Введение 3
Глава 1. Феномен предпринимательства как объект социологического исследования 9
1.1. Предпринимательство как социологическая категория: сущность
понятия 9
1.2. Качества личности предпринимателя и его мотивация к занятию
бизнесом 22
1.3. Классические теории предпринимательства в современной
социологии 31
Глава 2. Предпринимательство в современном российском обществе: особенности мотивации и управления собственным
развитием 42
2.1. Становление предпринимательства в России, «новое»
предпринимательство 42
2.2. Предприниматель в современном российском
обществе 52
2.3. Мотивация и самоменеджмент молодых предпринимателей: социологический анализ (на примере Республики Татарстан) 60
Заключение 77
Список использованных источников и
литературы 81
Приложение
Актуальность темы исследования. Малое предпринимательство является неотъемлемым условием функционирования и развития рыночной экономики. Представители данного сегмента бизнеса наполняют местные рынки новыми товарами и услугами, способствуют развитию добросовестной конкуренции и решают важную на сегодняшний день для России проблему безработицы. Таким образом, малый бизнес оказывает влияние на качество и величину валового внутреннего продукта, тем самым задавая темп экономическому росту.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном российском обществе вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет всего 21%, тогда как в развитых странах он превышает 50%. Небольшая численность начинающих предпринимателей в стране объясняется представлениями населения об открытии собственного бизнеса как о деле, сопряжённым с постоянными препятствиями и трудностями. Действительно, сложная обстановка в рыночной среде и частые кризисные явления, характерные для российских реалий, требуют от предпринимателей определённых личностных качеств, а также грамотности во всех аспектах ведения бизнеса - среди них финансы, управление, маркетинг, реклама и правовая сфера. Отдельно следует выделить необходимость для предпринимателя навыков самоменеджмента, умения правильно организовывать своё рабочее и личное время для повышения собственной продуктивности и достижения лучших результатов в трудовой деятельности.
В отечественной социологической науке интерес к самоменеджменту как составляющей предпринимательской культуры находится в стадии зарождения, поэтому исследование того, какие мотивы заставляют молодых людей выбирать карьерный путь предпринимателя, как проходит их становление в данной профессии и каким образом они подходят к вопросу самоорганизации важно для социологического знания.
Степень разработанности темы. Истоки изучения феномена предпринимательства можно отнести к XVIII веку, когда английский экономист Р. Кантильон дал определение предпринимателю, деятельность которого в первую очередь характеризовалась присутствием элемента риска. Среди зарубежных исследователей, заложивших основы изучения предпринимательства, следует отметить К. Бодо, А. Смита, А.Р.Ж. Тюрго, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сея, И. Тюнена, М. Вебера, Й. Шумпетера, Ф. Найта, Р. Хизрича, М. Питерса, Д. Макклелланда, П. Друкера . Учёные, перечисленные выше, рассматривали как экономическую сторону деятельности предпринимателя и функции предпринимательских фирм на рынке, так и личность самого бизнесмена - исследовали его мотивационные установки, деловые качества его личности , помогающие достичь успеха в профессии.
Представители различных направлений и школ в современной социологии обращаются к таким вопросам как: стадии предпринимательства, виды бизнес - структур и возможные формы организации деятельности предпринимателей, проблемы финансирования малого и среднего бизнеса и оценка эффективности программ правительственной поддержки предпринимательства, роль социальных сетей для предпринимателей, а также анализ вклада предпринимательства в развитие экономики страны. В числе современных иностранных исследователей в данной области необходимо выделить А. Купера, З. Акса, У. Баумоля, И. К. Адизеса, Х. Олдрича, П. Рейнольдса, Д. Бёрча, Д. Стори, С. Шейна, Й. Лернера, Я. К. Макмиллана, Дж. Беккатини и Ч. Сейбла .
В российской социологической мысли активное изучение
предпринимательства началось с процессом формирования в стране рыночных отношений. В. Гимпельсон занимался исследованием истории возникновения и развития данного явления, А.В. Безгодов и В.Г. Смольков в своих трудах рассматривали сущность деятельности предпринимателя, В.В. Радаев и Т.И. Заславская анализировали внутреннюю предпринимательскую структуру, В.Д. Шапиро и А.Ю.Чепуренко уделяли внимание вопросам социального положения предпринимателя в современном обществе, Е.П. Ермолаева писала о психологическом аспекте предпринимательской деятельности .
