ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретико-методологические аспекты формирования управленческой
структуры 11
1.1 Понятие и типы управленческой структуры предприятия 11
1.2. Факторы, определяющие структуру управления 20
1.3. Методы построения структур управления 29
2 Анализ и оценка системы управления ТК ООО "О2" 37
2.1. Анализ логистических систем российских и иностранных транспортных
организаций 37
2.2 Краткая характеристика предприятия 41
2.2. Анализ управленческой структуры транспортной компании ООО ''О2'' 49
3 Совершенствование управленческой структуры транспортной компании ООО'О2» 55
3.1 Формирование инновационной системы управления транспортной
компанией ООО «О2» на основе специализированного программного обеспечения ABM Rinkai TSM 55
3.2 Анализ экономической эффективности от совершенствования на
предприятии ООО «О2» системы управления на базе программного продукта ABM Rinkai TSM 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современной рыночной среде существует множество способов для компании выделиться в огромной массе конкурентов. Но, как правило, все эти решения так или иначе сводятся к принятию конкретных действий и организации мероприятий через управленческие решения. И в конечном итоге, от качества бизнес-процессов и правильно выстроенной управленческой структуры зависит качество и эффективность проводимых мероприятий.
Многие компании вкладывают огромные средства в продвижение, формирование имиджа и развитие комплекса продаж, но не добиваются ощутимого результата лишь потому, что не развивают управленческую структуру в комплексе. Не выстроенное взаимодействие и единое управление в процессах продвижения, производства, продажах и сервисе приводят к снижению общего качества работы компании, с точки зрения клиентов.
Формирование управленческой структуры - основная задача высшего руководства и топ менеджмента организации. На первый взгляд, выстроить все процессы в единую систему не сложно, однако даже в компаниях с численностью до 50 человек это бывает крайне сложно. Объясняется это просто, формирование организационной структуры не равно формирование управленческой структуры.
Безусловно, все подразделения компании работают, ну или по крайней мере должны работать на выполнение единой цели, но при этом, каждое из подразделений или служб имеет собственные цели, обусловленные внутренними задачами и функционалом. У многих подразделений компании от выполнения собственных целей (такое встречается сплошь и рядом в России) зависит премиальное вознаграждение. Это приводит к тому, что руководители подразделений в приоритет ставят цель подразделения выше цели компании.
Как сохранить нацеленность отдельных подразделений на выполнение генеральной цели компании и при этом оставить цели подразделения в качестве важных ориентиров для всех структур организации, вот главный вопрос, которым задается любой руководитель при формировании управленческой структуры. Для ответа на этот вопрос, в первую очередь, нужно разобраться, что же такое управленческая структура. Несмотря на множество понятий от разных научных деятелей и организаций, все они сводятся к единому смыслу. Управленческая структура (структура управления) - это комплекс бизнес процессов, выстроенный между всеми подразделениями компании в единую замкнутую систему, сформированную на основе организационной структуры.
Сегодня нет ни одного рынка, за исключением искусственных монополий, которого бы не коснулся кризис. И в таких условиях нет возможности пренебрегать экономикой организации, пускать процессы на самотек. Грамотные руководители сразу поняли, что лишь бизнес с эффективным управлением имеет все шансы занять лидирующую позицию на рынке и приносить его владельцам устойчивую прибыль.
Пожалуй, что самый ощутимый удар от кризиса и губительных законов, принятых руководством государства выпал на сферу транспортных услуг. Введение дополнительных налогов, постоянный рост цен на горючее и снижение объемов автоперевозок из-за общего спада экономики и проблем в смежных отраслях, привели к тому, что многие компании, которые еще вчера имели устойчивую прибыль, вынуждены сейчас сводить концы с концами, а некоторые совсем были вынуждены приступить к ликвидации. Но этом фоне, совершенствование управленческой структуры может помочь ряду из них выйти в комфортную зону рентабельности.
Целью данной выпускной квалификационной работы - является определение недостатков и слабых мест существующей управленческой структуры ООО «О2», и на базе полученной информации усовершенствовать текущую управленческую структуру для повышения эффективности деятельности организации.
Объектом исследования является управленческая структура ООО «О2».
Предметом исследования является транспортно-логистическая компания ООО «О2».
В ходе разработки данной работы были решены следующие задачи:
1. Сформирована методико-теоретическая база аспектов формирования управленческой структуры;
2. Проведен анализ деятельности компании ООО «О2», определены слабые и сильные стороны текущей управленческой структуры;
3. Сформирована программа по совершенствованию управленческой структуры и проанализированы затраты на ее реализацию в двух возможных вариантах ее реализации;
4. Проведен анализ эффективности от резолюции мероприятий по совершенствованию управленческой структуры, проведен анализ рисков.
