Инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан с учетом трансляции мирового опыта и учета региональной специфики
Введение
1. Глава. Теоретические основы политики содействия развитию предпринимательства 9
1.1 Эволюция отношения к предпринимательской деятельности 9
1.2. Понятие предпринимательской деятельности 14
1.3. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации 21
2 глава. Методические подходы и Региональные законы формирования
инструментария поддержки МСП 26
2.1. Развитие малого и среднего предпринимательства в западных странах .. 26
2.2. Формы и инструменты поддержки малого и среднего
предпринимательства в восточных странах 33
2.3. Современный предпринимательский климат в Республике Татарстан .... 43
2.4. Сравнение инструментов поддержки МСП Республики Татарстан и
зарубежных подходов 56
3 глава. Концептуальные подходы к выбору инструментов государственной поддержки малых и средних предприятий с учетом региональной специфики 62
3.1. Особенности региональной поддержки малого и среднего
предпринимательства Республики Татарстан 62
3.2. Анализ проблем и пути совершенствования системы государственной
поддержки 69
3.3. Механизм улучшения действующей системы государственной поддержки
МСП в Республике Татарстан 76
Заключение 86
Список использованных источников 89
Постоянно растущий общественный интерес к малым и средним предприятиям (МСП) не является случайным. Прежде всего, глобальная реклама вокруг МСП или стартапов все еще растет. Действительно, из года в год растет число основанных компаний, с каждым годом начинают появляться новые форумы, которые привлекают все больше людей, в то время как новые инструменты финансирования, такие как краудфандинг, облегчают, как никогда, создание собственной компании. Кроме того, впечатляющие примеры таких компаний, как Facebook, Amazon и Uber, которые могут успешно капитализировать свои рынки и достигать всемирного признания, вдохновляют молодых предпринимателей по всему миру.
Во-вторых, МСП составляют основу многих национальных экономик. Исследования Евростата и Европейской обсерватории малых и средних предприятий в 2017 году подтверждают этот факт впечатляющими статистическими данными: 99% всех европейских компаний относятся к категории МСП и обеспечивают более 100 миллионов рабочих мест, что составляет 66,5% трудоспособного населения Европы, что касается Российской Федерации, то, по данным Росстата и ФНС России в 2017 году насчитывалось около 2754,6 тыс. зарегистрированных МСП, в которых занято около 12 млн. человек, что составляет скромное 16% работающего населения [79].
В целом, МСП и предпринимательство считаются одним из основных источников динамики, инноваций и местного развития. Более того, по мнению Шумпетера, предприниматели стимулируют инновации, ускоряют структурные изменения в экономике, способствуют конкуренции, повышают производительность, создают новые рабочие места и вносят значительный вклад в национальную конкурентоспособность [49].
В рыночной экономике малый бизнес является наиболее динамичным сектором экономики, поскольку малые предприятия способны быстро отражать изменения на рынках товаров и услуг. Малые предприятия являются наиболее уязвимыми к изменениям в глобальных и локальных рынках. Как правило, изменения на рынке вызваны прекращением деятельности малого бизнеса, что приводит к радикальной переориентации их экономической эффективности.
«Говоря о важности развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства необходимо, чтобы малое предпринимательство стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь, помощь со стороны государства, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать существенное влияние на прогресс малого бизнеса, формированию среднего класса, снятию социально-экономической напряженности, способствовать насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. В настоящее время, Россия находится в той стадии, когда есть масса возможностей для создания новых проектов, внедрения инновационных технологий» [44].
