Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Работа №46591

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы132
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
341
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования профилактики делинквентного поведения подростков
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия "делинквентное
поведение" 9
1.2. Характерные особенности делинквентного поведения подростков 21
1.3. Методы и формы психолого-педагогической профилактики
делинквентного поведения подростков 29
Выводы по I главе 45
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по профилактике делинквентного поведения подростков
2.1. Организация исследования и обоснование выбора методик 47
2.2. Интерпретация результатов исследования констатирующего этапа 48
2.3. Реализация программы профилактики делинквентного поведения
подростков (формирующий этап эксперимента) 57
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 65
Выводы по II главе 77
Заключение 81
Список литературы 84
Приложение

Сложность современных социальных процессов, обострение межличностных отношений, нестабильность, криминализация, материальная необеспеченность значительной части населения, морально-этический кризис общества негативно влияют на подростков.
По последним данным статистики МВД [20] за прошедший 2017 год подростковая преступность в России возросла, только по РТ преступлений стало примерно на 11 % выше, чем в 2015 -2016 гг. В связи с этим для исследований в нашей работе мы выбрали школу в одном из самых криминогенных районов г. Казани, Авиастроительный. С количественным ростом наметились крайне опасные тенденции: увеличение доли тяжких преступлений; рост подростковой преступности; рост организованной преступности, также появились и набирают обороты такие преступные группировки как АУЕ. О нарастающей динамике детской и подростковой преступности в стране свидетельствуют следующие показатели ВОЗ [20]: за один только 2017 год число убийств, совершённых несовершеннолетними, увеличилось на 11,3%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью — на 18,4%, изнасилований — на 6,9%, разбоев — на 8,4%. Уровень рецидивной преступности в подростковой среде составляет 82,8%, что свидетельствует о необходимости профилактической и коррекционной работы с подростками и их родителями.
На учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в 2017 году, дифференцирование по возрасту, состояло: до 13 лет - 23,9%; 14-15 лет - 35,8%; 16-17 лет - 40,3%.
При этом растет удельный вес помещенных в центры временной изоляции несовершеннолетних, имеющих только одного родителя: от 36,7% в 2009 году до 43,1% в 2017 году, что свидетельствует о низкой дееспособности неполной семьи в выполнении социализирующей функции. В ряде независимых исследований выявлена также прямая связь между правонарушениями детей и криминализацией в семье: кто-то из родственников был судим, или находится в тюрьме.
Поэтому проблема делинквентного поведения является центральной для исследования большинства психолого-педагогических наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Данной проблемой занимались такие исследователи, как Е.В. Змановская [6], И.П. Ключинова [8], А.А. Реан [22], Ю.А. Клейберг [7] и др.
Делинквентное поведение как одна из проблем подросткового периода является как для педагогов и психологов, так и для общества в целом. Е.В. Змановская [6] отмечает, что делинквентное поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
На развитие медико-психологических исследований аномалий личности подростков-правонарушителей наиболее мощное влияние оказала концепция акцентуаций характера у подростков И.Я. Гилинского [3], развивающая концепция В.Т. Кондрашенко [9] и в модифицированной форме использующая психиатрическая классификация аномалий личности А.А. Реан [22].
Многочисленные исследования были посвящены проблемам личности несовершеннолетних правонарушителей в других сферах психологической науки: общей, возрастной, педагогической, социальной, юридической. В науке указывается, что делинквентность и криминальность у подростков изучалась в основном на контингенте мальчиков. Лишь в последнее время отмечается возрастающий интерес к гендерным различиям в сфере противоправного поведения. Данный факт подтверждают авторы, такие как: И.П. Ключинова [8], Ю.Б. Можгинский [14], А.А. Реан [22].
Подростковый период - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характерен наличием самых разных психологических проблем и трудностей, который чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания.
Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины - недостатки воспитания, прежде всего. От 30 % до 85 % делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, без отца, или в семье, деформированной - с недавно появившимся отчимом, реже с мачехой.
Делинквентность далеко не всегда, связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.
На сегодняшний день исследования по проблеме профилактики делинквентного поведения изучались такими учеными, как: И.Я. Гилинский [3], Е.В. Змановская [6], В.Т. Кондрашенко [9]. Данные исследования носят, как правило, либо узко специальный, либо самый популярный характер.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку развитой, здоровой личности ребенка, не имеющего отклонений и патологий в развитии и поведении и в то же время недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики данных отклонений.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики делинквентного поведения подростков.
Цель - заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику делинквентнсти подростков.
Объект: процесс профилактики делинквентного поведения подростков.
Предмет - содержание, формы и методы профилактики делинквентного поведения подростков.
Гипотеза исследования: основывается на том, что процесс
профилактики делинквентного поведения подростков будет эффективным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «делинквентное поведения»;
- учитывать возрастные особенности делинквентного поведения подростков;
- организовать формирующие предприятия на основе специальной программы с основами правовых знаний «Человек и закон».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «делинквенция», «делинквентное поведение».
2) Определить возрастные особенности делинквентного поведения подростков.
3) Разработать содержание программы формирования делинквентного поведения у подростков «Человек и закон».
4) В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования делинквентного поведения подростков.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «делинквент» и «делинквентность» (А.И. Долгова, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, К. Лоренц, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, Н. Смелзнер и др.), концептуальные положения делинквентной психологии и педагогики (И.П. Ключинова, Л.Н. Фридман, и др.), концепция общего делинквентного образования (Я.И . Гилинский, Е.В. Змановская и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, арт-терапия, диагностическое тестирование с использованием такой методики как: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А.Н.Орел).
- Методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ № 77, города Казани, Авиастроительного района, Республики Татарстан. Выборку составили 30 учеников в возрасте 14-15 лет (ЭГ) из 9 - А класса и 30 учеников в возрасте 14-15 лет (КГ) из 9 - Б класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались содержание, формы и методы педагогического взаимодействия с делинквентными подростками с целью формирования у них гармонично развитой личности;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики делинквентного поведения подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Человек и закон».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Человек и закон» может использоваться в практике образовательных учреждений педагогами и психологами для предотвращения делинквентного поведения подростков.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение нашего исследования необходимо сделать следующие выводы:
Решая первую задачу мы на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыли сущность понятия «делинквентность», определили виды делинквентного поведения и выявили причины и факторы его появления у подростков.
Делинквентность - это родовой термин в криминологии, определяющий различные виды отклоняющегося поведения, связанных с нарушением правовых и нравственных норм.
К основным причинам относят социально-экономические, правовые и организационные факторы. Также на формирование личности преступника оказывает воздействие социальная среда. Особая роль в этом процессе принадлежит семье. К фактам семейного неблагополучия относят состояние межличностных отношений, сложившуюся в семье педагогическую ситуацию, социально-психологический портрет родителей, низкий уровень их материальной обеспеченности.
Основными факторами мы определили:
1) фрустрацию детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
2) физическую жестокость, или применение силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний) недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии);
3) острую травму (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
4) потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
5) чрезмерную стимуляцию ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;
6) несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
7) смену родителей (опекунов);
8) хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
9) нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
10) усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
Решая вторую задачу мы выделили особенности делинквентного поведения подростков, к которым относим:
1) социально-деформированное поведение;
2) социально - нравственная деформация поведения;
3) социально-нравственная правовая деформация поведения.
Решая третью задачу, мы разработали содержание формирующей программы с основами правовых знаний «Человек и закон» профилактики делинквентного поведения подростков, которая включает такие формы и методы, как: беседа, упражнение, игра, проигрывание ситуаций и др.
Решая четвертую задачу, мы провели опытно-экспериментальную работу и выявили эффективность разработанной нами формирующей программы с основами правовых знаний «Человек и закон». Наша программа по профилактике делинквентного поведения, способствовала изменению мировосприятия подростков, осознанию своих поступков и соотнесению их с нормами общественного права, переоценки межличностных взаимоотношений в социуме.
Проверка значимости статистических различий между выделенными выборками (ЭК и КК) подтвердила статистические различии показателей ЭК, кроме показателей по шкалам «Шкала установки на социальную желательность» и «Шкала склонности к аддиктивному поведению». В КК по выше представленной методике до и после эксперимента статистически не различаются. Таким образом, м можем говорить о том, что гипотеза подтвердилась частично.



