Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование организации страхового дела в Российской Федерации

Работа №46560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

страховое право

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
751
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Становление института страхования в России и его правовое регулирование на современном этапе 7
1.1. История становления национального страхового рынка 7
1.2. Источники правового регулирования страхового рынка РФ на
современном этапе 15
Глава 2. Государственное регулирование деятельности субъектов страхового рынка 20
2.1. Участники страховых правоотношений 20
2.2. Внутренний контроль за деятельностью субъектов страхового рынка 23
2.3. Страховой надзор за деятельностью субъектов страхового рынка 28
Глава 3. Возникновение и прекращение деятельности страховых организаций 37
3.1. Государственная регистрация и лицензирование субъектов страхового
дела, ведение единого государственного реестра 37
3.2. Ликвидация страховых организаций 48
3.3 Несостоятельность (банкротство) страховых организаций 55
Заключение 65
Список использованной литературы 67


Одним из важнейших финансовых институтов, насчитывающих многолетнюю историю, является институт страхования. Являясь древнейшей категорией социально — экономических отношений между людьми, страхование всегда выступало неотъемлемой частью производственных отношений. В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об
организации страхового дела в Российской Федерации», под страхованием понимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков . На сегодняшний день страховой рынок является неотъемлемым элементом рыночной экономики, обеспечивающий повышение экономической стабильности общества; повышение социальной защищенности граждан и снижение социальной напряженности в обществе; привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны .
Страхование характеризуется как сфера деятельности, на которую возлагаются функции по обеспечению, в первую очередь, общественных интересов. Страховую деятельность в основном представляют, как институт частного договорного права, тем не менее, ввиду того, что затрагиваются общественные интересы в целом, она подлежит государственному регулированию.
Исследование вопроса правового регулирования организации страхового дела неразрывно связано с изучением таких аспектов как история развития национального страхового рынка, его современное состояние, источники
правового регулирования, правовое положение субъектов страхования, специфика государственного надзора в данной области и т.д. Рассмотрение данных вопросов особенно актуально ввиду необходимости комплексного содействия развития страховой отрасли, превращения ее в стратегически значимый сектор экономики России. Данная цель подчеркивается, в частности, в Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ .
Обзор основных этапов становления страхования как правового института позволит выявить предпосылки и закономерности развития, возможные пробелы, проследить изменения в содержании, формах страховой деятельности. Большое количество различных нормативных актов, регулирующих данную сферу на современном этапе, создает необходимость систематизации источников регулирования, посредством которой возможно уяснение тенденций развития. Большое значение так же имеет изучение положения субъектов страхового рынка, поскольку они являются первичным звеном страхового рынка.
Актуальность изучения данного вопроса связана с тем, что в отечественной практике система государственного регулирования страхового рынка окончательно не сформировалась. Это, в свою очередь, порождает необходимость периодического пересмотра системы государственного регулирования. Так, в связи с созданием мегарегулятора всех финансовых рынков РФ в лице Банка России РФ, в сферу регулирования страхового дела были внесены существенные изменения , без учета которых невозможно освоение механизма функционирования страхования.
Цель данной дипломной работы заключается в исследовании особенностей правового положения субъектов страхового рынка РФ и государственного регулирования данной сферы.
Достижение данной цели, на мой взгляд, возможно посредством выполнения следующих задач:
• обзор истории страхования;
• выявление наиболее правильной периодизации процесса становления российского страхового рынка;
• ознакомление с нормативно —правовыми актами, регулирующими указанную сферу деятельности; их систематизация;
• формулирование общего представления о субъектах страхового рынка, их видах;
• исследование системы органов государственного регулирования деятельности субъектов страхового рынка;
• ознакомление и выявление специфики государственного надзора;
• выявление особенностей и проблематики процесса создания страховых организаций, их лицензирования, а также процесса прекращения деятельности;
• изучение института банкротства страховых организаций.
Цели и задачи дипломного исследования обусловили его содержание. Работа структурно состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Во введении определены теоретическая и практическая значимость работы, актуальность рассматриваемого вопроса, объект, предмет, цель и задачи, методы исследования.
В первой главе представлен анализ исторического развития страхового рынка, его регулирования и системы источников правового регулирования на современном этапе.
Вторая глава посвящена рассмотрению участников страхового рынка, контролю и надзору за субъектами страхового рынка.
5
В третьей главе подробно освещены вопросы возникновения и прекращения деятельности страховых организаций, в том числе вопросы, связанные с их банкротством.
В заключении подведены итоги исследования, сформированы окончательные выводы по рассмотренной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной работы состояла в том, что дать характеристику правового регулирования организации страхового дела в Российской Федерации. Для достижения цели был поставлен ряд задач, в ходе решения которых мы пришли к следующим выводам.
Страхование в России имеет длительную историю. Введение же современного страхования было обусловлено подписанием Манифеста от 28 июня 1786 г. «Об учреждении Государственного заёмного банка». Первое страховое от огня общество появилось лишь в середине 19 века. Но уже к концу 19 века количество страховых компаний значительно возросло, они стали неотъемлемой частью российской экономики. В этот же период создается первый орган страхового надзора Российской империи, когда в структуре Министерства внутренних дел в составе хозяйственного департамента был учрежден особый страховой отдел и при нём — страховой комитет. В СССР была установлена государственная монополия на страхование. В 1990 —х гг. в связи с экономическими, политическими, социальными преобразованиями началось возрождение национального рынка страхования, этот процесс продолжается до сих пор.
27 ноября 1992 г. был принят Закон Российской Федерации №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который заложил законодательную базу правового регулирования национального рынка страховых услуг. Наряду с данным актом, страховая деятельность регулируется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России.
Закон закрепляет печень субъектов страхового дела, к которым относятся страховщики и страховые брокеры. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, а сведения о них внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Субъекты страхового рынка обязаны соблюдать требования страхового законодательства; представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о
своем финансовом положении; исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний и др. Также, в целях обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности, страховщики обязаны организовать систему внутреннего контроля. Внутренний контроль - это своего рода самоконтроль, он осуществляется работниками и структурными подразделениями страховщика в соответствии с полномочиями,
определенными внутренними организационно—распорядительными документами страховщика.
Внешний, государственный контроль осуществляется с помощью страхового надзора, который передан Центральному Банку РФ. Страховой надзор осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и основных интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. В настоящий момент страховой надзор находится на стадии реформирования, которая предполагает переход к пруденциальной модели надзора, основанного на риск — ориентированном подходе.
Прекращение деятельности страховщиков связано с отзывом лицензии, который может носить как добровольный, так и принудительный характер.
В заключении, можно отметить, что страхование в России занимает важное положение уже на протяжении многих веков. Являясь одним из ключевых финансовых институтов, рынок страхования нуждается в постоянном развитии, создании благоприятных условий для деятельности страховых организаций.