О самоорганизации, навыках планирования и организации собственного времени в своих трудах излагали Л. Зайверт, А. Бишоф и К. Бишоф, К. Кинан . О тайм-менеджменте как искусстве управления своей жизнью писала Дж. Моргенстерн .
Объектом данного исследования выступают предприниматели,
осуществляющие свою деятельность в сфере малого бизнеса. То есть, индивиды, занятые активной инициативной деятельностью на экономическом рынке с целью получения денежного дохода, обладающие автономией в принятии экономических решений и принимающие на себя ответственность и риск.
Предмет - мотивационные установки и особенности самоменеджмента предпринимателей, занятых в сфере малого бизнеса.
Целью работы является раскрытие специфики развития малого предпринимательства в России на современном этапе и выявление основных особенностей мотивационного механизма и управления собственным временем молодых предпринимателей.
Задачи:
2) дать обоснование теоретико-методологическим подходам к исследованию личности предпринимателя и его мотивационных установок;
3) определить содержание деятельности предпринимателя в современных условиях;
4) на основе анализа официальных данных, предоставляемых органами государственной статистики, выявить основные тенденции в развитии малого бизнеса в России;
5) опираясь на данные авторского конкретно-социологического исследования определить основные проблемы, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели в Республике Татарстан;
6) на основе проведённых автором интервью выявить особенности мотивации и самоменеджмента молодых татарстанских бизнесменов.
Теоретико-методологической основой нашей работы выступает концепция понимающей социологии М. Вебера. Фокус исследования мы направляем на индивида с собственной картиной мира, представлениями, мотивами и целями, что позволит нам понять, какова природа социальных взаимодействий в данной жизненной сфере.
Эмпирической базой исследования послужили официальные данные, Федеральной службы государственной статистики, Ресурсным центром предпринимательства, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства и Федеральной налоговой службы. Был произведён вторичный анализ информации, представленной в национальном отчёте «Глобальный мониторинг предпринимательства» за 2016 год, позволяющем изучить взаимоотношения между экономическим ростом в стране и положением в ней слоя предпринимателей. Также были подвергнуты анализу данные массовых общероссийских опросов Фонда «Общественное мнение» и Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященных проблемам предпринимательства и самозанятости, а также направленных на выявление отношение населения к явлению предпринимательства.
Выбранная нами методология исследования основывается на качественной стратегии анализа. Методом сбора материала стали интервью, проведённые с татарстанскими предпринимателями с апреля по май 2018 года. Таким образом, эмпирической базой исследования являются также первичные данные, полученные в ходе опроса молодых бизнесменов в Республике Татарстан. Нами был применён полуформализованный вариант интервью, в котором приняли участие двадцать информантов. Исследование проводилось с целью проанализировать сущность малого бизнеса в регионе и выявить основные особенности мотивационного механизма и управления собственным временем молодых предпринимателей в РТ. Следует отметить, что мы не придерживались формальных ограничений в виде таких параметров как пол, национальность или сфера предпринимательской деятельности, поэтому среди респондентов были предприниматели в возрасте от 21 до 35 лет из нескольких городов республики, русской и татарской национальности, различных по семейному положению и уровню образования. Для отбора единиц анализа мы воспользовались методом «снежного кома».
Апробация результатов исследования. Основные идеи и выводы магистерской работы были изложены на научно-образовательной конференции студентов и аспирантов с международным участием «III Казанские студенческие социологические чтения», которая была посвящена теме «Социальные процессы в евразийском пространстве: мнения и оценки». Также по результатам авторского исследования была написана статья, которая находится в процессе публикации.
Магистерская работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения. Первая глава работы является результатом рассмотрения феномена предпринимательства как объекта исследования в социологической науке. В первом параграфе главы раскрывается сущность понятия предпринимательства и приводятся классические теоретико-методологические подходы к его пониманию. Во втором параграфе излагаются личностные характеристики, необходимые для предпринимателя, а также представлены исследования психологических особенностей предпринимателей и их мотивационных установок. Третий параграф освещает новые концепции предпринимательства в социологии конца XX - начала XXI века. Во второй главе показана эволюция становления предпринимательства в России, представлен вторичный анализ количественных исследований, посвященных проблемам малого и среднего бизнеса в России, а также описывается опыт авторского эмпирического исследования. Приложения позволяют ознакомиться с программой конкретного социологического исследования, гайдом интервью и списком информантов.
