Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ МАТЕМАТИКИ И БИОЛОГИИ

Работа №46632

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития метапредметных компетенций старшеклассников на основе междисциплинарных связей математики и биологии 8
1.1 Понятие метапредметности в современном образовательном
процессе 8
1.2 Междисциплинарные связи: математика с другими
дисциплинами 14
1.3 Проектная деятельность на основе междисциплинарной связи
математики и биологии 19
Глава 2. Экспериментальное исследование развития метапредметных компетенций у старшеклассников на основе междисциплинарных
связей математики и биологии 27
2.1 Педагогические условия развития метапредметных компетенция на основе междисциплинарных связей математики и биологии 27
2.2. Задачи, методы, условия организации исследования 32
2.3. Реализация проектной работы для развития метапредметных
компетенций старшеклассников на основе междисциплинарных связей математики и биологии 41
2.4. Результаты исследования развития метапредметных компетенций старшеклассников на основе междисциплинарных связей математики
и биологии 48
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 59

В современном образовании, согласно новым стандартам образования, изменены требования к результатам освоения программы обучающихся, что в свою очередь приводит к изменению содержания образования, опираясь на принципы метапредметных компетенций. Обучающийся получивший образование, должен уметь применять полученные знания на практике, а именно уметь работать с информацией, находить выход из нестандартных ситуаций и т.д. Отсюда возникает проблема как в оценивание метапредментых компетенций, так и в обеспечении их развития.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в науке развиваются идеи, в основу которые могут быть положены теоретические осмысления проблемы развития метапредметных компетенций с помощью интерактивных технологий.
Проблеме развитию межпредметных компетенций, используя различные технологии, посвящены работы известных педагогов и методистов (М.Н. Симакова, М. Н. Берулава, Н. В. Бровка, О. Л. Жук, С. Н. Сиренко и др.). В них представлена сущность межпредметного объединения в школьном образовании. Однако не раскрыта методическая составляющая, способствующая решению данной проблемы.
Нераскрытыми являются аспекты, затрагивающие специфику и структуру метапредметных компетенций, условия, методы и средства их развития в процессе применения интерактивных технологий в образовательном процессе. Указанные положения определили содержание экспериментального исследования.
Таким образом, в педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется следующими противоречиями:
на социально-педагогическом уровне: между социально обусловленной потребностью в обладании старшеклассниками метапредметными компетенциями и недостаточным уровнем их проявления в деятельности;
на научно-теоретическом уровне: между объективно обусловленной необходимостью применения интерактивных технологий для развития метапредметных компетенций у старшеклассников и недостаточной научнотеоретической разработанностью данного вопроса;
на практико-методическом уровне: между потребностью
педагогической практики в организации развития метапредметных компетенций у старшеклассников и слабой разработанностью содержательно-методического обеспечения названного процесса.
Данные противоречия обусловили актуальность исследования, также подчеркнутое и А.В. Хуторским, по его мнению: «включение
метапредметности в общеобразовательные стандарты, является прогрессивным шагом, однако сама суть такого содержания, в стандартах не раскрыта»[34].
Проблема исследования: каковы педагогические условия, отвечающие за развитие метапредметных компетенций старшеклассников при использовании междисциплинарных связей математики и биологии.
Цель исследования: выявить и проверить педагогические условия способствующие развитию метапредметных компетенций на основе междисциплинарных связей математики и биологии.
Объект исследования: развитие метапредметных компетенций у обучающихся старших классов.
Предмет исследования педагогические условия развития метапредметных компетенций у старшеклассниковна основе междисциплинарных связей математики и биологии.
Гипотеза исследования: метапредметные компетенции
старшеклассников гарантированно развиваются средствами междисциплинарных связей математика-биология, при соблюдении
определенных педагогических условий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать уровень сформированности метапредметных компетенций у старшеклассников;
2. Раскрыть возможности урочной и внеурочной деятельности в формировании метапредметных компетенций обучающихся;
4. Исследовать начальный уровень развития метапредметных компетенций у старшеклассников;
5. Разработать и внедрить проектную деятельность;
6. Проанализировать и апробировать результаты исследования.
Методы и методики исследования:
Теоретические
1.1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов и стандартов, использованный для обоснования актуальности проблемы исследования и определения возможных путей ее разрешения;
1.2. Сравнительно-исторический анализ, применяемый для аналитического представления эволюции проблемы исследования;
1.3. Обобщение педагогического опыта рассмотрения проблемы исследования.
