ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К РАСПОЗНАВАНИЮ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ 7
1.1 ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ 7
1.2 ТРАДИЦИОННЫЕ АЛГОРИТМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ОБРАБОТКЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ 8
1.3 АЛГОРИТМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА МАШИННОМ ОБУЧЕНИИ 12
2 АЛГОРИТМ РАСПОЗНАВАНИЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ 16
2.1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМА 16
2.2 ПРЕДОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЯ 18
2.3 РАСПОЗНАВАНИЕ РАЗМЕТКИ 26
2.4 ВЫЧИСЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КАМЕРЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ 37
3 ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ РАСПОЗНАВАНИЯ РАЗМЕТКИ 42
3.1 ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ 42
3.2 ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Причиной многих дорожно-транспортных происшествий являются человеческие ошибки, такие как невнимательность, отвлечение и несоблюдение правил дорожного движения [1]. Множество кампаний и исследовательских институтов предлагают свои методы улучшения безопасности вождения и уменьшения количества дорожных происшествий. Среди этих методов жизненно важную роль играют восприятие дороги и обнаружение полос движения, которые помогают водителям избежать
ошибок. Обнаружение полос движения лежит в основе множества расширенных систем поддержки водителя (ADAS), таких как система предупреждения о сходе с полосы и система помощи движению по полосе [2] [3].
Некоторые успешные производители ADAS и автомобилей (например,
Mobileye, BMW, Tesla и др.) разработали собственные продукты для обнаружения и
отслеживания полос разметки и достигли значительных успехов как в исследованиях,
так и в реальном применении своих разработок. Причём эти продукты применяются
не только для помощи водителю, но и для автономного движения автомобилей.
Почти все современные продукты, связанные с обнаружением разметки, используют методы, основанные на зрении, так как полосы движения на дороге обозначаются с помощью разметки, предназначенной для визуального восприятия водителями. Использование визуальных методов позволяет обнаружить разметку с помощью видеокамер и не допустить непреднамеренной смены полосы движения водителем. Следовательно, точность и надёжность являются двумя наиболее важными свойствами систем обнаружения дорожной разметки.
Разработки в области распознавания дорожной разметки активно ведутся с
80-ых годов прошлого века [4] и на данный момент количество научных публикаций
на эту тему исчисляется тысячами и с каждым годом их количество возрастает: за
последние 5 лет количество публикаций на эту тематику за год, индексированных в
базе Web of Science, возросло со 110 до 170. Этот факт подтверждает важность и актуальность данной темы. Но, несмотря на огромное количество публикаций, до сих
пор не существует универсальных методов оценки алгоритмов распознавания: каж6
дый исследователь реализует алгоритм распознавания на своей аппаратной платформе, а для тестирования использует собственные исходные данные. Поэтому зачастую невозможно однозначно определить какая из двух систем распознавания лучше
по точности, надёжности или быстродействию. Поэтому единственный способ сравнения работы двух алгоритмов распознавания – это их реализация на одинаковом аппаратном обеспечении и тестирование с одними и теми же исходными данными, что
требует значительных трудозатрат.
Но невозможность сравнить два алгоритма распознавания целиком не означает,
что нельзя сравнивать их части. Задача распознавания дорожной разметки является
довольно сложной, поэтому она разбивается на несколько подзадач, для решения каждой из которых применяются свои методы. Какие-то методы могут применяться не
только для процесса распознавания разметки, но и для других задач, поэтому они зачастую бывают обобщёнными и могут не учитывать специфики конкретной задачи.
Поэтому многие исследователи в своих работах предлагают свою комбинацию используемых методов, среди которых могут быть как оригинальные разработки, так и
улучшение наработок предшественников.
Данная работа не является исключением и в ней предлагается новый алгоритм
распознавания полос разметки по потоку видеоданных в режиме реального времени,
который реализован в виде программного модуля. Основные требования к алгоритму:
высокое быстродействие для применения в системах реального времени и возможность определения положения камеры относительно полос разметки. В первой главе
проведён обзор существующих алгоритмов и методов, используемых при распознавании разметки. Вторая глава посвящена описанию разработанного алгоритма распознавания. Реализация алгоритма в виде программного модуля и его тестирование описаны в третьей, завершающей главе.
