Введение 3
1. Теоретические аспекты управления спортивной инфраструктурой 7
1.1. Понятие и виды спортивной инфраструктуры 7
1.2. Правовые аспекты, регулирующие деятельность
спортивных объектов 10
1.3. Формы и методы управления спортивной инфраструктурой 17
2. Современные проблемы и тенденции управления
спортивной инфраструктурой 26
2.1. Практика управления индустрией спорта в России.
Усиление коммерческих интересов в управлении спортивной инфраструктурой 26
2.2. Организация и управление спортивной инфраструктурой г. Казани 34
2.3. Проблемы муниципальной практики 38
3. Предложения по повышению эффективности проведения
спортивных и физкультурных мероприятий 40
3.1. Способы повышения экономической эффективности
проведения спортивного мероприятия 40
3.2. Проблемы функционирования муниципального законодательства
в эффективности проведения спортивных мероприятий 47
3.3. Предложение по повышению эффективности проведения
спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий на муниципальном уровне 55
Заключение 61
Список использованных источников
В современном обществе роль физической культуры и спорта предлагает систему полезных для каждого человека ценностей, дающих возможность изменить угнетающе монотонный образ жизни у большинства в Российской Федерации.
Переход российского спорта к рыночной экономике, активизация процессов его коммерциализации и профессионализации, значительное расширение международного и сокращение внутреннего спортивного календаря в 80-е-90-е годы привели к трансформации существующих в России систем проведения спортивных соревнований и их целевой направленности.
Обычно при анализе системы соревнований исследователи и специалисты рассматривают следующие ее элементы: принципы проведения соревнований, допуск к ним, состав команды, зачет, определение победителей, судейство и т.д. Долгие годы вся система большого спорта в России была направлена на исключительно на подготовку членов сборных команд, на их успешное выступление. Вряд ли кто-либо будет спорить, что вся система организации соревнований, и, прежде всего, по игровым видам спорта, была направлена не на зрителя, а на выполнение этой задачи. В угоду сборной команде страны календарь прерывался, игры переносились и, в большинстве своем, проходили при пустых или полупустых трибунах. Следует также подчеркнуть, что, выполняя эту задачу, тратились огромные средства.
В начале 90-х годов руководители российского спорта занялись внедрением спортивного менеджмента и маркетинга, особенно в области проведения спортивных соревнований, т.к. их количество стало резко сокращаться, а расходы на их проведение - расти.
В этот период времени появились в России и первые научные труды и публикации по управлению спортивными мероприятиями, но, к сожалению, эти работы практически мало затрагивали вопросы менеджмента и маркетинга спортивных соревнований, которые и создают массово¬зрелищные мероприятия для активной продажи потребителям. В этой связи следует отметить, что уже в конце 80-х годов многие советские ученые пришли к выводу, что спорт, даже в условиях бывшего СССР, был товаром. И таким товаром являются, прежде всего, спортивные соревнования. Однако тема оставалась вне поля зрения российских исследователей. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.
Кроме того, актуальность исследования связана и с необходимостью осмысления тех серьезных и качественных изменений, которые произошли в мире спорта в конце 80-х и в 90-е годы. Именно в этот период под влиянием отдельных руководителей международного спорта, а также около спортивных бизнесменов, многие российские руководители спорта восприняли систему управления соревнованиями как панацею от всех имеющихся проблем при их проведении. Проведение соревнований в спорте высших достижений в условиях рыночной экономики следует рассматривать как спортивно-развлекательную услугу с целью получения дополнительных внебюджетных средств за счет привлечения наибольшего количества зрителей, телевидения, радиослушателей, спонсоров, рекламодателей и т. д. Развитие отдельных видов профессионального спорта в России как сферы спортивно-развлекательного бизнеса предполагает необходимость маркетингового подхода к организации и проведению соревнований, ориентированного прежде всего на зрелищность и получение доходов.
Все это обусловливает актуальность исследования управления соревнованиями с точки зрения менеджмента.
Объект исследования - спортивная инфраструктура.
Предмет исследования - менеджмент спортивных организаций в области проведения спортивных мероприятий.