Учитывая все перечисленные выше факты, можно с уверенностью сказать, что вопрос развития малого и среднего предпринимательства является одним из самых важных для успешного развития экономики. Однако успешное развитие предпринимательской сферы требует выполнения нескольких предварительных условий. Прежде всего, инновационная, подходящая и выполнимая идея, а также правильная команда и наличие возможностей открытого рынка. Кроме того, важную роль играет наличие необходимых инвестиций, прозрачности и ясности процесса государственного регулирования МСП. Вопросы финансирования и государственного регулирования имеют особое значение для предпринимателей. В случае финансирования существует несколько способов привлечь необходимые средства: бизнес-ангелы, фонды венчурного капитала, банковские кредиты, а также такие относительно новые инструменты финансирования, как crowdfunding. Что касается государственного регулирования, то это в значительной степени предопределяет общее развитие МСП в стране: насколько легко или сложно будет открыть собственный бизнес, какие меры должен предпринять предприниматель, размер и порядок налогообложения, особенности трудового права, возможности получения государственной помощи и т. д. Иными словами, государственное регулирование определяет, насколько привлекательными являются условия ведения собственного бизнеса. Как упоминалось выше, МСП служат индикаторами экономической стабильности и развития, а также составляют основу здоровой экономики. Таким образом, эффективность государственной поддержки и регулирования МСП может быть напрямую связана с экономическим благосостоянием страны.
В России создано несколько программ поддержки МСП как на федеральном, так и на региональном уровнях, благодаря которым мы видим положительные эффекты развития. Но несмотря на это, общий уровень развития МСП далек от поставленной цели: 1 марта 2018 года во время оглашения Послания к Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что развитие сектора МСП должно быть ускорено. К середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40 процентам, а число занятых в МСП вырасти с 19 до 25 миллионов человек [76].
Существует множество возможных причин отсталого развития сектора. Часто условия для получения государственной помощи или требования к ее расходам являются слишком строгими и довольно демотивационными для предпринимателей. Более того, люди проявили нежелание обращаться к властям за помощью в страхе перед коррупцией, вымогательством и бюрократией. После тщательного рассмотрения вышеупомянутой информации становится ясным, что существует проблема развития сектора МСП в Российской Федерации. Однако, учитывая особенности регулирования на многих территориях Российской Федерации, подробный анализ, охватывающий всю территорию страны, выходит за рамки этой работы. Поэтому автор решил сузить круг исследований в одном регионе России, а именно в Республике Татарстан. Татарстан - это Федеративная республика с населением более 3,8 млн. человек, расположенная у слияния рек Волга и Кама. Согласно рейтингам, она последовательно остается в 10 лучших регионах с лучшим качеством жизни в России и является одним из наиболее экономически, промышленно и культурно развитых регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга [77]. Поэтому особый интерес представляет изучение существующей государственной поддержки, ее последствий и причин недостаточного развития МСП на примере «процветающей» республики.
Объект и предмет исследования.
Экономическое развитие России характеризуется неравномерным распределением экономической активности по всей стране. Большая часть экономического и инновационного потенциала сосредоточена в крупных городах с миллионным населением. Таким образом, развитие и рост МСП на региональном уровне является одной из приоритетных целей правительства в настоящее время, поскольку он поставляет рабочие места, стимулирует инновации и создает позитивные изменения для всего общества. По этой причине в качестве объекта исследования был выбран сектор МСП Республики Татарстан. Существующие условия развития МСП, такие как существующие правовые нормы и имеющиеся ресурсы; а также проблемные области и возможности, в свою очередь, определялись как предмет исследования, чтобы резко изменить ситуацию, необходимо создать общий благоприятный деловой климат, который требует использования комплексных мер.
Основной целью данного исследования является определение эффективных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, и в частности в Республике Татарстан, а также определение областей для улучшения делового климата.
Для достижения этой цели были разработаны следующие исследовательские вопросы:
1. Какие инструменты поддержки малого и среднего бизнеса являются наиболее эффективными?
2. Какие действия можно было бы предпринять для улучшения нынешнего уровня развития МСП?
Автор выявил несколько возможных гипотез:
H1 - государственные льготы и субсидии создают основу для развития сектора МСП.
H2 - государственные субсидии могут улучшить ситуацию лишь в определенной степени. Для того чтобы резко изменить ситуацию, необходимо создать общий благоприятный деловой климат, который требует использования комплексных мер.
