Введение 5
Глава 1. Социально правовые предпосылки ответственности за превышение должностных полномочий 8
§1. Ответственность за превышение должностных полномочий в истории отечественного уголовного законодательства 8
§2. Место состава превышения должностных полномочий в системе преступлений против государственной службы по действующему российскому уголовному законодательству 133
§3. Превышение должностных полномочий по законодательству отдельных зарубежных государств 166
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика составов превышения должностных полномочий 200
§1. Объективные признаки основного состава превышения должностных полномочий 200
§2. Субъективные признаки основного состава превышения должностных полномочий 255
§3. Характеристика квалифицированного и особо квалифицированного составов превышения должностных полномочий 344
§4. Проблемы разграничения состава превышения должностных полномочий и смежных с ним составов преступлений 400
Глава 3. Ответственность и наказание за превышение должностных полномочий по законодательству и в судебной практике 46
§1. Проблемы совершенствование предписаний норм об ответственности за превышение должностных полномочий, закрепленных в Уголовном кодексе РФ
46
§2. Наказание и его применение за превышение должностных полномочий .. 500
Заключение 611
Использованная литература 65
В современных условиях обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации невозможно без повышения эффективности
деятельности правоохранительных органов, разработки и использования
специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и
криминализации общественных отношений.
Одним из основных источников угроз национальной безопасности России
в настоящее время является «сохраняющийся рост преступных посягательств,
направленных против личности, собственности, государственной власти,
общественной и экономической безопасности, а также связанных с
коррупцией»1.
В литературе справедливо отмечается: должностная преступность
составляет «один из элементов социальной коррозии, подтачивающей устои
государственного управления», а превышение должностных полномочий
«является одним из наиболее распространенных и опасных преступлений
против государственной власти, интересов государственной службы и службы
в органах местного самоуправления», повышенная общественная опасность
которого среди прочих должностных преступлений обусловлена
специфическим характером действий должностных лиц, часто носящих
насильственный характер, демонстрирующих вседозволенность власти и
неуважение к правам и законным интересам граждан.
Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»2 Уголовный кодекс дополнен
ч. 4 ст. 303, устанавливающей ответственность за фальсификацию результатов
оперативно-розыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение
оперативно-розыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица,
1 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.
2 Российская газета. 2012. N 278.6
заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения
вреда чести, достоинству и деловой репутации.
Судебная практика по данному составу преступления начинает только
формироваться, несмотря на то, что данная норма действует уже несколько лет.
Рассматривая и изучая различную практику, имеющуюся в средствах
массовой информации, можно сделать вывод, что данная норма вызывает некие
трудности при ее применении.
К примеру, органы следствия деяния подозреваемых (обвиняемых)
квалифицируют, как правило, по совокупности ст. 286 УК РФ и ч. 4 ст. 303 УК
РФ. Суды же либо соглашаются с этой квалификацией, либо исключают
первый или второй состав преступления.
Недостаточное изучение указанных проблем взаимодействии с
практической стороной данного вида отношений подтверждает актуальность
выбранной темы настоящей работы.
Также, последние изменения были внесены Федеральным законом от 29
декабря 2017 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации" Уголовный кодекс дополнен статьями 201.1
"Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного
оборонного заказа" и 285.4 "Злоупотребление должностными полномочиями
при выполнении государственного оборонного заказа".
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные
отношения, связанные с уголовно-правовым противодействием должностным
преступлениям.
Предметом выступают нормы отечественного уголовного
законодательства об ответственности за превышение должностных
полномочий, практика их применения.
Основная цель исследования заключается в формулировании научнообоснованных предложений по совершенствованию положений отечественного7
уголовного законодательства об ответственности за превышение должностных
полномочий.
Исходя из поставленных задач, структурно основная часть работы
состоит из трех глав, в которых рассматриваются поставленные выше вопросы.
Теоретической основой диссертации, послужил ряд учебных пособий и
монографий различных авторов, посвященных исследуемой проблематике.
