РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
Введение 3
Глава 1. Особенности современного состояния сферы туризма в Российской
Федерации 7
1.1 Особенности формирования туристического комплекса в Российской
Федерации 7
1.2 Система государственного регулирования сферы туризма 16
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне 24
Глава 2. Характеристика современного состояния сферы туризма в
Республике Татарстан 36
2.1. Оценка туристско-рекреационных ресурсов Республики Татарстан 36
2.2. Анализ туристической привлекательности Республики Татарстан 45
2.3. Туристско-рекреационный потенциал г.Казань 51
Глава 3. Совершенствование туристско-рекреационного потенциала
Республики Татарстан 66
3.1. Проблемы управления туризмом в регионе (на примере Республики
Татарстан) 66
3.2. Разработка экскурсионного тура 72
3.3. Калькуляция туристического продукта 83
Заключение 86
Список литературы 90
Глава 1. Особенности современного состояния сферы туризма в Российской
Федерации 7
1.1 Особенности формирования туристического комплекса в Российской
Федерации 7
1.2 Система государственного регулирования сферы туризма 16
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне 24
Глава 2. Характеристика современного состояния сферы туризма в
Республике Татарстан 36
2.1. Оценка туристско-рекреационных ресурсов Республики Татарстан 36
2.2. Анализ туристической привлекательности Республики Татарстан 45
2.3. Туристско-рекреационный потенциал г.Казань 51
Глава 3. Совершенствование туристско-рекреационного потенциала
Республики Татарстан 66
3.1. Проблемы управления туризмом в регионе (на примере Республики
Татарстан) 66
3.2. Разработка экскурсионного тура 72
3.3. Калькуляция туристического продукта 83
Заключение 86
Список литературы 90
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Повышение роли сферы услуг наблюдается и на национальном уровне, примером чего могут быть наиболее развитые страны Северной Америки, Азии и Европы. Это необходимо учитывать в условиях формирования новой модели экономического развития, так как стратегические интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта, в том числе, за счет увеличения доли экспорта услуг.
Развитие международного туризма неразрывно связано с процессами интеграции и глобализации, привносящие явные преимущества, такие как: расширение интернациональных экономических связей в туристическом производстве, формирование единого информационного поля и пр.
Однако наблюдается и возникновение разного рода проблем, среди которых:
- дисбаланс в распределении туристского потока и соответственно, доходов от туризма;
- высокая степень неопределенности, зависящая от меняющихся экономических условий и пр.
В странах мира туризм играет все более значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, развитии занятости населения. Сфера туризма оказывает огромное влияние на многие отрасли экономики, среди которых связь и транспорт, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и прочие, то есть туризм является своего рода катализатором социально-экономического развития регионов.
Потенциальные возможности России, по оценкам Всемирной туристской организации, при определенном уровне развития инфраструктуры туризма, позволяют принимать около 40 млн. зарубежных туристов в год. Однако в настоящее время количество иностранных гостей, приезжающих с деловыми, туристскими и частными целями составляет 26,85 млн. человек [19], что значительно ниже ее туристического потенциала.
Сегодня в России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. До 2014 года большинство действующих в России туристических фирм предпочитали заниматься зарубежным туризмом. Но, учитывая, международную ситуацию, многие туристские фирмы стали активнее предлагать туры по России.
Исходя, из имеющихся в стране ресурсов туризм может и должен развиваться в регионах России. Главная цель государственной политики в сфере туризма состоит в создании в Российской Федерации современного конкурентоспособного и высокоэффективного туристического комплекса, который может удовлетворить потребности российских и иностранных граждан в получении разнообразных туристских услуг.
В последние годы растет спрос на экологический отдых в малонаселенных местах, где сохранились природная первозданность и при этом имеется самобытность этнических культур. Социологами тяга к природе объясняется тем, что люди устают от благ цивилизации, от урбанизации, поэтому все больше проявляется их склонность к природе и культуре.
Республика Татарстан является очень перспективным регионом для развития туристической отрасли. Республика Татарстан сегодня - один из самых стабильных регионов Российской Федерации. Благодаря устойчивой позитивной репутации, имеющимся перспективам делового сотрудничества, благоприятному инвестиционному климату, интерес отечественного и мирового бизнеса к региону постоянно растёт и для этого есть все условия.
