МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ ООН: ПРИМЕНИМОСТЬ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Введение 4
Глава I: Понятие, история развития и организационно-правовые механизмы развертывания миротворческих операций ООН 7
1.1 Понятие миротворческой деятельности 7
1.2 История развития миротворческих сил ООН 11
1.2.1 Становление и развитие миротворческого института ООН на
начальном этапе 11
1.2.2 Новый этап в деятельности ООН по поддержанию мира в период
после холодной войны 20
1.2.3 Современный период развития миротворческих сил ООН 27
1.3 Организационно-правовой механизм осуществления миротворческих
операций ООН 29
Глава II: Применимость международного гуманитарного права к миротворческим силам ООН 34
2.1 Миротворческие силы ООН и международное гуманитарное право 34
2.2 Применимость к миротворческим силам ООН Конвенции о безопасности
персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г 35
2.3 Ситуационная сфера применения норм международного гуманитарного
права к миротворческим силам ООН 37
2.4 Применимость к миротворческим силам ООН Бюллетеня Генерального
секретаря ООН 1999 года «Соблюдение силами ООН норм международного гуманитарного права» 46
2.5 Нормы «права Женевы», применимые к миротворческим силам ООН .... 51
2.6 Нормы «права Гааги», применимые к миротворческим силам ООН 55
Глава III: Миротворческие силы ООН и международное право прав человека . 56
3.1 Операции по поддержанию мира и обязательства в области международного права прав человека 56
3.2 Правозащитный компонент современных миротворческих операций ООН 60
Глава IV: Миротворческие силы ООН в условиях постконфликтного
регулирования 66
4.1 Понятие и задачи постконфликтного регулирования 66
4.2 Роль миротворческих сил ООН в установлении безопасности в
постконфликтный период 68
4.3 Миротворческие операции ООН по восстановлению институтов власти и
проведению реформ в различных сферах 73
Заключение 78
Список использованной литературы
С самых ранних веков человечество сталкивалось с различными конфликтами. В ХХ веке ситуация усугубилась: войны были настолько разрушительными и кровопролитными, что представляли угрозу не только странам-участникам, вовлеченным в военные действия, но и всему международному сообществу. Конфликты превратились в один из ведущих факторов и причин нестабильности мира. Государства начали задумываться об объединении своих усилий в стремлении остановить нарастающую угрозу международной безопасности, а именно о создании универсальной международной организации, которая смогла бы осуществлять и принимать меры для урегулирования международных кризисов и конфликтов. Данной организацией стала Организация Объединенных Наций (далее - ООН), созданная 24 октября 1945 года. Уникальный международный характер ООН позволяет принимать решения по важнейшим вопросам и проблемам, в первую очередь по вопросам мира и безопасности, разоружения, чрезвычайных ситуаций, прав человека и т.п.
Для того, чтобы эффективно и своевременно выполнять цели, указанные в статье 1 Устава ООН, ООН в 1948 году расширило свой инструментарий за счет нововведения - операций по поддержанию мира, т.е. миротворческой деятельности. Цель этой деятельности - оказать помощь странам, которые переживают конфликт, в его ликвидации и создании условий для стабилизации мировой обстановки и установления прочного мира. Миротворческая деятельность превратилась в неотъемлемый элемент международных взаимодействий, став одним из приоритетных направлений внешней и внутренней политики многих государств.
Более того, в связи модернизацией и изменением полномочий миротворцев, в том числе в связи с расширением мандата миротворческих миссий, в состав персонала миротворческих операций, помимо военного контингента входят гражданские специалисты, в том числе, группа по вопросам прав человека. Группы по правам человека в соответствии со своим мандатом выполняют задачи, связанные с защитой, развитием и поощрением стандартов в области прав человека, а также эти группы способствуют актуализации проблематики прав человека во всех видах деятельности, осуществляемой в рамках миссии.
С накопленным опытом становилось очевидно, что прекращение боевых действий и вооружённого конфликта не всегда означало немедленное наступление мира. Вооружённый конфликт приводил не только к людским потерям, разрушениям инфраструктуры и экономики, но и к крайне негативным последствиям в социальной, правовой и политической системах государства.
