с.
28. Рюриков Ю.Б. Психология и психоанализ любви: хрестоматия: учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2007. - С. 141¬155.
29. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. - М.: Школа-Пресс, 2009. - 512 с.
30. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология / О.В. Соловьева. - М.: Дрофа, 2004. - С. 22- 34
31. Сорокин П.А. Потребность размножения как фактор / П.А. Сорокин. - М.: Знание, 1994. - 223 с.
32. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 с.
33. Социальная педагогика: Курс лекций // под общей ред. М.А. Галагузовой.
- М.: Владос, 2009. - 416 с.
34. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа / А.Г. Харчев // Социологические исследования. - М.: Школа-Пресс, 2009. - С. 22-25.
35. Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе / М. Хиглинг. - М.: Знание,2010. - 208 с.
36. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя / А.Г Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 2009. - 240 с.
37. Щуркова Н.Е. Классный час и его организация / Н. Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич. - М.: Просвещение, 2009. - 64 с.
38. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2009. - 352 с.
39. Шурц Г. Сравнительное народоведение: Нравы и обычаи / Г.Шурца. - Спб.: Речь, 2008. - 345 с.
40.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