Эмпирическая база - нормативно-правовые акты РФ, а также материалы
судебной практики.
Методологической основой исследования является диалектический
метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также
специальные методы познания.
Историческое изучение процесса развития нормы о превышении
должностных полномочий свидетельствует о том, что положения УК РФ 1996 г.
соответствуют современному характеру преступности должностных лиц,
однако существуют отдельные моменты регламентации ответственности за
данное преступление, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Отличительная черта должностных преступлений в том, что в своем
большинстве это многообъектные посягательства, т.е. посягательства,
причиняющие различный вред, который влечет опасные последствия.
Равно как и злоупотребление должностными полномочиями, превышение
должностных полномочий, отнесены к должностных преступлениям,
предусмотренным главой 30 УК РФ. В данном
случае предмет правонарушения схож (за исключением случаев должностного
превышения, посягающего также на дополнительный объект в виде жизни либо
здоровья потерпевшего), а субъект данных преступлений схож, по этой
причине отграничение сведений составов правонарушений ведется согласно
объективной и субъективной сторонам состава преступления.
Уголовный закон в главе 30 УК РФ не предусматривает ответственность
государственных служащих за похищение официальных документов, штампов,
печатей, а также за подделку бланков документов. Использование своего
служебного положения - одно из общих признаков должностных и служебных
преступлений, а применительно к ст. 292 УК РФ предполагает свободный
доступ к перечисленным предметам. Если должностное лицо не обладает
доступом к определенным документам, то ему приходится посредством обмана,
хищения, подделывания документов, в том числе и незаконно проникая в
кабинеты других должностных лиц, его действия нужно квалифицировать как
преступления против порядка управления (ст. ст. 325, 327 УК РФ).
Учитывая изложенное, критерии отграничения служебного подлога,
совершенного должностным лицом, от злоупотребления должностными62
полномочиями обусловлены представлением о преступлении, предусмотренном
ст. 292 УК РФ, как специальном виде превышения должностных полномочий.
Служебным подлогом является внесение должностным лицом ложных
сведений в официальный документ, с использованием своего служебного
положения, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей,
когда создание таких юридических последствий не входит в полномочия
виновного. При совершении преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ,
субъект совершает действия (бездействие) в пределах предоставленных ему
полномочий.
Таким образом, преступное деяние, предусмотренное ст. 286 УК РФ,
всегда совершается при исполнении служебных обязанностей. Заключительное
обстоятельство характеризует обстановку превышения должностных
полномочий и гарантирует связь между служебной деятельностью виновного и
действиями, существенно нарушающими интересы гражданина, общества и
государства. В качестве способа должностного превышения выступает явность,
которая присутствует в случаях, когда виновный осознает, что потерпевший
понимает совершенный субъектом выход за пределы предоставленных ему
полномочий. Явность превышения выражается и в том, что при его
квалификации не встает вопрос об оценке обоснованности служебного
поведения, как это происходит при должностном злоупотреблении,
превышение характеризуется очевидным отсутствием у виновного полномочий
на совершение действий, которые повлекли указанные в ст. 286 УК РФ
последствия.
Превышение должностных полномочий не может состоять только в
причинении вреда авторитету государственной власти и службы. Снижение
авторитетности государства совершается в следствие нарушения должностным
превышением определённых прав граждан и общества. Спорные вопросы
квалификации по совокупности со ст. 286 УК РФ посягательств на физическую
неприкосновенность потерпевших, их собственность, права и свободы
физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными63
принципами и нормами международного права, Конституцией Российской
Федерации следует решать с учетом выраженной в санкциях меры
общественной опасности преступлений и ее характера.
