Введение 3
1. Теоретические основы эффективности маркетинговой деятельности на предприятии
1.1. Цели, функции, принципы и концепции маркетинговой деятельности 8
1.2. Организация и этапы планирования маркетинговой деятельности на
предприятии 17
1.3. Методика оценки эффективности маркетинговой деятельности
предприятия 24
2. Анализ организации маркетинговой деятельности ООО ЗПИ «Альтернатива»
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия 32
2.2. Место и роль ООО ЗПИ «Альтернатива» на рынке пластмассовых
изделий 42
2.3.Оценка маркетинговых возможностей предприятия 47
3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности ООО ЗПИ «Альтернатива»
3.1. Мероприятия по повышению эффективности маркетинговой
деятельности предприятия 57
3.2. Расчёт экономической эффективности разработанных мероприятий 64
Заключение 73
Список использованных источников 79
Приложения
В быстроизменяющихся условиях современной экономики главная цель предпринимателей, которые стремятся максимизировать свою прибыль и не потерять свои лидирующие позиции в отрасли, выработать долгосрочную стратегию своего предприятия, а также оценить внутреннюю и внешнюю среду с задачей выявления и своевременного предотвращения рисковых ситуаций.
Часто многие руководители не имеют отчётливого представления о рынке и предстоящих трудностях. Главная ошибка российских предпринимателей - это опора на текущую деятельность компании без разработки стратегии на долгосрочную перспективу развития. Однако,с возникновением глобальной системы коммуникаций возникает необходимость разработки эффективной маркетинговой деятельности предприятия с дальнейшей адаптацией субъектов хозяйственной деятельности к ней.
Не существует общего шаблона выработки стратегии для всех организаций, также как не существует общего управления стратегиями и изменениями в сфере экономики. Все субъекты экономических отношений индивидуальны, будь то юридические лица, либо же индивидуальные предприниматели. Однако, есть фундаментальные стороны, которые позволяют говорить о некоторых единых методиках разработки маркетинговой деятельности в обществе.
Стоит отметить, что маркетинговая деятельность на предприятии построена по принципу «организация по рынкам». Такая структура наиболее целесообразна, так как для продвижения продукции данного предприятия на рынок требуются специфические знания по её использованию в конкретных отраслях. Однако, здесь необходимо отметить следующее, хотя на предприятии отдел маркетинга и существует и включает в себя большое количество человек, в реальности его деятельность малоэффективна и больше приносит затрат, чем прибыли.
Актуальность данной исследуемой темы состоит в том, что при современном состоянии рынка, характеризующийся динамизмом и изменчивостью, предприятие нуждается в эффективном маркетинговом планировании, позволяющее предприятию с успехом конкурировать и реализовывать свой потенциал. Грамотно разработанный план маркетинговой деятельности позволит обеспечить развитие теории, практики построения новых и совершенствования действующих мероприятий, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функционирования. Значимость построения маркетинговой деятельности в достижении целей и решении задач, стоящих перед предприятием, нельзя переоценить.
В независимости от периода существования предприятия главной задачей является усовершенствование эффективной работы, анализируя влияющие на неё внутренние и внешние факторы. Это возможно лишь при глубоком поиске и реализации конкурентных преимуществ, что и определило целесообразность появления широкого спектра маркетинговых операций. Именно при их грамотном раскрытии и управлении мы сможем повысить эффективность деятельности предприятия.
Впервые о разработке маркетинговой стратегии на предприятиях заговорили в начале XX столетия с закреплением капиталистического уклада в европейских странах. Упоминания о принципах эффективной реализации товаров на предприятии были описаны в работах американского экономиста Ф. Котлера [18, с. 45].
Майкл Портер также уделял особое внимание экономическим вопросам, связанным с маркетингом предприятия. В своей работе "Конкурентная стратегия, методика анализа и оценки" он предлагает всем предпринимателям разрабатывать стратегию ведения бизнеса для увеличения количества активных продаж и максимизации прибыли [28, с. 71].
Несмотря на значительное количество мнений по поводу разработки маркетинговой деятельности предприятия, существует большая доля нераскрытых вопросов.
Стоит отметить, что опыт российских предприятий в маркетинговой деятельности весьма скуп. По этой причине не все предприятия проводят комплексные исследования зарубежных рынков, они обходятся так называемым тестовым маркетингом (ценовой мониторинг, анализ конкурентов после выпуска ими продукции).