2. Эмпирические
2.1. Констатирующий эксперимент для оценки уровня развития метапредметных компетенций;
2.2. Формирующий эксперимент, реализующий внеурочную деятельность, направленную на формирование учебно-познавательной активности;
2.3. Наблюдение, анкетирование, тестирование;
2.4. Статистические методы обработки полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №26 им. М. Джалиля», Авиастроительного района, г. Казань.
Научная новизна:
Автором обобщен имеющийся опыт организации развития
метапредметных компетенций старшеклассников.
Выделены метапредметные компетенции, реализующиеся средствами междисциплинарных связей математики и биологии
В ходе эксперимента выявлены педагогические условия, которые способствуют развитию метапредметных компетенций средствами
междисциплинарных связей математики и биологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о формировании метапредметных компетенций у обучающихся старшеклассников.
Практическая значимость исследования: Разработанные и
апробированные проектные работы могут быть использованы учителями общеобразовательных школ при реализации муниципального компонента учебного плана.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей математики, собрании родителей учащихся 11-х классов МБОУ «Лицей №26 им. М. Джалиля», Авиастроительного района, г. Казани.
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного эксперимента, его апробация в образовательной практике подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов, а также обобщения собственного педагогического опыта было определено и содержательно раскрыто противоречие между общим нормативным содержанием предметного материала и индивидуальными склонностями, запросами, интересами личности. Выявлена проблема в недостаточной сформированности метапредметные компетенции у обучающихся общеобразовательной школы.
2. В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы были уточнены определения основных понятий - «метапредметные компетенции», «междисциплинарные связи», определены педагогические условия реализации данного эксперимента.
3. Эффективность развития метапредметных компетенций старшеклассников на основе междисциплинарных связей математики и биологии достигается при наличии комплекса педагогических условий: сочетание парных или групповых форм организаций деятельности обучающихся; организация учебного пространства; организация взаимодействия обучающихся в зависимости от их количества.
4. В процессе экспериментальной работы с учетом педагогических условий развития метапредметных компетенций были разработаны и апробированы методические материалы. Итоги экспериментальной работы показывают выполнение поставленных задач, подтверждают предположение, что комплексное применение выявленных педагогических условий и организации проектной деятельности повышает развитие метапредметных компетенций старшеклассников.
Таким образом, можно с уверенность сказать, что поставленные в исследовании задачи решены, в процессе их решения выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Поэтому разработанная методика может быть рекомендована для применения учителями в процессе обучения математики старших классов.


1. Андреев, В.И. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Текст. / В.И. Андреев//Педагогика.- №4 2005. - С.19-27
2. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2009. - 287 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные
психологические труды. Т 2. - М.: Психология, 2000. - 287с.
4. Богдан, С.М., Титова, Е.Т. Реализация концепции развития математического образования / С.М. Богдан // Методист. - М.: Методист, 2016. - №2 - С. 7 - 12.
5. Васильева, Н.О., Кротова, И.В. О совместимости понятийного аппарата образования, науки и профессиональной сферы в федеральных государственных образовательных стандартах / Н.О.Васильева, И.В. Кротова // Образование и общество. - М., 2016. - № 1(94). _ С. 10 - 17.
6. Галян, С.В. Метапредметный подход в обучении школьников. Методические рекомендации / С.В. Галян. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 64с.
7. Гарбер, И. Е. Метаподход к психологии: монография / И. Е.Гарбер. - Саратов : Саратовский источник, 2010 - 266 с.
8. Г олованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования /В.П. Голованов. - М.: Владос, 2004. - 256 с.
9. Громыко, Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание
образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников [Электронный ресурс] / Н. В. Громыко. - URL: http ://1314.ru/node/24
10. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход, как ядро российского образования. [Электронный ресурс] / Н. В. Громыко. - URL:: http://teacher-of-russia.ru
11. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001. - 540 с.
12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Спб.: Питер, 2006. - 251 с.
13. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей /
B. Н.Дружинин - М.: Академия, 2006. - 224 с.
14. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. /Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
15. Дылгырова, Р.Д. Идеи метапредметности в истории педагогики / Р.Д. Дылгырова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 5 - C. 58.
16. Колмычек, Т.Н. Использование проектных задач при отработке учениками универсальных учебных действий / Т.Н. Колмычек // Управление начальной школой. - 2014. - № 2. - С. 35-43.
17. Колесина, К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе. Автореф. дисс ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / К.Ю. Колесина - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. - 35 с.
