Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Работа №46577

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
565
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности современного состояния сферы туризма в Российской
Федерации 7
1.1 Особенности формирования туристического комплекса в Российской
Федерации 7
1.2 Система государственного регулирования сферы туризма 16
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне 24
Глава 2. Характеристика современного состояния сферы туризма в
Республике Татарстан 36
2.1. Оценка туристско-рекреационных ресурсов Республики Татарстан 36
2.2. Анализ туристической привлекательности Республики Татарстан 45
2.3. Туристско-рекреационный потенциал г.Казань 51
Глава 3. Совершенствование туристско-рекреационного потенциала
Республики Татарстан 66
3.1. Проблемы управления туризмом в регионе (на примере Республики
Татарстан) 66
3.2. Разработка экскурсионного тура 72
3.3. Калькуляция туристического продукта 83
Заключение 86
Список литературы 90

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Повышение роли сферы услуг наблюдается и на национальном уровне, примером чего могут быть наиболее развитые страны Северной Америки, Азии и Европы. Это необходимо учитывать в условиях формирования новой модели экономического развития, так как стратегические интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта, в том числе, за счет увеличения доли экспорта услуг.
Развитие международного туризма неразрывно связано с процессами интеграции и глобализации, привносящие явные преимущества, такие как: расширение интернациональных экономических связей в туристическом производстве, формирование единого информационного поля и пр.
Однако наблюдается и возникновение разного рода проблем, среди которых:
- дисбаланс в распределении туристского потока и соответственно, доходов от туризма;
- высокая степень неопределенности, зависящая от меняющихся экономических условий и пр.
В странах мира туризм играет все более значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, развитии занятости населения. Сфера туризма оказывает огромное влияние на многие отрасли экономики, среди которых связь и транспорт, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и прочие, то есть туризм является своего рода катализатором социально-экономического развития регионов.
Потенциальные возможности России, по оценкам Всемирной туристской организации, при определенном уровне развития инфраструктуры туризма, позволяют принимать около 40 млн. зарубежных туристов в год. Однако в настоящее время количество иностранных гостей, приезжающих с деловыми, туристскими и частными целями составляет 26,85 млн. человек [19], что значительно ниже ее туристического потенциала.
Сегодня в России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. До 2014 года большинство действующих в России туристических фирм предпочитали заниматься зарубежным туризмом. Но, учитывая, международную ситуацию, многие туристские фирмы стали активнее предлагать туры по России.
Исходя, из имеющихся в стране ресурсов туризм может и должен развиваться в регионах России. Главная цель государственной политики в сфере туризма состоит в создании в Российской Федерации современного конкурентоспособного и высокоэффективного туристического комплекса, который может удовлетворить потребности российских и иностранных граждан в получении разнообразных туристских услуг.
В последние годы растет спрос на экологический отдых в малонаселенных местах, где сохранились природная первозданность и при этом имеется самобытность этнических культур. Социологами тяга к природе объясняется тем, что люди устают от благ цивилизации, от урбанизации, поэтому все больше проявляется их склонность к природе и культуре.
Республика Татарстан является очень перспективным регионом для развития туристической отрасли. Республика Татарстан сегодня - один из самых стабильных регионов Российской Федерации. Благодаря устойчивой позитивной репутации, имеющимся перспективам делового сотрудничества, благоприятному инвестиционному климату, интерес отечественного и мирового бизнеса к региону постоянно растёт и для этого есть все условия.
Объект исследования - туристско-рекреационный потенциал Республики Татарстан.
Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических проблем формирования и развития конкуренции и конкурентной среды в региональном туризме на примере Республики Татарстан.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке мероприятий, направленных на развитие конкурентных преимуществ туристского региона на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие основные задачи:
- определить особенности формирования туристического комплекса в Российской Федерации,
- охарактеризовать систему государственного регулирования сферы туризма,
- рассмотреть специфику развития туризма на региональном уровне,
- провести анализ современного состояния регионального туризма на примере Республики Татарстан.
