Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме создания педагогических условий для коррекции школьной тревожности младших подростков
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «тревожность,
«школьная тревожность» 8
1.2. Специфика проявления тревожности в старшем подростковом
возрасте 16
1.3. Артпедагогика как средство для коррекции школьной тревожности
старших подростков 19
1.4. Педагогические условия коррекции школьной тревожности
старших подростков 32
Выводы по I главе 39
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы создания педагогических условий для коррекции школьной тревожности подростков
2.1. Организация и методики исследования 40
2.2. Изучение уровня школьной тревожности старших подростков... 43
2.3. Педагогическая работа по коррекции школьной тревожности у
старших подростков средствами артпедагогики 47
2.4. Анализ проведенной психолого-педагогической работы 58
Выводы по II главе 67
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время увеличилось число тревожных подростков, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Подростковый возраст является одним из сложных возрастов, на фоне бурной перестройки организма возникает социальное сознание и самосознание, формируется самооценка. Подросток очень раним, эмоционально неустойчив, чрезвычайно чувствителен как в отношениях со сверстниками, так и в отношениях с родителями и учителями. И родителям, и учителям и психологам хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных подростков. А ведь подростковый возраст - это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний подростка оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие такого подростка, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем.
Особую обеспокоенность педагогов и психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья учащихся. Увеличивается число суицидальных попыток среди подростков, связанных со школьными проблемами.
В сложившейся ситуации возникает вопрос, какие педагогические условия наиболее эффективны для коррекции школьной тревожности. Большинство отечественных авторов (Выготский Л.С., Копытин А.И., Медведева Е.А.,Соколова Т. А., Прихожан А.М.) [4,9,15,28,21], считают средства артпедагогики наиболее действенными, для коррекции школьной тревожности старших подростков, обеспечивая положительный эффект благодаря корректирующим возможностям собственного художественного творчества.
Таким образом, современная социальная ситуация школьной системы высвечивает определенное противоречие: между необходимостью коррекции школьной тревожности старших подростков и недостаточно разработанными педагогическими условиями, по снижению школьной тревожности в воспитательном процессе средствами артпедагогики.
Это общее противоречие на теоретико-методологическом уровне выражается в форме научной проблемы: каковы наиболее значимые педагогические условия для коррекции школьной тревожности старших подростков?
Объект исследования - процесс коррекции школьной тревожности старших подростков.
Предмет исследования - педагогические условия коррекции школьной тревожности старших подростков средствами артпедагогики.
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить педагогические условия коррекции школьной тревожности старших подростков средствами артпедагогики.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс коррекции школьной тревожности в старшем подростковом возрасте средствами артпедагогики будет успешным, если:
1) опираться на сущностно-содержательную характеристику понятий «тревожность» и «школьная тревожность»;
2) учитывать специфику проявления тревожности в старшем подростковом возрасте;
3) использовать воспитательный потенциал артпедагогики как средства коррекции школьной тревожности старших подростков;
4) разработать и внедрить в воспитательный процесс педагогические условия школьной тревожности старших подростков:
- использование программы «Самочувствие» на основе цикла внеклассных мероприятий, предполагающей применение различных методов педагогического взаимодействия: игры, упражнения, методы стимулирования (поощрение) и средств артпедагогики: рисунки, поделки, лепка, коллаж и др.
- создание благоприятного психологического климата в классе с помощью приёмов положительного взаимодействия учащихся между собой и с педагогом.
Экспериментальная проверка гипотезы потребовала решения следующих задач исследования:
1) Проанализировать основные понятия исследования «тревожность», «школьная тревожность».
2) Выявить специфику проявления школьной тревожности в старшем подростковом возрасте.
3) Раскрыть потенциал как средства коррекции школьной тревожности в старшем подростковом возрасте.
4) Обосновать педагогические условия коррекции школьной тревожности в старшем подростковом возрасте средствами артпедагогики.
5) Осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности внедрения педагогических условий средствами артпедагогики для коррекции школьной тревожности старших подростков.
Методологической и теоретической основой исследования является важнейшие положения психологии и педагогики, труды зарубежных и отечественных ученых и их научные идеи, касающиеся тревожности ( Хорни К, Сьюзан Коган, Прихожан А.М.), школьной тревожности (Прихожан А.М.), артпедагогики (Соколова Т. А., Копытин А.И. и другие) [35, 32,21, 28,9].