Успешность функционирования экономической системы страны во многом определяется уровнем развития в ней малого бизнеса. История становления предпринимательства в России имеет свой уникальный и достаточно протяжённый во временном отношении путь развития, однако пока малое и среднее предпринимательство в нашей стране не достигло таких масштабов, чтобы существенно влиять на экономическое состояние страны и рост валового внутреннего продукта. Тем не менее предпринимательский сектор уже сейчас оказывает свой вклад в экономику, насыщая рынки необходимой продукцией, способствуя развитию конкуренции, создавая новые рабочие места и обеспечивая поступления в государственный бюджет.
В нашей стране внешняя среда, в которой ведут активность предприниматели, отличается непостоянством и частыми кризисными явлениями, поэтому индивиды, выбравшие такой вид профессиональной деятельности, должны иметь особую мотивацию и ряд личностных качеств, которые неотъемлемы для такого карьерного пути. Низкая выживаемость малого бизнеса, которую демонстрирует ежегодно увеличивающееся число ликвидированных предприятий, в России остро ставит вопрос государственной поддержки предпринимательства - правительство должно не только создавать благоприятные условия для предпринимательской деятельности, но и правильно информировать население о возможностях открытия своего бизнеса с помощью государства. Здесь особенно важно уделять внимание просвещению в этом аспекте молодого поколения, так как молодёжь обладает теми ресурсами, чтобы модернизировать российскую экономику, среди них стойкость к повышенным трудовым нагрузкам и стрессу, наличие больших амбиций, высокая мобильность и готовность отвечать требованиям рынка.
Несмотря на то, что государственными органами выделяются средства на поддержку начинающих предпринимателей, большая часть населения придерживается мнения, что в России открытие бизнеса связано с многочисленными трудностями. Поэтому информирование инициативных граждан об их возможностях стать индивидуальными предпринимателями, проявить себя в профессии и приносить таким образом пользу обществу - и всё это при поддержке государства, должно быть одной из приоритетных задач правительственных органов.
Проведённый нами вторичный анализ статистических данных о малом и среднем бизнесе в России, предоставляемых органами государственной статистики в совокупности с опытом авторского исследования, позволили нам сделать ряд выводов о характеристиках современного этапа развития предпринимательства в стране.
Так, согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в 2017 году численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей выросла на 2,5% по сравнению с прошлым годом, однако при этом на 7,5% увеличилась численность ликвидированных предприятий. Таким образом, на открытие одного нового предприятия в стране приходится прекращение деятельности шести до сего времени существовавших предприятий. Основными причинами ликвидации предприятий становятся высокие налоговые отчисления, снижение спроса, усилившаяся конкуренция, а также западные экономические санкции.
Интерес представляет тот факт, что согласно данным массовых опросов ФОМ и ВЦИОМ больше половины россиян не верят в возможность честного ведения бизнеса в России. Примечательно, что при этом более четверти участников исследования признались в желании открыть свой бизнес, такие стремления были свойственны представителям молодого поколения, однако начинать своё дело опрошенные опасаются из-за бюрократии и высоких налогов. Отношение россиян к предпринимателям, скрывающих свои доходы от государства, оказалось в большинство случаев достаточно лояльным, только более четверти оценивают такие действия как неправильные, но всё-таки не заслуживающие наказания.
Ставя перед собой цель проанализировать сущность малого бизнеса в регионе и выявить основные особенности мотивационного механизма и управления собственным временем молодых предпринимателей в РТ, мы выявили, что основной мотив занятия бизнесом связан не с материальным аспектом, или простым получением прибыли, они ставят перед собой цель проявить себя посредством своего вклада в улучшение благосостояния населения своей страны, доказать себе, что способны достичь высоких результатов в профессиональной сфере. Оценивая возможности малого бизнеса в республике, большая часть опрошенных предпринимателей отзывалась положительно, называя обстановку в Татарстане достаточно благоприятной, несмотря на высокую конкуренцию во многих нишах и насыщенность рынка.