Маркетинговая деятельность развивается в России достаточно недавно, своевременное раскрытие становится глобальной проблемой. Из-за неустойчивого состояния экономики проведение расширенного планомерного анализа в сфере маркетинга достаточно затрудняется. Следовательно, предприятия нуждаются в многовариантных стратегических планах развития своего производства, требуется регулярное проведение анализов внешних и внутренних факторов, влияющие на предприятие. Учитывая, малоразвитость маркетинговой деятельность большинство руководителей уже сейчас понимают, что успешность бизнеса преимущественно зависит от квалифицированного руководства, подбора специализированных кадров, анализа и оценки рынка. Всё выше изложенное в своей совокупности является частью маркетинговой деятельности предприятия.
На сегодняшний день маркетинговая деятельность является двусторонней и сложной в реализации, поскольку объединяет в себе взаимоотношение производственных сил и интересы потребителя. Концепция маркетинга это не просто стремление продать товар или услугу, это своего рода искусство, стремящееся воплотить желание потребителей в производство, приносящее прибыль производителям.
Грамотно построенная программа маркетинга в деятельности компании гарантирует совершенствование теоретических и практических знаний для создания новых действующих проектов, что даст возможность предприятию долгосрочно и эффективно функционировать. Нельзя переоценить преимущество создания плана маркетинговой деятельности компании в достижении целей и решения поставленных задач. По этой причине специалистам в сфере менеджмента требуется иметь широкий спектр знаний, умений и специализированных навыков по разработке программ в маркетинге.
В настоящее время при быстроизменяющихся условиях современной экономики рыночных отношений возникает потребность в ускоренном развитии инфраструктуры предприятия, включающие маркетинговые исследования внешних и внутренних факторов влияния на производство предприятия. Построение маркетингового плана на предприятии может совершаться двумя путями: в широком или узком направлении. Это, прежде всего, зависит от целей предприятия: улучшение внутренней структуры организации; повешение конкурентоспособности, как продукта, так и предприятия; оценка эффективности производства на рынке и т.д.
Цель данной работы - рассмотрение теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия на примере ООО ЗПИ «Альтернатива».
В ходе реализации цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть цели, функции, принципы маркетинговой деятельности;
- рассмотреть организацию и этапы планирования маркетинговой деятельности;
- изучить методики оценки эффективности маркетинговой деятельности;
- провести организационно - экономическую характеристику ООО ЗПИ «Альтернатива»;
- определить место и роль ООО ЗПИ «Альтернатива» на рынке пластмассовых изделий;
- оценить маркетинговые возможности ООО ЗПИ «Альтернатива»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности маркетинговой деятельности ООО ЗПИ «Альтернатива»;
- проанализировать экономическую эффективность разработанных мероприятий.
Объект исследования: Общество с ограниченной ответственностью Завод пластмассовых (пластиковых) изделий (товаров) «Альтернатива» (ООО ЗПИ «Альтернатива»).
Предмет исследования: повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Теоретической и методологической основной для написания данной исследовательской работы послужили научные труды таких отечественных и зарубежных авторов, какГ. Л. Багиев, Е. Дихтль, Ю. А. Захарова, Ф. Котлер,Б. А. Соловьев, М. Портер и др., а также данные, представленные на официальном сайте ООО ЗПИ «Альтернатива».
В рамках решения поставленных выше задач данная исследовательская работа была структурирована следующим образом: введение, три главы , заключение, список использованных источников и приложения.
Первая глава включает в себя теоретические аспектымаркетинговой деятельности на предприятии. Рассматриваются цели, функции и принципы маркетинга, а также основные концепции и направления маркетинговой деятельности на предприятии.
Во второй главе описывается общая организационно-экономическая характеристикаисследуемого объекта ООО ЗПИ «Альтернатива» и анализ его маркетинговой деятельности.
Третья глава посвящена разработке предложений по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия ООО ЗПИ «Альтернатива». Рассматриваются пути повышения эффективности
маркетинговой деятельности предприятия, а затем проводится анализ и оценка экономической эффективности разработанных мероприятий.
На современном этапе развития экономики России особую актуальность приобретают вопросы совершенствования маркетинговой деятельности и продвижения товаров и услуг на промышленном рынке. Маркетинговая деятельность зародилась достаточно давно, но в условиях современного экономического развития требует постоянного совершенствования. В связи с этим была определена цель бакалаврской работы как повышение эффективности маркетинговой деятельностипредприятия на основе совершенствования работы отдела маркетинга на ООО ЗПИ «Альтернатива».
