ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятия гражданской правосубъектности и публичные образования как ее насители 5
1.1 Понятия гражданской правосубъектности 5
1.2 Публичное образование как носитель гражданской правосубъектности 9
ГЛАВА 2. Особенности реализации гражданской правосубъектности публичных образований 18
2.1 Специальная правоспособность публичных образований 18
2.2 Органы государственной и муниципальной власти, должностные лица как носители правосубъектности. Особенности правомочий 23
2.3 Гражданско правовая ответственность как проявление правосубъектности публичных образований 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
Актуальность выбранной темы. В Гражданском кодексе РФ ( далее ГК РФ) такие коллективные субъекты права, как публично-правовые образования, позиционируются в качестве особых субъектов гражданского права (ст. ст. 124 и 125 ГК РФ). Они обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью, а органы публичной власти и их должностные лица выступают в гражданских правоотношениях наряду с физическими и юридическими лицами, но в отличие от них имеют и публично-правовой статус.
Общность природы всех публичных субъектов гражданского права зиждется на едином источнике их властно-распорядительных полномочий, ибо в ст. 3 Конституции РФ провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Через эти же органы публичной власти реализуют свою гражданскую правосубъектность публично-правовые образования. Таким образом, один и тот же субъект (орган публичной власти) соединяет в себе качества участника и публично-правовых, и частноправовых отношений.
При этом вопросы правосубъектности публичных образований, и в том числе органов государственной власти в ГК РФ однозначным образом не решены.
Несмотря на наблюдаемый в последнее время интерес к указанной проблематике со стороны как цивилистов, так и специалистов в сфере конституционного, муниципального, административного, финансового, бюджетного и налогового права данные вопросы на сегодняшний день не решены. Помимо этого представляет серьезную теоретическую и практическую проблему порядок определения характера и механизма привлечения публичных субъектов к ответственности.
На основании изложенного, выбранная тема имеет важное теоретическое и практическое значение.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе участи публичных образований в гражданских правоотношениях.
Предмет работы составляют нормы гражданского законодательства, регламентирующие участие публичных образований в гражданских правоотношениях, научная и специальная литература по теме исследования, материалы судебной практики.
Целью работы является комплексное исследование правосубъектности публичны образований.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие гражданской правосубъектности;
- охарактеризовать публичное образование как носителя гражданской правосубъектности;
- изучить специальную правоспособность публичных образований;
- раскрыть органы государственной и муниципальной власти, должностные лица как носителей правосубъектности и особенности их правомочий;
- проанализировать гражданско правовую ответственность как проявление правосубъектности публичных образований.
Методы работы. В ходе работы применялись такие методы, как диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза и другие.
Теоретическая основа работы. В работе использовались труды таких авторов, как С.А. Алехина, М.И. Брагинского, К.Н. Васильевой, В.В. Груздева, Е.С. Донецкова, М.А. Егоровой, И.Е. Кабанова и других.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Правосубъектность - это целостность воли субъекта как социального содержания и правоспособности или дееспособности как правовой формы. Другими словами, гражданская правосубъектность - это волевая способность лиц и их коллективных групп, облачаемая в правовую форму , то есть способность проявлять законную волю в сфере правоотношений признается в рамках гражданского права верховенством права.
Публично-правовое образование - это государственное или муниципальное образование, наделенное публичными властными полномочиями и выступающее в гражданском обороте в качестве особого субъекта. Отсутствие точного законодательного определения понятия публично-правового образования применительно к гражданско-правовым отношениям затрудняет определение правового статуса этих субъектов в области частного права. Концепция публично-правового образования как участника гражданских отношений требует пересмотра на основе отнесения последнего к юридическим лицам публичного права.
Государство, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обладают специальной функциональной правоспособностью, что означает, что они не могут иметь собственных (частных) интересов и выступают от имени соответствующего публично-правового образования, осуществляя публичные функции, в частности вправе совершать только те действия, которые регламентированы законодательством.
Гражданская правосубъектность органов государственной власти, муниципальных органов отличается от гражданской правосубъектности государства, субъектов Федерации и местного самоуправления. Органы государственной власти являются носителями гражданских прав и обязанностей только в сфере осуществления хозяйственной деятельности данных учреждений. Гражданская правосубъектость Российской Федерации связана с выполнением ее публичного предназначения.