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие методы:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические методы: наблюдение, формирующий эксперимент, тестирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Исследование проводилось в МБОУ Лицей № 35, Приволжского района г. Казани. Исследованием было охвачено 46 учащихся 8-х классов, 14 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе педагога и психолога средней общеобразовательной школы по коррекции школьной тревожности старших подростков с использованием артпедагогики.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении даются обоснование актуальности проблемы и темы исследования, его предмета, задач, гипотезы, методов и организации; раскрываются теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются: различные подходы в теории и практики отечественной педагогики к изучению школьной тревожности старших подростков, рассматриваются виды тревожности, возможные причины возникновения школьной тревожности, рассматриваются возможности создания педагогических условий средствами артпедагогики для коррекции школьной тревожности старших подростков.
Во второй главе описывается методика организации эксперимента, излагается его ход и полученные результаты.
В заключении приведены итоговые выводы по работе.
В приложении представлены методики, использованные в экспериментальной работе, бланки, протоколы; описываются приемы по созданию благоприятного психологического климата в классе.
О разрешении поставленной проблемы и пойдет речь в данной квалификационной работе.
В результате осуществленного теоретического анализа по изученной проблеме и проведения опытно - экспериментальной работы были получены следующие результаты. Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них - это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.
Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Старший подростковый возраст является одним из сложных, в силу психологических особенностей, в изменении социальной ситуации ребенка. Психологические особенности старшего подросткового возраста: - неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений, - повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность. Подростковый возраст это противоречие между стремлением казаться и неумением «быть взрослым». Это противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых.
С целью коррекции школьной тревожности старших подростков были апробированы педагогические условия: разработаны и внедрены цикл внеклассных мероприятий, включающих различные методы педагогического взаимодействия: игры, упражнения; методы стимулирования воспитания (поощрение), применение средств артпедагогики: рисунки, поделки, лепка, коллаж и др. Создание благоприятного психологического климата в рамках воспитательного процесса.
Педагогические условия - это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу.
К педагогическим условиям для коррекции школьной тревожности можно отнести:
1. Создание благоприятного психологического климата в классе.
2. Использование методов педагогического взаимодействия.
3. Использование средств артпедагогики.
«Климат социально-психологический — совокупность сложившихся соц.-психол. условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе).
Методы педагогического взаимодействия - игра, упражнения, поощрение.
Средства артпедагогики - рисунки, поделки, лепка, коллаж и др.
В ходе проведенного опытно-экспериментального исследования по апробированию педагогических условий для снижения уровня школьной тревожности были получены следующие выводы:
На констатирующем этапе эксперимента:
В целом, выявлен повышенный уровень школьной тревожности Средние показатели значений факторов тревожности ЭК и КК существенно не различается.
На контрольном этапе эксперимента:
Было выявлено что, тенденция выраженности повышенного уровня школьной тревожности у учащихся ЭК, выявленной до формирующего этапа эксперимента, изменила выраженность на средний уровень школьной тревожности, что соответствует норме, исходя из методик.
Были выявлены корреляционные связи между факторами школьной тревожности. Направление и степень тесноты корреляционных связей определялись с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
Были выявлены линейные значимые связи показателей у учащихся ЭК между: 1 фактором (Общая тревожность в школе) и 4 фактором (Страх самовыражения), 3 (Фрустрация потребности в достижении успеха) и 5 фактором (Страх ситуации проверки знаний); 3 фактором (Фрустрация потребности в достижении успеха) и 6 фактором (Страх не соответствовать ожиданиям окружающих); 3 фактором (Фрустрация потребности в достижении успеха) и 8 фактором (Проблемы и страхи в отношениях с учителями); 6 фактором (Страх не соответствовать ожиданиям окружающих) и 8 фактором (Проблемы и страхи в отношениях с учителями). Также было выявлено, что у учащихся ЭК 3 фактор (Фрустрация потребности в достижении успеха) коррелирует с большим числом фактором, и если воздействовать на этот фактор, можно эффективно воздействовать на остальные факторы.