Объект исследования - туристско-рекреационный потенциал Республики Татарстан.
Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических проблем формирования и развития конкуренции и конкурентной среды в региональном туризме на примере Республики Татарстан.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке мероприятий, направленных на развитие конкурентных преимуществ туристского региона на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие основные задачи:
- определить особенности формирования туристического комплекса в Российской Федерации,
- охарактеризовать систему государственного регулирования сферы туризма,
- рассмотреть специфику развития туризма на региональном уровне,
- провести анализ современного состояния регионального туризма на примере Республики Татарстан.
Теоретической основой исследования послужили научные труды и прикладные работы ведущих российских и зарубежных специалистов в области туризма.
Методология исследования основана на системном подходе. В качестве инструмента исследования использовались методы диалектики и синергетики, предметно-логического, функционального и ситуационного анализа.
Источниками для исследования послужат как официальные статистические данные, в том числе опубликованные на страницах официальных сайтов Республики Татарстан края, так и литература по теме работы.
Целевым потребителем исследования могут стать органы управления туризмом, потенциальные инвесторы, туристские фирмы, предлагающие туры по краю, контрагенты, потребители, желающие совершить поездку по Республике Татарстан с целью туризма и отдыха.
Основой для написания работы послужили многочисленные источники: исследования в области развития туризма в России Овчарова А.О., Косолапова А.Б., Джаладян Ю.А., Карповой Г.А., Ушакова Д.С., Даринского А.В. и других, данные по развитию туризма, опубликованные на сайте правительства Республики Татарстан, материалы СМИ, данные информационных сайтов в сети Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Развитие международного туризма неразрывно связано с процессами интеграции и глобализации, привносящие явные преимущества, такие как: расширение интернациональных экономических связей в туристическом производстве, формирование единого информационного поля и пр.
Однако наблюдается и возникновение разного рода проблем, среди которых:
- дисбаланс в распределении туристского потока и соответственно, доходов от туризма;
- высокая степень неопределенности, зависящая от меняющихся экономических условий и пр.
В странах мира туризм играет все более значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, развитии занятости населения. Сфера туризма оказывает огромное влияние на многие отрасли экономики, среди которых связь и транспорт, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и прочие, то есть туризм является своего рода катализатором социально-экономического развития регионов.
Потенциальные возможности России, по оценкам Всемирной туристской организации, при определенном уровне развития инфраструктуры туризма, позволяют принимать около 40 млн. зарубежных туристов в год. Однако в настоящее время количество иностранных гостей, приезжающих с деловыми, туристскими и частными целями составляет 26,85 млн. человек [19], что значительно ниже ее туристического потенциала.
Сегодня в России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. До 2014 года большинство действующих в России туристических фирм предпочитали заниматься зарубежным туризмом. Но, учитывая, международную ситуацию, многие туристские фирмы стали активнее предлагать туры по России.
Исходя, из имеющихся в стране ресурсов туризм может и должен развиваться в регионах России. Главная цель государственной политики в сфере туризма состоит в создании в Российской Федерации современного конкурентоспособного и высокоэффективного туристического комплекса, который может удовлетворить потребности российских и иностранных граждан в получении разнообразных туристских услуг.
В последние годы растет спрос на экологический отдых в малонаселенных местах, где сохранились природная первозданность и при этом имеется самобытность этнических культур. Социологами тяга к природе объясняется тем, что люди устают от благ цивилизации, от урбанизации, поэтому все больше проявляется их склонность к природе и культуре.
Республика Татарстан является очень перспективным регионом для развития туристической отрасли. Республика Татарстан сегодня - один из самых стабильных регионов Российской Федерации. Благодаря устойчивой позитивной репутации, имеющимся перспективам делового сотрудничества, благоприятному инвестиционному климату, интерес отечественного и мирового бизнеса к региону постоянно растёт и для этого есть все условия.
Объект исследования - туристско-рекреационный потенциал Республики Татарстан.
Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических проблем формирования и развития конкуренции и конкурентной среды в региональном туризме на примере Республики Татарстан.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке мероприятий, направленных на развитие конкурентных преимуществ туристского региона на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие основные задачи:
- определить особенности формирования туристического комплекса в Российской Федерации,
- охарактеризовать систему государственного регулирования сферы туризма,
- рассмотреть специфику развития туризма на региональном уровне,
- провести анализ современного состояния регионального туризма на примере Республики Татарстан.