Субъектами гражданско-правовой ответственности выступают исключительно публично-правовые образования, видами которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Однако поскольку сами публично-правовые образования непосредственно не участвуют в общественных отношениях, то в зависимости от действующих от их имени лиц можно выделить ответственность публичных субъектов, возникающих в результате деятельности органов (и должностных лиц) законодательной власти, органов (и должностных лиц) исполнительной власти, органов (и должностных лиц) судебной власти, иных органов публичной власти (например, прокуратуры), лиц, которым публично-властные полномочия переданы соответствующим субъектом.
В ходе работы было установлено, что вопросы гражданской правосубъектности публично-правовых образований имеют правовую неопределенность, в частности гражданской правосубъектности органов государственной и муниципальной власти, что влечет за собой проблемы в правоприменительной практике и является объективной предпосылкой совершенствования законодательства в этой части.
Предлагается принять специальный федеральный закон, регламентирующий правовой статус органов государственной власти, а также дополнение ст. 49 ГК РФ оговоркой, аналогичной по содержанию ч. 5 указанной гражданско-правовой нормы, согласно которой положения гражданского законодательства о юридических лицах будут применяться к органам государственной власти постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом.
Думается, предложенные изменения законодательства не только позволят разрешить существующие правовые коллизии, но и обеспечат определенность гражданской правосубъектности органов государственной власти и складывающихся с их участием гражданских правоотношений.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 27 (Часть I). – Ст. 4169.
4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431
5. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 24.10.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42. Ст. 4108
6. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 14.09.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации.2012. № 22. Ст. 2754.
7. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 ( в ред. 28.08.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 3. Ст. 3258.
8. Вопросы Министерства обороны Российской Федерации: указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 ( в ред. 26.01.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации.2004. № 34. Ст. 3538.
Научная и специальная литература
9. Алехина С.А. К вопросу о правоспособности публично-правовых образований в административном судопроизводстве [Текст] / С.А. Алехина // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2016. – № 5. – С. 3 - 10.
10. Авачева М.Е. Специфика гражданской правосубъектности публично-правовых образований [Текст] // В сборнике: Развитие молодежной юридической науки в современном мире Сборник научных трудов по материалам XI Международной научной конференции. Ответственные редакторы О.В. Белянская, Н.С. Ельцов. 2017. С. 170-174.
11. Алферов В.В. Законодательное обеспечение участия публичного образования в отношениях, регулируемых гражданским правом [Текст] // Право и экономика. 2018. № 11. С. 13 - 19.
12. Болдырев В.А. О «юридических лицах» публичного права [Текст] // Журнал российского права. 2008. № 11. С. 130 -135.
13. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая [Текст]: Общие положения / М.И. Брагинский. – М.: Статут, 2012. – С. 288.
14. Васильева К.Н. Гражданская правоспособность государства [Текст] / К.Н. Васильева // Субъекты гражданского права / отв. ред. Т.Е. Абова. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 2014. – С. 30.
15. Витушко В.А. Проблемы определения правового статуса государства как субъекта гражданского права [Текст] // Актуальные проблемы гражданского права. 2015. № 1 (5). С. 27-76.
16. Гаджиев Г.А., Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Мау В.А. и др. Конституционная экономика [Текст] / Отв. ред. Г.А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2014. С. 54.
17. Гражданское право. Т. 1 [Текст]: Общая часть / отв. ред. Е.А. Суханов. С. 377.
18. Гражданское право [Текст]: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2018. – С.210.
19. Гражданское право [Текст]: учебник: в 3 т. Т. 1 / Н.Н. Агафонова, С.В. Артеменков, В.В. Безбах [и др.]; отв. ред. В.П. Мозолин. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – С. 244.
20. Гражданское право [Текст]: учебник: в 4 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Юрист, 2016. – С. 376.
21. Гражданское право[Текст]: учебник / под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 2015. – С. 171.
22. Груздев В.В. Волевая природа юридического лица [Текст] / В.В. Груздев // Юрист. – 2013. – № 16. – С. 27 – 30.
23. Груздев В.В. О сущности гражданской правосубъектности [Текст] / В.В. Груздев // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 2. – С. 113 - 121.
24. Донецков Е.С. Антиконкурентные сделки в отношении государственного и муниципального имущества [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2016. С. 100.
25. Дуканов С.С. Гражданско-правовое регулирование прекращения юридических лиц в Российской Федерации [Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 21 - 22.