Методология исследования
В качестве методологии исследования автор выбрал дедуктивный подход, который включает в себя заключение путем перехода от общего к конкретному, путем создания теоретической основы на основе информации, собранной из доступных источников. Данный подход является наиболее подходящим, так как имеется разнообразная литература по этой теме. Поскольку тема развития малых и средних предприятий является одной из наиболее обсуждаемых тем в экономике, нет недостатка в подходящей литературе.
В качестве основы для этого исследования будут использоваться как первичные, так и вторичные данные. Вторичные данные для исследования состоят из научных работ, публикаций российских и зарубежных авторов, книг, статей, руководств, законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в отношении мер поддержки МСП. Таким образом, данные будут собраны и проанализированы для того, чтобы сформировать основу исследования, предоставив теоретическую основу изучаемых понятий. Первичные данные будут использованы для достижения целей исследования и ответа на вопросы исследования. Первичные исследования могут проводиться по-разному: в форме экспериментов, исследований, испытаний, интервью и опросов. Тип анализа, впоследствии применяемый к полученным исходным данным, может быть, как качественным, так и количественным. Качественный метод характеризуется стремлением к более глубокому пониманию причин проблем, он фокусируется не на статистике, а на причинах действий, эмоций и поведения. Что касается количественного метода, он интерпретирует полученные данные с использованием статистического анализа. К методам количественного подхода относятся, например, вопросники и опросы. Данные анализируются путем создания графиков, сравнительных таблиц, диаграмм и статистики. Этот подход позволяет сосредоточиться на отношениях между переменными и тенденциями.
Поскольку малые и средние предприятия измеряются в зависимости от размера и уровня развития в конкретной стране, определение МСП варьируется от страны к стране. Это одна из основных причин того, что исследования и анализ МСБ влекут за собой серьезные препятствия. Несмотря на дискуссию о том, выгодны ли МСП по сравнению с многонациональными корпорациями, нельзя отрицать, что МСП стимулируют устойчивый рост и позитивно влияет на экономику отдельных стран и мировой экономики. Кроме того, МСП играют центральную роль в усилиях по обеспечению более широкого круга вопросов. Они создают возможности для повышения мобильности в обществе, позволяя обездоленным или маргинализованным группам, включая молодежь, женщин, пенсионеров, мигрантов и меньшинств, активно участвовать в производительности страны. Например, в рамках своих усилий по увеличению участия МСП в макроэкономике с 20 до 35 процентов к 2030 году правительство Саудовской Аравии объявило, что четыре из 10 стартапов, запущенных в 2017 году, принадлежат женщинам.
Исходя из указанных факторов, в России, и в частности в Республике Татарстан, со второй половины 2000-х годов осуществляется активная государственная политика, которая направлена на обеспечение устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Однако, цель еще не достигнута, и этот факт актуализирует проблему совершенствования мер государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
В данной работе были отмечены теоретические основы малого и среднего предпринимательства, проведен анализ степени влияния государственных мер поддержки бизнеса на экономическое развитие стран, анализ степени влияния государственных мер поддержки бизнеса на экономическое развитие Республики Татарстан и кластерный анализ регионов Приволжского федерального округа. На основании исследований можно предположить следующие выводы.
В соответствии с многочисленными международными исследованиями, касающихся влияния деятельности малых предприятий на экономику государства, можно утверждать, что малый бизнес играет важную роль в обеспечении устойчивого экономического роста любой страны. Этот рост заключается в росте эффективности производства, рынка необходимых товаров и услуг, а также улучшение уровня жизни, не только в России, но и в странах с развитой экономикой. Малые предприятия не могут генерировать столько денег, сколько крупные корпорации, однако они являются одним из важнейших компонентов экономической системы и вносят большой вклад в местную экономику. Малые предприятия создают новые возможности для трудоустройства и являются основной опорой крупнейших корпораций.
Развитие малого и среднего бизнеса России в последние годы поражает. Это подтверждает международный рейтинг Doing Business, в котором Россия за последние 9 лет поднялась на 85 строчек. В целях поддержки развития малого бизнеса Правительством Российской Федерации установлены специальные программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Поддержка МСП в Республике Татарстан представляет собой набор программ, которые включают в себя финансовую, информационно-консультационную, инновационную и имущественную поддержку.