Теоретической основой исследования послужили научные труды и прикладные работы ведущих российских и зарубежных специалистов в области туризма.
Методология исследования основана на системном подходе. В качестве инструмента исследования использовались методы диалектики и синергетики, предметно-логического, функционального и ситуационного анализа.
Источниками для исследования послужат как официальные статистические данные, в том числе опубликованные на страницах официальных сайтов Республики Татарстан края, так и литература по теме работы.
Целевым потребителем исследования могут стать органы управления туризмом, потенциальные инвесторы, туристские фирмы, предлагающие туры по краю, контрагенты, потребители, желающие совершить поездку по Республике Татарстан с целью туризма и отдыха.
Основой для написания работы послужили многочисленные источники: исследования в области развития туризма в России Овчарова А.О., Косолапова А.Б., Джаладян Ю.А., Карповой Г.А., Ушакова Д.С., Даринского А.В. и других, данные по развитию туризма, опубликованные на сайте правительства Республики Татарстан, материалы СМИ, данные информационных сайтов в сети Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Подведем итоги работы.
Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.
Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.
На современном этапе главной целью государственной политики в области туризма является создание в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах путем развертывания комплексных программ по оказанию помощи организациям индустрии туризма в кадровом, маркетинговом и информационном обеспечении. Его создание позволит решить проблему сохранения и рационального использования природного и культурного наследия, а также внесет значительный вклад в развитие экономики регионов страны.
Благодаря развитию туризма в определенном регионе можно наблюдать структурные изменения, как в хозяйственной, так и в общественной жизни. Особое значение придается разработке комплексных программ, где бы развитие туризма было тесно связано с решением социальных, экономических и культурных задач.
Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса связано с решением ряда таких задач, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов туризма на региональном уровне, интеграции России в систему мирового туристского рынка, развитие международного сотрудничества в области туризма.
Специалисты Всемирной туристской организации, рассматривая перспективы России в качестве туристского центра, среди основных факторов развития туризма в нашей стране называют политическую стабильность и экономический рост. В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта, Россия становится одной из лидирующих стран, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления.
Туристская индустрия в Республике Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России. За последние 5 лет среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили 12% , и даже в кризисный период внутренний туризм вырос более, чем на 5%. По числу обслуженных туристов республика является лидером по Приволжскому федеральному округу - 25% от общего потока.
Подобные высокие показатели во многом определила прошедшая летом 2013 года Универсиада. Строились новые гостиницы, широко развивалась сеть объектов общественного питания (открытие ресторанов), транспортная инфраструктура. Самое же главное - появилось множество спортивных объектов. Люди во всём мире узнали о Татарстане, что даёт полное право предположить, что в ближайшем времени республика станет популярна среди туристов так же, как страны Европы.
Все это делает Республику Татарстан идеальным регионом для развития различных видов туризма.
В качестве приоритетных видов туризма республики Татарстан можно выделить такие виды, как оздоровительный, культурно-познавательный, событийный, бизнес-туризм, круизный, экологический, этнический и паломнический. Перспективными видами туризма являются рыболовный, охотничий, экстремальный, сельский и социальный. Указанные виды сегментов туристского рынка требуют особого и всестороннего подхода, применяемого в организации развития туристского рынка, в контексте учета требований, выдвигаемых различными социальными группами.
Основные препятствия, мешающие развитию туризма в Республике Татарстан:
1. Как в России, так и за рубежом мало знают о туристической привлекательности Казани.
2. В Татарстане мало развитых туристических достопримечательностей за пределами столицы.
3. У Татарстана и Казани нет чёткого и сильного туристического бренда.
4. Расстояние между различными туристическим объектами РТ слишком велики.
5. Бюджет на развитие туризма в профильном министерстве низок.
Проблема развития туризма в Республике Татарстан требует решения множества задач:
- развитие транспортной системы;
- развитие системы общественного питания;
- улучшение имиджа;
- развитие информационной инфраструктуры;
- строительство, реконструкция и модернизация гостиниц;
- повышение качества обслуживания в отелях, гостиницах и ресторанах путем обновления их материально-технической базы;
- совершенствование государственной политики в сфере туризма и гостеприимства;
- увеличение объема и разнообразия предоставляемых туристских услуг населению;
- формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном рынках;
- повышение качества республиканского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма, с учетом действующих внутренних и международных стандартов;
- развитие туристско- рекреационного комплекса Республики Татарстан.