26. Дурнева П.Н., Станкевич Г.В. Особенности договорной и деликтной ответственности публично-правовых образований по гражданскому праву России [Текст] // Юридический мир. 2016. № 10. С. 23-27.
27. Есенова В.П. Специальный деликт: некоторые особенности правовой природы и механизма правового регулирования [Текст] // Юрист. 2013. № 10. С. 4 -10.
28. Егорова М.А. Концепция реализации способов прекращения гражданско-правовых обязательств [Текст]: дис. ... д-ра юрид. наук. – М.: МГУ, 2013. – С. 113.
29. Кабанова И.Е. Гражданско-правовая ответственность публичных субъектов: вопросы теории и практики [Текст]: монография / отв. ред. М.А. Егорова. – М.: Юстицинформ, 2018. –.С.54.
30. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) [Текст] / под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2016. – С. 293.
31. Корпоративное право [Текст]: учебный курс: в 2 т. / Е.Г. Афанасьева, В.А. Вайпан, А.В. Габов и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. – М.: Статут, 2018. – С.243.
32. Калинина В.Р. Вопросы гражданской правоспособности публично-правовых образований [Текст] // В сборнике: Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 85-87.
33. Мочалов С.Ю. Некоторые правовые проблемы участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях [Текст] // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3 (64). С. 89-99.
34. Полич С.Б. Некоторые особенности правосубъектности лиц - участников гражданских и семейных отношений [Текст] / С.Б. Полич // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. – № 4. – С. 664 - 684.
35. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / Под ред. И.И. Кучерова. М., 2016. С. 231.
36. Рекомендации VIII Ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора С.Н. Братуся «Юридическая ответственность: современные вызовы и решения» [Текст] // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 52 – 58.
37. Рой А.А. Особенности гражданской правоспособности публично-правовых образований [Текст] // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 5 (112). С. 96-99.
38. Российское гражданское право [Текст]: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Проспект, 2017. – С. 134 – 135.
39. Смородинов М.В. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук. – Волгоград, 2013. – С. 28
40. Сойфер Т.В. Некоммерческие организации: проблемы гражданской правосубъектности [Текст] / Т.В. Сойфер // Журнал российского права. – 2018. – № 1. – С. 30 - 39.
41. Сюбарева И.Ф. Гражданская правосубъектность образовательных организаций [Текст] / И.Ф. Сюбарева // Гражданское право. – 2018. – № 2. – С. 3 - 5.
42. Хабриева Т.Я. Современные подходы к классификации юридических лиц. К 90-летнему юбилею В.Е. Чиркина [Текст] // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 14.
43. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права[Текст] // Журнал российского права. 2005. № 5. С.32-37.
44. Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Юридические лица и субъекты публичного права: в поисках правового баланса [Текст] // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 125 - 140.
Материалы судебной практики
45. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Центральная телекоммуникационная компания» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 № 297-О [Электронный ресурс]. – URL:http://base.consultant.ru. – 18.06.2019.
46. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона «О переводном и простом векселе: определение Конституционного суда РФ от 4 декабря 1997 г. №139-О [Электронный ресурс]. – URL:http://base.consultant.ru. – 18.06.2019.
47. По запросу Администрации Московской области о проверке конституционности части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации: определение Конституционного суда РФ от 1 октября 1998 г. № 168-О [Электронный ресурс]. – URL:http://base.consultant.ru. – 18.06.2019.
48. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти» в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО «Хабаровскэнерго»: постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 8-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3199.
49. О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 № 57 [Электронный ресурс]. – URL:http://base.consultant.ru. – 18.06.2019.
50. Решение АС Ульяновской области от 05 марта 2019 года А72-21003/2018 [Электронный ресурс]. – http://docs.pravo.ru/ дата обращения 25.06.2019 г.
51. Определение от 05 марта 2019 года По делу № 33-1801/2019 Принято Ставропольским краевым судом [Электронный ресурс]. – http://docs.pravo.ru/ дата обращения 25.06.2019 г.
52. Решение от 24 апреля 2019 года по делу № 2-189/2019 Принято Николаевский-на-Амуре городским судом (Хабаровский край) [Электронный ресурс]. – http://docs.pravo.ru/ дата обращения 25.06.2019 г.
53. Решение от 13 мая 2019 года По делу № 2-2481/2019 Принято Советским районным судом г. Липецка (Липецкая область) [Электронный ресурс]. – http://docs.pravo.ru/ дата обращения 25.06.2019 г.