Также было выявлено, что у учащихся КК значимые изменения в уровне школьной тревожности не произошли. Были выявлены линейные значимые связи показателей у учащихся КК между: 2 фактором (Переживание социального стресса) и 3 фактором (Фрустрация потребности в достижении успеха); 6 фактором (Страх не соответствовать ожиданиям окружающих) и 8 фактором (Проблемы и страхи в отношениях с учителями); 8 фактором (Проблемы и страхи в отношениях с учителями) и 4 фактором (Страх самовыражения). Также было выявлено, что 8 фактор (Проблемы и страхи в отношениях с учителями) коррелирует с большим числом фактором и если воздействовать на этот фактор, можно эффективно воздействовать на остальные факторы.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал, что предложенные и апробированные нами педагогические условия по коррекции школьной тревожности старших подростков достаточно эффективны, что позволяют признать проведение опытной работы успешной, положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.
- 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2013.- 500 с.
2. Бордовская Н. В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов Спб.: Питер, 2014. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)
3. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками.
Психотерапевтические виды художественной деятельности. Методическое пособие- М.: Владос , 2012. - 62 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. 3-изд., - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.: ил..
5. Выготский Л. С. Психология искусства. Издание третье - М.:
Искусство; 1986. - 326 с.
6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка - СПб.: Союз, 2000. - 224 с.
7. Изард К.Е. Эмоции человека - М.: Издательство Московского ун.- та, 1980. - 439 с.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.-448 с.
9. Копытин А.И. Арт-терапия. Хрестоматия. Издательский дом «Питер», 2015. - 320 с.
10. Копытин А.И. Системная арт-терапия. - СПБ.: «Питер». 2010. - 224 с.
11. Копытин. А.И. Программа Самочувствие Теория и практика арт¬терапии. - СПб.: «Питер», 2002. - 10 с.
12. Корчак Януш. Право ребенка на уважение. Литературное наследие. Сочинения. [Электронный ресурс] - www.jerusalem-korczak-home.com
13. Кэроул Уэлсби Часть целого: арт-терапия в педагогике». - М.: Пальмира, 2011.
14. Локк Джон. Пед. соч. — М.: Учпедгиз, 2016. — 104 с.
15. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А.. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов - М.: Академия, 2001. - 248 с.
16. Методика диагностики уровня школьной тревожностиФиллипса.[Электронный ресурс], www.vsetesti.ru.
17. Немов Р. С. Психология: Учеб. пособие для студентов Высших учебных заведений. В 3 кн. - 4 изд. - М. центр ВЛАДОС, - Кн. 1: Общие основы психологии, 2013. - 688 с.
18. Оклендер В. Окна в мир ребенка.- М.: Класс, 2014. - 336 с.
19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь/Под общ. ред.- М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
20. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманимт. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн.2: Процесс воспитания. - 256 с.: ил.
21. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Ж. «Психологическая наука и образование».- 1998, №2. - 54 с.
22. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. «Питер», 2013. - 192 с.
23. Решетникова М.И. Комплексная оценка деятельности вуза как мониторинг системы качества образования и воспитания. Материалы межрегиональной научно-методической конференции. - Якутск - ЯГУ им.М.К. Амосова. - 2005. с. 188
24. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Ж. Дошкольное воспитание, №4. - 2012.- с. 23.
25. Семенова З.Ф., Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты: Дом-Дерево-Человек. - СПб.: Сова, 2009. - 190 с.
26. Серёжкина А.Е Руководство по математической обработке данных дипломных работ. Учебное пособие. - Казань, 2013. - 64с.
'll.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-
родительских отношений. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 601с.
28. Соколова Т. А. Артпедагогика как инновационная сфера научного знания и педагогической практики. Теоретико-методологические основы артпедагогики. - Методист. - №8, - 2008. - 58 с.
29. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка»: советы психолога родителям. М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 144 с.
30. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. - 671 с.
31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянськая школа, 2016 . - 320 с.
32. Сьюзан Коган Оздоровление звуковым и изобразительным искусством. - М.: Класс, 2014. - 702 с.
33. Требования к рефератам и курсовым работам по педагогике: Методические рекомендации для студентов и преподавателей. - Казань: ТГГПУ, 2011.- 20 с.
34. Тригорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология учебное пособие. - М.: Москва, Гардарики, М.: 2005. - 480 с.
35. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: «Прогресс- Универс», 1993. - 478 с.
36. Ж. «Школьный психолог»№10, 12, 16, 2001 г.
37. Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога. «Педагогика», 1986.—176 с.
38. Эдит Крамер Лечение детей художественным творчеством - М.:Генезис 2013. - 456 с.
39. Ярошевский М. Г. История психологии. - М.: Академия, 1976. - 565 с.