18. Колмакова В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся [Электронный ресурс]: URL: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na razvitiemetapredmetnyih-kompetentsiv-uchashhihsva.html
19. Краевский, В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов- исследователей / В.В. Краевский - Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2001. - 244 с.
20. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2009.- 432 с.
21. Ломакина, Е.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики / Е.Н. Ломакина // Методист. - 2013. - № 5. -
C. 59-63.
22. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2006. - 583 с.
23. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2016. - 401 с.
24. Павлова, Г.А. Формирование у учащихся познавательных
универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации / Г.А. Павлова // Биология в школе. - 2013. - № 4. - С. 34
25. Психология личности. Культурно- историческое понимание развития
человека. - М.: Смысл, 2007. - 324 с.
26. Ромашевская, Н.И., Свинаренко, В.Г., Тамачаков, Е.В. Возможности педагогического моделирования в детерминации категории «воспитание» / Н.И Ромашевская // Психология, социология и педагогика. - М.:Международный научно-инновационный центр (ООО), 2016. - №4 (55). - С.20-27.
27. Ризниченко Г.Ю. Лекции по математическим моделям в биологии. - ИЗД.2-е, испр. И доп. - М- Ижевск: НИЦ, 2011. - 560 с.
28. Сергеев С.Ф. Возможности и ограничения Интернета как образовательной среды [Текст] / С. Ф. Сергеев // Народноеобразование. - 2012. - № 5. - С.201- 207.
29. Старостина, О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов / О.А. Старостина // Управление качеством образования. - 2013. - № 2. - С. 87-90.
30. Сиденко Е.А., Сиденко А.С. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС / Е.А. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 1. - С. 40-47.
31. Суворова, Г. Профилактика трудностей в учении - формирование жизненно важных универсальных учебных действий / Г. Суворова // Сельская школа. - 2013. - № 2. - С. 75-90.
32. Симакова, М.Н. Метапредметный подход к преподаванию математики в основной и средней школе: методическое пособие для учителей математики.
/ М.Н. Симакова, Е.Е. Симаков. - Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2014. - 116 с
33. Старкова О.П. Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы по математике [Текст] /О.П. Старкова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2008. - № 11. - С. 134-136.
34. Третьякова, С.С. Из опыта развития универсальных учебных действий / С.С. Третьякова // Химия в школе. - 2013. - № 4. - С. 14-18.
35. Тумашева, О. В. О методической компетентности учителя [Текст]О. В.Тумашева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2009. - № 1. - С. 65-70.
36. Тужик, С.В. От формирования общеучебных умений в подготовке учителя к развитию универсальных учебных действий обучающихся / С.В. Тужик // Методист. - 2013. - № 3. - С. 50-53.
37. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности / Е.Е. Туник - М.: Иматон, 2006. - 240 с.
38. Ушаков, Д.В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарёв и его научная школа / Д.В. Ушаков. - М.,2013. - 140 с.
39. . Ушева, Т. Ф. Формирование метапредметных умений учащихся: метод. пособие / Т. Ф. Ушева. - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - 92 с
40. Федулова, Т.И. Развитие универсальных учебных действий через урок (из опыта работы)/Т.И. Федулова // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). - 2013. - № 1. - С. 5-41.
41. Хуторской, А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования / А.В. Хуторской. — М.: Эйдос, 2015. — 24 с.
42. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования //. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
43. Хуторской, А.В. Метапредметный компонент нового образовательного стандарта : как с ним работать / А.В. Хуторской // Сельская школа. - 2013. - №4. - С.71-87.
44. Хуторской, А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта: практический аспект / А.В. Хуторской // Технологи штеграцп змюту освгги : Збiрник наукових праць мютить результати дослщжень. - Полтава : ПОШЛО, 2014. - № 6. - С.34-39.
45. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/ joumal/2012/0229-10.htm
46. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научнометодическое пособие. — М. Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с.
47. Чередов И.М. Система форм организации обучения всоветской общеобразовательной школе. - М.: Педагогика, 1987.-151с.
48. Швецов, Г.Г., Солодухина, Н.Н., Дунаева, Т.В. Использование электронных образовательных ресурсов при формировании универсальных учебных действий / Г.Г. Швецов // География в школе. - 2013. - № 1. - С. 52-56.
49. Шевцова, Е.А. Формирование универсальных учебных действий / Шевцова Е.А. // Начальное образование. - 2013. - № 3. - С. 12-17
50. Шевцова, Е.А. Формирование универсальных учебных действий / Е.А. Шевцова // Основы безопасности жизни. -2013. - № 5. - С. 31-33.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