Новизна метода совершенствования управленческой структуры с помощью внедрения специализированного программного обеспечения, основана на использовании передовых технологий управления процессами. Такие методы широко используют иностранные компании для формирования отлаженной системы управления и возможностью мониторинга всех единиц управления из одного центра управления. Многие американские компании (такие как Американ экспресс, Макдональдс и кока-кола) давно доверяют логистику специальным программным продуктам, способным одновременно формировать задания и отгрузки в сотни мест назначений.
Внедрение данного метода на предприятии ООО «О2» уже по итогам первого квартала 2018 года начал давать ощутимые результаты. Объем выполненных заказов увеличился на 12%, и это при том, что программа еще находится на стадии отладки. Со стороны клиентов отмечается положительная динамика работы предприятия в целом.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В первой главе выпускной квалификационной работы описываются теоретические аспекты формирования управленческой структуры, разбор понятий, основных видов и типов управленческой структуры и методы формирования организационных структур. В ходе анализа материальной базы научных исследований в области управления и формирования управленческих структур были использованы работы таких ученых как Е.В. Либкинд, Н.Е. Рябикова, В.А. Чепурин,Ю. Лехто, А. Матвеенко, Глущенко В.В., Глущенко И.И.,И. Асташкина, B. Мишин.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ текущей деятельности компании ООО «О2», её управленческой структуры, определены сильные и слабые стороны существующей системы управления.
В третьей главе изложены два возможных варианта реализации мероприятий по совершенствованию управленческой структуры. Один из них основывается на классическом подходе адаптации организационной структуры компании к текущим реалиям и выстраивании бизнес-процессов под измененную структуру. Второй же метод основан на инновационном подходе изменения управленческой структуры за счет внедрения специализированного программного продукта, служащего центром координации бизнес-процессов. По итогам работы проведен сравнительный анализ методов совершенствования управленческой структуры, обоснован выбор инновационного метода на основе внедрения специализированного программного обеспечения.
Проект по совершенствованию управленческой структуры транспортно-логистической компании ООО «О2» не просто позволит увеличить объем оказываемых услуг, а вследствие чего и прибыль копании, но и повысить стратегическую устойчивость предприятия на рынке грузоперевозок.
Это удалось в том числе благодаря глубокой проработке всех теоретических аспектов формирования управленческих структур, методов анализа качества бизнес-процессов и определению сильных и слабых сторон тех управленческих структур в зависимости от их видов.
Изучение теоретических аспектов формирования управленческой структуры позволило наиболее объективно подойти к анализу деятельности компании и правильно оценить уровень ее структуры управления. Виды управленческих структур, выведенные в схемы взаимодействия, позволили подобрать наиболее оптимальный метод и вид управленческой структуры.
Транспортно-логистическая компания ООО «О2», несмотря на большой опыт работы в сфере транспортных услуг, в условиях нестабильной экономической ситуации подвержена критическим рискам потери доли рынка и угрозам ухода с рынка вообще.
Все эти аспекты обусловлены неспособности ООО «О2» гибко реагировать на изменения внешней среды и обеспечивать потребности в автоперевозках в требуемых объемах.
Управленческая структура транспортной компании ООО ''О2'', нацеленная на массовые перевозки от ограниченного количества клиентов не способна эффективно функционировать в условиях большого количества заказчиков с широким спектром заявок. Адаптация имеющейся структуры управления приведет к значительному увеличению персонала, что ставит под вопрос экономическую целесообразность адаптации компании к текущим реалиям.
По итогам проведенного анализа, удалось разработать два возможных метода реализации совершенствования управленческой структуры ООО «О2».
Целью проектов, независимо от метода их исполнения является - формирование единой отлаженной системы управления, для обеспечения ритмичных поставок услуг логистики с оптимальным показателем прибыли при максимальном объеме оказания услуг.
Сопоставляя расчеты показателя рентабельности при совершенствовании структуры управления с помощью внедрения специализированного программного продукта и формировании продуктовой структуры управления, можно сделать вывод, что оба этих изменения пойдут для организации на пользу, однако наиболее выгодным для компании является именно совершенствование управленческой структуры на базе внедрения специализированной логистической программы ABMRinkaiTSM.
Уже на стадии формирования потребности ресурсов, была очевидна разница затрат на внедрение каждой из программ. В случае использования программного обеспечения, сумма разовых затрат превышала ежегодные, и в общем затраты на внедрение в первый год составит 2 343 200 руб. Затраты на внедрение программы совершенствования системы управления через реструктуризацию организационной структуры составила 4 359 200 руб., при этом 94% это ежегодные затраты на реализацию проекта, которые будут присутствовать на протяжении всего срока реализации и действия проекта.