Цель исследования заключается в формировании предложений по принятию управленческих решений для спортивной инфраструктуры на всех стадиях создания спортивных объектов, их оснащения технологическим оборудованием и управления ими.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
1) выделить основные принципы управления спортивной инфраструктурой;
2) проанализировать методы управления спортивной инфраструктурой;
3) в ходе прохождении практики, выявить, какую роль играет спортивная инфраструктура в г.Казань.
Цели и задачам нашего научного исследования подчинена структура работы, которая включает в себя введение, три главы и заключение.
Для написания дипломной работы нами использовались следующие методы исследования:
1) изучение, обработка и систематизация теоретического и исторического материала;
2) эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические, дедуктивные, содержательно-теоретические - анализ и синтез.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней рассмотрены коммерцализация и маркетингализация спортивной индустрии при отсутствии методологии и системы управления в российской индустрии спорта, которая определяет предпосылки и пути их эффективного проведения, как составная часть спортивного бизнеса.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации в области менеджмента, могут быть использованы в практической работе спортивных менеджеров при организации и проведении различных спортивных соревнований. Кроме того, они могут быть использованы в учебно-педагогической работе, в преподавании различных дисциплин, связанных с менеджментом.
В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия таких исследователей, как Демков Д.В. «Управление спортивной инфраструктурой современного российского мегаполиса», Чернявская Е.Ю., Перфильева И.В. «Развитие инфраструктуры спортивных сооружений как ценностный предикт управления человеческими ресурсами», Голуб В.Е. «Зарубежные подходы к управлению развитием спортивной инфраструктуры» и др.
Нормы спортивных сооружений на данный момент ориентированы исключительно на современные виды спорта. Однако в связи с постоянным развитием технологий уже в ближайшем будущем могут возникнуть новые требования к работе таких построек. Практически все, что хоть как-то относится к спорту и может быть использовано для поддержания физической формы, уже так или иначе в мире существует. В будущем, по мере появления более развитых технологий в сфере робототехники, состязания могут выйти на новый уровень, когда человек лишь управляет машиной издалека, а на арене соревнуются между собой разные модели роботов. Нечто подобное существует уже сейчас, но пока лишь в зачаточном состоянии.
Однако, приступая к тому или иному проекту, необходимо детально оценить все риски, нюансы и проблемы его реализации, включая инвестиционный климат, рентабельность инвестиций, инвестиционную политику, инвестиционный механизм, инвестиционную стратегию, инвестиционный процесс, инвестиционный менеджмент, инвестиционный бюджет, динамику инвестиций и, наконец, инвестиционный потенциал.
В последние годы, особенно в XXI веке произошло большое количество изменений как рынка в целом, так и индустрии спорта. Спорт стал не просто частью жизни человека и общества, а также зрелищным мероприятием, играми, которые привлекают большое количество зрителей а значит, становится потенциальным источником дохода. Спорт стал не только источником вдохновения, источником развития человека и его здоровья, а также ярким зрелищем, подогреваемым интригой, стал самостоятельной частью рынка. В связи с этим спорта стал не просто социальным и культурным феноменом, он также стал приносить прибыль организаторами спортивных мероприятий. Физкультурно-оздоровительные мероприятия осталось в том же положении и продолжает оказывать оздоровительную функцию населению.
Такой перелом стал стимулом для управляющих спортивными событиями для привлечения спонсоров, привлечение большего количества зрителей на мероприятия, продажа сопутствующей продукции.
В области достижения социальных и экономических эффектов спорт и физическая культура нашла разные пути развития. Физкультурные мероприятия в первую очередь направлены на достижения социального эффекта, и потому могут и должны оцениваться только с точки зрения социальной эффективности; спортивные мероприятия стали событиями, направленными на получение дохода и извлечение прибыли за счет повышения зрелищности, интриги. Поэтому спортивные мероприятия должны рассматриваться и как экономически эффективное событие, и как социальное. Спортивные мероприятия должны побуждать зрителей к занятиям физической культурой и за счет этого косвенно достигать социального эффекта. Также крупные спортивные мероприятия позволяют развивать городскую инфраструктуру, повышать обороты сфер, непосредственно взаимодействующих со спортом. Увеличение количества заняты людей, развитие инфраструктуры - вот основные социальные эффекты от проведения крупного спортивного соревнования.