1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2 -ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. —N 31. — Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) / Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51 —ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994.
— № 32. — Ст. 3301.
3. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015 —1 (ред. от 03.07.2016) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. —1993 г. — N 6.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 23.07.2013 N 234 - ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. — 2013. — N 163.
5. Федеральный закон от 02.11.2013 N 293-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. — 2013.
— №6225 (249).
6. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — N 19. — Ст. 2716.
7. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. — 2011. — N 153 —154.
8. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. — 2002. — N 127.
9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. — 2001.
— №2859.
10. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. — 1999. — N 139.
11. Федеральный Закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» //
Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — N 22. — Ст.
2562.
12. Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — N 30 (Часть I). — Ст. 4084.
13. Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Российская газета. — 2013. - N 166.
14. Федеральный Закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно—исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» //Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1998 г. — N 13. — Ст. 1474.
15. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ «О взаимном страховании» // Российская газета. — 2007. — №4534.
16. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. — 2010. — №5353 (274).
17. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. — 2002. — N 209 —210.
18. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. — 2001. — N 151.
19. Указ Президента Российской Федерации от 29.11.1996 г. №1611 «О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №50. — Ст. 5625.
20. Указ Президента РФ от 04.03.2011 N 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // Российская газета. — 2011. — N 51.
21. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. — 2004. —
N 50. - 13 марта.
22. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. — 2017. — N 20. — Ст. 2902.
23. Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. N 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» // Российская газета. - 1994. — N 68.
24. Постановление Правительства РФ от 01.10.1998 N 1139 «Об Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 — 2000 годах» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 40. — Ст. 4968.
25. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 19.04.1993 № 353 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993. — N 17. — Ст. 1464.
26. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 N 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. —2013. — N 31. —Ст. 4255.
27. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002 N 1361-р «О Концепции развития страхования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 39. — Ст. 3852.
28. «Положение о представителе конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией» (утв. решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 14.09.2017, протокол N 113, раздел IV) // СПС КонсультантПлюс.
29. «Положение о Комитете финансового надзора Банка России» (утв. решением Совета директоров Банка России от 30.08.2013, протокол N 18) (ред. от 20.01.2017) // Вестник Банка России. —2013. — N 49.
30. «Положение о кураторах страховых организаций» (утв. Банком России
22.12.2014 N 447-П) // Вестник Банка России. — 2015. — N 44.
31. Приказ Банка России «Об отзыве лицензий на осуществление страхования
общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Инвест — Полис» [Электронный ресурс].— URL: https://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/142687fileIdM59 (дата обращения:
10.02.2018).
32. Проект «Концепции организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций» по состоянию на 23.08.2016 (подготовлен Банком России) (не подписан) // СПС КонсультантПлюс
33. Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и
требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. —2012. —
N 44.
34. Приказ Минфина РФ от 08.02.2011 N 13н (ред. от 08.02.2012) «Об утверждении Порядка принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями» // Российская газета. — 2011. — №87.
35. Информационное письмо Банка России от 25.09.2013 «О публикации решений Банка России об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев» // СПС КонсультантПлюс.
36. Информация Банка России от 20 января 2014 г. «О регистрации приказа «Об осуществлении функций по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства системно значимыми страховыми организациями» // Вестник Банка России. — 2014. — №10.
37. Указание Банка России от 23.04.2014 N 3238-У «Об установлении формы бланка лицензии на осуществление страховой деятельности» // Вестник Банка России. — 2014. — N 47.
38. Инструкция Банка России от 24.04.2014 № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)// Вестник Банка России. — 2014. — № 68.
39. Указание Банка России от 10.07.2014 N 3316-У «О требованиях к заявлению, сведениям, документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, а также об установлении их типовых форм» // Вестник Банка России. — 2014. — N 96.
40. Указание Банка России от 22.07.2014 N 3335-У «О порядке и сроках уведомления страховой организацией Банка России о видах страхования, которые она намерена осуществлять в рамках соответствующего вида деятельности» // Вестник Банка России. — 2014. — N 83.
41. Инструкция Банка России от 01.09.2014 № 156-И «Об организации
инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций»// Вестник Банка России. — 2014. — № 80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