Гражданская правосубъектость публичных образований (Камчатский Государственный Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятия гражданской правосубъектности и публичные образования как ее насители 5
1.1 Понятия гражданской правосубъектности 5
1.2 Публичное образование как носитель гражданской правосубъектности 9
ГЛАВА 2. Особенности реализации гражданской правосубъектности публичных образований 18
2.1 Специальная правоспособность публичных образований 18
2.2 Органы государственной и муниципальной власти, должностные лица как носители правосубъектности. Особенности правомочий 23
2.3 Гражданско правовая ответственность как проявление правосубъектности публичных образований 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ГЛАВА 1. Понятия гражданской правосубъектности и публичные образования как ее насители 5
1.1 Понятия гражданской правосубъектности 5
1.2 Публичное образование как носитель гражданской правосубъектности 9
ГЛАВА 2. Особенности реализации гражданской правосубъектности публичных образований 18
2.1 Специальная правоспособность публичных образований 18
2.2 Органы государственной и муниципальной власти, должностные лица как носители правосубъектности. Особенности правомочий 23
2.3 Гражданско правовая ответственность как проявление правосубъектности публичных образований 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
Актуальность выбранной темы. В Гражданском кодексе РФ ( далее ГК РФ) такие коллективные субъекты права, как публично-правовые образования, позиционируются в качестве особых субъектов гражданского права (ст. ст. 124 и 125 ГК РФ). Они обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью, а органы публичной власти и их должностные лица выступают в гражданских правоотношениях наряду с физическими и юридическими лицами, но в отличие от них имеют и публично-правовой статус.
Общность природы всех публичных субъектов гражданского права зиждется на едином источнике их властно-распорядительных полномочий, ибо в ст. 3 Конституции РФ провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Через эти же органы публичной власти реализуют свою гражданскую правосубъектность публично-правовые образования. Таким образом, один и тот же субъект (орган публичной власти) соединяет в себе качества участника и публично-правовых, и частноправовых отношений.
При этом вопросы правосубъектности публичных образований, и в том числе органов государственной власти в ГК РФ однозначным образом не решены.
Несмотря на наблюдаемый в последнее время интерес к указанной проблематике со стороны как цивилистов, так и специалистов в сфере конституционного, муниципального, административного, финансового, бюджетного и налогового права данные вопросы на сегодняшний день не решены. Помимо этого представляет серьезную теоретическую и практическую проблему порядок определения характера и механизма привлечения публичных субъектов к ответственности.
На основании изложенного, выбранная тема имеет важное теоретическое и практическое значение.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе участи публичных образований в гражданских правоотношениях.
Предмет работы составляют нормы гражданского законодательства, регламентирующие участие публичных образований в гражданских правоотношениях, научная и специальная литература по теме исследования, материалы судебной практики.
Целью работы является комплексное исследование правосубъектности публичны образований.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие гражданской правосубъектности;
- охарактеризовать публичное образование как носителя гражданской правосубъектности;
- изучить специальную правоспособность публичных образований;
- раскрыть органы государственной и муниципальной власти, должностные лица как носителей правосубъектности и особенности их правомочий;
- проанализировать гражданско правовую ответственность как проявление правосубъектности публичных образований.
Методы работы. В ходе работы применялись такие методы, как диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза и другие.
Теоретическая основа работы. В работе использовались труды таких авторов, как С.А. Алехина, М.И. Брагинского, К.Н. Васильевой, В.В. Груздева, Е.С. Донецкова, М.А. Егоровой, И.Е. Кабанова и других.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Общность природы всех публичных субъектов гражданского права зиждется на едином источнике их властно-распорядительных полномочий, ибо в ст. 3 Конституции РФ провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Через эти же органы публичной власти реализуют свою гражданскую правосубъектность публично-правовые образования. Таким образом, один и тот же субъект (орган публичной власти) соединяет в себе качества участника и публично-правовых, и частноправовых отношений.
При этом вопросы правосубъектности публичных образований, и в том числе органов государственной власти в ГК РФ однозначным образом не решены.
Несмотря на наблюдаемый в последнее время интерес к указанной проблематике со стороны как цивилистов, так и специалистов в сфере конституционного, муниципального, административного, финансового, бюджетного и налогового права данные вопросы на сегодняшний день не решены. Помимо этого представляет серьезную теоретическую и практическую проблему порядок определения характера и механизма привлечения публичных субъектов к ответственности.
На основании изложенного, выбранная тема имеет важное теоретическое и практическое значение.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе участи публичных образований в гражданских правоотношениях.
Предмет работы составляют нормы гражданского законодательства, регламентирующие участие публичных образований в гражданских правоотношениях, научная и специальная литература по теме исследования, материалы судебной практики.
Целью работы является комплексное исследование правосубъектности публичны образований.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие гражданской правосубъектности;
- охарактеризовать публичное образование как носителя гражданской правосубъектности;
- изучить специальную правоспособность публичных образований;
- раскрыть органы государственной и муниципальной власти, должностные лица как носителей правосубъектности и особенности их правомочий;
- проанализировать гражданско правовую ответственность как проявление правосубъектности публичных образований.
Методы работы. В ходе работы применялись такие методы, как диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза и другие.