В третьей главе данной диссертационной работы выявлено, что на развитие социально-экономических показателей страны в наибольшей степени влияют финансовые и имущественные инструменты поддержки. В целях верификации был проведен корреляционный анализ Республики Татарстан, который показал, что финансовые механизмы поддержки малого и среднего бизнеса в наибольшей степени оказывают влияние на социально¬экономические показатели Республики Татарстан. Данный вывод подтверждает гипотезу Н1, что государственные льготы и субсидии создают основу для развития сектора МСП.
Также, в 3 разделе был проведен кластерный анализ регионов ПФО по уровню предпринимательского климата. В результате анализа каждой группе регионов были даны рекомендации.
На основе аналитического отчета Совета по предпринимательству Республики Татарстан проанализированы основные проблемы предпринимательства Республики Татарстан. На основе этого анализы были сделаны следующие выводы:
- основными проблемами в развитии МСП являются бюрократия, недостаточное финансирование, плохая инфраструктура и нехватка квалифицированного персонала.
- существует широкий спектр эффективных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Однако уровень осведомленности и / или доверия к этим программам отрицательно сказывается на их влиянии на развитие сектора МСП.
Обобщенный опыт развитых стран в сфере государственного регулирования малого и среднего бизнеса показывает насколько важную роль играет своевременное формирование государственных институтов и экономических механизмов, способствующих снижению административного воздействия на бизнес, ориентирующихся на создание оптимальных условий для наиболее перспективных и общественно значимых направлений предпринимательства.
Компетентная реализация государственной политики по поддержки малого и среднего предпринимательства, направленная на устранение негативных факторов, может положительно повлиять на динамику социально-экономического развития Республики Татарстан в ближайшем будущее.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013).
2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.1995 № 88-ФЗ.
3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.06.2013 № 44-ФЗ.
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 29.06.2015).
5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" от 29.03.2013 № 467-р.
6. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) <Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года> (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года".
7. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 П44-ФЗ (последняя редакция).
8. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 П223-ФЗ (последняя редакция).
9. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года» от 19.02.2015 № 74.
10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» от 31.03.2014 № N 476-р.
11. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» 18 июля 2015 года N 1400-р.
12. Постановление Правительства РФ «О распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» от от 7 марта 2016 года N 389-р (с изменениями на 29 июня 2016 года).
13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении распределения
субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы
Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", предоставляемых в 2017 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» от от 28 января 2017 года N 129-р.
14. Закон Республики Татарстан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» от 21.01.2010 № 7-ЗРТ (с изменениями на: 19.11.2016).
15. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "Об
утверждении государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы" от 31 октября 2013 г. N 823.
16. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2017 годы».
17. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2018-2020 годы».
18. Указ Президента Республики Татарстан от 11 октября 2012 года №УП- 871 Вопросы осуществления государственного регулирования в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан" (с изменениями и дополнениями).
19. Amoros, J. E., Bosma, N. (2014). Global Entrpepreneurship Monitor 2013 Global Report. Global Entrepreneurship Research Association GERA, London.
20. Berisha G., Pula J. S. Defining Small and Medium Enterprises: a critical review // Academic Journal of Business, Administration, Law and Social Sciences. 2015. №1. С. 17 - 28.
21. Corporate and Individual Tax Data. Small Business Taxes & Management, 1998-2013, A/N Group, Inc. P 12-18.
22. European Commission (2003, May) Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises (2003/361/EC). Official Journal of the European Union, 5(20), p.36
23. Garrison R., Kirzner I., Hayek, Fridrich August von // New Palgrave. L., 1989.-P.611.
24. Hansen Niles M. Unbalanced growth and regional development//
Economic Inquiry, Volume 4, Issue 1, pages 3-14, September 1965.
25. Mbroh, J. and Attom, B. (2011), Accounting and conytol systems practiced by small and micro enterprise owners within the Cape Coast metropolitan area of Ghana, Asian journal of business and management sciences, vol. 1 no. 9 (28-47)
26. McConnell K. R., to Br S.L. Ekonomiks: principles, problems and policy. In 2
t.: The lane with English. T 1. - M.: Republic, 1999. - P. 399.
27. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и
культуры.- М., 1991. - 107 с.
28. Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2014. №4. С. 51.
29. Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2014. №4. С. 51-55.
30. Большаков А.С. Основы бизнеса: Учебное пособие / А.С Большаков// Сыктывкар: СЛИ, 2013. 148 с.
31. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990 - С. 189.
32. Виленский А.В. Стимулирование развития малого предпринимательства США // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 34. С. 22.
33. Денежное хозяйство предприятий / Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Ю. Казака, О.Б. Веретенниковой. Екатеринбург: АМБ, 2006. - с. 464.
34. Друкер П. «Инновации и предпринимательство: практика и принципы» - М.: 46. Дело, 2002 - С.81-83.
35. Заболоцкая В.В. Государственная финансовая поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства за рубежом // Финансы и кредит. 2015. №28. С.31-43.
36.Заболоцкая В.В., Хут Н.А. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом. СПб.:Изд. дом «Хорс», 2015.
37. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т. 2. С. 135-432.
38. Костинский В. С. специфика государственного регулирования
деятельности предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. 2011. - №3С. 64-65.
39. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник для высш. учеб. Заведений // ИНФРА- М, 2013.
40. Маркс К, Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. М.: Госуд. изд-во полит, лит., 1955. Т. 4. С. 419-459.
41. Михайлова Е. А. Современное состояние малого бизнеса в России / Е. А. Михайлова // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. - 2015. - №5. - С. 35-36.
42. Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. - М.: Дело, 2003. - 360 с.
43. Перечнева И., Анализ инвестиционной активности бизнеса // Эксперт - Урал.- 2012. - № 48.- с. 22-23.
44. Потехина Д.В. Малый и средний бизнес в России и за рубежом // Постулат. 2017. №6. С. 18-26.
45. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. -684 с.
46. Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии // Сэй Ж.Б., Бастиа Ф. Трактат по политической экономии / Ж.Б. Сэй; Экономические софизмы. Экономические гармонии / Ф. Бастиа / Сост., вступ. статья, коммент. М.К. Бункина, A.M. Семенов. М.: Дело, 2000. 232 с.
47. Тимофеева А. А. История предпринимательства в России. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011.
48. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития //
Молодой ученый. 2016. №4. С. 177-181.
49. Шумпетер Йозеф «Теория экономического развития; Исследование прибыли, капитала, кредита и бизнес-цикла»/ пер. с нем. - М.: 59. Директ Медиа, 2007 - С. 56-57.
50. Analysis of the experience of public policy to support small and medium¬sized businesses in Japan. URL: www.roskazna.ru/mezhdunarodnoe-
sotrudnichestvo/doc/Japan-Saul.doc (дата обращения 27.02.2018)
51. Deloitte. Digital banking for small and medium-sized enterprises. URL: https: //www2. deloitte. com/content/dam/Deloitte/sg/Documents/financial-services/sea-fsi-digital-banking-small-medium-enterprises-noexp.pdf (дата обращения 23.04.2018)
52. Encyclopedia of Japan from A to Z. URL:
http://www.j apantoday.ru/entsiklopediya-yaponii-ot-a-do-ya/malyy-biznes.html (дата обращения 28.02.2018)
53.India Index Services and Product Limited. NIFTY SNE EMERGE
Whitepaper.