Теоретической основой исследования послужили научные труды и прикладные работы ведущих российских и зарубежных специалистов в области туризма.
Методология исследования основана на системном подходе. В качестве инструмента исследования использовались методы диалектики и синергетики, предметно-логического, функционального и ситуационного анализа.
Источниками для исследования послужат как официальные статистические данные, в том числе опубликованные на страницах официальных сайтов Республики Татарстан края, так и литература по теме работы.
Целевым потребителем исследования могут стать органы управления туризмом, потенциальные инвесторы, туристские фирмы, предлагающие туры по краю, контрагенты, потребители, желающие совершить поездку по Республике Татарстан с целью туризма и отдыха.
Основой для написания работы послужили многочисленные источники: исследования в области развития туризма в России Овчарова А.О., Косолапова А.Б., Джаладян Ю.А., Карповой Г.А., Ушакова Д.С., Даринского А.В. и других, данные по развитию туризма, опубликованные на сайте правительства Республики Татарстан, материалы СМИ, данные информационных сайтов в сети Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подведем итоги работы.
Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.
Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.
На современном этапе главной целью государственной политики в области туризма является создание в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах путем развертывания комплексных программ по оказанию помощи организациям индустрии туризма в кадровом, маркетинговом и информационном обеспечении. Его создание позволит решить проблему сохранения и рационального использования природного и культурного наследия, а также внесет значительный вклад в развитие экономики регионов страны.
Благодаря развитию туризма в определенном регионе можно наблюдать структурные изменения, как в хозяйственной, так и в общественной жизни. Особое значение придается разработке комплексных программ, где бы развитие туризма было тесно связано с решением социальных, экономических и культурных задач.
Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса связано с решением ряда таких задач, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов туризма на региональном уровне, интеграции России в систему мирового туристского рынка, развитие международного сотрудничества в области туризма.
Специалисты Всемирной туристской организации, рассматривая перспективы России в качестве туристского центра, среди основных факторов развития туризма в нашей стране называют политическую стабильность и экономический рост. В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта, Россия становится одной из лидирующих стран, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления.
Туристская индустрия в Республике Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России. За последние 5 лет среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили 12% , и даже в кризисный период внутренний туризм вырос более, чем на 5%. По числу обслуженных туристов республика является лидером по Приволжскому федеральному округу - 25% от общего потока.
Подобные высокие показатели во многом определила прошедшая летом 2013 года Универсиада. Строились новые гостиницы, широко развивалась сеть объектов общественного питания (открытие ресторанов), транспортная инфраструктура. Самое же главное - появилось множество спортивных объектов. Люди во всём мире узнали о Татарстане, что даёт полное право предположить, что в ближайшем времени республика станет популярна среди туристов так же, как страны Европы.
Все это делает Республику Татарстан идеальным регионом для развития различных видов туризма.
В качестве приоритетных видов туризма республики Татарстан можно выделить такие виды, как оздоровительный, культурно-познавательный, событийный, бизнес-туризм, круизный, экологический, этнический и паломнический. Перспективными видами туризма являются рыболовный, охотничий, экстремальный, сельский и социальный. Указанные виды сегментов туристского рынка требуют особого и всестороннего подхода, применяемого в организации развития туристского рынка, в контексте учета требований, выдвигаемых различными социальными группами.
Основные препятствия, мешающие развитию туризма в Республике Татарстан:
1. Как в России, так и за рубежом мало знают о туристической привлекательности Казани.
2. В Татарстане мало развитых туристических достопримечательностей за пределами столицы.
3. У Татарстана и Казани нет чёткого и сильного туристического бренда.
4. Расстояние между различными туристическим объектами РТ слишком велики.
5. Бюджет на развитие туризма в профильном министерстве низок.
Проблема развития туризма в Республике Татарстан требует решения множества задач:
- развитие транспортной системы;
- развитие системы общественного питания;
- улучшение имиджа;
- развитие информационной инфраструктуры;
- строительство, реконструкция и модернизация гостиниц;
- повышение качества обслуживания в отелях, гостиницах и ресторанах путем обновления их материально-технической базы;
- совершенствование государственной политики в сфере туризма и гостеприимства;
- увеличение объема и разнообразия предоставляемых туристских услуг населению;
- формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном рынках;
- повышение качества республиканского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма, с учетом действующих внутренних и международных стандартов;
- развитие туристско- рекреационного комплекса Республики Татарстан.