Можно заключить, что обладающей большим туристским потенциалом Республике Татарстан необходима комплексная программа развития данной сферы. При достаточном уровне финансирования, программа может в краткосрочном периоде сделать отрасль туризма одной из главных доходных статей бюджета республики.
Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.
Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.
На современном этапе главной целью государственной политики в области туризма является создание в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах путем развертывания комплексных программ по оказанию помощи организациям индустрии туризма в кадровом, маркетинговом и информационном обеспечении. Его создание позволит решить проблему сохранения и рационального использования природного и культурного наследия, а также внесет значительный вклад в развитие экономики регионов страны.
Благодаря развитию туризма в определенном регионе можно наблюдать структурные изменения, как в хозяйственной, так и в общественной жизни. Особое значение придается разработке комплексных программ, где бы развитие туризма было тесно связано с решением социальных, экономических и культурных задач.
Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса связано с решением ряда таких задач, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов туризма на региональном уровне, интеграции России в систему мирового туристского рынка, развитие международного сотрудничества в области туризма.
Специалисты Всемирной туристской организации, рассматривая перспективы России в качестве туристского центра, среди основных факторов развития туризма в нашей стране называют политическую стабильность и экономический рост. В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта, Россия становится одной из лидирующих стран, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления.
Туристская индустрия в Республике Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России. За последние 5 лет среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили 12% , и даже в кризисный период внутренний туризм вырос более, чем на 5%. По числу обслуженных туристов республика является лидером по Приволжскому федеральному округу - 25% от общего потока.
Подобные высокие показатели во многом определила прошедшая летом 2013 года Универсиада. Строились новые гостиницы, широко развивалась сеть объектов общественного питания (открытие ресторанов), транспортная инфраструктура. Самое же главное - появилось множество спортивных объектов. Люди во всём мире узнали о Татарстане, что даёт полное право предположить, что в ближайшем времени республика станет популярна среди туристов так же, как страны Европы.
Все это делает Республику Татарстан идеальным регионом для развития различных видов туризма.
В качестве приоритетных видов туризма республики Татарстан можно выделить такие виды, как оздоровительный, культурно-познавательный, событийный, бизнес-туризм, круизный, экологический, этнический и паломнический. Перспективными видами туризма являются рыболовный, охотничий, экстремальный, сельский и социальный. Указанные виды сегментов туристского рынка требуют особого и всестороннего подхода, применяемого в организации развития туристского рынка, в контексте учета требований, выдвигаемых различными социальными группами.
Основные препятствия, мешающие развитию туризма в Республике Татарстан:
1. Как в России, так и за рубежом мало знают о туристической привлекательности Казани.
2. В Татарстане мало развитых туристических достопримечательностей за пределами столицы.
3. У Татарстана и Казани нет чёткого и сильного туристического бренда.
4. Расстояние между различными туристическим объектами РТ слишком велики.
5. Бюджет на развитие туризма в профильном министерстве низок.
Проблема развития туризма в Республике Татарстан требует решения множества задач:
- развитие транспортной системы;
- развитие системы общественного питания;
- улучшение имиджа;
- развитие информационной инфраструктуры;
- строительство, реконструкция и модернизация гостиниц;
- повышение качества обслуживания в отелях, гостиницах и ресторанах путем обновления их материально-технической базы;
- совершенствование государственной политики в сфере туризма и гостеприимства;
- увеличение объема и разнообразия предоставляемых туристских услуг населению;
- формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном рынках;
- повышение качества республиканского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма, с учетом действующих внутренних и международных стандартов;
- развитие туристско- рекреационного комплекса Республики Татарстан.
Можно заключить, что обладающей большим туристским потенциалом Республике Татарстан необходима комплексная программа развития данной сферы. При достаточном уровне финансирования, программа может в краткосрочном периоде сделать отрасль туризма одной из главных доходных статей бюджета республики.
Подобные работы
- РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития религиозного туризма в регионах Российской
Федерации на примере Республики Татарстан
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА МУЗЫКАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОДВИЖЕНИИ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РТ И Г.КАЗАНИ)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДА РЕГИОНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Анализ и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