В постконфликтном периоде государства ослаблены, где система власти потерпела значительные изменения и была разрушена. В обществе царил хаос и беспорядок, рос уровень преступности, мирные жители присоединялись к преступным и криминальным группировкам, в поисках защиты своей жизни. Таким образом, миротворческие силы столкнулись с рядом сложных задач. Для восстановления потенциала и легитимности национальных институтов требуется много времени. Однако с неотложными действиями по восстановлению безопасности населения, прав человека и господства права затягивать нельзя. Поэтому миротворческие операции ООН зачастую призваны помочь заполнить этот вакуум.
Учитывая важность и значимость миротворческих операций ООН в деле поддержания мира и безопасности, их реформирование с целью соответствия вызовам времени неоднократно становилось важным пунктом повестки дня в системе органов ООН. Так, доклад Брахими , другие доклады и последовавшие вслед за ними реформы, призванные повысить эффективность миротворческих операций ООН, в той или иной степени затронули и иные вопросы миротворчества. Безусловно, в связи с вопросами применимости к миротворческим силам ООН международного гуманитарного права, международного права прав человека во время вооруженных конфликтов и в постконфликтных ситуациях на практике возникает ряд проблем по применению норм международного права.
Этим обуславливается актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы. Цель данного исследования заключается в установлении развития миротворческих операций и применимости к ним норм международного права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятие миротворческой деятельности;
- выявить нормы международного права, применимых к миротворческим силам;
- дать квалификацию операциям ООН по поддержанию мира;
- выяснить отличия и особенности миротворчества.
Методологической основой данного исследования выступают: общенаучные (исторический, системный, логический, анализа и синтеза) и специально-юридический методы научного познания.
Структура выпускной квалификационной работы, обусловленная целью и задачами, включает в себя введение, четыре главы, объединяющие в себя четырнадцать параграфов, заключение и список литературы.
В заключение, в ситуациях напряжённости, в случае вооружённого конфликта и в постконфликтный период важным инструментом поддержания международного мира и безопасности являются миротворческие операции ООН. Направленность миротворческих операций в разные периоды развития и формирования миротворческих сил была различна. В период холодной войны проводились «традиционные» миссии, которые, как правило, были нацелены на решение военных задач и в основном включали наблюдательные функции. После холодной войны направленность операций по поддержанию мира существенно изменилась: миротворческой деятельности включает в себя не только «традиционные» функции, связанные с наблюдением со стороны добровольцев ООН, но и сложные «многоплановые» задачи и «многофункциональные» операции, участие в которых принимают помимо военного и полицейского персонала, специалисты различного профиля (юристы, наблюдатели в области прав человека, экономисты, администраторы, саперы, гуманитарные работники, и т.п.).
Следует отметить, что положения Конвенции о безопасности персонала ООН разграничивают два случая: персонал ООН находится под защитой Конвенции и не является стороной конфликта; миротворческие силы, развернутые в соответствии с мандатом, аналогичным мандату на применение силы в рамках Главы VII и, следовательно, такой персонал выпадает из сферы применения Конвенции. При утрате защиты Конвенции персонал ООН является законной целью в соответствии с нормами МГП.
Бюллетень Генерального секретаря ООН также разграничивает два случая, когда нормы и принципы МГП применяются к силам ООН: во-первых, операции по принуждению к миру или операции по поддержанию мира, когда применение силы разрешено в порядке самообороны, во-вторых, ситуации, когда персонал ООН активно участвует в таких операциях в качестве комбатантов, по мере и на все время их участия.
При внимательном изучении Бюллетеня и Конвенции о безопасности персонала можно заметить их противоречие в сфере применения. В Конвенции о безопасности персонала не упоминается о случаях применение силы в порядке самообороны, а Бюллетень указывает, что при самообороне применяются нормы МГП. По нашему мнению, самооборона может привести к применению МГП только тогда, когда подобное использование силы отвечает условиям применимости МГП.
Что касается миротворцев в качестве стороны конфликта, то в случае участия в вооружённом конфликте миротворческих сил, конфликт между ООН и повстанческой или антиправительственной группировкой не должен рассматриваться как международный, ибо так может быть квалифицирован только конфликт между ООН и государственными властями.