Оба метода (на основе внедрения специализированного программного продукта и продуктовая структура) показали свое преимущество в сравнении с текущей линейной структурой управления, однако наиболее оптимальным методом является именно инновационный метод, основанный на внедрении программного продукта ABMRinkaiTSM. Несмотря на то, что оба метода способствуют повышению имиджа компании как надежного поставщика транспортных услуг, инновационный метод все же является более перспективным, надежным и эффективным.
1. АникинаБ.А. Логистика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 165 с.
2. Абрамова И.Г. Персонал - технология менеджера.Л.:2009. - 219 с.
3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда :Учебник для вузов.- М.:ЮНИТИ,2012. - 189 с.
4. Белецкий И.П. Кадровый потенциал организаторов производства.Мн.:2О10. - 201 с.
5. Вейл П. Искусство менеджмента.М.:2009. - 312 с.
6. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.:Юрист, 2013. - 134 с.
7. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности “Менеджмент”.М.:МГУ, 2012. - 231 с.
8. Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики.М.:Дело, 2009. - 121 с.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2010. - 234 с.
10. Дафт Р.Л. Менеджмент - СПб.: Издательство "Питер", 2010. - 312 с.
11. Егоршин А.П.Управление персоналом. - Н.Новгород:НИМБ, 2011. - 167 с.
12. Жильнер Б.З. Теория организации. М.2008. - 213 с.
13. Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии (Персональный менеджмент).М.: 2014. - 254 с.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.2011. - 231 с.
15. Ладанов И.Д. Практический менеджмент.М.: 2012. - 165 с.
16. М.Мескон, М.Альберт Основы менеджмента.- М.:Дело,2014. - 256 с.
17. Максвелл Д. Шеф и его команда. С-Пб.2008. - 217 с.
18. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. Москва-Новосибирск.: 2016. - 244 с.
19. Мескон М. Основы менеджмента. М.2011. - 218 с.
20. Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник для студентов вузов. - М.:Издательство "МИК", 2013. - 112 с.
21. Рофе А.И., Стрейко В.Т., Б.Г. Збышко Экономика труда учебник для вузов/Под ред. проф. А.И. Рофе. - Издательство "МИК",2О10. - 219 с.
22. Семиков В.Л. Менеджер. Советы и рекомендации.М.:Вузовская книга. 2014. - 199 с.
23. Смолкин А.Н. Основы организации. М.2012. - 233 с.
24. Справочник директора предприятия. Под ред. М.Г. Лапусты. М.2010. - 222 с.
25. Удальцова М.В. Социология управления. Учебное пособие. Москва- Новосибирск:2011. - 256 с.
26. Хэмфриз Д. Как управлять людьми на работе. Практическое пособие по руководству (пер. с английского). Издательство “Урал LTD”, 2014. - 167 с.
27. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Москва: ЗАО “Бизнес-школа “Интел- Синтез”, 2012. - 221 с.
28. Шуванов В.И. Социальная психология менеджера. Москва: ЗАО “Бизнес- школа “Интел-Синтез”, 2014. - 265 с.
29. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2016. - 210 с.
30. НерушЮ.М. Модели и методы теории логистики/ Под ред. В.С. Лукинского.-СПб., 2013.
31. Сергеева В.И. Логисика в бизнесе.-М., 2011. - 214 с.
32. Смехов А.А. Введение в логистику. - М.: Транспорт, 1993.
33. Лехвинский Н.С. Транспортная логистика: Учебное пособие. - М.: Бранусс, 2016. - 116 с.
34. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2013. - 321 с.
35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИП «Экоперспектива», 2017, - 498 с.
36. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. - СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2009. - 768 с.
37. Пудич В.С. Терешкин В.С., Ачкасова Е.В. Транспортные операции по курсу РУР. Учебное пособие / РХТУ им.Д.И. Менделеева, Новомосковский институт, Новомосковск, 2010. - 123 с.
38. Резер С.М. Оптимизация процессов грузовых перевозок. - М.: Наука, 2011. - 296 с.
39. Шафиркин Б.И. Единая транспортная сеть и взаимодействие различных видов транспорта. - М.: Высшая школа, 2012. - 240 с.
40. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для ВУЗов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 389 с.
41. Голованенко С.Л. Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта. - М.: Транспорт, 2015. - 320 с.
42. Ходош М.С. Грузовые автомобильные перевозки. - М.: Транспорт, 2013. - 256 с.
43. Каплан Т.Л. Пути улучшения использования основных
производственных фондов на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 2017. - 136 с.
44. Артемьев С.П. Перевозки грузов автомобильным транспортом. - М.: Транспорт, 1995. - 248 с.
45. Лохов А.Н. Организация управления на автомобильном транспорте. Опыт. Проблемы. Перспективы. - М.: Транспорт, 1997. - 272 с.
46. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2016.
47. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 2015. -84с.
48. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 2012. - 128с.
49. Миротина Л.Б. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 512 с.