Таким образом, при современном состоянии рынка, характеризующийся динамизмом и изменчивостью, предприятие нуждается в эффективном маркетинговом планировании, позволяющее предприятию с успехом конкурировать и реализовывать свой потенциал. Грамотно разработанный план маркетинговой деятельности позволит обеспечить развитие теории, практики построения новых и совершенствования действующих мероприятий, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функционирования. Значимость построения маркетинговой деятельности в достижении целей и решении задач, стоящих перед предприятием, нельзя переоценить.
Маркетинговая среда предприятия представляет собой совокупность «активных» субъектов и сил, действующих внутри или за пределами предприятия и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Концепция маркетинга это не просто стремление продать товар или услугу, это своего рода искусство, стремящееся воплотить желание потребителей в производство, приносящее прибыль производителям.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентуры. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду.
Сегодня нет практически ни одного крупного или среднего предприятия, где бы в той или иной степени ни практиковалась маркетинговая деятельность. Таким образом, маркетинг в наше время становится очень перспективной областью. Руководители предприятий должны понимать, что нет смысла производить то, что никто никогда не купит, а значит необходимо иметь в своем штате людей, знающих и понимающих нужды населения. Только так можно обеспечить стабильный рост прибыли компании и занять достойное место в международной сфере экономических отношений.
Не существует общего шаблона выработки стратегии для всех организаций, также как не существует общего управления стратегиями и изменениями в сфере экономики. Однако, есть фундаментальные стороны, которые позволяют говорить о некоторых единых методиках разработки маркетинговой деятельности в обществе.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены и систематизированы подходы различных авторов к понятию «маркетинговая деятельность», а также методики оценки эффективности маркетинговой деятельности предприятия. В ходе исследования описаны функции и задачи маркетинговой деятельности на предприятии. В бакалаврской работе рассмотрены основные особенности маркетинговой деятельности завода пластмассовых изделий, а также изучены основные направления совершенствования маркетинговой деятельности.
Предприятия самостоятельно выбирают концепцию своего развития, поскольку, как было сказано выше, не существует общего шаблона маркетинговой стратегии для всех организаций. Так, к примеру, ООО ЗПИ «Альтернатива» присуще следующие выделенные основные концепции: совершенствование производства, усовершенствование товара, традиционный маркетинг. Грамотно построенное планирование маркетинговой деятельности и функциональная организация персонала даст предприятию возможность долгосрочно и эффективно функционировать.
Вторая глава выпускной квалификационной работы содержит экономическую характеристику предприятия. ООО ЗПИ «Альтернатива» - предприятие многопрофильное, с развитой инфраструктурой, с полным замкнутым циклом всех технологических процессов, необходимых для выпуска качественных изделий. Общий анализ ООО ЗПИ «Альтернатива» показал достаточно устойчивую систему управления на предприятии, что одновременно сказывается на её гибкости и возможности подстройки к неизбежным изменениям. За время своего существования предприятие успело зарекомендовать себя как один из лидеров данной отрасти в регионе своего присутствия.
Финансовый анализ ООО ЗПИ «Альтернатива» позволил выявить основные сильные и слабые стороны компании. За рассматриваемый период увеличилась валюта баланса. Незначительную часть текущих активов составляет дебиторская задолженность - 43,11% от общей суммы активов. Дебиторская задолженность в отчетном периоде уменьшилась. Уменьшение происходит на фоне увеличение выручки, компании удалось удержать своих покупателей. В составе дебиторской задолженности также могут присутствовать выплаченные авансы, связанные со строительством или приобретением основных средств. То есть такая дебиторская задолженность в будущем может стать либо основными средствами, либо пойти в незавершенное строительство, но в любом случае не станет денежными средствами. Деятельность ООО ЗПИ «Альтернатива» за период 2015 - 2017 гг. характеризуется положительной динамикой прибыли на 14%, себестоимость продукции увеличилась на 7%, но при этом рентабельность производства выросла на 3,03 пункта.
Внутренняя и внешняя среда предприятия были оценены с помощью SWOT - анализа, что соответственно позволило в значительной степени упростить разработку четырех возможных стратегий ООО ЗПИ «Альтернатива» в ходе применения матрицы SWOT - анализа. В результате были предложены четыре варианта маркетинговой стратегии для компании, из которых была выбрана стратегия СИВ, основывающаяся на сильных сторонах компании и возможностях, как наиболее удовлетворяющая целим компании и руководства на данном этапе развития.