Автором были рассмотрены, собраны и составлены показатели экономической и социальной эффективности, и формулы, по которым они могут быть вычислены, а именно:
• рентабельность от проведения спортивного соревнования для международной спортивной организации, для оргкомитета (государства), для бизнеса, альтернативная рентабельность для государства/бизнеса при не проведении спортивного соревнования бизнеса, а также их соотношение
• индекс заработной платы в отрасли спорта (обслуживания и гостеприимства, а также строительства), индекс напряженности на рынке труда в отрасли
• рентабельность создания нового рабочего места, окупаемость ввода нового рабочего места
• воздействие спортивного соревнования на платежный баланс
• повышение доли населения, которое регулярно занимается спортом;
• коэффициент рождаемости, плодовитости, смертности, прироста населения, первичной заболеваемости, общей заболеваемости в городе (стране), проводившем спортивное соревнование;
• показателем социально-экономического эффекта будет являться повторность проведения спортивных соревнований в городе (стране).
Был проведен сравнительный анализ эффективности проведения крупных спортивных соревнований за последние годы. На его основании было выяснено, что крупные спортивные соревнования, проходившие в последние годы, являются в разной степени экономически эффективными, а также влияли на развитие социальной сферы, развитие инфраструктуры, бизнеса и т.п. Но в общем и целом данные мероприятия могут и должны быть эффективными - как экономически, так и социально. Достигается это, в первую очередь, благодаря качественному управлению и планированию.
Также был проанализирован опыт США в области финансирования и организации мероприятий, которые не являются экономически эффективными в силу тех или иных причин, данная проблема снимается за счет высокого уровня развития спонсорства и благотворительности.
Среди опыта нашего государства была проанализирована XXVII Всемирная универсиада 2013 года в городе Казани. Данное спортивное мероприятие принесло значительный косвенный экономический эффект, несмотря на их нерентабельность: развитие экономики за счет улучшения инфраструктуры, поднятие имиджа. Основным социально-экономическим эффектом было проведение мировых спортивных соревнований после проведения Универсиады: Чемпионат мира по фехтованию в 2014 году, Первенство мира - 2014 по тяжелой атлетике среди юниоров, 16-й Чемпионат мира ФИНА по водным видам спорта 2015 года и др.
Также в городе было увеличено общее число и доля населения, регулярно занимающихся спортом и физической культурой.
В области законодательства нет специальных норм, указывающих нормы эффективности от проведения спортивного или физкультурного мероприятия. При этом на проведение мероприятия влияют большое количество регламентов и правил, дающих дополнительную экономическую нагрузку на расходную часть бюджета соревнования.
В некоторой степени вопросы разделения социально и экономически эффективных спортивных мероприятий рассматриваются на муниципальном уровне, так как при проведении любого мероприятия по нему разрабатывается соответствующий нормативный документ, однако это не учитывается при составлении регламента об оказании спортивно¬физкультурных услуг населению в комплексе. Автором было предложен разработанный регламент, делящий соревнования, которые приносят экономический эффект (спортивные), и социальный эффект (физкультурно¬оздоровительные мероприятия). Также было предложено финансировать спортивные мероприятия из бюджета муниципалитета и региона лишь частично, чтобы подстегнуть развитие эффективных экономических инструментов организаторами мероприятий.
Данное нововведение позволит четко определить, какие мероприятия могут быть экономически эффективными, а какие мероприятия дают социальный эффект: оздоровление населения, общее повышение активности населения, снижение уровня заболеваемости и смертности. На основании результат а проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований за год и сбора данных по населению муниципалитет (регион) смогут разрабатывать план работ на год, выяснять, какие мероприятия были эффективными, какие положительно влияют на население и экономику территории. Количественные показатели по итогам года позволят точнее определить уровень достижения плана отчетного года и учесть удачные моменты/ ошибки в будущем году и точнее определить цель и задачи проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Для анализа социальной эффективности было предложено использовать Методику-опрос, разработанный Министерством Спорта РФ. Для обоснования изменения регламента и внедрения Методики на местном уровне использовались инструменты SWOT-анализа и системы SMART.
В целом это позволит повысить экономическую эффективность от проведения спортивных соревнований и социальную функцию физкультурно-оздоровительных мероприятий, учитывать ошибки предыдущих лет, и на и основе строить план будущего года.