URL: https://www.nseindia.com/content/indices/NIFTY_SME_Index_Whitepaper.pdf (дата обращения 23.04.2018)
54. Magazine. The dollar business. URL:
https://www.thedollarbusiness.com/magazine/are-india-s-msmes-on-a-road-to-nowhere-/45614 (дата обращения 23.04.2018)
55. Taxation in Japan 2014. KPMG. URL:
https://www.kpmg.com/Jp/en/knowledge/article/research-report/Documents/taxation-in-japan-201410.pdf (дата обращения
27.02.2018)
56. Анализ развития малого бизнеса в Китае. URL:
https://www.scienceforum.ru/2014/365/5836.html (дата обращения
21.02.2018)
57. Аналитический отчет. Индекс делового климата в районах Республики
Татарстан, 2017 URL: http://sovet.tatarstan.ru/upload/iblock/57d/Indeks_Delovogo_Klimata_2017_s _posl.pdf (дата обращения 3.05.2018)
58. Аналитический отчет: Индекс делового климата в районах Республики
Татарстан. URL: http://sovet.tatarstan.ru/upload/iblock/57d/
IndeksDelovogoKlimata2017sposl.pdf (дата обращения 12.04.2018)
59. Бизнес в Сингапуре. URL: http://lookbusiness.ru/biznes-po-singapurski(дата обращения 18.02.2018)
60. Всемирный банк: Методология проекта «Ведение бизнеса». URL:
http://russian.doingbusiness.org/methodology, свободный (Дата обращения: 12.04.2018)
61. Всемирный банк: О проекте «Ведение бизнеса». URL:
http://russian.doingbusiness.org/about-us, свободный (Дата обращения: 12.04.2018)
62. Департамент развития предпринимательства / Сайт Министерства
экономики РТ. URL:
http://mert.tatarstan.ru/structure.htm?department_id=64681 (дата обращения 7.02.2018)
63. Департамент развития предпринимательства / Сайт Министерства
экономики РТ. URL:
http://mert.tatarstan.ru/structure.htm?department_id=64681 (дата обращения 8.02.2018)
64. Малый и средний бизнес в США. URL:
http://rosinvest.com/acolumn/blog/china/544.html (дата обращения
18.02.2018)
65. Основные тенденции развития малого предпринимательства в
Республике Татарстан. URL: http://izron.ru/regionalnogo-
razvitiya/osnovnye-tendentsii-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-v-respublike-tatarstan/ (дата обращения 3.03.2018)
66.Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан 2014 г. URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_565881.pdf
(дата обращения 05.03.2018)
67.Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан 2015 г. URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_565862.pdf(дата обращения 05. 03.2018)
68.Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан 2016 г. URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_910260.pdf(дата обращения 05. 03.2018)
69.Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан 2017 г. URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/otchet-o-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-2629657.htm (дата обращения 05. 03.2018)
70. Отчет о финансах МСП в Китае в 2013 году. Институт финансов и банковского дела Минтай. URL:
http://pubdocs.worldbank.org/en/973531430846674450/China-SME-Finance(дата обращения 15.03.2018)
71.Отчет-2013.pdf 2. Sham T. (2014). Развитие МСП в Китае. Ежемесячный экономический бюллетень. Сентябрь,2014 URL:
http://www.ocbcwhhk.com/webpages_cms/files/Investment%20Newsletter/English/Investment%20Newsletter_Sep_e(1).pdf (дата обращения
20.03.2018)
72.Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан. URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_461538.pdf (дата обращения 7.02.2018)
73. Поддержка малого бизнеса в Татарстане. URL: https://e-
tiketka.ru/novosti_franchajzinga/privlechenie-deneg/podderjka-malogo-biznesa-v-tatarstane-2016 (дата обращения 3.03.2018)
74. Поддержка малого бизнеса в Татарстане. URL: https://e-
tiketka.ru/novosti_franchajzinga/privlechenie-deneg/podderjka-malogo-biznesa-v-tatarstane-2016 (дата обращения 4.03.2018)
75. Поддержка малого бизнеса в Татарстане. URL: https://e-
tiketka.ru/novosti_franchajzinga/privlechenie-deneg/podderjka-malogo-biznesa-v-tatarstane-2016 (дата обращения 3.03.2018)
76. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации 2018 г. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения 5.05.2018)
77. Татарстан. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD (дата обращения 19.05.2018)
78. Территориальный орган государственной статистики по Республике Татарстан. URL: http://tatstat.gks.ru/
79. Федеральная служба государственной статистики. URL:
http://www.gks.ru/
80. Фонд поддержки предпринимательства. URL: http://fpprt.ru/o-fonde/ (дата обращения 3.03.2018)