Можно заключить, что обладающей большим туристским потенциалом Республике Татарстан необходима комплексная программа развития данной сферы. При достаточном уровне финансирования, программа может в краткосрочном периоде сделать отрасль туризма одной из главных доходных статей бюджета республики.



1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах 'ур-сткйежтпв Российской Федерации« (принят ГД ФС РФ 04.10.1996) // «Собрание законодательства РФ», 02.12.1996, N 49, ст. 5491,
3. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011 -2018 го ды
-Режим до ступа:littp:+lqieconomy.gov. ги/ед1Ьт/(дата обращения:
12.05.2017).
4. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р // СПС ГАРАНТ.
II. Специальная литература:
5. Адельшин А. А. Туристский потенциал республики Татарстан // Актуальные проблемы экономики и права. Казань - 2012. №4 (24). С.134-138.
6. Анализ основных показателей гостиничного рын- ка РТ / АНО ЦРТ РТ - Казань, 2016. - С. 1.
7. Анализ портрета туриста, пребывающего в РТ / АНО ЦРТ РТ - Казань, 2016. - С. 5.
8. Аппакова-Шогина Н.З. Въездной и внутренний туризм в республике Татарстан: опыт мультинаучного исследования:коллективная монография / Н.З. Аппакова-Шогина, А.В. Гут, Э.Н. Евстафьев и др.; отв. ред. А.З. Хурамшина. - Казань: Центр инновационных технологий, 2014. - 296 с.
9. Безопасность туризма: учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 272 с.
10. Бунаков О. А. Эффективное использование объектов культурно-исторического наследия в индустрии туризма и гостеприимства на примере Республики Татарстан. Сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции «Научный поиск в современном мире». Махачкала, 2014, с. 62-64
11. Гатауллина С.Ю. Туристская деятельность как объект научного исследования // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. №10. С. 233-236.
12. Гатауллина С.Ю. О необходимости совершенствования региональных статистических исследований в туризме // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2013. №18. С. 137-140.
13. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
14. Добрынина Я. С. Влияние геополитической ситуации на рынок
туристских услуг и перспективы развития регионального туризма / Я. С. Добрынина, А. А. Щипакина // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. [и др.]. —
Шркй-ебкдыЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 47-50.
15. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник 2-е издание, М.: Академия, 2016 - 272.
16. Егоров Е.Е., Зверева Н.А. Проектирование природно-этнографического туристического комплекса в современных условях В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015.С.78-83.
17. Зубкова А. Н. Особенности проведения маркетинговых исследований в туризме. // Актуальные проблемы экономики и управления. 2016. № 2 (10). С. 47-49.
18. Кабиров И.С. Развитие социально-культурного сервиса, ориентированного на региональный внутренний туризм в Республике Татарстан// Научное обозрение. Казань - 2015. - С.278-283.
19. Киякбаева, Е.Г. Индикаторы устойчивого развития туризма и их использование в федеральных программах развития туризма в России // Известия Сочинского государственного университета. 2014. №1(29). С.78 - 80.
20. Козловская О.В., Акерман Е.Н. Особенности инновационной конкуренции в условиях глобализации // Вестник Томского гтудщпшокмицитаа Секция «Экономикам. - 2016. - № 2 (10). - С. 12.
21. Минаев В.А., Ульянченко Л.А., Цыщук Е.А. Оценка туристских ресурсов и качества туризма в муниципальных образованиях // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 3. С. 4-13.
22. Миров, Д. П. Формирование туристского кластера в Республике Татарстан / Д. П. Миров // Российские регионы: стратегия и тактика развития : материа¬лы Всеросс. науч.-практ. конф. - Казань : Познание, 2015. - С. 161.