В ходе работы был успешно разработан новый алгоритм распознавания дорожной разметки по потоку видеоданных, который позволяет вычислять положение камеры относительно текущей полосы движения автомобиля. Алгоритм предназначен
для распознавания разметки в первую очередь в загородных условиях, когда полосы
движения обозначены разметкой с обеих сторон. Алгоритм распознавания одинаково
хорошо справляется и со сплошными, и с прерывистыми линиями разметки.
Алгоритм распознавания разметки был реализован в виде программного модуля, который определяет положение камеры по видеозаписи движения автомобиля.
В ходе тестирования программного модуля подтвердилось, что разработанный алгоритм позволяет распознавать разметку в режиме реального времени за счёт высокой
скорости обработки изображения, в несколько раз превышающей скорость видеозаписи.
Тестирование показало, что точность распознавания зависит от дорожных условий: наличие большого количества теней на дороге и дополнительных элементов разметки приводит к ошибкам распознавания. Но общая доля ложных распознаваний невелика, причём возможно повышение надёжности распознавания за счёт добавления
в алгоритм распознавания методов слежения, например, фильтра Калмана.
Принципиальным недостатком алгоритма является небольшое запаздывание
обнаруженного алгоритмом положения разметки от её фактического при маневрировании автомобиля. Поэтому при необходимости использования точной информации
о положения автомобиля на дороге, данные, полученные модулем распознавания,
должны быть скорректированы в соответствии с информацией о скорости и положением руля автомобиля.
В дальнейшем планируется интегрировать программный модуль с системой автоматического управления автомобилем для осуществления двустороннего информационного обмена. Модуль распознавания будет использовать информацию о движении для более тонкой настройки параметров алгоритма и коррекции выходных данных. Система управления будет использовать информацию о разметке для корректировки курса движения.
Причины дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых
автомобилей в Европе – Краткий обзор и рекомендации. – Швейцария:
Международный союз автомобильного транспорта, 2007.
2 Gayko J.E. Lane Departure and Lane Keeping / J.E. Gayko // Handbook of
Intelligent Vehicles. – Springer, London, 2012. – P. 689-708.
3 Study on lane departure warning and lane change assistant systems / C. Visvikis
[et al.]. – Berks, UK: Transport Research Laboratory, 2008.
4 Dickmanns E.D. GUIDING LAND VEHICLES ALONG ROADWAYS BY
COMPUTER VISION / E.D. Dickmanns, A. Zapp // Congres Automatique (1985 :
Toulouse, France). The tools for tomorrow. – 1985.
5 Fritsch J. A new performance measure and evaluation benchmark for road
detection algorithms / J. Fritsch, T. Kühnl, A. Geiger // 16th International IEEE Conference
on Intelligent Transportation Systems (ITSC 2013) 16th International IEEE Conference on
Intelligent Transportation Systems (ITSC 2013). – 2013. – С. 1693-1700.
6 Beyeler M. Vision-based robust road lane detection in urban environments / M.
Beyeler, F. Mirus, A. Verl // 2014 IEEE International Conference on Robotics and
Automation (ICRA) 2014 IEEE International Conference on Robotics and Automation
(ICRA). – 2014. – С. 4920-4925.
7 Kang D.-J. Road lane segmentation using dynamic programming for active
safety vehicles / D.-J. Kang, M.-H. Jung // Pattern Recognition Letters. – 2003. – Т. 24. –
№ 16. – С. 3177-3185.
8 A novel algorithm of lane detection addressing varied scenarios of curved and
dashed lanemarks / U. Suddamalla [и др.] // 2015 International Conference on Image
Processing Theory, Tools and Applications (IPTA) 2015 International Conference on Image
Processing Theory, Tools and Applications (IPTA). – 2015. – С. 87-92.
9 Adaptative Road Lanes Detection and Classification / J. Manuel Collado [и
др.] // Lecture Notes in Computer Science. – 2006. – Т. 4179.51
10 Robust lane detection in urban environments / S. Sehestedt [и др.] // 2007
IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems 2007 IEEE/RSJ
International Conference on Intelligent Robots and Systems. – 2007. – С. 123-128.
11 Lin Q. Real-Time Lane Departure Detection Based on Extended Edge-Linking
Algorithm / Q. Lin, Y. Han, H. Hahn // 2010 Second International Conference on Computer
Research and Development 2010 Second International Conference on Computer Research
and Development. – 2010. – С. 725-730.