Теоретическая основа работы. В работе использовались труды таких авторов, как С.А. Алехина, М.И. Брагинского, К.Н. Васильевой, В.В. Груздева, Е.С. Донецкова, М.А. Егоровой, И.Е. Кабанова и других.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Правосубъектность - это целостность воли субъекта как социального содержания и правоспособности или дееспособности как правовой формы. Другими словами, гражданская правосубъектность - это волевая способность лиц и их коллективных групп, облачаемая в правовую форму , то есть способность проявлять законную волю в сфере правоотношений признается в рамках гражданского права верховенством права.
Публично-правовое образование - это государственное или муниципальное образование, наделенное публичными властными полномочиями и выступающее в гражданском обороте в качестве особого субъекта. Отсутствие точного законодательного определения понятия публично-правового образования применительно к гражданско-правовым отношениям затрудняет определение правового статуса этих субъектов в области частного права. Концепция публично-правового образования как участника гражданских отношений требует пересмотра на основе отнесения последнего к юридическим лицам публичного права.
Государство, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обладают специальной функциональной правоспособностью, что означает, что они не могут иметь собственных (частных) интересов и выступают от имени соответствующего публично-правового образования, осуществляя публичные функции, в частности вправе совершать только те действия, которые регламентированы законодательством.
Гражданская правосубъектность органов государственной власти, муниципальных органов отличается от гражданской правосубъектности государства, субъектов Федерации и местного самоуправления. Органы государственной власти являются носителями гражданских прав и обязанностей только в сфере осуществления хозяйственной деятельности данных учреждений. Гражданская правосубъектость Российской Федерации связана с выполнением ее публичного предназначения.
Субъектами гражданско-правовой ответственности выступают исключительно публично-правовые образования, видами которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Однако поскольку сами публично-правовые образования непосредственно не участвуют в общественных отношениях, то в зависимости от действующих от их имени лиц можно выделить ответственность публичных субъектов, возникающих в результате деятельности органов (и должностных лиц) законодательной власти, органов (и должностных лиц) исполнительной власти, органов (и должностных лиц) судебной власти, иных органов публичной власти (например, прокуратуры), лиц, которым публично-властные полномочия переданы соответствующим субъектом.
В ходе работы было установлено, что вопросы гражданской правосубъектности публично-правовых образований имеют правовую неопределенность, в частности гражданской правосубъектности органов государственной и муниципальной власти, что влечет за собой проблемы в правоприменительной практике и является объективной предпосылкой совершенствования законодательства в этой части.
Предлагается принять специальный федеральный закон, регламентирующий правовой статус органов государственной власти, а также дополнение ст. 49 ГК РФ оговоркой, аналогичной по содержанию ч. 5 указанной гражданско-правовой нормы, согласно которой положения гражданского законодательства о юридических лицах будут применяться к органам государственной власти постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом.
Думается, предложенные изменения законодательства не только позволят разрешить существующие правовые коллизии, но и обеспечат определенность гражданской правосубъектности органов государственной власти и складывающихся с их участием гражданских правоотношений.
Публично-правовое образование - это государственное или муниципальное образование, наделенное публичными властными полномочиями и выступающее в гражданском обороте в качестве особого субъекта. Отсутствие точного законодательного определения понятия публично-правового образования применительно к гражданско-правовым отношениям затрудняет определение правового статуса этих субъектов в области частного права. Концепция публично-правового образования как участника гражданских отношений требует пересмотра на основе отнесения последнего к юридическим лицам публичного права.
Государство, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обладают специальной функциональной правоспособностью, что означает, что они не могут иметь собственных (частных) интересов и выступают от имени соответствующего публично-правового образования, осуществляя публичные функции, в частности вправе совершать только те действия, которые регламентированы законодательством.
Гражданская правосубъектность органов государственной власти, муниципальных органов отличается от гражданской правосубъектности государства, субъектов Федерации и местного самоуправления. Органы государственной власти являются носителями гражданских прав и обязанностей только в сфере осуществления хозяйственной деятельности данных учреждений. Гражданская правосубъектость Российской Федерации связана с выполнением ее публичного предназначения.
Субъектами гражданско-правовой ответственности выступают исключительно публично-правовые образования, видами которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Однако поскольку сами публично-правовые образования непосредственно не участвуют в общественных отношениях, то в зависимости от действующих от их имени лиц можно выделить ответственность публичных субъектов, возникающих в результате деятельности органов (и должностных лиц) законодательной власти, органов (и должностных лиц) исполнительной власти, органов (и должностных лиц) судебной власти, иных органов публичной власти (например, прокуратуры), лиц, которым публично-властные полномочия переданы соответствующим субъектом.
В ходе работы было установлено, что вопросы гражданской правосубъектности публично-правовых образований имеют правовую неопределенность, в частности гражданской правосубъектности органов государственной и муниципальной власти, что влечет за собой проблемы в правоприменительной практике и является объективной предпосылкой совершенствования законодательства в этой части.
Предлагается принять специальный федеральный закон, регламентирующий правовой статус органов государственной власти, а также дополнение ст. 49 ГК РФ оговоркой, аналогичной по содержанию ч. 5 указанной гражданско-правовой нормы, согласно которой положения гражданского законодательства о юридических лицах будут применяться к органам государственной власти постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом.
Думается, предложенные изменения законодательства не только позволят разрешить существующие правовые коллизии, но и обеспечат определенность гражданской правосубъектности органов государственной власти и складывающихся с их участием гражданских правоотношений.



