Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Существующая нормативная база по расчетам экологического ущерба и возможности применения в природообустройстве

Работа №46583

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

природопользование

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1 Экологический ущерб 6
2 Методики расчета ущерба по видам ресурсов 13
2.1 Расчет ущерба водным ресурсам 13
2.2 Расчеты ущерба почвенно-земельным ресурсам 21
2.3 Расчет ущерба биологическим ресурсам 30
2.3.1 Расчеты ущерба рыбным ресурсам 30
2.3.2 Расчет ущерба животному миру 35
2.3.3 Расчет ущерба растительности 39
2.3.4 Расчет ущерба видам, занесенным в Красную книгу 41
3 Примеры расчета ущерба 44
3.1 Примеры расчета ущерба водным ресурсам 44
3.2 Примеры расчета ущерба почвенно-земельного ресурса 47
3.3. Пример расчета ущерба животному и растительному миру 47
3.4 Пример расчета ущерба рыбным ресурсам 49
3.5 Пример расчета ущерба «краснокнижным видам» 50
4 Материалы и методы исследований 53
5 Расчет ущерба древесно - кустарниковой растительности при
строительстве ВСМ на территории Горлесопарка <<Лебяжье>> 55
5.1 Описание Высоко-скоростной магистрали 55
5.2 Растительность лесопарка Лебяжье 56
5.3 Расчет ущерба древесно-кустарниковой растительности 58
5.4 Расчет ущерба видам, занесееным в Красную книгу 63
Заключение и выводы 52
Список использованных источников и литературы:
Приложения