Ряд изменений необходимо внести в функционирующее
законодательство по составу преступления, предусмотренного ст.286 УК РФ, а
именно:
1) в целях повышения уровня законодательной техники следует
увеличить содержание межродового объекта превышения должностных
полномочий, указав в названии раздела X УК РФ не только на государственную
власть, но и на органы местного самоуправления, при этом гл. 30 УК изложить
в следующей редакции: «Преступления против нормального
функционирования государственного аппарата и аппарата органов местного
самоуправления»;
2) название ст. 286 УК следует изменить
на наиболее конкретно передающее значение состава: «выход за пределы
должностных полномочий», при этом диспозицию ч. 1 ст. 286 УК с учетом
выявленных нами проблем и предложенных путей решения, а также в целях
минимизации оценочных признаков состава предлагаем изложить в следующей
редакции: «Умышленное совершение должностным лицом действия,
выходящего за пределы предоставленных ему полномочий и повлекшее
причинение крупного ущерба или иное существенное нарушение прав и
законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства».
«Умышленное совершение должностным лицом действия, выходящего за
пределы предоставленных ему полномочий и повлекшее причинение крупного
ущерба или иное существенное нарушение прав и законных интересов граждан
или организаций либо охраняемых законом интересов общества или
государства».
Серьезной проблемой является отсутствие «единообразного понимания
методики сравнения санкций (нужно ли наряду с максимальными пределами64
санкций учитывать их минимальные пределы, а также категории сравниваемых
преступлений, принимать во внимание только основные наказания или также
дополнительные, следует ли учитывать влияние на строгость санкции
ограничений, предусмотренных правилами назначения наказания, и др.)». К
такой ситуации приводит разнообразие способов изложения, а также в ряде
случаев несбалансированность санкций уголовно-правовых норм.
Если говорить о сложившейся практике назначения наказаний, то стоит
отметить, что когда речь не идёт о высокопоставленных лицах, то наиболее
часто присутствует мера наказания в виде штрафа. Скорее всего за превышение
должностных полномочий виновному лицу будет также назначено наказание в
виде лишения его должности, а также права занимать определенные
должности. Каких именно сфер коснётся наказание, решает только суд. На
практике можно сказать, что нарушителю, скорее всего, запретят вести
политическую, экономическую и юридическую деятельность, а также не дадут
право занимать высокопоставленные и просто руководящие должности. В
некоторых случаях по отношению к нарушителю применяются особые санкции
– арест и лишение свободы. При этом чаще всего в действительности виновник
«откупается» штрафом и лишается на определённый срок возможности
занимать какие-то конкретные (обычно руководящие) должности. Ему могут
запретить вести деятельность того или иного типа. Тюремное заключение, как
было сказано выше, тоже предусмотрено, но в реальной жизни оно
накладывается только в самых серьезных ситуациях.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//Российская газета. 1993. 25
декабря. N 237.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ//СЗ РФ. 1996. N 25. Ст.
2954.
3. Федеральный закон от 29.11.2012 N 207-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.12.2012, N 49, ст.
6752.
4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» //
Российская газета. 2009. 19 мая.
Материалы судебной практики
5. Постановление Европейского суда по правам человека от 09.03.2006 //
Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2006. N 11; По делу
Михеева А.Е. (Mikheyev) против Российской Федерации: Постановление
Европейского суда по правам человека от 26 января 2006 г. // Бюллетень
Европейского суда по правам человека. 2006. N 6.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О
судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями
и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда РФ,
N 12, декабрь, 2009.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 (ред. от
30.06.2015) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с66
наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и
ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2006.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от
26.05.2015) «О применении судами законодательства об ответственности за
нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» //
Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, декабрь, 2012.
9. Приговор Булунского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17
февраля 2015 г. (дело N 1-ZH-1/2015) // СПС Консультант Плюс.
10. Приговор Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого
автономного округа от 4 июня 2014 г. (дело N 1-15/2014) // СПС Консультант
Плюс.
11. Приговор Луховицкого районного суда Московской области от 9 июля
2010 г. (дело N 1-114/2010) // СПС Консультант Плюс.
12. Приговор Родниковского районного суда Ивановской области от 12
ноября 2014 г. URL: https://rospravosudie.com/court-rodnikovskij-rajonnyj-sudivanovskaya-oblast-s/act-489426855/.