Стоит отметить, что всем предпринимателям на этапе запуска бизнеса и его дальнейшего функционирования пришлось столкнуться с целым рядом проблем: недостаток финансовых средств и отсутствие в банках низких кредитных ставок на цели для бизнеса, существующая в стране система налогообложения, различного рода административные барьеры - бюрократизм и коррумпированность контролирующих органов, проблемы в области инфраструктуры, кадровый дефицит, экономическая и политическая нестабильность. Отношение опрошенных предпринимателей к государственной поддержке малого бизнеса в регионе можно выразить как нейтральное. Среди респондентов преобладало мнение, что предпринимательству вместо множеств проектов и деклараций нужна реальная поддержка государства в виде развития инфраструктуры, снижения налогов, снижения частоты проверок и «давления» на малый бизнес. В этом отношении интервью показали, что большая доля предпринимателей не владеют информацией о том, как они могут воспользоваться помощью государства, о том, какие возможности они имеют.
В ходе авторского исследования удалось выявить особенности управления татарстанских бизнесменов собственным рабочим и личным временем, планирования и распорядка трудового дня. Проведённые интервью позволяют утверждать, что предпринимательство - это тот род деятельности, который требует повышенной занятости и постоянного участия в рабочем процессе. В ходе интервью респонденты говорили о том, как важно уделять внимание и время капитализации собственного бренда, вкладывать в своё развитие, трудиться над своей репутацией. Также нами было выявлено, что практически все предприниматели придерживаются определённого графика, распорядка дня, составляют списки активностей. Опрошенные предприниматели подчеркнули роль постановки конкретных задач, целей и сроков их выполнения как для себя, так и для сотрудников, в то же время информанты отмечали значимость каждодневной работы над своим развитием и своим делом.
Немалый интерес представляет дальнейшее изучение аспектов самоменеджмента как элемента деловой культуры предпринимательского слоя, поскольку повышение собственной эффективности оказывает влияние на развитие бизнеса, что в глобальном масштабе способствует экономическому росту страны.
1. Адизес, И.К. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб., 2007. - 384 с.
2. Алимова, Т.А. Современные исследования предпринимательства: всё включено. Экономическая социология. - Март 2014. Т.15. №2. - С.119-126.
3. Баумоль, У. Микротеория инновационного предпринимательства // Экономическая социология. - Май 2013. Т. 14. №3. - С.96-108.
4. Безгодов, А.В. Очерки социологии предпринимательства. - СПб.: Петрополис, 1999. - 224 с.
5. Бишоф, А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально / Анита Бишоф, Клаус Бишоф; [пер. с нем. Д. А. Пергамент]. - 2-еизд., испр. - М.: Омега-Л, 2006. - 127 с.
6. Бусыгин, А. В. Предпринимательство: Учебник. - М.: Бусыгин, 2003. - 614 с.
7. Быстрова, И. Частник позднего НЭПа // Былое. -1993. N 4. - С.19-34.
8. Век предпринимателя короток. PwC исследовал динамику индивидуального
предпринимательства в России. Сайт Газета.гн. URL:
https://www.gazeta.ru/business/2016/10/25/10269785.shtml#page 1 (дата обращения: 06.01.2018).
9. Верещагин А.С., Хайрдтдинов Р.Х. История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века. учеб. пособие. - Уфа: Изд- во УГНТУ, 2009. - 245 c.
10. Гинс, Г.К. Предприниматель. - М.: Посев, 1992. - 224 с.
11. Друкер, П. Бизнес и инновации. - М.: Вильямс, 2007. - 432 с.
12. Друкер, П. Классические работы по менеджменту. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. - С. 220.
13. Друкер, П. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2007 - 304 с.
14. Ермолаева, Е.П. Психологическая типология предпринимательства // Психология предпринимательской деятельности. - 1995. - С.50-58.
15. Задорожнюк, И.Е. Инновационное предпринимательство // Социологический исследовательский журнал. - 1991. №3. - С.132-142.
16. Зайверт, Л. Ваше время - в Ваших руках. Советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время. - М.: Интерэксперт, 1995. - 182 с.
17. Заславская, Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Общество и реформа. - 1995. - С.17-32.
18. Заславская, Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. - М.: Дело, 2004. - 400 с.
19. Индекс МСБ (RSBI): компас микро, малого и среднего бизнеса. IV квартал
2017 года. Сайт общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». URL:
http://opora.ru/upload/iblock/f66/f665bf7aaaac8952d184e4d6e4ecba95.pdf (дата
обращения: 10.01.2018).
20. Индекс ОПОРЫ RSBI. Сайт общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». URL: http://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/ (дата обращения: 10.01.2018).
21. Институциональные преобразования в экономике. Сайт Госкомстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/ # (дата обращения: 14.12.2017).