Кроме того, международное право прав человека является неотъемлемой частью нормативной основы миротворческих операций ООН, и персонал ООН, участвующий в миротворческой операции, имеет обязательства по правам человека.
Операции по поддержанию мира проводятся и в постконфликтном периоде. Основной целью постконфликтного регулирования является установление и укрепление мира. Для реализации этой цели необходимо осуществление комплекса задач. Так, восстановление институциональной инфраструктуры, разрушенной во время конфликта, также важно, если не важнее материальной инфраструктуры. Зачастую ослабленное государство после конфликта не может сделать это самостоятельно и операции по поддержанию мира содействуют обеспечению долгосрочной устойчивости и жизнеспособности реформирования для установления прочного мира и безопасности в обществе.
1. Бюллетень Генерального секретаря ООН 1999 года «Соблюдение силами ООН норм международного гуманитарного права».
2. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217/А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
3. Дополнительный Протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977г.
4. Дополнительный Протокол II к Женевским Конвенциям 1949 г., касающийся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 8 июня 1977г.
5. Женевские Конвенции (I-IV) от 12 августа 1949 г.
6. Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала, принята резолюцией 49/59 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994г.
7. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН, принятая резолюцией 22 A Генеральной Ассамблеи от 13 февраля 1946г.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.
9. Устав ООН, 26 июня 1945 г., 993 U.N.T.S. 110
10. Факультативный протокол к Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала, принятый резолюцией 60/42 Генеральной Ассамблеи от 8 декабря 2005 г.
11. Vienna Declaration and Programme of Action, Note by the secretariat, Attached is the text of the Vienna Declaration and Programme of Action, as adopted by the World Conference on Human Rights on 25 June 1993.
Акты международных организаций
1. Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах, Доклад Генерального секретаря, S/2004/616, (2004).
2. Доклад Генерального секретаря о задачах Вооруженных сил ООН, S/4389, (1960).
3. Доклад Генерального секретаря Совету Безопасности, S/1996/1045, (1996).
4. Доклад Группы по операциям ООН в пользу мира (доклад Брахими), A/55/305, (2000).
5. Доклад Группы по операциям ООН в пользу мира, Документ ООН, S/879 (1947).
6. Обеспечение безопасности государств и обществ: усиление комплексной поддержки, которую ООН оказывает реформированию сектора безопасности, Доклад Генерального секретаря, A/67/970-S/2013/480, (2013).
7. Резолюции Совета Безопасности ООН, S/RES/1906 (2009).
8. Резолюции Совета Безопасности ООН, S/RES/1925, (2010).
9. Резолюции Совета Безопасности ООН, S/RES/2098, (2013).
10. Резолюция Генеральной Ассамблеи, 55/235, (2000).
11. Резолюция Генеральной Ассамблеи, A/3289, (1956).
12. Резолюция Генеральной Ассамблеи, A/5201, Add. I. (1963).
13. Резолюция Генеральной Ассамблеи, A/RES/1731 (XVI).
14. Резолюция Генеральной Ассамблеи, A/RES/212 (III), (1948).
15. Резолюция Совета Безопасности ООН, S/RES/2098, (2013).
16. Резолюция Совета Безопасности S/1376, II, (1949).
17. Резолюция Совета Безопасности S/654, (1948).
18. Резолюция Совета Безопасности S/801, (1948)
19. Резолюция Совета Безопасности S/875, (1948)
20. Резолюция Совета Безопасности, S/1995/1031, (1995).
21. Резолюция Совета Безопасности, S/651, (1948).
22. Резолюция Совета Безопасности, S/726, (1948).
23. Резолюция Совета Безопасности, S/773, (1948).
24. Резолюция Совета Безопасности, S/928, (1948).
25. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/ 1509, (2003).
26. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1141, (1997).
27. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1186, (1998).
28. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1244 (1999).
29. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1270, (1999).
30. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1272 (1999).
31. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1401, (2002).
32. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1542 (2004).
33. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1542 (2004).
34. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1701, (2006).
35. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1778, (2007).
36. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/186, (1964).
37. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1892, (2009).
38. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/1925, (2010).
39. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/2043, (2012).
40. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/2149, (2014).
41. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/2215, (2015).
42. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/2227, (2015).
43. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/2277 (2016).
44. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/2277, (2016).
45. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/2301, (2016).
46. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/350, (1974).
47. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/425, S/RES/427, (1978).
48. Резолюция Совета Безопасности, S/RES/50, (1948).
49. Address of Deputy-Secretary-General, Press Release, DSG/SM/91, 3 April 2000
50. Code of Conduct for Law Enforcement Officials (General Assembly resolution 34/169).
51. Financing arrangements for the United Nations Mission in South Sudan for the period from 1 July 2017 to 30 June 2018, Report of the Advisory Committee on Administrative and Budgetary Questions, 4 May 2018.
52. Report of the High-level Independent Panel on Peace Operations on uniting our strengths for peace: politics, partnership and people. Document A/70/95-S/2015/446, 17 June 2015.
53. Report of the Panel on United Nations Peace Operations (“Brahimi Report”), A/55/305-S/2000/809, 21 August 2000
54. Securing peace and development: the role of the United Nations in supporting security sector reform, Report of the Secretary-General, A/62/659-S/2008/39, 23 January 2008
55. The rule of law and transitional justice in conflict and post-conflict societies, Report of the Secretary-General, S/2004/616, 23 August 2004
56. United Nations Peacekeeping Operations Principles and Guidelines, Department of Peacekeeping Operations Department of Field Support, 2008.
57. United Nations Peacekeeping Operations Principles and Guidelines, Department of Peacekeeping Operations Department of Field Support, 2008.
58. United Nations Security Forcein West New Guinea, UNSF: Резолюция Генеральной Ассамблеи, A/5201, Add. I. (1963).
Судебные акты
1. ECHR, Behrami andBehrami v. France, Case No. 71412/01, 2 May 2007
2. ICC, The Prosecutor v. Jean-Pierre Bemba Gombo, Decision Pursuant to Art. 61(7)(a) and (b) of the Rome Statute on the Charges of the Prosecutor (Pre-Trial Chamber), 15 June 2009.
3. ICC, The Prosecutor v. Thomas Lubanga Dyilo, Trial Judgment (Trial Chamber), 14 March 2012.
4. ICC,The Prosecutor v. Bahar Idriss Abu Garda, Case No. ICC-02/05-02/09, Decision on the Confirmation of Charges, ICC-02/05-02/09
5. ICJ, Case Concerning the Application of the Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide (Bosnia and Herzegovina v. Serbia and Montenegro), Judgment, ICJ, Reports 2007.
6. ICJ: Certain expenses of the United Nations (Article 17, paragraph 2, of the Charter UN), Advisory Opinion, 20 July 1962, URL: http://www.icj- cij. org/docket/files/49/5258.pdf
7. ICTR, The Prosecutor v. Rutaganda, Case No. ICTR-96-3-T, Judgment (Trial Chamber I), 6 December 1999.
8. ICTY, Prosecutor v. Tadic, Case No IT-94-1-A, Judgment (Appeals Chamber), 15 July 1999.
9. ICTY, The Prosecutor v. Dusko Tadic, Case No. IT-94-1-A, Judgment, Appeals Chamber, 15 July 1999.
10. ICTY, The Prosecutor v. Limaj et al., Case No. IT-03-66-T, Judgment (Trial Chamber II), 30 November 2005
11. Inter-American Commission on Human Rights. Report No. 55/97, Case No. 11.137, Juan Carlos Abella v. Argentina, 18 November 1997.
12. Military and Paramilitary Activities In and Against Nicaragua (Nicaragua v. United States of America), Merits, Judgement, ICJ, Reports 1986.
13. Special Court for Sierra Leone, The Prosecutor v. Sesay, Kallon and Gbao (RUF case), Judgment (Trial Chamber), 2 March 2009, SCSL-04-15-T.