12 Lanes Detection Based on Unsupervised and Adaptive Classifier / A.F. Cela [и
др.] // 2013 Fifth International Conference on Computational Intelligence, Communication
Systems and Networks 2013 Fifth International Conference on Computational Intelligence,
Communication Systems and Networks. – 2013. – С. 228-233.
13 Recent progress in road and lane detection: A survey / H. Bar [и др.] // Machine
Vision and Applications. – 2014. – Т. 25. – Recent progress in road and lane detection. –
№ 3. – С. 727-745.
14 A layered approach to robust lane detection at night / A. Borkar [и др.] // 2009
IEEE Workshop on Computational Intelligence in Vehicles and Vehicular Systems, CIVVS
2009 - Proceedings. – 2009. – С. 51-57.
15 Kreucher C. LANA: a lane extraction algorithm that uses frequency domain
features / C. Kreucher, S. Lakshmanan // IEEE Transactions on Robotics and Automation.
– 1999. – Т. 15. – LANA. – № 2. – С. 343-350.
16 Jung S. Efficient Lane Detection Based on Spatiotemporal Images / S. Jung, J.
Youn, S. Sull // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. – 2016. – Т. 17.
– № 1. – С. 289-295.
17 Xiao J. A Real-Time System for Lane Detection Based on FPGA and DSP / J.
Xiao, S. Li, B. Sun // Sensing and Imaging. – 2016. – Vol. 17. – № 1. – P. 6.
18 Ozgunalp U. Lane detection based on improved feature map and efficient
region of interest extraction / U. Ozgunalp, N. Dahnoun // 2015 IEEE Global Conference
on Signal and Information Processing (GlobalSIP) 2015 IEEE Global Conference on Signal
and Information Processing (GlobalSIP). – 2015. – С. 923-927.52
19 Wang Y. Lane detection using spline model / Y. Wang, D. Shen, E.K. Teoh //
Pattern Recognition Letters. – 2000. – Т. 21. – № 8. – С. 677-689.
20 Wang Y. Lane detection and tracking using B-Snake / Y. Wang, E.K. Teoh, D.
Shen // Image and Vision Computing. – 2004. – Т. 22. – № 4. – С. 269-280.
21 Lim K.H. River Flow Lane Detection and Kalman Filtering-Based B-Spline
Lane Tracking / K.H. Lim, K.P. Seng, L.-M. Ang // International Journal of Vehicular
Technology. – 2012.
22 Jung C.R. An Improved Linear-Parabolic Model for Lane Following and Curve
Detection / C.R. Jung, C.R. Kelber // XVIII Brazilian Symposium on Computer Graphics
and Image Processing (SIBGRAPI’05) XVIII Brazilian Symposium on Computer Graphics
and Image Processing (SIBGRAPI’05). – 2005. – С. 131-138.
23 Aly M. Real time detection of lane markers in urban streets / M. Aly // IEEE
Intelligent Vehicles Symposium, Proceedings. – 2008. – С. 7-12.
24 Borkar A. Robust lane detection and tracking with Ransac and Kalman filter /
A. Borkar, M. Hayes, M.T. Smith // Proceedings - International Conference on Image
Processing, ICIP. – 2009. – С. 3261-3264.
25 Detection of lane markings based on ridgeness and RANSAC / A. Lopez [и
др.] // Proceedings. 2005 IEEE Intelligent Transportation Systems, 2005. Proceedings. 2005
IEEE Intelligent Transportation Systems, 2005. – 2005. – С. 254-259.
26 Robust lane markings detection and road geometry computation / A. López [et
al.] // International Journal of Automotive Technology. – 2010. – Vol. 11. – № 3. – P. 395-
407.
27 Chen Q. A Real-time Lane Detection Algorithm Based on a Hyperbola-Pair
Model / Q. Chen, H. Wang // 2006 IEEE Intelligent Vehicles Symposium 2006 IEEE
Intelligent Vehicles Symposium. – 2006. – С. 510-515.
28 Improved river flow and random sample consensus for curve lane detection /
H. Tan [et al.] // Advances in Mechanical Engineering. – 2015. – Vol. 7. – № 7. –
P. 1687814015593866.