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово «экология», но вряд ли можно считать, что все понимают под ним одно и то же. О том, какой смысл следует вкладывать в это понятие, спорят даже специалисты.
Термин «экология» (от греческих «ойкос» — дом, место обитания, и «логос» — наука) был придуман в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем, который ввел его в обиход для обозначения «общей науки об отношениях организмов к окружающей среде», куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Но сейчас понятие «экология» уже далеко вышло за рамки того, что вкладывалось в него Эрнстом Геккелем и что указывается в справочниках и энциклопедиях. Теперь это уже самостоятельная наука об окружающей среде (с точки зрения ее взаимодействий с живыми организмами и, прежде всего с людьми). Ее питает не только и не столько биология, но и почти все науки о Земле — метеорология, гидрология, океанология, климатология, география, геология с необходимыми для них физико-математическими и химическими методами, а также социология, психология и экономика. Такого расширения содержания экологии и смещения в нем акцентов потребовал стремительный количественный рост человечества, которое начало осознавать опасности, угрожающие всей планете (ядерная катастрофа, возможный парниковый эффект и тому подобное), уже столкнулось в своей практике с ограниченностью природных ресурсов (в том числе энергетических) и воочию увидело губительные побочные воздействия неразумной хозяйственной деятельности на окружающую среду — экологические катастрофы, как Чернобыль и Арал.
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ - загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций.
Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем - жителям необъятной и богатой ресурсами России - пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности.
В данной диссертации затронута тема об экологическом ущербе. В настоящее время, внешнее воздействие может происходить от производства и от потребления в виде загрязнения окружающей среды. Анализ результатов внешнего воздействия производства показывает, что оно, как правило, негативно, и при загрязнении воздуха, воды, почв или шуме наносит вред окружающей среде или истощает незаменимые в потреблении природные ресурсы. Негативное внешнее воздействие проявляется в причинении ущерба окружающей среде, например, в вырубке лесов и влиянии этого на животный и растительный мир, на качество почв. Экологический ущерб - фактические и возможные убытки в их количественном и качественном выражении, включая выгоду и дополнительные затраты на ликвидацию неблагоприятных последствий для жизнедеятельности человека, животных, растений и других живых организмов, вызванных нарушением нормативов качества окружающей природной среды, в результате отрицательных воздействий хозяйственной и иной деятельности, техногенных аварий и катастроф. Экологический ущерб окружающей среды - фактические экологические, экономические и социальные потери, возникающие в результате правонарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности, стихийных экологических бедствий и катастроф. Ущерб проявляется в виде природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в народном хозяйстве, а также ухудшений социально - гигиенических условий проживания для населения.
Цель магистерской диссертации - изучение методов расчета экологического ущерба и прогнозный расчет ущерба древесной растительности и видам растений, занесенных в Красную книгу РТ от строительства ВСМ-2.
Задачи магистерской работы:
1. Рассмотреть методики расчета ущерба по видам ресурсов;
2. Рассчитать прогнозный ущерб древесной растительности при строительстве ВСМ-2 на территории горлесопарка «Лебяжье».
3. Рассчитать прогнозный ущерб видам растений, занесенных в Красную книгу РТ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды предполагает денежную оценку негативных изменений в широком спектре последствий:
1) социальными ущербами;
2) экологическими ущербами;
3) экономическими ущербами.
Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей природной среды складывается из следующих затрат:
1. дополнительных затрат общества в связи с изменениями в окружающей природной среде;
2. затрат на возвращение природной среды в прежнее состояние;
3. дополнительных затрат будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных ресурсов.
При оценке ущерба окружающей природной среде учитываются затраты на снижение загрязнений; затраты на восстановление окружающей среды; дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды; затраты на компенсацию риска для здоровья людей; затраты на дополнительный природный ресурс для обезвреживания потока загрязнителей.
Экономическая оценка ущербов, причиняемых загрязнением окружающей среды, осуществляется по видам загрязнений: от загрязнения атмосферного воздуха, загрязнения водоемов, загрязнения земель, загрязнения природы физическими факторами, определяется ущерб, наносимый биоресурсам. Учеными разработаны методики определения всех видов ущерба от загрязнения природной среды.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
В ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сформулировано двадцать три принципа охраны окружающей среды, на базе которых строиться хозяйственная и иная деятельность всех субъектов общественных отношений, оказывающая воздействие на окружающую среду, однако указанный Федеральный закон и иные природоохранные федеральные законы в настоящее время не предусматривают жизнь и здоровье человека как цель, объект либо принцип охраны окружающей среды. В связи с чем представляется, что среди основных принципов экологического права как основы экологической политики должна быть предусмотрена главная цель охраны окружающей среды - обеспечение здоровья и безопасности человека, обеспечение реальных гарантий его прав человека и гражданина на благоприятную для жизни окружающую среду. Кроме этого, актуальными проблемами становятся выявление и законодательное закрепление роли государства в организации охраны окружающей среды. Вносятся предложения о закреплении в Конституции задачи формирования экологического государства.
В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г. предусматриваются следующие механизмы:
1. принятие законодательных и иных актов для реализации государственной политики в области экологического развития, создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства, правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;
2. формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, взаимодействие и координация деятельности органов государственной власти, совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти, установление такого критерия оценки эффективности их деятельности, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов;
3. расширение мер экономического регулирования, включая:
а) развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;
б) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат на осуществление природоохранных мер;
в) обеспечение преимуществ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим экологическим требованиям;
г) неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов, стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования ресурсов, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий.
Формирование экологического законодательства регионального уровня является важной составляющей государственной экологической политики. Законодательство в области охраны окружающей среды состоит из Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации (п. 1 ст. 2 Закона об охране окружающей среды).
Подводя итог анализу существующих методов оценки, можно сделать вывод, что современный экономический аппарат не позволяет точно оценить величину экономического ущерба, несмотря на очевидную практическую потребность в различных сферах деятельности. В силу сложности самого понятия ущерба от загрязнения окружающей среды «абсолютно объективные» оценки в принципе невозможны. Ввиду этого необходимо, прежде всего, определять цель исследования, в зависимости от которой в каждом конкретном случае будет определяться соответствующие им модели с определенными допущениями и адекватные им расчетные методики.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года.
2. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ (с изм. от 03.07.2016N 227-ФЗ)
3. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (с изм. 29.07.2017N 280-ФЗ)
4. Алиева Н, Экологические правонарушения как фактор снижения уровня здоровья населения РФ// В сб.научных статей: Правовые средства охраны окружающей среды (под ред.Дубовик О.Л.)М.:Изд.центр Государственного университета управления. 2013. - 451 с.
5. Бердников К.Г. Экология хищных птиц. М.: Наука. 2014. - 167 с.
6. Бринчук М.М. Окружающая среда и экономика: правовые основы сбалансированного развития// в сб. ст.: Экологическое право и рынок.Под ред. Бринчука М.М., Дубовик О.Л. М.:ИНИОН РАН. 2015. - 295 с.
7. Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М.: Наука. 2015. - 212 с.
8. Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник. 2-ое изд. перераб. И дополн. М.: Юристь.2013. - 670 с.
9. Дубовик О. Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. Учебник. М.: Эксмо.2015.-768
10. Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект». 2013.- 584 с.
11. Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. М.: Дело. 2011. -768 с.
12. МиняевА.О. Экологическое право: конституционные основы. М.: Городец. 2014. -357 с.
13. НикитинА.И. Вредные факторы среды и репродуктивная система человека (ответственность перед будущими поколениями). СПб.:Элби- СПб,2015.-215 с.
14. Новикова Е.В. Частное право и экологическое законодательство: влияние и соотношение: М.:Юристъ. 2016. - 259 с.
15. ПротасовВ.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье, природопользование в России. М.: Наука 2015. - 287 с.
16. Пахомова Н., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. - СПб.: Питер, 2013. - 556 с.
17. Отчет по выполнению фаунистических, геоботанических, флористических, геоморфологических, ландшафтных и почвенных исследований, а также пробоотборов почв, грунтов, вод в составе инженерно-экологических изысканий для строительства объекта: Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань-Екатеринбург" (ВСМ-2) на участке Москва-Казань в границах Республики Татарстан, Республики Марий Эл и Республики Чувашия («Участок ВСМ 2») по договору с ООО Геоэкологический центр «Изыскания. Проектирование. Мониторинг» № ДПЮР-1511-15 от 2 октября 2015 г. Второй этап Подготовка отчетной документации Том 2 Республика Марий Эл(РМЭ) - 332 с.
18. Красная книга Республики Татарстан, Казань, 2006. - 760 с.
19. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273;
20. Пинаев В. Е. ФГОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова» Россия, Москва. Оценка воздействия на растительный покров: расчет ущерба или пересадка - 10 с.
21. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстанот 22.06.2009 № 419 ТАКСЫ для исчисления размера взыскания за ущерб,
причиненный незаконным добыванием или уничтожением растений и грибов, относящихся к видам растений и грибов, занесенным в Красную книгу Республики Татарстан, за исключением видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
22. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 августа 2011 г. N 658 г. Москва "Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования"
23. Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3 (абзац в редакциипостановления ПравительстваРоссийской Федерации от 26 ноября 2007 года N 806)
24. Отчет по выполнению фаунистических, геоботанических, флористических, геоморфологических, ландшафтных и почвенных исследований, а также пробоотборов почв, грунтов, вод в составе инженерно - экологических изысканий для строительства объекта от 2 октября 2015 г.
25. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273(ред. от 11.10.2014, с изм. от 02.06.2015)"Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства"(вместе с "Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства")
26. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)
27. Приказ Минприроды России от 1 августа 2011 г. N 658 "Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования"
28. В соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)
29. «Методика расчета стоимости сносимых зеленых насаждений и проведения компенсационного озеленения» - решение Казанской Думы от 08.06.2006 №2-9 «О благоустройстве и озеленении города», по методике «Об исчеслении размера вреда,причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства РФ» (Республиканская методика Об исчеслении размера вреда,причиненным лесам ...,2006 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