23. Надворная Г.Г. Система показателей эффективности экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы//Вестник национальной академии туризма. 2016. № 4(40).
24. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.
25. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 5-6
26. Пержу А.А. Формирование конкурентного туристического потенциала региона// Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина. - 2017. - №37. - С.148.
27. Региональный туризм: проблемы и перспективы разви- тия : сборник научных статей студентов, магистрантов, пре- подавателей / [под. ред. Н.А.Левочкиной]. - Киров ; Омск : Изд-во ИП Загурский С.Б., 2014. - 64 с.
28. Русские крылья на Нижегородской земле//Российский географический журнал «Живописная Россия« -2015. -N 5. -С. 36-39.
29. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и го стиничного хозяйства: учеб. пособие. М.: КНОУРС, 2015. - 256 с.
30. Свято хо Н.В. Концептуальные основы исследования
туижкгтптщвп региона / Н.В. Свято хо // Экономика и управление. - 2016. - 354 с.
31. Сарян, А.А. Теоретические аспекты понимания сущности туризма // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № (31). С.149¬151.
32. Технологии построения взаимодействий социально ориентированных некоммерческих организаций со стейкхолдерами: Коллективная монография /Под ред. В.Ю. Кульковой.- Казань: Печать-Сервис XXI век, - 2015. - 96 с.
33. Туганова, Э. А. Развитие региональной медиаинду- стрии в условиях формирования инновационной экономики : дис. ... канд. эконом. наук / Э. А. Туганова. - Казань, 2014. - С. 53-54.
34. Чудновский А.Д., Королев Н.В. Гаврилова Е.А., Жукова М.А. Зайцева Н.А. Менеджмент туризма. М. Федеральное агентство по туризму. 2014, с. 576.
35. Шимова О.С. Основы устойчивого туризма: учеб.пособие /О.С. Шимова. Минск: Новое знание; М: ИНФРА-М, 2016. — 190 с.
36. Яковлева Л. А., Зобова Е. В., Косенкова Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере туризма. // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 12. С. 145-150.
37. Якунин В.Н. Виды туризма: историография вопроса//Карельский научный журнал. 2014. №2. С. 78-83.
38. Якунин В.Н. Роль туризма и рекреации в повышении социально-экономического развития Самарской области // Симбирский научный вестник. 2011. №4. С. 150-156.
III. Интернет-источники
39. UNWTO Tourism Highlights. Edition 2013. [Электронный ресурс] URL: http
40. Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ»: официальный сайт. URL:http://www.tourpom.ru
41. Гатауллина С.Ю., Топчий А.В. О состоянии методического обеспечения
оценки экономической эффективности туристской деятельности в регионе // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №4(23). [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014.- Режим доступа: http://
naukovedenie.ru/PDF/31EVN414.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
42. Гостеприимная Казань: от хостела до супер - люкса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.info.tatcenter.ru. (дата обращения 05.02.2018).
43. Гостиницы Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.101 hotels.ru. (дата обращения 04.02.2018).
44. Государственный комитет по туризму Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tourism.tatarstan.ru/, (Дата обращения: 14.03.2018).
45. Сайт Сообщества гостеприимных жителей Казани, http: // ihelpkazan. ru/
46. Санаторно-курортный комплекс профсоюзов Татарстана // Курортные ведомости. Научно-информационный журнал №2 (64) 2011. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kved.ru/php/content.php?id=2418 (дата обращения: 14.03.2018).
47. Смирнова М. Гостиницы мира глазами бизнес-туристов.RATA-newsHotel &Resort-04 /http г.
48. Федеральное агентство по туризму: официальный сайт. URL:
http://www.russiatourism.ru
49. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tatstat.gks.ru/, (Дата обращения: 14.03.2018).
50. Фролов А.И. Культурно-познавательный туризм: объекты, маршруты, люди [Электронный ресурс] //Управление культурой. Справочник
руководителя учреждения культуры управление культурой.
http://www.rosnou.ru/pub/0002012/about/rosnou_v_SMI/Frolov.pdfобращения: 13.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