Выводы таковы, что спортивные сооружения решают задачи физического воспитания в целом и позволяют быть действенным стимулом систематических занятий спортом, способствующих развитию физической культуры и спорта в стране.
С развитием рыночных отношений для крупных спортивных сооружений открываются новые - иностранные источники привлечения инвестиций. Однако, на наш взгляд, главное внимание при формировании инвестиционного фонда необходимо обратить на выявление и использование внутренних источников инвестиций. В качестве основных субъектов инвестиционной деятельности в сфере физической культуры и спорта выступают федеральные и региональные органы государственной власти, хозяйствующие субъекты и, наконец, население. Мы пришли к выводу, что перспективной является деятельность по формированию инвестиционных фондов за счет хозяйствующих субъектов и населения.
Рассмотрев данную тематику мы пришли к выводу, что, интерес к спорту в г.Казань не только телевизионно-зрительский, но, и физкультурно-оздоровительный, даже здесь он почти весь сосредоточен в слое молодых горожан, т.е. заявленный интерес к спорту - это преимущественно интерес самих граждан следящих за спортивными состязаниями и ставящие свои собственные рекорды.
А так же, в г.Казань присутствует включенность в персональные занятия спортом и даже активное посещение стадионов, где происходят спортивные соревнования, которые проявляются с наибольшей регулярностью.
При этом наиболее популярными по посещению у граждан оказались уличные тренажерные площадки, парки, велодорожки, а на втором месте - фитнес-клубы, мероприятия соревновательного характера. Представления о спорте преимущественно связаны с национально-государственным престижем на международной арене.
Но, определенная часть граждан неохотно выделяет время на спортивные мероприятия и занятия спортом.
Поскольку в спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они - действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране. Поэтому, на наш взгляд, не хватает информации о проводимых мероприятиях. Следовательно, активную информационную политику надо проводить на всех уровнях - правительственном, городском, школьном, на предприятиях. Особенное внимание следует уделять молодежи, потому что именно в молодом возрасте закладывается стремление и желание заниматься спортом.
Эти и другие выводы, полученные в ходе выполнения работы, имеют большое теоретическое и практическое значение для управления спортивными объектами. Большее внимание, уделяемое проблеме менеджмента в физической культуре и спорте, приведет к повышению популяризации этой отрасли среди населения и увеличению доходов среди организаций, проводящих соревнования.
1. Демков, Дмитрий Викторович Управление спортивной инфраструктурой современного российского мегаполиса: на примере Санкт-Петербурга: автореферат дис.кандидата социологических наук: 22.00.08/Демков Дмитрий Викторович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт- Петербург, 2017. - 20 с.
2. Чернявская Е.Ю., Перфильева И.В. Развитие инфраструктуры спортивных сооружений как ценностный предикт управления человеческими ресурсами//Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 673¬677.
3. Голуб В.Е. Зарубежные подходы к управлению развитием спортивной инфраструктуры//Актуальные проблемы развития сферы услуг сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2015. С. 97-102.
4. Демков Д.В. Управление спортивной инфраструктурой Санкт-
Петербурга//В сборнике: Диагностика власти и управления:
коммуникативные механизмы и «двойные стандарты» Материалы Всероссийской конференции с международным участием XV Дридзевские чтения. 2016. С. 182-187.
5. Мустафина А.А., Мухамедкаримова Л.Р. Роль и место спортивных объектов универсиадного движения в жизни регионов//Вопросы отраслевого управления. 2016. Т. 1. № 2 (11). С. 4-10.
6. Якименко О.Д. Основные проблемы управления наследием Олимпийских игр//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 199-203.
7. Авдеев Ю.В., Зарубин В.Г. Управляемость как качественное измерение спортивной инфраструктуры современного мегаполиса//Научное мнение. 2015. № 5-3. С. 75-82.
8. Демков Д.В. Спортивная инфраструктура как социальная категория//Научное мнение. 2015. № 8-3. С. 92-96.
9. Волков Р.В. Процессно-ориентированное планирование при управлении объектами спортивной инфраструктуры как инструмент достижения динамического равновесия//Недвижимость: экономика, управление. 2016. №3. С. 71-75.