22. Кинан, К. Самоменеджмент / К. Кинан; [пер. с англ. Л.В. Квасницкой]. - М.: Эксмо, 2006. - 80 с.
23. Коуз, Р. Фирма, рынок и право. - М.: Новое издательство, 2007. - 224 с.
24. Маграт Р.Г., Макмиллан Я.К. Акулы рынка. Сорок стратегических методов для ускорения роста бизнеса. - М.: Вильямс, 2007. - 256 с.
25. Макклелланд, Д. Мотивация человека. - СПб.: Питер, 2007. - 288 с.
26. Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический сборник. - М., 2017. - 78 с.
27. Марков Л.С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. - 300 с.
28. Моргенстерн Дж. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. - М.: Добрая книга, 2006. - 256 с.
29. Надо ли поддерживать малый бизнес? Сайт Фонда «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Ekonomika/12772 (дата обращения: 12.01.2018).
30. Найт, Ф. Понятие риска и неопределенности // Thesis, - 1994. Вып. 5. - С. 12-28.
31. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства.
Россия 2016». / исследователи проекта: Александрова Е., Богатырева К.,
Джелепова М., Шмелева Э.; руководитель авторского коллектива: Верховская О.Р. - СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2017. - 65 с.
32. Подпрограмма Развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Сайт Министерства Экономики Республики Татарстан. URL: http://mert.tatarstan.rU/Development_and_support_of_small_and_medium_businesses/p rogram_of_business_development.htm (дата обращения: 08.01.2018).
33. Предпринимательство в конце XX века / А.А. Дынкин, В.Р. Стерлин, И.В. Тулин и др. - М.: Наука, 1992. - 313 с.
34. Предпринимательство в России: доверие, барьеры и факторы успеха. Сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116444 (дата обращения: 15.01.2018).
35. Предпринимательство и самозанятость в России. Сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116082 (дата обращения: 15.01.2018).
36. Путин потребовал устранить все барьеры для малого и среднего бизнеса. Сайт Правда-TV. URL: http://www.pravda-tv.ru/2015/04/07/137266/putin-potreboval- ustranit-vse-barery-dlya-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 20.04.2018).
37. Радаев, В.В. Два корня российского предпринимательства: фрагменты истории // Мир России. - 1995. №1. - С.159-179.
38. Радаев, В.В. Экономическая социология: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 602 с.
39. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2016. - 1056 с.
40. Современные классики теории предпринимательства. Лауреаты Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса (1996-2010) [Текст] / пер. с англ. под науч. ред. А. Ю. Чепуренко; предисл. и послесл. А. Ю. Чепуренко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Науч.-учеб. лаб. исследований предпринимательства. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 526 с.
41. Статистика МСП. Сайт Ресурсного центра малого предпринимательства URL: https://rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения: 12.01.2018).
42. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Изд-во "Эксмо", 2005. - 672 с.
43. Сэй, Ж.Б. Трактат о политической экономии. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 68 с.
44. Уолдингер Р., Олдрич Х., Уорд Р. Этнические предприниматели. Экономическая социология. - Ноябрь 2008. Т.9. №5. - С.30-55.
45. Хайек, Ф. Конкуренция как процедура открытия // Международная экономика и международные отношения. - 1989. № 12. - С.6-14.
46. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха Вып.1., Предприниматель и предпринимательство - М.: Прогресс, 1992. - 160 с.
47. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Перевод И.Б. Гриншпун. Терминологическая правка В.Данченко. К.: PSYLIB, 2005. Сайт электронной библиотеки Psylib. URL: http://psylib.org.ua/books/holli01/ (дата обращения: 12.10.2017).
48. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 c.
49. Чепуренко, А.Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2012. №2 (14). - C.102-124.
50. Четыре банка выбраны операторами программы льготного кредитования
малого и среднего бизнеса Казани. Сайт общественно-политической газеты РТ. URL: http://rt-online.ru/chetyre-banka-vybrany-operatorami-programmy-lgotnogo-
kreditovaniya-malogo-i-srednego-biznesa-kazani/ (дата обращения: 12.04.2018).
51. Что значит Послание Владимира Путина для малого и среднего бизнеса.
Сайт Генеральный директор. URL: https://www.gd.ru/articles/9740-chto-znachit- poslanie-vladimira-putina-dlya-malogo-i-srednego-bisnesa (дата обращения:
26.04.2018).
52. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Воспроизводится по изданию: Шумпетер, Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 401 с.