1. Андриенко Е.В. Социальная психология под ред. Сластенина В.А. // Профессиональная библиотека работника социальной службы. - СПб.: Союз, 2002. - 224 с.
2. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.: ИКЦ "МарТ", 2009. - 445 с.
3. Гилинский Я.И Девиантология. - М.: Центр ВЛАДОС, 2013. - 353 с.
4. Горбатовская Е.Г. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 1994. - Т.15, № 2. - С. 54 - 69.
5. Долгова А.И. Криминология. - М.: Академия, 2009. - 217с.
6. Змановская Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Академия, 2012. - 179 с.
7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов.
- М.: Сфера, 2009. - 160 с.
8. Ключинова И.П. Профилактика ассоциативного поведения
подростков//Педагогика. - СПб.: Союз, 2013. - 112 с.
9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - М.: Просвещение, 1998. - 119 с.
10. Кондрат Е.Н. Профилактика делинквентного поведения
несовершеннолетних. - СПб.: Речь, 2014. - 235 с.
11. Кулагина И.Ю. Личность школьника. - М.: Академия, 2010. - 317 с.
12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:
Медицина, 2009. - 269 с.
13. Лоренц К. Агрессия. - М.: Просвещение, 1994. - 210 с.
14. Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков. - СПб.: Союз, 2015. - 353 с.
15. Немов Р.С. Психология. - М.: Искусство, 2010. - 181 с.
16.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Академия, 2008. - 287 с.
17. Орел А.Н. Методика склонности к отклоняющемуся поведению/ Ю.А. Клейберг. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М.: Центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с.
18.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998. - 200 с.
19. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у
подростков. - СПб.: Союз, 2010. - 412 с.
20. Подростковая преступность как проблема современного общества.
Электронные образовательные ресурсы к теме «Подростковая преступность как проблема современного общества» [Электронный ресурс] /Л.В. Сафонова. - М.: "КМ", 2009. - Режим доступа: http: //studwood.ru/psihologiya.
21. Смелзнер Н. Социология. - М.: Академия, 2011. - 325 с.
22. Реан А.А. Психология подростка // Основы психодиагностики: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2013. - 289 с.
23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Академия, 2014. - 251 с.
24. Фридман Л.Н. Психология детей и подростков с отклоняющимся поведением. - М.: Сфера, 2016. - 135 с.
25. Шумилкин В.А. Профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2013. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