11. Григорьев В.И., Таймазов А.В., Шубин Ю.К. Управление системой студенческого спорта в новых условиях//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 3 (97). С. 47-52.
12. Федеральный Закон № 131 от 06.10.2013 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»
13. О физкультуре и спорте в РФ : федеральный закон РФ от 29.04.1999 № 80 - ФЗ (с изменениями от 10.01.2003).
14. О мерах по совершенствованию работы со спортсменами - членами сборных команд Республики Татарстан и подготовке их к всероссийским и международным соревнованиям : постановление КМ РТ от 16.04.2013 № 187.
15. Актуальные вопросы истории, социологии, управления и экономики физической культуры и туризма // Сборник научных работ. - Малаховка, МГАФК, 2015. - 86 с.
16. Антипов А.Ф. Профессиональный спорт и закон / А.Ф. Антипов, Н.В. Уловистова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 11. - С. 19-21.
17. Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта / Л.В. Аристова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 5. - С. 2-8.
18. Виноградов П.А. Здоровье - это прибыль: учебное пособие для высших учебных заведений / П.А. Виноградов. - Челябинск. : УрГАФК, 2014. - 80 с.
19. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть I / П.А. Виноградов. - Челябинск. : УрГАФК, 2015. - 289 с.
20. Виноградов П.А. Физическая культура и спорт на телеэкране / П.А. Виноградов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 46-48.
21. Воронин С.Э. Организационно-правовые формы I физкультурных организаций в современных условиях / С.Э. Воронин, С.С. Филиппов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 14-16.
22. Воронин С.Э. Правовой статус Олимпийского комитета России (общий, специальный, индивидуальный) / С.Э. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 11. - С. 24-25.
23. Галкин В.В. Экономика физической культуры и спорта / В.В. Галкин, В.И. Сысоев. - Воронеж. : Издательство Московской Академии экономики и права, 2015. - 182 с.
24. Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин. - Малаховка. : МОГИФК, 2013. - 68 с.
25. Гостев Р.Г. Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы // Физическая культура и спорт в Российской Федерации / Р.Г. Гостев, С.И. Гуськов. - М. : Импульс-Принт, 2012. - 438 с.
26. Гуськов С.И. Государство и спорт / С.И. Гуськов. - М. : 2006. - 176 с.
27. Гуськов С.И. Профессиональный спорт и российская действительность //Физическая культура и спорт в Российской Федерации / С.И. Гуськов. - М. : Импульс-Принт, 2013. - 285 с.
28. Гуськов С.И. Спортивный маркетинг / С.И. Гуськов. - Киев. : Олимпийская литература, 2013. - 296 с.
29. Демократизация спортивных культур // Спорт для всех. - 2007. - № 9. - С. 3-7.
30. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты / П.Ф. Драккер / перевод с англ. - М. : Технологическая школа бизнеса, 2013. - 191 с.
31. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2012. - 384 с.
32. Жолдак В.И. Основы менеджмента спорта / В.И. Жолдак, В.Н. Зуев. - Тюмень. : Вектор Бук, 2013. - 419 с.
33. Жолдак В.И. Основы менеджмента : учебное пособие / В.И. Жолдак. - Малаховка. : 2013. - 238 с.
34. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 432 с.
35. Зубарев Ю.Н. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта : учебное пособие / Ю.Н. Зубарев, А.А. Сучилин. - Волгоград. : Сфера, 2015. - 267 с.
36. Исаев А.А. Спортивная политика России / А.А. Исаев. - М. : Советский спорт, 2012. - 512 с.
37. Итоги работы Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан за 2004 год и задачи на 2005 год : материалы коллегии / под ред. М.М. Бариева. - Казань. : РЦИМ, 2004. - 60 с.
38. Камалетдинов В.Г. Физкультурно-спортивное движение: управление, пути совершенствования / В.Г. Камалетдинов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 19-21.
39. Краснов В.М. Новое в организации и управлении развитием физической культуры и спорта в Чувашской Республике / В.М. Краснов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 57-60.
40. Кузин В.В. Возможности финансирования спорта за счет игорного бизнеса / В.В. Кузин, М.И. Золотарев, М.Е. Кутепов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 2-6.
41. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью «физической культуры и спорта» в России в рыночных условиях / В.В. Кузин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 56-58.
42. Материалы к коллегии Министерства по делам молодежи и спорту РТ / под ред. М.М. Бариева. - Казань. : Спорт-Медиа, 2015. - 84 с.
43 Менеджмент в спорте : краткий словарь-справочник / сост. М.И. Золотов [и др.]. - М. : Союз менеджеров, 2015. - 112 с.
44. Молодежь и спорт в Республике Татарстан : информационно- методологический сборник / редколл. : И.И. Гильмутдинов. - Казань. : РЦИМ, 2013. - 152 с.
45. Молодежь и спорт в Республике Татарстан : информационно - методологический сборник / под общей редакцией М.М. Бариева. - Казань. : РЦИМ, 2014. - 186 с.
46. Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни : материалы Всероссийской Научно-практической Конференции 7-8 октября 2004, Наб. Челны : в 2 т. Том 1 / под общей ред. М.М. Бариева. - Казань. : РЦИМ, 2014.
- 186 с.
47. Полякова И.С. Проблемы управления в сфере физической культуры и спорта / И.С. Полякова // Материалы VI круглого стола. - Малаховка. : 2014.- 140 с.
48. Починкин А.В. Коммерческий спорт в Российской Федерации: тенденции развития и взгляд в будущее / А.В. Починкин // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. - М. : Импульс-Принт, 2015. -157 с.
49. Путалова И.Б. Правовые основы физической культуры и спорта / И.Б. Путалова. - Омск. : СибГАФК, 2014. - 324 с.
50. Рожков П.А. Новые аспекты и подходы в развитии физической культуры и спорта в России/ П.А. Рожков // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. - М. : Импульс-Принт, 2015. - 313 с.
51. Саблин Д. Физкультура и спорт - мощный фактор профилактики пагубных явлений социальной среды / Д. Саблин // Пульс Ивантеевки. - 2003. - № 2. - С. 45-50.
52. Система муниципального управления : учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. - СПб. : Лидер, 2015. - 493 с.
55. Современные проблемы и концепции развития физической культурыи спорта / под ред. В.И. Жолдак. - Челябинск. : 2014. - 269 с.
54. Соколов А.С. О муниципальной спортивной политике [Электронный ресурс] / А.С. Соколов. - Режим доступа: http : // www.infosport.ru.
55. Социальный менеджмент : учебное пособие / под ред. докт. экон. наук , проф. Ильенковой С.Д. - М. : Компания Спутник +, 2001. - 87 с.
56. Социальная политика : учебник / под ред. Н.А. Волгина. - М. : Экзамен, 2002. - 736 с.
57. Справочник работника физической культуры, спорта и туризма : нормативно-методические документы / под ред. Е.И. Кудрявцева. - М. : Физкультура и спорт, 2012. - 589 с.
58. Степанова О.Н. Маркетология спорта: инструментарий социолога : учебное пособие / О.Н. Степанова. - М. : Советский спорт, 2013. - 72 с.
59. Тукманов А. Проведение соревнований и продажа прав на их телетрансляцию / А. Тукманов // Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции. - М. : Советский спорт, 2015. - 346 с.
60. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований : учебно-методическое пособие / под общей ред. Е.В. Тишина. - М. : РИЦ «Муниципальная власть», 2015. - 259 с.
61. Управление физической культурой и спортом : учебник для институтов физической культуры / под ред. И.И. Переверзина. - М. : Физкультура и спорт, 2015. - 288 с.
62. Филиппов С.С. Муниципальная система физкультуры школьников: организационно-педагогические условия формирования : монография / С.С. Степанов. - М. : Советский спорт, 2014. - 184 с.
63. Физическая культура студента : учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2014. - 448 с.
64. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. - М. : Советский спорт, 2015.- 80 с.
65. Экономико-правовые аспекты физической культуры и спорта. - М. : Национальный юридический центр, 2015. - 169 с.
65. PricewaterhouseCoopers. [Электронный ресурс]: Меняем правила игры. Перспективы развития мировой индустрии спорта на период до 2013 г. Режим доступа: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/globalisation/assets/PwC-Global- Sports-Outlook-to-2015-ru.pdf. Дата обращения: 12 мая 2015.