13. Апелляционное определение Ивановского областного суда от 14 января
2015 г. N 22-15. URL: https://rospravosudie.com/court-ivanovskij-oblastnoj-sudivanovskaya-oblast-s/act-470177664/.
14. Приговор Новгородского районного суда Новгородской области от 12
ноября 2014 г. URL:
http://novgorodski.nvg.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_o
p=doc&number=2077768&delo_id=1540006&new=0&text_number=1&case_id=11
13941.
15. Апелляционное определение Новгородского областного суда от 3 июля
2015 г. N 1-47/15-22-888/15. URL:
http://oblsud.nvg.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc
&number=479965&delo_id=4&new=4&text_number=1&case_id=467692.67
Специальная литература
16. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Новые тенденции уголовно-правовой
политики РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной
направленности // Российская юстиция. 2017. N 5. С. 2 - 4.
17. Авдеев О.Ю. Особенности регламентации признаков субъекта
должностных преступлений в уголовном законодательстве зарубежных стран //
Российский следователь. 2013. N 1. С. 40 - 42.
18. Алексеенко Н.Н. Уголовно-правовая и криминологическая
характеристика преступлений в сфере регистрации незаконных сделок с
землей: Монография. М.: Юрист, 2013. – С. 112.
19. Аснис А. Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в
России / А.Я. Аснис. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2015. - С. 58.
20. Безверхов А. Оценка изменений уголовного законодательства о
служебных нарушениях и практики его применения // Уголовное право. 2010. N
3. С. 13.
21. Борков В.Н. Актуальные проблемы квалификации превышения
должностных полномочий // Уголовное право. 2016. N 4. С. 4 - 8.
22. Борков В.Н. Название главы 30 Уголовного кодекса РФ следует привести
в соответствие с новым определением должностного лица // Современное
право. 2016. N 4. С. 92 - 98.
23. Борков В.Н. Отграничение халатности от умышленных должностных
преступлений // Современное право. 2014. N 10. С. 105 - 109.
24. Бриллиантов А. В. Должностное лицо: организационнораспорядительные функции / А.В. Бриллиантов, П.С. Яни // Законность. – 2010.
- № 6. -С. 11.
25. Быкова Е.Г., Яшков С.А. Превышение должностных полномочий и
фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности: возможна ли
совокупность? // Уголовное право. 2016. N 4. С. 14 - 21.68
26. Григорова К.С. Уголовная ответственность должностных лиц и органов
публичной власти // Российский следователь. 2016. N 19. С. 19 - 22.
27. Егорова Н.А. Новеллы Уголовного кодекса о должностных
преступлениях // Законность. 2016. N 2. С. 34 - 38.
28. Ермолович Я. Вопросы дополнительной квалификации по статьям гл. 16
УК РФ // Уголовное право. 2014. N 5. С. 50 - 52.
29. Ершов В.С., Потемкина А.Т. Регламентация ответственности за
должностные преступления в законодательных актах России первой половины
XIX века // История государства и права. 2014. N 15. С. 31 - 37.
30. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и
квалификация. М., 1975. – С.93.
31. Игнатов А.И. Основы уголовно-правового воздействия М., 2014. – С.84.
32. Иногамова-Хегай Л.В. Концептуальные основы конкуренции уголовноправовых норм: Монография. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2015. С. 31.
33. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации
(постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А.
Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. – С. 129.
34. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 2 т. 2-е
изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. –
С. 318.
35. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научнопрактический, постатейный. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.В. Дьякова,
Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2013. – С. 213.
36. Корчагин А.Г. Сравнительное исследование коррупционных и служебных
преступлений. Владивосток. 2014. - С.15.
37. Кочои С.М. О недостатках квалификации превышения должностных
полномочий (на примере материалов конкретного уголовного дела) //
Адвокатская практика. 2014. N 6. С. 44 - 47.
38. Кругликов Л.Л. О понятии и уголовно-правовой оценке насилия //
Уголовное право. 2015. N 1. С. 72 - 75