14. Supreme Court of the Netherlands, Mothers of Srebrenica et al v. State of the Netherlands and the United Nations, Case No. 10/04437 EV/AS, 13 April 2012.
Научная литература
1. Бувье А. Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала: изложение и анализ // Международный журнал Красного Креста, № 7, 1995.
2. Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. - М.:МККК, 2011.
3. Загорский А.В. Миротворчество и международное управление региональной безопасностью // Институт мировой экономики и международных отношение им. Е.М. Примакова Российской Академии наук. - М.: ИМЭМО РАН, 2015.
4. Запарий Ю.В. Миротворческие операции ООН: эволюция концепции и её реализация (середина 40-ч - начало 70-х гг. ХХ в.). - Екатеринбург, 2005.
5. Мельцер Н. Непосредственное участие в военных действиях - Руководство по толкованию в свете МГП. - М:МККК, 2009.
6. Ферраро T. Применимость и применение международного гуманитарного права в отношении многонациональных сил // Международный журнал Красного Креста, № 95 (891/892), 2013.
7. Хохлышова О.О. Международно-правовые проблемы силового
миротворчества ООН и возможные варианты их решения. - Н.Новгород, 2000.
8. Энгдал О. Каким образом участие международных миротворческих сил влияет на классификацию ситуации? // Международный журнал Красного Креста № 95 (891/892), 2013.
9. Bildt J. Srebrenica: A Dutch national trauma // Journal of Peace, Conflict and Development, ISSN 1742-0601, 2015.
10. Ferraro T., The ICRC’s legal position on the notion of armed conflict involving foreign intervention and on determining the IHL applicable to this type of conflict // International Review of the Red Cross (2015), 97 (900), 1227-1253.
11. Fleck D., Bothe M., The Handbook of International Humanitarian Law. - Oxford University Press, 2008.
12. Geoffrey S. et al., The Law of Armed Conflict: An Operational Approach. - NY: Wolters Kluwer Law and Business, 2012.
13. Gray C., International Law and the Use of Force. - Oxford University Press: Third Edition, 2008.
14. Greenwood, International Humanitarian Law and U. N. Military Operations // YIHL, 1998.
15. Kolb R., Hyde R., An Introduction to the International Law of Armed Conflicts. - Oxford: Hart Publishing, 2008.
16. Major Joseph P. United Nations Peace Operations: Applicable Norms and the Application of the Law of Armed Conflict // 50 Air Force Law Rev. 1 (2001).
17. Porretto G., Vite S., The Application of International Humanitarian Law and Human Rights to International Organisations. - Centre Universaire de Droit International Humanitaire: Research Papers Series No. 1, 2006.
18. Shraga D., The applicability of international humanitarian law to peace operations, from rejection to acceptance: International Humanitarian Law, Human Rights and Peace Operations. - San Remo: International Instute of Humanitarian Law and ICRC, 2008.
19. Shraga D., The Secretary General’s Bulletin on the Observance by UN Forces of International Humanitarian Law: a Decade Later// Israel Yearbook on Human Rights, Volume 39, 2009.
20. Urqhart B., United Nation Peace Forces and the Changing United Nations: an Institutional Perspective. - Madisson, 1973.
21. Doswald-Beck L., Henckaerts J.-M. Customary International Humanitarian Law. Volume I: Rules, Cambridge University Press, 2005
22. Baker, When the Bakassi Boys came: Eastern Nigeria confronts vigilantism // Journal of Contemporary African Studies: 20(2) (2002).
23. Adler F., Laufer, The Legacy of Anomie Theory. - New Brunswick: Transaction Publishers. Volume 6.
24. Mbadlanyana T. Peacekeeping and post-conflict criminality, Challenges to the establishment of rule of law in Liberia. - ISS Paper 190, 2009.
25. Brown G., Langer A., Stewart F. A Typology of Post-Conflict Environments. - Leuven: Centre for Research on Peace and Development, Working Paper No. 1, 2011.
26. Kumar K., Rebuilding Societies after Civil War: Critical Roles for International Assistance. - Boulder, Colorado: Lynne Rienner, 1997
Электронные ресурсы
1. Официальный сайт ООН URL.: http://www.un.org/ru/index.html