Кроме внутреннего состояния предприятия, также проанализировали рынок, на котором ведёт свою деятельность ООО ЗПИ «Альтернатива». Благодаря расчету индекса Герфиндаля-Гиршмана, мы выяснили, что региональный рынок продовольственных товаров является
высоконцентрированным, поскольку. Как показало исследование, данное предприятие занимает доминирующее положение на рынке - 22,48%. Но отметим, что нами не рассмотрены оставшиеся предприятия, которые также могут повлиять на размер доли торговых сетей.
В результате проведенного анализа маркетинговой деятельности ООО ЗПИ «Альтернатива» не выявлены проблемные зоны деятельности компании. Маркетинговый отдел предприятия работает достаточно хорошо. Были внесены предложения по общему формальному улучшению работы отдела маркетинга. Главным же предложением является внедрение CRM-системы.
В третьей главе выпускной квалификационной работы предложена процедура внедрения комплексной системы выстраивания и управления взаимоотношениями предприятия с клиентами - CRM, так как для ООО ЗПИ «Альтернатива» важно поддерживать обратную связь с клиентами. Данная система с легкостью анализирует базу клиентов, систематизирует документацию, позволит проводить анкетирование с последующим построением анализа.
Используя широкий спектр инструментов CRM-системы, предприятие потенциально способно более эффективно идентифицировать самых перспективных целевых клиентов, более результативно построить работу персонала.Достижение поставленных задач в области управления отношениями с клиентами невозможно без согласованной работы всех подразделений компании: производства, маркетинга, продаж, отдела персонала, ИТ-отдела. В этой ситуации CRM задает стержень корпоративной стратегии по работе с клиентами, на основе которой другие подразделения компании выстраивают свою политику.
Также в рамках внедрения системы предложено разработать Положение о системе управления отношениями с потребителями, прописать должностную инструкцию специалиста отдела маркетинга. На сегодняшний день требования потребителей к обслуживанию настольно высоки, а конкуренция между компаниями сильна, что получение конкурентного преимущества невозможно без усовершенствования процессов обслуживания потребителей.
Был предложен пошаговый план внедрения маркетинговых мероприятий в рамках реализации разработанной маркетинговой деятельности предприятия, и доказана его финансовая эффективность. Также было предложено внедрить стандарт обслуживания для эффективной работы с клиентами и установить программный продукт: Terrasoft CRM 3.X. Эффективность от внедрения данного мероприятия составила 540 000 рублей, затрачивая при внедрении 110 625 рублей. Данная система сокращает не только финансовые затраты, но и понижает трудоёмкость управленческого персонала.
В результате предложенного мероприятия на ЗПИ «Альтернатива» прогнозируется увеличение производительности труда в целом по предприятию на 0,003%.
Также проанализировали разработанные мероприятия одним из востребованных методов оценки и анализа эффективности деятельности предприятия - KPI. Данный показатель характеризует выполнение или перевыполнение задач маркетинговой деятельности. Исследование показало, что план выполнен не полностью, но общий показатель равен 130,3%, что является более чем удовлетворительным результатом. Положительный результат получен благодаря перевыполнению некоторых ключевых показателей.
Все вышесказанное делает достижение целей предприятия только вопросом времени и грамотной реализации разработанного маркетингового плана.
Таким образом, в результате исследования цель выпускной квалификационной работы успешно достигнута благодаря решению всех поставленных задач.
1. Гражданский кодекс Российской федерации: часть 1 статья 87 «Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью».- Информ.-правов.система «Консультант Плюс»
2. Гражданский кодекс Российской федерации: часть 1 статья 48 «Понятие юридического лица».- Информ.-правов.система «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998.- Информ.-правов.система «Консультант Плюс»
4. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ от 15.12.2001.- Информ.-правов.система «Консультант Плюс»
Книги, монографии
5. Багиев, Г.Л. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Г. Л. Багиев, Н.П. Кетов:Учебник для бакалавров. — СПб.: Астерион, 2016. — 340 с.
6. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики / В.И. Беляев. - М.: КНОРУС, 2014. - 672 с.
7. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение - 3-е издание перераб. и доп. - М: Вершина - 2013. с. 478
8. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. 2¬е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2006. - 496 с.
9. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 474 с.
10. Дж.О'ШонессиКонкурентный маркетинг. Стратегический подход / Дж.О'Шонесси; 2002. - 864 с.
11. Дихтль, Е. Практический маркетинг : Учебное пособие : пер. с нем. / Е. Дихтль, Х. Хершген ;- М. : Высшая школа, 1995 . - 255 с.
12. Займан, С. Конец маркетинга, каким мы его знаем / С.Займан. - пер.
с англ. - М.: Попурри, 2013.-151с
13. Захарова, Ю. А. Стратегии продвижения товаров / Дашков и Ко; 2015г. - 247 с.
14. Кеворков, В.В. Политика и практика маркетинга на предприятии / В.В.Кевороков, С.В. Леонтьев. - М.: ИСАРП, 2014. - 192с.
15. Кендра Ли Создание клиентской базы. Пошаговое руководство по превращению контактов в деньги / Кендра Ли: Вершина, 2006. - 360 с.
16. Котлер, Ф. Маркетинг от А доЯ: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Филип Котлер; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз, 2018. — 211 с.
17. Кулагин, О. Управление по целям. Секреты технологии KPI / Олег Кулагин; - М.: 2017. - 362 с.
18. Ламбен, Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж. Ламбен. - пер.с англ.- СПб.: Наука, 2014. - 589с.
19. Марр, Б. Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер / Бернард Марр; пер. с англ. - А. В. Шаврин. 2012. - 343 с.
20. Маслова, Т.Д. Маркетинг: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. -СПб.: Питер, 2013. - 400 с.
21. Митчелл, Д. Обнимите своих клиентов. Практика выдающегося обслуживания / Джек Митчелл; Пер. с англ. — Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 288 с.
22. Нечаева, Т. Стратегическое планирование и стратегический маркетинг: некоторые вопросы методологии // Проблемы теории и практики управления. - 2015. -№ 11 -с. 45-49.
23. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко - М.: Финансы и статистика, 2012. - 327 с.
24. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер: Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз, 2016. — 456 с.
25. Рыжикова, Т. Стратегии промышленного маркетинга предприятий // Маркетинг. - 2013. - № 5. - с. 33-49.
26. Рязанцев, А. Как внедрить CRM - систему за 50 дней / Алексей Рязанцев: Омега - Л.: 2017 - 188 с.
27. Сергеева, С.Ю. Управление компанией / С.Ю.Сергеева // Маркетинг в России и за рубежом - 2015. -№1. - С.10-11.
28. Соловьев, Б. А. Маркетинг / Соловьев Б.А., Мусатов Б.В., Мешков А.А.- М.: 2016 - 384 с.
29. Уолкер-Мл. О. Маркетинг. Перевод с анг. И.Клюева. - М.: Вершина, 2015. - 191 с.
30. Юлдашева, О.У. Промышленный маркетинг: теория и практика / О.У. Юлдашева. - СПб.: 2013.-90с.
Печатная периодика
31. Гариленко, Н. И. Стратегический маркетинг в условиях социально ориентированной рыночной экономики // Финансы и кредиты - 2015. - № 8. - с. 18-27.
32. Голубков, Е.П. Маркетинг в России и за рубежом / Е. П. Голубков // Российский журнал маркетинга. - 2014. - №1. - С. 3-5.
33. Кабенин, А.Р., Забержинский Б.Э. Информационные технологии в системе управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-система) // Высшая школа. - 2015. - № 6.
Электронные ресурсы
34. Аакер Д. Бизнес-стратегия. От изучения рыночной среды до
выработки беспроигрышных решений / Дэвид А. Аакер; Пер. с англ. — М.: Валерия Башкирова, 2007. - 455 с. - Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/864781.
35. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб «Всё о маркетинге» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://book-online.com.ua/read.php7bookA3769.
36. Интернет - журнал «Науковедение». Научный журнал открытого доступа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://naukovedenie.ru.
37. Официальный информационный портал федеральной службы государственной статистики Территориальный орган федеральной службы государственной статистики Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bashstat.gks.ru.
38. Официальный сайт маркетингового агентства ROIF Expert [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://roif-expert.ru.
39. Официальный сайт министерства экономического развития Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minecon.bashkortostan.ru.
40. Официальный сайт ООО ЗПИ «Альтернатива» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alternat.ru.
41. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
42. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России в 2015 году // Сайт Национального Рейтингового Агентства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ranational.ru.